Научная статья на тему 'Фактор приграничного сотрудничества в социальноэкономической политике приграничных субъектов СЗФО РФ'

Фактор приграничного сотрудничества в социальноэкономической политике приграничных субъектов СЗФО РФ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
361
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ПОКАЗАТЕЛИ ПРИГРАНИЧНОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / CROSS-BORDER COOPERATION / INTERREGIONAL INTERACTION / REGIONAL SOCIOECONOMIC POLICY / INDICATORS OF CROSS-BORDER INTENSITY / STRATEGIC PLANNING

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Жук Надежда Петровна

В статье проанализированы подходы к пониманию процесса приграничного сотрудничества, предложена система показателей, характеризующих интенсивность приграничного сотрудничества по отдельным сферам взаимодействия. Представлен анализ современного состояния политики приграничного сотрудничества в приграничных регионах СЗФО РФ, сформулированы рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factor of the cross-border cooperation in the socio-economic policy of the border subjects of North-West federal district of the Russian Federation

In the article approaches to understanding the process of cross-border cooperation are analyzed, the system of indicators characterized the intensity of cross-border cooperation by the various spheres is suggested. The analysis of the current status of the cross-border cooperation policy in the border regions of North-West federal district of the Russian Federation is presented, the recommendations are formulated.

Текст научной работы на тему «Фактор приграничного сотрудничества в социальноэкономической политике приграничных субъектов СЗФО РФ»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

УДК 332.14(470.2)

Н. П. Жук

Фактор приграничного сотрудничества в социальноэкономической политике приграничных субъектов СЗФО РФ

В статье проанализированы подходы к пониманию процесса приграничного сотрудничества, предложена система показателей, характеризующих интенсивность приграничного сотрудничества по отдельным сферам взаимодействия. Представлен анализ современного состояния политики приграничного сотрудничества в приграничных регионах СЗФО РФ, сформулированы рекомендации.

In the article approaches to understanding the process of cross-border cooperation are analyzed, the system of indicators characterized the intensity of cross-border cooperation by the various spheres is suggested. The analysis of the current status of the cross-border cooperation policy in the border regions of North-West federal district of the Russian Federation is presented, the recommendations are formulated.

Ключевые слова: приграничное сотрудничество, межрегиональное взаимодействие, региональная социально-экономическая политика, показатели приграничной интенсивности, стратегическое планирование.

Key words: cross-border cooperation, interregional interaction, regional socioeconomic policy, indicators of cross-border intensity, strategic planning.

Изучение особенностей регионального развития приграничного региона требует некого теоретического абстрагирования и сосредоточения на специфике, свойственной именно данному типу регионов и обусловленной особенностями их территориальности. Фактор территориальности имеет одно из первостепенных значений в блоке исследований региональной экономики и является основополагающим для изучения трансграничных межрегиональных взаимодействий и приграничного сотрудничества.

В современных условиях развития, обусловленных тенденциями глобализации, регион является открытой системой, вовлеченной в сферу межрегиональных взаимодействий. Для приграничных регионов главной особенностью системы межрегиональных взаимодействий является выделение специфических трансграничных межрегиональных взаимодействий, обусловленных территориальной близостью (соседством) региональных элементов различных государств.

Устоявшимся термином для обозначения трансграничных межрегиональных взаимодействий сопредельных регионов является «приграничное сотрудничество», однако в настоящее время в рос-

© Жук Н. П., 2012

сийской научной школе не сформировалось единое мнение по содержанию данной категории.

Среди подходов к определению термина «приграничное сотрудничество» следует выделить европейский, согласно которому данный вид межрегионального взаимодействия рассматривается с точки зрения перспективы единого «потенциального региона» [13], т. е. потенциально единого социально-экономического пространства, и таким образом само приграничное сотрудничество становится механизмом для достижения этого состояния. Данный подход обусловлен выбором интеграционной модели межрегиональных взаимодействий приграничных регионов, что является специфической чертой европейского регионализма. Однако специфика российского регионализма диктует необходимость научного осмысления процессов приграничного сотрудничества с точки зрения интересов российских регионов. Ведь фактор границы может и негативно влиять на внутреннее экономическое пространство государства, ослабляя степень его единства вследствие максимизации трансграничных межрегиональных отношений в ущерб внутренним межрегиональным отношениям. Данное положение неоднократно подчеркивалось в авторитетных работах ученых-регионалистов [2, с. 25; 6, с. 121; 7, с. 354; 15, с. 14].

