Научная статья на тему 'Экспортостимулирующая модель механизма управления внешнеэкономической деятельностью (на примере сша)'

Экспортостимулирующая модель механизма управления внешнеэкономической деятельностью (на примере сша) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
281
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайловский Петр Васильевич

В статье освещаются вопросы становления и формирования механизма стимулирования экспорта США. Выделяются факторы и условия, влияющие на развитие экспорта, анализируется эффективность государственного экспортного стимулирования. Подчеркиваются актуальность и важность государственного вмешательства в экспортный сектор экономики США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Михайловский Петр Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспортостимулирующая модель механизма управления внешнеэкономической деятельностью (на примере сша)»

Петр Васильевич Михайловский

Кандидат экономических наук, доцент, декан факультета менеджмента и международных экономических отношений Уральского государственного экономического

ЭКСПОРТОСТИМУЛИРУЮЩАЯ МОДЕЛЬ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

(на примере США)

В последние два десятилетия роль мирохозяйственных связей в экономическом развитии США качественно изменилась. Обладая огромным, многосекторным внутренним рынком при высокой степени обеспеченности сырьевыми ресурсами, США долгое время были достаточно экономически «закрытой» страной. Преобразования в национальном хозяйстве в 80-90-е годы сопровождались формированием разветвленной системы внешнеэкономических связей. В современном мире не может быть эффективной экономика, отгороженная от мировых рынков. Для США переход от традиционного относительно автономного к более открытому типу хозяйства проявляется прежде всего в быстром росте объемов внешней торговли, увеличении миграции капитала, расширении участия в международной производственной кооперации и научно-техническом обмене. Это отнюдь не устраняет конкуренцию на мировых рынках, но придает ей новые формы как важного фактора экономического роста. Американские компании заметно активнее идут на торговые, кооперационные и другие связи с иностранными фирмами, на бизнес с зарубежными партнерами как у себя в стране, так и за границей.

США настойчиво ищут оптимальные пути поддержки экспорта и защиты национальных производителей от внешних конкурентов. В этом ключе выдержан принятый в 1988 г. «Комплексный закон о торговле и конкурентоспособности».

В начале XXI века американская экономика развивается в условиях глобализации рынков. Товары, технологии, капиталы компаний и банков США все более ориентируются на мировую экономику. В то же время огромный внутренний рынок страны превращается в один из важнейших факторов развития мирохозяйственных связей, за него борются ведущие

компании стран Западной Европы, а также Японии и других индустриально развитых стран.

США занимают особое место лидера в современной мировой экономике. Их национальное хозяйство по масштабам намного превосходит национальные хозяйства других стран. Уровень развития производительных сил, структура американской экономики, ее научно-технический потенциал, степень национальной конкурентоспособности влияют на всю систему мирохозяйственных связей. Более того, американская модель экономического роста служила образцом сначала для многих развитых стран, а затем, со значительными модификациями, и для новых индустриальных государств. Развитие экономики США во многом предопределяет направления преобразований в мировом хозяйстве в целом.

США - крупнейший в мире производитель промышленных товаров и услуг. Доля страны в мировом производстве продукции новейших технологий составляет около 45%. На США приходится более 25% совокупного ВВП мира. Страна производит более 400 млн т зерновых культур, из которых более половины экспортируются. Ее внешнеторговый оборот составил в 1999 г. 1430 млрд дол. (против 864 млрд дол. в ФРГ и 760 млрд дол. в Японии). На долю США приходится 12,6% мирового экспорта, в том числе 11,5% мирового промышленного экспорта, 13,5% экспорта машин и транспортного оборудования, 13% экспорта химической продукции [1. С. 30-34].

Формирование механизма управления внешнеэкономической деятельностью США началось в период Великой депрессии 1934 г., когда был учрежден «Эксимбанк Вашингтона» (с 1968 г. - Экспортно-импортный банк США). Он был создан как банковская корпорация, организованная в соответствии с законами округа Колумбия, и стал функционировать как независимое правительственное ведомство после принятия закона об «Эксимбанке».

Главная цель деятельности банка - финансирование внешнеторговых операций США, однако в законе 1945 г. оговорено, что «Эксимбанк» должен дополнять и содействовать участию частного капитала в финансировании внешнеторговых операций и не конкурировать с частным капиталом.

Частные банки страны-экспортера ограничены в кредитовании экспорта уровнем ставки ссудного процента, а следовательно, необходима помощь государства, в частности посредством «Эксимбанка», в распоряжении которого находятся предоставляемые государством средства для кредитования экспорта на более выгодных условиях.

