Научная статья на тему 'Стратегии зарубежных университетов на образовательном рынке асеан'

Стратегии зарубежных университетов на образовательном рынке асеан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
438
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЙ РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТРАТЕГИИ УНИВЕРСИТЕТОВ / ОБРАЗОВАНИЕ В АСЕАН / GLOBAL MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES / GLOBAL EDUCATION MARKET / EXPORT OF EDUCATIONAL SERVICES / INTERNATIONAL STRATEGIES OF UNIVERSITIES / EDUCATION IN ASEAN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Асмятуллин Равиль Рамилевич

АСЕАН, характеризующийся неуклонным ростом экономики, растущим средним классом и большой численностью населения школьного возраста, является одним из наиболее перспективных рынков для экспорта образовательных услуг. Уровень выездной учебной мобильности из региона постоянно увеличивается. При этом складывается заметная тенденция к диверсификации географии мобильности с появлением новых стран и ослаблением позиций таких традиционных направлений, как США, Франция и Германия. АСЕАН не только является перспективным рынком в качестве крупнейшего донора иностранных студентов, но и становится заметным игроком на мировом образовательном рынке в качестве направления обучения. Особое внимание уделено анализу рынков Сингапура и Малайзии как крупнейших образовательных центров в регионе. Стратегии данных стран основаны на создании особых экономических зон в сфере образования, привлекая тем самым ведущие зарубежные вузы. Такой подход положительно сказывается на качестве образования, повышая привлекательность страны в качестве места обучения. Целью данной статьи является исследование особенностей стратегий зарубежных вузов на рынках стран АСЕАН для выявления потенциала экспорта образовательных услуг российскими вузами. Стратегии иностранных университетов основываются на использовании целого ряда механизмов, таких как открытие кампусов на территории стран блока, создание совместных вузов и работа через систему франчайзинга. В статье определены основные проблемы, препятствующие расширению экспорта российского образования в страны АСЕАН, среди которых недостаточная информационная и маркетинговая поддержка, слабое развитие образовательных программ на английском языке и механизмов финансовой поддержки иностранных студентов. Дана оценка привлекательности региона для России с точки зрения экспорта образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategies of Foreign Universities on the ASEAN Educational Market

ASEAN is characterized by a steady growth of the economy, a growing middle class and a large population of school age, it is one of the most promising growing markets for the export of educational services. The scale of student mobility from this region has been constantly increasing. At the same time, there is a noticeable trend towards the diversification of its geography with the emergence of new destinations and the weakening positions of traditional countries like the USA, France and Germany. The ASEAN is becoming promising not only as the largest donor of foreign students, but also as a notable player in the global educational market as a study destination. Special attention is given to the analysis of the markets of Singapore and Malaysia, as the largest regional educational hubs. The strategies of these countries are based on the creation of special economic zones in the field of education, thereby attracting leading foreign universities. This approach has a positive effect on the quality of education, increasing the attractiveness of the country as a study destination. The purpose of this article is to analyze the specifics of the strategies of foreign universities in the ASEAN countries in order to identify the potential for export of educational services by Russian universities. The strategies of foreign universities are based on a number of mechanisms, such as setting up international branch campuses in ASEAN countries, opening joint universities and operating through the franchise system. The article identifies the main problems which constrain the expansion of Russian

Текст научной работы на тему «Стратегии зарубежных университетов на образовательном рынке асеан»

Vestnik RUDN. International Relations

Вестник РУДН. Серия: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2019 Vol. 19 No. 1 130—138

http://journals.rudn.ru/international-relations

DOI: 10.22363/2313-0660-2019-19-1-130-138

Стратегии зарубежных университетов на образовательном рынке АСЕАН

Р.Р. Асмятуллин

Российский университет дружбы народов, Москва, Российская Федерация

АСЕАН, характеризующийся неуклонным ростом экономики, растущим средним классом и большой численностью населения школьного возраста, является одним из наиболее перспективных рынков для экспорта образовательных услуг. Уровень выездной учебной мобильности из региона постоянно увеличивается. При этом складывается заметная тенденция к диверсификации географии мобильности с появлением новых стран и ослаблением позиций таких традиционных направлений, как США, Франция и Германия.

АСЕАН не только является перспективным рынком в качестве крупнейшего донора иностранных студентов, но и становится заметным игроком на мировом образовательном рынке в качестве направления обучения. Особое внимание уделено анализу рынков Сингапура и Малайзии как крупнейших образовательных центров в регионе. Стратегии данных стран основаны на создании особых экономических зон в сфере образования, привлекая тем самым ведущие зарубежные вузы. Такой подход положительно сказывается на качестве образования, повышая привлекательность страны в качестве места обучения.

