УДК 327(470+4+57)
Гелла Т.Н. Российские регионы в контексте
«политики соседства» России со странами Европейского союза и СНГ
Статья посвящена проблемам взаимоотношения российских регионов со странами Европейского союз и СНГ на современном этапе.
Ключевые слова: международное сотрудничество; политика «соседства»; регионализм; международное интеграционное взаимодействие; межрегиональный диалог; приграничное сотрудничество; «еврорегионы».
То, как будут складываться в ближайшем будущем отношения России и Европейского союза, все больше зависит от ответа на глобальный мировоззренческий вопрос: где проходят границы Европы?
Как отметил заместитель директора Института Европы РАН Ал. А. Громыко, если в 1990-е годы со стороны Европы звучали высказывания о том, что Россия является частью западного мира, то, когда Россия стала вставать на ноги, начали говорить, что это не часть Европы, а если и часть, то необычная. Между тем Россия - европейская страна со своей спецификой, и надо, по мнению Громыко, стремиться к тому, чтобы Европа рассматривала Россию соответственно1.
Безусловно, отношения между Россией и ЕС складываются неоднозначно. С одной стороны, интенсивно и успешно развивается сотрудничество как на государственном уровне, так и между деловыми и гражданскими структурами. Высокими темпами увеличивается взаимная торговля. Российская экономика становится привлекательной для иностранных инвестиций. И наоборот, российские предприятия наращивают инвестиции в зарубежные, в том числе и европейские, активы. Заключаются новые долгосрочные контракты на поставку газа, реализуются новые проекты, например Nord Stream. На основе «дорожных карт» запущено одиннадцать отраслевых диалогов.2
В целом успешно развивается научно-техническое сотрудничество, хотя, может, и не в полной мере используется его по-
тенциал. Активно идет гармонизация образовательных стандартов, создание совместных программ и обмен студентами и преподавателями. Значительно возрос уровень коммуникаций между людьми, включая туризм. Эта тенденция будет расти, возможно, и благодаря Соглашению об облегчении визовой процедуры для граждан России и ЕС.
Однако при наличии положительных моментов во взаимоотношениях России и ЕС в последние годы спорные, а зачастую и конфликтные вопросы заняли непропорционально большую долю в официальных отношениях двух сторон, а также в СМИ. В числе таковых «свертывание» демократии в России; соблюдение прав меньшинств в странах Балтии; ситуация в Косово; конкуренция на пространстве СНГ и т.д.3
Россия и Запад, по мнению заместителя директора ИЕ РАН М.Г. Носова, продолжают относиться друг к другу с некоторым опасением, а те европейские страны, которые являются соседями России, заявляют, что не чувствуют себя в безопасности4.
Ключевым фактором, осложняющим отношения между Россией и ЕС, является отсутствие четко сформулированных, взаимосогласованных стратегических целей и видение будущих отношений сторон. В этих отношениях стабильное партнерство возможно лишь при наличии очень плотной и развитой сети на микроуровне (бизнес, гражданское общество) и высокого уровня взаимного доверяя.
Однако «плотность» этой сети между Россией и ЕС пока явно недостаточна, а доверительность отношений имеет слишком короткую историю. Вследствие этого любое препятствие, даже малозначительное, потенциально способно осложнить всю систему двусторонних отношений и свести ее к избирательному сотрудничеству.
Расширение Европейского союза в 2004-м, когда в его ряды влились восемь стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), перевернуло новую страницу в истории сообщества. ЕС пытается выработать новую восточную политику, соответствующую современным геополитическим реалиям. Главным инструментом остается Европейская политика соседства (ЕПС), принятая в 2004-м после очередного расширения. Ее цель - способствовать стабильности, распространяя на соседние государства «четыре свободы» Евросоюза (свобода передвижения товаров, людей, услуг и капитала).
На современном этапе ЕС стремится строить отношения с Россией на основе принципов и механизмов Европейской политики соседства (ЕПС), хотя формально не относит ее к странам, имеющим статус «соседей».
