Научная статья на тему 'Телевидение в российском медиапространстве: история, особенности и перспективы развития'

Телевидение в российском медиапространстве: история, особенности и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
7089
866
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАПРОСТРАНСТВО / ВИРТУАЛИЗАЦИЯ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ / ФУНКЦИИ / ЖАНРЫ / ТЕХНОЛОГИИ ТЕЛЕВИДЕНИЯ / HISTORICAL MEMORY. GENRES / RUSSIAN IDENTITY / GENERAL CIVIL IDEOLOGY AND VALUES / INTERETHNIC COMMUNICATION / TV TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Абрамов В. Г.

Телевидение, по мнению автора, переживает своеобразный медиаренессанс. В статье раскрыты особенности различных периодов развития отечественного телевидения, анализируются тенденции и перспективы современного этапа его развития. Наиболее существенным представляется переход от государственного к коммерческому телевидению, в результате которого изменились функции, жанры, технологии и ценности телевидения. Автор подробно характеризует жанры и программную политику основных каналов отечественного телевидения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question of the formation of civic identity and ideology in a multiethnic region

The article discusses the formation of civic identity of Russia citizens. It shows on the basis of opinion polls a low degree of communication processes in the Volga Federal District and in the country as a whole. It shows on the basis of critical assessment of the common history book for secondary schools the need for education of respect to the historical heritage of the Russia citizens by means of history.

Текст научной работы на тему «Телевидение в российском медиапространстве: история, особенности и перспективы развития»

>-т-1 с/

Телевидение в российском медиапространстве: история, особенности и перспективы развития

В.Г. Абрамов

Уже более полувека телевидение является самым общедоступным и недорогим средством коммуникации, имеющимся практически в каждом доме. Это обстоятельство делает его не только одним из самых влиятельных средств социального управления, но и самым мощным фактором виртуализации массового сознания1. Это со всей очевидностью подтвердилось в ходе развернувшегося весной 2014 г. украинского кризиса.

А между тем еще несколько лет назад казалось, что телевидение в ближайшем будущем отойдет на второй план в современном медиапространстве: среди экспертов разных областей науки (социологов, культурологов, политологов, журналистов) раздавались голоса, предрекавшие постепенное отмирание телевизионного жанра, росло убеждение, что телевидение не выдержит конкуренции с новыми интернет-коммуникациями.

Что же произошло на наших глазах? Почему повсеместно ширится ощущение, что век телевидения у нас в стране не только не закончен, но оно переживает своеобразный медиаренессанс? Представляется, что для этого есть несколько причин.

Во-первых, задача массового охвата Интернетом российского населения далека от реализации: в регионах наиболее доступным и всеохватывающим средством массовой информации по-прежнему остается телевидение. Этот фактор стал решающим при развитии политического процесса и на Украине весной 2014 г.: технологии массового воздействия были ориентированы (и остаются таковыми до сих пор) именно на телезрителя, а не активного интернет-пользователя1 2.

Во-вторых, специфика тележурналистики позволяет использовать новые жанры, например: видеосюжет, беседа, дискуссия, ток-шоу, которые создают мощный эффект личного присутствия, а порой и личного участия в происходящих на экране событиях. Зритель начинает воспринимать их как личные, а не происходящие где-то далеко и не имеющие к нему никакого отношения,

1 См. подробнее: Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: ЭКСМО - ПРЕСС. 2002. 832 с.

2 По результатам проведенного ВЦИОМ 1-2.05.2010 . опроса (были опрошены 1600 чел. из 42 регионов РФ), 92% населения узнают новости по телевидению, 20% — из прессы, 15% — из Интернета, 12% — по радио. См.: Гудяков Р.В. Драматизация информации на российском телевидении как фактор формирования социальной идентичности: дис. ... канд. филол. наук / Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. М., 2012.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

129

Научные сообщения

растет его заинтересованность в их разрешении, вырабатываются политические предпочтения и взгляды. В итоге — формируется то или иное политическое сознание.

В-третьих, обычный телезритель не хочет прикладывать много усилий для поиска нужной информации. Самое большее, на что он способен, — это переключение кнопки на телевизионном пульте управления. Он может параллельно заниматься чем-то другим: отдыхать, есть, читать. При пользовании интернеттехнологиями это невозможно, поэтому интернет-пользователь a priori более активен и сознателен, он должен приложить немало усилий для поиска нужной информации на различных сайтах.

