И.А. Сафронова
Новый экономический порядок в Азиатско-Тихоокеанском регионе: Китайская версия
Аннотация. В статье анализируется политика региональных лидеров Азиатско-Тихоокеанского региона в экономической и политической сферах, сформировавшая определенный экономический порядок в регионе, а также процесс кристаллизации новой китаецентричной региональной экономической модели.
Abstact. The article analyzes the policies of the Asia-Pacific regional leaders, which led to the establishment of a particular economic order in the region, as well as the process of transition to a new Sino-centric model of regional economy.
Ключевые слова: Китай, Япония, АСЕАН, АТР, Восточная Азия, экономический порядок, интеграция.
Keywords: China, Japan, ASEAN, Asia Pacific region, economic order, integration.
Экономический рост Китая находился в фокусе многочисленных исследований последние 20 лет. Если раньше основным предметом дискуссий в научном сообществе были перспективы экономического роста страны и его последствия для регионального развития, то в настоящее время дискурс сместился: в центре внимания сегодня находится движение Китая в сторону статуса первой экономики мира и перспективы превращения юаня в резервную международную валюту. Однако к таким изменениям не готовы многие страны региона, в первую очередь США, которые сами
претендуют на роль «строителя» экономического порядка в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).
Важной особенностью формирования регионального экономического порядка в XX в. стал стабильно высокий рост экономик Восточной Азии, благодаря чему регион сделался центром глобальной экономики. Бурный экономический рост Японии, Республики Корея, а затем стран Юго-Восточной Азии и Китая превратил Восточную Азию в экономический локомотив глобализированной мировой экономики. Однако такая роль уже не устраивает азиатские страны в XXI в.: теперь они готовы создавать новые правила, новый экономический порядок, который будет способствовать соблюдению их основополагающих интересов, в том числе в области безопасности, и гарантирует им дальнейший экономический рост, а также рост благосостояния их населения.
Если в послевоенный период в регионе интенсифицировались процессы интеграции, регионализации и преобразования разнообразных форм экономического взаимодействия, которые в целом и являлись базисом экономического роста Азиатско-Тихоокеанского региона в конце XX и начале XXI в., то возможность существенных изменений в дальнейшем развитии АТР связана с новой ролью Китая, претендующего на место не только регионального политического лидера, но и будущей глобальной державы. Вместе с тем Китай все яснее осознает, что ранее выстроенная модель экономического порядка в регионе не отвечает его новым потребностям, притом что международные финансовые институты пока не торопятся пересматривать свои правила с учетом интересов КНР. Все это побуждает Китай предлагать новые формы сотрудничества, постепенно меняя уже сложившийся экономический порядок в регионе.
Формирование регионального порядка в послевоенный период
Анализируя процесс становления Азиатско-Тихоокеанского регионального экономического комплекса, стоит уделить внимание не только процессам интеграции и регионализации, которые обеспечивали стабильный экономический рост стран АТР на протяжении десятилетий, но и восточноазиатской модели модерниза-
ции экономической и политической системы, которая сформировалась во многом благодаря японскому опыту.
Сразу после окончания Второй мировой войны Япония в течение шести лет пребывала под протекторатом США, которые пытались направить ее развитие таким образом, чтобы обеспечить в будущем собственную безопасность. Определенные коррективы в планы по созданию нового имиджа Японии внесли международные реалии того времени - в регионе шел активный процесс разделения государств по идеологическому признаку. СССР и Китай были странами коммунистического лагеря, начавшаяся война на Корейском полуострове, приведшая к обострению региональной обстановки, заставила США искать в регионе надежных союзников, поэтому Вашингтон стал оказывать помощь Японии в восстановлении экономики. В контексте программ ГАРИОА и ЭРОА1 с 1945 по 1952 г. страна получила продовольственную и финансовую помощь в размере 2 млрд долл.
Значительным преобразованиям подверглась и политическая система страны. Была принята новая Конституция, полностью исключавшая для Японии возможность ведения военных действий и использования вооруженных сил как средства разрешения международных конфликтов. Государственные организации были реструктурированы во избежание дальнейшего распространения милитаристских идей, государственный синто2 отменен директивой «Об отмене государственного покровительства, сохранения и распространения государственного синто».
Уже в середине 1950-х годов в Японии возобновился экономический рост, обусловленный, в первую очередь, значительным увеличением нормы накопления капитала, обновлением производственного оборудования и внедрением новых современных технологий. В это же время кабинет министров страны выступил с новой идеей о возвращении Японии на рынки Юго-Восточной Азии и
1 ГАРИОА (правительственные ассигнования для оказания помощи на оккупированных территориях) и ЭРОА (экономическое восстановление оккупированных территорий) - основные американские фонды, осуществлявшие поставки продовольственных товаров в Японию.
2 Государственный синто - традиционная религия Японии, получившая статус государственной во время Реставрации Мэйдзи (1868-1889).
постепенном сокращении экономической и политической зависимости от США. Но реализация нового экономического плана осложнялась политическим давлением во время переговорного процесса о репарационных выплатах, непомерных для японской стороны. С 1956 по 1958 г. требуемые выплаты все же были произведены путем поставок товаров и услуг. После нормализации отношений со странами Индокитая для Японии открылась возможность фактически беспрепятственного проникновения на внутренние рынки данных государств.
С 1960 по 1970 г. правящая коалиция во главе с новым министром финансов Хаято Икэда успешно претворила в жизнь «план удвоения национального дохода», основной целью которого было увеличение темпов экономического роста страны и повышение конкурентоспособности товаров японского производства. В 1970 г. Япония стала второй экономикой мира. Успех, достигнутый этой азиатской страной, как и модель экономической модернизации, послужили примером для проведения экономических реформ в других странах Восточной Азии.
Внешнеэкономические связи Японии с азиатскими партнерами выстраивались согласно концепции «Стая летящих гусей», адаптированной к текущему положению дел и международному разделению труда в странах Юго-Восточной Азии. По мнению экономиста Канамэ Акаматсу1, большинство восточноазиатских стран могли бы повторить экономические успехи западных стран, если их внешнеторговые связи будут выстроены согласно определенной региональной иерархии: промышленное производство должно перемещаться из развитых стран в развивающиеся [Ко]1ша, 2000]. Теоретически модель выглядела следующим образом: во главе «стаи» находилась Япония; уровнем ниже располагались новые индустриальные страны - Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг; следующий уровень занимали страны АСЕАН2 - Индоне-
1 Канамэ Акаматсу - японский экономист, разработавший в 1932 г. модель «Стая летящих гусей» как альтернативу экспансионистской милитаристской политике, направленной на захват стран Восточной Азии.
2 АСЕАН - Ассоциация стран Юго-Восточной Азии, образованная в 1967 г., в которую сейчас входит десять стран - Индонезия, Малайзия, Сингапур, Филиппины, Бруней, Вьетнам, Таиланд, Лаос, Мьянма, Камбоджа.