Основными видами финансирования банком внешнеторговых операций являются предоставление кредитов и гарантий по экспорту и страхование экспортных кредитов. Лимит полномочий банка по выдаче кредитов и гарантий устанавливается в законодательном порядке и составляет в настоящее время около 40 млрд дол. США по выдаче прямых кредитов и 25 млрд дол. США по предоставлению экспортных гарантий и страхованию

экспортных кредитов. «Эксимбанк США» осуществляет следующие виды экспортного стимулирования:

1. Предоставляет финансовые ресурсы, дополняющие частный капитал и увеличивающие финансовые ресурсы покупателей.

2. Гарантирует и страхует экспортные кредиты частных банков от политических и коммерческих рисков, что позволяет привлекать частные капиталы к финансированию экспортных поставок (особенно при экспорте в развивающиеся страны).

3. Предоставляет кредиты под более низкий процент по сравнению с кредитами частных банков, что повышает конкурентоспособность американских экспортеров.

С точки зрения стимулирования кредиты банка под низкий процент в 70-е годы приобрели наибольшее значение как фактор повышения конкурентоспособности, предоставления гарантий и страхования от политических и коммерческих рисков, как форма привлечения частного капитала в США, в странах Западной Европы, а также в Японии. Соответственно снижалось значение «Эксимбанка» для роста экспорта как источника дополнительных финансовых ресурсов.

Активизация деятельности «Эксимбанка» проявилась в росте его ежегодных полномочий. Так, в 1971-1979 гг. ежегодные полномочия банка возросли с 5,4 до 9,5 млрд дол. США, в том числе по выдаче прямых кредитов с 2,4 до 4,5 млрд дол. США, а доля ежегодных кредитов увеличилась с 44 до 47% соответственно [2. С. 8].

При ослаблении конкурентных позиций американских экспортеров принимались меры, направленные на ослабление преимуществ конкурентов за счет льготного финансирования, проводимого их государствами. Работа велась по двум направлениям. С одной стороны, Администрация США стремилась приблизить условия государственного экспортного финансирования в других промышленно развитых странах к уровню рынка частных капиталов и по срокам кредитования, и по ставке ссудного процента. В этих целях в рамках Организации экспортного сотрудничества и развития были проведены многосторонние переговоры, на которых США добивались увеличения ставки ссудного процента кредитования по государственным экспортным кредитам стран Западной Европы и Японии.

В начале 1978 г. «Эксимбанком США» было подписано соглашение с аналогичными органами других стран-членов ОЭСР. Соглашением ограничивалась конкуренция между государственными органами промышленно развитых стран в области экспортного финансирования, а также устанавливались следующие ограничения при предоставлении экспортных кредитов:

а) минимальный размер авансового платежа в размере 15% контрактной цены товара;

б) рассрочка платежа на срок не более 8-10 лет в зависимости от уровня развития страны-покупателя;

в) минимальный процент за кредитование в размере 7,25-7,75% на срок от 2 до 5 лет; 7,75-8,0% - на срок от 5 до 8,5 лет и 7,5% - на срок от 8,5 до

10 лет в зависимости от уровня развития страны-импортера.

Однако соглашение не устраняло конкуренцию, и выполнение его условий не являлось обязательным для участников, каждый их которых мог выйти за рамки ограничений, известив об этом других за 60 дней.

Правительство США начало проводить мероприятия по увеличению объема кредитов и гарантий, предоставляемых «Эксимбанком» американским экспортерам. Были приняты меры по максимальному использованию полномочий, и за первые 4-5 месяцев 1978 финансового года «Эксимбанк» выдал кредитов на общую сумму 968 млн дол. США, что на 52% превышало сумму всех займов, выданных банком за соответствующий период предшествовавшего года [3. Р. 1].

В последующие годы был увеличен размер ежегодных полномочий банка, особенно в сфере кредитования. Если в 1977 г. полномочия по прямым кредитам составляли 1,2 млрд дол. США, то в 1978 г. - 3,4 млрд дол. США и в 1979 г. - 3,75 млрд дол. США.

Деятельность «Эксимбанка США» являет собой разновидность скрытого государственного субсидирования экспорта. Банк предоставляет экспортные кредиты под более низкий процент по сравнению с частными банками за счет того, что получает средства не из бюджетных ассигнований, а в виде займа министерства финансов, которое размещает займы на рынке частных капиталов сроком на 5 и 8 лет. При этом банк оплачивает министерству финансов проценты за пользование кредитом, которые на 0,125 процентного пункта превышают ссудный процент, выплачиваемый министерством своим кредиторам. Поэтому прямого бюджетного финансирования не происходит. Ссудный процент по государственным займам ниже, чем по частным, и это дает возможность «Эксимбанку» предоставлять льготные кредиты и уменьшает издержки экспортеров.

