ЭКОНОМИКА И ПРЕДПРИЯТИЯ
Д.Б. Кувалин, А.К. Моисеев
РОССИЙСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В НАЧАЛЕ 2007 Г.: ВЗГЛЯДЫ НА РОЛЬ ГОСУДАРСТВА*
В статье анализируются и комментируются результаты очередного опроса предприятий реального сектора, проведенного лабораторией анализа и прогнозирования микроэкономических процессов ИНП РАН.
Взаимоотношения предприятий и государства в российской экономике остаются весьма сложными и противоречивыми.
Само по себе наличие противоречий между структурами государственной власти и предприятиями не является чем-то противоестественным. В рамках экономических процессов достаточно часто возникают ситуации, когда государство и предприятия фактически конкурируют за одни и те же ресурсы - финансовые, трудовые и т. п. Наличие разных точек зрения и даже споров в этих ситуациях - вполне нормальное явление. Однако в России противоречия между государством и предприятиями нередко приобретают очень острые формы, выливаясь иногда в весьма жесткую борьбу.
Такое положение дел было унаследовано российской экономикой со времен централизованного планирования. Тем не менее даже смена экономической системы и начавшийся в последние годы уверенный экономический рост пока мало что изменили - степень антагонизма между предприятиями и государством во многих случаях остается ненормально высокой. Безусловно, это обстоятельство является фактором, в определенной степени замедляющим экономическое развитие страны. Эту проблему необходимо решать, в том числе за счет повышения качества национальной экономической политики и качества работы органов государственной власти.
В этой связи было принято решение в рамках очередного опроса российских предприятий сделать акцент на исследование сюжетов, связанных с участием государства в экономических процессах. Всего в опросе приняли участие 164 предприятия из 56 регионов страны.
Следует отметить, что, несмотря на заметные сдвиги в макроэкономической ситуации, распределение мнений отечественных предприятий о желательной роли государства за последние шесть лет изменилось незначительно (табл. 1). Несколько выросло число респондентов, предлагающих в той или иной степени сократить государственное участие в экономике. Немного уменьшился удельный вес тех, кто ратует за активизацию экономических действий государства. Однако в целом доля сторонников экономически влиятельного государства по-прежнему существенно выше: примерно 71% по сравнению с 22%, считающих, что роль государства должна сокращаться.
Представляется, что в условиях устойчивого экономического подъема преобладание мнений о необходимости более активных действий государства свидетельствует вовсе не об иждивенческом настрое предприятий, а скорее, об их недовольстве качеством национальной макроэкономической политики. В какой-то мере эта точка зрения подтверждается и мнениями предприятий о государстве как о собственнике.
* В подготовке статьи участвовали также Г.П. Белякова и ЛИ. Писарева.
Таблица 1
Ответы на вопрос: «Какую роль государство должно играть в российской экономике в ближайшие несколько лет?» (сумма ответов = 100%)
Период Полностью отказаться от вмешательства в экономическую жизнь и только следить за соблюдением законов всеми экономическими агентами Сохранить определенное влияние на экономическую жизнь, но по сравнению с сегодняшним днем его роль должна уменьшиться Нынешняя степень участия государства близка к оптимальной, поэтому менять особо ничего не нужно Активизировать свою экономическую политику, расширяя спектр используемых инструментов и применяя в основном косвенные методы экономического регулирования Усилить степень своего прямого участия в экономической жизни и активнее вмешиваться в хозяйственную практику Всего ответивших предприятий
Январь-февраль 2001 г., всего ед. 8 17 6 104 40 175
% 4,57 9,71 3,43 59,43 22,86 100,00
Дек. 2002 г. - янв. 2003 г., всего ед. 10 20 6 84 14 134
% 7,46 14,92 4,48 62,69 10,45 100,00
Февраль-март 2005 г., всего ед. 12 33 5 99 24 173
% 6,94 19,08 2,89 57,22 13,87 100,00
Февраль-март 2007 г., всего ед. 3 32 9 97 17 158
% 1,9 20,25 5,70 61,39 10,78 100,00
В течение последних шести лет не менее половины опрашиваемых предприятий неизменно считало, что недостаточная эффективность государства-собственника объясняется не столько глобальными причинами, сколько низкой квалификацией и недобросовестностью российских чиновников (табл. 2).
