Секция «Актуальные проблемы экономической теории и регионалистика »
краткосрочные кредиты. Кредитование осуществляется путем выплат из специальных фондов, рефинансирования, субсидирования или страхования. Реализуется через банки и межправительственные банковские организации, создание специальных фондов кредитования.
3. Страхование экспорта осуществляется через предоставление государственных гарантий на экспортные кредиты. Гарантии выдаются банкам, предоставляющим экспортные кредиты. Страхование покрывает не только традиционные коммерческие, но и политические риски.
4. Налоговые и таможенные льготы предоставляются путем освобождения экспортеров от уплаты прямых или косвенных налогов. Возможно снижение налога с фирм, создающих заграничные филиалы, исключение из налогообложения расходов на исследования, ведущие к созданию сбытовых филиалов за границей, освобождение от налогов на
комплектующие и материалы, использованные в производстве экспортных товаров, создание необлагаемых налогом денежных фондов развития экспорта, снижение и возврат таможенных пошлин.
С учетом всего комплекса факторов, определяющих состояние и перспективы российского экспорта, очевидна необходимость неотложных шагов по формированию целостной системы мер государственного стимулирования экспорта, которые, с одной стороны, будут способствовать эффективному преодолению существующих проблем и препятствий в экспортной деятельности, а с другой стороны, позволят максимально использовать в интересах развития экспорта происходящие позитивные перемены в экономике и внешнеэкономической политике России.
© Сидорова Ю. В., Цветцых А. В., 2010
УДК 65.011.8
Е. В. Сомова, М. А. Котолкян Научный руководитель - А. В. Цветцых Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ТЕАТРАЛЬНЫХ УСЛУГ МОЛОДЕЖНОЙ АУДИТОРИЕЙ
Представлены результаты исследования рынка театральных услуг для молодежи города Красноярска.
Использование маркетинговых технологий становится все более востребованным во многих областях общественной деятельности, в том числе в сфере театрального искусства. Однако прежде чем предпринимать конкретные маркетинговые действия в театральном деле, необходимо изучить целевую аудиторию с помощью специальных методов маркетингового исследования, иметь представление об его потребностях. В настоящее время сложилась ситуация снижения ин6тереса у молодежи к театральным услугам. Это связано, во-первых, с общим снижением культурного уровня современного общества в целом и молодых людей в частности. Во-вторых, со значительным развитием рынка рекреационных услуг (кинотеатров, развлекательных центров, ночных клубов, боулингов и т. д.), которые являются основными конкурентами музеев, театров, библиотек у этой категории потребителей. В-третьих, с недостаточным финансированием государственных учреждений культуры, а также с отсутствием соответствующих знаний в маркетинговой деятельности среди сотрудников этих учреждений.
Проведенные исследования были получены следующие результаты.
1. Формирование портрета потребителя театральных услуг среди молодежной аудитории.
В ходе исследования в театре было опрошено 35 % мужчин и 65 % женщин, из них 30 % - молодежь в возрасте от 18 до 19 лет, 48 % - 20-25 лет и
22 % в возрасте от 26 до 30 лет. Причем, как показали результаты исследования, 77% опрошенных респондентов проживают в г. Красноярске, а 23 % - это гости города. По роду занятий респонденты распределились следующим образом: 54 % - студенты; 24 % - служащие, 20 % - рабочие и 2 % - безработные. Характеристики выборки представлены графически (рис. 3-5). Таким образом, портрет потребителя театральных услуг среди молодежной аудитории. Это женщина 20-25 лет, студентка, постоянно проживающая в г. Красноярске.
2. Частота посещения театра молодежью. В целом у молодежи наблюдается неравномерная частота посещения театра. Так, общее количество ответов с высокой частотой посещения (от «раз в месяц» до «раз в два-три месяца») составляет у театралов 46 %, а у потенциальных потребителей - всего 20 %. Данные также позволяют сделать вывод о том, что востребованность театральных услуг у группы «театралы» существенно выше, чем у группы «потенциальные потребители». Наиболее популярными ответами о частоте посещения у «театралов» были «раз в месяц» (23 %), «раз в два-три месяца» (23 %) и «раз в полгода» (22 %). А у «потенциальных потребителей» театральных услуг наиболее популярными ответами были «раз в несколько лет» (35 %), «раз в полгода» (24 %) и «раз в год» (20 %). Студенты являются основными представителями молодежи в театре.
