Научная статья на тему 'Образовательное сотрудничество в рамках восточноазнатского саммита: основные направления, инициативы и проекты'

Образовательное сотрудничество в рамках восточноазнатского саммита: основные направления, инициативы и проекты Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
233
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / ВОСТОЧНОАЗИАТСКИЙ САММИТ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОЦИОГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ / МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА / СТУДЕНЧЕСКИЕ И МОЛОДЕЖНЫЕ ОБМЕНЫ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТИПЕНДИАЛЬНЫЕ И ОБМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ / EAST ASIA / EAST ASIA SUMMIT / SOCIO-HUMANITARIAN COOPERATION / INTERNATIONAL COOPERATION IN THE SPHERE OF EDUCATION AND SCIENCE / INTERGOVERNMENTAL INTERACTION / RESEARCH PROGRAM / STUDENT AND YOUTH EXCHANGES / INCLUSIVE EDUCATION / SCHOLARSHIP AND EXCHANGE PROGRAMS / RESEARCH PROJECT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Коротич Семен Александрович

Отмечено, что Восточноазиатский саммит (далее ВАС), учрежденный в 2005 г., призван стать ключевым многосторонним международным институтом на пространстве Восточной Азии, объединившим государства региона для обсуждения наиболее важных вопросов в области экономики, политики, социокультурной и гуманитарной сфер. Установлено, что за более чем десятилетний период деятельности данного международного института, несмотря на смешанные оценки, Восточноазиатский саммит укрепился в качестве важнейшего регионального объединения, в рамках которого ведется сотрудничество по наиболее актуальным и важным вопросам обширной региональной повестки. Показано, что в последние десятилетия на фоне цифровизации и технологизации экономических процессов образование укрепляется в качестве фундамента устойчивого экономического роста и развития. Выявлено, что страны региона уделяют все большее внимание проектам, направленным на развитие образования, предпринимая попытки по модернизации национальных образовательных систем, совершенствуя законодательное регулирование, адаптируя передовые международные практики. Научно обосновано положение, согласно которому развитие процессов глобализации образования и международной академической мобильности способствует формированию международного рынка образовательных услуг. Соответственно, увеличение уровня интернационализации образовательных процессов обуславливает необходимость международного сотрудничества в данной сфере, обсуждения и совместного решения актуальных проблем. Отмечено, что взаимодействие в сфере образования закреплено в качестве одного из основных приоритетов деятельности ВАС. Вместе с тем сделан вывод, что на фоне продолжающегося разрастания повестки, а также выхода на первый план вопросов политики и безопасности образовательное сотрудничество в рамках ВАС остается малозаметным. Целями исследования являлись проведение анализа образовательного трека сотрудничества в рамках Восточноазиатского саммита, определение основных его направлений, рассмотрение ключевых механизмов, инициатив и проектов, их текущего состояния и перспектив

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL COOPERATION IN EAST ASIA SUMMIT: PRIMARY AREAS, INITIATIVES AND PROJECTS

It is noted that the East Asia Summit (hereinafter EAS), established in 2005, is intended to become a key multilateral international institution in East Asia that brought together the states of the region to discuss the most important issues in the field of economy, politics, sociocultural and humanitarian spheres. It is established that for more than ten years of the activity of this international institution, despite mixed assessments, the East Asian Summit has become stronger as an important regional association, within which cooperation is being conducted on the most relevant and important issues of an extensive regional agenda. It is shown that in the last decades, on the background of digitalization and technological development of economic processes, education is being strengthened as a foundation for sustainable economic growth and development. It is revealed that the countries of the region are paying increasing attention to projects aimed at the development of education, undertaking attempts to modernize national educational systems, improving legislative regulation, adapting international best practices. The position that the development of globalization of education and international academic mobility contributes to the formation of an international market of educational services is scientifically grounded. Accordingly, an increase in the level of internationalization of educational processes stipulates the need for international cooperation in this field, discussion and joint solution of urgent problems. It was noted that interaction in the sphere of education is fixed as one of the main priorities of the EAS activity. At the same time, it was concluded that against the backdrop of the continuing proliferation of the agenda, as well as the emergence of policy and security issues on the forefront, educational cooperation within the East Asia Summit remains unobserved. The objectives of the study were to analyze the educational track of cooperation within the framework of the East Asia Summit, identify its main directions, review key mechanisms, initiatives and projects, their current state and prospects

Текст научной работы на тему «Образовательное сотрудничество в рамках восточноазнатского саммита: основные направления, инициативы и проекты»

УДК 327

DOI: 10.21209/2227-9245-2017-23-12Л)т>-103

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В РАМКАХ ВОСТОЧНОАЗНАТСКОГО САММИТА: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ,