По мнению Даниэля Гроцки и Ирис Кем-пе, сотрудников Центра прикладных политических исследований при Мюнхенском университете им. Людвига Максимилиана, эта политика соседства не оправдала надежд, поскольку не учитывала колоссальных региональных различий между восточноевропейскими и средиземноморскими странами. Она не смогла адекватно ответить и на такие новые явления, как напористая тактика России и «оранжевая революция» в Украине. Европейский союз вывел Минск за рамки своей стратегии, не стимулируя ни перехода Белоруссии к рыночной экономике, ни отказа от авторитарного правления. Вместо того чтобы открыть перед Киевом долгосрочную перспективу присоединения, ЕС лишь подготовил проект Углубленного соглашения о свободной торговле, да и то только в период германского председательства. В 2007 году региональная политика изменилась. В Киеве вновь разразился острый политический кризис, а
Минск вступил в конфликт с Москвой из-за цен на газ и транзитных пошлин на нефть. Россия видит угрозу дальнейшего расширения НАТО, хотя оно, как и новое расширение Евросоюза, вряд ли возможно в ближайшие годы. Европейский союз остается сторонним наблюдателем в разрастающемся российско-грузинском конфликте и едва ли способен что-то противопоставить Кремлю в Приднестровье, Абхазии и Южной Осетии. Похоже, Запад и Россия исчерпали все привлекательные сценарии интеграции Восточной Европы,оставив открытым вопрос о том, как ее обустроить5.
Хотя ЕС считает демократию и свободный рынок предпосылками региональной стабильности, в нем нет единодушия относительно новой восточной политики. Есть понимание, что необходим новый подход. Продолжается поиск соответствующего инструмента, который не означает расширения, не является вмешательством, но обеспечивает действенные стимулы и четкие условия развития. Не прекращаются и дискуссии о роли России. Балтийские государства отстаивают такой курс, который исключал бы согласование важных решений с Москвой и поощрял интеграцию Восточной Европы в европейские и трансатлантические структуры.
Позиция России относительно Европейской политики соседства неоднозначна. Приступая к проекту расширения на восток, ЕС положил в основу своих внешнеполитических принципов «копенгагенские критерии», или метод «политической обусловленности» (conditionality в политике расширения, позже - benchmarks - в ЕПС). Данный принцип предполагает развитие экономических и политических отношений с партнером в зависимости от соблюдения последним базовых принципов и ценностей и подразумевает возможность введения санкций со стороны ЕС за нарушение их партнером. Принцип политической обусловленности зафиксирован в многочисленных соглашениях ЕС с третьими странами.
Россия однозначно выразила свое несогласие с тем, что в 2003 г. она попала в перечень стран-объектов Европейской политики соседства. Вместе с тем не было четко заявлено о неприятии именно
этого принципа «политической обусловленности». Однако эта позиция России не берется во внимание. Так, в докладе Комитета по гражданским свободам Европейского парламента, представлявшего в феврале 2007 г соглашение между Россией и ЕС о реадмиссии (Report on the proposal for a Council decision concerning the conclusion of the Agreement between the European Community and the Russion Federation on readmission), подчеркивается: «В целом сотрудничество между Россией и Европейским союзом не может функционировать без лежащего в основе политики соседства принципа политической обусловленности (conditionally), который лишь подразумевался, но не прописан в СПС 1997 г.»6.
Взаимоотношения России и ЕС в данный момент строятся в рамках четырех общих пространств (так называемых «дорожных карт»), хотя, по мнению многих аналитиков, и эту программу нельзя полностью назвать удачной. Правда, в рамках «дорожных карт» запущен ряд диалогов, заключаются договоры, аналогичные тем, что подписаны и со странами соседства (например, договоры об облегчении визовых режимов и реадмиссии с Украиной). Европейский союз продолжает оказывать России техническую помощь в рамках своих финансовых программ.
