Научная статья на тему 'Российские новости в украинском региональном телеэфире'

Российские новости в украинском региональном телеэфире Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
293
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ / РЕГИОНАЛЬНОЕ УКРАИНСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / РОССИЙСКИЕ ТЕЛЕКАНАЛЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Соломин Е. А.

Традиционно приграничные с Российской Федерацией украинские территории наиболее активно интегрированы в том числе и в вопросах массово-коммуникационной деятельности. А в структуре приоритетов в получении информации телезрителями приграничной с РФ Луганской области, украинские реципиенты признают Первый канал, НТВ, РТР. В статье анализируется опыт сотрудничества российского Первого канала и украинского регионального телеканала ИРТА. Тут же предлагается оптимальная модель сотрудничества как по линии «федеральный центр украинский регион», так и по линии«российский регион украинский регион», что интенсифицирует информационное сотрудничество телекомпаний Украины и России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российские новости в украинском региональном телеэфире»

УДК 070:654.197 (477.61) РОССИЙСКИЕ НОВОСТИ В УКРАИНСКОМ РЕГИОНАЛЬНОМ ТЕЛЕЭФИРЕ

Традиционно приграничные с Российской Федерацией украинские территории наиболее активно интегрированы в том числе и в вопросах массово-коммуникационной деятельности. А в структуре приоритетов в получении информации телезрителями приграничной с РФ Луганской области, украинские реципиенты признают Первый канал, НТВ, РТР. В статье анализируется опыт сотрудничества российского Первого канала и украинского регионального телеканала ИРТА. Тут же предлагается оптимальная модель сотрудничества как по линии «федеральный центр - украинский регион», так и по линии «российский регион - украинский регион», что интенсифицирует информационное сотрудничество телекомпаний Украины и России.

Ключевые слова: телевидение, информационные программы, региональное украинское телевидение, российские телеканалы.

Развитие современных медийных технологий привело к тому, что человек получает в десятки раз больше информации, чем это было еще два десятилетия назад, «информацию же, которую ежедневно продуцирует рядовой человек с помощью телефонных разговоров, смс-сообщений, имейлов и записей в социальных сетях, хватило бы на шесть газет - в противовес двум с половиной колонкам 1986 года» [1]. В таком бурном потоке новостей, средства массовой коммуникации настолько сократили пространство и время обмена информацией, что «возникает эффект «всепресутс-твия» индивида в пространстве, и, в большой мере, даже "всеприсутствия" индивида во времени благодаря его возможности быстро путешествовать как в современное, так и в прошлое. Это предоставляет индивиду определеные трансцедентальные качества, которые человечество раньше приписывало лишь Богу» [14, с. 101].

Бесспорно, эпоха глобализации не стерла границ между глобальным и локальным, а в потоке информации достаточно определённые ниши заняли международные, общенациональные и региональные средства массовой коммуникации. Последние сохранили «голос национального государства» [13, с. 85], национально-культурную идентичность коренной нации и национально-культурных меньшинств, проживаючих на украинских территориях. Главное место в этой системе коммуникаций заняли информационные программы на ТВ. Они стали неотъемлемой частью телевидения практически со дня его основания, такими остаются в настоящее время и дальше будут держать пальму первенства в телевизионном пространстве.

Новости - наиболее рейтинговый информационный продукт регионального телевидения. «Именно жизнь досказала, что это наиболее экономически эффективный способ привлечь широкие слои аудитории в ключевые отрезки дня» [7]. Их смотрят, потому что зрителю интересно знать, что именно происходит на соседней улице, его городе или в регионе. Местные журналисты «ближе к своему зрителю, региональной аудитории, с которой как-то «по-домашнему» можно неспеша поговорить о благоустройстве знакомых улиц, о работе магазинов и транспорте» [22, с. 161].

Особенности происхождения и сущность телевизионной информации, характерные черты новостей, деятельность информслужб теленовостей исследовали многие учене [4 - 6; 9 - 12; 16; 20 - 21], однако работ, которые бы касались особенностей массово-коммуникационной деятельности украинских региональных телеканалов на фоне вещания общенациональных российских каналов, не так уж и много. Поэтому актуализировать некоторые аспекты такой деятельности и призвана наша статья, цель которой - определить место общефедеральных новостей в украинском региональном телевизионном контенте.

