Научная статья на тему 'Криминально-правовые программы на российском телевидении: эволюция и современность'

Криминально-правовые программы на российском телевидении: эволюция и современность Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
2098
179
Поделиться
Ключевые слова
КРИМИНАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ПРОГРАММЫ / КРИМИНАЛЬНЫЙ КОНТЕНТ / ИСТОРИЯ / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ПРИЗНАКИ ПРОГРАММ / ФОРМАТЫ / ЖАНРЫ / НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Суховеева И. А.

В статье рассматриваются криминально-правовые телевизионные программы в историческом, теоретико-классификационном и этикоправовом аспектах. Обосновывается периодизация в истории их развития на отечественном экране, определяются признаки классификации, форматы и жанры, представленные на современном российском телеэкране. Уделяется внимание и вопросам государственного контроля над содержанием телевизионного эфира.

Текст научной работы на тему «Криминально-правовые программы на российском телевидении: эволюция и современность»

УДК 316.77:001.12/18; 070:001.12/18

КРИМИНАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ПРОГРАММЫ НА РОССИЙСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ: ЭВОЛЮЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

e-mail:

isuhoveeva@gmail.com

И. А.Суховеева

В статье рассматриваются криминально-правовые телевизионные программы в историческом, теоретико-классификационном и этикоправовом аспектах. Обосновывается периодизация в истории их развития на отечественном экране, определяются признаки классификации, форматы и жанры, представленные на современном российском телеэкране. Уделяется внимание и вопросам государственного контроля над содержанием телевизионного эфира.

Ключевые слова: криминально-правовые телевизионные

программы, криминальный контент, история, этапы развития, классификация, признаки программ, форматы, жанры, негативное влияние телевидения, государственный контроль.

Начало нового телевизионного сезона 2011 года в очередной раз доказало тенденцию к наращиванию криминально-правового контента в эфире российских телеканалов. К уже существующим четырем десяткам программ в эфире «Первого», «России-1» и НТВ добавились сразу несколько проектов: документально-правовые сериалы «Участковый детектив» («Первый»), «До суда» (НТВ), «Прокурорская проверка» (НТВ); журналистские расследования в сфере индустрии развлечений «Тайный шоу-бизнес» (НТВ); информационное ток-шоу с элементами журналистского расследования «Говорим и показываем» (НТВ); остросюжетное ток-шоу «Последнее слово» (НТВ) и др. Так сегодня российского зрителя уже практически не шокирует обилие подобной информации в эфире: он привык к бесконечному потоку криминала с телевизионного экрана. Наблюдаемый нами процесс эволюции криминальных программ в эфире отечественного телевидения продолжается три десятилетия, в течение которых формировалась особая программная политика телеканалов, криминально-правовые программы постепенно обретали четкие черты и признаки, развивались новые форматы и жанры этого класса телевизионной продукции. Но в современной истории и теории науки до сих пор уделялось недостаточно внимания исследованию этого вопроса, хотя он представляет несомненный научный интерес.

История развития криминально-правовых программ начинается в 1985 г., когда отечественное телевидение впервые обратилось к систематическому освещению криминальной тематики. В Советском Союзе того времени начались серьезные политические, экономические и социальные преобразования, был взят курс на «перестройку», что отразилось и на содержании телевизионного эфира.

Как пишут исследователи журналистики Е. А. Корнилов и Е. Е. Корнилова, засилье на экране убийств, кровавых разборок, взрывов и драк явилось неизбежной издержкой свободы слова. «После того, как в России рухнул «железный занавес», на телевизионные экраны страны хлынул поток американских и западноевропейских боевиков и фильмов ужасов. Мультфильмы, реалити-шоу и другие экспортируемые нам программы, содержащие акты насилия, были лишь первым шагом развития рейтингового телевидения в России» [1, с. 288].

Обращение журналистов к криминальному контенту посредством фильмов, выполненных в жанрах боевика и триллера, сериалам о деятельности правоохранительных органов, программам с информацией криминального содержания продемонстрировало не только социокультурные изменения в обществе, но и новый виток в организации творческих процессов. В своих программах журналисты стали открыто об-

суждать такие проблемы как наркомания, проституция, сексуальное насилие, коррупция, передел собственности, масштабные экономические преступления и т.д. В целом в истории развития криминально-правовой тематики на отечественном экране можно выделить следующие периоды:

1) 1987 - 1991 гг. - этап зарождения криминально-правового вещания в эфире отечественного телевидения, появление первых программ криминальной хроники («600 секунд», «По оперативным сводкам МВД»), а также обнародование криминальной информации в общественно-политических программах («Взгляд», «Тема», «Час пик»). Впервые в отечественном эфире зрители увидели совершенно новые в организационно-техническом, структурном и содержательном плане программы, новые ритм и манеру подачи информации, язык вещания.