ИНИЦИАТИВЫ И ПРОЕКТЫ

EDUCATIONAL COOPERATION IN EAST ASIA SUMMIT: PRIMARY AREAS,

INITIATIVES AND PROJECTS

Отмечено, что Восточноазиатскин саммит (далее — ВАС), учрежденный в 2005 г.. призван стать ключевым многосторонним международным институтом на пространстве Восточной Азии, объединившим государства региона для обсуждения наиболее важных вопросов в области экономики, политики, социокультурной и гуманитарной сфер. Установлено, что за более чем десятилетний период деятельности данного международного института, несмотря на смешанные оценки, Восточноазиатский саммит укрепился в качестве важнейшего |>егионального объединения, в рамках которого ведется сотрудничество по наиболее актуальным и важным вопросам обширной региональной повестки. Показано, что в последние десятилетия на фоне циф|ювнзации и технологизации экономических процессов образование укрепляется в качестве фундамента устойчивого экономического роста и развития. Выявлено, что страны региона уделяют все большее внимание проектам, направленным на развитие образования, предпринимая попытки по модернизации национальных образовательных систем, совершенствуя законодательное регулирование, адаптируя передовые международные практики. Научно обосновано положение, согласно которому развитие процессов глобализации образования к международной академической мобильности способствует формированию международного рынка образовательных услуг. Соответственно, увеличение уровня интернационализации образовательных процессов обуславливает необходимость международного сотрудничества в данной сфере, обсуждения и совместного решения актуальных проблем. Отмечено, что взаимодействие в сфере образовании закреплено в качестве одного из основных приоритетов деятельности ВАС. Вместе с тем сделан вывод, •по на фоне продолжающегося разрастания повестки, а также выхода на первый план вопросов политики н безопасности образовательное сотрудничество в рамках ВАС остается малозаметным. I {елями исследования являлись проведение анализа образовательного трека сотрудничества в рамках Воеточноаз пате кого саммита, определение основных его направлений, рассмотрение ключевых механизмов, инициатив и проектов, их текущего состояния и перспектив

Ключевые слова: Восточная Азия; Восточноаштпский саммит; международное социогуманшпарное сотрудничество; взаимодействие rt ctfyepe образования и науки; межправительственное взаимодействие; исследовательская программа; студенческие имаюдежные обмены: инклюзивное образование; стипендиальные и обменные программы," исследовательский проект

It is noted that the East Asia Summit (hereinafter — EAS), established in 2005, is intended to become a key multilateral international institution in East Asia that brought together the .states of the region to discuss the most important issues in the field of economy, politics, sociocultural and humanitarian spheres. It is established tliat for more than ten years of Ihe activity of (his international institution, despite mixed assessments, the Easl Asian Summit lias become stronger as an important regional association, within which cooperation is being conducted on the most relevant and important issues of an extensive regional agenda. It is shown that in the las! decades, on the background of digilalizafion and technological development of economic processes, education is being strength-

(7. .4. Kopomич, Дальнеоосточныи федеральный университет,

t. Владивосток [email protected]

S. Korotich, Far Eastern Federal University, V7adivostok

95

© С. А. Коротич, 2017

ened as a foundation lor sustainable economic growth and development. II is revealed I hut I he countries of the region are paying increasing attention lo projects aimed at I ho development of education, undertaking attempts lo modernize national educational systems, improving legislative regulation, adapting international best practices. The position that the development of globalization of education and international academic mobility contributes to the formation of an international market of educational services is scientifically grounded. Accordingly, an increase in the level of internationalization of educational processes stipulates the need for international coopera-fion in (his field, discussion and joint solution of urgent problems. It was noted that interaction in the sphere of education i.s fixed as one of the main priorities of the EAS activity. At the same time, it was concluded that against the backdrop of the continuing proliferation of the agenda, as well as the emergence of policy and security issues on the forefront, educational cooperation within the East Asia Summit remains unobserved. The objectives of the study were to analyze the educational track of cooperation within the framework of the East Asia Summit, identify its main directions, review key mechanisms, initiatives and projects, their current state and prospects

Key words: East Asia; East Asia Sum mil; socio-luananitarian cooperation: international cooperation in the sphere of education and science; intergovernmental interaction; research program; student and youth exchanges; inclusive education; scholarship and exchange programs; research project

ведение. Форум глав государств Восточной Азии, получивший название «Восточноазиатский саммит» (далее — ВАС), учрежден в 2005 г. Создание ВАС вдохновлено идеей построения «Восточноа-зиатского сообщества» — сообщества государств, подобного тому, которое сложилось в Европе. Восточноазиатский саммит призван стать отправной точкой для всесторонней интеграции стран региона посредством обсуждения наиболее важных вопросов регионального сотрудничества [18: 19]. В качестве приоритетных направлений взаимодействия в рамках НАС определены следующие: финансы, энергетика, чрезвычайное реагирование и экология, здравоохранение, образование и региональная взаи-мосвязанностъ.

В первом Восточноазиатском саммите приняли участие 16 государств Восточной Азии (10 стран-участниц АСЕАН (Бруней, Камбоджа, Индонезия, Лаос, Малайзия, Мьянма, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Вьетнам), Австралия, Китай, Индия, Япония, Новая Зеландия, Республика Корея). В 2011 I . к ВАС присоединились Россия и С111А, увеличив количество стран-участниц до 18. Встречи ВАС проводятся ежегодно в привязке к саммиту Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (далее — АСЕАН ). С 201 I г. в дополнение к встречам глав государств в рамках ВАС также проходят встречи министров иностранных дел.