Целью данной статьи является исследование особенностей стратегий зарубежных вузов на рынках стран АСЕАН для выявления потенциала экспорта образовательных услуг российскими вузами. Стратегии иностранных университетов основываются на использовании целого ряда механизмов, таких как открытие кампусов на территории стран блока, создание совместных вузов и работа через систему франчайзинга. В статье определены основные проблемы, препятствующие расширению экспорта российского образования в страны АСЕАН, среди которых недостаточная информационная и маркетинговая поддержка, слабое развитие образовательных программ на английском языке и механизмов финансовой поддержки иностранных студентов. Дана оценка привлекательности региона для России с точки зрения экспорта образовательных услуг.

Ключевые слова: мировой рынок образовательных услуг, экспорт образовательных услуг, международные стратегии университетов, образование в АСЕАН

Сектор высшего образования является одним из динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Экспорт услуг высшего образования вносит существенный вклад в стабильное экономическое развитие любой страны, позволяет стимулировать ее интеграцию в мировое образовательное пространство, а также имеет прямой экономический эффект. Поэтому современное трансграничное образование все в большей степени оказывается под воздействием экономических соображений [Knight 2004: 24]. Благодаря росту экономик Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) данный регион стал важным участником мирового образовательного рынка.

Адаптация высшего образования в глобализированном мире привела к появлению отчетливой тенденции к регионализации и гармонизации образования во многих регионах: в Европе, Латинской Америке, Западной Африке, Арабском мире, а также Юго-Восточной Азии [Yavaprabhas 2014: 23].

Интеграция высшего образования в АСЕАН

Углубление внутрирегиональных связей в рамках АСЕАН затрагивает все сферы отношений, включая сектор образования. Унификация и интеграция систем образования в той или иной степени является естественным явлением в процессе эволюции интеграционных объединений.

Еще на 4-м саммите АСЕАН 1992 г. в Сингапуре было решено о внедрении программ обмена студентами на уровнях среднего и высшего образования; об укреплении сети ведущих университетов и институтов высшего образования в регионе1. Одним из первых шагов в интеграции высшего образования в АСЕАН стало создание в 1995 г. Сети университетов АСЕАН

1 Singapore Declaration of 1992. Singapore, 28 January 1992. URL: http://asean.org/?static_post=singapore-declaration-of-1992-singapore-28-january-1992 (accessed: 05.07.2017).

(ASEAN University Network), которая теперь является одним из ключевых агентов по реализации социально-культурной политики АСЕАН. Целью Сети университетов является поощрение и развитие сотрудничества в сфере высшего образования для углубления региональной интеграции в достижении глобальных стандартов. Достижение данной цели реализуется через пять основных направлений: мобильность молодежи; академическое сотрудничество; разработка стандартов, механизмов и политики сотрудничества в сфере высшего образования; разработка курсов и программ; платформа региональной и глобальной политики.

Членами Сети университетов АСЕАН являются 30 вузов стран блока: по 5 вузов Малайзии и Таиланда; Индонезии — 4; Вьетнама, Мьянмы, Сингапура и Филиппин — по 3; Камбоджи — 2; Брунея и Лаоса — по одному вузу. Секретариат организации расположен в Бангкоке и тесно взаимодействует с секретариатом АСЕАН по вопросам координации высшего образования. В рамках формата АСЕАН+3 AUN сотрудничает и с другими азиатскими странами, в частности с вузами Китая, Южной Кореи и Японии.

В рамках Сети университетов АСЕАН была разработана система трансфера кредитов АСЕАН (ASEAN Credit Transfer System) с целью создания общего механизма признания квалификации. Данная система используется для всех программ, открытых под программой студенческого обмена между вузами, которые являются членами организации.

В 2009 г. страны АСЕАН заявили о намерении создать единое пространство высшего образования на территории объединения и утвердили план по движению к интеграции образовательной сферы. Данный план основывается на четырех направлениях: студенческой мобильности, признании кредитов, обеспечении качества образования и создании исследовательских кластеров. По заявлению Организации министров образования Юго-Восточной Азии (Southeast Asian Ministers of Education Organization) образовательные системы стран региона должны быть гармонизированы. По аналогии с европейской программой Erasmus появилась необходимость создания собственной программы, которая стимулировала бы студенческую мобильность в рамках региона.

По сравнению с Европой странам АСЕАН предстоит еще многое сделать для всесторонней интеграции образования, однако необходимо учитывать, что страны АСЕАН не стремятся имитировать европейскую модель, предпочитая децентрализованный подход к сотрудничеству в сфере трансграничного образования [Lek 2014: 17].