зия, Филиппины, Таиланд и Малайзия; последними в цепочке оставались наименее развитые страны того времени - Китай и Вьетнам. Задача «лидера» заключалась в постоянной передаче уже устаревших технологий менее развитым странам, а место «лидера» в «стае» определялось тем, что сама модель его экономического развития являлась определенным паттерном для воспроизводства другими странами. Процесс реализации этой экономической модели происходил в несколько этапов: на первом этапе страны третьего уровня увеличивали экспорт тех групп продуктов, товаров и услуг, на которых они специализировались, получая в обмен высокотехнологичную продукцию из стран второго уровня. На втором этапе каждая из стран третьего уровня запускала внутри своей страны процесс производства товаров и услуг, которые ранее импортировались, тем самым повышая покупательную способность населения, при этом внутреннее производство стимулировалось государственным регулированием. На третьем этапе наряду с увеличением экспорта и качественным ростом отечественного производства происходил импорт высоких технологий из стран первого уровня.
В послевоенное время Япония подала пример модернизации экономической системы другим восточноазиатским странам, а растущая внешнеэкономическая взаимозависимость стала основой развития интеграционного процесса в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Однако экономического сотрудничества между странами региона было недостаточно для реализации дальнейшей интеграции. Весомым поводом для углубления интеграционных процессов послужила продолжительная война во Вьетнаме (1954-1975), которая заставила региональных политиков вспомнить как об общем колониальном прошлом своих стран, так и о растущих амбициях великих держав того времени - СССР, Китая и США.
8 августа 1967 г. в Бангкоке министры иностранных дел Сингапура, Малайзии, Таиланда, Индонезии и Филиппин подписали учредительную декларацию об образовании Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) [The Asean declaration.., 1967]. В Бангкокской декларации были указаны три ключевых направления деятельности ассоциации: обеспечение военно-политической стабильности региона, экономическое сотрудничество между странами-участницами и развитие национальных экономик. Также были обозначены факторы, препятствующие реализации целей и за-
дач декларации по стабильному развитию государств: экономическая отсталость региона, сложности, возникающие при встраивании в международную систему разделения труда, дефицит энергетических ресурсов. Но основное значение декларации заключалось в том, что страны - участницы АСЕАН определили четкий план развития ассоциации, направленный на формирование границ интеграционного проекта и его экономических ориентиров.
Важной вехой в укреплении ассоциации стало проведение первого саммита стран - участниц АСЕАН в 1976 г. в Индонезии [The declaration of ASEAN.., 1976], на котором был подписан стратегически важный Договор о дружбе и сотрудничестве [Treaty of amity.., 1976] - государства-члены впервые выступили с общей позицией по развитию ассоциации и заявили о возобновлении деятельности по углублению экономического сотрудничества между странами региона. Окончание войны во Вьетнаме, смена правительств в Лаосе и Камбодже, а также окончательная стабилизация политической ситуации в Индокитае ознаменовали собой завершение этапа строительства фундамента для дальнейшего регионального и экономического сотрудничества государств Азиатско-Тихоокеанского региона.
В 1980-х годах XX в. завершается процесс передислокации производства товаров в страны Индокитая и начинается новый этап роста взаимозависимости между странами Восточной Азии, основанной на финансово-валютных операциях. В значительной степени этот процесс регулировался только двумя странами - Японией и США. Однако растущее производство качественных и относительно дешевых японских товаров, поставляемых в США, быстро снизило конкурентоспособность американских товаров на внутреннем рынке, что не отвечало американским экономическим интересам, связанным с развитием Азиатско-Тихоокеанского региона.
В 1985 г. было подписано знаковое Плазское соглашение между Японией, США и ФРГ, предполагавшее девальвацию доллара по отношению к иене. Уже к концу 1985 г. страны АСЕАН получили дополнительный экспорт капитала и начали выстраивать сотрудничество между государственными институтами и частными компаниями.
Другим интеграционным проектом в АТР стало АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество), инициатором 166
создания которого являлись США, осознавшие, что с развитием интеграционной группы АСЕАН, на фоне все более углубляющейся взаимозависимости между странами Восточной Азии их влияние на экономические процессы в регионе начинает падать. АТЭС -организация экономического сотрудничества, которая на сегодняшний день включает в себя 21 экономику, при этом охватывая весь АТР. Формат форума оказался выгодным не только для Вашингтона, но и для стран южной части Тихого океана, которым форум предоставил возможность полноправного диалога с большинством восточноазиатских стран. США были уверены в способности данного проекта составить достойную конкуренцию деятельности АСЕАН и со временем стать единственной площадкой, формирующей экономический порядок в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В начале 1990-х годов Япония столкнулась с серьезными экономическими проблемами, которые до сих пор оказывают влияние на экономику страны. Замедление экономического роста и глубокий внутренний кризис заставили японское правительство сместить фокус с регионального на внутреннее развитие, освободив место для нового «координатора» экономических процессов в АТР. Роль Японии как страны-агрессора во Второй мировой войне также препятствовала ее долгосрочному пребыванию на месте «лидера», поскольку ее дальнейшие действия могли быть восприняты большинством азиатских стран как новая попытка политического доминирования.
Участие Китая в процессах интеграции и регионализации в АТР
Развитие Китая не было столь стремительным, как у его восточного соседа. Вплоть до 1979 г., когда были впервые озвучены экономические предложения Дэн Сяопина, направленные на открытость внешнему рынку, увеличение инвестиций и снижение административного контроля, Китай был бедной, закрытой от мирового рынка страной. Внешняя торговля ограничивалась покупкой лишь тех товаров, которые не могли быть произведены в Китае. Главной целью, которую желало достичь китайское правительство того времени, была самодостаточность китайской экономики. Поскольку в стране господствовала централизованная командная эко-
номика, не стимулирующая ни рабочих, ни фермеров, ограничивающая развитие частного предпринимательства и производство качественной высокотехнологичной продукции, правительству предстояло разработать и внедрить рыночные механизмы.
В чем заключались основные идеи экономических реформ 1979 г.? Во-первых, Китай должен был открыться внешнему миру -на восточном побережье были созданы четыре свободные экономические зоны в городах Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу и Сямынь, для которых были установлены налоговые и торговые льготы, способствующие привлечению иностранных инвестиций и увеличению импорта высокотехнологичной продукции в Китай; во-вторых, была предпринята попытка децентрализации экономики путем перераспределения контролирующих функций между центральной властью и органами местного самоуправления; в-третьих, правительство сняло государственный контроль над ценами.
Неукоснительное выполнение данных мер на протяжении 30 лет было достаточным для достижения средних темпов экономического роста в 8% в год. В начале 1990-х годов многие эксперты начали обсуждать перспективы развития и влияние КНР на региональный и глобальный порядок, однако большинство говорили о вероятности попадания Китая в «ловушку среднего дохода»1 и постепенного входа экономики КНР в фазу стагнации.