Автор предлагает подойти к термину «приграничное сотрудничество» с позиций определения комплексного субъекта взаимодействия - приграничного региона. Термин «регион» является краеугольной категорией для региональной экономики [1; 2; 8; 18]. Для исследования фактора приграничного сотрудничества в социально-экономической политике приграничных регионов мы разделяем подход, сформулированный профессором И.И. Сиговым [14, с. 198-199], и рассматриваем «приграничное сотрудничество» как совокупность взаимодействий элементов триады «природа - население - хозяйство», а также соответствующих управляющих структур, относящихся к сопредельным приграничным регионам двух государств. Следует помнить, что межрегиональное взаимодействие сопредельных регионов является объективным социальноэкономическим процессом, в некоторых случаях протекающим вне зависимости от деятельности органов власти. Таким образом, предложенным определением мы разделяем понимание приграничного сотрудничества именно как объективного процесса межрегионального взаимодействия и подхода, рассматривающего приграничное сотрудничество как деятельность органов власти и местного самоуправления по укреплению взаимодействия регионов РФ и сопредельных государства в решении вопросов устойчивого развития приграничных территорий [4].

Содержание приграничного сотрудничества как процесса межрегионального взаимодействия может быть раскрыто через субъекты данного взаимодействия [7, с. 71]. Что касается территориального масштаба приграничного сотрудничества, то он определяется факто-

ром государственной границы. Могут быть выделены два территориальных уровня с точки зрения приграничного сотрудничества - уровень муниципальных образований, непосредственно примыкающих к государственной границе, и уровень приграничных субъектов РФ.

Мы выделяем для анализа приграничные регионы СевероЗападного федерального округа, так как именно данный округ имеет наиболее богатый опыт и высокий уровень институционализации приграничного сотрудничества. Преимущественно приграничные субъекты СЗФО акцептируют поступательные импульсы от сопредельных регионов. Интенсивность приграничного взаимодействия обусловливается интеграционными процессами на макроуровне, близостью к границе крупных экономических центров, а также высоким уровнем институционализации приграничного сотрудничества, что дает необходимые ресурсы, механизмы реализации, поддерживает устойчивый межрегиональный диалог.

Вследствие интенсификации приграничных взаимодействий развиваются транспортная инфраструктура, пассажирское сообщение, активизируется деятельность сетевых структур поддержки бизнеса, что приводит к «сжиманию» социально-экономического пространства. В результате межрегиональные взаимодействия между сопредельными регионами становятся менее затратными по временным издержкам, а за счет накопленного опыта, деятельности сетевых структур, знаний о рынке и особенностях ведения бизнеса в сопредельном регионе происходит снижение рисков выхода на рынок сопредельной страны. Формы приграничного сотрудничества эволюционируют, идет процесс постепенной интенсификация взаимодействия экономик и диверсификация форм этого взаимодействия.

Среди прочих сфер межрегионального взаимодействия приграничных регионов СЗФО на основе проведенного анализа практики приграничного сотрудничества, мы выделяем для анализа следующие сферы приграничного сотрудничества: инвестиционное взаимодействие; международную миграцию; внешнеторговое взаимодействие; туризм; сотрудничество в области науки и образования; институциональное взаимодействие.

В соответствии с выделенными сферами мы разработали пилотный набор показателей (табл. 1), характеризующих интенсивность приграничного сотрудничества на уровне субъектов РФ. При этом для характеристики интенсивности данного вида сотрудничества нами введен коэффициент приграничной специализации, призванный охарактеризовать роль сопредельной страны в совокупности трансграничных межрегиональных взаимодействий субъекта РФ по выделенным сферам. Таким образом, коэффициент приграничной специализации отражает степень территориальной специализации трансграничных межрегиональных взаимодействий приграничного региона. Чем выше значение коэффициента приграничной специализации, тем большую долю занимает сопредельный

регион в общей совокупности трансграничных межрегиональных взаимодействий региона.