Низкая квалификация и недобросовестность чиновников сказываются прежде всего на уровне бюрократизма и коррупции, с которыми предприятиям приходится сталкиваться при взаимодействии со структурами государства. В настоящее время тенденции, связанные с бюрократизмом и коррупцией в российской экономике, выглядят неоднозначно. С одной стороны, лишь около четверти предприятий сообщило о том, что за последние два-три года коррупционное давление на них возросло. При этом почти треть респондентов в этот же период времени с коррупционным давлением вообще не сталкивались (табл. 3). Такое положение дел позволяет говорить о том, что алармистские суждения о крайне тяжелой коррупционной ситуации в России весьма далеки от истины. С другой стороны, трехкратное количественное превышение сообщений о росте коррупционного давления над сообщениями о его снижении - это действительно тревожный симптом.
Между тем оценки предприятий по поводу бюрократизма выглядят еще более тревожными. Вполне возможно, что отраженное в этих оценках существенное увеличение бюрократических сложностей при работе с государственными структурами становится новой национальной проблемой глобального характера. Почти половина предприятий сообщает о росте бюрократических проблем в последние два-три года, тогда как не сталкивались с этими сложностями только около 7% респондентов (табл. 4).
Таблица 2
Ответы на вопрос: «Сформулируйте, пожалуйста, Ваше отношение к государству как к собственнику предприятий?» (сумма ответов = 100%)
Период В России при любых обстоятельствах государство заведомо менее эффективный собственник, чем частные владельцы Государство в настоящее время менее эффективный собственник, чем частные владельцы, но это объясняется низкой квалификацией российских чиновников и плохим контролем за их деятельностью Государство -обычный собственник, ничем не хуже и не лучше остальных В современных условиях государство более эффективный собственник, чем частные владельцы, оно больше ориентировано на решение проблем предприятий и рост производства Всего отве- тивших предпри- ятий
Январь-февраль 2001 г., всего ед. 39 90 25 21 175
% 22,29 51,42 14,29 12,00 100,00
Дек. 2002 г. - янв. 2003 г., всего ед. 32 63 26 11 132
% 24,24 47,73 19,70 8,33 100,00
Февраль-март 2005 г., всего ед. 33 96 30 19 178
% 18,54 53,94 16,85 10,67 100,00
Февраль-март 2007 г., всего ед. 34 87 24 13 158
% 21,52 55,06 15,19 8,23 100,00
Таблица 3
Ответы на вопрос: «Как за последние 2-3 года изменилась степень коррупционного давления чиновников на Ваше предприятие?» (сумма ответов = 100%)
Период Коррупционное давление увеличилось Коррупционное давление сохранилось примерно на том же уровне, что и 2-3 года назад Коррупционное давление уменьшилось В последние 2-3 года с коррупционным давлением наше предприятие практически не сталкивалось Всего ответивших предприятий
Февраль-март 2007 г., всего ед. 37 60 11 48 156
% 23,72 38,46 7,05 30,77 100,00
Таблица 4
Ответы на вопрос: «Как в последние 2-3 года на деятельности Вашего предприятия сказывался бюрократизм органов государственной власти?» (сумма ответов = 100%)
Период Сложностей с государственной бюрократией стало больше С бюрократическими сложностями дела обстоят примерно так же, как и 2-3 года назад Сложностей с государственной бюрократией стало меньше В последние 2-3 года сложностей, связанных с бюрократией, у нас практически не было Всего ответивших предприятий
Февраль-март 2007 г.
ед. 75 68 7 11 161
% 46,58 42,24 4,35 6,83 100,00
Что касается распределения коррупционных и бюрократических сюжетов по конкретным государственным ведомствам, то здесь ситуация в последние годы претерпела определенные изменения. Одни ведомства стали упоминаться в числе наиболее коррумпированных и забюрократизированных реже, другие, наоборот, чаще (табл. 5 и 6). Например, продолжает уменьшаться частота сообщений о коррупции в федеральных министерствах и ведомствах, а также в региональных администрациях, сократившись по сравнению с 2001 г. уже примерно вдвое. Наконец-то заметно снизилось число упоминаний о высокой коррупции в правоохранительных органах - с 43,2% в 2005 г. до 30,6% в 2007 г.
Таблица 5
Ответы на вопрос: «Какие органы государственной власти являются наиболее коррумпированными?», (сумма ответов > 100%)
Государственные ведомства янв.-фев. 2001 г. январь 2003 г. фев.-март 2005 г. фев.-март 2007 г.