Активное участие Китая в региональных экономических процессах началось с конца 1990-х годов, когда китайское руководство пришло к пониманию того, насколько неразрывно экономики региона стали взаимосвязаны между собой. В тот же период начался глубокий экономический кризис в Азии, который в силу закрытости КНР от внешнего рынка не оказал столь разрушительного воздействия на китайскую экономику, как на другие экономики региона. Азиатский кризис обозначил и окончание воспроизводства модели «Стая летящих гусей».
Экономический кризис 1997 г. способствовал углублению взаимодействия АСЕАН и трех стран Северо-Восточной Азии -Японии, Китая, Республики Корея. Обвал национальных валют
1 Ловушка среднего дохода - экономический термин, объясняющий стагнацию экономического роста государства при достижении определенных показателей ВВП на душу населения. 168
Таиланда, Республики Корея, падение экономических показателей государств Юго-Восточной Азии указали на прочную взаимозависимость экономик субрегионов друг от друга. Уязвимость финансовых систем государств АСЕАН и неспособность институциональных органов ассоциации, отвечающих за экономическое развитие АСЕАН, предпринять должные ответные действия для преодоления экономического кризиса и его последствий, выявили ряд серьезных проблем при взаимодействии стран АСЕАН с ближайшими экономическими партнерами по региону в кризисных ситуациях. Преодолением последствий азиатского кризиса занимался также Международный валютный фонд, предписания которого тоже не принесли ожидаемого результата [Подъем после азиатского.., 2000].
Объединение усилий стран АСЕАН, Японии, Китая и Республики Корея в борьбе с финансовым кризисом привело к формированию нового инструмента по коллективной защите экономических систем государств Восточной Азии - «АСЕАН+3».
Первый саммит «АСЕАН+3» состоялся в декабре 1997 г. в Куала-Лумпуре [Joint statement.., 1997]. Повестка саммита была сформирована с учетом требований по борьбе с последствиями азиатского кризиса. Во время переговоров лидеры государств пришли к единогласному мнению о необходимости предпринять усилия по урегулированию кризиса и выработке коллективных механизмов и мер для финансового регулирования.
В качестве мер по преодолению кризиса японская сторона представила план по созданию первого Азиатского валютного фонда, уставной капитал которого должен был составить 100 млрд долл. Подразумевалось, что фонд будет оказывать помощь финансовым системам государств - членов АСЕАН в случае проведения спекулятивных атак. Но будущая работа фонда могла составить серьезную конкуренцию деятельности МВФ и ослабить его позиции в регионе, поэтому реализация данного плана не получила поддержки в Вашингтоне.
Перед началом второго саммита «АСЕАН+3» японская сторона предложила «Новую инициативу Миядзавы» [A new initiative.., 1998]. Структурно эта инициатива включала в себя три комплекса необходимых мер для преодоления последствий азиатского кризиса. Долгосрочная помощь финансовым системам заключа-
лась в реструктуризации корпоративного долга для стабилизации финансовых систем, реализации государственных программ по повышению занятости населения и развитию малых и средних предприятий. Меры финансовой поддержки включали предоставление прямой финансовой помощи от японской стороны, страхование банковских кредитов, обеспечение гарантий банковским кредитам со стороны Всемирного банка (ВБ) и Азиатского банка развития (АБР), создание международного учреждения с приоритетным азиатским направлением. Краткосрочная поддержка состояла в выделении 15 млрд долл. при проведении экономических реформ и осуществлении тесного сотрудничества со странами АТР и «большой семерки» (G7) для реализации инициативы. Центральные банки азиатских стран воспользовались предложением о заключении своповых валютных сделок объемом в 30 млрд долл. [Statement.., 1998] (Малайзия - 2,5 млрд долл. [Japanese financial.., 1999 b; Japanese financial.., 1999 c], Южная Корея - 1 млрд долл. [Japanese financial.. , 1999 a]).
На втором саммите «АСЕАН+3», проведенном в Ханое в 1998 г., стороны обменялись мнениями о преодолении трудностей и последствий финансового кризиса. Страны тройки также обязались содействовать финансовой стабильности стран АСЕАН, ранее принявших Ханойский план действий по преодолению финансовых кризисов и содействию экономическому развитию [Hanoi plan.., 1998].
На третьем саммите в Маниле в 1999 г. лидеры стран АСЕАН, Японии, Китая и Республики Корея подписали итоговое соглашение о межгосударственном сотрудничестве в Восточной Азии, в котором выразили коллективное согласие на углубление кооперации в экономической, политической и культурной сферах [Joint statement.., 1999]. Соглашение зафиксировало достигнутый консенсус по развитию многоуровневого сотрудничества, что значительно интенсифицировало процесс взаимодействия между государствами.
По итогам первых трех саммитов «АСЕАН+3» были четко очерчены приоритетные сферы сотрудничества:
- создание регулятивных механизмов для повышения финансовой стабильности в регионе;
- экономическое развитие региона за счет финансовой стабильности;
- интеграция финансовых систем стран Восточной Азии.
Для укрепления финансовой стабильности региона была разработана Чиангмайская инициатива. В мае 2000 г. на 33-м заседании Совета управляющих АБР страны АСЕАН, Япония, Китай, Республика Корея собрались для обсуждения сети двусторонних валютных своп-соглашений, которые в будущем помогли бы избежать повторения азиатского кризиса. Чиангмайская инициатива предполагала создание валютного резервного пула и участие национальных банков в борьбе с валютными спекуляциями. Позже, на саммите в Сингапуре, страны изъявили желание начать работу над концепцией о единой зоне свободной торговли (ЗСТ) между странами Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии. Эта ЗСТ должна была объединить ЗСТ АСЕАН и соглашения о ЗСТ с каждой страной СВА (так называемые соглашения «АСЕАН+1») [The fourth ASEAN.., 2000].
На встрече министров финансов «АСЕАН+3» в Шанхае в 2002 г. страны сделали заявление о достижении большого прогресса в подписании двусторонних своп-соглашений, совокупный размер которых к тому времени составлял 17 млрд долл. [Joint ministerial.., 2002]. Важное преобразование Чиангмайской инициативы произошло в 2009 г., когда страны «АСЕАН+3» договорились увеличить резервный валютный пул с 78 млрд долл. до 120 млрд долл. [Joint media.., 2009], а на встрече министров финансов «АСЕАН+3» был установлен размер вносимых средств от каждой страны [Chairman's statement of the 10 th.., 2009]. Основатели АСЕАН - Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины - выделили по 4,77 млрд долл., остальные страны - члены АСЕАН обязались выделить сумму от 30 млн долл. до 1 млрд долл. Индивидуальные вклады Японии и Республики Корея составили по 19,2 млрд долл. Самый большой взнос сделал Китай - 38,4 млрд долл. В 2012 г. валютный пул был снова увеличен - со 120 млрд до 240 млрд долл. [Joint media.., 2012].
