РОССИЙСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ: ТАКТИКА И СТРАТЕГИЯ
Р.Р. Асмятуллин
Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В данной статье анализируется позиция России и российских вузов на мировом рынке образовательных услуг, на котором наблюдается ослабление позиций таких традиционных лидеров рынка, как США и Великобритания. Это связано с выходом на мировой рынок новых игроков, в частности России. Статья анализирует основные методы, используемые российскими вузами для выхода на внешние рынки. Стратегии российских вузов, помимо участия в программах обмена и совместных образовательных программах, включают и создание зарубежных филиалов и формирования совместных вузов за рубежом. Слабо используется российскими вузами потенциал дистанционного образования в привлечении иностранных студентов, а другие стратегии, например образовательный франчайзинг, вовсе не используются за рубежом.
Ключевые слова: мировой образовательный рынок, международные стратегии вузов, академическая мобильность, иностранные студенты
Экономическое процветание любого государства в современном обществе базируется на развитии человеческого капитала. Знания, умения и навыки становятся ключевыми факторами, обеспечивающими эффективный экономический рост. Работы Т. Шульца [1], Г. Беккера [2] и их последователей подчеркнули важность развития человеческого капитала, в частности инвестирования в образование населения. Повышение роли образования дает возможность говорить о формировании экономики, основанной на знаниях. Согласно различным исследованиям Ф. Махлупа, П. Ромера, Р. Лукаса, П. Друкера и др. производство, аккумулирование и использование новых знаний являются ключевым драйвером повышения благосостояния общества.
В таких условиях высшим учебным заведениям отводится особая роль многофункциональных центров генерации новых знаний и подготовки квалифицированных специалистов. В условиях глобализации вузы становятся не только субъектами национальной, но и мировой экономики, в связи с чем активно расширяется международная деятельность в вузах.
В свою очередь, глобализация открывает широкие возможности для образовательной деятельности вузов на внешних рынках. Целью настоящего исследования является анализ позиции России на мировом рынке услуг высшего образования, оценка основных методов, используемых российскими вузами для выхода на внешние рынки, и выявление направлений для совершенствования стратегии на мировом рынке.
Мировой рынок образовательных услуг
Получение высшего образования за рубежом стало привычным явлением в обществе, поэтому наблюдается усиление конкуренции в части привлечения иностранных студентов. Можно говорить о сформировавшемся мировом рынке образовательных услуг, который определяется как совокупность образовательных услуг, потребляемых за рубежом гражданами разных стран, а также образовательных услуг, оказываемых иностранными учреждениями на внутренних рынках [3. С. 5].
Мировой рынок образовательных услуг динамично развивается. По данным Организации экономического сотрудничества и развития, в 1975 г. в мире насчитывалось около 800 тыс. иностранных студентов, в настоящее время это число приближается к 5 млн человек [4]. Согласно различным исследованиям, к 2025 г. рынок вырастет до 7,2—9 млн иностранных студентов в мире.
Традиционными лидерами мирового образовательного рынка являются развитые западные страны — США, Великобритания, Франция, Германия, Австралия. Однако наблюдается снижение их доли на рынке, прежде всего в связи с выходом на рынок новых игроков и активизацией деятельности по привлечению иностранных студентов другими странами.
2000 2012
10%
Рис. 1. Доля стран — лидеров мирового рынка образовательных услуг Источник: составлено автором по [4].
Совокупная доля этих пяти стран в 2000 г. составляла 66,7% мирового рынка образовательных услуг, в 2012 г. этих страны занимали уже 45,5% рынка (рис. 1).
Положение России на мировой рынке образовательных услуг
Россия усиливает свои позиции на мировом образовательном рынке: в 2000 г. в России обучалось 2% иностранных студентов в мире, в 2013 г. доля России превысила 3%. Количество иностранных студентов в России стабильно растет.
За 11 лет (с 2001 по 2012 гг.) число иностранных студентов увеличилось более чем в 2,5 раза и составило почти 200 тыс. человек, из которых 125 тыс. обучались очно (рис. 2). В 2013/14 учебном году количество иностранных студентов очной формы составило 156 тыс. человек, по прогнозам, к 2030 г. число иностранных
студентов в России увеличится до 570 тыс. человек [6]. По мнению международных экспертов, Россия может войти в пятерку самых привлекательных для иностранных студентов стран.