2) 1991 - 1996 гг. - этап становления в телевизионном эфире программ, основное содержание которых составляет информация криминального характера. Для этого периода характерно расширение форматно-жанрового своеобразия программ: появляются новые проекты криминальной хроники («03», «Репортер»), журналистские расследования («Совершенно секретно», «Телебюро расследований») и документальные циклы-реконструкции («Самые громкие преступления 20 века», «Криминальная Россия»). На этом этапе происходит освоение авторами новых методов и приемов работы с криминально-правовой тематикой, поиск популярных форм, расширение тематических границ. Журналисты акцентруют внимание на описании подробностей похищения людей, конфликтов между преступными группировками в больших городах, статистике изнасилований, описанию поведения маньяков и убийц, технологий нарко- и работорговли, деятельности «черных риэлторов» и т.д. Еще одной немаловажной отличительной особенностью периода явился высокий интерес к реконструкции событий прошлого, освещению в эфире деталей громких уголовных дел, обнародованию архивных материалов. Программы криминально-правовой тематики впервые открыли зрителям лица сотрудников «засекреченных» служб - КГБ, спецподраз-делений правоохранительных органов, закрытых НИИ. В это же время начала формироваться программная политика телеканалов в отношении криминально-правовых проектов: передачи в сетке вещания стали занимать наиболее рейтинговое время -«прайм-тайм». Лидером в освоении криминальной ниши в описываемый период стал телеканал «РТР».

3) 1997 - 2000 гг. - этап развития и популяризации криминально-правовой информации в российском телеэфире. Он характеризуется увеличением количества криминально-правовых проектов, расширением жанровой линейки программ, созданием новых проектов по западным образцам. В этот период криминальная хроника («Дежурная часть», «На дорогах России») превратилась в непременную составляющую информационного вещания телеканалов. Проявился сильный интерес к расследованию событий советского прошлого и начала 90-х годов ХХ века («Документальный детектив»). Продолжилось освоение новых технологий, приемов и методов создания программ, которые стали отличать яркие герои, откровенные интервью, актуальные жизненные проблемы, шокирующее видео, сенсационность подачи материала, интерес к масштабным и громким преступлениям, обнародование компроматов.

Наиболее яркая тенденция этого периода - использование эфира и криминальной информации для ведения информационных войн, что было обусловлено изменением историко-политических и экономических условий. Смена политических курсов, борьба медиа-империй, финансовый кризис, поиск форматов, дающих наиболее высокие рейтинги, сказались на увеличении количества криминально-правовых проектов в эфире.

Огромное влияние на популяризацию криминально-правовых программ в структуре телевизионного вещания оказали и сериалы криминальной тематики: «Улицы разбитых фонарей», «Убойная сила», «Каменская», «Агент национальной безопасности», «Марш Турецкого», «Маросейка, 12», «Кобра», «Досье детектива Дубровского», «Зона» и т. д. Пик трансляции подобных фильмов пришелся на конец 1990-х годов.

Их популярность вынуждала российские телеканалы покупать права на трансляцию для привлечения зрителей, осуществлять повторные прокаты сериалов, снимать дополнительные серии для продолжения телесезонов. Завершился период полным изменением концепции криминально-правового вещания, которая стала тяготеть к «желтизне», бульварности, бытовым конфликтам. На этом этапе в освоении ниши криминальных программ стал отчетливо выделяться канал НТВ.

4) 2000 - по настоящее время- этап формирования концепции криминальноправового вещания на российском телевидении. Для него характерно увеличение количества криминально-правовых проектов в эфире, а также укрепление позиций уже имеющихся программ; расширение группы оперативных сводок («Дорожный патруль», «Чрезвычайное происшествие», «Агентство криминальных новостей»), художественных жанров за счет фильмов-реконструкций («Преступление в стиле модерн», «Следствие вели...с Леонидом Каневским», «Лихие-90-е»), популяризация жанра журналистского расследования («Специальный корреспондент», «Честный детектив», «Независимое расследование»), появление постановочных судебных ток-шоу («Федеральный судья», «Суд идет», «Суд присяжных», «Час суда»).

В этот период происходит освоение ниши криминального вещания отдельными телеканалами, программная политика телеканалов формируется с учетом особенностей криминально-правового вещания, ведется активный поиск новых жанровых форм. Отмечается и расстановка приоритетов в криминально-правовом вещании федеральными телеканалами. «Первый» и «Россия-1» транслируют в своем эфире программы, которые являются неотъемлемой частью их эфирного времени и представлены во всем многообразии форматов, но лидеры вещания не стремятся к наращиванию криминально-правовой тематики. НТВ, наоборот, криминально-правовое вещание сделал стержнем своей программной политики. В 2010 г. в эфире НТВ транслировалось 18 программ криминально-правового характера, а в 2011 сетка вещания пополнилась дополнился еще несколькими проектами: «В зоне особого риска», «До суда», «Дети. Истории всероссийского обмана», «Наказание. Русская тюрьма вчера и сегодня», «Прокурорская проверка» и проч.

