Научная статья на тему 'Тенденции развития театрального дела в Москве в начале XXI в'

Тенденции развития театрального дела в Москве в начале XXI в Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC-ND
288
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Круковская А.В.

The article was written in the context of sociology of art. The author's researches conducted during the preriod from 2005 to 2007 was underline the article. This work was dedicated to analysis of the main tendecies of theatre development in modern Moscow and also social functioning of theatre. Besides the features of mutual relation of creative collective inside and its interaction with public are considered in this article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The trends of the theatre development in Modcow in the beginning of the XXI century

The article was written in the context of sociology of art. The author's researches conducted during the preriod from 2005 to 2007 was underline the article. This work was dedicated to analysis of the main tendecies of theatre development in modern Moscow and also social functioning of theatre. Besides the features of mutual relation of creative collective inside and its interaction with public are considered in this article.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития театрального дела в Москве в начале XXI в»

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ДЕЛА В МОСКВЕ в начале XXI века

А.В. Круковская

Темп жизни в последние время становится все стре-

мительнее, что в свою очередь приводит к повышению как интеллектуальной, так и эмоциональной нагрузки на человека. Следствием этого является повышенная потребность в отдыхе и развлечении, и, соответственно, происходит постепенное перерождение основных функций театра, в частности как проводника идейно-нравственных ценностей; театр приобретает в первую очередь именно развлекательные функции.

Театр соединяет в себе целый ряд функций, как эстетических, так и внеэстетических, это специфический способ познания действительности, он служит средством отдыха и развлечения, может рассматриваться и как средство пропаганды, воспитания и внушения. Одной из важнейших функций театра является художественная, эстетическая функция, которая подразумевает способность театра конкретно-чувственно отражать жизнь и влиять на духовный мир человека. Однако, по мнению многих ученых, работающих в области социологии искусства, сейчас происходит выдвижение на основные позиции развлекательной функции, хотя, конечно, она всегда считалась крайне важной. К.С. Станиславский писал: «Не будем говорить, что театр - школа. Нет, театр - развлечение. Нам не выгодно выпускать из наших рук этого важного для нас элемента. Пусть люди всегда ходят в театр, чтобы развлекаться. Но вот они пришли, мы закрыли за ними двери, напустили темноту и можем вливать им в души все, что захотим»[4, с. 466].

Театр играет очень важную роль в общественной жизни. Любой спектакль является отражением картины мира автора пьесы, режиссера, сценографа и др., которые в свою очередь есть представители своего времени. В результате театральное искусство любой исторической эпохи более или менее полно воспроизводит доминирующую картину мира, «эпоха смотрится в свое

искусство как в зеркало» [3, с. 152]. И художник, и аудитория театра - часть общества, и никогда они не могут быть свободны от его формирующего воздействия, изменяющееся общество отражается как на творческих установках художников, так и на восприятии их творений публикой. Таким образом, господствующее миропонимание одновременно и активно формируется художественной культурой общества, и формирует ее.

Основным содержанием театральной жизни считают взаимодействие театра и публики, которое разворачивается в рамках театрального действа. В репертуаре в наибольшей степени проявляется представление руководства театра о потребностях публики, о социальной злободневности тех или иных произведений, а также культурная политика самого театра. Выбор публикой той или иной постановки является отражением духовных предпочтений посетителей, а спонтанный спрос на авторов, жанры, стили и т. д. отражает социокультурные потребности общества, востребованность идей, ценностей, норм, установок, репрезентированных в театральных постановках. Несомненно, этот спрос в какой-то степени может быть смоделированным, навязанным, но он также работает на тиражирование ценностных образцов. Театральные постановки, несомненно, как уже было сказано выше, являются трансляторами определенного рода ценностей, образов поведения, норм, идеологических и мировоззренческих установок, формируют определенное мировоззрение зрителей, выстраивают определенные системы ценностей и являются индикаторами художественного вкуса населения.

Театр играет очень важную роль в общественной жизни и отражает различные социальные изменения, происходящие в обществе. Однако театр не только отражает эти изменения, но и испытывает их на себе. Основным способом проявления этих изменений является постановка спектакля того или иного идейно-нравственного содержания, жанровой направленности, стилевых особенностей, художественных достоинств.

