Научная статья на тему 'Российские предприятия в начале 2009 г. : реакция на кризис'

Российские предприятия в начале 2009 г. : реакция на кризис Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кувалин Д. Б., Моисеев А. К.

В статье анализируются и комментируются результаты очередного опроса предприятий реального сектора, проведенного лабораторией анализа и прогнозирования микроэкономических процессов ИНП РАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российские предприятия в начале 2009 г. : реакция на кризис»

ЭКОНОМИКА И ПРЕДПРИЯТИЯ

Д.Б. Кувалин, А.К. Моисеев

РОССИЙСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В НАЧАЛЕ 2009 г.: РЕАКЦИЯ НА КРИЗИС*

В статье анализируются и комментируются результаты очередного опроса предприятий реального сектора, проведенного лабораторией анализа и прогнозирования микроэкономических процессов ИНП РАН.

Экономический кризис, начавшийся осенью 2008 г., оказался неожиданно глубоким. Объем промышленного производства в первые 5 мес. 2009 г. по отношению к тому же периоду 2008 г. снизился, по данным Росстата, на 15,4%. Динамика почти всех прочих макроэкономических индикаторов также имела ярко выраженный отрицательный характер.

Данные опроса российских предприятий, проведенного в апреле-мае 2009 г., также свидетельствуют о непростой ситуации в национальной экономике. Опрос, в котором приняли участие 195 предприятий из 61 региона России, показал, что во многих экономических сферах положение дел серьезно ухудшилось.

Если сравнивать ситуацию начала 2009 г. с докризисным периодом, то, с точки зрения предприятий, наиболее усилилась острота такой проблемы, как дефицит платежеспособного спроса. Накануне кризиса - в 2007-2008 гг. - недостаточность платежеспособного спроса беспокоила лишь чуть более 30% респондентов. Однако весной 2009 г. эту проблему к числу наиболее трудных для себя отнесло уже 76,68% предприятий. Значительно выросла доля сообщений о сложностях с доступом к банковским кредитам. Если в середине 2008 г. на трудности в получении краткосрочных кредитов жаловалось 10,06% предприятий, то весной 2009 г. - 39,38%. Ситуация с долгосрочными кредитами выглядела сходным образом. В середине 2008 г. о сложностях, связанных с получением кредитов на срок не менее 3-5 лет, упоминали лишь 18,93% респондентов, тогда как весной 2009 г. - уже 35,23%. Увеличилась и частота жалоб на низкую платежную дисциплину на рынке - с 8,28% в 2008 г. до 23,32% в 2009 г.

В то же время резко снизился удельный вес ответов о нехватке качественной рабочей силы. В 2008 г. доля таких сообщений составляла 55,62%, в 2009 г. - только 15,03%. При этом оказались довольно нетривиальными результаты опроса в части ответов о трудностях, создаваемых высокими ценами на транспорт и энергоресурсы, а также высокими налогами. Вопреки ожиданиям в период кризиса частота жалоб на эти проблемы не увеличилась (табл. 1 и 2).

Еще одним признаком кризиса стало осложнение взаимоотношений между предприятиями и банками. К такому выводу приводит, например, анализ динамики ответов на вопрос о степени сотрудничества с банками. К весне 2009 г. доля предприятий, сообщавших об уменьшении такого сотрудничества, выросла до 27,08% по сравнению с 5,00% в середине 2008 г. При этом за тот же промежуток времени удельный вес ответов об увеличении степени сотрудничества сократился с 36,88 до 16,15% (табл. 3).

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект №08-02-0013Оа).

В подготовке статьи участвовали также Г.П. Белякова и ЛИ. Писарева.

Июль-август 2002 г. ед. % Февраль-март 2004 г. ед. % Июль-август 2005 г. ед. % Август-сентябрь 2006 г. ед. % Август-сентябрь 2007 г. ед. % Август-сентябрь 2008 г. ед. % Период

109 62,64 85 55,19 97 52,15 60 36,59 56 31,11 53 31,36 Недостаточный платежный спрос со стороны потребителей

58 33,33 44 28,57 54 29,03 44 26,83 55 30,56 51 30,18 Высокий уровень конкуренции со стороны других российских производителей

44 25,29 32 20,78 39 20,97 45 27,44 46 25,56 48 28,40 Высокий уровень конкуренции со стороны иностранных производителей

16 9,-20 14 9,09 26 13,98 27 16,46 26 Г4,44 53 31,36 Высокий уровень инфляции

21 12,07 12 7,79 23 12,37 22 13,41 19 10,56 17 10,06 Невозможность получить краткосрочный (до 1 года) кредит под разумный процент

62 35,63 38 24,68 53 28,49 40 24,39 26 14,44 32 18,93 Невозможность получить долгосрочный (свыше 1 года) кредит под разумный процент

98 56.32 76 49,35 89 47,85 77 46,95 69 38.33 87 51,48 Высокий уровень цен на транспорт и энергоресурсы

88 50,57 79 51,30 80 47,85 65 39,63 74 41,11 59 34,91 Высокий уровень налогообложения предприятий

38 21,84 38 24,68 46 24,73 37 22,56 40 22,22 35 20,71 Высокий уровень бюрократизма и коррупции в органах государственной власти

43 24,71 26 16,88 39 20,97 25 15,24 26 14,44 16 9,47 Отсутствие нормальных законов, регулирующих экономическую деятельность

38 21,84 29 18,83 36 19,35 28 17,07 42 23,33 34 20,12 Бездеятельность органов государственной власти в экономической сфере