В-четвертых, телевизионная коммуникация обладает своеобразной особенностью — она формирует общность зрителей, используя так называемый эффект виртуальной «соборности», совместного действа всего населения в общих интересах, сопричастности к общему делу. Этому способствуют такие телевизионные жанры, как: документальный фильм, интервью, выступление, пресс-конференция. Участвующие в этих передачах политические деятели представляются как «хорошие знакомые», «свои», «друзья, которых я хорошо знаю».

В-пятых, совсем недавно появились совершенно новые инструменты телевизионного вещания, которые можно охарактеризовать как смешанные теле- и интернет-технологии. Речь идет о малобюджетных новостных телеканалах типа Life News, где используются технологии «Скайп», благодаря которым еще более усиливается эффект соучастия и «соборности».

Таким образом, телевидение как одно из средств массовой информации не потеряет своих позиций в ближайшей перспективе, а останется важнейшим актором российского медиапространства3, формирующим общественное мнение, причем воздействие на общественное сознание становится важнейшей функцией телевидения.

Известно, что в советский период, несмотря на превалирование идеологического контента, основными функциями телевидения являлись информационная и культурно-просветительская. Программная политика телеканалов характеризовалась отсутствием развлекательных программ (в сетке вещания не было ток-шоу), криминальных новостей, демонстрации художественных фильмов низкого профессионального качества. Можно отметить, что в советский период телевидение развивалось как экстенсивно, так и интенсивно, отличалось высоко профессиональным подходом к отбору фактов, владению русским языком и общей нравственной культурой.

В конце 1980-х - начале 1990-х гг. в период перестройки и гласности, отмены цензуры вся совокупность политических перемен, происшедших в нашем обществе, раскрепостила телевизионных журналистов, в том числе и авторов информационных программ. Перемены назревали в недрах информационных служб. В противовес сухой официозной программе «Время» появились ночные выпуски Телевизионной службы новостей, в которых работали молодые репортеры. На зрителя обрушилось небывалое количество разоблачительных, пре-

3 Мясникова М.А. О научных подходах к исследованию сущности телевидения // Ученые записки Казанского ун-та. Сер. Гуманитарные науки. 2009. Т. 151. Кн. 5. Ч. 2. С. 257-264.

130

Выпуск 3 2014

В.Г. Абрамов

дельно откровенных материалов. Резко выросло количество прямых передач, не подвластных редакторским ножницам. Лидерами в этом отношении оказались молодежные программы «12-й этаж» и «Взгляд». Это был важный период в истории отечественного телевидения, по-настоящему до конца не проанализированный, ибо именно в этот период впервые использовались новые технологии массового воздействия, виртуализации общественного мнения. Особенно большое влияние оказали в этом смысле телемосты между СССР и США, СССР и Англией — совершенно новый жанр для отечественного телевидения. Подбор обсуждаемых тем и вопросов произвел буквально шоковое впечатление на советских зрителей. Можно констатировать значительную роль телевидения в процессе разрушения советского режима.

После распада СССР в 1991 г. телевидение вступило в совершенно особый этап своего развития, связанный прежде всего с тем, что возникшая в стране новая форма собственности — частная — позволила сформировать новый вид телевидения — коммерческий. Если в предшествующий небольшой по времени этап телевидение выполняло свою роль в качестве деструктивного нового технологического средства, подготовившего во многом изменение массового общественного советского сознания, то в период после 1991 г. основной функцией телевидения становится формирование нового общественного сознания, отвечающего рыночному хозяйству, создаваемому в результате либеральных шоковых реформ4. Новой России перешло 75 телецентров и телестудий — больше половины «хозяйства» бывшего Гостелерадио СССР. Остальное осталось в ведении бывших республик СССР. На сузившемся информационном пространстве сначала вели передачи две большие государственные компании — «Останкино» (1-й канал) и РТР (2-й канал). На полтора-два часа в день передачи 2-го канала уступали место в эфире программам краев, областей, республик, однако не все субъекты РФ имели свои телецентры.