тыс. чел. 250 200 150 100 50 0
1991 2001 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 Рис. 2. Количество иностранных студентов (очных и заочных) в России
Источник: [5].
Согласно данным отчета о глобальной конкурентоспособности, в России отмечаются позитивные тенденции развития высшего образования. По уровню эффективности высшего образования Россия занимает 39-е место в рейтинге 2014/15 гг., в то время как в 2009/10 гг. Россия находилась на 51-м месте. Однако если обратить внимание на полученные баллы (5 из 7 возможных) в 2014/15 гг., стоит отметить, что еще многое предстоит сделать в повышении конкурентоспособности и эффективности системы высшего образования России (табл.). По качеству образовательной системы Россия находится на 84-м месте, с количеством баллов 3,5 (из 7), для сравнения: среднемировой показатель составляет 3,7 баллов.
Таблица
Конкурентоспособность высшего образования России
2009/2010 уч. год 2014/2015 уч. год
позиция(из 133) Балл (max = 7) позиция (из 144) Балл (max = 7)
51 4,3 39 5,0
Источник: составлено по [7].
В международных рейтингах вузов также заметны положительные сдвиги для России. Если в топ-500 рейтинга QS World University Rankings в 2011 г. было представлено 7 российских вузов, то в топ-500 рейтинга 2015/16 г. представлены 9 вузов (всего же в рейтинге 21 российский вуз). В топ-200 представлен только 1 вуз — МГУ, в первую сотню же российские вузы пока не попали. Традиционно сильной стороной российских вузов является соотношение количества преподавателей и студентов: по данному показателю 12 российских вузов вошли в первую сотню в 2015/16 г. По уровню интернационализации в первой сотне представлен РУДН (87-е место). Слабым местом российских вузов является показатель цитируемости.
Отмечается усиление позиций российских вузов и в рейтинге Times Higher Education World University Rankings. В топ-400 рейтинга 2011/12 г. представлены только 2 вуза, в топ-400 рейтинга 2015/16 г. уже вошли 5 вузов.
Однако одной из важных проблем является активная деятельность новых игроков по привлечению иностранных студентов, что может привести к потере конкурентоспособности и ослаблению положения России на мировом образовательном рынке. Появляются новые региональные лидеры: например, доля Южной Кореи по количеству иностранных студентов увеличилась с 0,2% в 2000 г. до 1,3% в 2012 г. Также усиливаются позиции Объединенных Арабских Эмиратов, Китая, Сингапура, Бразилии, ЮАР и других стран.
Другой серьезной проблемой для российского образования является ухудшение демографических показателей. В течение последнего десятилетия естественный прирост населения характеризуется отрицательными показателями, а численность населения снизилась с 146,3 млн человек в 2000 г. до 143,6 млн в 2014 г. Численность населения в возрасте 15—24 лет снизилась с 23,2 млн человек в 2000 г. до 17,7 млн человек в 2013 г., а в возрасте до 14 лет — с 26,7 млн до 22,6 млн человек соответственно.
Нехватка абитуриентов и в будущем квалифицированных специалистов для экономики может быть компенсирована, в том числе и благодаря привлечению иностранных студентов.
Стратегии российских вузов на мировом образовательном рынке
Наиболее популярными способами выхода на мировой рынок образовательных услуг являются зарубежные стажировки, программы двойных дипломов. Применение совместных образовательных программ позволяет обеспечить более высокие темпы включения новых идей и технологий в образование и диверсифицировать образовательный процесс, что ведет к повышению конкурентоспособности вуза [8].
Однако количество российских студентов, обучающихся за рубежом, невысоко — в 2013 г. их количество составило 50 тыс. человек. С целью поддержки обучения российских студентов в ведущих мировых вузах Агентством стратегических инициатив была запущена программа «Глобальное образование» [9], выделяющая гранты для получения образования в одном из 288 вузов в 32 странах мира. На данный момент целью является обучения не менее 718 граждан России за рубежом с их последующим трудоустройством. Отметим, одним из условий получения гранта и участия в программе является готовность работать в одной из компаний-партнеров не менее трех лет после завершения обучения. Среди 555 компаний — партнеров программы около 300 российских компаний, более 100 вузов и более 100 научных организаций.