36 20,69 21 13,64 36 19,35 20 12,20 18 10,00 14 8,28 Низкая платежная дисциплина на рынке

34 19,54 48 31,17 50 26,88 64 39,02 97 53,89 94 55,62 Нехватка качественной рабочей силы

18 10,34 10 6,49 10 5,38 13 7,93 13 7,22 9 5,33 Засилье криминальных и полукриминальных способов ведения дел в экономике

о о о о о ©О Чл 1ч) ^ Ъ4' 'о о О 0\ К) О Макроэкономические проблемы страны не создают каких-либо особых трудностей для нашего предприятия

11 6,32 0 0,00 п 5,91 11 6,71 16 8,89 21 12,43 Другое

174 154 186 164 180 169 Всего ответивших предприятий

а:

а

о

3

§

£

I

а:

Б

§

К

*

о

о

Н

р

о*

К

д

р

Апрель-май 2009 г. ед. % Период

148 76,68 Сокращение платежеспособного спроса внутри России

21 10,88 Сокращение платежеспособного спроса за рубежом

32 16,58 Падение обменного курса рубля

33 17,10 Усиление конкуренции на рынках

86 45,56 Нехватка оборотных средств

76 39,38 Сложный доступ к краткосрочным (до 1 года) кредитам под разумный процент

68 35,23 Сложный доступ к долгосрочным (свыше 1 года) кредитам под разумный процент

99 51,30 Рост цен на транспорт и энергоресурсы

61 31,61 Высокий уровень налогообложения предприятий

54 27,98 Высокий уровень бюрократизма и коррупции в органах государственной власти

55 28,50 Бездеятельность органов государственной власти в экономической сфере

45 23,32 Низкая платежная дисциплина на рынке

29 15,03 Нехватка качественной рабочей силы

04 Другое

1 чо и> Всего ответивших предприятий

к

я

р

ю

Ответы на вопрос: «Какие кризисные явления создают в настоящее время наибольшие трудности для Вашего предприятия?» (сумма ответов > 100%)

Таблица 3

Ответы на вопрос: «Как изменилась степень сотрудничества Вашего предприятия с российскими банками за последний год? (сумма ответов = 100%)

Период Увеличилась Осталась на прежнем уровне Уменьшилась Всего ответивших предприятий

Июнь-август 2001 г.

ед. 101 72 13 186

% 54,30 38,71 6,99 100

Июнь-август 2002 г.

ед. 82 80 7 169

% 48,52 47,34 4,14 100

Август-сентябрь 2004 г.

ед. 86 105 7 198

% 43,43 53,03 3,54 100

Июль-август 2005 г.

ед. 79 95 8 182

% 43,40 52,20 4,40 100

Август-сентябрь 2006 г.

ед. 55 100 8 163

% 33,74 61,35 4,91 100

Август-сентябрь 2007 г.

ед. 57 118 6 181

% 31,49 65,19 3,32 100

Август-сентябрь 2008 г.

ед. 59 93 8 160

% 36,88 58,12 5,00 100

Апрель-май 2009 г.

ед. 31 109 52 192

% 16,15 56,77 27,08 100

Аналогичным образом изменилось мнение предприятий по поводу выполнения банками своих обязательств. Если в 2008 г. мнение о том, что банки стали выполнять свои обязательства хуже, содержалось лишь в 5,59% ответов, то в 2009 г. доля отрицательных оценок выросла сразу до 35,64% (табл. 4).

Таблица 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ответы на вопрос: «Как за последний год, на Ваш взгляд, изменилось выполнение банками своих обязательств перед предприятиями?» (сумма ответов = 100%)

Период Улучшилось Осталось на прежнем уровне Ухудшилось Всего ответивших предприятий

Июнь-август 2001 г.

ед. 101 72 13 186

% 54,30 38,71 6,99 100

Июнь-август 2002 г.

ед. 82 80 7 169

% 48,52 47,34 4,14 100

Июнь-июль 2003 г.

ед. 89 88 3 180

% 49,44 48,89 1,67 100

Август-сентябрь 2004 г.

ед. 54 133 11 198

% 27,27 67,70 5,56 100

Июль-август 2005 г.

ед. 55 120 6 181

% 30,39 66,30 3,31 100

Август-сентябрь 2006 г.

ед. 55 104 0 159

% 34,59 65,41 0,00 100

Август-сентябрь 2007 г.

ед. 48 126 6 180

% 26,67 70,00 3,33 100

Август-сентябрь 2008 г.

ед. 35 117 9 161

% 21,74 72,67 5,59 100

Апрель-май 2009 г.

ед. 7 114 67 188

% 3,72 60,64 35,64 100

Российские предприятия в начале 2009 г.: реакция на кризис

Тем не менее к каким-либо драматическим последствиям эти проблемы во взаимоотношениях банков и предприятий пока не привели. В частности, удельный вес жалоб на умышленные задержки платежей банками возрос с 9,44% в 2008 г. до 15,63% в 2009 г. Этот прирост можно считать не очень значительным, особенно если учесть, что на начальном этапе предшествующего экономического подъема предприятия сталкивались с банковскими задержками даже чаще, чем во время кризисной весны 2009 г. (табл. 5).

Таблица 5

Ответы на вопрос: «Сталкивалось ли Ваше предприятие с умышленной задержкой прохождения платежей банками за последний год?» (сумма ответов = 100%)

Период Да Нет Трудно судить Всего ответивших предприятий

Август-сентябрь 1999 г.

ед. 35 н.д. н.д. 124

% 28,23 100

Июнь-август 2001 г.

ед. 35 97 53 185

% 18,92 52,43 28,63 100

Июнь-август 2002 г.