В условиях современного общества изменился не только театр, но и зритель. Проведенные исследования показывают, что среди населения достаточно много людей отвергают серьезные духовные ценности, для них характерна общественная пассивность. Экономические, политические, социальные проблемы ставят потребности в культурном просвещении на второй план.

Публика современных московских театров состоит преимущественно из людей со средним достатком (поскольку несомненным «фильтром» в данном случае выступают цены на билеты) и интеллигенции (в данном случае «фильтр» - культур-

ные запросы, уровень образования) [2]. Реакция зрителей на некоторые тенденции развития театрального дела проявляется в посещении или непосещении того или иного спектакля, а также во мнениях, суждениях, оценках конкретных просмотренных спектаклей.

В данной статье предпринята попытка косвенно зафиксировать потребности зрительской аудитории, в том числе и посредством результатов проведенного в 2006 г. авторского исследования «Репертуарная политика современных московских театров (социологический анализ)». Оно построено на контент-анализе 995 спектаклей из 375 афиш 75 московских театров за сезон 2004-2005 гг., представленных в ежемесячном театральном журнале «Театральная афиша».

Основное внимание в данной работе сосредоточено на социологическом анализе развития театрального дела в Москве в начале XXI в. Это подразумевает помимо анализа репертуара московских театров и анализ мнения непосредственных субъектов театрального производства, являющихся также и экспертами в данной области, относительно состояния современного театра и возможных вариантов его развития. С этой целью в 2007 г. было проведено еще одно авторское исследование «Развитие театрального дела в Москве в начале XXI века». Исследование основывалось на анализе 15 глубинных интервью с экспертами в области театральной деятельности (ведущие режиссеры московских театров, художественные руководители, театральные продюсеры, театроведы).

Театры возглавляют люди разных художественных вкусов, поэтому позиции театров, их представления о публике, их творческие и техническое возможности неодинаковы. А создают спектакли коллективы, в которых интересы искусства тесно переплетены с законами экономики и производства, и в разрыве этого единства ни один театр существовать не может. Но все эти люди являются представителями сегодняшнего общества, и именно они формируют его художественные функции, поэтому изучение основных тенденций развития театрального дела является крайне актуальной темой в рамках социологии искусства.

Проведенные исследования позволяют сделать ряд выводов. Что касается социокультурных функций театральной деятельности, мы в первую очередь должны сказать, что театр это социокультурный институт, деятельность которого разворачивается в рамках производства и трансляции художественных и духовных ценностей. Исходя из этого театр выполняет целый ряд социально значимых функций, среди которых просветительская, познава-

тельная, созидательная, ценностно-ориентационная, социализирующая, рекреационная, коммуникативная и развлекательная. Театр является неким социальным инструментом передачи знания от поколения к поколению посредством спектаклей как особых процедур трансляции накопленного опыта. При этом надо заметить, что в ходе исследования было получено эмпирическое подтверждение бытующего среди многих исследователей мнения о том, что если раньше театр был в первую очередь институтом воспитания и просвещения, то сегодня тенденция такова, что для большинства представителей театральной аудитории первостепенное значение театр имеет как место отдыха.

Театр является одним из звеньев цепочки социальных институтов (политических, экономических и др.) и, соответственно, испытывает непосредственно на себе их влияние, но они также влияют и на театральную аудиторию, определяют ее социальное самочувствие, влияют на потребности в искусстве. Так, с одной стороны, посещение театра может быть способом ухода от проблем повседневной жизни, средством отдыха и получения удовольствия, но в то же время проблемы экономического или социально-политического характера отодвигают потребность получения эстетического удовольствия на второй план. Все это влияет на состав театральной аудитории. При этом важно обратить внимание на социально-демографические характеристики современной театральной аудитории. Для этого мы воспользовались исследованием театральной аудитории, проведенным в 2005 г. Международным агентством социальных и маркетинговых исследований (МАСМИ) по заказу и при поддержке компании Nestle (TM NESCAFE Gold®).