Одна из наиболее острых тем диалога России и ЕС - вопрос о путях развития международной экономической и политической ориентации постсоветских государств в Восточной Европе и Закавказье. Три из них -Украина, Молдова и Грузия - официально заявили о своем желании вступить в Евросоюз. Два других государства - Армения и Азербайджан - намерены параллельно развивать экономические и политические связи с Россией и ЕС. Для Белоруссии, судя по всему, приоритетной целью остается формирование Союзного государства с Россией7.
В развитии отношений со странами ЕС и со странами СНГ Россия ищет новые направления. Одним из таких направлений является вовлечение российских регионов в международный диалог.
Для России проблемы международного сотрудничества регионов имеют особое
значение. Динамичное развитие внешних связей российскими регионами стало характерной особенностью российского федерализма. На современном этапе можно говорить о своеобразном российском опыте межрегионального диалога.
Непосредственными участниками этого диалога являются сами регионы, которые действуют в соответствии с законодательством РФ и при поддержке федеральных органов власти.
К 2000 г. возрос интерес западных партнеров к непосредственным контактам с российскими регионами, их включению в международное интеграционное взаимодействие. Природа такого интереса обусловливалась рядом обстоятельств субъективного и объективного характера. Среди них - высокий уровень экономического и технологического развития отдельных регионов, наличие сырьевых ресурсов, развитая юридическая(законодательная) база, стабильная политическая обстановка, привлекательный инвестиционный климат. Значение имели и такие предпосылки, как географическое расположение партнеров(приграничное сотрудничество), общие культурные и языковые корни, многолетний опыт общения в рамках европейских структур (Совет Европы). И, конечно, не последнюю роль играли желание и потребности наших партнеров в сотрудничестве, оформленные в конкретных международных обязательствах.
Интерес западных партнеров к сотрудничеству с российскими регионами подкреплялся политико-правовой базой. Прежде всего следует отметить положения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Российской Федерацией и Европейскими сообществами, которое вступило в силу 01.12.97 г. и Общей стратегии Европейского союза в отношении России (1999 г.) и принятой в 1999 г Стратегии развития отношений Российской Федерации с Евросоюзом на среднесрочную перспективу (2000-2010 гг.).
С началом нового столетия можно говорить о новом этапе возрастания роли российских регионов в международном сотрудничестве России с зарубежными странами, в том числе со странами Запада. В 2003
году по поручению Президента России был создан Совет глав субъектов Российской Федерации при МИД России (СГС) во главе с министром, который за относительно короткий срок успел стать эффективной площадкой для обсуждения ключевых проблем развития внешних связей регионов и выработки предложений по реализации внешнеполитической и внешнеэкономической стратегии государства, защите прав российских граждан и соотечественников за рубежом и интересов отечественного бизнес-сообщества на внешнем рынке.8
Интересны и другие формы государственной поддержки развития международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ. Среди них - оказание посольствами и постпредствами РФ дипломатического сопровождения региональным проектам, оказание министерствами и ведомствами РФ консультационных, информационных и других услуг в рамках межрегионального взаимодействия и т.д. Растущее влияние приобретает активизация участия России в международном правотворчестве по тематике сотрудничества регионов в европейском диалоге. Иллюстрация - присоединение РФ к ряду конвенций по линии Совета Европы (например, Европейская Хартия местного самоуправления), заключение межправительственных соглашений с Финляндией, Польшей, Казахстаном, Украиной, другими странами о содействии сотрудничеству регионов9.
Сотрудничество российских регионов осуществляется на нескольких уровнях: двустороннем (с зарубежными странами и их административно-территориальными образованиями) и многостороннем (например, в рамках Совета государств Балтийского моря - СГБМ, Совета Баренцева/Ев-роарктического региона - СБЕР и т.д.). Важнейшими формами этого сотрудничества являются межрегиональные и приграничные связи российских регионов. Среди направлений международного сотрудничества регионов важнейшее место занимают внешнеэкономические и культурные связи.
