СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОЦЕССЫ
РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Аннотация. В статье рассматривается позиция России и российских университетов на мировом рынке образовательных услуг. Проводится анализ основных методов выхода российских вузов на зарубежные рынки. В стратегический план вузов России входит участие в программах обмена и совместных образовательных программах, создание заграничных филиалов и формирование совместных университетов за рубежом. Автор в статье формирует вывод о том, что мало применяется российскими вузами потенциал дистанционного образования для привлечения мобильных студентов, а другие стратегии, например, франчайзинг образования, не применяются за рубежом.
Ключевые слова: мировой рынок образовательных услуг, международная стратегия университетов, академическая мобильность, международные студенты.
raais^ Midzova RUSSIAN UNIVERSITIES IN THE MARKET
OF EDUCATIONAL SERVICES
Annotation. The article discusses the position of Russia and Russian universities on the world market of educational services. The analysis of the basic methods of Russian universities on the foreign markets. Strategies of Russian universities, in addition to the participation in exchange programs and joint educational programs include the establishment of foreign branches and the formation of the joint universities abroad. Little-used Russian universities the potential of distance education to attract foreign students, and other strategies, for example, the franchising of education, are not used abroad.
Keywords: world market of educational services, the international strategy of universities, academic mobility, international students.
Экономическое процветание любой страны в современном мире основывается на развитии человеческого капитала. Знания, способности и навыки являются ключевыми факторами обеспечения эффективного экономического роста. Работы Т. Шульца, Беккера и их последователей говорят о том, насколько важно развивать человеческий капитал, в особенности инвестиции в образование населения [9; 10]. Повышение значимости образования позволяет говорить о том, что формируется экономика, основанная на знаниях.
В таких условиях образовательные учреждения играют особую роль в формировании многоцелевых центров новых знаний и подготовке квалифицированных специалистов. В контексте глобализации университеты выступают не только как субъекты национальной и мировой экономики, но и активно расширяют свою международную деятельность в университетах. Кроме того, глобализация открывает возможности для образовательной деятельности университетов на внешних рынках.
Россия укрепляет свои позиции на международном рынке образования: в 2000 г. в России
УДК 338.46 Х.Ю. Балкизова
© Балкизова Х.Ю., 2017
обучались 2 % мобильных студентов мира, в 2013 г. доля России повысилась и составила 3 % [3]. Число мобильных студентов в России неуклонно растет. За последние 15 лет число мобильных студентов выросло более чем в 2,5 раза [3]. В 2013-2014 гг. число мобильных студентов составило 156 тыс. чел., по прогнозам к 2030 г. число иностранных студентов в нашей стране повысится до 570 тыс. чел. [8]. По данным международных экспертов, Россия может стать одной из пяти самых заманчивых стран для иностранных обучающихся [3].
В международных рейтингах университетов также видна положительная динамика для России. Если в ТОП-500 рейтинга лучших университетов мира в 2011 г. было представлено 7 российских университетов, то в ТОП-500 рейтинга 2015-2016 гг. представлено 9 вузов (всего в рейтинге 21 российских университетов). В ТОП-200 представлен только 1 университет - Московский государственный университет (МГУ). Традиционно опорным пунктом российских образовательных учреждений является соотношение числа преподавателей и студентов: данный показатель поспособствовал вхождению 12 российских вузов в первую сотню в 2015-2016 гг. Уровень интернационализации был представлен Российским университетом дружбы народов (87 место). Отстают российские вузы по уровню показателя цитируемости. Российские вузы также укрепили свои позиции в мировом рейтинге Times Higher Education World University Rankings. В ТОП-400 рейтинга 2011-2012 гг. представлено только 2 университета, а в ТОП-400 рейтинга 2015 - 2016 включено 5 вузов [3].
Однако одна из главных проблем - активная работа «новичков»-экспортеров образования по привлечению мобильных студентов может повлечь за собой снижение конкурентоспособности и ослабление позиций России на международном образовательном рынке. Рынок пополняется новыми региональными лидерами: например, доля Южной Кореи по числу иностранных студентов выросла с 0,2 % в 2000 г. до 1,3 % в 2012 г. [3]. Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Китай, Сингапур, Бразилия, Южная Африка (Южная Африка) и другие страны усиливают свои позиции на международном рынке образования.