С целью привлечения иностранных студентов на обучения в Россию выделяются государственные стипендии: ежегодно предоставляется 15 тыс. стипендий. На данный момент рассматривается вопрос об увеличении количества квот для иностранных студентов до 20 тыс. [10].
Для усиления конкурентных позиций российских вузов в мире был разработан проект 5-100, нацеленный на повышение качества образования и улучшение позиций вузов России в мировых рейтингах. В проекте участвует 15 вузов, задачами которых является реализация программ академической мобильности, создание совместных образовательных программ с зарубежными вузами, привлечение ино-
странных студентов, формирование кадрового резерва вузов, проведение совместных научных исследований и многое другое. Формальным результатом будет являться вхождение к 2020 г. 5 российских вузов в первую сотню международных рейтингов. В итоге реализация проекта должна привести к повышению качества образования, отвечающего глобальным требованиям, более глубокая интеграция России в мировое образовательное пространство, развитие взаимодействия с бизнесом и т.д.
Российские вузы постепенно открываются и новым для них стратегиям на внешних рынках. Одной из перспективных, но и наиболее затратных и рискованных форм выхода вуза на мировой рынок образовательных услуг является открытие зарубежного филиала вуза.
Преимущества открытия зарубежных филиалов вузов очевидны: студенты имеют возможность получить иностранное образование, не покидая родины. Однако существует и ряд препятствий, например, привлечение преподавателей на работу в зарубежном филиале, ограниченность предложения филиалов, проблема соответствия стандартам головного вуза [11].
Ведущую роль в данном направлении в России играет МГУ. Российские вузы неплохо представлены в странах СНГ: например, в Баку уже несколько лет функционирует филиал МГУ, а в сентябре 2015 г. открылся филиал Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова. В Беларуси функционирует Минский филиал Российского государственного социального университета, а также филиал Московского государственного университета экономики, статистики и информатики. В целом, российские вузы пока предпочитают открывать филиалы в более близких и знакомых странах СНГ, но имеются кампусы и в дальнем зарубежье.
Например, российские вузы представлены в странах Персидского залива. Объединенные Арабские Эмираты являются отправной точкой для выхода многих вузов на образовательный рынок региона. ОАЭ стремятся стать центром международного образования и создают благоприятные условия для развития высшего образования. В Дубае функционирует филиал Санкт-Петербургского государственного экономического университета, который предлагает три наиболее востребованные в регионе программы обучения: бакалавр менеджмента, бакалавр менеджмента в сфере туризма и гостеприимства, а также бакалавр логистики.
Кампус в Дубае имеется у самого крупного частного университета России, университета Синергия. Деятельность Синергии в ОАЭ более широкая, предлагаются программы бакалавриата («Мировые финансы», «Менеджмент в гостиничном и ресторанном бизнесе»), магистратуры («Менеджмент в гостиничном и ресторанном бизнесе», «Мировая экономика и ритейл», «Менеджмент в торговле»), а также курсы MBA («MBA Женщина—руководитель» и «Executive MBA Стратегия и лидерство»). Кроме того, предлагаются языковые курсы по арабскому, русскому, английскому, китайскому и японскому языкам.
На данный момент находится в процессе создания Российско-Китайский университет. Так как китайское законодательство не допускает открытия филиалов иностранных вузов на своей территории, создается совместный вуз на базе МГУ и Пекинского политехнического университета, одного из лучших китайских ву-
зов. Образовательные стандарты и преподаватели будут из МГУ, а преподавание будет вестись на русском, китайском и английском языках. Каждый выпускник по окончании учебы получит и диплом РКУ, и диплом МГУ.