Ввиду того, что образование обозначено в качестве одной из шести приоритетных сфер взаимодействия, вопросы образовательного сотрудничества регулярно становятся предметом обсуждений на различных уровнях взаимодействия по линии ВАС — на встречах старших должностных лиц, министров образования, министров иностранных дел, глав государств.

Важнейшим механизмом образовательного сотрудничества I! рамках архитектуры ВАС являются встречи министров образованна ВАС. Данный формат учрежден в 2012 г. в ответ на растущую значимость образовательной повестки сотрудничества в рамках ВАС. Встречи министров образования ВАС проходят один раз в два года, с 2012 г. состоялись три такие встречи (в 2012, 2014 и 2016 гг.).

За годы деятельности Восточноази-атского саммита и сопровождающих его механизмов межправительственного взаимодействия, действующих на уровне министерств иностранных дел н министерств образования, предложен целый ряд инициатив, направленных на развитие сотрудничества в области образования и науки.

Восстановление университета Па-ланд а. Проект но восстановлению университета Наланда — одного из старейших учебных заведений в регионе (образовательный и религиозный центр 15 Наланда существовал примерно с V в. до п. у. по

ХТП ii. п. э. на территории современной Индии) — и создание па его базе регионального образовательного центра регулярно обсуждается в рамках ВАС, начиная со второй встречи глав государств [12]. По задумке университет Наланда должен стать центром межцнвилизационного и меж культурного диалога, имеющим негосударственный, некоммерческий и даже светский статус. Хотя он и будет расположен на территории Индии, университет будет автономным учреждением, не аффилированным с индийским правительством или правительствами других стран [20].

С момента представления проекта в 2006 г. наблюдается ощутимый прогресс в его осуществлении. В 2009 г. для финансирования строительства зданий кампуса университета решено объявить открытую кампанию по сбору средств, ориентированную, в первую очередь, на страпы-участ-ницы ВАС. Жертвователями выступили Австралия, Китай, Таиланд, Лаос, Индонезия п Индия.

В сентябре 2014 г. университет 11алан-да начал свою работу на базе временного кампуса — зданий, предоставленных правительством штата Бихар, Индия. В конце 2016 г. началось строительство основного кампуса университета Наланда. Хотя данный проект еще очень далек от реализации, он представляет собой одну из первых совместных инициатив ВАС и, соответственно, имеет большое символическое значение.

Создание региональной системы взаи-модействия в области профессионального и технического образования. С учетом растущей востребованности специалистов с профессиональными и техническими навыками, страны-участницы ВАС направляют усилия на создание Региональной системы взаимодействия в области профессионального и технического образования (Technical and Vocational Education and Training Beginal Framework).

В рамках данной инициативы участники ВАС решили сконцентрироваться на двух основных проектах. Первый проект направлен на создание Системы по контролю качества технического и профес-

сионального образования под эгидой ВАС (EAS Technical and Vocational Education and Training Quality Assurance Framework). Ключевыми исполнителями данного проекта выступили Австралия н Республика Корея. В рамках второго проекта планируется создание Региональной сети учреждений технического и профессионального образования с целью развития их возможностей, посредством обмена знаниями и лучшими практиками [8: 9].

Формирование «Научного и инновационного пространства Восточной Азии». Инициатива но формированию Научного н инновационного пространства Восточной Азии (East Asia Science and Innovation Area) предложена японской делегацией в ходе консультаций Министров иностранных дел стран-участниц ВАС в 2010 г. Целью данной инициативы является создание международной платформы, ориентированной на развитие совместных научных разработок для более эффективного преодоления общих для стран региона проблем [II].

В 201 I г. в развитие данной идеи в рамках ВАС предложен проект Совместной исследовательской программы «е-Asia». 11од эгидой данного проекта японское Агентство но науке и технологиям провело серию консультаций и две конференции с участием представителей научных учреждений государств-у части и ков ВАС, а также два научных форума: в Сингапуре — в июле 2011 г., в Токио — в октябре 2011 г. По результатам консультаций принято окончательное решение об учреждении Совместной исследовательской программы «е-Asia» (Joint Research Program "c-Asia"), в которую в качестве со-основателей вошли У учреждений из восьми стран ВАС.

11а сегодняшний момент участниками «е-Asia» являются 18 учреждений (Министерство здравоохранения Камбоджи (Ministry of Health); Министерство исследований и технологий Индонезии (Ministry of Research, Technology and Higher Education): I Гациопалыюе агентство по науке, технологиям и развитию Таиланда (National Science and Technology