Еще одна большая проблема для российского образования - ухудшение демографических показателей. На протяжении последних десятков лет показатели естественного прироста населения снижаются, численность населения сократилась: в 2000 г. насчитывалось 146,3 млн чел., а в 2014 г. данный показатель уменьшился на 2,7 млн чел. и составила 143,6 млн чел. [4]. Проблему нехватки абитуриентов, а в последующем специалистов с высокой квалификацией в области экономики можно решить путем привлечения мобильных студентов. Наиболее популярным способом вхождения на международный рынок образования являются поездка на стажировку за рубеж и вступление в программу двойных дипломов. Использование совместных образовательных программ способствует повышению темпов включения новых идей и технологий в образование и разнообразию образовательного процесса, что приводит к повышению конкурентоспособности вуза [2].
Однако число российских студентов, обучающихся за границей, невелико. Для поддержки подготовки российских студентов в ведущих международных университетах было запущено Агентство стратегических инициатив «Глобальное образование», выделяющее гранты на образование в одном из 288 учреждений в 32 странах мира [6]. В настоящее время основная цель - обучение не менее 718 российских граждан за границей с дальнейшим трудоустройством. Следует отметить, что одним из условий предоставления грантов и участия в программе является желание работать в одной из компаний-партнеров не менее трех лет после окончания обучения. Среди 555 компаний - партнеров в программе около 300 российских компаний, более 100 университетов и более 100 научных организаций.
В целях привлечения иностранных студентов на учебу в Россию, выделяются государственные стипендии: ежегодно 15 тысяч стипендий. В настоящее время идет рассмотрение вопроса об увеличении квот для иностранных студентов до 20 тысяч. [5]
С целью укрепить конкурентные позиции российских университетов в мире был разработан проект 5-100, цель которого - повысить качество образования и улучшить позиции российских вузов в мировых рейтингах. В проекте участвуют 15 вузов, чья миссия заключается в реализации программ академической мобильности, общих образовательных программ с заграничными университетами, привлечение иностранных студентов, формирование кадрового резерва университетов, проведение совместных исследований и многое другое. Формальным результатом будет проникновение к 2020 г. 5 российских университетов в первую сотню международных рейтингов. В итоге проект, как ожидается, приведет к повышению качества образования, соответствующего мировым требованиям, углублению интеграции России в мировое образовательное пространство, развитию сотрудничества с бизнесом и др.
Российские вузы понемногу открываются новым стратегиям на внешних рынках. Одной из наиболее перспективных, но и самых дорогостоящих и рискованных форм выхода университета на мировой рынок образования является открытие филиала за рубежом университета. Преимуществами для открытия зарубежных филиалов университетов является то, что у студентов будет возможность получить заграничное образование, находясь в пределах своей страны. Однако существует несколько препятствий, например, привлечение профессорско-преподавательского состава к работе в зарубежных филиалах, ограниченное снабжение филиалов, проблема соответствия стандартам головного вуза. [7]
Ведущую роль в этом направлении в России играет МГУ. Российские университеты хорошо представлены в СНГ (Содружество Независимых Государств): например, в столице Азербайджана несколько лет назад открылся филиал Московского государственного университета, а в сентябре 2015 г. - филиал первого Московского государственного медицинского университета И. М. Сеченова. Российский государственный социальный университет и Московский государственный университет экономики, статистики и информатики открыли свои филиалы в Беларуси. Приоритетными странами для открытия филиалов вузы России считают страны СНГ, но есть кампусы и за рубежом. Например, российские университеты представлены в странах Персидского залива. ОАЭ являются отправной точкой для выхода многих университетов на региональный рынок образования. Целью ОАЭ является стремление стать центром международного образования и создания благоприятных условий для развития высшего образования. Санкт-Петербургский государственный экономический университет открыл филиал в Дубае, в котором студенты обучаются на бакалавра менеджмента, бакалавра менеджмента в сфере туризма и гостеприимства, и бакалавра логистики.
В настоящее время идет процесс создания Российско-Китайского университета (РКУ). Поскольку по законам Китая не разрешено открытие филиалов зарубежных университетов на своей территории, объединяются МГУ и Пекинский политехнический университет (один из лучших китайских университетов). МГУ может предоставить свои образовательные стандарты и преподавателей, обучение будет проводиться на русском, китайском и английском языках. Все выпускник после окончания университета станут обладателями диплома РКУ и диплома МГУ.
Недостаточное количество образовательных программ на английском языке в университетах России - это то, чего не хватает России для поддержания конкурентоспособности. Так как английский язык является языком международного общения, его широко используют во многих странах при обучении мобильных студентов. В 19 странах Европейского Союза (за исключением Великобритании и Ирландии) в 2002 г. было предложено 560 магистерских программ на английском языке, в 2012 г. в 11 странах (за исключением Великобритании и Ирландии) таких программ уже было более 6 800 [11]. Россия в этом отношении серьезно отстает.