Данное исследование было проведено на основе репрезентативной выборки. Методом интервьюирования было опрошено 500 представителей театральной аудитории в 10 московских театрах - Театр им. Пушкина (филиал), МХАТ им. Чехова, Театр Луны, Большой театр, Сатирикон, Школа современной пьесы, Театр на Таганке, Ленком, Театр Советской армии, Сфера. Половина интервью была взята в будние дни, а половина - в выходные. По данным этого исследования 2/3 (71%) театральной аудитории - женщины, довольно весомую часть аудитории составляет молодежь в возрасте до 25 лет (27%), остальные возраста представлены практически в равных долях (26-35 лет - 20%; 36-45 лет - 22%; старше 46 лет - 28%). Публика в театр ходит преимущественно образованная, так, обладателей высшего (или нескольких высших) образования - 58%, при этом 11% - с незаконченным высшим, основную часть которых составляют сту-

денты, еще не окончившие вуз, а 20% аудитории имеют среднее специальное образование. Что же касается финансового аспекта, то 61% имеют ежемесячный доход на одного члена семьи 300 USD и менее.

Очень важно отметить, что в ходе данного исследования выявлялись также факторы, определяющие выбор театра и спектакля. Так, актерский состав является решающим для 54% аудитории, а режиссер-постановщик - для 30%, также пользуются популярностью хорошо известные, «раскрученные» театры-бренды, «имя» театра имеет значение для 28% опрошенных. При этом сегодняшние театралы предпочитают ходить на классику (62%), тогда как на современные произведения предпочитают ходить 33%, а на антрепризы - 5% опрошенных. Что же касается типа спектакля, то наибольшей популярностью пользуются комедии (50%) и драмы (48%).

Все вышеперечисленное в той или иной степени оказывает влияние на репертуарную политику московских театров. Анализ структуры, величины и способов формирования репертуара профессиональных театров Москвы с 1960 по 2005 г, выявил следующие тенденции: во-первых, если в 1960-е годы 80-90% всех постановок приходилось на произведения послевоенных авторов, то позднее этот показатель начал снижаться и уже к 1995 г. составил порядка 65% от общего числа постановок. А в сезоне 2004-2005 гг. этот показатель снизился до 43%. Например, очень популярный в свое время драматург, чья основная творческая деятельность приходится на вторую половину ХХ века, Г. Горин, сейчас стоит лишь на восьмом месте по популярности, по его произведениям было поставлено всего 8 спектаклей. Во-вторых, для современного периода театральной деятельности характерно повышение интереса к классическим произведениям: семь первых позиций по количеству спектаклей занимают классики, причем в основном именно отечественные, такие как А.Н. Островский, А.П. Чехов, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, М.А. Булгаков, А.С. Пушкин, М. Горький; западных представителей всего двое - У. Шекспир и Ж.-Б. Мольер.

Следующей немаловажной тенденцией трансформации репертуара является его жанровая направленность. Здесь прослеживаются следующие тенденции: начиная с 1960-х годов происходит постепенная смена основных функций театра: от просветительской, социализирующей к развлекательной функции. Подтверждением этого служат следующие цифры: в 1960-1970 гг. 50% спектаклей приходились на комедии и тяготеющие к этому жанру спектакли, т. е. произведения развлекатель-

ного плана, а 2004-2005 гг. только на комедию приходится более 59% всех постановок, а если рассчитать этот показатель по всем тяготеющим к комедии жанрам, то мы получим более 71% от общего числа постановок.

Многие научные прогнозы предвещали театру угасание, снижение его популярности как института культуры, однако полученные в ходе исследования данные свидетельствуют об обратном - доля театральных учреждений не только не уменьшается, а, наоборот, становится все больше. Так, за последние 15 лет число только государственных театров по всей стране увеличилось с 402 до 547, помимо этого только в Москве появилось более 50 антрепризных, независимых, авторских театров; у многих театров столицы есть «малые сцены», филиалы и т. д. Благодаря такому развитию театральной инфраструктуры Москвы в сезоне 2004-2005 гг. было дано 277 премьер. Сейчас в Москве работают 343 режиссера, которые за исследуемый сезон поставили 995 спектаклей для взрослых. Учитывая, что на 75 драматических театров приходится 343 режиссера, каждый театр должен оплачивать труд как минимум 4-5 режиссеров, что позволяет нам сделать вывод о вполне сносном финансовом положении театров столицы.