При отборе показателей автор учитывал следующие ограничения:

• предложенные показатели должны характеризовать одну из сфер межрегионального взаимодействия (обозначенных выше);

• данные для расчета предложенных показателей должны быть доступны (из источников официальной статистической информации);

• предложенные показатели должны быть простыми в расчете и наглядными для использования;

• набор предложенных показателей должен быть сбалансирован и репрезентативен по предложенным сферам.

Следует отметить, что система коэффициентов приграничной специализации может быть рассчитана как для текущего состояния (данные за текущий год), так и для определенных периодов (например, пятилетний период). По отдельным показателям, например коэффициент приграничной специализации иностранных инвестиций, расчет производится за пятилетний период, что позволяет нивелировать возможные конъюнктурные всплески инвестиционной активности отдельных стран.

Таблица 1

Показатели, характеризующие территориальную специализацию трансграничных межрегиональных взаимодействий приграничных

регионов по отдельны м сферам взаимодействия

Сфера Показатель Методика расчета Содержание показателя

1. Инвестиционное взаимодействие 1.1. Коэффициент приграничной специализации иностранных инвестиций мм ИИР ИИпс = ——, ИИ где ИИр - объем иностранных инвестиций сопредельной страны в экономику приграничного региона, млн долл. США; ИИ - общий объем иностранных инвестиций в экономику приграничного региона, млн долл. США Данный коэффициент характеризует инвестиционную активность сопредельной страны в экономике приграничного региона

1.2. Коэффициент приграничной специализации организаций с участием иностранного капитала _мьг ОИКр ОИКпс = —, ОИК где ОИКр - число организаций с участием капитала сопредельной страны в приграничном регионе, единиц; ОИК - общее число организаций с участием иностранного капитала в приграничном регионе, единиц Данный коэффициент характеризует бизнес-активность сопредельной страны в экономике приграничного региона, а также степень диверсификации данной активности

2. Международная миграция Коэффициент приграничной специализации миграционного обмена МОр МОпс = , МО где МОр - объем миграционного обмена с сопредельной страной, единиц; при этом МОр рассчитывается как общее число прибывших и выбывших мигрантов в/из приграничного региона МО - общий объем миграционного обмена приграничного региона Данный коэффициент характеризует миграционную активность между приграничным регионом и сопредельной страной.

3. Внешняя торговля Коэффициент приграничной специализации внешнеторгового оборота __ ВТр ВТпс = И, ВТ где ВТр - объем внешнеторгового оборота с сопредельной страной, млн. долл. США; ВТ - общий объем внешнеторгового оборота приграничного региона Данный коэффициент характеризует внешнеторговую активность между приграничным регионом и сопредельной страной.

4. Туризм Коэффициент приграничной специализации туристского обмена ™ ТОр ТОпс = ——, ТО где ТОр - объем туристского обмена с сопредельной страной, человек; ТО - общий объем туристского обмена приграничного региона Данный коэффициент характеризует туристскую активность между приграничным регионом и сопредельной страной

5. Обмен технологиями Коэффициент приграничной специализации обмена технологиями глт ОТр ОТпс = ——, ОТ где ОТр - стоимость соглашений по обмену технологиями и услугами технического характера с сопредельной страной, млн долл. США; ОТ - общая стоимость соглашений по обмену технологиями и услугами технического характера с другими странами, млн долл. США Данный коэффициент характеризует активность в области технологического обмена между приграничным регионом и сопредельной страной

К сожалению, при существующем статистическом обеспечении, комплексный анализ по приграничным субъектам затруднен ввиду отсутствия статистических данных по всем приграничным регионам СЗФО.

Результаты пилотного расчета коэффициентов приграничной специализации для приграничных субъектов СЗФО по направлению «инвестиционное взаимодействие» представлены в табл. 2.