ед. 13 110 48 171

% 7,60 64,33 28,07 100

Июнь-июль 2003 г.

ед. 19 125 34 178

% 10,68 70,22 19,10 100

Август-сентябрь 2004 г.

ед. 22 147 29 198

% 11,11 74,24 14,65 100

Июль-август 2005 г.

ед. 18 137 30 185

% 9,73 74,05 16,22 100

Август-сентябрь 2006 г.

ед. 12 122 27 161

% 7,45 75,78 16,77 100

Август-сентябрь 2007 г.

ед. 19 140 20 179

% 10,61 78,21 11,18 100

Август-сентябрь 2008 г.

ед. 15 110 34 159

% 9,44 69,18 21,38 100

Апрель-май 2009 г.

ед. 30 121 41 192

% 15,63 63,02 21,35 100

Доля предприятий, которые получают от банков кредиты на инвестиционные нужды, также сократилась не очень существенно. Если в 2008 г. краткосрочные и долгосрочные инвестиционные кредиты получали в общей сложности 26,54% опрошенных предприятий, то в 2009 г. - 23,40% (табл. 6).

Ярко выраженным следствием кризиса стало резкое падение спроса на рабочую силу. Накануне кризиса потребность российской экономики в рабочей силе постоянно увеличивалась, достигнув своего пика в середине 2008 г. В этот момент почти половина опрошенных предприятий - 48,15% - испытывала нехватку трудовых ресурсов. Однако спустя всего несколько месяцев доля предприятий, которые считали свои трудовые ресурсы недостаточными, снизилась до 7,98%.

За тот же промежуток времени удельный вес ответов о наличии избытка трудовых ресурсов вырос с 1,23 до 17,55% (табл. 7).

Еще одним отрицательным результатом кризиса стало значительное сокращение инвестиций, осуществляемых предприятиями. Доля респондентов, сообщивших об этом весной 2009 г., составила 47,67% (см. табл. 15).

Таблица 6

Ответы на вопрос: «В чем заключается сотрудничество Вашего предприятия с российскими банками в настоящее время?» (сумма ответов =100%)

Период Сотрудничество ограничивается только расчетно-кассовым обслуживанием Расчетно-кассовое обслуживание, кредитование Всего ответивших предприятий

оборотных средств «оборотки» и кредитование инвестиционных проектов на срок 1-2 года «оборотки» и кредитование инвестиционных проектов на срок 3-5 лет и выше

Август-сентябрь 1999 г.

ед. 88 23 13 124

% 70,97 18,55 10,48* 100

Июнь-август 2001 г.

ед. 52 106 24 3 185

% 28,11 57,30 10,98 1,62 100

Июнь-август 2002 г.

ед. 46 105 19 3 173

% 26,59 60,69 10,98 1,73 100

Июнь-июль 2003 г.

ед. 27 104 31 20 182

% 14,84 57,14 17,03 10,99 100

Август-сентябрь 2004 г.

ед. 52 100 38 9 199

% 26,13 50,25 19,10 4,52 100

Июль-август 2005 г.

ед. 47 81 40 13 181

% 25,97 44,75 22,10 7,18 100

Август-сентябрь 2006 г.

ед. 47 74 23 17 161

% 29,19 45,96 14,29 10,56 100

Август-сентябрь 2007 г.

ед. 63 63 35 18 179

% 35,20 35,20 19,55 10,05 100

Август-сентябрь 2008 г.

ед. 51 68 21 22 162

% 31,48 41,98 12,96 13,58 100

Апрель-май 2009 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ед. 76 68 19 25 188

% 40,43 36,17 10,10 13,30 100

* Число представляет собой сумму как по краткосрочным, так и по долгосрочным инвестиционным проектам.

Как следствие удельный вес предприятий, осуществлявших производственные инвестиционные проекты в момент проведения опроса, в 2009 г. снизился до 44,74%. Этот результат является самым низким за весь период проведения опросов ИНП РАН (табл. 8).

Инвестиционные намерения предприятий также стали гораздо менее определенными. Доля респондентов, твердо намеренных осуществлять инвестиционные проекты в ближайшие 1-2 года, уменьшилась с 64,08% в 2008 г. до 34,90% в 2009 г., достигнув минимальной величины за время проведения опросов (табл. 9).

Наиболее существенным образом кризис сказался на динамике сбыта продукции. Весной 2009 г. в общей сложности 70,26% опрошенных предприятий сообщило о сокращении своих продаж в течение последних 6 мес., причем 9,23% респондентов снизили продажи на 50% и более. Таким образом, доля сообщений об отрицательной динамике сбыта оказалась в несколько раз выше того значения, которое наблюдалось год назад. Иными словами, падение продаж имело ярко выраженный шоковый характер и затронуло все без исключения отрасли реального сектора российской экономики (табл. 10).

Российские предприятия в начале 2009 г.: реакция на кризис

Таблица 7

Ответы на вопрос: «Как Ваше предприятие в настоящее время обеспечено трудовыми ресурсами?» (сумма ответов =100%)

Период Имеется избыток трудовых ресурсов Предприятие оптимально обеспечено трудовыми ресурсами По одним категориям есть избыток, по другим -недостаток трудовых ресурсов Предприятие испытывает нехватку трудовых ресурсов Всего ответивших предприятий

Январь-февраль 2001 г.

ед. 24 49 59 46 178

% 13,48 27,53 33,15 25,84 100

Январь-февраль 2002 г.

ед. 24 43 58 19 144

% 16,67 29,86 40,28 13,19 100

Июнь-июль 2003 г.