Федеральные министерства и ведомства
ед. 44 26 22 20
% 38,94 26,80 19,82 18,52
Региональная администрация
ед. 38 27 30 19
% 33,63 27,84 27,03 17,59
Местная администрация
ед. 40 25 30 27
% 35,40 25,77 27,03 25,00
Налоговые органы
ед. 27 28 19 21
% 23,89 28,87 17,12 19,44
Местное отделение казначейства
ед. 7 8 2 1
% 6,19 8,25 1,80 0,93
Архитектурно- планировочные службы
ед. 21 16 20 19
% 18,58 16,49 18,02 17,59
Землеустроительные службы
ед. 19 21 24 31
% 16,81 21,65 21,62 28,70
Природоохранные органы
ед. 21 17 18 22
% 18,58 17,53 16,22 20,37
Органы санитарного надзора
ед. 25 33 21 26
% 22,12 34,02 18,92 24,07
Органы пожарного надзора
ед. 28 29 25 21
% 24,78 29,90 22,52 19,44
Правоохранительные органы
ед. 54 46 48 33
% 47,79 47,42 43,24 30,56
Судебные органы
ед. 37 36 29 31
% 32,74 37,11 26,13 28,70
Таможенные органы
ед. н.д. 36 27 32
% - 37,11 24,32 29,63
Другие органы
ед. 5 5 4 6
% 4,42 5,15 3,60 5,56
Всего ответивших предприятий 113 97 111 108
В то же время в числе наиболее коррумпированных структур власти чаще, чем два года назад, стали упоминаться землеустроительные службы, природоохранные органы и органы санитарного надзора. По всей видимости, такой сдвиг связан с увеличением масштабов оборота недвижимости (земли, зданий и сооружений) в России, а также с недостаточным качеством соответствующего законодательства и
юридических механизмов. При этом пока вряд ли можно надеяться, что проблемы в этой сфере будут разрешены при помощи судебной системы, так как мнение предприятий о коррумпированности российских судов за последние два года как минимум не улучшилось (табл. 5).
Сходным образом меняются мнения предприятий и по поводу бюрократизма ведомств. Снизился уровень претензий респондентов по отношению к федеральным и региональным властям, а также по отношению к налоговым органам. В то же время возросла частота упоминаний о бюрократизме землеустроительных и архитектурно-планировочных служб, органов санитарного и пожарного надзора, а также природоохранных органов (табл. 6). Иначе говоря, и в этой сфере претензии предприятий постепенно смещаются от основной «вертикали власти» к специализированным ведомствам. При этом необходимо отметить, что в целом на бюрократизм конкретных ведомств предприятия жалуются чаще, чем на коррупцию.
Таблица 6
Ответы на вопрос: «Какие органы государственной власти являются наиболее забюрократизированными?», (сумма ответов > 100%)
Государственные ведомства Период
янв.-фев. 2001 г. январь 2003 г. фев.-март 2005 г. фев.-март 2007 г.
Федеральные министерства и ведомства
ед. 49 24 37 26
% 34,27 19,83 24,03 17,93
Региональная администрация
ед. 43 33 29 24
% 30,07 27,27 18,83 16,55
Местная администрация
ед. 43 28 31 30
% 30,07 23,14 20,13 20,69
Налоговые органы
ед. 80 66 81 67
% 55,94 54,55 52,60 46,21
Местное отделение казначейства
ед. 17 8 6 3
% 11,89 6,61 3,9 2,07
Архитектурно-планировочные службы
ед. 32 23 27 38
% 22,38 19,01 17,53 26,21
Землеустроительные службы
ед. 36 30 45 61
% 25,17 24,79 29,12 42,07
Природоохранные органы
ед. 41 25 34 54
% 28,67 20,66 22,08 37,24
Органы санитарного надзора
ед. 45 30 32 49
% 31,47 24,79 20,78 33,79
Органы пожарного надзора
ед. 39 23 26 40
% 27,27 19,01 16,88 27,59
Правоохранительные органы
ед. 27 15 18 20
% 18,88 12,40 11,69 13,79
Судебные органы
ед. 35 16 14 20
% 24,48 13,22 9,09 13,79
Таможенные органы
ед. н.д. 47 34 44
% - 38,84 22,08 30,34
Другие органы
ед. 8 3 10 12
% 5,59 2,48 6,49 8,28
Всего ответивших предприятий 143 121 154 145
Одной из наиболее болезненных точек во взаимоотношениях предприятий и государства является проблема налогов. Не секрет, что в свое время массовая недоплата налогов стала одним из способов, с помощью которых предприятия компенсировали свои финансовые потери в условиях тяжелейшего экономического кризиса и неадекватной политики государства. В то же время уклонение от налогов породило масштабные злоупотребления в некоторых корпорациях и проблемы с наполнением государственного бюджета. Хотя за последние годы острота ситуации заметно снизилась, налоговая проблема в целом пока далека от разрешения. Серьезные претензии можно предъявлять и к общей идеологии российской налоговой системы, и к видовой структуре и ставкам налогов, и к налоговому законодательству, и к правоприменительной практике налоговых органов.