Е. А. Соломин

Луганский национальный университет им. Т. Шевченко

e-mail:

evgen_tv@mail.ru

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: проанализировать существующий в луганском регионе телевизионный информационный контент; указать на приоритетные для реципиентов каналы получения информации; определить место российских телеканалов в существующей региональной модели информацийнного вещания.

Полученные результаты, кроме научного значения, могут иметь практическое применение в обучении студентов и массово-информационной деятельности федеральных каналов РФ и украинского регионального телевидения.

По состоянию на 1 ноября 2013 г. в телевизионном пространстве Луганщины функционирует 16 региональных и местных телекомпаний: в т.ч. областные - Луганское областное телевидение (ЛОТ), Луганское кабельное телевидение (ЛКТ), Независимая ТРК «ИРТА» (ИРТА); местные - ВИД (Сведловск), ЭРА-ТВ (Брянка), АСКЕТ (Алчевск), АНТЕЛ (Антрацит), РТВ и НИКА-ТВ (Ровеньки), Энергия (Счастье), ЛИК-ТВ и АКЦЕНТ (Лисичанск), СТВ (Северодонецк). Названные телекомпании по форме собственности делятся на государственные (1), коммунальные (3), частные (12), а по способу распространения сигнала 11 ТРК - эфирные, 1 - спутниковая (ИРТА+), остальные - кабельные. Территориальная локальность: каналами регионального телевизионного вещания территория области покрыта не полностью. В частности, ЛОТ покрывает телевизионным сигналом 89,7% территории Луганщины (а это почти 2,1 млн. потребителей информпродукции), ЛКТ собирает 1,2 млн. телезрителей, продуктивной является также ИРТА, которая покрывает телевизионным сигналом 80% Луганской области.

Местные телеканалы сосредоточены в крупных городах юго-западной и центральной части Луганщины. Сельские приграничные с Россией районы Украины (Троицкий, Марковский, Меловский, Новопсковский) и в дальнейшем остаются полностью или частично недоступными для регионального и местного телевизионного продукта. Кроме того, в часть из названных населенных пунктов не поступает телевизионный сигнал ни одного общенационального украинского канала. Вместе с тем там присутствует российский телевизионный продукт - федеральных и региональных телеканалов (передачи Воронежской и Белгородской областей). Во времена существования СССР такая ситуация была некритичной, ведь отсутствие телевизионного сигнала из Украины компенсировала Россия.

За годы независимости Украине так и не хватило финансов и политической воли изменить эту массово-информационную ситуацию. Россия же активно работает не только в существующих аналоговых частотах, но и внедряет цифровые технологии. Соответствующий частотный ресурс для трансляции цифрового телевидения в приграничных территориях уже занят, и Россия продолжает активно работать в освоении телевизионного пространства Украины. Это подтверждает и проведенное нами социологическое исследование. Его главный результат: основным источником информации о жизни в мире, стране и регионе респонденты назвали телевидение. Ежедневно информацию с его помощью получают 67,3 % опрошенных. Газеты и радио в автомашинах являются ежедневным источником информации для 3,4 %. Однако этот позитивный рейтинг СМИ имеет и свои негативные стороны. Никогда не получают информации из газет, радио в машине 76,2 % респондентов. Не читают еженедельных журналов 78,2 % опрошенных жителей области. Радио в доме никогда не выступает источником информации для 72,9 %, а Интернет - для 42,9 %. Последнее свидетельствует, что Интернет, хоть и не каждый день, но используют как средство получения информации больше людей, чем стационарное радио.

Телеканалы, посредством которых респонденты получают информацию о последних событиях в мире, стране и регионе, не имеют монопольного положения в ме-диаролстранстве восточного украинского региона - Луганской области - и представлены богатым спектром общенациональных (1+1, Интер, ТРК «Украина», НТН, СТБ, Новый канал, 1СТУ, Первый национальный), российских федеральных (Первый канал, НТВ, РТР) и региональных телекомпаний (ЛОТ, ИРТА, ЛкТ).