ед. 17 47 75 43 182

% 9,34 25,82 41,21 23,63 100

Август-сентябрь 2004 г.

ед. 11 51 82 55 199

% 5,53 25,63 41,21 27,64 100

Июль-август 2005 г.

ед. 11 73 61 42 187

% 5,88 39,04 32,62 22,46 100

Август-сентябрь 2006 г.

ед. 4 42 58 57 161

% 2,49 26,09 36,02 35,49 100

Август-сентябрь 2007 г.

ед. 0 36 62 79 177

% 0,00 20,33 35,03 44,64 100

Август-сентябрь 2008 г.

ед. 2 33 49 78 162

% 1,23 20,37 30,25 48,15 100

Апрель-май 2009 г.

ед. 33 69 71 15 188

% 17,55 36,70 37,77 7,98 100

Таблица 8

Ответы на вопрос: «Осуществляет ли Ваше предприятие в настоящее время какие-либо производственные инвестиционные проекты?» (сумма ответов =100%)

Период Да Нет Всего ответивших предприятий

Январь-март 1999 г.

ед. 65 45 110

% 59,09 40,91 100

Июнь-июль 2000 г.

ед. 94 46 140

% 67,14 32,86 100

Январь-февраль 2002 г.

ед. 113 30 243

% 79,02 20,98 100

Июнь-июль 2003 г.

ед. 114 68 182

% 62,64 37,36 100

Февраль-март 2004 г.

ед. 100 48 148

% 67,57 32,43 100

Февраль-март 2005 г.

ед. 116 57 173

% 67,05 32,95 100

Март-апрель 2006 г.

ед. 127 49 176

% 72,16 27,84 100

Февраль-март 2007 г.

ед. 117 40 157

% 74,52 25,48 100

Март-апрель 2008 г.

ед. 99 44 143

% 69,23 30,77 100

Апрель-май 2009 г.

ед. 85 105 190

% 44,74 55,26 100

Таблица 9

Ответы на вопрос: «Начнет ли Ваше предприятие осуществлять инвестиционные проекты в ближайшие 1-2 года?» (сумма ответов=100%)

Период Да Нет Трудно сказать Всего ответивших предприятий

Июнь-июль 2000 г.

ед. 54 7 77 138

% 39,13 5,07 55,8 100

Январь-февраль 2002 г.

ед. 89 11 46 146

% 60,96 7,53 31,51 100

Июнь-июль 2003 г.

ед. 108 14 59 181

% 59,67 7,73 32,60 100

Февраль-март 2004 г.

ед. 80 14 54 148

% 54,05 9,46 36,49 100

Март-апрель 2006 г.

ед. 97 19 58 174

% 55,57 10,92 33,33 100

Февраль-март 2007 г.

ед. 100 12 46 158

% 63,29 7,59 29,11 100

Март-апрель 2008 г.

ед. 91 12 39 142

% 64,08 8,45 27,47 100

Апрель-май 2009 г.

ед. 67 37 88 192

% 34,90 19,27 45,83 100

Правда, сбытовые прогнозы российских предприятий в апреле-мае 2009 г. выглядели несколько более оптимистично, чем сбытовые результаты. Дальнейшего снижения продаж ожидали только 36,13% респондентов. При этом 49,21% предприятий надеялось на сохранение объемов сбыта, тогда как 14,66% предполагало, что им в ближайшие месяцы удастся увеличить свои продажи (табл. 11).

В то же время, несмотря на значительные сбытовые проблемы, российские предприятия смогли избежать драматических ухудшений в сфере взаимных расчетов. В частности, доля предприятий, не практикующих бартерные сделки и взаимозачеты, весной 2009 г. составила 59,57%. По сравнению с весной 2008 г. эта величина снизилась почти на 11 проц. п., однако она по-прежнему превышает те значения, которые наблюдались вплоть до начала 2007 г. (табл. 12). Иными словами, российские предприятия пока воздерживаются от возврата к массовому применению неденежных расчетных схем. Вероятно, пока предприятия видят в подобном шаге больше минусов, чем плюсов. Среди мер антикризисного регулирования, которые предприятия хотели бы видеть в рамках экономической политики, чаще всего упоминалось сдерживание цен на продукцию естественных монополий. К числу наиболее эффективных эту меру отнесло 70,98% опрошенных предприятий. На втором месте по частоте упоминаний находилось снижение налогов - 48,19% ответов.

О мерах, стимулирующих промежуточный или конечный спрос, предприятия упоминали реже. В частности, запуск крупномасштабных инфраструктурных проектов к числу наиболее эффективных антикризисных методов причислили 44,04% респондентов; увеличение государственных закупок - 38,86%; увеличение заработной платы, пенсий и пособий - 10,88% (табл. 13).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В таком распределении ответов имеется определенное противоречие. С одной стороны, в наибольшей степени предприятия обеспокоены именно спросовыми ограничениями. С другой - от государства предприятия прежде всего хотели бы получить помощь в снижении издержек, тогда как меры по поддержке спроса упоминаются только во вторую очередь.

Таблица 10

Ответы на вопрос: «Как изменилась сбытовая ситуация на Вашем предприятии за последние б месяцев?» (сумма ответов = 100%)

Объем реализации уменьшился Объем реализации Объем реализации увеличился Всего

Период на 50% и больше на 25-50% на 0-25% не изменился на 0-25% на 25-50% На 50% и больше ответивших предприятий

А 1 2 3 4 5 6 7 8

Август-сентябрь 1999 г. 18 118

ед. •/. 4 4 11 25 36 19

3,39 3,39 9,32 21,19 30,51 16,10 15,25 100

Январь-март 2000 г. 27 131

ед. % 2 3 6 ' 37 31 25

1,53 2,29 4,58 28,24 23,66 19,08 20,61 100

Июнь-июль 2000 г.