По мнению российских предприятий, причины уклонения от налогов достаточно разнообразны. Почти в половине случаев (44,9%) респонденты не стали что-либо выделять и согласились с тем, что все упомянутые в вопросе причины недоплаты налогов играют ту или иную роль. Среди конкретных причин чаще всего ожидаемо упоминается чрезмерность налогового бремени - 35,3% ответов. Злонамеренность отдельных корпораций и слабость государства назывались в качестве основных причин существенно реже (табл. 7).
Таблица 7
Ответы на вопрос: «С какими из приведенных ниже утверждений по поводу уклонения от налогов Вы согласны?» (сумма ответов=100%)
Период Масштабным уклонением от налогов занимается относительно небольшое число нечистоплотных российских предприятий в сотрудничестве со столь же нечистоплотными финансовыми структурами; основные проблемы с недобором налогов связаны именно с ними, а большинство предприятий платит налоги более-менее добросовестно Налоги недоплачивают прежде всего из-за слабости государства и коррупционности чиновников, это создает возможность недоплачивать, чем и пользуются; наведут порядок в ведомствах - налоги по предписанным нормативам платить будут практически все Основная причина уклонения от налогов все-таки связана с чрезмерным размером налогового бремени, и дело не в злонамеренности плательщиков Трудно выделить какую-то одну основную причину, все они в какой-то мере играют роль Всего ответивших предпри- ятий
Февраль-март 2007 г.
ед. 9 22 55 70 156
% 5,77 14,10 35,26 44,87 100
Несмотря на упомянутые проблемы, за последние два-три года в России стали меньше уклоняться от налогов. Так считают 43,8% ответивших предприятий, тогда как противоположной точки зрения придерживаются всего 3,9% респондентов (табл. 8).
Таблица 8
Ответы на вопрос: «Как, на Ваш взгляд, в российской экономике в последние 2-3 года складывается ситуация с уклонением предприятий от налогов?» (сумма ответов = 100%)
Период Уклоняться от налогов стали меньше От налогов уклоняются примерно так же, как и 2-3 года назад Уклоняться от налогов стали больше Трудно сказать Всего ответивших предприятий
Февраль-март 2007 г. ед. 67 40 6 40 153
% 43,79 26,14 3,93 26,14 100
Дальнейшие шаги по нахождению компромисса между государством и предприятиями по вопросу уплаты налогов могут быть самыми разнообразными. Одним из возможных решений в данном случае могло бы стать значительное снижение налоговых ставок. Однако при этом необходимо понять, что произойдет с объемом налоговых поступлений в бюджет. Мнения предприятий по данному вопросу разделились: 35,5% ответивших полагают, что налоговые поступления в этом случае не снизятся или даже быстро вырастут. Остальные респонденты считают, что вначале налоговые сборы упадут, а начнут расти лишь через ощутимый промежуток времени (табл. 9). Интересно отметить, что с 2001 г. соотношение различных точек зрения изменилось незначительно. Причины такой устойчивости мнений по поводу столь неоднозначного вопроса необходимо исследовать дополнительно.
Таблица 9
Ответы на вопрос: «Как Вы считаете, произойдет ли рост собираемости налогов, если будут значительно снижены ставки по основным видам налогов на деятельность предприятий?» (сумма ответов=100%)
Период Да, объем налоговых платежей вырастет уже через несколько месяцев, так как всем будет выгодно работать по «белым схемам» Объем налоговых платежей возрастет только через 2-3 года, так как сначала государству надо будет восстановить доверие к себе со стороны предприятий Объем налоговых платежей останется примерно на прежнем уровне, так как предприятия в реальности платят столько налогов, сколько могут (или хотят), а не по налоговым ставкам Сначала объем налоговых поступлений от предприятий снизится поскольку сейчас они платят слишком много налогов; и лишь по мере роста производства налоговые доходы возрастут , Всего ответивших предприятий
Июнь-авг. 2001 г.,
ед. 31 44 27 83 185
% 16,76 23,78 14,59 44,86 100
Фев.-март 2007 г.,
ед. 29 46 26 54 155
% 18,71 29,68 16,77 34,84 100
Еще одним сюжетом, рассмотренным в рамках данного опроса, было исследование ситуации с инвестиционной активностью российских предприятий. Как и следовало ожидать, продолжение экономического подъема в стране способствовало дальнейшим улучшениям в инвестиционной сфере. В частности, за последний год снова возрос - на 2,4 проц. п. - удельный вес предприятий, осуществляющих в настоящий момент производственные инвестиционные проекты (табл. 10).