К началу 1993 г. картина резко изменилась: число вещательных и продюсерских телеорганизаций в России достигло тысячи. Некоторые, правда, действовали лишь на бумаге — получили лицензии. Тем не менее переход России к рыночным отношениям активизировал частную инициативу в сфере ТВ. Лицензии выдавались в соответствии с законом РФ «О средствах массовой информации» от 1991 г. На протяжении ряда лет в Госдуме обсуждались варианты специального Закона о телерадиовещании. В 1996 г. законопроект был принят Думой, но отклонен Советом Федерации: законодатели не достигли консенсуса по вопросу о степени и формах допустимого контроля над вещанием, об условиях получения и продления лицензий.

В 1993 г. появляются телекомпании «ТВ-6 Москва» и канал НТВ. Его создатели предложили зрителям разные варианты расшифровки первой буквы: «негосударственное», «новое», «наше», «независимое», хотя о «независимости» говорить не приходится: НТВ принадлежало медиамагнату В. Гусинскому, аналитическая программа «Итоги» отражала его интересы. С 1 апреля 1995 г. первый канал передан от «Останкина» новой структуре — акционерному

4 См. подробнее: Разлогов К.Э. Новые аудиовизуальные технологии. М.: Едиториал УРСС. 2005. 488 с.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

131

Научные сообщения

обществу закрытого типа ОРТ, что расшифровывается как «общественное Российское ТВ». На дециметровых, менее доступных владельцам старых телеприемников каналах стали выходить программы компаний «Рен-ТВ», ТНТ, М-1, СТС («сеть телевизионных станций»), впервые появляются кабельные каналы5. Пятый канал (прежде санкт-петербургский) в 1997 г. отдан новому структурному подразделению Российской гостелерадиокомпании, получившему название «Культура»6. В соответствии с Указом Президента РФ от 8 мая 1998 г. созданы государственный медиахолдинг на базе РТР, «РИА-новости» и 88 региональных государственных телекомпаний и технических телецентров. Таким образом, в сфере телевидения вновь выстраивается управленческая вертикаль «центр -регионы, необдуманно разрушенная после распада СССР.

В итоге телевидение, опробовав почти все формы собственности (акционерную, частную и проч.), перестало быть государственной монополией и стало превращаться в одну из сфер рыночного хозяйства, в которой начали действовать такие механизмы, как конкуренция, потребительский спрос и др., что обусловило его постепенную трансформацию из классического средства массовой информации, чем оно по преимуществу было до сих пор, в рыночную услугу населению. Такая коммерциализация привела к снижению профессионализма, привлечению в большом объеме рекламы, к особой жанровой политике каналов, их постепенной специализации. «Резкая, подчас непримиримая оценка в СМИ прошлого и настоящего страны многими людьми оказалась не принята, что и способствовало стремительному расколу общества. Массмедиа начали поднимать темы, не вписывающиеся в традиционные ценности общества (жизнь знаменитостей, вопросы секса и т. д.)»7. Эксперты отмечают особенно сильное влияние телевидения на детскую аудиторию, которая, не имея опыта художественно-эстетического развития, более других социальных групп подвержена манипуляции8.

Развитие «экономического плюрализма» будет вести к дальнейшей многопрограммности и телевизионному глобализму, ибо в этой сфере коммуникаций действительно не существует границ, и наиболее характерной тенденцией современного этапа развития телевидения является усиление присутствия иностранных каналов. Сейчас можно подписаться на просмотр пакета программ из 9 или 16 зарубежных каналов, среди которых английская Би-би-си, французская ТВ 5, германская ПРО 7, американский Суперчэнел, Си-эн-эн, МТБ. Спутники Intersat транслируют 5 телепрограмм Италии, 4 — Норвегии, 3 — Англии. Спутники Astra позволяют принимать 9 программ телевидения Германии, Англии, США. Девять турецких телеканалов транслирует спутник Turksat. После запуска принципиально нового спутника Hot Bird («Жар-Птица») в Москве можно принимать 16 телеканалов со всего света. Таким образом, мировидение становится реальностью, и российская телеаудитория вовлекается в общемиро-

5 См. подробнее: Телерадиоэфир: история и современность / отв. ред. А.Г. Качкаева. М.: Элитком-стар. 2008. 398 с.

6 Литвинцев А.Э. Канал «Культура» на перекрестке телевизионных традиций. М., 2008.

7 Стровский Д.Л. Отечественная журналистика новейшего периода. М., 2011. С. 259.