В отличие от Европейского союза, направляемого сильной политической волей, политическая интеграция в АСЕАН находится еще на стадии зарождения. Отмечается также недостаток ресурсов для гармонизации образования, которая строится скорее на импровизации стран-участников, чем на следовании четкому плану [Yava-prabhas 2014: 101].

Образование обозначено в качестве приоритетной сферы, необходимой для социально-экономического развития региона, в ряде документов. Например, в стратегии ASEAN Vision 20202 в качестве одного из шагов, ведущих к созданию конкурентоспособной экономики блока, обозначено повышение развития человеческого капитала во всех секторах экономики посредством качественного образования, повышение квалификации и профессионального обучения.

Страны региона имеют большие различия по ряду характеристик. В большинстве стран АСЕАН длительность формального образования, которое включает в себя начальное и два уровня среднего образования, — 12 лет за исключением Малайзии, Мьянмы и Брунея, где длительность составляет 11 лет.

Продолжительность бесплатного и обязательного образования существенно разнится: в Брунее, Индонезии, Камбодже и Таиланде — 9 лет, в Малайзии, Сингапуре и Филиппинах — 6 лет, в Лаосе, Мьянме и Вьетнаме — 5 лет. Начальным образованием охвачено все население стран АСЕАН, показатели охвата средним образованием во многих стран достаточно высокие, за исключением Камбоджи, Лаоса и Мьянмы.

На уровне высшего образования страны региона имеют значительные различия. Средний показатель охвата высшим образованием по АСЕАН составляет 31%. Наибольший пока-

2 ASEAN Vision 2020. URL: http://asean.org/?static_post= asean-vision-2020 (accessed: 20.06.2017).

*Unesco Institute for Statistics, указаны последние доступные данные за период 2013—2014 гг.

**В отчете 2016/17 данные по Мьянме отсутствуют, по данным отчета 2015/16 Мьянма находилась на 134-м месте в мире по конкурентоспособности высшего образования.

Источник /Source: Human Development Report 2016. URL: http://hdr.undp.org/en/2016-report/download (arcessed: 19.06.2017); The Global Competitiveness Report 2016—2017. URL: https://www.weforum.org/reports/ the-global-competitiveness-report-2016-2017-1 (accessed: 19.06.2017); Unesco Institute for Statistics. URL: http://data.uis.unesco.org/ (accessed: 19.06.2017).

Таблица 1 / Table 1

Показатели сектора образования в странах АСЕАН / Education Sector Indicators in ASEAN Countries

Страна / Country Индекс Конкурентоспособ- Охват высшим Государственные

человеческого ность высшего образованием / расходы на образо-

развития / образования / Higher education вание* / Govern-

Human Development Competitiveness enrollment ment spending

Index of higher education on education

Место в мире / Место в мире / % % ВВП / % GDP

Rank in the world Rank in the world

Бруней / Brunei 30 65 31 3,7

Вьетнам / Vietnam 115 83 29 5,6

Индонезия / Indonesia 113 63 31 3,3

Камбоджа / Cambodia 143 124 13 1,9

Лаос / Laos 138 106 17 3,3

Малайзия / Malaysia 59 41 26 5,2

Мьянма** / Myanmar 145 н/д 14 н/д

Сингапур / Singapore 5 1 70 2,9

Таиланд / Thailand 87 62 49 4,1

Филиппины / Philippines 116 58 36 н/д

затель охвата — у Сингапура (70%), наименьший — у стран с менее развитой экономикой и слабой системой образования как Камбоджа (13%), Мьянма (14%) и Лаос (17%).

Страны АСЕАН заметно различаются по эффективности высшего образования и профессиональной подготовки. Сингапур занимает первое место не только в регионе, но и в мире по показателю конкурентоспособности высшего образования, оценивающему способность системы образования обеспечивать экономический рост страны. Остальные страны региона оказались в середине и во второй половине рейтинга глобальной конкурентоспособности по данному показателю. Такие страны, как Лаос, Мьянма и Камбоджа, нуждаются в системных реформах для повышения эффективности сектора образования.

По уровню развития человеческого капитала страны региона довольно сильно дифференцированы. Две страны региона (Сингапур и Бруней-Даруссалам) имеют очень высокий индекс человеческого развития, Таиланд и Малайзия находятся в группе стран с высоким индексом человеческого развития, остальные страны

региона относятся к странам со средним индексом человеческого развития.

Интеграционные процессы в сфере образования — долгий и сложный процесс, в котором для стран АСЕАН необходимо придерживаться баланса между созданием стратегического партнерства и защитой суверенитета и национальных особенностей [Feuer, Hornidge 2015: 337].