Кроме того, опросом был зафиксирован довольно заметный рост доли предприятий, увеличивших финансирование инвестиций за счет собственных средств. За последний год эта доля выросла на 10 проц. п., достигнув 51,3% (табл. 11).
Удельный вес предприятий, сообщивших о росте внешнего финансирования инвестиций, за прошедший год, к сожалению, не увеличился (табл. 12).
При этом, по данным опроса, в целом несколько улучшилась структура источников финансирования инвестиций. За год на 3,3 проц. п. сократилась доля сообщений о финансировании за счет собственных средств, более чем в 1,5 раза вырос удельный вес ответов о получении инвестиционных денег из федерального и региональных бюджетов, до 6,8% увеличилась доля сообщений об иностранных инвестициях (табл. 13).
Такое благоприятное развитие событий сказывается и на инвестиционных намерениях отечественных предприятий. По данным опроса, в настоящий момент предполагают осуществлять в ближайшем будущем новые инвестиционные проекты 63,3% респондентов. Это на 7,7 проц. п. больше, чем год назад (табл. 14).
Таблица 10
Ответы на вопрос: «Осуществляет ли Ваше предприятие в настоящее время какие-либо производственные инвестиционные проекты?» (сумма ответов = 100%)
Период Да Нет Всего ответивших предприятий
Январь-март 1999 г., всего
ед. 65 45 110
% 59,09 40,91 100
Июнь-июль 2000 г., всего
ед. 94 46 140
% 67,14 32,86 100
Январь-февраль 2002 г., всего
ед. 113 30 143
% 79,02 20,98 100
Июнь-июль 2003 г., всего
ед. 114 68 182
% 62,64 37,36 100
Февраль-март 2004 г., всего
ед. 100 48 148
% 67,57 32,43 100
Февраль-март 2005 г., всего
ед. 116 57 173
% 67,05 32,95 100
Март-апрель 2006 г., всего
ед. 127 49 176
% 72,16 27,84 100
Февраль-март 2007 г., всего
ед. 117 40 157
% 74,52 25,48 100
Таблица 11
Ответы на вопрос: «Как изменилось финансирование производственных инвестиций Вашего предприятия за счет собственных средств в 2006 г. по сравнению с 2005 г.?” (сумма ответов=100%)
Период Увеличилось Практически не изменилось Уменьшилось Всего ответивших предприятий
Июнь-июль 2000 г., всего
ед. 62 62 12 136
% 45,59 45,59 8,82 100,00
Дек. 2002г.-янв. 2003 г., всего
ед. 47 51 37 135
% 34,81 37,78 27,41 100,00
Август-сентябрь 2004 г., всего
ед. 60 56 26 142
% 42,25 39,44 18,31 100,00
Февраль-март 2005 г., всего
ед. 71 72 27 170
% 41,76 42,36 15,88 100,00
Март-апрель 2006 г., всего
ед. 71 68 34 173
% 41,01 39,31 19,65 100,00
Февраль-март 2007 г., всего
ед. 80 47 29 156
% 51,28 30,13 18,59 100,00
Таблица 12
Ответы на вопрос: «Как изменилось финансирование производственных инвестиций Вашего предприятия внешними инвесторами в 2006 г. по сравнению с 2005 г.?» (сумма ответов=100%)
Период Увеличилось Практически не изменилось Уменьшилось Всего ответивших предприятий
Июнь-июль 2000 г., всего
ед. 18 90 7 115
% 15,65 78,26 6,09 100
Дек. 2002 г.-янв. 2003 г., всего
ед. 15 78 21 114
% 13,16 68,42 18,42 100
Август-сентябрь 2004 г., всего
ед. 21 60 9 90
% 23,33 66,67 10,00 100
Февраль-март 2005 г., всего
ед. 23 87 16 128