Таблица 1

Популярные новостные каналы ТВ

Канал 1+1 Интер ТРК Украина НТН Первый канал ЛОТ СТБ Новый канал ИРТА НТВ ЛКТ 24 РТР

% 75,6 58,7 21,4 14,8 13,9 10 7,3 5 2,6 1,6 0,2 0,2 0,1

Последние новости в мире, стране и регионе луганчане получают из информационных программ украинских общенациональных и российских федеральных телеканалов. Существующая же сетка вещания предоставляет реципиенту возможность оставаться в центре информационных событий.

Таблица 2

Типичная сетка информационного вещания общенациональных, федеральных и региональных телекомпаний на территории Луганской области

Время выхода в эфир

Выход в эфир информационных програм на каналах телевидения:

общенациональные и региональные

федеральные

Имеющийся информационный контент позволяет реципиенту каждые полчаса в течение суток получать свежие телевизионные новости. Причем с началом каждого нового часа вниманию зрителей приковывают информационные программы на нескольких каналах одновременно. К примеру, в 7.00 выпуски последних известий выходят на канале новостей «24», ТРК «Украина», 5-канале, Интере, «1+1» (все - Украина), Первом канале (Россия) и ИРТЕ (Украина, Луганск); в 9.00 - «24», Новый канал, 5-й, «Интер», «1+1» (все - Украина), НТВ (Россия), ЛКТ (Украина, Луганск). А в 18.00 к уже упомянутым каналам новостей «24», 5-го, Интера (все - Украина), прибавляются выпуски новостей на СТБ (Украина), НТВ, РТР (все - Россия) и ЛОТе (Украина, Луганск).

В структуре приоритетов в получении информации, телезрители Луганщины называют и российские телеканалы (Первый канал, НТВ, РТР). Последние закрепление в медиапространстве Украины решали как через вхождение в кабельную сеть через операторов названого рынка или выходом на спутник, так и через вхождение со своей продукцией в Украину через региональные ТРК. Пример такого сотрудничества на Луганщине реализует российский Первый канал и украинский региональный телеканал ИРТА.

ИРТА на медиарынке восточного региона Украины заявила о себе как частный канал в 1994 году и лишь в 2000-м начала собственное вещание. В 90-х гг. единственным продуктом канала была собственная авторская программа «Городские будни», остальное эфирное время занимала ретрансляция «Нового канала». В 2000-м ИРТА начинает информационное вещание, готовя в эфир новости сначала трижды, а уже через год каждый день. Вначале это была информационная программа «Репортер-Луганск», а впоследствии просто «Репортер». В ноябре 2002 года ИРТА подписывает соглашение с ОАО «Первый канал» и становится официальным партнером центрального российского канала в Украине в целом и в регионе в частности. Все это приводит к изменениям в сетке вещания: к ретрансляции программ российского телевидения («Первый канал»), прилагаются программы украинских вещателей («2+2», «Кино» и др.), а информационную палитру луганского канала формируют как собственные информационные программы («Репортер», «Репортер-итоги»), так и программа партнера - «Новости», «Время» («Первый канал»). Телеканал ИРТА использует цифровые информационные технологии, имеет современный аппаратно-студийный комплекс и получил лицензию на вещание через спутник. Сегодня он стал частью медиахолдинга, где, кроме него, есть две FM-радиостанции, информационное агентство, газета и ряд компаний-сателлитов.

Информационная программа телеканала ИРТА - «Репортер» - в своих заставках, отбивках и других визуальных телевизионных эффектах наследует украинские и российские каналы. На это есть свое историческое объяснение, ведь «Репортер» начинался как «Репортер-Луганск» на «Новом канале» (Украина) (все заставки, отбивки и другие эффекты были предоставлены луганскому каналу «Новым каналом»). Оттуда канал перенял некоторые стандарты верстки программы и способы подачи информации. Сотрудничество же с российским Первым каналом отразилось и на заставке, верстке и подаче информационной программы «Репортер». По своему дизайну и эстетике она напоминает соответствующую заставку программы «Время».