Отсутствие достаточного количества образовательных программ на английском языке в российских вузах является одним из недостатков в конкурентоспособности России. Будучи языком международного общения, английский язык широко используется во многих странах для обучения иностранных студентов. В 19 странах Европейского союза (за исключением Великобритании и Ирландии) на 2002 г. предлагалось 560 магистерских программ на английском языке, в 2012 г. в 11 странах (исключая Великобританию и Ирландию) таких программ насчитывалось уже более 6 800 [12]. Россия в этом плане пока серьезно отстает.
Изменения в стили жизни общества и изменения портрета современных абитуриентов привели к появлению новых моделей получения образования, в частности дистанционного обучения, которое является эффективным инструментом для доступа к иностранной аудитории. Ведущие мировые вузы уже давно внедрили современные технологии в образовательный процесс: исследование американских вузов в 2012 г. показало, что почти 70% учебных заведений США считают, что онлайн-образование является важным элементом для долгосрочного стратегического развития вуза [13]. Более того, прогнозируется, что к 2019 г. 50% всех курсов высшей школы США будут предлагаться в онлайн-режиме [14].
Российские вузы пока отстают от многих вузов Европы, Америки и других стран мира в области внедрения в образовательный процесс технологий полноценного и качественного онлайн-обучения. Многие российские университеты предпочитают создавать собственные учебные порталы. Учебные порталы российских вузов в подавляющем большинстве представляют собой отдельные сайты, предназначенные исключительно для внутреннего пользования. Обладая меньшим функционалом, порталы российских вузов в основном используются для распространения и поиска информации, учебных материалов, расписания, рейтингов студентов, записи на учебные курсы. Немногие из них предоставляют возможность полноценного онлайн-обучения.
Широкое распространение в мире получают и межвузовские платформы дистанционного образования. Наиболее популярными в мире платформами являются Coursera, Udacity, edX, Udemy. В данных проектах участвуют и российские вузы. Так, партнерами проекта Coursera являются 106 вузов мира, среди которых представлены и три российских: СПбГУ, МФТИ и ВШЭ.
Платформы для массовых открытых онлайн-курсов создаются и в России. Примером является портал «Универсариум», который представляет собой открытую систему электронного образования и дает возможность пользователям бесплатного прохождения онлайн-курсов, разрабатываемых ведущими российскими вузами и лучшими преподавателями страны: МГУ им. М.В. Ломоносова, РЭА им. Г.В. Плеханова, Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина и многие другие вузы. Всего представлено более 50 онлайн-курсов.
Вузы, участвующие в таких проектах, вносят вклад в распространение образования, что положительно влияет на имидж учебного заведения. Межвузовские платформы и дистанционное образование поддерживают видимость бренда вуза
в интернет-пространстве, а также создают условия для выхода на мировой образовательный рынок и привлечения иностранной аудитории [15. C. 65].
Наиболее эффективной моделью совмещения традиционного образования с новыми технологиями является так называемая модель смешанного обучения. Смешанное обучение — это эффективная интеграция различных форматов обучения, моделей преподавания с учетом особенностей восприятия учащихся благодаря внедрению стратегического и системного подхода к использованию технологий совместно с преимуществами личного взаимодействия [16]. Такой подход позволяется сочетать преимущества занятий в аудиториях с преимуществами дистанционного образования. Стоит отметить, различные исследования показывают, что эффективная реализация смешанной модели обучения положительно сказывается на качестве образования. Успеваемость студентов, обучавшихся по смешанной модели, оказывается выше, чем у студентов, обучавшихся по традиционной модели [17].
Другой эффективной стратегией выхода на внешние рынки является франчайзинг. Франчайзинг может рассматриваться также и как соглашение, при котором вуз дает эксклюзивные права на распространение на данной территории под своим брендом услуг другим вузам в обмен на получение от них платежей (роялти) при условии соблюдения технологий и обслуживающих операций [18. C. 42]. Образовательный франчайзинг широко используется западными вузами, однако еще не получил должного признания в России, хоть и показал свою жизнеспособность.