Таблица 2

Приграничная специализация иностранных инвестиций и организаций с участием иностранного капитала по субъектам СЗФО (на основе данных за период 2006-2010 гг. и за 2010 г. соответственно)1

№ Субъект СЗФО Страна инвестор ИИпс* ОИКпс** Средний ко-эфф. приг. специализации

1. Калинин- градская область Литва, Польша 0,23 0,42 0,33

1.1 Калинин- градская область Литва 0,1 0,33 0,22

1.2. Калинин- градская область Польша 0,13 0,09 0,11

2. Республика Карелия Финлян- дия 0,2 0,45 0,33

3. Ленинградская область Финлян- дия 0,17 гм СЧ 0, 0,19

4. Мурманская область Норвегия 0,11 0,36 0,26

1

' Расчетные показатели на основе данных территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (Региональные статистические ежегодники (2011), Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011).

2 К сожалению, данные о числе организаций с участием иностранного капитала для Санкт-Петербурга и Ленинградской области в имеющихся статистических данных приведены единой цифрой (Регионы России. Социальноэкономические показатели. 2011), в региональных статистических ежегодниках данный показатель отсутствует.

5. Псковская область Латвия, Эстония 0,67 0,64 0,66

5.1. Псковская область Латвия 0,51 0,51 0,51

5.2. Псковская область Эстония 0,16 0,13 0,15

6. Санкт- Петербург Финлян- дия 0,05 0,2 0,13

Примечание. В таблице приведены данные по наиболее активным партнерам

приграничных субъектов.

• Коэффициент приграничной специализации иностранных инвестиций.

**Коэффициент приграничной специализации организаций с участием иностранного капитала.

Опираясь на полученные значения коэффициентов (с определенной долей условности для Ленинградской области и Санкт-Петербурга, учитывая недостаток данных) мы разделяем приграничные субъекты СЗФО на четыре группы по признаку приграничной специализации инвестиционного взаимодействия:

•первая группа характеризуется высокой степенью приграничной специализации инвестиционных взаимодействий, т. е. преимущественной инвестиционной активностью сопредельной страны в экономике приграничного региона по сравнению с другими странами (превышение коэффициентом приграничной специализации рубежа 0,5). По итогам проведенных расчетов к данной группе отнесена Псковская область;

• вторая группа характеризуется умеренно высокой степенью приграничной специализации инвестиционных взаимодействий (нахождение коэффициента приграничной специализации в пределах от 0,3 до 0,5. По итогам проведенных расчетов к данной группе отнесены Калининградская область и Республика Карелия;

•третья группа характеризуется средней степенью приграничной специализации инвестиционных взаимодействий. Иностранные инвестиции данных регионов диверсифицированы по странам-партнерам и роль сопредельной страны не является преимущественной (нахождение коэффициента приграничной специализации в пределах от 0,1 до 0,3). По итогам проведенных расчетов к данной группе отнесены Ленинградская и Мурманская области, Санкт-Петербург.

• четвертая группа характеризуется низкой степенью приграничной специализации инвестиционных взаимодействий (нахождение коэффициента приграничной специализации в пределах от 0 до 0,1). Приграничные инвестиционные взаимодействия регионов, отнесенных в данную группу, также нуждаются в более глубоком анализе для выявления причин низкой активности приграничных

инвестиционных взаимодействий. По итогам расчетом к данной группе регионов не относится ни один из приграничных регионов СЗФО.

Итак, приведенный пилотный расчет коэффициентов приграничной специализации в области инвестиционного взаимодействия показал, что для всех приграничных субъектов СЗФО инвестиционная активность сопредельных стран является существенной. Следует также отметить, что для всех пяти приграничных субъектов СЗФО, имеющих непосредственную сухопутную границу со странами Европейского союза, сопредельная страна входит в тройку крупнейших стран-инвесторов (на основе анализа статистических данных по регионам).

Очевидно, что ситуация, выявленная в рамках пилотной оценки приграничной специализации инвестиционного взаимодействия, требует корректировки инвестиционной политики приграничных регионов, с целью усилить позитивные эффекты инвестиционного взаимодействия и снизить риск инвестиционной зависимости за счет диверсификации иностранных инвестиций. Аналогичные выводы могут последовать по результатам расчета коэффициентов приграничной специализации по другим сферам межрегионального взаимодействия.