Имеющиеся различия среди стран АСЕАН, с одной стороны, осложняют процесс образовательной интеграции, а с другой — обуславливают ее необходимость и повышают роль международной учебной мобильности.

АСЕАН на мировом рынке образовательных услуг

Регион Юго-Восточной Азии представляет интерес как с точки зрения спроса, так и предложения образовательных услуг.

С точки зрения демографического потенциала и тенденций экономического развития, АСЕАН можно рассматривать перспективный рынок для рекрутинга иностранных студентов. Количество студентов, выезжающих из стран региона на обучение за рубеж, за период с 2000

по 2015 г. удвоилось и составляет 247 тыс. человек. Половина выездной мобильности приходится на две страны — Малайзию (65 тыс. студентов обучались за рубежом в 2015 г.) и Вьетнам (63 тыс.), крупнейших в мире стран — доноров иностранных студентов.

В качестве основных направлений выездной студенческой мобильности из АСЕАН можно назвать такие страны, как Австралия, Великобритания и США, являющиеся лидерами мирового рынка образовательных услуг. Остальные направления обусловлены прежде всего культурными и историческими факторами.

Среди стран со значительной долей мусульманского населения (Бруней, Индонезия, Малайзия) повышается доля студентов, направляющихся на получение высшего образования в арабские страны, в основном в Египет и Саудовскую Аравию. Поток желающих обучаться в США или Германии в данных странах имеет тенденцию к снижению. Студенты из стран с населением, исповедующим преимущественно буддизм, предпочитают уезжать на обучение в Таиланд, Вьетнам и Японию.

Многие направления для обучения определяются историческими связями между бывшими колониями и метрополиями, как следствие имеющими сходство систем образования и общность языка [Филиппов 2015]. Колониальное прошлое стран АСЕАН сказалось на направлениях обучения. Доля студентов, выезжающих на обучение во Францию, остается достаточно высокой среди стран из бывшего Французского Индокитая (Лаос, Вьетнам, Камбоджа), однако отмечается тенденция к снижению популярности Франции: в 2000 году 15% иностранных студентов из Вьетнама обучались во Франции, в 2015 году — 8,4%; из Камбоджи — 41% и 12%, из Лаоса — 22% и 2% соответственно. Доля студентов из Филиппин (бывшей колонии США), которые обучаются в американских вузах, также снизилась с 56% до 22% за исследуемый период.

На внутрирегиональную мобильность приходится около 8% потока иностранных студентов из АСЕАН.

В целом следует отметить, что в течение последнего десятилетия сложилась тенденция к диверсификации географии студенческой мо-

бильности из стран АСЕАН, что соответствует основным трендам развития мирового рынка образовательных услуг. Появились новые направления: Новая Зеландия, Япония, Республика Корея, Индия, Канада, Италия, Турция, Египет, страны Персидского залива.

С точки зрения предложения образовательных услуг регион Юго-Восточной Азии становится заметным игроком на образовательном рынке, привлекая все больше иностранных студентов. За период с начала 2000-х количество иностранных студентов в АСЕАН увеличилось в восемь раз и в 2015 г. составило более 170 тыс. человек. Ведущими странами по обучению иностранных студентов являются Малайзия (63 тыс. иностранных студентов) и Сингапур (52 тыс.). В остальных странах объединения также отмечается рост въездной студенческой мобильности. Среди основных поставщиков иностранных студентов можно назвать азиатские страны: Китай, Южная Корея, Бангладеш, Индия и др.

В странах объединения активно развивается международное партнерство вузов, разрабатываются программы двойных дипломов, программы на английском языке.

Финансовая поддержка иностранных студентов и государственная миграционная политика выступают одними из ключевых факторов в укреплении конкурентных позиций страны на мировом рынке образовательных услуг [Айдрус 2012: 128]. Возможность работать — важный критерий для студентов из страны с невысоким уровнем доходов. Так, в Малайзии иностранным студентам разрешено работать до 20 часов в неделю в течение каникул, в Сингапуре — до 16 часов в неделю в период учебы.

Предпринимаются также административные меры: в январе 2016 г. правительство Индонезии облегчило процедуру получения студенческой визы, подача на которую стала возможна в онлайн-режиме.

Основные лидеры региона — Сингапур и Малайзия — пошли по пути создания особых экономических зон в сфере высшего образования. Такая модель основывается на привлечении иностранных вузов к созданию кампусов на территории страны.

Иностранные вузы в АСЕАН

Одним из наиболее часто упоминаемых факторов развития студенческой мобильности является повышение международной конкурентоспособности в эпоху экономики знаний [Knight 2008].