8 Лемиш Дафна. Жертвы экрана. Влияние телевидения на развитие детей. М., 2007. 307 с.

132

Выпуск 3 2014

В.Г. Абрамов

вой информационный телеобмен. А это, в свою очередь, повлечет углубление дифференциации, профилирования российских телевизионных каналов. Так, например, появились мистический канал М3, музыкальный МУЗ ТВ, политикоинформационный Россия 24 и др.

Совершенствуются и особые телевизионные технологиии влияния на общественное сознание. Телевизионные журналисты появляются там, где происходит что-то важное, что интересно увидеть всем. Они задают экранным собеседникам вопросы, выступая представителями зрителей на экране. Истинность информационно-публицистической картины, предъявляемой тележурналистами современникам, ее полнота и соотношение различных тонов зависят от уровня профессионализма, нравственной позиции работников ТВ. Подмена фактов субъективными рассуждениями способствует дезориентации общества, разжигая страсти, подогревая низменные инстинкты9.

Переходя от информационных сообщений к более сложным формам тележурналистики, например комментированию происходящих событий, созданию проблемных телефильмов, проведению в прямом эфире телемостов, автор сталкивается с проблемами, присущими именно телевидению как технологии массовой коммуникации. Кадры видеозаписи, которым в монтаже придается определенный смысл, фразы комментаторского текста, интонация и мимика ведущего могут передавать его отношение к материалу; таким образом, зритель программируется на реакцию, аналогичную реакции ведущего10 11.

К специфическим средствам создания медиареальности на телевидении относится программная информационная политика. Телеканал определяет, какие программы будут транслироваться, а также — каково их содержание11. Причем, в случае с телевидением очевиден факт, что проникновение медиареальности в объективную реальность является односторонним. Люди вынуждены воспринимать все, что видят и слышат с экрана, на веру, полагаясь лишь на свои зна-ния12. Многогранность телевизионной информации облегчает задачу подмены объективной реальности, поскольку мир с экрана предстает абсолютно похожим на тот, что люди привыкли наблюдать.

Говоря о политическом воздействии массовых коммуникаций на общественное сознание, принято выделять три формы13: фрейминг (использование стандартных норм), прайминг (концентрация внимания аудитории на нужной информации) и формирование тематик. Концепция «прайминга» заключается в том, что массмедиа как бы «активируют» в сознании человека уже заложенные и сформированные мысли и знания, которые неким образом связаны с содержанием транслируемых материалов. Достаточно привести как пример лозунг: «Выключи

9 Кузнецов Г.В., Цвик В.Л., Юровский А.Я. Телевизионная журналистика. М: Издательство Московского университета, 2005. С. 10.

10 Там же. С. 6.

11 См. подробнее: Старобахин Н.Н. Программная политика общенациональных российских телеканалов (1999-2006 гг.): информационная повестка дня и медиареальность: дисс. ...канд. филолог. наук. Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. М., 2012. 179 с.

12 Телевидение: режиссура реальности / сост. Д. Дондурей. М.: Искусство кино. 2007. 367 с.

13 Кучма И. Медиа и власть: современные концептуализации // Социология: теория, методы, маркетинг. 2004. № 2.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

133

Научные сообщения

мозги. Включи 2x2». «Прайминг» может мотивировать человека осуществлять те или иные действия. Формирование тематик (или agenda-setting) устанавливает порядок распределения сюжетов по степени значимости, тем самым определяет их ценность для аудитории, т. е. задает их иерархию в сознании индивида.

Можно сказать, что тележурналистика — это синтез политики и творчества на базе техники. В 1990-е гг., выдвинув на первый план острые общественные проблемы, тележурналистика не предлагала решений, следовательно, показ негатива осуществлялся только с целью привлечения внимания к телепередаче и автору14. Таким образом, большинство программ, претендовавших на звание публицистических, не выполняли эту функцию: не служили решению проблем, отходили от принципов объективности, использовали низкие художественные средства. Результатом стало падение уровня профессионализма и рост недоверия к СМИ и социальной апатии в обществе15.