Development Agency); Агентство по научно-исследовательским разработкам в области сельского хозяйства Таиланда (Agricultural Research Development Agency); Таиландский центр превосходства в области медико-биологических наук (Thailand Center of Excellence for Life Sciences); Департамент науки и технологий Филиппин (Department оГ Science and Technology); Министерство Пауки и Технологий Вьетнама (Ministry of Science and Technology); Министерство науки и технологий Лаоса (Ministry of Science and Technology): Министерство здравоохранения Лаоса (Ministry of' Health); Министерство образования науки, культуры, спорта, науки и технологий Японии (Ministry of Education, Culture, Sports, Science and Technology); Агентство но науке и технологиям Японии (Japan Science and Technology Agency); Агентство но научным разработкам в области медицины Японии (Japan Agency for Medical Research and Development); Министерство науки, технологий и инноваций Малайзии (Ministry of Science, Technology and Innovation); Министерство образования Мьянмы (Ministry of Education); Совет по исследованиям в области здравоохранения 1 lonoii Зеландии (1 leallh Research Council); Российский фонд фундаментальных исследований (Russian Foundation for Basic Research); Национальный институт аллергологии и инфекционных заболеваний США (National Institute of Allergy and Infectious Diseases); Национальный институт онкологии США (National Cancer Institute) из 12 стран ВАС — все, кроме Австралии, Брунея, Китая, Индии, Южной Кореи и Сингапура [ 15 ]. В рамках программы реализуются научно-исследовательские проекты последующим направлениям: па-номатериалы, альтернативные источники энергии, сельское хозяйство, медицинские исследования, уменьшение рисков стихийных бедствий и управление чрезвычайными ситуациями, экология, продвинутые междисциплинарные исследования (юродское планирование, инновационная энергетика, оптимизация транспорта и т.д.). Под эгидой данной инициативы регулярно про-

ходят конференции, рабочие столы и семинары [14].

Создание центра образования в области охраны окружающей среды. Предложение по созданию Центра по образованию в области охраны окружающей среды (Environment Education Center) выдвинул Вьетнам на учредительной встрече министров природы стран-участниц ВАС в 2008 г. Инициатива поддержана на уровне глав государств на ВАС в 2009 г. [5 |. однако на сегодняшний день о судьбе проекта практически ничего не известно.

Развитие программ академической мобильности. Среди большого числа инициатив по развитию сотрудничества в области образования наиболее распространенным видом являются стипендиальные программы и программы, направленные на развитие академических обменов. Среди них можно выделить ряд инициатив, предложенных отдельными страна-ми-участницами ВАС.

Япония. Инициатива по созданию Сети студенческих н молодежных обменов по линии Япония — Азия (Japan-East Asia Network for Exchange Students and Youth, JENESYS) предложена премьер-министром С. Абэ на втором ВАС в 2007 г. ( Инициатива обсуждалась в рамках консультаций министров иностранных дел в 2009, 2010 гг., а также на 4-м саммите ВАС). Основной целью программы декларируется укрепление международного взаимопонимания, солидарности и добрососедских отношений. Проект представляет собой серию краткосрочных визитов (длительностью 1... 1 I дней), делегаций, составленных из студентов н школьников из стран-участниц ВАС в Японию. Каждая из программ подразумевает посещение культурных, образовательных и правительственных учреждений различных префектур Японии, проведение тематических занятий и тренингов. По линии JENESYS Японию в 2007-2018 гг. ежегодно посещало около 3...4 тыс. человек [17].

В 2013 г. Япония объявила о запуске обновленной программы обменов «JENESYS 2.0», в рамках которой планнрует-

ся увеличить количество участников до 30 тыс. человек ежегодно. 11ри этом и отличие от предыдущей итерации данной обменной программы, в рамках «JENESYS 2.0» расширено количество стран-участниц, также предусмотрены стажировки для японских студентов и посещение ими стран Азии. Важной задачей данной программы является формирование сети взаимодействия на уровне молодежи с перспективой дальнейшего развития международной и межкультурной коммуникации, общения и сотрудничества на неправительственном уровне 116].

В 2012 г. Япония выступила инициатором проекта «Kiznna», который представлен на второй встрече министров иностранных дел ВАС. Его целью является распространение информации о работе и практиках но восстановлению Японии после землетрясения 2011 г. В рамках проекта существуют четыре программы, организованные вокруг трех видов стажировок: 10-дневной, полугодовой н годовой.

В рамках десятидневной программы и течение семи дней участники посещают территории Японии, пострадавшие от землетрясения п цунами. Там они имеют возможность непосредственно ознакомиться с ситуацией и поучаствовать в работах но восстановлению. Участниками проекта могут стать студенты и школьники из 4 I страны Восточной Азии, Океании и Северной Америки | I ].

Австралия. Стипендиальная программа Австралийского правительства «Новый План Коломбо» (New Colombo Plan) представлена в 2013 г. на 8-й встрече ВАС. Данная инициатива направлена на развитие студенческой мобильности, увеличение знаний и осведомленности молодого поколения австралийских граждан о Восточной Азии, странах региона и их культуре.

Проект «Новый План Коломбо» предоставляет возможность студентам бакалавриата посетить одну из стран Восточной Азии для прохождения стажировки, обучения, языковых курсов, проведения исследования и т. д. Длительность таких стажировок не превышает один год. Развитие

данной программы стало одним из пунктов Плана действий по осуществлению Пном-пеньской Декларации по развитию ВАС на 2014—2015 гг. С момента запуска программы в 2014 г. более 17 тыс. человек приняли в ней участие. При этом с каждым годом популярность программы возрастает, и правительство Австралии планирует увеличение участников программы до 20 тыс. человек в год 12 ].