Полученные результаты анализа репертуарной политики говорят о том, что существует неравномерность эксплуатации спектаклей в деятельности многих театров, лишь немногие театры озабочены художественным уровнем своего репертуара в целом и создают необходимые условия для его сохранности. Очень часто мы сталкиваемся с тем, что спектакли-лидеры одновременно могут приносить театру экономические выгоды, но заметно снижать художественный уровень. Несомненно, театр не может существовать без материально-технической базы, но она лишь призвана помогать организации творческого процесса, она вторична в производстве духовных ценностей.

Также надо заметить, что есть спектакли, которые на протяжении нескольких лет постоянно идут в театре и определяют его лицо, его позицию, его экономическую платформу. Этим спектаклям театр и уделяет особое внимание: в них, как правило, заняты ведущие мастера, спектакли содержатся в хорошем техническом состоянии, и несмотря на то что число представлений в течение года может превышать разумные пределы, они остаются популярными.

Подводя итоги, необходимо отметить, что как в рамках деятельности одного театра, так и в масштабах государственной культурно-воспитательной политики в целом возможно более четкое

понимание соотношений массивов искусства разной содержательной и жанровой направленности, а отсюда - разработка гибкой политики дотаций, экономического стимулирования, финансирования, ценообразования, обеспечивающей приоритет социально-целесообразных художественных ценностей в «афише».

Несомненно, одной из наиболее значительных тенденций в развитии театрального дела является появление и широкое распространение такого типа театральных постановок, как антреприза. С одной стороны, это возможность самовыражения и творческой свободы для драматурга или режиссера при условии наличия денег. Это способ заработать несоизмеримо большие деньги относительно заработной платы в стационарных репертуарных театрах. Но с другой стороны, антреприза - это коммерческий проект, задача которого, прежде всего, заработать на прокате или, по крайней мере, окупить себя. Многие эксперты сошлись во мнении, что сегодняшняя антреприза - пока еще продукт сомнительного качества, с низкой художественной ценностью, сделанный на потребу публике. Но в то же время многие считают, что антреприза будет расти в художественном отношении, поскольку уже сейчас публика хочет видеть достойный качественный спектакль за свои деньги. Они придают большое значение такой форме существования творческого коллектива и пророчат ему хорошее будущее.

Эксперты отметили, что восприятие театра как места отдыха и развлечения будет углубляться, будет увеличиваться пропасть между театром для широкой аудитории и театром для специалистов и интеллектуалов. У К.С. Станиславского есть замечательная фраза, которая как нельзя лучше может охарактеризовать данную ситуацию. Он говорит о том, что само слово «театр» перестало напоминать о храме и смешалось с «обыденщиной», такой театр, варварски низведенный до утилитарных целей, можно уподобить дорогому роялю, употребляемому для ссыпки овса.

В рамках проведенных исследований был составлен социальный портрет субъектов театральной деятельности, а именно актера и режиссера. Так, актеры - это самобытная, крайне своеобразная профессиональная группа. Во-первых, его самобытность связана с особенностями трудовой деятельности: как правило, это не индивидуальное, а коллективное творчество; являясь творцом, актер одновременно должен зависеть еще и от драматурга и режиссера; особенность данной профессии заключается также и в том, что актер должен не просто отыграть свою роль, но и быть способным к ее неоднократному повторению.

Необходимо обратить внимание на ненормированность рабочего графика актеров (в период подготовки спектакля они могут быть сильно перегружены репетициями и идущими параллельно спектаклями) или несовершенство гастрольного графика и т. д. Во-вторых, профессия актера, впрочем, так же как и режиссеров, - это публичная профессия, к их творчеству, а главное к ним самим, приковано пристальное внимание миллионов людей, особенно если это «звезды» мирового уровня. В то же время данная группа является очень замкнутой, с четкой иерархической структурой, опирающейся на авторитет, на его заслуженность. В-третьих, особенность данной профессиональной группы связана с определенными возрастными ограничениями (в театральные вузы не берут людей старше 26 лет, да и век актера, как правило, не слишком долог). Необходимо отметить также, что на протяжении последних 70 лет данная группа является одной из самых малочисленных, она составляет примерно 0,4-0,5% от общего числа трудоспособного населения. И это несмотря на то, что конкурсы в творческие вузы на протяжении всего этого времени были и остаются одними из самых высоких.