Следует отметить, что на последнем этапе развития огромное влияние на процесс популяризации криминально-правовой тематики в эфире оказала смена политического курса. Владимир Путин, пришедший к власти еще во время «информационных войн», изменил «правила игры» в медиа-сфере как только был избран. Исследователи и телекритики заговорили о возвращении на экран цензуры, но не прямой, а скрытой, означающей, по сути, работу вещателей в рамках заданной политики и идеологии. С одной стороны, цензура запрещена на законодательном уровне, что прописано в основном для журналистов документе - законе «О СМИ». С другой стороны же, налицо однотипность в формировании информационной картины дня различными телеканалами, согласованность действий в освещении различных событий, негласный запрет на раскрытие отдельных тем, что подтверждает факт сильного государственного контроля телевизионного эфира.

Так, Н. Н. Старобахин, рассматривая журналистику нового века, пишет: «отныне и впредь владельцы масс-медиа должны были осознавать, что власть более не будет отстраняться от контроля за содержанием средств массовой информации. [...] В этом случае нужно было или уходить из профессии, или оставаться у работодателя, мнение, которого не разделяешь - например, заниматься «безобидными» вопросами, вроде исторических хроник или растительной и животной жизни» [4, с. 77, 79]. И журналистам пришлось встраиваться в новую «политическую телевизионную систему координат», что повлекло за собой изменения в «телевизионном меню» для населения страны. Начиная с 2000 года, телевизионные программы стали отличать нейтральность в оценках, отсутствие плюрализма мнений по наиболее острым проблемам действительности, аполитичность и стремление в развитии всего двух направлений вещания - развлекательного и криминально-правового. Акцент на развитии последнего позволял

телевизионным каналам сохранять «лицо», поскольку криминально-правовые программы, основанные на реальных фактах, в большинстве своем могли представлять образец качественной журналистики, направленной на удовлетворение потребностей в информировании аудитории, отстаивании прав людей и их интересов.

С другой стороны, поменялась специфика подачи криминально-правовой информации. Постепенно с телевизионного экрана исчезли программы, повествующие о криминальной стороне масштабных политических процессов, компроматы на лидеров государства и приближенных к ним, но в то же время продолжили тиражироваться сообщения о мелких бытовых преступлениях и коррупции в среднем звене чиновников.

Глубокое исследование процесса эволюции описываемых программ в отечественном эфире позволяет нам ввести в научный оборот понятие «криминальноправовая программа» на основании сходства в тематико-содержательных, композиционных, художественно-эстетических и других особенностях производства этого класса медиапродукции. Сегодня для определения статуса описываемых нами передач употребляются следующие варианты названий: а) криминальные программы, б) программы правоохранительной тематики, в) программы с информацией криминального характера, г) программы о криминале, д) программы криминальной тематики, е) детективно-криминальные передачи, ж) телевизионные программы о преступности и правоохранительной деятельности. Но ни одно из используемых названий не отражает полностью сути явления, а разрозненность и бессистемность подходов к определению целого класса программ требует комплексного изучения их характерных особенностей, что позволяет идентифицировать всю линейку передач по ряду критериев на основании классификационного анализа. Для объединения криминально-правовых программ в отдельный класс телевизионной продукции выделим единые признаки программ, определим критерии классовой идентичности, тематико-содержательные, функционально-целевые, жанровые и структурно-композиционные особенности.

Р. А. Борецкий дает следующее определение телевизионной программе: «. экономически, идеологически и политически детерминированная содержательная форма экранной периодики, планомерно и целенаправленно организующая в пространстве и времени разнотемные и разножанровые материалы, обусловленные спецификой канала, материально-техническими возможностями, уровнем организации творческого производства и адресованная дифференцированной аудитории» [5, с. 122]. Телевизионные передачи, имеющие сходство в тематико-содержательных, композиционных, художественно-эстетических и других аспектах могут быть объединены в отдельные классы программ. Криминально-правовые программы - яркий пример класса телевизионных передач, обладающих общими признаками.

Общими критериями классификации криминально-правовых программ выступают: тематика, проблематика, функциональная направленность передач и состав участников. Предметом пристального внимания исследователей является внутреннее наполнение программ, в частности, информация двух видов: криминальная и правовая.

Л. В. Третьякова в исследовании, посвященном правовой журналистике, обозначает правовую информацию как особый вид социальной информации, а правоохранительную - как подвид. Согласно мнению автора, «правоохранительная информация - это совокупность распространяемых средствами массовой информации сведений о конкретных правовых фактах (событиях, явлениях, поступках), воздействующих на сознание и психику аудитории СМИ и повышающих правовую информированность населения» [6]. Как правило, это информация, предоставленная сотрудниками правоохранительных органов или их пресс-службами, содержащая сведения о нарушении законных прав и интересов людей, а также о защите их правоохранительными органами. Кроме того, правоохранительная информация содержит: нормы права - в таком контексте, который позволяет любому человеку понять сложные юридические термины, комментарии правовых актов, ответы юристов на вопросы зрителей, материалы на судебные темы, отчеты о работе следственных органов, прокуратуры и милиции, «криминальную хронику».