Бруней. В рамках 7-й встречи ВАС Бруней представил стипендиальную инициативу, в рамках которой участникам предоставляется возможность обучения на 18-месячной программе магистратуры «Государственная политика и управление» в Университете Бруней-Даруссалам. 11ро-грамма предоставляет участникам возможность прохождения обучения в течение одного из трех учебных семестров в одном из ведущих университетов США [8].

Китай. Со своей стипендиальной инициативой Китай впервые выступил в рамках консультаций министров иностранных дел в 2009 г. (об инициативе также упоминали iî ходе 4-го, 5-го саммитов ВАС.). Китайская инициатива представляет собой пул из 2000 государственных стипендий, а также 200 отдельных стипендий для обучения на программах магистратуры по государственному управлению (Master of Public Administration), открытых для развивающихся стран-участниц ВАС, [5; (i |.

Новая Зеландия. 1> рамках пятого ВАС в 2010 г. Новая Зеландия объявила о предоставлении пула из 850 стипендий для иностранных студентов из crpai ¡ участниц ВАС [в].

Соединенные Штаты Америки. В рамках второй встречи министров иностранных дел ВАС в 2012 г. США предложили организовать программу обучения английскому языку граждан стран АСЕАН. Также США ежегодно предоставляют стипендии для стран ВАС по линии Фонда Фулбрайта [3].

Республика Корея. И 2014 г. на 9-м ВАС Республика Корея инициировала расширение стипендиальной программы «Всемирные корейские стипендии» (Global

Korean Scholarships) п вовлечение в программу студентов из стран АСЕАН. В частности, для этого Южная Корея запустила по линии Всемирная корейских стипендий программы в области инженерии, ориентированные на студентов из стран АСЕАН [10; 13].

Проведение образовательных конференции. I [од эгидой Восточноазиатского саммита прошли две международных конференции по образовательному сотрудничеству, 11ервая конференция — Форум ВАС по высшему образованию — прошла в октябре 2010 г. в Китае. В ней приняли участие более 150 делегатов из 15 стран-участниц ВАС [0]. Вторая — конференция «Бн.шнгвн лизм — политика и практика», которая прошла 13—14 сентября 2013 г. в Сингапуре и собрала около 200 экспертов-филологов, политических деятелей и работников сферы образования из разных стран-участниц НАС для обсуждения ном рек-он двуязычного образования и обмена опытом в рамках данного направления. Соорганизаторами конференции выступили Китай и Сингапур [9].

Осуществление проектов под эгидой ООН. Принимая во внимание высокую значимость и глобальный характер инициатив Организации объединенных наций, в рамках Восточноазиатского саммита им также уделяется большое внимание. В частности, государства-участники ВАС согласились сотрудничать в рамках осуществления инициативы «Альянс цивилизаций» ( A11 i -anee of Civilisations), направленной на противодействие религиозному экстремизму посредством развития межнационального, межкультурного и межрелигиозного диалога и взаимодействия [4].

Другой важной ооновской инициативой, которую ВАС использует в качестве одного из ориентиров для сотрудничества в сфере образования, является достижение «Цели развития тысячелетия № 2» (Millennium Development Goal № 2) — обеспечение всеобщего начального образования, а также «Цели устойчивого развития № 4» (Sustainable development goals № 4) — обеспечение инклюзивного и качественного образования |7].

Выводы. Несмотря на то, что образование обозначено I! качестве одного из приоритетных направлений сотрудничества 15 рамках Восточноазиатского саммита, его текущее состояние и результаты не поддаются однозначной оценке.

С одной стороны, по линии ВАС предложено и проработано достаточно большое количество инициатив и проектов, направленных на развитие студенческой мобильности, академических обменов, взаимное изучение культуры и языков стран региона. Важную роль в этом процессе играют учрежденные и предлагаемые целым рядом государств стипендиальные и обменные программы.

Наиболее успешным примером международного сотрудничества в области образования в рамках ВАС является прогресс в формировании <41аучного и инновационного пространства Восточной Азии», а также в осуществлении Совместного исследовательского проекта «е-Аыа», который объединяет научные учреждения из 12 стран-участниц ВАС.

С другой стороны, большинство представленных в рамках ВАС инициатив по-прежнему существует отдельно друг от друга п задействует две страны или небольшую группу государств. Приходится признавать, что действительно многостороннее сотрудничество в сфере образования в рамках ВАС еще не сформировалось. 11аиболее ярко отсутствие единства демонстрирует один из первых образовательных проектов ВАС — восстановление Университета На-ланда, в котором фактически участвуют лишь шесть государств из восемнадцати.

Очевидно, что некоторые государства-участники ВАС заинтересованы в развитии образовательного сотрудничества I! рамках ВАС больше, чем другие. Образовательный трек ВАС по большому счету опирается на нескольких наиболее инициативных акторов, среди которых, в первую очередь, стоит отметить Японию, Австралию и Китай. Однако большинство односторонних мер, вроде программ стажировок и стипендиальных программ, предлагаемых странами-участницами на мероприятиях

ВАС, направлены, прежде всего, на реализацию собственных национальных целей, нежели на развитие взаимовыгодного сотрудничества н совместное решение имеющихся проблем.