Таким образом, в силу усиления контактной функции границы, открытости экономики современных приграничных регионов и высокого уровня инвестиционной активности сопредельных стран включение вопросов приграничного сотрудничества в число функций региональной социально-экономической политики субъектов СЗФО становится необходимым: «Управление региональной экономикой предполагает учет приграничного сотрудничества и межрегионального взаимодействия как составляющих экономического потенциала территории» [3, с. 4]. Игнорирование подобной функции региональной экономической политики может привести к полному или частичному блокированию реализации экономических интересов приграничного региона в трансграничном пространстве. От того, каким образом региональные власти реализуют данную функцию, зависит интенсивность и эффективность включения в процессы трансграничных взаимодействий регионального бизнеса, общественных организаций, населения.

Что касается институционального взаимодействия, то можно констатировать, что именно в данной сфере сосредоточены функции органов исполнительной власти субъектов РФ в области приграничного сотрудничества. Во многом из-за этого, по нашему мнению, последние 15-20 лет трансграничное взаимодействие между Россией и ЕС преимущественно воспринималось через призму реализации соответствующих программ.

Не принижая значение программ приграничного сотрудничества для эффективной реализации потенциала приграничных взаимодействий, следует отметить, что наблюдается недостаток осознанности роли влияния приграничных взаимодействий на развитие приграничных регионов, в связи с чем необходимо скорректировать отдельные аспекты социально-экономической политики исходя из значимости данных влияний.

За прошедший период программы приграничного сотрудничества Россия - ЕС перешли на новый уровень, эволюционируя от программ технической помощи к программам партнерства, поддерживаемые финансированием из федерального бюджета РФ. Отличительной чертой нового периода программ (2007-2013 гг.), реализуемых в рамках Европейского инструмента соседства и партнерства (ЕИСП) стал тот факт, что Россия приняла на себя обязательства по их софинансированию. При общем индикативном бюджете 307 448 млн евро для семи программ партнерства (на период 2007-2013 гг.), объем софинансирования со стороны России составит 122 млн евро. Кроме этого, программы приграничного сотрудничества ЕИСП предусматривают возможность реализации крупных инфраструктурных проектов.

Это актуализировало необходимость переосмысления роли программ приграничного сотрудничества в развитии приграничных регионов, вопросов распределения полномочий в данной области между федеральным, региональным и муниципальным уровнями, а также формирования более осознанного подхода к включению вопросов приграничного сотрудничества в социально-экономическую политику приграничных регионов.

На уровне субъектов СЗФО наблюдаются попытки сформировать институциональные условия для устойчивого и системного подхода к организации и регулированию процессов приграничного сотрудничества посредством включения вопросов данной сферы в региональные документы стратегического планирования.

Постепенно идет процесс формирования специфических программных документов по вопросам приграничного сотрудничества, где представлены конкретные приоритеты, меры и механизмы реализации. Среди субъектов СЗФО, разработавших специализированные документы по тематике приграничного сотрудничества, следует выделить Республику Карелия (Программа приграничного сотрудничества 2001-2006 гг.) [16], Мурманскую область (Концепция приграничного сотрудничества Мурманской области, 2008 г) [5], Псковскую область (Областная долгосрочная целевая программа «Поддержка реализации программ приграничного и международного

сотрудничества в Псковской области на 2012-2014 годы») [9]. Калининградская область планирует развитие приграничных связей в рамках Программы социально-экономического развития Калининградской области на 2007-2016 гг. [11], но пока данная инициатива не реализована. Ленинградская область отразила вопросы приграничного сотрудничества в Концепции развития международных, межрегиональных и внешнеэкономических связей Ленинградской области на период до 2013 г. [10]. Также предполагается раздел, касающийся межрегиональных связей в разрабатываемой Программе социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2013 г. и стратегической перспективы до 2025 г. [12].

Важным стратегическим документом для приграничных регионов Северо-Запада также является Стратегия социальноэкономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 г. [17].