С целью стать мировым образовательным центром правительство Сингапура в 2002 г. разработало программу «Глобальная школа» (Global Schoolhouse), которая предусматривает привлечение ведущих университетов мира к открытию кампусов в Сингапуре, а также улучшение качества образования и диверсификацию образовательных программ национальных университетов. Привлечение иностранных студентов в Сингапур имеет положительный эффект как для сектора образования в частности, так и конкурентоспособности страны в целом [Ng 2011].

В стране действует множество иностранных университетов, получивших налоговые льготы и гранты от правительства Сингапура, — Мас-сачусетский технологический институт и др. Однако ряд вузов закрыли свои кампусы в Сингапуре из-за недостаточного набора студентов и финансовых потерь: Университет Нового Южного Уэльса, Бизнес-школа Чикагского университета, Университет Невады Лас-Вегас и др. Некоторые зарубежные университеты отказались от создания кампуса в Сингапуре из-за беспокойства об ограничении академической свободы ученых в стране [Alfaro, Ketels 2016].

Некоторые зарубежные университеты выбрали стратегию создания совместного вуза в партнерстве с сингапурским вузом. Yale-NUS College — колледж свободных искусств, созданный в 2011 г. в партнерстве между Йельским университетом и Национальным университетом Сингапура. В 2016 г. в кампусе обучалось более 700 студентов из 50 различных стран и работало более ста преподавателей3. Стоимость обучения достаточно высокая для региона — от 26 тыс. долл. в год для сингапурцев до 64 тыс. долл. для иностранных студентов.

Современная система высшего образования Сингапура в состоянии обеспечить немногим более 100 тыс. мест для студентов бакалавриата. Недостаток мест в вузах побудил правительство Сингапура к сокращению потока иностранных студентов, сделав акцент на образовании для

3 Year in Review. Yale-NUS College. URL: https://www.yale-

nus.edu.sg/about/year-in-review/ (accessed: 17.06.2017).

своих граждан. Таким образом, первоначальная цель программы «Глобальная школа» по привлечению в страну 150 тыс. иностранных студентов к 2015 г. была отклонена. В обучении иностранных студентов Сингапур в настоящее время ориентируется не на количество, а повышение качества высшего образования, в особенности в частном секторе.

Малайзия поставила цель к 2020 г. стать шестой страной в мире по количеству иностранных студентов. Для достижения поставленной цели правительство Малайзии обозначило в ка-

4

честве приоритетов :

1) опору на частный сектор для обеспечения образовательными программами, необходимыми для экономики;

2) облегчение миграционных процедур для иностранных студентов;

3) создание маркетинговых служб для продвижения национальных учебных заведений;

4) инвестирование в нишевые направления, такие как исламские финансы, исламский банкинг и программы Executive Education;

5) привлечение зарубежных университетов к созданию филиалов.

В особой экономической зоне Iskandar Malaysia было создано образовательное пространство Educity Iskandar, в рамках которого бизнес оказывает поддержку студентам, преподавательскому составу и самим вузам.

Среди партнеров проекта EduCity представлены вузы Великобритании, Нидерландов, Сингапура, а также малазийские вузы. Стоимость обучения в кампусах иностранных вузов в Малайзии обычно в несколько раз выше, чем в национальных малазийских вузах, но значительно ниже, чем в головных университетах. В целом в Малайзии имеются представительства около 30 английских университетов, 10 австралийских, растет количество американских вузов.

В целом привлечение ведущих зарубежных вузов в Сингапур и Малайзию повысило привлекательность этих стран в качестве места обучения [Chan 2012].

Кроме того, университеты Малайзии предлагают широкий выбор зарубежных образовательных программ через систему франчайзинга и валидации программ. Таким образом около 58 тыс. малазийских студентов обучается по программам британских вузов.

4 ICEF Monitor. URL: http://monitor.icef.com/ (accessed: 17.06.2017).

Проанализируем особенности тактики зарубежных вузов для привлечения студентов из стран АСЕАН. Образовательные рекрутин-говые агентства в странах АСЕАН являются для зарубежных университетов важным инструментом привлечения студентов, направляющихся на обучение за счет собственных средств (при финансовой поддержке семьи). В регионе наиболее представлены агентства, основными направлениями которых являются вузы Австралии, Великобритании и США.

Университеты, для которых Юго-Восточная Азия является стратегическим направлением, имеют своих представителей в регионе. Так, в 2016 г. английский Nottingham Trent University направил в Куала-Лумпур своего представителя для более тесной работы с рекрутинговыми агентствами, участия в образовательных выставках, организуемых British Council, и других образовательных событиях в соседних странах5.