Увеличение экономической самостоятельности регионов, характерное для современного периода развития экономики Российской Федерации, способствует и
расширению их внешних связей, в первую очередь в такой их традиционной форме, как внешняя торговля.
В 2006 г. объем прямых иностранных инвестиций в Россию составил 70,3 млрд. долл., из них прямые иностранные инвестиции - 28.7 млрд. долл.10
Как показывает практика последнего десятилетия, при оценке объективных условий эффективности вложения капитала в конкретный регион иностранные инвесторы принимают во внимание сочетание главных факторов привлекательности: инвестиционного риска и потенциала региона. Причем фактор риска для них имеет определяющее значение. Новые возможности для расширения контактов открывают совместные с МИД презентации у себя и за рубежом инвестиционного потенциала регионов, входящих в состав федеральных округов. Прошли презентации Центрального федерального округа в Лондоне и Брюсселе, Уральского - в Лондоне, Франкфурте-на-Майне и Вене, Париже и Лионе, Токио и Киото, Северо-Западного - в Берлине и Софии, Южного - в Мадриде, Сибирского - в Риме.
Показателен прирост инвестиций из стран, в которых были проведены презентации. В целом по Уральскому федеральному округу за 2000-2003 годы объем иностранных инвестиций вырос в 5,8 раза, в том числе из Германии - в 11,2 раза, Австрии - 5,8 раза, Франции - 22 раза. В 2004 году на эти страны и Великобританию приходилось 67% от всех иностранных инвестиций в экономику округа.
Демонстрацией результативного взаимодействия МИД и аппарата Полномочного представителя Президента, субъектов Федерации, а также посольства ФРГ в Москве стали проведенные в апреле 2005 года "Дни Краснодарского края в Германии" в рамках ярмарки в Ганновере. Вниманию потенциальных инвесторов было предложено 135 инвестиционных проектов, подписано порядка 60 соглашений, договоров и контрактов на общую сумму более 600 млн. евро.
Положительно зарекомендовали себя экономические форумы с широким участием зарубежных партнеров в самих регионах. К примеру, 9-10 июня 2005 года в Пятигорске состоялся Международный
инвестиционный форум Юга России, 2526 мая в Махачкале - экономический форум "Дагестан - новые региональные возможности", однако наиболее известный из них - сочинский, который проводился четвертый раз ("Кубань-2005", 28 сентября-1 октября 2005 года)11.
Примером межрегионального сотрудничества могут служить международные и внешнеэкономические связи Орловской области.
В настоящее время Орловская область активно ведет внешнеэкономическую деятельность, имеет международные связи.
Орловщина, обладая экономическим и ресурсным потенциалом, имеет все возможности для включения в международные экономические отношения. Внешнеэкономическая деятельность предприятий и фирм области с каждым годом набирает обороты, тем самым оказывая стимулирующее влияние на развитие экономики региона.
Внешнеторговый оборот Орловской области в 2006 году составил 499,6 млн. долл. США. При этом доля импорта составила 281,6 млн. долл. США, экспорта - 218,0 млн. долл. США.
Участников ВЭД Орловского региона связывают внешнеторговые отношения с партнерами из 77 стран мира12.
Внешняя торговля Орловской области развивается в русле процессов, характерных для всей экономики России. В прошлом году внешнеэкономическую деятельность осуществляли 353 юридических лица.
Во внешней торговле Орловского региона особое место как крупнейшие экономические партнеры занимают страны, входящие в Европейский союз. На его долю в 2006 году приходится 41,4% орловского товарооборота. Среди стран дальнего зарубежья следует также отметить Францию, Италию, Японию, США, Германию, Ирак, Грецию, Польшу, Ирландию, Латвию. Что касается стран СНГ, то здесь лидируют Украина, Казахстан и Узбекистан13.
Орловский экспорт в стоимостном выражении увеличился к уровню прошлого года на 15,8%, импорт составил 281,6 млн. долл. США.