ед. 1 4 9 41 41 16 26 138

% 0,72 2,90 6,52 29,71 29,71 11,59 18,84 100

Январь-февраль 2001 г. 179

ед. % 1 7 23 56 53 24 15

0,56 3,91 12,85 31,28 29,61 13,41 8,38 100

Июнь-август 2001 г. 185

ед. % 3 14 36 45 55 18 14

1,62 "7,57 19,46 24,32 29,73 9,73 7,57 100

Январь-февраль 2002 г. 169

ед. 3 14 39 56 41 9 7

% 1,78 8,28 23,08 33,14 24,26 5,33 4,14 100

Июль-август 2002 г. 133

ед. 2 7 26 51 30 10 7

% 1,50 5,26 19,55 38,35 22,56 7,52 5,26 100

Дек. 2002г. - январь 2003г. 174

ед. 2 7 26 51 30 10 7

% 1,50 5,26 19,55 38,35 22,56 7,52 5,26 100

Февраль- март 2004 г. 13 144

ед. 0 . 6 15 72 32 6

% 0,00 4,17 . 10,42 50,00 22,22 9,02 4,17 100

Август-сентябрь 2004 г. 45 11 12 191

ед. 3 10 31 79

% 1,57 5,24 16,23 41,36 23,56 5,76 6,28 100

Февраль-март 2005 г. 174

ед. 2 10 21 83 42 9 7

% 1,15 5,77 12,06 47,70 24,14 5,17 4,01 100

Продолжение табл. 10

А 1 2 3 4 5 6 7 8

Июль-август 2005 г.

• ед. 3 9 33 68 51 7 10 181

% 1,66 4,96 18,23 37,60 28,18 3,86 5,51 100

Март-апрель 2006 г.

ед. 7 4 19 62 59 11 5 167

% 4,9 2,39 11,38 37,13 35,33 6,59 2,99 100

Август-сентябрь 2006 г.

ед. 3 3 29 61 43 12 8 159

% 1,89 1,89 18,24 38,36 27,04 7,55 5,03 100

Февраль-март 2007 г.

ед. 10 2 0 < 68 52 11 11 154

% 6,49 1,30 0,00 44,16 33,17 7,14 7,14 100

Август-сентябрь 2007 г.

ед. 2 3 12 78 57 17 9 178

% 1,12 1,69 6,74 43,82 32,02 9,55 5,06 100

Март-апрель 2008 г.

ед. 0 3 И 58 46 14 7 140

% 0,00 2,86 7,86 41,42 32,86 10,00 5,00 100

Август-сентябрь 2008 г.

ед. 3 3 26 64 39 12 14 161

% 1,86 1,86 16,15 39,76 24,22 7,45 8,70 100

Апрель-май 2009 г.

ед. 18 70 49 45 12 0 1 195

% 9,23 35,90 25,13 23,08 6,15 0,00 0,51 100

Российские предприятия в начале 2009 г.: реакция на кризис

Таблица 11

Ответы на вопрос: «Как, на Ваш взгляд, изменится сбытовая ситуация на Вашем предприятии в ближайшие несколько месяцев?» (сумма ответов = 100%)

Период Объем реализации Всего ответивших предприятий

уменьшится в целом не изменится увеличится

Январь-март 2000 г.

ед. 65 50 17 132

% 49,24 37,88 12,88 100

Июнь-июль 2000 г.

ед. 61 61 17 139

% 43,88 43,88 12,24 100

Январь-февраль 2001 г.

ед. 91 50 35 176

% 51,70 28,41 19,89 100

Июнь-август 2001 г.

ед. 67 84 32 183

% 36,61 45,90 17,49 100

Январь-февраль 2002 г.

ед. 63 60 24 147

% 42,86 40,82 16,32 100

Июль-август 2002 г.

ед. 35 86 51 172

% 20,35 50,00 29,65 100

Декабрь 2002 г.- январь 2003 г.

ед. 33 65 33 131

% 25,19 49,62 25,19 100

Июнь-июль 2003 г.

ед. 50 93 37 180

% 27,78 51,67 20,55 100

Февраль- март 2004 г.

ед. 43 71 32 146

% 29,45 48,63 21,92 100

Август-сентябрь 2004 г.

ед. 57 98 42 197

% 28,93 49,75 21,32 100

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Февраль-март 2005 г.

ед. 41 88 45 174

% 23,56 50,58 25,86 100

Июль-август 2005 г.

ед. 29 91 42 183

% 15,85 49,73 22,95 100

Март-апрель2006 г.

ед. 50 79 31 173

% 28,91 45,66 17,92 100

Август-сентябрь 2006 г.

ед. 34 79 30 160

% 21,25 49,38 18,75 100

Февраль-март 2007 г.

ед. 19 78 62 159

% 11,95 49,06 38,99 100

Август-сентябрь 2007 г.

ед. 13 91 74 178

% 7,30 51,13 41,57 100

Март-апрель 2008 г.

ед. 20 67 52 139

% 14,39 48,20 37,41 100

Август-сентябрь 2008 г.

ед. 19 77 66 162

% 11,73 47,53 40,74 100

Апрель-май 2009 г.