Встреча министров финансов в 2009 г. подтвердила эффективность Чиангмайской инициативы и выстроенную систему мероприятий по преодолению экономических кризисов. Слаженный формат взаимодействия позволил говорить и об углублении сотрудничества на уровне «АСЕАН+1». Таким образом, сложилась благоприятная среда для формирования зон свободной торговли.
Первой страной, реализовавшей формат сотрудничества «АСЕАН+1», стал Китай. В 2002 г. страны АСЕАН подписали соглашение о всестороннем экономическом сотрудничестве, включающее в себя создание ЗСТ с Китаем [Framework agreement.., 2002]. Япония, стараясь не уступать своему основному региональному конкуренту, подписала ряд важных документов об экономической кооперации и создании зоны свободной торговли, но только с Сингапуром [Joint statement.., 2003; The Japan-Singapore.., 2002].
Именно в период создания ЗСТ со странами АСЕАН Япония и Китай продемонстрировали свое разное видение процесса экономической интеграции не только в Восточной Азии, но и в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом. Хотя «АСЕАН+3» всегда действовал только в рамках экономической сферы, присутствие двух главных региональных держав и их давнее противоборство сказывалось и на обсуждении политических вопросов. Объединение участников в формате «АСЕАН+3» так или иначе провоцировало обсуждение политического будущего региона.
Формат экономического взаимодействия «АСЕАН+3» нельзя назвать новой интеграционной структурой в восточноазиатском регионе. Спустя 15 лет после кризиса можно с уверенностью говорить о том, что «АСЕАН+3» оказался хорошим базисом для дальнейшей трансформации многостороннего экономического сотрудничества, однако государства АСЕАН играют главенствующую роль в развитии интеграционного строительства, в то время как Японии, Китаю и Республике Корея отведены второстепенные роли ассоциированных членов.
В 2011 г. страны «АСЕАН+3» сделали еще один важный шаг для укрепления финансовой системы региона - на саммите министров финансов в Индонезии был принят проект по созданию Офиса макроэкономических исследований «АСЕАН+3» (AMRO) [Joint media.., 2011]. Главная задача офиса состояла в осуществлении мониторинга и анализа макроэкономических данных региональных экономик, позволяющих своевременно сигнализировать о необходимости принятия мер для предотвращения кризисов и эффективного исполнения Чиангмайской инициативы [Joint ministerial.., 2011]. Офис осуществляет различные функции в зависимости от экономической обстановки в странах «АСЕАН+3»: в период экономической стабильности - подготовка докладов о макро-172
экономических показателях «АСЕАН+3» и каждой страны в отдельности; в кризисный период - анализ экономического и финансового положения стран Чиангмайской инициативы, контроль за выделением и эффективным использованием средств в рамках инициативы и выделением кредитов странам «АСЕАН+3».
На встрече министров финансов и глав центральных банков в 2013 г. страны договорились о преобразовании Офиса макроэкономических исследований «АСЕАН+3» в международную организацию, повышающую эффективность работы по финансовому сотрудничеству «АСЕАН+3» [Joint statement.., 2013]. При этом Офис макроэкономических исследований «АСЕАН+3» будет и дальше развивать сотрудничество с международными и региональными организациями - Азиатским банком развития, МВФ, Банком международных расчетов.
Процесс расширения интеграции в Восточной Азии и дополнительное влияние на него конкуренции между Японией и Китаем не могли не сказаться на последующих идеях регионального взаимодействия. Начиная с 2000-х годов Китай полностью перехватил у Японии инициативу по развитию интеграционного процесса в Восточной Азии. Кроме того, лидеры стран АСЕАН полагали, что для успешной работы по региональному экономическому взаимодействию необходимо пригласить к сотрудничеству Австралию, Новую Зеландию, Индию. На саммите «АСЕАН+3» в 2000 г. та же инициатива была высказана южнокорейской стороной. После этого лидеры 13 государств инициировали создание Восточноазиатской рабочей группы для работы над концепцией «Видение ВАС» и подготовки первого Восточноазиатского саммита (ВАС) [Summary.., 2000]. В 2004 г. в Лаосе лидеры стран АСЕАН приняли решение о проведении Восточноазиатского саммита [Chairman's statement of the 8 th.., 2004]. Год спустя, в декабре 2005 г., на саммите «АСЕАН+3» в Куала-Лумпуре была принята инициатива о расширении «АСЕАН+3» до 13 членов с включением Австралии, Новой Зеландии, Индии (формат «АСЕАН+6») и начале работы над Восточноазиатским сообществом [Chairman's statement of the ninth.., 2005; Kuala Lumpur declaration.., 2005].
Страны АСЕАН по-прежнему старались поддерживать такую организационную структуру взаимодействия, при которой интересы экономического развития самих стран АСЕАН не были бы ото-
двинуты на второй план из-за жесткой конкуренции Китая, Японии и США за право отстаивать свои позиции в Азиатско-Тихоокеанском регионе и регулировать направление развития интеграционных процессов. Принцип рациональной избирательности в подходе к членству или статусу наблюдателя обусловлен желанием строго контролировать как развитие самой АСЕАН, так и деятельность других стран в разных форматах взаимодействия. Именно поэтому, получив статус наблюдателей, США и Россия по-прежнему не задействованы в крупных проектах Восточноазиатского саммита.
Четвертый Восточноазиаткий саммит, проведенный в Таиланде в 2009 г., стал ключевым в процессе создания Всеобъемлющего регионального экономического партнерства в Восточной Азии (ВРЭП), объединяющего страны АСЕАН, Японию, Китай, Республику Корея, Австралию, Новую Зеландию и Индию [Chairman's statement of the 4 th.., 2009]. Помимо обсуждения вопросов, касающихся ВРЭП, страны «АСЕАН+3» провели переговоры о создании зоны свободной торговли, что изначально и было целью создания «АСЕАН+3». Но с учетом расширения экономического сотрудничества АСЕАН с Австралией, Новой Зеландией и Индией встал вопрос о совмещении всех достигнутых ранее договоренностей в сфере создания зон свободной торговли. Главы государств согласились с выводами министров экономики об одновременной работе над созданием как Восточноазиатской ЗСТ «АСЕАН+3», так и Всеобъемлющего регионального экономического партнерства в Восточной Азии.
В 2012 г. на Восточноазиатском саммите в Камбодже страны договорились о начале переговорного процесса по соглашению «Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство», которое должно заработать в полную силу к концу 2015 г., объединив в себе «Всестороннее экономическое партнерство» («АСЕАН+6») и «Восточноазиатское соглашение о свободной торговле» («АСЕАН+3») [Chairman's statement of the 7 th.., 2012].