% 17,97 69,53 12,50 100
Март-апрель 2006 г., всего
ед. 31 82 14 127
% 24,41 64,57 11,02 100
Февраль-март 2007 г., всего
ед. 26 68 13 107
% 24,30 63,55 12,15 100
Таблица 13
Ответы на вопрос: «Каковы источники финансирования инвестиционных проектов Вашего предприятия?» (сумма ответов>100%)
Период Собст- венные средства предпри- ятия Целевое финансирование из федерального бюджета Целевое финансирование из регионального бюджета Креди- ты россий- ских банков Кредиты или прямые инвестиции других российских предприятий Иностранные кредиты или прямые иностранные инвестиции Другие источ- ники Всего ответив- ших предпри- ятий
Фев.-март 2004 г. ед. 124 4 6 58 11 5 4 135
% 91,85 2,96 4,44 42,96 8,15 3,70 2,96 -
Фев.-март 2005 г. ед. 139 3 5 66 10 8 5 151
% 92,05 1,99 3,31 43,71 6,62 5,30 3,31 -
Март-апр. 2006г. ед. 145 6 5 78 8 8 12 166
% 87,35 3,61 3,01 46,99 4,82 4,82 7,23 -
Фев.-март 2007г. ед. 137 9 9 77 5 11 5 163
% 84,05 5,52 5,52 47,24 3,07 6,75 3,07 -
Позитивные экономические тенденции подтверждаются и ответами по поводу сбытовой ситуации. Доля предприятий, сообщивших о снижении объемов реализации за предшествующие 6 мес., снизилась до минимальной за весь срок проведения опросов - 7,8% (табл. 15).
Таблица 14
Ответы на вопрос: «Начнет ли Ваше предприятие осуществлять инвестиционные проекты в ближайшие 1-2 года?» (сумма ответов=100%)
Период Да Нет Трудно сказать Всего ответивших предприятий
Июнь-июль 2000 г., всего
ед. 54 7 77 138
% 39,13 5,07 55,8 100
Январь-февраль 2002 г., всего
ед. 89 11 46 146
% 60,96 7,53 31,51 100
Июнь-июль 2003 г., всего
ед. 108 14 59 181
% 59,67 7,73 32,60 100
Февраль-март 2004 г., всего
ед. 80 14 54 148
% 54,05 9,46 36,49 100
Март-апрель 2006 г., всего
ед. 97 19 58 174
% 55,57 10,92 33,33 100
Февраль-март 2007 г., всего
ед. 100 12 46 158
% 63,29 7,59 29,11 100
Таблица 15
Ответы на вопрос: «Как изменилась сбытовая ситуация на Вашем предприятии за последние 6месяцев?» (сумма ответов = 100%)
Период Объем реализации уменьшился на Объем реализации не изменился Объем реализации увеличился на Всего ответивших предприятий
50% и больше 25-50% 0-25% 0-25% 25-50% 50% и больше
А 1 2 3 4 5 6 7 8
Авг.-сент. 1999 г.
ед. 4 4 11 25 36 19 18 118
% 3,39 3,39 9,32 21,19 30,51 16,10 15,25 100
Январь-март 2000 г.
ед. 2 3 6 37 31 25 27 131
% 1,53 2,29 4,58 28,24 23,66 19,08 20,61 100
Июнь-июль 2000 г.
ед. 1 4 9 41 41 16 26 138
% 0,72 2,90 6,52 29,71 29,71 11,59 18,84 100
Январь-фев. 2001 г.
ед. 1 7 23 56 53 24 15 179
% 0,56 3,91 12,85 31,28 29,61 13,41 8,38 100
Июнь-август 2001 г.
ед. 3 14 36 45 55 18 14 185
% 1,62 7,57 19,46 24,32 29,73 9,73 7,57 100
Янв.-фев. 2002 г.
ед. 3 14 39 56 41 9 7 169
% 1,78 8,28 23,08 33,14 24,26 5,33 4,14 100
Июль-август 2002 г.
ед. 2 7 26 51 30 10 7 133
% 1,50 5,26 19,55 38,35 22,56 7,52 5,26 100
Дек. 2002 г.-янв. 2003 г.
ед. 2 7 26 51 30 10 7 174
% 1,50 5,26 19,55 38,35 22,56 7,52 5,26 100
Февраль- март 2004 г.
ед. 0 6 15 72 32 13 6 144
% 0,00 4,17 10,42 50,00 22,22 9,02 4,17 100
Авг.-сент. 2004 г.