В целом, в последние годы отмечается некоторая общая стагнация образовательного взаимодействия в рамках ВАС: количество образовательных инициатив существенно уменьшилось, сократился объем документов, принимаемых по итогам встреч, и рамках которых обсуждается образовательная повестка. В качестве возможных явлений, объясняющих кажущийся спад образовательного еотрудниче-

(лшеок литературы_

ства, можно назвать общее увеличение значимости вопросов, касающихся политики, экономики и безопасности, — они доминируют в повестке и занимают наибольшее время в ходе совещаний глав государств и министров иностранных дел. 15 качестве примера можно привести ситуацию в Юж-но-Китайском море, обсуждение которой является неотъемлемым атрибутом встреч I юследних лет. В I *елом, ввиду огран и -чеиного количества времени, отведенного на обсуждение обширного спектра вопросов повестки ВАС, на обсуждение вопросов науки и образования, очевидно, попросту не остается времени.

1. About the "Kizuna Project" // Japan International Cooperation Center Web-Site. Режим доступа: http://www.sv2.jice.Org/kizuna/e/what/about (датаобращения: 03.12.2017).

2. About the New Colombo Illan // Australian Government Department оГ Foreign Affairs and Trade, Режим доступа: http://www.dfat. gov, au/people-to - peop le/new-col ombo-plan/about/Pages/a bout.aspx (дата обращения: 04.12.2017).

3. Chairman Statement of The Second East Asia Summit Foreign Ministers' Meeting. 12 July 2012, Phnom Penh, Cambodia. Режим доступа: http://www.asean.org/wp-content/uploads/images/documents/ Chairman%20Statement%20of%20The%20Second%20East%20Asia%20Summit%20EAS%20Foreign%20 Ministers%20Meeting%2012%20July%202012%20baru.pdf (датаобращения: 01.12.2017).

4. Chairman's Statement of the 3rd East Asia Summit Singapore, 21 November 2Ш)7. Режим доступа: htt p: //www .asean.org/?static_post=chairmun-s statement-of-the- 3 rd- east - asia - summit-Singapore• 21 -november-2007 (датаобращения: 03.12.2017).

5. Chairman's Statement of the 41h East Asia Summit Cha-am llua Hin, Thailand, 25 October 2(1(19, Режим доступа: http://www. asean .org/'? static_post=chair man-s-state men t-of-the - 4 th - east-asia-summit-cha-am -hua-hin-thailand-25-october-2009-2 (дата обращения: 03.12.2017).

6. Chairman's Statement of the 5th East Asia Summit. I la Noi, Viet Nam, 30 October 2010. Режим доступа: http://www.asean.org/wp-content/uploads/images/2015/January/east_asia_siimmit/Chairman_ Statement_5th_EAS_20l0.pdf (дата обращения: 25.11,20 i 7).

7. Chairman's Statement of the 6th East Asia Summit. Bali, Indonesia, 19 November 2011. Режим доступа: http://www.asean.org/wp-content/uploads/images/2013/external_relations/l I _chairmans%20state-ment%20of%20the%206th% 20eas.pdf (дата обращения: 27.11.2017).

8. Chairman's Statement of the 7th East Asia Summit. 20 November 2012, Phnom Penh, Cambodia. Режим доступа: http: // www .asean .org/wpcon tent/uploads/images/documents/Final_Chaj rman% 2 OStatement % 20 of%20the%207th%20EAS%20(Final).pdf (дата обращения: 03.12.2017).

9. Chairman' s S tatementof the 8th EastAsiaSummit.BandarSeriBegawan, Brunei Darussalam, 10th October 2013. Режим доступа: http://www.asean.org/wp-content/uploads/images/archive/23rdASEANSummil/ chairmans%20statement%20-%208th%20east%20asia%20suinmit%20-%201inal.pdf (дата обращения: (12.12.2(117).

10. Chairman's Statement of the Kasl Asia Summit (EAS) I la Noi, Viol Nam, 30 October 2010, Режим доступа: http: / /www.ascan.org/wp-eontent/uploads/images/2015 /January/ east_asia_summit/Chairman_ Statement_5th_EAS_20I0.pdf (дата обращения: 01.12.2017).

11. Chairman's Statement of the East Asia Summit Foreign Ministers Informal Consultations. I la Noi, 21 July 2010. Режим доступа: http://www .asean. or g/ *?sta tic_post=chairman-s-state ment-of-the east-asia sum-mit foreign ministers-informal consultations ha-noi-21-july-2010 (дата обращения: 29.11.2017).

12. Chairman's Statement of the Second East Asia Summit. Cebu. Philippines, 2007. Режим доступа: http://www.asean.org/7static_post=chai rm an-s-statement-of-the-second-east-asia-su mm it-cebu-philip pi nes-15-january-2007 (дата обращения: 03.12.2017).

13. Chairman's Statement of &th lias I Asia Summit. 13 November 2014 Nay Pyi Taw, Myanmar. Режим доступа: http://www, asean.org/wp-content/uploads/images/pdf/2014_upload/9th%20EAS%20 Chairman's%20Statemcnt%20(Filial),]><1Г (дата обращения: 07.12.2017).