К наиболее активным странам - партнерам Орловской области в сфере меж-
дународного и внешнеэкономического сотрудничества относятся: Италия, Германия, Франция, США, Индия, Китай, Турция, Венгрия, Болгария, Испания, Великобритания, Швейцария, Дания, Австрия, Чехия, Корея, Украина, Латвия14.
Руководством администрации Орловской области постоянно ведется поиск иностранных инвесторов, проявляющих интерес к экономике области. Наиболее приемлемой формой привлечения капиталовложений в экономику области в настоящее время является создание предприятий с иностранными инвестициями.
В 2006 году иностранные инвестиции поступили из 15 стран дальнего зарубежья на сумму 43,5 миллиона долларов США против 19,7 миллиона долларов США в прошлом году.
За последние четыре года число работающих совместных и иностранных предприятий выросло почти вдвое при одновременном увеличении числа зарегистрированных на треть, что свидетельствует о росте деловой активности действующих предприятий.
Совместные предприятия созданы при участии иностранных инвесторов более чем из тридцати государств. В их числе США, Великобритания, Германия, Италия, Греция, Кипр, Украина, Узбекистан и другие.
В настоящее время на территории области самым крупным размещением иностранных инвестиций стали следующие совместные проекты:
- Совместно с компанией «Джейз Эн-тепрайзиз ЛТД» реализуется инвестиционный проект, в рамках которого построен и успешно действует завод по выпуску безалкогольных напитков «Кока-Кола Боттлерз Орел». В осуществление этого проекта вложено 23,5 млн. долларов США.
- Компанией «Фригорекс Кипрус» создано ООО «Фригогласс - Евразия» по производству холодильных витражей, морозильных камер. Это завод полного производственного цикла, в развитие которого инвестировано около 12 млн. долларов США. К 2008 году предприятие планирует довести объем инвестиций в развитие производственных мощностей до 20 млн. долларов США, в течение 5 лет удвоить
объем производства холодильного оборудования до уровня 50 тыс. единиц в год, создать дополнительно 120 высокооплачиваемых рабочих мест.
- Одним из основных проектов иностранного капитала в области на ближайшую перспективу станет дальнейшее развитие производственных мощностей ЗАО «Велор». На расширение производства предполагается направить еще около 50 млн. долл. США, чтобы довести объемы производства облицовочной и напольной плитки до 20 миллионов кв. метров в год15.
Для более эффективной реализации экономического потенциала Орловской области и продвижения продукции предприятий региона на рынки регионов России и за рубеж управление непосредственно участвует в организации и проведении общеэкономических, специализированных и международных выставок, а также презентаций области в Москве. Только на проведенных в 2006 году выставках-ярмарках предприятиями Орловщины заключено более 1500 договоров и соглашений о намерениях по поставкам продукции.
Орловская область благодаря проведению активной политики по привлечению инвестиций, разработке законодательной базы в этой сфере стала местом проведения ежегодных ярмарок инвестиций. Подтверждением адекватного восприятия потенциальными инвесторами осуществляемой в области инвестиционной политики являются итоги десяти инвестиционных ярмарок. Прослеживается динамика в сторону постоянного увеличения получаемых инвестиций. Так, если в 1997 году на инвестиционной ярмарке было подписано соглашений по кредитованию представленных проектов на общую сумму 466 млн. руб., то на последней ярмарке «Орел-2006» - на 30 млрд. рублей16.
Инвестиционная политика администрации Орловской области строится в нескольких направлениях, главными из которых стали формирование благоприятного инвестиционного климата, обеспечивающего привлекательность региона для инвесторов всех категорий, и выработка приоритетов и стратегических зон инвестиционной деятельности.
Для решения этих задач в области разрабатывается и реализуется комплекс экономических и организационных мер, способствующих активизации инвестиционного процесса. В частности, областной Закон «Об инвестиционной деятельности в Орловской области» регулирует отношения, возникающие в процессе инвестиционной деятельности на территории области. При этом предусмотренные в законе условия одинаково выгодны как для отечественных, так и для иностранных инвесторов.