Несмотря на то что в последние 15 лет Китай активно участвовал в региональных интеграционных процессах, достичь позиции лидера ему не удалось: практически все инициативы были проведены на основе АСЕАН и с учетом принципа «асеаноцен-тричности». Единственная возможность для Китая реализовать 174
свои экономические интересы состояла в том, чтобы принять во внимание интересы регионального развития. В этом кроется некоторое противоречие: официальные лица КНР из года в год делают заявления об отсутствии у Китая намерений стать великой державой и глобальным лидером, но и для поддержания экономики и экономического роста страны Китай должен быть интегрирован в глобальную экономическую систему, правила и порядок в которой были сформированы западными странами несколько десятилетий назад.
Китай является постоянным членом Совета Безопасности ООН, МВФ, вступил в ВТО в 2001 г., но западные страны, прежде всего США и страны ЕС, не проявляют желания разделить полномочия по управлению мировыми финансами согласно тому, какой вклад вносит Китай в мировую экономику. Положение дел стало меняться после Мирового финансового кризиса 2008-2009 гг., когда 20 ведущих мировых экономик объединились в «большую двадцатку» (G-20) для борьбы с экономическими кризисами, а также для выработки мер по их преодолению. В 2010 г. страны договорились о перераспределении квот в МВФ - 6% голосов было передано развивающимся странам, а БРИКС1 вошел в десятку крупнейших акционеров фонда [Ши Цзяньсюнь, 2010]. В конце 2015 г. на очередном заседании МВФ будет обсуждаться вопрос о превращения юаня в мировую резервную валюту [China-IMF talks.., 2015]. Это говорит прежде всего о том, что влияние Китая на мировую экономику настолько велико, а его региональный статус так резко возрос после экономического кризиса, что дальнейшее игнорирование интересов Китая будет опасным и недальновидным.
Прогресс был достигнут при помощи углубления экономической взаимозависимости и развития политических связей с другими региональными лидерами. Здесь прежде всего нужно отметить деятельность Китая в БРИКС и его инициативу по созданию Банка развития БРИКС. Соответствующие договоренности были достигнуты на пятом саммите БРИКС в ЮАР в марте 2013 г. Банк развития БРИКС должен был стать альтернативой ранее упомянутым мировым финансовым структурам, не желающим признавать
1 БРИКС - организация, объединяющая Бразилию, Россию, Индию, Китай,
ЮАР.
страны БРИКС равноправными участниками процесса управления мировой экономикой. В июле 2014 г. страны БРИКС подписали документ о создании Банка, уставной капитал которого составит 10 млрд долл. Страны также приняли решение, что Банк будет открыт для сотрудничества с другими странами, входящими в состав ООН, но доля стран БРИКС при этом должна составлять не менее 55,4%. Банк будет выделять деньги на развитие и строительство инфраструктурных объектов, способствующих стабильному росту экономики. Для многих развивающихся государств Банк развития БРИКС предлагает площадку, альтернативную институтам МВФ и ВБ, чьи программы кредитования и реформирования экономических систем зачастую не согласуются с программами национального развития.
В конце 2013 г. начали появляться сообщения о желании Китая создать сугубо региональную финансовую структуру, поддерживающую экономическое развитие стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В октябре 2014 г. Пекин объявил о создании Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ), основная цель которого будет состоять в содействии развитию инфраструктуры, начиная от промышленных и транспортных объектов, заканчивая социально значимыми. Причина создания АБИИ была та же - неудовлетворенность Китая работой мировых финансовых институтов, которые действуют исключительно в интересах развитых стран, таких как США, страны ЕС и Япония, не принимая во внимание интересы развивающихся стран АТР, вносящих существенный вклад в мировую экономику. В 2010 г. АБР выпустил исследовательскую работу «Оценка спроса на инфраструктурные объекты в области энергетики, телекоммуникаций, водоснабжения и утилизации отходов в Азиатско-Тихоокеанском регионе на период 2010-2020 гг.», в которой утверждается, что, по экспертным подсчетам, АТР потребуется 8 трлн долл. для поддержания соответствующего экономического развития [ВЬайасЬагуау, 2010, р. 13]. 29 июня 2015 г. 57 стран подписали документ о создании Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, три страны - участницы БРИКС стали крупными акционерами банка - Россия, Индия, Китай.
Следующей инициативой Китая, направленной на укрепление его регионального влияния, стало предложение Си Цзиньпина воссоздать Шелковый путь - транспортную магистраль, которая в 176
древние времена связывала страны Восточной Азии с Западной Европой. Амбициозный проект, получивший название «Экономический пояс Шелкового пути», должен содействовать экономическому развитию северо-западных провинций Китая, связывая их со странами Центральной Азии и превращая тем самым в крупные транспортные и торговые хабы. Реализация проекта позволила бы достичь нескольких целей: разрешить вопрос о диспропорции экономического развития между провинциями восточного побережья Китая и северно-западными; повысить уровень жизни в отдаленных районах КНР; содействовать нормализации обстановки в приграничных пунктах, подверженных частым террористическим атакам.
По сути все инициативы Китая последнего времени, направленные на укрепление региональной экономики и стабильности, представляют собой институциональный и ресурсный базис, за счет которого возможна реализация масштабных экономических проектов, таких как единая ЗСТ. Азиатско-Тихоокеанская зона свободной торговли (АТЗСТ) была предложена китайским лидером на саммите глав государств АТЭС в Пекине в 2014 г. как проект, способный объединить усилия всех стран региона для достижения социально-экономического благосостояния и устойчивого развития [The 22 nd APEC.., 2014]. Единая ЗСТ, созданная на основе ранее образованных форматов сотрудничества, таких как ВРЭП и ТТП (Транстихоокеанское партнерство), будет работать на добровольной основе и вне рамок самого АТЭС. Для сообщества предусмотрена только функция накопителя концептуальных идей по реализации ЗСТ. Саммит глав государств показал, что Китай имеет далеко идущие планы относительно развития экономического порядка в регионе и что, даже если идея о единой ЗСТ выглядит несколько устаревшей, она получила поддержку у регионального лидера АТР, а значит, имеет неплохие шансы на то, что Пекин доведет ее до логического завершения.
В марте 2015 г. на Боаоском азиатском форуме Си Цзиньпин озвучил более детальные предложения относительно развития экономического порядка и безопасности в АТР [How China.., 2015]. Он подчеркнул, что ключевая роль будет принадлежать Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций, который будет выделять деньги на строительство железных дорог, автомобильных магистралей, портов, что позволит в разы ускорить региональный про-
цесс интеграции. Особое внимание Си Цзиньпин уделил морскому пути, соединяющему страны Восточной Азии с Южной Азией и далее со странами Персидского залива (проект «Морской Шелковый путь» - «Жемчужная нить»). Развитием этого проекта заинтересовалось около 60 стран и международных компаний. Другой важный тезис, озвученный лидером Китая, имел отношение к «ки-таецентричному» региональному порядку. Хотя Си Цзиньпин разуверил собравшихся в том, что Китай будет выполнять функцию локомотива данных процессов, тем не менее он высказал убеждение в том, что Китай согласен принять на себя громадную ответственность в силу своего регионального лидерства.