Что же касается режиссеров, то важнейшим онтологическим моментом их профессии является особый способ видения (чувствования, понимания) и объяснения мира (тогда как актеры призваны подражать). А научить видеть и понимать мир по-другому трудно и часто невозможно. К.С. Станиславский говорил, что режиссера нельзя воспитать, им можно только родиться. Поэтому предпочтение при поступлении в вуз отдается абитуриентам, у которых есть определенный жизненный опыт. Надо заметить, что большинство пришедших в эту профессию выросло в семьях, которые были профессионально связаны с искусством: 43% - с театром, 16% - с другими видами искусства. 71% участвовали ранее в художественной самодеятельности, 46% работали в профессиональном театре актерами [1].

Сами режиссеры одной из наиболее важных составляющих своей профессии считают волевые качества, т. е. обладание организаторскими способностями (он должен быть творческим лидером, должен уметь увлечь коллектив художественной идеей и т. д.).

Профессиональная деятельность режиссера заключается прежде всего в воплощении своей художественно-индивидуальной «картины мира» средствами сценического искусства. Он должен не только сформировать эту картину мира, но и быть способным к ее претворению в рамках сценического пространства. При этом важно понимать, что в картине мира режиссера

отражается его индивидуальный духовный и практический опыт, его представления о жизни, о взаимоотношениях между людьми, его отношение к изменяющимся социальным ценностям, нормам и идеалам. Являясь частью общества, режиссер испытывает на себе влияние социального времени, соответственно, все это находит отражение в его творчестве.

Хотелось бы также отметить, что, по мнению экспертов, за последнее время существенно изменились ценностные ориентации как актеров, так и режиссеров. Изменилось их отношение к учебе, к профессии в целом - оно стало более поверхностным. Материальное благополучие вырвалось на первые позиции в системе ценностных ориентаций, так же как и быстрая и легкая слава.

Специфика трудовой деятельности актеров и режиссеров (распределение ролей, занятость в репертуаре и пр.) приводит к тому, что в современном театральном процессе режиссеры и актеры чаще всего разобщены, находятся в ситуации взаимного непонимания и постоянного напряжения. Помимо этого был выявлен низкий темп сменяемости репертуара столичных театров, что существенно отражается на возможности самореализации как актеров, так и режиссеров.

Одной из тенденций в развитии современного театрального дела является широкое распространение синтетического театра, который объединяет в себе и драматическую составляющую, и музыкальную, когда классический или современный драматический спектакль дополняется музыкой, вокалом, хореографией. Соответственно изменяются требования к актерам, поступающим на службу в театр, нельзя исключать, что определенный профессиональный уровень выпускников театральных вузов влияет на экономический и художественный успех спектакля и театра.

После принятия закона об автономных некоммерческих учреждениях театры вынуждены во многом пересмотреть основные направления своей деятельности, поскольку теперь дотация от государства будет даваться только некоторым театрам, которые оправдывают возложенные на них надежды и выполняют все основные функции, имеют высокий художественный уровень и востребованы среди театралов [5].

Таким образом, в заключение следует сказать, что в развитии театрального дела есть ряд новых тенденций, а именно: появление и развитие антрепризного театра; развитие синтетического театра; в результате принятия нового федерального закона об автономных учреждениях изменились социально-экономичес-

кие аспекты деятельности театра (театр получил возможность самостоятельно распоряжаться своей собственностью и финансами); и, наконец, - усиление развлекательной функции театра в противовес всем остальным.

Литература

1. Актер и режиссер: жизнь в театре. Социальные проблемы творческой деятельности / Отв. ред. Г.Г. Дадамян, Н.М. Зоркая. М., 1991.

2. Дмитриевский В.Н. Зритель в таблицах. Некоторые размышления по поводу 516 анкет // Театр. 1968. № 10.

3. Жидков В.С, Соколов К.Б. Искусство и общество. СПб.: Алетейя, 2005.

4. Станиславский К.С. Соч.: В 8 т. Т. 3. 1958.

5. Федеральный закон от 03.11.2006. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» // Рос. газета. 2006. 05.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.