Согласно Уставу (Основному Закону) Орловской области координация международных и внешнеэкономических связей области, выполнение международных договоров Российской Федерации относятся к предметам совместного ведения области и Российской Федерации. В регионе эта функция возложена на управление по внешнеэкономическим и межрегиональным связям, инвестиционной деятельности и предпринимательству Департамента внешнеэкономических связей области.
Одним из основных условий для развития внешнеэкономических связей области служат соглашения о сотрудничестве между администрацией Орловской области и зарубежными партнерами, большое значение в развитии международных отношений Орловской области имеют прямые партнерские связи с административно-территориальными образованиями других государств.
В целях расширения международных связей и дальнейшего развития внешнеэкономической деятельности в области образован Консультативный совет по работе с участниками внешнеэкономической деятельности. Этот Совет создан по инициативе администрации области и Орловской таможни. В его состав вошли представители администрации, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, образовательных и научных учреждений, коммерческих организаций, совместных предприятий и пр.
Значимым направлением является также развитие гуманитарного и культурного сотрудничества на региональном уровне, которое является важным фактором сближения народов.
Государственное научное учреждение Всероссийский научно-исследовательский институт зернобобовых и крупяных культур ведет долговременное сотрудничество по совместному проведению исследований и разработок, связанных с изучением генетических ресурсов и доноров зернобобовых и крупяных культур, со своими коллегами из США, Швейцарии, Германии, Чехии, Украины, Китая, Казахстана, Мексики, Канады. На международных выставках научные сотрудники института неоднократно получали высшие награды за разработку новых сортов сельскохозяйственных культур.
ВНИИ селекции плодовых культур имеет договорные отношения по селекции и выращиванию плодовых культур с рядом иностранных партнеров из Мексики, Франции, Белоруссии, Канады.
В рамках подписанных соглашений в 2006 году продолжилось сотрудничество Орловского государственного университета с университетами Франции, Бельгии, Германии, Испании, Болгарии, Китая. Орловские студенты и преподаватели стажируются во Франции, Испании, Германии, Бельгии, Китае, Болгарии.
В рамках развития международных связей Орловской региональной академии государственной службы в 2006 году был подписан договор о творческом сотрудничестве в области образования с Норвежским институтом промышленной экономики, управления риском и планирования.
Орловский государственный технический университет в 2006 году совместно с французской стороной реализовал международный европейский проект ТЕМПУС-ТАСИС по проблемам подготовки специалистов для налоговых органов, в рамках которого разработаны новые учебные курсы, созданы три специализированных Интернет-класса в филиалах университета и специализированный сайт, проведены семинары и конференции. Ученые университета принимали участие в научных конференциях в Австрии и Бельгии. В свою очередь, в международных конференциях и семинарах, проводимых в университете, участвовали представители из многих
стран: Германии, Голландии, Англии, Литвы, Италии, Польши, Чехии, Индии, США.
Одним из интереснейших и результативных направлений сотрудничества Орловской области является поддержание партнерских отношений с городами-побратимами из зарубежных стран. Это направление четко прослеживается на примере сотрудничества г. Орла со своим германским побратимом Оффенбахом-на-Майне, партнерские отношения с которым установились с 1988 г. В рамках сотрудничества двух городов в 1997 г. был создан партнерский клуб «Орел-Оффен-бах-на-Майне». Основная деятельность клуба направлена на организацию обме-научеников и студентовдвух городов. Кроме студенческих обменов с момента основания партнерского клуба «Орел-Оф-фенбах-на-Майне» осуществляется обмен делегациями на официальном и неофициальном уровнях, организация выставок художников и фотографов.17 Другая составляющая партнерства - туристическая часть обмена. В ходе партнерства сложилась традиция организации взаимных поездок рядовых жителей обоих городов. Благодаря этим двусторонним поездкам крепнет контакт между жителями Оффенбаха-на-Майне и Орла.