ед. 3 10 31 79 45 11 12 191
% 1,57 5,24 16,23 41,36 23,56 5,76 6,28 100
Февраль-март 2005 г.
ед. 2 10 21 83 42 9 7 174
% 1,15 5,77 12,06 47,70 24,14 5,17 4,01 100
Продолжение табл. 15
А 1 2 3 4 5 6 7 8
Июль-август 2005 г.
ед. 3 9 33 68 51 7 10 181
% 1,66 4,96 18,23 37,60 28,18 3,86 5,51 100
Март-апрель 2006 г.
ед. l 4 19 62 59 11 5 167
% 4,9 2,39 11,38 37,13 35,33 6,59 2,99 100
Авг.-сент. 2006 г.
ед. 3 3 29 61 43 12 8 159
% 1,89 1,89 18,24 38,36 27,04 7,55 5,03 100
Фев.-март 2007 г.
ед. 0 2 10 68 52 11 11 154
% 0,00 1,30 6,49 44,16 33,77 7,14 7,14 100
Удельный вес предприятий, полностью отказавшихся от бартера и взаимозачетов, также достиг максимума за период наблюдений - 57% (табл. 16).
Таблица 16
Ответы на вопрос: «Как за последние 6 месяцев изменилась доля бартерных сделок и взаимозачетов у Вашего предприятия по сравнению с предшествующим временем)?» (сумма ответов=100%).
Период Возросла Осталась на том же уровне Уменьши- лась Наши расчеты полностью обеспечены «живыми деньгами» Всего ответивших предприятий
Январь-март 2000 г.
ед. 18 49 60 - 127
% 4,17 38,59 50,00 - 100
Июнь-июль 2000 г.
ед. 10 54 71 - 135
% 7,41 40,00 52,59 - 100
Январь-февраль 2001 г.
ед. 6 39 92 40 177
% 3,39 22,03 51,88 22,60 100
Июнь-август 2001 г.
ед. 12 40 89 42 183
% 6,56 21,86 48,63 22,95 100
Январь-февраль 2002 г.
ед. 3 37 64 41 145
% 2,07 25,52 44,14 28,28 100
Июль-август 2002 г.
ед. 12 71 44 43 170
% 7,06 41,76 25,88 25,29 100
Дек. 2002 г. - янв. 2003 г.
ед. 9 52 31 40 132
% 6,82 39,39 23,48 30,31 100
Июнь-июль 2003 г.
ед. 12 54 59 58 183
% 6,56 29,51 32,24 31,69 100
Февраль- март 2004 г.
ед. 5 51 39 51 146
% 3,42 34,93 26,71 34,93 100
Август-сентябрь 2004 г.
ед. 10 55 52 81 198
% 5,95 27,78 26,26 49,71 100
Февраль-март 2005 г.
ед. 7 42 38 86 173
% 4,05 24,27 21,97 49,71 100
Июль-август 2005 г.
ед. 2 62 40 76 180
% 1,11 34,45 22,22 42,22 100
Март-апрель2006 г.
ед. 4 45 39 82 170
% 2,35 26,47 22,94 48,24 100
Август-сентябрь 2006 г.
ед. 4 32 35 90 161
% 2,48 19,88 21,74 55,90 100
Март-апрель 2007 г.
ед. 1 22 45 90 158
% 0,63 13,92 28,48 56,96 100
Вполне оптимистично выглядели прогнозы предприятий относительно своих ближайших сбытовых перспектив, а также ситуация с обеспеченностью расчетов «живыми деньгами» (табл. 17 и 18). Таблица 17
Ответы на вопрос: «Как, на Ваш взгляд, изменится сбытовая ситуация на Вашем предприятии в ближайшие несколько месяцев?» (сумма ответов = 100%)
Объем Объем реализа- Объем Всего
Период реализации ции в целом реализации ответивших
уменьшится не изменится увеличится предприятий
Январь-март 2000 г. ед. 65 50 17 132
% 49,24 37,88 12,88 100
Июнь-июль 2000 г.
ед. 61 61 17 139
% 43,88 43,88 12,24 100
Январь-февраль 2001 г. ед. 91 50 35 176
% 51,70 28,41 19,89 100
Июнь-август 2001 г. ед. 67 84 32 183
% 36,61 45,90 17,49 100
Январь-февраль 2002 г. ед. 63 60 24 147
% 42,86 40,82 16,32 100
Июль-август 2002 г. ед. 35 86 51 172
% 20,35 50,00 29,65 100
Декабрь 2002 г. - январь 2003 г. ед. 33 65 33 131
% 25,19 49,62 25,19 100
Июнь-июль 2003 г.