Правовая и правоохранительная информация в содержательной структуре телевизионной программы - это лишь доля информационного потока, большую часть которого составляет именно криминальная тематика. Это подтверждает Д. Ю. Мартынкина: «В сегодняшних СМИ мы наблюдаем скудный жанровый состав публикаций по правовой тематике. Очевиден уклон в сторону уголовно-правовой тематики, хотя с преступлениями сталкивается значительно меньшее количество людей, чем с ситуациями, регулируемыми гражданским, семейным, трудовым и др. отраслями права» [3, с. 77]. Рассматривая признаки, позволяющие относить программу к определенному классу, можно было бы выделять криминальные и правовые передачи в отдельные группы и изучать их детально, но современный телевизионный экран - это не застывшая продукция, а постоянно развивающаяся, обретающая новые жанровые особенности, типологические признаки, реализующая новые цели и задачи в процессе творчества. Путь четкого разграничения программ на «криминальные», «детективные», «правовые» и т.д. вызовет в дальнейших исследованиях множество проблем, связанных с изменяющимися тенденциями в создании программ, а значит, будет требовать введения нового понятийного аппарата. Поэтому остановимся на следующем определении исследуемых передач: криминально-правовые программы - это телевизионная продукция, содержание всего выпуска которой составляет информация криминального характера - об уголовных преступлениях, злодеяниях или других событиях, имеющих отношение к процессу нарушения закона теми или иными способами, а также правовая - обеспечивающая толкование норм российского законодательства и, возможно, способствующая повышению уровня знаний населения в системе различных норм права.

В эту категорию включаются передачи:

1) посвященные анализу дорожно-транспортных происшествий как ситуаций, связанных с нарушением правил дорожного движения;

2) криминальная хроника, повествующая о последних событиях в преступном мире, поимке и задержании преступников;

3) шоу, в которых на примере реальных событий профессиональные судьи рассматриваются гражданские и уголовные дела;

4) журналистские расследования, стремящиеся показать зрителю картину современной действительности;

5) реконструкции, художественно воссоздающие события криминального прошлого с опорой на документальные сведения.

Криминально-правовые телевизионные программы имеют свои жанровые особенности, специфическую форму подачи материала, отличную от других передач манеру освещения и трактовки событий. Прежде всего, объединить их в отдельный класс программ позволяет ряд признаков тематического характера. Под тематикой мы понимаем совокупность тем в телевизионной программе. В криминально-правовых программах тематика такова:

1) преступления, определяемые уголовным правом: убийства, грабежи, похищения, нападения, изнасилования, оборот и торговля наркотическими средствами и т. д.;

2)правонарушения, ответственность за которые предусмотрена нормами административного, трудового, налогового и других отраслей права, в том числе злоупотребления в общественно-социальных вопросах - охрана окружающей среды, экономика, политика, здравоохранение, образование;

3) чрезвычайные происшествия дорожно-транспортные происшествия, пожары, катастрофы и др.;

4) терроризм и террористические акции как отдельное проявление противозаконных действий;

5) деятельность и результаты работы различных органов и подразделений милиции, прокуратуры, таможенной и других служб, в чьи функции входит обеспечение порядка, безопасности и защиты интересов населения;

6) пояснения, комментарии и консультации по нормам права, направленные на повышение правовой осведомленности зрительской аудитории.

Таким образом, класс криминально-правовых программ будут составлять следующие передачи: «Человек и закон», «Федеральный судья», «Специальное расследование», «Детективы» (Первый канал); «Дежурная часть», «Суд идет», «Дорожный патруль», «Честный детектив», «Специальный корреспондент», «Кулагин и партнеры», (телеканал «Россия-1»); «Криминальная Россия», «Чрезвычайное происшествие», «Совершенно секретно», «Кома - это правда», «Главная дорога», «Особо опасен!», «Профессия- репортер», «Программа максимум», «Чистосердечное признание», «Следствие вели...», «Суд присяжных», «Борьба за собственность», «Спасатели», «Преступление в стиле модерн», «Дети. Истории всероссийского обмана», «Прокурорская проверка», «Русская тюрьма: вчера, сегодня, завтра» (НТВ) и др.

При рассмотрении особенностей криминально-правовых программ, обусловливающих определение объема понятия, следует учитывать специфику участников или героев данного телевизионного продукта. Прежде всего, это рядовые граждане, участники, жертвы или свидетели событий, сотрудники или представители полиции и других правоохранительных органов, адвокаты, судьи, а также нарушители закона.

Отдельный аспект в процессе введения в научный оборот термина, характеризующего представляемый класс телевизионных программ, - рассмотрение целей, которые преследует та или иная программа. Цель каждой программы зависит от множества факторов и находится во взаимосвязи с типологическими особенностями, жанровой спецификой канала в целом, но может отдельно рассматриваться для каждой из существующих программ. Тем не менее, возможно определить основные из них:

- «информирование»: трансляция зрителям сообщений о событиях, связанных с нарушением закона в стране или регионе;

- «анализ»: взгляд, оценка, авторский комментарий событий с использованием выразительных средств телевидения, зачастую со стремлением к тому, чтобы зрители самостоятельно проанализировали ситуацию или дали оценку фактам, нарушающим общественно-социальную безопасность населения;

- «участие»: предложение зрителю приложить усилия для помощи в поимке преступника, сообщить информацию, известную по какому-либо факту, прозвучавшему в программе, а также стать героем программы или сюжета, рассказав свою ситуацию;