В заключение отметим, что российские вузы хоть и начинают постепенно использовать новые способы выхода на мировой образовательный рынок, но данный потенциал используют не в полной мере. Создание филиалов и совместных кампусов в дальнем зарубежье является на данный момент скорее экспериментальным способом, в то время как ведущие страны — лидеры образовательного рынка широко используют данную стратегию. В стратегиях по выходу на зарубежные рынки следует усилить меры по реализации качественного и полноценного дистанционного образования, являющегося доступным методом с точки зрения внедрения, и достаточно эффективным с точки зрения коммуникации с зарубежной аудиторией. Важным для укрепления конкурентных позиций является также разработка образовательных программ на английском языке.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Schults T.W. Investing in People: The Economics of Population Quality. University of California Press, 1981. 175 p.
[2] Becker G.S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education / Gary S. Becker. 3-d ed. Chicago, London, 1993. 342 p.
[3] Айдрус И.А., Филиппов В.М. Мировой рынок образовательных услуг: учеб. пособие. М.: РУДН, 2008. 194 с.
[4] OECD, Education at a Glance 2014: OECD Indicators, OECD Publishing, 2014.
[5] Арефьев А.Л., Шереги Ф.Э. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Вып. 4. М.: Центр социологических исследований, 2014. 360 с.
[6] Численность обучающихся, педагогического и профессорско-преподавательского персонала, число образовательных организаций Российской Федерации. (Прогноз до
2020 года и оценка тенденций до 2030 года). М.: Институт социологии РАН, Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2015. 270 с.
[7] WEF Global Competitiveness report 2009—2010; 2014—2015.
[8] Артамонова Ю.Д., Демчук А.Л., Караваева Е.В. Совместные образовательные программы вузов: состояние, проблемы, перспективы. М.: КДУ, 2011. 56 с.
[9] Официальный сайт государственной программы «Глобальное образование». URL: http:// educationglobal.ru/ (дата обращения 20.12.2015).
[10] Ивойлова И. За какими профессиями едут в Россию. URL: http://www.rg.ru/2015/05/18/ filippov.html (дата обращения 20.12.2015).
[11] Филип Г. Альтбах. Почему филиалы университетов могут быть нежизнеспособны. URL: http://ihe.nkaoko.kz/archive/25/294/ (25.12.2015).
[12] Wiseman A., Odell A. Should non-English-speaking countries teach in English? URL: https:// www.britishcouncil.org/voices-magazine/should-non-english-speaking-countries-teach-in-english (дата обращения 22.12.2015).
[13] Allen I.E., Seaman J. Changing Course: Ten Years of Tracking Online Education in the United States. Babson Survey Research Group and Quahog Research Group, 2013.
[14] Christensen C.M., Horn M.B., Johnson C.W. Disrupting Class: How Disruptive Innovation Will Change the Way the World Learns. New York, McGraw-Hill, 2008.
[15] Айдрус И.А., Асмятуллин Р.Р. Системы управления обучением как фактор повышения конкурентоспособности российских вузов // Alma mater (Вестник высшей школы). 2015. № 6. С. 63—68.
[16] Bath D, Bourke J. Getting Started With Blended Learning. Griffith University — 2014.
[17] Vivanco R. A New Way of Learning: The Impact of Hybrid Distance Education on Student Performance. URL: http://about.gmu.edu/a-new-way-of-learning-the-impact-of-hybrid-distance-education-on-student-performance/ (дата обращения 15.12.2015).
[18] ЕрохинаЛ.И., Нечитайло А.А., Нечитайло С.А. Франчайзинг в образовании: монография. Самара: Изд-во Самар. гос. аэрокос. ун-та, 2011. 176 с.
STRATEGIES OF RUSSIAN UNIVERSITIES IN THE GLOBAL EDUCATION MARKET
R.R. Asmyatullin
Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
This paper analyses position of Russia and Russian universities in the global education market, where we cane note the decline of traditional leaders like USA and UK. It is related to the fact that new players are entering the global market and Russia is among them. The article analyses the main strategies of Russian universities abroad. Besides exchange programs and joint education programs the strategies of Russian universities include opening of foreign branches and setting up a joint university abroad. The potential of e-learning is not used efficiently enough while some other strategies like educational franchising are not used at all yet to enter a foreign market.