ед. 69 94 28 191

% 36,13 49,21 14,66 100

Представляется, что это противоречие объясняется сразу несколькими причинами. Во-первых, предприятия, по всей видимости, не очень верят в то, что государство способно на эффективные действия по поддержке спроса. Во-вторых, предприятия, вероятно, полагают, что помощь государства в решении сбытовых проблем является второстепенным фактором по сравнению с ценой продукции. А цена продукции определяется в первую очередь уровнем издержек. Если издержки предприятий снизятся, то новых покупателей они легко найдут и без помощи госу-

дарства. В-третьих, не исключено, что некоторые предприятия все-таки недооценивают возможности государства по стимулированию спроса.

Таблица 12

Ответы на вопрос: «Как за последние 6 месяцев изменилась доля бартерных сделок и взаимозачетов у Вашего предприятия по сравнению с предшествующим периодом времени)?» (сумма ответов =100%)

Период Возросла Осталась на том же уровне Уменьшилась Не практикуем Всего ответивших предприятий

Январь-март 2000г.

ед. 18 49 60 - 127

% 14,17 38,59 50,00 - 100

Июнь-июль 2000г.

ед. 10 54 71 - 135

% 7,41 40,00 52,59 - 100

Январь-февраль 2001г.

ед. 6 39 92 40 177

% 3,39 22,03 51,88 22,60 100

Июнь-август 2001г.

ед. 12 40 89 42 183

% 6,56 21,86 48,63 22,95 100

Январь-февраль 2002г.

ед. 3 37 64 41 145

% 2,07 25,52 44,14 28,28 100

Июль-август 2002г.

ед. 12 71 44 43 170

% 7,06 41,76 25,88 25,29 100

Декабрь 2002г. - январь 2003г.

ед. 9 52 31 40 132

% 6,82 39,39 23,48 30,31 100

Июнь-июль 2003г.

ед. 12 54 59 58 183

% 6,56 29,51 32,24 31,69 100

Февраль- март 2004г.

ед. 5 51 39 51 146

% 3,42 34,93 26,71 34,93 100

Август-сентябрь 2004г.

ед. 10 55 52 81 198

% 5,95 27,78 26,26 40,71 100

Февраль-март 2005г.

ед. 7 42 38 86 173

% 4,05 24,27 21,97 49,71 100

Июль-август 2005г.

ед. 2 62 40 76 180

% 1,11 34,45 22,22 42,22 100

Март-апрель 2006г.

ед. 4 45 39 82 170

% 2,35 26,47 22,94 48,24 100

Август-сентябрь 2006г.

ед. 4 32 35 90 161

% 2,48 19,88 21,74 55,90 100

Февраль-март 2007г.

ед. 1 22 45 90 158

% 0,63 13,92 28,48 56,96 100

Август-сентябрь 2007г.

ед. 2 24 36 113 175

% 1,14 13,72 20,57 64,57 100

Март-апрель 2008г.

ед. 1 12 28 97 138

% 0,72 8,70 20,29 70,29 100

Август-сентябрь 2008г.

ед. 5 30 15 103 153

% 3,27 19,61 9,80 67,32 100

Апрель-май 2009г.

ед. 32 35 9 112 188

% 17,02 18,62 4,79 59,57 100

Что касается реакции самих российских предприятий на экономические трудности, вызванные кризисом, то она оказалась довольно разнообразной. С одной стороны, предприятия достаточно активно продолжали использовать те методы, которые приносили им успех в годы экономического подъема. С другой - некоторые действия предприятий стали иметь ярко выраженную антикризисную специфику.

Апрель-май 2009 г., всего ед. % Период

137 70,98 Сдерживание цен на продукцию естественных монополий

10 5,18 Девальвация рубля

85 44,04 Запуск новых крупномасштабных инфраструктурных проектов (строительство дорог, трубопроводов, портов, линий электропередач, энергетических мощностей и т.п.)

75 38,86 Увеличение государственных закупок

93 48,19 Снижение налогов

26 13,47 Расшивка неплатежей в экономике посредством кредитования банков

46 23,83 Бюджетное субсидирование процентных выплат предприятий по банковским кредитам

66 34,20 Прямое кредитование предприятий через госбанки

45 23,32 Предоставление безвозмездных бюджетных субсидий предприятиям

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28 14,51 Борьба с оттоком капитала

21 10,88 Увеличение бюджетных зарплат, пенсий, пособий и льгот населению

* Со и) Всего ответивших предприятий

Ответы на вопрос: «Какие методы антикризисного регулирования представляются Вам наиболее эффективными в современной ситуации?» (сумма ответов >100%)

В частности, если сравнить докризисные действия предприятий по снижению издержек с теми методами, которые использовались в последние месяцы, то принципиальную разницу можно увидеть в двух случаях. Во-первых, предприятия стали гораздо чаще урезать фонд заработной платы. Если летом 2008 г. о таких действиях сообщали только 8,88% респондентов (табл. 14), то весной 2009 г. - уже 38,86% (табл. 15). Во-вторых, предприятия стали экономить издержки за счет уменьшения затрат на инвестиции. В 2008 г. доля ответов о сокращении капиталовложений составляла 11,83% (табл. 14), а к весне 2009 г. она выросла в четыре раза - до 47,67% (табл. 15).

При анализе антикризисных методов, которые российские предприятия применяли для решения сбытовых проблем, особое внимание обращает на себя высокая доля ответов о предоставлении покупателям ценовых скидок и подарков, смягчении условий оплаты и т. п. В прошедшие месяцы 2009 г. подобные действия осуществляли 46,03% респондентов. Среди прочих маркетинговых усилий, применявшихся предприятиями в кризисных условиях (табл. 16), наибольшей популярностью пользовался поиск новых покупателей внутри России. Об использовании этого метода сообщили 67,72% респондентов. Достаточно широко проводился поиск новых покупателей и за рубежом - информация об этом содержалась в 22,75% ответов (табл. 17).