Основные противоречия на пути к «китаецентричному» порядку
Медленными шагами Китай старается изменить ранее выстроенную «асеаноцентричную» модель интеграции и регионализации в Восточной Азии, а вместе с ней и порядок экономических взаимосвязей, который так или иначе не соответствует экономическим интересам Китая, готового выйти на первое место среди мировых экономик. Главным вопросом в данном случае является не столько давление на страны региона по развитию того же ВРЭП, сколько возможное обострение ситуации вокруг территориальных споров в Южно-Китайском море. Создать совершенно новую форму экономического взаимодействия в регионе, который и так перенасыщен разнообразными форматами сотрудничества, было бы чрезвычайно выгодным шагом. Нет сомнений и в том, что Китай меньше всего хотел бы портить отношения со странами АСЕАН и играть на их сближении с США. Формат саммита АТЭС, на котором была предложена идея единой ЗСТ для всего АТР, ранее выдвигавшаяся многими главами государств региона, выглядит логичным и конструктивным. Во-первых, экономики АТЭС еще в 1994 г. приняли Богорские цели (Bogor Goals), подтверждающие их нацеленность на усиление интеграции и наращивание взаимосвязей; во-вторых, принимая во внимание факт разделения сообщества на две группы - англосаксонскую и восточноазиатскую, - Пекин получил необходимую долю поддержки региональных соседей; в-третьих, у США до недавнего времени просто не было альтерна-
тивы идее Пекина, поскольку их аналогичный по содержанию проект ТТП пробуксовывал.
Несмотря на все позитивные стороны концепции единой ЗСТ для всего АТР во главе с Китаем, остается целый ряд неурегулированных вопросов, требующих от Пекина скоординированных с другими странами усилий. Основные противоречия в процессе развития нового экономического порядка связаны как раз с окончанием переговорных процессов по подписанию соглашений о создании ТТП и ВРЭП. Пока оба региональных интеграционных проекта вошли в турбулентный период - круг участников двух проектов определен, цели и задачи проработаны.
После проведения более 700 переговорных встреч между участниками партнерства [Wade, 2014] страны 5 октября 2015 г. достигли политического консенсуса [Pacific trade.., 2015] по целому ряду проблем, начиная от вопросов, касающихся отдельных отраслей сельского хозяйства Японии, снижения рисков для фармацевтического сектора Австралии, и заканчивая интеллектуальным правом. При этом вопрос ратификации данного соглашения в Конгрессе США приобрел еще более важное значение в свете будущих президентских выборов и ожесточенной борьбы между республиканцами и демократами.
Договор ВРЭП также имеет все шансы на подписание в конце 2015 г. (одновременно с введением трех сообществ АСЕАН1) с последующим оттачиванием механизма в процессе. Но сам факт того, что соглашение о ТТП было подписано первым, создает предпосылки будущего роста противоречий и усиления соперничества США и Китая в АТР по экономической линии. Вашингтон дает понять Пекину, что для введения «новых правил игры» в регионе недостаточно просто продуцировать инициативы среднесрочного экономического развития, надо проводить более рискованную политику и действовать на опережение, а это для Пекина на данном этапе равносильно изменению внешнеполитической стратегии по развитию отношений со странами Индокитая, что может привести к ухудшению ситуации в области безопасности и снижению дове-
1 АСЕАН планирует завершить к концу 2015 г. строительство трех сообществ - экономического, социокультурного и по вопросам политики и безопасности.
рия между сторонами. Все это не добавляет оптимизма по поводу возможности скорого создания АТЗСТ [Neumann, 2015].
Наиболее важным аспектом при выстраивании нового регионального «китаецентричного» экономического порядка является вопрос о стабильности самой экономической системы Китая: насколько она окажется одновременно гибкой и устойчивой, а действия китайских властей продуманными и своевременными для поддержания стабильно высокого экономического роста страны, который и является первостепенным фактором для сохранения места регионального лидера.
Во втором квартале 2014 г. было заметно снижение темпов экономического роста Китая до уровня 7,3-7,4% в год, хотя китайские власти старались придерживаться оптимистических прогнозов и продолжали настаивать, что к концу года данный показатель все-таки выйдет на ожидаемый уровень в 7,5% [China's GDP.., 2014]. Объективно снижение темпов роста было обусловлено не только внешними причинами, заключавшимися в общемировом спаде экономического роста, но и внутрикитайскими - рост происходит циклами, а его снижение говорит о приспособляемости экономической системы. Поддерживать постоянный рост на уровне 8% в год практически невозможно, к тому же в настоящее время Китай постепенно переходит к новой экономической модели - из главного производителя дешевых товаров он превращается в главного потребителя, растет спрос населения на более качественную продукцию, промышленность требует внедрения передовых технологий, которые помогут снизить зависимость от энергетических ресурсов и перейти к «зеленым» технологическим циклам. В августе 2015 г. Китаю - впервые за 20 лет - пришлось пойти на вынужденные меры по девальвации своей национальной валюты на 1,86% по отношению к доллару, чтобы остановить дальнейшее снижение экономического роста. Многие эксперты сходятся во мнении, что Пекину предстоит спад экономики до уровня 3-4% в год и только после этого можно ожидать отскока (восстановительного роста экономики) и дальнейшего экономического подъема.
Еще одним фактором, препятствующим устойчивому развитию и формированию «китаецентричного» экономического порядка в АТР, являются острейшие проблемы в области политики и безопасности. После саммита АТЭС, где стороны единогласно вы-180
ступили за экономическую интеграцию, осталось много вопросов относительно достижения консенсуса по территориальным спорам1. Сейчас уровень политического сотрудничества в регионе катастрофически низок, и соответственно с этим остается открытым вопрос: будут ли страны АТР способны и дальше поддерживать высокий уровень экономического роста в отсутствие должной региональной стабильности и безопасности?