14. e-Asia Joint Research Program Field of Cooperation // c-ASIA JRP Official Web-Site. Режим доступа: http://www.the-easia.org/jrp/fix;.html (дата обращения: 07.12.2017).

15. e-Asia Joint Research Program Member Organizations // c-ASIA .111]1 Official Web-Site. Режим доступа: http://www.the-easia.org/jrp/members.html (дата обращения: 07.12.2017).

I tl. Jenesys 2.0 // Japan Ministry of Foreign Affairs Official Web-site. Режим доступа: http://www.mofa. go.jp/region/page24e_000001.html (дата обращения: 02.12.2017).

17. Jenesys Programme // Japan International Cooperation Center Web-Site. Режим доступа: blip:// www .sv2 .jice. org /jenesys/е/about-j enesys/about-program (дата обращения: 01.12,2017).

18. Junbo J, Why and Easl Asian Community matters // Asia Time Online. 22.10.2009, Режим доступа: http://www.atimes.com/atimes/China/KJ22Ad03.html (дата обращения: 03.12.2017).

19. Malik. M. The East Asia Summit: More Discord lhan Accord // Yale Global Online. 20.12.2005. Режим доступа: http://www.yaleglobal.yale.edu/content/east-asia-summit-morc-discord-accord (дата обращения: 02.12.2017).

20. Nalanda University Vision // Nalanda University Official Web-site. Режим доступа: http://www. nalandauniv.edu .in/about - nulun da /vision (дата обращения: 04.12.201 7).

References_

1. Japan international Cooperation ('.enter Web-Site (Japan International Cooperation Center Web-Site). Available at: http://www.sv2.jice.Org/kizuna/e/what/about (Date of access: 03.12,2017).

2. Australian Government Department of Foreign Affairs and Trade (Australian Government Department of Foreign Affairs and Trade). Available at: http://www.dfat.gov.au/|>eople-to-pcople/new-colombo-plan/ about/Pages/about.aspx (Date of access: 04.12.2017).

3. Chairman Statement of The Second East Asia Summit Foreign Ministers' Meeting. 12 July 2012, Phnom Penh, Cambodia (Chairman Statement of The Second East Asia Summit Foreign Ministers' Meeting. 12 Julv 2012. Phnom Penh, Cambodia). Available at: http://www.asean.org/wp-contenl/uploads/iraages/ doc u ments/C hairm an % 2 OS tatement % 20of% 20The % 2 OSe cond % 20 East % 2 0 Asi a % 20S um mi t % 2 0 EAS % 2 0 Foreign%20Ministers%20Meeting%2012%20Jnly%202012%20baru.pdf (Date of access: 01.12.2017).

4. Chairman's Statement of the 3rd Hast Asia Summit Singapore, 21 November 2007 (Chairman's Statement of the 3rd East Asia Summit Singapore, 21 November 2007). Available at: http://www.asean. org/?static_|wst =chairman-s-statement-of-the-3rd-east-asia-summit-Singapore-2l-november-2007 (Dale of access: OH.12.2017).

5. Chairman's Statement of the 4th Hast Asia Summit Cha-am Una 11 in, Thailand, 25 October 2009 (Chairman's Statement of the 4tli East Asia Summit Cha-am Una 11 in. Thailand, 25 October 2009). Available at: http://www.ascan.org/?static_post=chairman-s-sfatement-of-the-4th-east-asia-summit-cha-am-hua-hin-Ihailand-25-october-2009-2 (Date of access: 03.12.2017).

0. Chairman's Statement of the 5th East Asia Summit, 11 a Noi, Vict Nam, 30 October 2010 (Chairman's Statement of the 5th East Asia Summit. I la Noi, Viet Nam. 30 October 2010). Available at: http://www.asean. org/ w p-content/uploads/images/2015 /January/eas I _asia_summ i t / Chair man_Statem en t_51 h_EAS_2 010. pdf (Date of access: 25.11.2017).

7. Chairman' s Statement of the 6th East Asia Summit. Bali, Indonesia, 10 November 2011 (Chairman's Statement of the 6th East Asia Summit. Bali, Indonesia, 1!) November 201 I). Available at: http://www,asean, org/wp-content/uploads/images/2013/external_relations/l l_chairmans%20statement%20of%20the%20 (ilh%20eas. pdf (Date of access: 27.1 1.2017).

8. Chairman's Statement of the 7ill liasI Asia Summit. 20 November 2012. Phnom Penh, Cambodia (Chairman's Statement of the "111 East Asia Summit. 20 November 2012, Phnom Penh, Cambodia), Available at: http://www.asean.org/wp-content/uploads/images/dociiments/Final_Chairman%20Statement%20of%20 the%207th%20EAS% 20 (Final) .pdf (I tale of access: 03.12.2017).

9. Chairman's Statement of the 8th lias! Asia Summit, Han da г Seri Begawan, Brunei Darussalam, 10th October 2013 (Chairman's Statement of the 8th East Asia Summit, Bandar Seri Begawan, Brunei Darussalam, 10th October 2013). Available al: http://www.asean.org/wp-content/uploads/images/ archive/23rdASEANSummit/chairmans%20statement%20-%208th%20east%20asia%20summit%20-%20 final.pdf (Date ol access: 02.12.2017).