Кризис довольно серьезно повлиял и на те методы, которые российские предприятия используют для решения своих финансовых и налоговых проблем. Как отмечалось выше, нехватка оборотных средств привела к некоторому, хотя пока и не очень значительному, росту использования бартерных сделок и взаимозачетов. Если в 2008 г. о применении такого метода сообщало 7,10% опрошенных предприятий, то в 2009 г. - 16,40%. В то же время весьма существенно увеличилась доля сообщений о попытках неформально договориться с кредиторами об отсрочках платежей. В 2008 г. к таким действиям прибегали 16,57% респондентов, а в 2009 г. - уже 41,80% (табл. 18 и 19).

Нельзя не обратить внимания на данные, из которых следует, что весной 2009 г. 45,50% опрошенных предприятий в целях решения своих финансовых проблем ужесточало условия оплаты своей продукции (табл. 19). Сходная доля предприятий в тот же период времени, наоборот, смягчала условия оплаты (табл. 17). Такие абсолютно противоположные подходы к работе с покупателями могут свидетельствовать как о наличии существенных различий в положении дел на отдельных рынках, так и о продолжении поисков наилучшей стратегии антикризисного поведения.

Особо следует отметить, что кризис пока не привел к более частому применению предприятиями грубых форм оппортунистического поведения (уклонению от налогов, масштабному нарушению законов и т. п.). В частности, если в 2008 г. об использовании оптимизационных налоговых схем сообщало 17,16% предприятий (табл. 18), то в 2009 г. сходный вариант ответа выбрало только 10,05% респондентов (табл. 19).

Один из вопросов, который был задан в рамках опроса, не имел особого отношения к текущей реакции на кризис. В гораздо большей степени этот вопрос был нацелен на выявление масштабов модернизационного потенциала отечественных предприятий. Ведь в стратегическом плане успешный выход из кризиса и возврат на траекторию устойчивого роста в первую очередь определяется способностью национальной экономики своевременно переходить к новым технологиям.

С этой точки зрения ответы российских предприятий на вопрос о продажах и передаче собственных инновационных разработок были вполне обнадеживающими. Из этих ответов следует, что за последние 3-5 лет 17,65% респондентов смогли не только выполнить такие разработки, но и добиться их внедрения на других предприятиях (табл. 20). Представляется, что такую долю инновационно активных предприятий в нынешних условиях можно считать довольно высокой.

Август-сентябрь 1999 г. ед. % Июль-август 2002 г. ед. % Июль-август 2005 г. ед. % Август-сентябрь 2008 г. ед. % Период

47 38,52 51 29,31 61 32,80 53 31,36 Прекратило выпуск нерентабельных видов продукции

49 40,16 63 36,21 52 27,96 44 26,04 Законсервировало или избавилось от части производственных мощностей

96 78,96 116 66,67 112 60,22 103 60,95 Целенаправленно экономило сырье, энергию, расходные материалы и т.п.

55 45,08 69 39,66 70 37,63 62 36,69 Сокращало численность работников

И 9,02 23 13,22 10 5,38 15 8,88 Урезало фонд заработной платы

51 41,80 72 41,38 73 39,25 70 41,42 Внедряло более экономичные технологии

40 32.79 87 50,00 94 50,54 74 43.79 Налаживало сотрудничество с экономически более выгодными поставщиками

н.д. 105 60,34 103 55,38 89 52,66 Сокращало различные непроизводственные затраты

н.д. 27 ' 15.52 27 14.52 20 11,83 Сокращало капиталовложения

18 14.75 10 5.75 4 2,15 5 2,96 Другое

н.д. 1 0,57 4 2,15 2 1,18 В эти годы у нас не возникало проблемы снижения издержек

122 174 186 169 Всего ответивших предприятий

Ответы на вопрос: «Как Ваше предприятие решало проблемы снижения издержек в последние 2-3 года?» (сумма ответов> 100%)

Апрель-май 2009 г., всего ед. % Период

48 24,87 Прекратило или уменьшило выпуск нерентабельных видов продукции

47 24,35 Законсервировало часть производственных мощностей

117 60,62 Целенаправленно сокращало потребление сырья, энергии, расходных материалов и т. п.

73 37,82 Сокращало численность работников

75 38,86 Урезало фонд заработной платы

92 47,67 Сокращало капиталовложения

50 25,91 Внедряло более экономные технологические решения

136 70,47 Сокращало различные непроизводственные затраты

6 3,11 Другое

6 3,11 Проблема снижения издержек перед нами не стоит

• 3 и) Всего ответивших предприятий

Ответы на вопрос: «Какие антикризисные меры в части снижения издержек Ваше предприятие осуществляло в последние месяцы?» (сумма ответов>100%)

Таблица 16

Ответы на вопрос: «Как ваше предприятие решало маркетинговые проблемы в последние 2-3 года?» (сумма ответов >100%)

Период Улучшало качество всей продукции Улучшало качество части продукции Начало выпускать новые прибыльные виды продукции Начало поставлять продукцию в новые для себя регионы России Расширило сферу экспортных поставок в страны СНГ и дальнего зарубежья Расширило и улучшило свою товаропроводящую сеть (дилеры, оптовики, магазины и т.п.) Проводило рекламные кампании, участвовало в выставках и других подобных мероприятиях Другое В эти годы у нас не возникало никаких проблем со сбытом Всего отаепшших предприятий

Август-сентябрь 1999 г.