- «развлечение»: создание легкой формы повествования, не требующей особых умственных усилий для понимания ситуации, использование формата шоу для придания правовой или криминальной информации элементов развлечения, предложение расслабиться и отдохнуть за просмотром программ;

- «сенсация»: демонстрация пикантных, скандальных деталей какого-либо события или смакование подробностей криминального характера из личной жизни известных людей;

- «просвещение»: трактовка и пояснение в сюжетах с информацией криминального или правового характера механизмов функционирования закона, толкование особенностей решения конфликтных ситуаций с помощью юридических знаний с целью повышения правовой грамотности населения;

- «улучшение имиджа»: создание благоприятного образа правоохранительных органов, решающих задачи по пресечению преступлений, поимке преступников, борьбе со злоумышленниками и т. д.

Тематика, проблематика, состав участников передачи, целевое назначение - это основные признаки, характеризующие класс криминально-правовых программ и определяющие принадлежность к нему той или иной передачи. Однако наиболее полную характеристику классу криминально-правовых программ можно дать только с учетом второстепенных признаков. Эти передачи имеют отличительные особенности, к которым относится язык повествования, специфика видеоряда, манера поведения ведущего и авторов программ, оформление студии.

Представляет проблему в современной науке и форматно-жанровая природа телевизионных программ, поскольку спорными остаются вопросы идентификации форматов и жанров. Используя терминологию, предложенную В.Л. Цвиком, которая основывается на рыночной природе формата и эстетической жанра, нами определены форматы криминально-правовых программ на современном телеэкране и жанры, являющиеся составной частью каждого формата. Современные криминально-правовые программы идентифицируются в следующих форматах: оперативные сводки, аналитический цикл, журналистское расследование, судебное ток-шоу, реалити-проект, фильм-реконструкция, документально-правовой сериал.

Оперативные сводки представляют собой совокупность сведений о совершенных в стране и мире преступлениях, представленных в форме блока новостей о чрезвычайных событиях, дорожно-транспортных происшествиях, поиске и задержании преступников, о раскрытии преступлений, о деятельности правоохранительных органов по защите населения от лиц, нарушающих закон и т. д. Формат характеризуется: наличием информационного повода, оперативностью сообщения, социальной значимостью события, присутствием комментариев. Жанровую палитру оперативных сводок составляют устные сообщения, репортажи, отчеты, выступления, комментарии.

Аналитический цикл определяет наличие нескольких блоков, объединенных общей темой или задачей, а также рубрик, логически концентрирующих внимание на определенном круге вопросов. Он состоит из рубрик, каждая их которых раскрывает отдельную правовую или социальную проблему, с которой приходится сталкиваться гражданам. От передач оперативной сводки, эти программы отличает наличие анализа, подробного комментария происходящего, а также авторской оценки события или явления. Жанровую структуру аналитического цикла составляют: обзор, обозрение, комментарий, интервью, проблемный репортаж.

Журналистское расследование - это формат и жанр современных телевизионных программ, в котором есть поиск, обнародование и исследование неких фактов, имеющих существенное значение для зрителей, но находящихся вне поля общественной доступности. Корреспонденты этих передач проводят свое собственное расследование, демонстрируя зрителям недоверие к крупным чиновникам, сотрудникам различных оперативных органов и другим лицам, способствующим развитию негативных явлений в нашей стране.

Судебное ток-шоу - это постановочный (игровой) формат телевидения, предлагающий зрителю стать свидетелем судебного заседания, аналогичного реальному процессу, сочетающий в себе все элементы ток-шоу и выполняющий функции развлечения аудитории с незначительной долей просвещения в правовых вопросах.

Реалити-проекты в группе криминально-правовых программ пока не освоены отечественными телекомпаниями, но представляют из себя шоу, транслируемые онлайн. Формат образуют: заранее спрограммированная ситуация, несколько скрытых камер, ведущих наблюдение в различных режимах от студийного до уличной съемки, возможность использования передвижной телевизионной станции, сенсационные факты в прямом эфире, обилие подробностей проведения операции, детализация действий героев программы и т.д. Примерами иностранных реалити-проектов могут служить «Cops» («Полицейские») и «America's Most Wanted» («Разыскиваемые в Амери-

)и и ' О 1—г о о

, а отечественной программой был единственный проект «Поймать вора», который после нескольких выходов в эфир был закрыт, поскольку невольно способствовал процессу увеличения квартирных краж в стране.

Фильм-реконструкция представляет законченную документальную история, повествующую о расследовании российскими правоохранительными органами конкретного уголовного преступления, с воссозданием картины происходящего. Производятся досъемки, записываются комментарии, используются видеоматериалы, предоставленные оперативно-следственными органами, материалы уголовного дела, а также архивные кино- и телематериалы. В некоторых случаях рассмотрение одного дела превращается в сериал.