10. Chairman's Statement of the East Asia Summit ( EAS) Ha Noi, Viet Nam, 30 October 2010 (Chairman's Statement of the Easl Asia Summit (EAS) I la Noi, Viet Nam, 30 October 2010). Available at: http://www,asean.

org/ wp-conteiit/uploads /int ages/2015/ Jami ary / east_asia_summit/ С liair man_State men t_5th_EAS2 010. pd f (Date of access: 01.12.2017).

I I. Chairman'S Statement of the East Asia Summit Foreign Ministers Informal Consultations, I la Noi, 21 July 2010 (Chairman's Statement of the East Asia Summit Foreign Ministers Informal Consultations. 1 la Noi, 2 I July 2010). Available at: http: //www .asean, org/ ? static_post=chai rm an - s-statement-of- the-east-asia-summit-foreign-ministers-informal consu Itations-hanoi21 -july-2010 (Date of access: 29.1 1.21И 7).

12. Chairman's Statement of the Second East Asia Summit, Cebu. Philippines, 2007 (Chairman's Statement of the Second East Asia Summit. Cebu. Philippines, 2007). Available at: http://www.asean. org/?static_post—chair man-s-slate men l-of-the-second-easl-asia-summit -cebu-philippines- I5-january-2007 (Date of access: 03.12.2017).

13. Chairman's Statement of 9th East Asia Summit. 13 November 2014 Nay Pyi Taw, Myanniar (Chairman's Statement of 9th East Asia Summit. 13 November 2014 Nay Pyi Taw, Myanmar). Available at: http://www. asean.org/wp-content/uploads/images/pdf/2014_upload/9th%20EAS%20Chairman's% 20 Statement%20( Knial) .pelf (Dale of access: 07.12.2017).

14. e-ASIA JRP Official \Veb-Sile (e-ASIA JRP Official Web-Site). Available at: http://www.the-easia. org/jrp/foc.html (Date of access: 07.12.2017).

15. e-ASIA JRP Official Web-Site (e-ASIA JRP Official Web-Site). Available at: http://www.the-easia. org/jrp/members.html (Date of access: (17.12.2017).

10. Japan Ministry of Foreign Affairs Official Web-sile (Japan Ministry of Foreign Affairs Official Website). Available at: http://www.mofa.go.jp/region/page24e_000001.html (Date of access: 02.12.2017).

17. Japan International Cooperation CenterWeb-Site (Japan International Cooperation Center Web-Site). Available at; http://www.sv2.jice.Org/jenesys/e/about-jenesys/about-program (Date of access: 01.12.2017).

18. Junbo J. Asia Time Online. 22.10.2009 (Asia Time Online. 22.10.2009). Available at: http://www. atimes.com/atimes/China/KJ22 Ad03.html (Date of access: 03.12.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Malik. M. Vale Global Online. 20. 12,2000 (Yale Global Online. 20.12.2005). Available al: http:// www.yaleglobal.yale.edu/content/east-asia-summit-more-discord-accord (Date of access: 02.12,2017).

20. Nalanda University Official Web-sile (Nalanda University Official Web-site). Available at: http:// www.nalandauniv.edu.in/aboiLt-iialanda/vision (Date of access: 04.12.2017).

Коротко об авторе _ Briefly about the author

Семен Александрович Коротич, канд. полит, наук, СТ. преподаватель кафедры международных отношений, Восгоч-liuii институт — Школа региональных и международных исследовании, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, России. Область научных интересов: международные институты н организации, проблемы безопасности к Восточной Азии, международное сотрудничество в Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе semyon. korotich@ginail. com

Seniyon Korotich, candidate of political sciences, senior teacher, International Relations department, Institute of Oriental Studies — School of Regional and International Studies, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia. Sphere of scientific interests: multilateral institutions, international organizations, international cooperation ia East Asia and llic Asia-Pacific, territorial disputes in East Asia

Образец цит ирования _

Коротич С. А. Образовательное сотрудничество о рамках Восточноазиатского саммита: основные направления, инициативы и проекты // Нести. Забайкал. toe, ун-та. 2017. Т. 23. Л® 12. С, 95—103. 1)01: 10.2120!)/2227-9245-20 17-23-12-93-103.

Korotich S. Educational cooperation in East Asia Summit: primary areas, initiatives and projects// Transbaikal State University Journal, 2017, vol. 23, no. 12, pp. 95-103. 1)01: 10.21209/2227-9245-2017-23-12-95-103.

Статья подготовлена и рамках исполнения проекта «Исследование и информационно-аналитическое обеспечение процессов и мероприятий и рамках многостороннего и двустороннего сотрудничества к сфере науки, образования, инноваций и молодежной политики Российской Федерации со странами АТР {АТЭС, ВАС, АСЕАН, АСЕМ)» Государственного задания Министерства образования и науки № 28.4304.2017/IIM

Дата поступления статьи: 18.12.2017 г.

Дата опубликования Статьи: 25.12.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.