Особый характер аудитории телевидения (ее массовость и рассредоточенность), особые условия восприятия (в миллионах домов одновременно) — важнейшие, решающие факторы, от которых зависят и функции, и формы, и методы вещания. Применение рубрик, циклов, серий, постоянных телепрограмм помогает, с одной стороны, дифференцировать аудиторию, с другой — стабилизировать интерес определенной ее части, как нельзя лучше отвечая специфике телевизионного вещания16. Отметим также такие новые телевизионные технологии, как: минимизация, цифровизация, интерактивность, конвергентность. В 2005-2007 гг. на телевидении появляется и быстро приобретает популярность жанр отечественных телесериалов, которые становятся главным поставщиком новых мифов и новых частных ценностей. Идеи активной гражданской позиции, политической активности, информированности оттеснены на периферию телевизионного вещания (ночные эфиры, дециметровые каналы).

Дисбаланс между восторжествовавшим массовым развлекательным и социально значимым телевидением потребовал государственного вмешательства в эту сферу коммуникации: был создан канал «Звезда», однако он не смог изменить сложившуюся расстановку сил, рейтинг этого канала значительно уступает Первому каналу, НТВ и др.

Идущие на российском телевидении процессы стандартизации и унификации, идеи эффективного менеджмента, окончательно охватившие все сферы российской действительности, будут и в дальнейшем превалировать на телевидении. Российская телевизионная индустрия прошла этап концентрации капиталов. Идеология будет окончательно вытеснена коммуникационными технологиями, так как символическая власть массмедиа продолжает оставаться орудием для продвижения стандартов и матриц капиталистического образа жизни.

Таким образом, представляется, что именно телевидение в большей степени, чем другие средства массовой информации, оказывается тем явлением,

14 Вартанов А. Российское телевидение на рубеже веков: программы, проблемы, лица. М.: КДУ. 2009. 480 с.

15 См.: Гудяков РВ. Указ. соч.

16 См.: Новикова А.А. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия. СПб.: Алтея. 2008. 208 с.

134

Выпуск 3 2014

В.Г. Абрамов

изучая которое мы сможем раскрыть секреты влияния на массовое сознание. В ходе своего исторического развития телевидение выработало целый набор приемов, направленных на придание информации наиболее привлекательных для аудитории форм. Развитие коммуникационных технологий, глобализация, конвергенция СМИ и диверсификация контента все более подтверждают тезис о том, что действительность фактически не существует в отрыве от ее отображения в СМИ, а информация признается обществом как реальная, лишь пройдя по каналу коммуникации17.

Литература

1. Гудяков Р.В. Драматизация информации на российском телевидении как фактор формирования социальной идентичности: дисс. ... к. филол. наук. / Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. М., 2012. 287 с.

2. Вартанов А. Российское телевидение на рубеже веков: программы, проблемы, лица. М.: КДУ 2009. 480 с.

3. Кузнецов Г.В., Цвик В.Л., Юровский А.Я. Телевизионная журналистика. М.: Издательство Московского университета, 2005.

4. Кучма И. Медиа и власть: современные концептуализации // Социология: теория, методы, маркетинг. 2004. № 2.

5. Лемиш Дафна. Жертвы экрана. Влияние телевидения на развитие детей. М., 2007. 307 с.

6. Литвинцев А.Э. Канал «Культура» на перекрестке телевизионных традиций. М., 2008.

7. Маклюэн Г.М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. М.: Гиперборея, Кучково поле, 2007. 464 с.

8. Мясникова М.А. О научных подходах к исследованию сущности телевидения // Ученые записки Казанского ун-та. Сер. Гуманитарные науки. 2009. Т. 151. Кн. 5. Ч. 2. С. 257-264.

9. Новикова А.А. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия. СПб.: Алтея. 2008. 208 с.

10. Разлогов К.Э. Новые аудиовизуальные технологии. М.: Едиториал УРСС. 2005. 488 с.

11. Стровский Д.Л. Отечественная журналистика новейшего периода. М., 2011.

12. Старобахин Н.Н. Программная политика общенациональных российских телеканалов (1999-2006 гг.): информационная повестка дня и медиареальность; / дисс. .к. филолог. наук. Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. М., 2012. 179 с.

13. Телевидение: режиссура реальности / сост. Д. Дондурей. М.: Искусство кино. 2007. 367 с.

14. Телерадиоэфир: история и современность / отв. ред. А.Г. Качкаева. М.: Элиткомстар, 2008. 398 с.

17 См. подробнее: Маклюэн Г.М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. М.: Гиперборея, Кучково поле, 2007. 464 с.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

135

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.