ед. 50 93 37 180
% 27,78 51,67 20,55 100
Февраль- март 2004 г. ед. 43 71 32 146
% 29,45 48,63 21,92 100
Август-сентябрь 2004 г. ед. 57 98 42 197
% 28,93 49,75 21,32 100
Февраль-март 2005 г. ед. 41 88 45 174
% 23,56 50,58 25,86 100
Июль-август 2005 г. ед. 29 91 42 183
% 15,85 49,73 22,95 100
Март-апрель2006 г. ед. 50 79 31 173
% 28,91 45,66 17,92 100
Август-сентябрь 2006 г. ед. 34 79 30 160
% 21,25 49,38 18,75 100
Февраль-март 2007 г. ед. 19 78 62 159
% 11,95 49,06 38,99 100
Таблица 18
Ответы на вопрос: «Как за последние 6 месяцев изменилась обеспеченность Вашего предприятия оборотными средствами в «живых деньгах» (по сравнению с предшествующим периодом времени)?» (сумма ответов=100%).
Период Возросла Осталась на том же уровне Уменьшилась Наши расчеты полностью обеспечены «живыми деньгами» Всего ответивших предприятий
Январь-март 2000 г.
ед. 65 50 17 - 132
% 49,24 37,88 12,88 - 100
Июнь-июль 2000 г.
ед. 61 61 17 - 139
% 43,88 43,88 12,24 - 100
Январь-февраль 2001 г.
ед. 91 50 35 - 176
% 51,70 28,41 19,89 - 100
Июнь-август 2001 г.
ед. 67 84 32 - 183
% 36,61 45,90 17,49 - 100
Январь-февраль 2002 г.
ед. 63 60 24 - 147
% 42,86 40,82 16,32 - 100
Июль-август 2002 г.
ед. 35 86 51 - 172
% 20,35 50,00 29,65 - 100
Декабрь 2002 г.- январь 2003 г.
ед. 33 65 33 - 131
% 25,19 49,62 25,19 - 100
Июнь-июль 2003 г.
ед. 50 93 37 - 180
% 27,78 51,67 20,55 - 100
Февраль- март 2004 г.
ед. 43 71 32 - 146
% 29,45 48,63 21,92 - 100
Август-сентябрь 2004 г.
ед. 57 98 42 - 197
% 28,93 49,75 21,32 - 100
Февраль-март 2005 г.
ед. 41 88 45 - 174
% 23,56 50,58 25,86 - 100
Июль-август 2005 г.
ед. 29 91 42 21 183
% 15,85 49,73 22,95 11,47 100
Март-апрель2006 г.
ед. 50 79 31 13 173
% 28,91 45,66 17,92 7,51 100
Август-сентябрь 2006 г.
ед. 34 79 30 17 160
% 21,25 49,38 18,75 10,62 100
Март-апрель 2007 г.
ед. 54 74 17 12 157
% 34,39 47,13 10,83 7,64 100
Основные выводы опроса.
1. Больше двух третей российских предприятий являются сторонниками более активных действий государства в экономике. В современных условиях это обстоятельство можно интерпретировать как недовольство качеством национальной макроэкономической политики.
2. Значительных позитивных сдвигов в глобальной ситуации с коррупцией и бюрократизмом государственных ведомств, по мнению предприятий, не наблюдается. Более того, проблема бюрократизма, скорее, обостряется.
3. На фоне определенного снижения уровней коррупции и бюрократизма в федеральных министерствах, региональных и местных администрациях, положение
дел в землеустроительных службах, природоохранных органах и органах санитарного надзора ощутимо ухудшается. Есть сдвиги к худшему и в оценках работы архитектурно-планировочных и противопожарных ведомств. Впервые отмечено существенное падение негативных оценок по отношению к коррупции в правоохранительных органах.
4. Судя по всему, масштаб деятельности по уклонению от налогообложения довольно быстро снижается. В то же время значительная часть предприятий по-прежнему считает существующее налоговое бремя чрезмерным для себя.
5. Продолжаются положительные сдвиги в части инвестиционной активности предприятий. Растет доля сообщений о реализации производственных инвестиционных проектов, увеличивается число предприятий, намеревающихся начать такие проекты в ближайшие один-два года. Несколько улучшилась структура источников финансирования инвестиций.