Следует отметить, что город Орёл активно включается в культурное и научное взаимодействие с Германией не только по линии партнёрских связей с Оффенбахом. Орловские вузы тесно взаимодействуют со своими немецкими партнёрами и в рамках различных международных молодёжных проектов. Так, в мае 2005 года в Германии проводился международный проект «Барбаросса - 41», а в 2006 году в Орловском государственном университете проходил второй ответный этап проекта на тему «Миграционные и интеграционные процессы в прошлом и настоящем России и Германии». Данный проект проходит при финансовой поддержке Немецкого фонда Роберта Боша в рамках европейской программы «Пути молодых в Европе»18.
Активно развивает партнерские отношения с университетами Германии Орловский государственный аграрный университет. Университетом были заключены пря-
мые договоры с германскими университетами Анхальт и Хоенхайм. Международные связи осуществляются по нескольким направлениям: это не только обмен современными достижениями в сфере обучения и повышения качества подготовки специалистов, но и привлечение материальных, финансовых, информационных ресурсов немецких партнёров19.
Большое значение в развитии международных отношений Орловской области имеют прямые партнерские связи с административно-территориальными образованиями других государств.
Администрация области заключила соглашения с Министерством экономики и реформ Республики Молдова, с администрацией Одесской области, Правительством области Марке (Италия), регионом Шампань-Арденн (Франция) и другими.
Одним из важнейших направлением международного сотрудничества российских регионов является приграничное сотрудничество. Приграничное сотрудничество помогает смягчать отдельные болевые вопросы межгосударственных отношений, в том числе и такие, которые в силу тех или иных причин затруднительно или пока невозможно урегулировать на более высоком уровне, укрепляет и развивает исторически сложившиеся связи.
В феврале 2001 года Правительством утверждена "Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации".
В октябре 2006 г. Россия подписала два протокола к Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей.
Из существующих на сегодняшний день механизмов приграничного взаимодействия наиболее эффективным признается деятельность сообществ по типу "ев-рорегионов", характерной чертой которых является наличие постоянно действующих общих рабочих органов.
Однако, говоря о приграничном сотрудничестве, необходимо иметь в виду несколько моментов, которые сдерживают его. Это наглядно прослеживается на примере российско-украинского приграничного сотрудничества. Во-первых, на постсоветском пространстве процесс реги-
онализации видится как угроза национальной безопасности и национальному единству. Во-вторых, Россия и Украина остаются высокоцентрализованными государствами; в обеих странах гражданское общество еще развито слабо. Поэтому главной движущей силой еврорегио-нального строительства пока являются: а) только администрации, по долгу службы вынужденные решать приграничные проблемы; б) некоторые политики, стремящиеся использовать эту тему для саморекламы; в) а также интеллектуальные элиты, поддерживающие идеи интеграции. Нередко создание евро-региона рассматривается как маневр, позволяющий территории получить особый экономический статус, недоступный иными средствами. Обе стороны надеются на еврорегион как на средство привлечения инвестиций, предполагая, что сработает принцип «домино» и появление одного источника финансирования привлечет и других инвесторов. Да и у собственных правительств будет легче просить денег под еврорегиональные проекты.
Необходимо также иметь в виду наличие противоречия между европейскими формами приграничного сотрудничества и отсутствием в обоих государствах реальной региональной политики. В отличие от «большой» политики региональная связана с социальной и экономической сферами и нацелена преимущественно на решение проблем местного населения. В связи с этим требуется кропотливый подсчет преимуществ и потерь при выделении бюджетных средств на приграничное сотрудничество и оценка возможностей решать с его помощью проблемы «своего» населения20.
Деятельность приграничных сообществ, несмотря на возникающие проблемы и трудности, дает в целом положительный эффект в плане как хозяйственного развития территорий, так и улучшения контактов между людьми. С участием российских регионов и муниципальных образований действуют "еврорегионы""Карелия", "Балтика", "Сауле", "Неман", "Лына-Лава", "Шешупе".
Совсем недавно, в 2003 году, были созданы еврорегионы "Днепр" с участием
приграничных территорий России, Украины и Белоруссии и "Слобожанщина" (Белгородская и Харьковская области).