Документально-правовой сериал - это синтетический формат, названия которому еще нет в теории журналистики, в его основе расследование, имеющее аналог в реальной жизни, но реализовано при помощи актерской игры. Ряд признаков позволяет рассматривать эти сериалы в качестве криминально-правовых программ: в основе сюжета лежат реальные факты и человеческие истории, актеры снимаются под своими собственными именами, сериалам присуща документальная стилистика телевизионного изображения. Кроме этого, съемочные площадки - не студийные декорации, а реальные улицы, жилые и административные здания; повествование ведется в прошедшем времени, демонстрируется уже завершенное расследование с использованием закадровых комментариев.

Процесс форматной трансформации программ и эволюции жанров на российском телевидении будет продолжаться, поскольку он обусловлен соседством других телевизионных форм, изменением социальных функций телевидения как СМИ, влиянием программной политики телеканалов. Последний аспект также интересен для исследования, так как наблюдается ряд закономерностей в размещении криминальноправовых программ в сетке вещания каналов:

1. В будние дни программы криминально содержания располагаются таким образом, чтобы зритель мог, переключая каналы, смотреть только криминальный контент;

2. Выбор времени трансляции определяется форматно-жанровыми особенностями передач. Программы оперативной хроники в форме новостей занимают утренние и дневные часы эфира, а авторские передачи и журналистские расследования, а также фильмы-реконструкции транслируются в вечерние часы во время прайм-тайма;

3. Форматообразующий принцип лежит и в основе размещения программ по дням недели. Например, оперативные хроники и аналитические циклы в большинстве случаев транслируются в будние дни, а журналистские расследования и фильмы-реконструкции в выходные;

4. Все программы имеют закрепленное время в эфире, за исключением вечерних выпусков передач-хроник. Такие как «Дежурная часть» («Россия-1») и «Чрезвычайное происшествие» (НТВ) в вечерние часы занимают плавающие позиции, которые определяются длительностью транслируемых в эфире художественных фильмов и сериалов;

5. В выходные дни сетка вещания «Первого» и «Россия» не перегружена программами на криминальную тему. «Первый канал» отказался от этих передач в субботу и воскресенье и сделал выбор в пользу познавательных и развлекательных программ. «НТВ», наоборот, насыщает криминально-правовыми программами выходные дни в вечернее время;

6. Большинство передач имеют четкое время выхода в эфир в каждый из дней недели, причем в утренние часы оно не изменяется, а в вечерние может корректироваться, но незначительно - от 5 минут до получаса.

Главная же особенность построения сетки вещания основных трех телеканалов заключается в следующем: расположение программ в эфире происходит так, чтобы время трансляции передачи одной телекомпании не совпадало и не перекрывалось передачей другой телекомпании. Таким образом, достигается максимальная зрительская аудитория для просмотра конкретной передачи криминального содержания. Зрителю не приходится выбирать между любимыми передачами конкурирующих телеканалов, а соответственно, рейтинг каждой программы не приходится делить на количество телеканалов. В итоге, популярные криминальные программы завоевывают рейтинг и внимание зрителей благодаря грамотному размещению их в сетке вещания каждого телеканала. А фактор специфического размещения программ криминального содержания в сетке вещания, объем и количество криминальных новостей и журналистских расследований, является определяющим при рассмотрении вопроса влияния насилия и жестокости, транслируемого по телевидению, на психику человека и формировании в общественном сознании образа криминальной страны.

В результате просмотра телевизионных программ криминального содержания определяющее значение имеет атмосфера насилия, нагнетание негатива, актуализация информации о преступлениях, детализация жестокости и насилия, существующего в обществе, деформирование восприятия действительности, коллапс жизненных норм, ослабление патриотических ценностей и т. п. Концентрация подобной информации, многочасовые объемы вещания по отношению к программам другого типа не отражают объективную действительность, а формируют «виртуальную» реальность, оказывающую огромное влияние на зрителей, особенно на детей и подростков, которые проводят за просмотром телевизора несколько часов день.

Конечно, программы подобного рода необходимы в сетке вещания телевизионных каналов, поскольку они выполняют определенные функции информирования и правового просвещения граждан, но их избыточное количество негативно сказывается на социальных настроениях общества, что подтверждают результаты многочисленных социологических исследований. Кроме того, ряд программ не несут важных для российского зрителя функций, как информирование, просвещение, повышение грамотности населения в области права, юридическое консультирование и т. д, а формируют посредством развлечения особое отношение к телесмотрению, к образу каналов, представляя потребление криминальной, скандальной информации как модное веяние времени.

Так, в журнале «Медиапрофи» был опубликован «устав» программы НТВ «Русские сенсации», в котором полностью прописаны принципы создания скандального еженедельного приложения к «Программе Максимум». Например, среди требований к разработке фильма значится обязательное наличие драматических историй: «где ключевые слова: большие жертвы, невиданный размах, безвыходная ситуация, огромные разрушения, трагические события, беспрецедентное дело» [7, с. 62 - 63]. Своей финальной целью создатели проекта ставят следующую: «Зритель должен смотреть его, не отрываясь. А, посмотрев, сказать: «Да, это было не только захватывающе, но и свежо. А КОЕ-ЧТО из того, что мне показали, я увидел ВПЕРВЫЕ, а НЕКОТОРЫЕ вещи мне РАСКРЫЛИ глаза, многое оказалось НЕОЖИДАННЫМ. К тому же, это - модное телевидение»» [7, с. 62 - 63]. Такой подход означает, что творческие коллективы каналов постоянно формируют телевизионные программы, в которых «накал», «градус» сенсационного, криминального, преступного постепенно возрастает, а зритель находится в постоянном ожидании нового, «горячего», все более откровенного видеоконтента. И это вновь раскрываемое, демонстрируемое, опять обновляет в сознании человека установки и ценности, а определенные действия и поступки превращает в социальные нормы, вырабатывая терпимое отношение к противозаконному.