Таким образом, органам власти приграничных субъектов СЗФО, на наш взгляд, необходим взвешенный, содержательный подход, основанный на научных исследованиях к формированию региональной социально-экономической политики в области приграничного сотрудничества, который должен содействовать созданию условий для эффективного включения приграничных субъектов в интеграционные процессы с европейским экономическим пространством. При этом данный подход должен закреплять интересы приграничных регионов по стимулированию внешнеэкономической активности наиболее конкурентоспособных отраслей и кластеров, минимизации рисков экономической и социальной дезинтеграции региона в рамках национального социально-экономического пространства.

Поэтому среди рекомендаций, предложенных нами для содействия формированию социально-экономической политики в области приграничного сотрудничества, как наиболее важные следует выделить следующие:

• необходимость организации и проведения систематического мониторинга процессов приграничного сотрудничества по сферам взаимодействия, в том числе посредством системы коэффициентов приграничной специализации. Необходимо усиление статистического обеспечения;

• проекты, реализуемые в рамках программ приграничного сотрудничества, должны быть взаимоувязаны с региональными/муниципальными приоритетами. Рекомендуется интеграция проектов и мероприятий региональных целевых программ;

• деятельность по приграничному сотрудничеству не должна замыкаться в структурных подразделениях, занимающихся внешними связями, и подразделения, ответственные за инвестиции, транспорт, культурные связи, туризм, взаимодействие с органами местного самоуправления и т. д., должны быть более широко ознакомлены с возможностями использования инструментов приграничного сотрудничества, а также обрести необходимые для этого навыки;

• на уровне макрорегиона Северо-Запада необходимо продолжить работу над формированием концептуальных установок о целях, задачах, приоритетах приграничного сотрудничества СЗФО, также представляется целесообразным провести работу по повышению информированности общественности о процессах приграничного сотрудничества;

• на региональном уровне при формировании программных документов приграничного сотрудничества рекомендуется на основе анализа содержания трансграничного взаимодействия учитывать уже имеющиеся стратегии соответствующих сопредельных территорий, использовать возможности синергии программ и механизмов сотрудничества, а также избегать дублирования усилий.

Список литературы

1. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география. Понятийнотерминологический словарь. - М., 1983.

2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. - М., 2000.

3. Жабреев А. А., Леонтьева А. Н., Межевич Н. М. Развитие приграничного сотрудничества - цель и совокупность задач стратегического развития Северо-Запада Российской Федерации // Псковск. регионологический журн. № 3. 2010.

4. Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации, 2001 г., утв. распоряжением правительства Российской Федерации от 9 февр. 2001 № 196-р.

5. Концепция приграничного сотрудничества Мурманской области (постановление правительства Мурманской области от 10.06.2008 N 263-ПП).

6. Лексин В.Н., Шевцов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. - М., 2000.

7. Межевич Н.М. Региональная экономическая политика Российской Федерации: влияние трансграничного сотрудничества на традиционные и новые механизмы реализации. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002.

8. Некрасов Н.Н. Региональная экономика. - М.: Экономика, 1978.

9. Областная долгосрочная целевая программа «Поддержка реализации программ приграничного и международного сотрудничества в Псковской области на 2012-2014 годы» (постановление администрации Псковской области от 23 ноября 2011 г. № 466).

10. О концепции развития международных, межрегиональных и внешнеэкономических связей Ленинградской области на период до 2013 года (постановление правительства Ленинградской области от 12 окт. 2009 года № 311).

11. Программа социально-экономического развития Калининградской области на 2007-2016 гг. (Закон Калининградской области № 115 от 28 дек. 2006 г.).

12. Программа социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2013 года и стратегической перспективы до 2025 года (в стадии разработки, постановление правительства Ленинградской области от12.12.2008 года № 394).

13. Ружмонт Денис де «Будущее и наши взаимоотношения». Париж: изд-во Аль паблишерс. 1978.

14. Сигов И.И. Региональная экономика (методология исследования и понятийный аппарат). - М.: Вуз и школа, 2003.

15. Сигов. И.И. Региональная собственность. - СПб., 2001.

16. Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года (Постановление Законодательного собрания Республики Карелия от 27 дек. 2007 г. № 706-IV ЗС).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года ( Распоряжение Правительства РФ от 18.10.2011г. № 2074-р).

18. Hurrell A. Explaining the Resurgence of Regionalism in World Politics // Review of international studies. Vol. 21. October 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.