Key words: global education market, international strategies of universities, students' mobility, foreign students in Russia
REFERENCES
[1] Schults T.W Investing in People: The Economics of Population Quality. University of California Press. 1981. 175 p.
[2] Becker G. S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education / Gary S. Becker. 3-d ed. Chicago, London, 1993. 342 p.
[3] Ajdrus I.A., Filippov V.M. Mirovoj rynok obrazovatel'nyh uslug: Ucheb. posobie [Global Education Market: Manual]. M.: RUDN, 2008. 194 p.
[4] OECD, Education at a Glance 2014: OECD Indicators, OECD Publishing, 2014.
[5] Arefev A.L., Sheregi FJe. Jeksport rossijskih obrazovatel'nyh uslug: Statisticheskij sbornik. Vyp. 4. [Export of Russian educational services: Statistical Collection. Issue 4 / Ministry of Education and Science of the Russian Federation]. M.: Centr sociologicheskih issledovanij [Center of Sociological Researches], 2014. 360 p.
[6] Chislennost' obuchajushhihsja, pedagogicheskogo i professorsko-prepodavatel'skogo personala, chislo obrazovatel'nyh organizacij Rossijskoj Federacii. (Prognoz do 2020 goda i ocenka tendencij do 2030 goda) [Number of Students, Academic Staff, Educational Establishments in Russian Federation (Forecast till 2020 and Assessing the Trends till 2030)]. M.: Institut sociologii RAN, Centr social'nogo prognozirovanija i marketinga [Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences, Center for Socilal Forecast and Marketing], 2015. 270 p.
[7] WEF Global Competitiveness report 2009—2010; 2014—2015.
[8] Artamonova Ju.D., Demchuk A.L., Karavaeva E.V. Sovmestnye obrazovatel'nye programmy vuzov: sostojanie, problemy, perspektivy [Joint Educational Programs: Current State, Problems, Prospects]. M.: KDU, 2011. 56 p.
[9] Oficial'nyj sajt gosudarstvennoj programmy «Global'noe obrazovanie» [The Official Site of Government Program "Global Education"]. URL: http://educationglobal.ru/ (Accessed 20 December 2015).
[10] Ivojlova I. Za kakimi professijami edut v Rossiju [For Which Professions Do People Come to Russia]. URL: http://www.rg.ru/2015/05/18/filippov.html (Available 20 December 2015).
[11] Filip G. Al'tbah. Pochemu filialy universitetov mogut byt' nezhiznesposobny [Why University Campuses Can Be Inviable]. URL: http://ihe.nkaoko.kz/archive/25/294/ (Available 25 December 2015).
[12] Wiseman A., Odell A. Should non-English-speaking countries teach in English? URL: https:// www.britishcouncil.org/voices-magazine/should-non-english-speaking-countries-teach-in-english (Available 22 December 2015).
[13] Allen I.E., Seaman J. Changing Course: Ten Years of Tracking Online Education in the United States. Babson Survey Research Group and Quahog Research Group, 2013.
[14] Christensen C.M., Horn M.B., Johnson C.W Disrupting Class: How Disruptive Innovation Will Change the Way the World Learns. New York, McGraw-Hill, 2008.
[15] Ajdrus I.A., Asmjatullin R.R. Sistemy upravlenija obucheniem kak faktor povyshenija konkurentosposobnosti rossijskih vuzov [Learning Management Systems as Factor of Raising Competitiveness of Russian High Schools]. Alma mater (Vestnik vysshej shkoly) [Alma Mater (High School Herald)]. 2015. № 6. pp. 63—68.
[16] Bath D., Bourke J. Getting Started With Blended Learning. Griffith University — 2014.
[17] Vivanco R. A New Way of Learning: The Impact of Hybrid Distance Education on Student Performance. URL: http://about.gmu.edu/a-new-way-of-learning-the-impact-of-hybrid-distance-education-on-student-performance/ (Available 15 December 2015).
[18] Erohina L.I. , Nechitajlo A.A., Nechitajlo S.A. Franchajzing v obrazovanii: monografija [Franchising in Education: Monograph]. Samara: Izd-vo Samar. gos. ajerokos. un-ta, 2011. 176 p.