При этом в России правовому контролю за содержанием телевизионного эфира препятствует ряд факторов : отсутствие четких формулировок в действующем законе «О СМИ», лоббирование интересов вещателей в законодательных органах, бездейственность актов саморегулирования, несоблюдение законодательства в отношении прав детей, например, закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» и т. д., а необходимость принятия мер по осуществлению контроля назрела давно, что подтверждает В. Т. Третьяков: «Для меня бесспорно, что Россия как страна, нация и государство, как особый цивилизационный субъект и человечества вообще, и евроатлантической цивилизации в частности, либо погибнет, либо превратится в нечто на себя непохожее, если ее культурные образцы будут опошлены и низвергнуты, а культурные коды уничтожены. Следовательно, выбор прост: либо смириться, либо бороться» [8, с. 6].

Анализ западного опыта и проблемы этико-правового регулирования в России показывают, что стимулирование процессов саморегулирования вещания со стороны журналистского сообщества в нашей стране не применимо. Любые механизмы саморегулирования в сложившихся условиях отсутствия контроля будут неэффективны до тех пор, пока не будет введен курс на регулирование со стороны государства. Поэтому наиболее приемлемым на начальном этапе реформирования системы контроля за вещанием будет следующее:

1. Введение квоты на трансляцию программ и фильмов иностранного производства с обязательным созданием программ, обеспечивающих потребности общества в получении разнообразной и независимой информации по примеру Франции. Подобные меры должны включать в себя введение не менее 2 раз в неделю, в прайм-тайм, передач российского производства, вещание обучающих и познавательных программ, а также передач, популяризирующих культуру. В целом, определенный объем программ должен сохранять и пропагандировать русский язык, национальную культуру, что является чрезвычайно важным для современной России. При этом трансляция качественных программ должна производиться во время, собирающее у экрана достаточно широкую аудиторию;

2. Введение системы предупреждений со стороны телевизионных каналов о нежелательном просмотре программы для определенных возрастных категорий сначала в рамках программной сетки отдельных федеральных каналов с последующей разработкой единой системы для всего вещательного сектора.

Перечисленные методы, применяемые в западных странах, основаны на системе экспертных оценок. Применительно к европейским государствам, подобные механизмы регулирования четко работают, поскольку работают инструменты гражданского общества, позволяющие механизмам государственного регулирования и саморегулирования быть эффективными. Но в современной России, в связи с особенностью взаимодействия экспертных сообществ и заинтересованных медийных групп, а также с учетом идеологического состояния общества, есть сомнения, что механизмы саморегулирования будут работать.

Наиболее приемлемой для регулирования содержания современного телевизионного эфира представляется система мер государственного контроля. Для исследуемых криминально-правовых программ, необходимо введение более экспертнонезависимого метода расчета степени криминальности той или иной программы, позволяющего определить уровень концентрации факторов, способных оказывать негативное воздействие на аудиторию, в том числе детскую, во время постоянного просмотра той или иной программы из ряда криминально-правовых.

3 января 2011 г. президентом России Дмитрием Медведевым подписан закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Принятый закон отличается от предложенного к обсуждению в Государственную Думу РФ законопроекта «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию», поскольку в нём минимизирован понятийный аппарат, отсутствует большинство предлагаемых ранее определений, недостаточно точно прописан механизм проведения экспертизы телевизионной продукции и органы, уполномоченные ее осуществлять. Тем не менее, закон призван стать первым шагом в осуществлении контроля за содержанием эфира российских телеканалов. Кроме этого, используя предлагаемый законодателями понятийный аппарат, можно определить коэффициента криминальности каждой телевизионной программы. Т.е. показатель уровня концентрации факторов, способных оказать деструктивное влияние на сознание аудитории и категоризированных по содержанию и художественно-изобразительным средствам, используемых в программе, с учетом объема ее аудитории.

Для России приемлемым будет осуществление этого с участием Общественного Совета, опирающегося на законодательно закрепленные нормы и оценку привлеченных экспертов. Ученые в области тележурналистики, психологи, общественные деятели сферы культуры и т. д. применяли бы специально разработанную матрицу, которая по ряду критериев позволяет категоризировать любую телевизионную продукцию на основании ее контента. Результатом анализа стало бы присвоение программе «коэффициента криминальности», который включает анализ программ в соответствии с критериями содержания, заложенными в рассматриваемом нами ФЗ, защищающем детей от вредной для их здоровья информации, на основании мнения аудитории по результатам анкетирования фокус-групп и времени трансляции программы.