Информационная сетка ИРТЫ выстроена с учетом партнерских отношений с российской компанией. Собственное суточное вещания информационной программы «Репортер» начинается в 7.00 с повтора новостей предыдущего дня. Другие выпуски -10.15, 13-15, 17-15 - подают информационную картину новостей региона в их динамике. Непонятность, на первый взгляд, времени выхода программ в эфир (на 15-й минуте одиннадцатого, четырнадцатого и, соответственно, восемнадцатого часа), имеет свое объяснение. Ведь в 10.00, 13.00 и 17.00 свой эфир ИРТА передает Первому каналу и информационной программе «Новости», которая вводит зрителя в мировые, международные, общероссийские новости и интерпретирует украинские через призму российских геополитических интересов. Потом уже информационный марафон подхватывает ИРТА с новостями Луганщины. То есть, мы видим, что на стратегию программной политики регионального вещателя влияет российский канал, под который подс-

траивается сетка вещания украиснкого регионального телеканала. Завершает же информационную картину дня регионального украинского телеканала в 20.00 программа «Время» (Первый канал).

Безусловно, сотрудничество с российским каналом позволило луганскому региональному телеканалу мощно утвердить себя в информационном поле области, решив для себя самую главную задачу - заполнить эфир канала телевизионной продукцией высокого качества и параллельно развивать собственное телепроизводство. С другой стороны, региональный вещатель, реализуя собственную стратегию развития канала, добровольно отдал часть своего эфирного времени россиянам, которые получили возможность для реализации своей информационной политики и геополитических векторов своей страны по отношению к Украине в целом и отдельным ее территориям в частности. Объяснений здесь несколько. Во-первых, сфера информационных услуг в Украине капитализировалась, а «она должна быть составной государства, равно как и воздух, вода и недра. Законодательное поле в Украине образцовое, благодаря ему в информационной отрасли работает кто и как хочет. <...> У нас (в Украине - Е. С.) всего 10% государственной доли, когда Франция, Польша, Германия - до 40 %, а некоторые наши соседи и 60%. Они имеют по 3-5 государственных радио, 2 - 3 телеканалы , а у нас, особенно в кабельных сетях, фактически сидит другое государство» [3, с. 47]. Во-вторых, дифференциация политического поля страны между прозападным (западные области Украины) и пророссийским (восточные области) векторами на фоне «медленного вхождения Украины в мировое информационное пространство при нехватке объективного представления о всех возможных угрозах, привело к экспансии и дискриминации другими государствами» [17, с. 161 - 168]. Не удивительно, что в приграничной территории региональный вещатель попал «под российский (информационный - Е. С.) зонтик» [15, с. 27], а прагматичность информационных атак в сторону Украины имеет и вполне конкретные последствия. Скажем, широкий информационный резонанс приобрела приватизация Лисичанского нефтеперерабатывающего завода, холдинговой компании «Лугансктепловоз» или передача в концессию обласного комунального предприятия «Лугансквода» российским компаниям. Российские СМК акцентировали внимание на том, что только российский инвестор способен вывести эти предприятия в лидеры отрасли. Пропагандистская кампания в СМК достигла поставленной цели - названные предприятия Луганщины получили российского владельца, однако о «лидерах отрасли» никто уже не вспоминает.

Между тем ИРТА рано или поздно вынуждена будет минимизировать, а впоследствии и убрать из эфира росийский канал, как это уже было с «Новым каналом». Это произойдет в процессе дальнейшего становления регионального производителя. Этому будет способствовать и задекларированный выход украинского регионального телеканала на спутниковое вещание. Потенциальному зрителю ИРТЫ в любом регионе Украины будет интересен именно региональный вещатель, а не ретранслируемый им российский продукт, который к тому же присутствует в любой украинской кабельной сети. В силу происходящего, российским телевизионщикам предстоит предпринять адекватные шаги для сохранения своего присутствия в информационной сфере восточноукраинского региона. По нашему мнению, они лежат в плоскости сближения не только по вертикали «федеральный центр - украинский регион», поскольку такая модель не в полном объеме учитывает специфику в данном случае украинской территории и разновекторность украинского и росийского информационного пространств, а и по горизонтали «российский регион - украинский регион», т. к. данная модель наиболее четко и в короткий срок интенсифицирует информационное сотрудничество региональных телекомпаний Украины и России.

Список литературы

1. Richard A. Welcome to the information age - 174 newspapers a day / The Telegraph. - 11 Feb. - 2011. - [Електронний ресурс]. - Режим доступу : http://www.telegraph.co.uk/ sci-ence/science-news/8316534/Welcome-to-the-information-age-174-newspapers-a-day.html.