По оценкам бюджетного управления Конгресса США, в середине 70-х годов, когда размер начислений по кредитам «Эксимбанка» составлял в среднем 6%, а рыночный ссудный процент - 12%, размер ежегодной скрытой субсидии американского экспорта достиг 638 млн дол. США. С учетом роста в конце 70-х годов ссудного процента частных банков США до 20%, тогда как ссудный процент «Эксимбанка» составлял около 10%, размер ежегодной субсидии экспортерам в тот же период оценивался более 1 млрд дол.

США [4].

Важнейшей характерной чертой экспортного финансирования, как и других форм экспортного стимулирования, является его ориентация на крупных экспортеров: в конце 70-х годов около 70% прямых займов банка приходилось на семь крупнейших компаний: «Боинг», «Вестингауз»,

«Макдоннел Дуглас», «Комбасчен инжиниринг», «Локхид», «Вестерн Электрик» и «Дженерал Электрик».

В американской прессе широко обсуждались проблемы экспортного стимулирования, затрагивался вопрос о его эффективности. За усиление стимулирования выступали представители крупных корпораций; они мотивировали свою позицию тем, что возникший в результате государственного стимулирования дополнительный экспорт способствует разрешению таких проблем, как недоиспользование производственных мощностей, безработица, дефицит торгового баланса. Вместе с тем многие экономисты выступали против расширения государственного экспортного стимулирования, ссылаясь на его низкую эффективность и называя механизм государственного экспортного стимулирования механизмом перекачивания денег налогоплательщиков в пользу большого бизнеса.

Споры вызывал и вопрос об эффективности деятельности «Эксимбанка». На слушаниях о продлении срока действия закона 1945 г. об «Эксимбанке США» он был признан единственным правительственным инструментом, способным обеспечить рост экспорта и исправить торговый дефицит. Сторонники расширения деятельности банка ссылались на то, что государственные органы стран Западной Европы и Японии, финансирующие экспорт, предоставляют своим экспортерам более выгодные условия (в частности, кредитование под более низкий процент), что снижает конкурентоспособность американских товаров и ведет к потере экспортных заказов. Поэтому государство путем финансирования через «Эксимбанк» должно ликвидировать это преимущество иностранных конкурентов.

Противники государственного экспортного стимулирования утверждают, что, субсидируя экспортную сделку, государство снижает расходы иностранного покупателя и этим уменьшает национальное богатство, отдавая его часть другим странам. «Иностранный потребитель получает непредвиденный доход, финансируемый американским налогоплательщиком» [5. P. 76]. Что касается дополнительного экспорта, то здесь, по мнению экономистов, должна идти речь не об увеличении физических единиц экспортируемых товаров, а о росте доходов от экспорта для оплаты импорта.

Экспортное финансирование эффективно с точки зрения увеличения экспорта за счет обеспечения экспортерам конкурентных условий финансирования. В 1977 финансовом году дополнительный экспорт благодаря прямым кредитам банка составил около 3,5 млрд дол. США, или 2,8% всего объема экспорта. В 1978 г. дополнительный экспорт составил 3,1 млрд дол., или 2,2% всего экспорта США.

Такая форма государственного экспортного стимулирования, как налоговые льготы применяется в США с 1941 г., когда были введены налоговые льготы для компаний-экспортеров, однако они предоставлялись только при экспорте в страны Западного полушария компаниям, квалифицировавшимся как «Торговые корпорации Западного полушария»,

торгующим со странами Западного полушария и, в первую очередь, со странами Латинской Америки.

В 1971 г. после принятия закона о доходах применение этой формы государственного экспортного стимулирования было расширено. Налоговые льготы стали предоставляться всем компаниям, 95% оборота которых приходится на экспорт. Их квалифицировали как «Национальные экспортные торговые корпорации» (Domestic International Sales Corporation). Льготы получили название «Диск»; они состоят в отсрочке выплаты федерального налога на прибыль до тех пор, пока эта прибыль не будет распределена между держателями акций [6].