Одним из эффективных инструментов продвижения вузов в регионе является Интернет, в частности социальные сети. В АСЕАН без ограничения доступны глобально распространенные платформы: более 70% населения до 30 лет пользуется Facebook. Регион считается перспек-

5 Nottingham Trent University sets its sights on student recruitment in South. URL: http://www4.ntu.ac.uk/apps/ news/184467-15/Nottingham_Trent_University_sets_its_ sights_on_student_recruitment_in_South.aspx (accessed: 29.05.2017).

тивным с точки зрения ^йа1-рекрутинга иностранных студентов6.

Необходимо учитывать культурные особенности стран региона, общество которых является семейно-ориентированным и социально активным. Поэтому при продвижении ведущие зарубежные вузы подчеркивают социальную и вне-учебную жизнь своих студентов, делая акцент на мультикультурной среде университета.

Принимая во внимание высокую роль родителей и родственников в процессе принятия решения о выборе места обучения, некоторые вузы на своих сайтах и в информационных материалах включают контент, специально адресованный родителям иностранных студентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возможности экспорта образования для российских университетов

Доля России на образовательном рынке АСЕАН составляет 2—3%. За период с 2006 по 2015 г. количество студентов из региона, обучающихся в российских вузах, увеличилось незначительно с 8,3 тыс. до 8,7 тыс. человек соответственно. Такое изменение количества студентов в России не сопоставимо с ростом выездной мобильности из стран региона. Кроме того, в течение последних нескольких лет для Малайзии и Мьянмы отмечена тенденция к снижению интереса на обучение в России.

6 Digital in 2016 report. URL: https://wearesocial.com/ de/Special-Reports/digital-in-2016 (accessed: 30.05.2017).

Таблица 2 / Table 2

Студенты из стран АСЕАН в России, 2015 г. / ASEAN Students Studying in Russia, 2015

Страна / Country Количество студентов в России / Number of students in Russia Выездная мобильность из АСЕАН / Outbound Mobility from ASEAN

Всего / Total Из них в Россию / Among them to Russia

Бруней / Brunei 0 3 314 0

Вьетнам / Vietnam 4 676 62 843 1 419

Индонезия / Indonesia 265 37 430 11

Камбоджа / Cambodia 80 5 171 23

Лаос / Laos 44 3 466 1

Малайзия / Malaysia 2 465 64 930 2 314

Мьянма* / Myanmar 962 7 064 379

Сингапур / Singapore 14 23 428 5

Таиланд / Thailand 240 25 690 75

Филиппины / Philippines 26 13 580 2

Всего / Total 8 772 246 916 4 229

* В отчете 2016/17 данные по Мьянме отсутствуют, по данным отчета 2015/16 Мьянма находилась на 134-м месте в мире по конкурентоспособности высшего образования.

Источник / Source: Арефьев А.Л., Шереги А.Ф. Экспорт российских образовательных услуг: статистический сборник. Вып. 6. Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Социоцентр, 2016; Unesco Institute for Statistics. URL: http://data.uis.unesco.org/ (accessed: 18.06.2017).

Более половины студентов из АСЕАН в России представляют Вьетнам (4,6 тыс.), другими крупными странами являются Малайзия (2,5 тыс.) и Мьянма (962).

Следует подчеркнуть, что для Мьянмы Россия является первым направлением для обучения за рубежом.

С точки зрения демографического и экономического потенциала для экспорта российских образовательных услуг перспективны такие страны АСЕАН, как Индонезия, Малайзия, Филиппины, Вьетнам, Таиланд и Мьянма.

К основным проблемам для России на образовательных рынках стран региона относятся:

1) невысокий уровень осведомленности о России как о направлении для получения образования;

2) слабый маркетинг: российские вузы практически не представлены на национальных образовательных выставках в странах АСЕАН, не сотрудничают с местными рекрутинговыми агентствами.

Российским университетам необходимо разрабатывать таргетированную рекламную кампанию, в частности в социальных сетях. Регион Юго-Восточной Азии характеризуется возрастающей активностью в Интернете и социальных сетях. Facebook, YouTube, Instagram предоставляют широкие возможности для привлечения иностранных студентов и повышения узнаваемости российского образования;

3) информационная поддержка. В то время как основные конкуренты России на мировом образовательном рынке оказывают полноценную информационную поддержку иностранным студентам, немногие российские университеты обладают даже английской версией сайта с качественным контентом, актуальным для каждой целевой страны;

4) отсутствие образовательных программ на английском языке. С процессом интеграции АСЕАН возрастает роль английского языка как lingua franca в регионе, что делает граждан стран

объединения не только экономическим сообществом, но и обществом вторичного (английского) языка [81гоире, Юшига 2015: 18]. Поэтому наличие программ на английском языке может быть привлекательно для студентов из данного региона;

5) финансовая поддержка. Финансовый вопрос является одним из решающих при выборе иностранным студентом страны обучения. Для стран с более низкой платежеспособностью (в частности Вьетнам) российские вузы могут предложить специальные стипендии, разработать программы финансовой помощи.