К примеру, в течение суток в будние дни на трех основных российских телевизионных каналах имеет место почасовое распределение аудитории. При этом на каналах наблюдается несколько пиковых нагрузок в течение дня, когда у экрана собирается наибольшее количество зрителей различных аудиторных групп (домохозяйки, дети, молодежь, работающие женщины и мужчины т. д.). Примечательно, что для каждой группы в пиковые часы в сетке вещания канала - криминально-правовая программа. Применение «коэффициента криминальности» позволит программу, которая, на основании анализа, содержит информацию устрашающего характера, подробно описывает методы совершения преступления, детализирует сцены, переместить в сетке вещания из часов наиболее пиковой аудиторной нагрузки.

Результаты исследования, проведенные автором, доказывают, что наивысший «коэффициент криминальности» имеют программы телеканала НТВ, такие, как: «Программа Максимум. Скандалы. Интриги. Расследования», «Профессия-репортер», «Русские сенсации», «Чистосердечное признание». Внедрение подобного «коэффициента криминальности» позволит соблюдать право на получение специализированной информации, но не будет оказывать негативного влияния на максимальное количество зрителей в час, что заставит телеканалы искать новые формы программ для «прайм-тайма», способствующих изменению массового сознания в сторону пропаганды культурных ценностей, воспитания и просвещения.

Поэтому наиболее эффективным механизмом в настоящее время представляется реализация четкой государственной стратегии по осуществлению системы мер контроля за содержанием телевизионного эфира, для чего со стороны государства необходимы еще несколько шагов:

Во-первых, доработка закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», введение более точного понятийного аппарата для осуществления экспертизы продукции. Или разработка и принятие нового закона, регулирующего телевизионные трансляции и содержание эфира, необходимое условие которого - четкий и подробный понятийный аппарат, а также указание ответственности сторон в случае выявления нарушений.

Во-вторых, определение органа негосударственного статуса, в функциях которого будет разработка рекомендаций, законов, а также методических указаний к их использованию для государственного органа, осуществляющего контроль за вещанием. Например, Общественный совет (или Экспертный совет) в структуре Общественной палаты России должен заниматься экспертной оценкой качества телевизионных программ, а также служить посредником в системе взаимодействия общество (зрители) -исполнительный орган - СМИ. Членами Совета должны являться ученые из области журналистики, телевизионные журналисты, члены профессиональных ассоциаций, сотрудники министерств образования, культуры и связи, а также известные общественные деятели.

В-третьих, наделение органа исполнительной власти полномочиями по осуществлению контроля за содержанием телевизионного эфира согласно принятой в стране системе мер регулирования. Такими полномочиями можно было бы наделить специально созданное структурное подразделение в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Этот орган периодически осуществлял бы мониторинг телевизионной продукции, выносил предложения Общественному (Экспертному) совету для оценки уровня качества программ, а также осуществлял бы обратную связь с аудиторий. Принцип взаимодействия мог бы строиться по английскому варианту OFCOM, когда зрители имеют возможность высказать свое мнение по поводу той или иной программы и указать на то, что она способна негативно повлиять на детей, семейные ценности и т. п. Но главным в этом процессе должна стать практика принятия мер в случае нарушения законодательства, чтобы прописанные и выработанные механизмы не оставались на бумаге, а работали эффективно.

Список литературы

1. Корнилов Е. А., Корнилова Е. Е. Массовые коммуникации на рубеже тысячелетий. Научное издание. - СПб, 2011.

2. Закон РФ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (2011).

3. Мартынкина Д. Ю. Правовое просвещение населения через печатные СМИ: история и современность/ Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2010, - № 5.

4. Старобахин Н. Н. Программная политика общенациональных российских телеканалов (1999 - 2006 гг.): информационная повестка дня и медиа-реальность: диссертация... кандидата филологических наук. Москва, 2008. - С. 77 - 79.

5. Борецкий Р. А. В Бермудском треугольнике ТВ. / Под общей редакцией Я. Н. Засурского. М: Издательство ИКАР; Факультет журналистики МГУ, 1998. - С. 122.

6. Третьякова О. В. Правовая журналистика.//Законодательство и практика масс-медиа //http: //www.medialaw.ru/publications/zip/104/5.htm

7. «Русские сенсации»: 8V2 простых истин.// Медиапрофи. - № 5, 2009. - С. 62 - 65.

8. Третьяков В. Т. ТВ: От ужасного к великому. // Известия. - 2009.14 мая (№ 82).

CRIMINAL-LAW PROGRAMS OF RUSSIAN TV-BROADCASTING: HISTORYAND MODERNTIMES

I. ASuhoveeva

Southern Federal University, Rostov-on-Don e-mail:

isuhoveeva@gmail.com

The article deals with criminal-law television programs in historical, theoretic classification and ethical-legal aspects. The periodization substantiated in the history of their development on russian television broadcoasting, determinated classifications indications, formats and genres represented on TV. Attention is paid to issues of government control over the content of the television air.

Key words: criminal-law television programs, criminal content, history, stages of development,

classification, program indications, formats, genres, negative effects of television, government control.