Льготы экспортерам стимулировали приток капитала в сферу производства и сбыта экспортной продукции за счет относительного сокращения экспорта капитала. Это было связано с тем, что заграничные прибыли американских корпораций облагались налогами после их перевода в США. Таким образом, экспортеры капитала, задерживая перевод прибылей в США, обеспечивали себе отсрочку в выплате федерального налога на прибыль. Предоставление экспортерам товаров отсрочки в выплате налога на прибыль устранило преимущества экспортеров капитала, стимулировало рост производства для экспорта, что способствовало решению проблем занятости. Такой порядок льготного налогообложения означает, что компании достаточно для получения льгот создать дочернюю компанию, специализирующуюся на экспорте товаров материнской компании. Не выплаченную в качестве налога часть прибыли дочерняя может перевести материнской компании после завершения финансового года, и эта прибыль подлежит выплате по истечении следующего финансового года. Американские экспортеры получили возможность путем создания дочерних компаний получать беспроцентные кредиты за счет федерального бюджета, что представляет собой разновидность скрытого субсидирования. Так, в середине 70-х годов пользование льготами в течение трех лет приносило компаниям выгоды, равные уменьшению федерального налога на прибыль с 48 до 36% [6. Р. 69].

Введение льгот усилило позиции американских экспортеров в ценовой конкуренции, устранило преимущества фирм других промышленно развитых стран за счет предоставления их государствами таких налоговых льгот, как возврат налогов на экспортную продукцию, отсрочки в уплате налогов и налоговые скидки. Льготы получили в США широкое распространение. К концу 70-х годов количество компаний, квалифицированных как «Диск», составило 11 тыс., на их долю приходилось 75% американского экспорта [7. Р. 10].

По оценкам министерства финансов США, размер ежегодно недополучаемых налогов на прибыль в связи с предоставлением льгот «Диск» возрос за 1972-1982 гг. с 0,1 до 1,7 млрд дол. США, а их общая сумма за десять лет составила около 12 млрд дол. США [8. P. 6].

В 70-е годы в США была предпринята попытка дать оценку стимулирующего эффекта налоговых льгот «Диск» на рост экспорта.

Результаты анализа, проведенного министерством финансов, показали, что с июля 1972 г. до июня 1974 г. рост экспорта благодаря налоговым льготам составил 4,6 млрд. дол. США [8. Р. 13].

Аналогичная работа была проведена исследовательской службой конгресса США. Полученные ею данные оказались значительно меньше -1,4 млрд дол. США дополнительного экспорта за тот же период. По данным министерства торговли США, в 1975 финансовом году дополнительный экспорт благодаря льготам «Диск» составил около 2% годового объема экспорта (2,1 млрд дол. США) [8. Р. 6].

Сопоставив оценки, можно заключить, что благодаря налоговым льготам дополнительный экспорт США в середине 70-х годов составил около 2,5-3 млрд дол. США в год, или 2,5-3% объема американского товарного экспорта.

Оценка эффективности форм экспортного стимулирования позволяет сделать следующий вывод: проводя мероприятия скрытого государственного финансирования (такие, как налоговые льготы «Диск»), финансированные «Эксимбанком США»), кредитуя другие страны, американское государство увеличило товарный экспорт. Так, во второй половине 70-х годов объем дополнительного экспорта, по американским оценкам, составил в среднем за год 6,5-7 млрд дол. США, или около 6,5-7% ежегодного объема экспорта промышленной продукции США. Размер субсидий экспортерам достиг в этот период около 2 млрд дол. США в год за счет налоговых льгот и экспортного финансирования [4].

В настоящее время для США серьезной проблемой является значительное превышение импорта над экспортом. Основными источниками несбалансированности внешних связей служат пассивы в торговле с Японией, странами Западной Европы и новыми индустриальными странами. Хотя в последние годы этот дефицит и сократился, но вопрос о выравнивании торговых потоков остается одним из самых острых для США. В отдельные годы темпы роста импорта страны вдвое превышали темпы увеличения экспорта. В результате в 1998 г. дефицит внешнеторгового баланса страны превысил 120 млрд дол. [9. С. 10-15]. В связи с этим американская администрация усиливает меры по стимулированию экспорта: принята государственная программа консультационной помощи американским экспортерам по поводу особенностей отдельных зарубежных рынков; развернулась широкая кампания по преодолению барьеров для товаров на рыках Японии, Китая и других индустриальных стран.

Литература

1. Monthly Bulletin of Statistics. N.Y. 2000. Vol. LIV. № 5.

2. Савин С.Ю. «Эксимбанк» сегодня: роль и задачи в конкурентной борьбе // США: экономика, политика, идеология. 1982. № 6.

3. Commerce America. 1978. March 27.

4. Congressional Quarierly. 1981. July 11.

5. Fortune. 1980. August 25.

6. Feinschreiber R. Tax Incentives for US Exports. Oceana Publications. N.Y., 1975.

7. Business America. 1979. October 8.

8. US Government Involvement in Commercial Exports: Programs, Goals and Budgetary Coasts. Wash., 1977.

9. Прогноз развития основных отраслей и секторов мирового хозяйства / Ин-т мировой экономики и междунар. отн-ний РАН. М., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.