Необходимо учитывать различные приоритеты стран в сфере высшего образования. Для стран с небольшой численностью населения и высокими доходами (Сингапур и Бруней) приоритетно развитие международного партнерства с зарубежными вузами. Потенциал экспорта образовательных услуг в страны с низким уровнем доходов (Камбоджа, Лаос, Мьянма) остается ограниченным, но в долгосрочной перспективе спрос на высшее образование в данных странах будет повышаться. Страны со средним уровнем доходов (Индонезия, Таиланд, Филиппины, Малайзия) являются наиболее перспективными для рекрутинга студентов в ближайшем будущем.

Таким образом, регион Юго-Восточной Азии представляет интерес для российских вузов с точки зрения расширения экспорта образовательных услуг. Поскольку страны блока заметно экономически и социально дифференцированы, для рынка каждой страны необходимо формирование особой стратегии экспорта образования. При этом в регионе возможно использование целого ряда инструментов: открытие кампусов, развитие программ через систему франчайзинга, создание совместных вузов и образовательных программ. При усилении маркетинговой деятельности, адаптированной для каждого целевого рынка АСЕАН, имеется высокий потенциал для привлечения иностранных студентов из региона в российские вузы.

Библиографический список

Айдрус И. А. Конкурентоспособность стран на мировом рынке высшего образования // Научное обозрение.

Серия 1: Экономика и право. 2012. № 3—4. С. 128—132. Филиппов В.М. Интернационализация высшего образования: основные тенденции, проблемы и перспективы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015. № 3. С. 203—211.

Alfaro L., Ketels C. Singapore's Higher Education Cluster. Harvard Business School, 2016.

Chan S.J. Shifting patterns of student mobility in Asia // Higher Education Policy. 2012. Vol. 25. No 2. P. 207—224. DOI: https://doi.org/10.1057/hep.20123.

Feuer H.N., Hornidge A.K. Higher education cooperation in ASEAN: building towards integration or manufacturing consent? // Comparative Education. 2015. Vol. 51. No 3. P. 327—352. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/ 03050068.2015.1031474.

Knight J. Internationalization remodeled: Definition, approaches, and rationales // Journal of studies in international education. 2004. Vol. 8. No 1. P. 5—31. DOI: 10.1177/1028315303260832.

Knight J. Higher education in turmoil // The Changing World of Internationalisation. Rotterdam, The Netherlands: Sense Publishers, 2008.

LekD. Cross border higher education in ASEAN: Structures, policies, development and integration // ASEAN—Canada Research Partnership Working Paper Series. 2014. Vol. 4. P. 1—26.

Marginson S. Higher education in East Asia and Singapore: Rise of the Confucian model // Higher education. 2011. Vol. 61. No 5. P. 587—611. DOI: https://doi.org/10.1007/s10734-010-9384-9.

Ng P.T. Singapore's response to the global war for talent: Politics and education // International Journal of Educational Development. 2011. Vol. 31. No 3. P. 262—268. DOI: 10.1016/j.ijedudev.2010.05.009.

Stroupe R., Kimura K. Opportunities and Challenges Across ASEAN: Looking Ahead to the ASEAN Economic Community // ASEAN Integration and Role of English Language Teaching. Phnom Penh: IDP Education (Cambodia) Ltd, 2015. P. 1—12. DOI: 10.5746/LEiA/ASEAN_Integ_ELT.

Yavaprabhas S. SEAMEO RIHED and higher education harmonisation // JSPS AA Science Platform Program Seminar. January 2009. P. 23—25.

Yavaprabhas S. The Harmonization of Higher Education in Southeast Asia // Emerging International Dimensions in East Asian Higher Education. Springer Netherlands, 2014. P. 81—102. DOI: 10.1007/978-94-017-8822-9

Дата поступления статьи: 24.08.2017

Для цитирования: Асмятуллин Р.Р. Стратегии зарубежных университетов на образовательном рынке АСЕАН //

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2019. Т. 19. № 1.

С. 130—138. DOI: 10.22363/2313-0660-2019-19-1-130-138.

Сведения об авторе: Асмятуллин Равиль Рамилевич — аспирант кафедры международных экономических

отношений, ассистент Института мировой экономики и бизнеса Российского университета дружбы народов

(e-mail: asmyatullin-rr@rudn.ru).