Россия готова к совместному с СЕ активному поиску эффективных путей, форм и методов сотрудничества в различных регионах и субрегионах Европы, которые в полной мере отражали бы интересы субъектов взаимодействия всех уровней.
В завершение хотелось бы сказать, что ЕС и Россия находятся на той стадии развития своих отношений, когда необходимо дать новый исторический импульс партнёрским связям между ними. К этому обязывают и геополитические реалии современного мира. Как заметил Чрезвычайный и Полномочный Посол Португалии в России Мануэль Марселу Курту: «Россия не является той границей, перед которой Западная Европа должна определиться отрицательно. Наоборот, Россия скорее должна стать для Запада и Западной Европы уникальной перспективой глубины»21.
Таким образом, международная и внешнеэкономическая деятельность российских регионов на современном этапе имеет разнообразную направленность. При поддержке федеральных органов власти регионы расширяют свои межрегиональные и приграничные контакты с зарубежными партнерами. Развитие межрегиональных связей способствует решению как хозяйственных, так и политических вопросов, поскольку оно содействует активизации сотрудничества между государствами. Оно также оказывает позитивное воздействие на решение важной задачи по интеграции российской экономики в мировую. Межрегиональное и приграничное сотрудничество субъектов Российской Федерации способно весомо дополнять внешнеполитическую деятельность государства по укреплению связей с зарубежными государствами. Вместе с тем оно призвано способствовать развитию российского федерализма, совершенствованию федеративных отношений.
1 Два пространства Европы //Современная Европа. 2007. № 1. С. 131.
2 Потемкина О., Кавешников Н. Россия и Европейский союз: «холодное лето» 2007 года //Современная Европа. 2007. № 3. С. 24-25.
3 Там же. С. 25.
4 Два пространства.... С.130.
5 Гроцки Д., Кемпе И. Неравносторонний треугольник //Россия в глобальном мире. 2007. № 3. С. 38-39.
6 Потемкина О., Кавешников Н. Указ. соч. С. 27.
7 Судаков С., Мироненко В. Трудный путь к пониманию и сотрудничеству (к итогам форума «Европа - Россия» // Современная Европа. 2007. №. 4. С. 35.
8 Кузьмин В.И. Консультативный совет субъектов Федерации по международным и внешнеэкономическим связям при МИД России // Внешнеэкономические связи 2007. 4(30).
9 Лихачев В. Что для нас главное? //Политика. 2006. № 6 // http://www.politika-magazine. ш/%В967^а^а-07.Мт1
10 Потемкина О. Кавешников Н. Указ. соч. С. 25.
11 Там же. С. 52.
12 Ломтев Б.П. О состоянии и перспективном развитии международных и внешнеэкономических связей Орловской области // Актуальные проблемы развития внешнеэкономических связей в условиях глобализации /Материалы международной научно-практической конференции. 23-24 апреля 2007 г. Орел, 2007. С. 9.
13 Там же.
14 Там же.
15 Там же. С. 13-14.
16 Там же. С. 14.
17 Неделина И.А. Орёл и Оффенбах-на-Майне: история и перспективы партнёрства в культуре и образовании //Образование и общество. 2006. № 2. С. 39, 40; Offenbach-Orjol 1988-2003. 15 Yahre Stдdtepartnerschaft. Оф1; 2003. S. 17.
18 Провалёнкова И.В. Миграционные и интеграционные процессы в прошлом и настоящем России и Германии: на материалах Орловской губернии // Образование и общество. 2006 № 2. С. 42.
19 Александрова Д. На стажировку - за рубеж // Орловская правда. 2005. 26 мая.
20 Вендина О.И., Колосов В.А. Партнерство в обход барьеров //Россия в глобальной политике. 2007. № 1. С. 149-150.
21 Курту М.М. Россия и ЕС: интеграция в европейскую семью // Современная Европа. 2007. № 1. С. 8.