Изменения в образе жизни общества и меняющийся портрет современных студентов привели к образованию новых моделей обучения, в частности, дистанционного, которое является действен-
ным инструментом доступа к зарубежной аудитории. Ведущие мировые университеты давно уже внедряют современные технологии в процесс образования: данные исследований американских университетов в 2012 г. показали, что почти 70 % американских вузов считают онлайн-образование существенным элементом долгосрочного стратегического развития университета. Более того, прогнозируется, что к 2019 г. 50 % всех курсов средней школы США будут предлагаться в режиме «онлайн» [3].
Российские вузы отстают от многих университетов Европы, Америки и других стран в области внедрения в образовательный процесс технологий онлайн-обучения высокого качества. Многие российские вузы занимаются созданием собственных учебных порталов. Образовательные порталы вузов России в подавляющем большинстве являются индивидуальными площадками, которые предназначены исключительно для внутреннего пользования. Межвузовские платформы дистанционного обучения широко распространены в мире. Самые популярные в мире платформ - Coursera, Udacity, edX, Udemy. В этих проектах участвуют вузы России. Таким образом, проект Coursera набрал 106 партнеров-университетов мира, в том числе три российских: Санкт-Петербургский государственный университет, Московский физико-технический институт (МФТИ) и Высшая школа экономики (ВШЭ). В России создается платформа для открытых онлайн-курсов. Примером может служить портал «Универсариум» - это открытая система электронного обучения, позволяющая пользователям проходить бесплатные онлайн-курсы, разработчиками которых стали ведущие российские университеты и лучшие преподаватели страны: МГУ им. М. В. Ломоносова, Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова и многие другие вузы. Существует более чем 50 онлайн-курсов.
Университеты, участвующие в таких проектах, способствуют распространению образования, что повышает имидж учреждения. Межуниверситетская платформа и дистанционное обучение обеспечивают видимость бренда университета в интернет-пространстве, а также создают условия для вхождения на международный рынок образования и привлечения иностранной аудитории [1].
Заключительным моментом выступает то, что российские вузы хоть и постепенно начинают применять новые способы выхода на мировой образовательный рынок, но этот потенциал не используется в полном объеме. Создание филиалов и совместных кампусов в зарубежных странах в настоящее время является экспериментальным способом, в то время как лидирующие страны на рынке образования широко используют эту стратегию. Стратегии выхода на зарубежные рынки должны усилить меры по внедрению качественного и устойчивого дистанционного образования, т. к. метод доступен с точки зрения реализации, и достаточно эффективен с точки зрения общения с зарубежной аудиторией. Следует отметить, что для укрепления конкурентных позиций необходимо создать образовательные программы на английском языке.
Библиографический список
1. Айдрус, И. А. Системы управления обучением как фактор повышения конкурентоспособности российских вузов // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2015. - № 6. - С. 63 - 68.
2. Артамонова, Ю. Д. Совместные образовательные программы вузов : состояние, проблемы, перспективы // М. : КДУ. - 2011. - 56 с.
3. Асмятуллин, Р. Р. Российские университеты на мировом рынке образовательных услуг : тактика и стратегия / Р. Р. Асмятуллин // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Экономика». -2016. - С. 99 - 107.
4. Демография. Численность населения [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (дата обращения : 15.08.2017).
5. Ивойлова, И. За какими профессиями едут в Россию [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ruvek.ru/?module=articlesp&action=view&id=9759 (дата обращения : 20.08.2017).
6. Официальный сайт государственной программы «Глобальное образование» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://educationglobal.ru/. (дата обращения : 15.08.2017).
7. Филип, Г. Альтбах. Почему филиалы университетов могут быть нежизнеспособны [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ihe.nkaoko.kz/archive/25/294/ (дата обращения : 20.08.2017).
8. Экспорт российских образовательных услуг : Статистический сборник. Выпуск 6 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М. : Социоцентр, 2016. - 408 с.
9. Becker G. S. Human Capital : A Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education / Gary S. Becker. 3-d ed. Chicago, London, 1993. - 342 p.
10. 10.Schults T. W. Investing in People: The Economics of Population Quality. University of California Press, 1981. - 175 p.
11. Wiseman A., Odell A. Should non-English-speaking countries teach in English? [Electronic resource]. - Mode of access: https://www.britishcouncil.org/voices-magazine/should-non-english-speaking-countries-teach-in-english. (date of access : 20.08.2017).