DOI: 10.22363/2313-0660-2019-19-1-130-138

Strategies of Foreign Universities on the ASEAN Educational Market

R.R. Asmyatullin

RUDN University Moscow, Russian Federation

Abstract. ASEAN is characterized by a steady growth of the economy, a growing middle class and a large population of school age, it is one of the most promising growing markets for the export of educational services. The scale of student mobility from this region has been constantly increasing. At the same time, there is a noticeable trend towards the diversification of its geography with the emergence of new destinations and the weakening positions of traditional countries like the USA, France and Germany.

The ASEAN is becoming promising not only as the largest donor of foreign students, but also as a notable player in the global educational market as a study destination. Special attention is given to the analysis of the markets of Singapore and Malaysia, as the largest regional educational hubs. The strategies of these countries are based on the creation of special economic zones in the field of education, thereby attracting leading foreign universities. This approach has a positive effect on the quality of education, increasing the attractiveness of the country as a study destination.

The purpose of this article is to analyze the specifics of the strategies of foreign universities in the ASEAN countries in order to identify the potential for export of educational services by Russian universities. The strategies of foreign universities are based on a number of mechanisms, such as setting up international branch campuses in ASEAN countries, opening joint universities and operating through the franchise system. The article identifies the main problems which constrain the expansion of Russian

education exports to ASEAN countries, including insufficient information and marketing support, poor development of educational programs in English and mechanisms of financial support for foreign students. The attractiveness of the ASEAN region for Russia in terms of the export of educational services is accessed.

Key words: global market of educational services, global education market, export of educational services, international strategies of universities; education in ASEAN

References

Aidrous, I.A. (2012). Competitiveness of Countries in the World Market of Higher Education. Nauchnoe obozrenie. Seriya 1.

Ekonomika ipravo, 3—4, 128—132. (In Russian). Alfaro, L. & Ketels, C. (2016). Singapore's Higher Education Cluster. Harvard Business School, 1—36. Chan, S.J. (2012). Shifting patterns of student mobility in Asia. Higher Education Policy, 25 (2), 207—224. DOI:

https://doi.org/10.1057/hep.20123. Feuer, H.N. & Hornidge, A.K. (2015). Higher education cooperation in ASEAN: building towards integration or manufacturing consent? Comparative Education, 51 (3), 327—352. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/ 03050068.2015.1031474.

Filippov, V.M. (2015). Internationalization of higher education: major trends, challenges and prospects. Vestnik RUDN.

International Relations, 3, 203—211. (In Russian). Knight, J. (2004). Internationalization remodeled: Definition, approaches, and rationales. Journal of Studies in International Education, 8 (1), 5—31. DOI: 10.1177/1028315303260832. Knight, J. (2008). Higher education in turmoil. The Changing World of Internationalisation. Rotterdam, The Netherlands: Sense Publishers.

Lek, D. (2014). Cross border higher education in ASEAN: Structures, policies, development and integration. ASEAN—

Canada Research Partnership Working Paper Series, 4, 1—26. Marginson, S. (2011). Higher education in East Asia and Singapore: Rise of the Confucian model. Higher education, 61 (5),

587—611. DOI: https://doi.org/10.1007/s10734-010-9384-9. Ng, P.T. (2011). Singapore's response to the global war for talent: Politics and education. International Journal of Educational

Development, 31 (3), 262—268. DOI: 10.1016/j.ijedudev.2010.05.009. Stroupe, R. & Kimura, K. (2015). Opportunities and Challenges Across ASEAN: Looking Ahead to the ASEAN Economic Community. In: ASEAN Integration and Role of English Language Teaching, p. 1—12. DOI: 10.5746/LEiA/ASEAN_Integ_ELT. Yavaprabhas, S. (2009). SEAMEO RIHED and higher education harmonization. JSPS AA Science Platform Program Seminar, January 23—25.

Yavaprabhas, S. (2014). The Harmonization of Higher Education in Southeast Asia. In: Emerging International Dimensions in East Asian Higher Education. Springer Netherlands, p. 81—102. DOI: 10.1007/978-94-017-8822-9.

Received: 24.08.2017

For citations: Asmyatullin, R.R. (2019). Strategies of Foreign Universities on the ASEAN Educational Market. Vestnik RUDN. International Relations, 19 (1), 130—138. DOI: 10.22363/2313-0660-2019-19-1-130-138.

About the author: Asmyatullin Ravil Ramilevich — PhD student, Department of International Economic Relations, assistant at the Institute of World Economy and Business, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University) (e-mail: asmyatullin-rr@rudn.ru).

© Асмятуллин Р.Р., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.