На данном этапе трансформации регионального экономического порядка в АТР пока рано делать выводы о полном переходе к «китаецентричной» версии. Структура АСЕАН по-прежнему является центральным звеном в действующих форматах экономического сотрудничества. Китай же пока только делает первые шаги по созданию нового институционального обрамления, отвечающего его региональным интересам по углублению экономической взаимозависимости. Идея о создании единой региональной ЗСТ требует консолидации усилий стран - участниц ранее образованных форматов, что может повлиять на реализацию их личных внешнеполитических и внешнеэкономических интересов. В среднесрочной перспективе есть большая вероятность того, что процесс регионализации будет иметь два вектора направленности: первый -страны будут дальше развивать и укреплять такие проекты, как ВРЭП и ТТП; второй - Китай попытается изменить и укрепить свой статус, стараясь уделять больше внимания развитию ресурсной основы в виде Банка развития БРИКС и АБИИ, тем самым увеличивая контроль над валютно-финансовыми потоками в АТР. Единогласно приняв идею о необходимости продвижения к единой АТЗСТ, страны, входящие в ТТП, фактически будут обязаны использовать все возможные политические инструменты для ратификации соглашения с целью сохранения своего влияния на процессы экономического развития региона. Если работа по ратификации не будет завершена в ранее установленные сроки, США придется вырабатывать новую внешнеэкономическую стратегию и пересматривать концепцию участия страны в процессах
1 Речь идет о территориальных спорах вокруг группы островов Спратли и Парасельских, расположенных в Южно-Китайском море, и островах Сенкаку (кит. Дяоюйдао) в Восточно-Китайском море.
регионализации и интеграции в АТР, уже принимая во внимание выдвигаемые Китаем и странами АСЕАН условия.
Список литературы
Подъем после азиатского кризиса и роль МВФ / IMF. - Wash., 2000. -00/05(R). - Режим доступа: http://www.imf.org/external/np/exr/ib/2000/ rus/062300r.htm (Дата обращения - 25.09.2015).
Ши Цзяньсюнь. Каково значение третьего места Китая в МВФ? // Жэньминь жибао онлайн. - Пекин, 2010. - 26.10. - Режим доступа: http:/ / russian.people.com.cn/31518/7177712.html (Дата обращения - 25.09.2015).
A new initiative to overcome the Asian currency crisis: New Miyazawa initiative / Japan Ministry of finance. - Tokyo, 1998. - 3 October. - Mode of access: http: / / www.mof.go.jp/english/ international_policy/financial_coopera tion_in_asia/new_miyazawa_initiative/e1e042.htm (Дата обращения -25.09.2015).
Bhattacharyay B.N. Estimating demand for infrastructure in energy, transport, telecommunications, water and sanitation in Asia and the Pacific: 2010-2020 / ADB Institute. - Tokyo, 2010. - September. - 44 p. (ADBI working paper; N 248). - Mode of access: http://www.adb.org/sites/default/files/ publication/156103/adbi-wp248.pdf (Дата обращения - 25.09.2015).
Chairman's statement of the 4 th East Asia summit / ASEAN. - Cha-am Hua Hin, Thailand, 2009. - 25 October. - Mode of access: http: //www. asean.org/ news/item/chairman-s-statement-of-the-4th-east-asia-summit-cha-am-hua-hin-thailand-25-october-2009-2 (Дата обращения - 25.09.2015).
Chairman's statement of the 7 th East Asia summit / ASEAN. - Phnom Penh, Cambodia, 2012. - 20 November. - 11 p. - Mode of access: http:// www.asean.org/ images/documents/Final_Chairman%20Statement%20of% 20 the%207th%20EAS%20(Final).pdf (Дата обращения - 25.09.2015).
Chairman's statement of the 8 th ASEAN+3 summit / ASEAN. - Vientiane, Laos, 2004. - 29 November. - Mode of access: http://www.asean.org/ news/item/chairman-s-statement-of-the-8th-asean-3-summit-vientiane-29-nove mber-2004 (Дата обращения - 25.09.2015).
Chairman's statement of the ninth ASEAN plus Three summit / ASEAN. -Kuala Lumpur, Malaysia, 2005. - 12 December. - Mode of access: http: / / www.asean.org/ news/item/external-relations-asean-3-chairman-s-statement-of-the-ninth-asean-plus-three-summit-kuala-lumpur-12-december-2005 (Дата обращения - 25.09.2015).
Chairman's statement of the 10 th ASEAN plus Three foreign ministers meeting / ASEAN. - Phuket, Thailand, 2009. - 22 July. - 4 p. - Mode of access:
http://www.asean.org/images/archive/PR-42AMM-Chairman-Statement-ASEAN+3.pdf (Дата обращения - 25.09.2015).
China-IMF talks underway to endorse yuan as global reserve currency // The BRICS Post. - L., 2015. - 12 March. - Mode of access: http://thebric spost. com / china-imf-talks-underway-to-endorse-yuan-as-global-reserve-curren cy/#.Ve1sp_SPVGb (Дата обращения - 25.09.2015).
China's GDP growth slows to 7.4% // Market Watch. - N.Y., 2014. -16 April. - Mode of access: http://www.marketwatch.com/story/chinas-gdp-growth-slows-to-74-2014-04-16 (Дата обращения - 25.09.2015).
Framework agreement on comprehensive economic co-operation between ASEAN and the People's Republic of China / ASEAN. - Phnom Penh, Cambodia, 2002. - 4 November. - Mode of access: http://www.asean.org/ news/item/framework-agreement-on-comprehensive-economic-co-operation-between-asean-and-the-people-s-republic-of-china-phnom-penh-4-november-2002-2 (Дата обращения - 25.09.2015).
Hanoi plan of action / ASEAN. - Hanoi, Vietnam, 1998. - Mode of access: http://www.asean.org/news/item/hanoi-plan-of-action (Дата обращения -25.09.2015).
How China plans to shape new Asian order // Market Watch. - N.Y., 2015. - 28 March. - Mode of access: http://www.marketwatch.com/story/how-china-plans-to-shape-new-asian-order-2015-03-28 (Дата обращения -25.09.2015).
Japanese financial support to Korea under the framework of the «New Miyazawa initiative» / Japan Ministry of finance. - Tokyo, 1999 a. - 20 March. -Mode of access: http://www.mof.go.jp/english/international_policy/finan cial_cooperation_in_asia/new_miyazawa_initiative/e1b055.htm (Дата обращения - 25.09.2015).
Japanese financial support to Malaysia under the framework of the «New Miyazawa initiative» / Japan Ministry of finance. - Tokyo, 1999 b. -31 March. - Mode of access: http://www.mof.go.jp/english/internati onal_policy/financial_cooperation_in_asia/new_miyazawa_initiative/e1b059.h tm (Дата обращения - 25.09.2015).
Japanese financial support to Malaysia under the framework of the «New Miyazawa initiative» / Japan Ministry of finance. - Tokyo, 1999 c. -28 April. - Mode of access: http://www.mof.go.jp/english/international_ policy/financial_cooperation_in_asia/new_miyazawa_initiative/e1b063.htm (Дата обращения - 25.09.2015).
Joint media statement of the 13 th ASEAN finance ministers' meeting / ASEAN. - Pattaya, Thailand, 2009. - 9 April. - Mode of access: http:// www.asean.org/communities/asean-economic-community/item/joint-media-
statement-of-the-13th-asean-finance-ministers-meeting-pattaya-thailand-9-april-2009-2 (Дата обращения - 25.09.2015).