ед. 26 45 68 43 5 н.д. н.д. Н.д. Н.Д. 118

% 22,03 38,14 57,63 36,44 4,24 -

Июль-август 2002 г.

ед. 54 58 ”76 58 38 58 53 4 9 168

% 32,14 34,52 45,24 34,52 22,62 34,52 31,55 2,38 5,36 -

Июль-август 2005 г.

ед. 72 48 81 48 41 32 105 ' 5 9 186

% 38,71 25,81 43,55 25,81 22,04 17,20 56,45 2,69 4,84 -

Август-сентябрь 2008 г.

ед. 53 52 66 39 28 28 79 6 12 169

% 31,36 30,77 39,05 23,08 16,57 16,57 46,75 3,55 7,10 -

Апрель-май 2009 г., всего ед. % Период

Изменило ассортимент

продукции в пользу лучше

продаваемых продуктов

-и р -*1 Постаралось повысить

качество продукции

04 Предприняло усилия по

^ К) поиску новых покупателей

внутри России

ю Предприняло усилия по

поиску новых покупателей

за рубежом

Предлагало покупателям

00 ценовые скидки, подарки,

О и> смягчение условий оплаты

и т.п.

-0 и» Активизировало усилия по

рекламе своей продукции

ы Оч\ Другое

О' У нас нет никаких проблем

со сбытом

Всего ответивших

ЧО предприятий

Ответы на вопрос: «Какие антикризисные меры в части решения сбытовых проблем Ваше предприятие решало в последние месяцы?» (сумма ответов> 100%)

Август-сентябрь 1999 г. ед. % Июль-август 2002 г. ед. % Июль-август 2005 г. ед. % Август-сентябрь 2008 г. ед. % Период

81 66,39 58 33,72 32 17,30 12 7,10 В случае нехватки оборотных средств увеличивало число бартерных сделок и взаимозачетов

Н.Д. 88 51,16 102 55,14 90 53,25 Налаживало конструктивное сотрудничество с банками

н.д. 19 11.05 15 8,11 17 10.06 Налаживало конструктивное сотрудничество с внешними инвесторами

60 50,82 52 30,23 38 20,54 29 17,16 Реализовывало схемы по оптимизации налогообложения

67 54,92 93 54,07 88 47,57 80 47,34 Поддерживало разумный баланс между кредиторской и дебиторской задолженностью

н.д. 51 23,65 34 18,38 28 16,57 Старалось неформально договориться с кредиторами и органами власти об отсрочках платежей

н.д. 8 4,65 11 5,95 2 1,18 Привлекало средства с открытых финансовых рынков путем выпуска векселей, облигаций и других ценных бумаг

NJ 4*. j-4 ^ OS ЧО U) О© СЛ (*> Vi ос On ы on on Проводило непрофильные финансовые и торговые операции с целью получения дополнительных доходов

н.д. н.д. 63 34,05 69 40,83 Поднимало цены

20 16,36 7 4.07 2 1.08 2 1,18 Другое

н.д. 7 4,07 10 5,41 13 7,69 В эти годы у нас не возникало никаких финансовых проблем

122 172 185 169 Всего ответивших предприятий

Ответы на вопрос: «Как Ваше предприятие решало финансовые и налоговые проблемы в последние 2-3 года?» (сумма ответов> 100%)

Апрель-май 2009 г. ед. % Период

31 16,40 Увеличивало число бартерных сделок и взаимозачетов

19 10,05 Активизировало применение схем по оптимизации налогообложения

102 53,97 Поддерживало разумный баланс между кредиторской и дебиторской задолженностью

86 45,50 Ужесточало условия оплаты поставляемой продукции

79 41,80 Старалось неформально договориться с кредиторами об отсрочках платежей

53 28,04 Старалось получить дополнительные кредиты

25 13,23 Поднимало цены

ОО и> Другое

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 3,17 У нас нет никаких финансовых или налоговых проблем

і О© 40 Всего ответивших предприятий

Ответы на вопрос: «Какие антикризисные меры в части решения финансовых и налоговых проблем Ваше предприятие осуществляло в последние месяцы?» (сумма ответов> 100%>)

Российские предприятия в начале 2009 г.: реакция на кризис

Таблица 20

Ответы на вопрос: Удавалось ли Вашему предприятию в последние 3-5 лет продать на рынке или передать партнерам какие-либо собственные инновационные разработки?» (сумма ответов =100%)

Период Да Нет Всего ответивших предприятий

Апрель-май 2009 г.

ед. 33 154 187

% 17,65 82,35 100

Основные выводы опроса.

1. Кризис привел к серьезному ухудшению ситуации в целом ряде сфер российской экономики.

2. Особенно сильно кризис сказался на сбытовой ситуации и интенсивности инвестиционного процесса, а также на масштабах занятости.

3. В то же время кризис пока не очень сильно затронул расчетную сферу и не привел к серьезным потрясениям в финансово-налоговой сфере.

4. Реакция российских предприятий на кризис оказалась быстрой, масштабной и весьма энергичной. По всей видимости, эта деятельность предприятий значительно смягчила течение кризиса.

5. В то же время реакция предприятий на кризис 2008-2009 гг. пока довольно существенно отличается от их реакции на кризис 1990-х годов. В частности, предприятия пока не прибегают к масштабному применению грубых оппортунистических методов - уклонению от налогов, массовым правонарушениям и т. п.

6. Как следствие у российской экономики сохраняются неплохие шансы на относительно быстрый и безболезненный выход из кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.