2. Багиров Э. Г., Борецкий Р. А., Юровский А. Я. Основы телевизионной журналистики. - М.: Изд-во: МГУ, 1987. - 283 с.

3. Білорус О. Г. Глобалізація і національна стратегія України. - К. : ВО "Батьківщина" ; Броди : Просвіта, 2001. - 301 с.

4. Владимиров В. М. Журналістика, особа, суспільство: проблема розуміння : монографія. - К.: Київ. нац. ун-т ім. Тараса Шевченка, 2003.- 220 с.

5. Головчук О. В. Регіональне телебачення України в контексті політичних трансформацій суспільства : Дис... канд. наук: 23.00.03 - К.: 2007.

6. Гоян В. Типові та жанрові особливості інформаційної телепрограми: Посібник для студентів Ін-ту журналістики. - К.: Київський національний ун-т ім. Т. Шевченка, 2001. - 52 с.

7. Гринберг П., Вагнер Д., Маркоф Ш._Творческий телевизионный менеджмент [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://www.library.cjes.ru/online/?a=con&b_id=384& c_id=95i8.

8. Деркач А. Л. Достаточный изоляционизм: Сборник геополитических эссе - К.: Информационно-издательская группа «Телеграф», 2003. - 183 с.

9. Дмитровський З. Є. Телевізійна журналістика: навч. посіб. - Вид. 3-тє, доповн. -Львів: ПАІС, 2009. - 224 с.

10. Дугин Е. Я. Местное телевидение: типология, факторы и условия формирования программ. - М.: Знание, 1982. - 112 с.

11. Егоров В. В. Телевидение: теория и практика. Учебное пособие. - М.: Международный независимый эколого-политологический университет /факультет журналистики. 1993. - 306 с.

12. Зверева Н. В. Школа регионального тележурналиста. - М.: Аспект-Пресс, 2004. - 320 с.

13. Землянова Л. Новая экология телеэлектронной деятельности и теоретические про-блнмы современной коммуникативистики // Вест. Моск. ун-та. - Серия 10. Журналистика. -1997. - № 1. - С. 83 - 95.

14. Зернецька О., Зернецький П. Трансформації віртуального простору та парадигми впливу мас-медійних дискурсів // Політичний менеджмент. - 2005. - № 3 (12). - C. 100 - 107.

15. Іщук В. Україна: проблема престижності та ідентичності (масова комунікація і культура як суб'єкти формування громадян. та нац. свідомості). - Київ: Смолоскип, 2000. - 86 с.

16. Корнилов Е. А. Классификация социокультурных моделей журналистики // Вестник Московского университета. Серия 10. - 1999. - № 1. - С. 3 - 5.

17. Лемак В. Теорія держави для юристів і політологів: навчальний посібник. - Ужгород : Ужгородська міська друкарня, 2002. - 295 с.

18. Мащенко І. Г. Хроніка українського радіо і телебачення в контексті світового аудіовізуального процесу. - К.: Україна, 2005. - 384 с.

19. Стівенс М. Виробництво новин: телебачення, радіо, Інтернет / Пер. з англ. Н. Єгоро-вець. - К : Вид. дім “Києво-Могилянська академія”, 2008. - 407 с.

20. Федорів Т. В. Телевізійні новини в політичній комунікації України: жанрова типологія, технологія виробництва, взаємодія з аудиторією : дис... канд. філол. наук: 10.01.08; Київський національний ун-т ім. Тараса Шевченка. - К., 2004. - 272 с.

21. Цвик В. Л. Украинское телевидение: опыт, практика, проблемы. - К.: Мистецтво, 1985. - 186 с.

RUSSIAN TV NEWS IN UKRAINIAN LUGANSK REGION

The article describes the interrelations of TV broadcasters in Lugansk region of Ukraine on the line "Federal Center - Ukrainian region", and on line "Russian region - Ukrainian region", that intensifies the informative collaboration of broadcasting companies of Ukraine and Russia.

Keywords: television, news programs, regional Ukrainian television, Russian TV channels.

E. A. Solomin

Luhansk National Taras Shevchenko University

e-mail:

evgen_tv@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.