Joint media statement of the 15 th ASEAN finance ministers' meeting (AFMM) / ASEAN. - Bali, Indonesia, 2011. - 8 April. - Mode of access: http: / / www.asean.org/news/item/joint-media-statement-of-the-15th-asean-fin ance-ministers-meeting-afmm-bali-indonesia-8-april-2011-2 (Дата обращения -25.09.2015).
Joint media statement of the 15 th ASEAN+3 finance ministers and central bank governors' meeting / ASEAN. - Manila, Philippines, 2012. - 3 May. -9 p. - Mode of access: http://www.asean.org/images/archive/Joint%20Me-dia% 20Statement% 20of% 20the% 2015th%20ASEAN3%20Finance%20Ministers% 20and%20Central%20Bank%20Governors% 20Meeting.pdf (Дата обращения -25.09.2015).
Joint ministerial statement of the ASEAN+3 finance ministers' meeting / ASEAN. - Shanghai, China, 2002. - 10 May. - Mode of access: http:// www. asean.org/news/item/joint-ministerial-statement-of-the-asean-3-finance-minis ters-meeting-shanghai-10-may-2002-people-s-republic-of-china (Дата обращения - 25.09.2015).
Joint ministerial statement of the 14 th ASEAN+3 finance ministers' meeting / ASEAN. - Hanoi, Vietnam, 2011. - 4 May. - Mode of access: http://www. asean.org/ news/item/joint-ministerial-statement-of-the-14th-asean3-finance-mi nisters-meeting-ha-noi-4-may-2011-2 (Дата обращения - 25.09.2015).
Joint statement of the 16 th ASEAN+3 finance ministers and central bank governors' meeting / ASEAN+3 Macroeconomic Research Office (AMRO). -Delhi, India, 2013. - 3 May. - 5 p. - Mode of access: http://www.amro-asia.org/wp-content/uploads/2013/05/16th-AFMGM+3-Joint-Statement_2013-India.pdf (Дата обращения - 25.09.2015).
Joint statement of the Japanese and Singapore ministers at the ministerial review meeting on the agreement between Japan and the Republic of Singapore for a new-age economic partnership / Japan Ministry of foreign affairs. - Tokyo, 2003. - 11 December. - 7 p. - Mode of access: http://www.mofa. go.jp/region/ asia-paci/ singapore/jsepa0312.pdf (Дата обращения - 25.09.2015).
Joint statement of the meeting of Heads of State/Government of the Member States of ASEAN and the Prime Minister of Japan / ASEAN. - Kuala Lumpur, Malaysia, 1997. - 16 December. - Mode of access: http://www.asean. org/news/item/external-relations-japan-joint-statement-of-the-meeting-of-head-of-state-government-of-the-member-states-pf-asean-the-prime-ministers-of-japan-kuala-lumpur-16-december-1997 (Дата обращения - 25.09.2015).
Joint statement on East Asia cooperation / Japan Ministry of foreign affairs. - Tokyo, 1999. - 28 November. - Mode of access: http://www.mofa.go.
jp/region/asia-paci/asean/pmv9911/joint.html (Дата обращения -25.09.2015).
Kojima K. The «flying geese» model of Asian economic development: Origin, theoretical extensions, and regional policy implications // J. of Asian economics. - Amsterdam: Elsevier, 2000. - N 11. - P. 375-401.
Kuala Lumpur declaration on the ASEAN plus Three summit / ASEAN. -Kuala Lumpur, Malaysia, 2005. - 12 December. - Mode of access: http:// www.asean.org/ news/item/kuala-lumpur-declaration-on-the-asean-plus-three-summit-kuala-lumpur-12-december-2005 (Дата обращения - 25.09.2015).
Neumann F. Asia's new economic order // Nikkei Asian Review. - Tokyo, 2015. - 21 April. - Mode of access: http://asia.nikkei.com/Viewpoints/ Economeister/Asia-s-new-economic-order (Дата обращения - 25.09.2015).
Pacific trade negotiators reach landmark deal, fight for approval to follow // The Asahi Shimbun. - Tokyo, 2015. - 05.10. - Mode of access: http://ajw.asahi.com/article/business/AJ201510050088 (Дата обращения -22.10.2015).
Statement of Asian finance ministers and central bank governors: Indonesia, Japan, Korea, Malaysia, Philippines, Singapore and Thailand / Japan Ministry of finance. - Wash., DC, 1998. - 3 October. - Mode of access: http: / / www.mof.go.jp/english/international_policy/financial_cooperation_in _asia/new_miyazawa_initiative/ e1e043.htm (Дата обращения - 28.01.2013).
Summary of ASEAN+3 (Japan, People's Republic of China, the Republic of Korea) summit meeting / Japan Ministry of foreign affairs. - Singapore, 2000. -24 November. - Mode of access: http://www.mofa.go.jp/region/asia-paci/ase an/conference/asean3/summary0011.html (Дата обращения - 25.09.2015).
The 22 APEC ecomomic leaders' declaration: Beijing agenda for an integrated, innovative and interconnected Asia-Pacific / APEC. - Beijing, China, 2014. - 11 November. - Mode of access: http://www.apec.org/Meeting-Papers/Leaders-Declarations/2014/2014_aelm.aspx (Дата обращения -25.09.2015).
The Asean declaration (Bangkok declaration) / ASEAN. - Bangkok, Thailand, 1967. - 8 August. - Mode of access: http://www.asean.org/news/ item/the-asean-declaration-bangkok-declaration (Дата обращения -25.09.2015).
The declaration of ASEAN concord / ASEAN. - Bali, Indonesia, 1976. -24 February. - Mode of access: http://www.asean.org/news/item/dec laration-of-asean-concord-indonesia-24-february-1976 (Дата обращения -25.09.2015).
The fourth ASEAN informal summit / ASEAN. - Singapore, 2000. - 2225 November. - Mode of access: http://www.asean.org/news/item/the-
fourth-asean-informal-summit-22-25-november-2000-singapore (Дата обращения - 25.09.2015).
The Japan-Singapore economic partnership agreement (JSEPA) / Japan Ministry of foreign affairs. - Tokyo, 2002. - January. - Mode of access: http:// www.mofa.go.jp/region/asia-paci/singapore/jsepa.html (Дата обращения -25.09.2015).
Treaty of amity and cooperation in Southeast Asia / ASEAN. - Bali, Indonesia, 1976. - 24 February. - Mode of access: http://www.asean.org/news/ item/treaty-of-amity-and-cooperation-in-southeast-asia-indonesia-24-february-1976-3 (Дата обращения - 25.09.2015).
Wade M. Trans-Pacific trade deal within reach of finish line, says Andrew Robb / / The Sydney Morning Herald. - Sydney, 2014. - 27 October. -Mode of access: http://www.smh.com.au/nsw/transpacific-trade-deal-within-reach-of-finish-line-says-andrew-robb-20141027-11chdz.html (Дата обращения -25.09.2015).