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
3. Причины непосещения театра молодежью. Основными причинами непосещения театра молодежью являются дефицит свободного времени и предпочтение других культурных учреждений.
4. Источники информации о театральных услугах (постановках и спектаклях). Как показали результаты исследования, наиболее популярным источником информации о театральных услугах для двух групп респондентов является театральная афиша. Далее ответы распределились следующим образом. Для группы «театралы»:
- друзья, знакомые, родственники, т. е. «сарафанное радио» (25 %);
- Интернет (13 %).
Совсем другая картина наблюдается у группы респондентов - «потенциальные потребители»:
- сотовый телефон (28 %);
- телевидение (24 %);
- газеты (22 %);
- интернет и «сарафанное радио» - по 20 %.
5. Факторы, обусловливающие интерес молодежи к театру. Для эффективного продвижения театральных услуг молодежной аудитории необходимо владеть информацией о том, что может вызвать интерес молодежи к театру и его продуктам. Интерес у молодежи к спектаклям вызывают актерский состав спектакля и рекомендации знакомых, друзей, родственников, распространителей. Еще один фактор, способный возбудить внимание молодежи к театру для группы «потенциальные потребители» - это бесплатные билеты, подарки.
6. Жанровые предпочтения молодежи. Полный маркетинг театральных услуг для молодежной аудитории невозможно осуществлять не выявив предпочтения потребителей в отношении жанров театральных постановок. Ответы респондентов на вопрос: «Какие театральные жанры вы предпочитаете?» выявил следующие результаты. Абсолютным лидером по популярности среди театральных жанров у молодежи является комедия. Этот ответ выбрал 51 % «театралов» и 74 % «потенциальных потребителей». Следует отметить, что этот жанр молодые люди предпочитают независимо от пола, возраста и социального положения. Второй по популярности театральный жанр - драма - соответственно 27 и 48 %. Третью строчку среди наиболее популярных театральных жанров у молодежи занимает трагедия - соответственно 13 и 27 %. Следует отметить также, что «театралы», в отличие от «потенциальных потребителей» более категоричны в выборе наиболее привлекательных жанров, именно эта группа респондентов чаще выбирала какой-то один любимый жанр в отличие от группы респондентов -
любителей, у которых таких, как правило, было несколько.
Выводы по результатам исследования. Результаты исследования показали, что основным источником информации для молодежи о театральных услугах является афиша. В этой связи основное внимание при информировании зрителей необходимо уделить этому информационному источнику. По результатам личного наблюдения, афиши следует делать более привлекательными по форме (использовать более яркое, красочное оформление, привлекательный для молодежи дизайн) и в достаточной степени информативными по содержанию (разместить информацию о сайте, месте расположения театра, круглосуточной справочной службе, возможности бронирования билетов, скидках и программах лояльность).
Помимо афиш более активно следует использовать привлекательные для молодежной аудитории средства информации, такие, как сайт театра, электронная почта, информирование посредством сотовой связи, круглосуточная справочная служба, более тщательно доводить до сведения молодежи о возможностях использования такого рода информационных источников.
В отношении ценовой политики можно предложить использовать систему бонусов - «карта театрала» или «контрамарка почетного зрителя», позволяющую накапливать скидки или получать дополнительные премии, бонусы (например, в виде бесплатного билета) по мере посещения театра.
Кроме того, необходимо проводить мероприятия в области информирования благожелательного отношения молодежи к театру с помощью использования различных РЯ-компаний, например, проводить интеллектуальные и творческие игры, конкурсы среди молодежи под эгидой театра, причем эти мероприятия следует осуществлять, в том числе, и для самых юных зрителей - дошкольного и школьного возраста, например, проводить конкурсы рисунков или открыть Детскую студию театрального мастерства.
В целом проведенное исследование позволяет констатировать, что современный театр может использовать практически весь маркетинговый инструментарий для привлечения молодежной аудитории, успешное использование которого требует принимать во внимание специфику этой целевой группы, учитывать присущие ей особенности в потреблении театральных услуг.
© Сомова Е. В., Котолкян М. А., Цветцых А. В., 2010