Научная статья на тему 'Российские мусульмане и антисемитизм: религиозные стереотипы и политическая идеология'

Российские мусульмане и антисемитизм: религиозные стереотипы и политическая идеология Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
207
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российские мусульмане и антисемитизм: религиозные стереотипы и политическая идеология»

Российские мусульмане и антисемитизм: религиозные стереотипы и политическая идеология

На прошедшей в Нью-Йорке в октябре 2002 года всемирной конференции по борьбе с антисемитизмом в качестве одной из важнейших актуальных тенденций в развитии этой формы ксенофобии было отмечено, что идеологический и организационный «центр» антисемитского движения смещается в мусульманские страны1. На протяжении столетий антисемитизм был отличительной чертой западной, европейской, христианской, если угодно, цивилизации, ее «культурным кодом». В Европе рождались все новые обвинения против евреев - от кровавого навета до утверждения о расовой неполноценности; в христианском цивилизационном ареале происходили наиболее страшные события еврейской истории - крестовые походы, «хмельниччина» и Холокост. Ситуация начала меняться -медленно и почти незаметно - со второй половины ушедшего века. В нынешней Европе и в еще большей степени в США антисемитизм не имеет широкой поддержки и вытеснен на периферию общественной и политической жизни. Сегодня за большинством актов вандализма и насильственных действий против евреев на Западе стоят мусульмане2.

В силу вполне понятных географических и культурно-исторических особенностей Россия представляет собой пограничную зону между цивилизационными моделями Запада и Востока (причем под последним подразумевается в первую очередь именно исламский мир). Задумываясь о сколько-нибудь отдаленных перспективах развития Евроазиатского континента, нельзя не учитывать мощнейший исламский потенциал России. В какую сторону будет направлена эта сила? Сумеет ли Россия найти общий язык с исламским миром или же цивилизационные противоречия между обращенным на Запад «христианским» большинством и прислушивающимся к Востоку «исламским» меньшинством окажутся достаточно сильными, чтобы разорвать страну?

В свете известных событий и процессов последних нескольких лет все более правдоподобными становятся предположения пророков «столкновения цивилизаций», согласно которым основной конфликт начинающегося века разразится между западным миром и

тт ига

миром ислама. По мнению некоторых аналитиков, после падения | о

коммунизма только ислам являет собой жизнеспособный и перспек- ори о тивный исторический проект, альтернативный западной либераль- я и но но-капиталистической цивилизационной модели. Роль ислама в о р мировой политике увеличивается, все большим становится удель- е § ный вес мусульман среди населения нашей планеты. Эти и многие Н К другие факторы заставляют внимательнее вглядываться в ислам и но е дают дополнительный стимул попыткам разобраться, что же пред- ь р ставляют собой мусульмане как социальная, конфессиональная, йс политическая и идеологическая общность. §

С учетом отмеченной выше динамики развития антисемитизма на современном этапе вопрос об отношении к евреям со стороны российской уммы (мусульманской общины) представляется актуальным и значимым как с исследовательской, так и с практической точки зрения. Насколько возможно, в рамках статьи мы попытаемся по крайней мере очертить основные, наиболее проблемные грани этой темы.

Следует сразу оговориться, что религиозная нетерпимость (в том числе и по отношению к евреям) не может быть приравнена к шовинистической политической идеологии, а именно таковой является антисемитизм в строгом смысле этого слова. Традиционному религиозному сознанию свойственна претензия на монополию на исти-ну3. Как справедливо отмечает исследователь, «сама по себе убежденность в исключительности своей веры, ее превосходстве по сравнению с другими является неотъемлемой частью почти всякой религиозной системы»4 (уточним: традиционной религиозной системы). Проблемы, которые лежат в основе религиозного видения мира, не терпят двусмысленности и компромиссных решений. Если последователь религии верит, что она истинна и тем самым обеспечивает ему Спасение, это практически неизбежно означает, что остальные религии для него всегда будут чем-то не вполне полноценным, плодом ошибок, заблуждений или искажений Истины.

Предположение о равноценности, равноспасительности различных вероучений противоречит традиционному религиозному сознанию и возможно только в контексте современного секулярного общества. По словам одного из российских идеологов радикального ислама, § е «истинная вера - истинная не в смысле избранной религии, а в § смысле действенной, осознанной духовной работы человека в слу-а | жении Богу, в его самоотречении, в высокой надежде заслужить ® а жизнь вечную - всегда предполагает свой путь и готовность отста-§ о иватьего;этаготовность,по-видимому,иявляетсятемкамнемпре-'I ¡к ткновения, разделяющем верующих»5. Традиционное религиозное & сознание нетерпимо; другое дело, что эта концептуальная неприязнь о | далеко не всегда выражается в конкретных агрессивных действиях § по отношению к «оппонентам».

с:

о Очевидно, что религиозная нетерпимость не является какой-то

00 неизменной константой. Степень этой нетерпимости варьируется в зависимости от догматов конкретной конфессии, особенностей эпохи и культурного ареала и т. п. Понятно, что в рамках многообразных религиозно-вероучительных доктрин существуют различные модели восприятия иноверцев, выстраивающиеся в сложные иерархические системы, от безразличия или даже некоторой симпатии до агрессивной неприязни. Однако в качестве общего правила можно с некоторой долей упрощения констатировать нетерпимость религиозного сознания. Это предварительное замечание не является излишним трюизмом, поскольку существует довольно распространенная точка зрения, согласно которой все религии (вариант: все т. н. традиционные религии) учат любви, добрососедству и терпимости. Такая позиция весьма далека от действительности, по крайней мере относительно традиционного типа религиозности. Толерантность вовсе не является абсолютной ценностью, одинаково применимой во всех культурных и цивилизационных контекстах. Нетерпимость религиозного сознания - явление совершенно нормальное и естественное, хотя и вступающее в противоречие с ценностями современной западной модернистской и постмодернистской цивилизации, на настоящий момент претендующей на доминирование во всем мире6. Причем вполне очевидно, что ислам, как бы неуклюже ни звучало это утверждение, в нашей стране является самой «тра-

диционной конфессией», наименее подверженной инновациям и наиболее тяготеющей к фундаментализму.

Основные вероисповедания на территории Российской Федерации - это христианство и ислам. В этих религиях идеи, которые могут быть определены как антисемитские (антииудейские), доста- ст ос точно органичны и занимают важное место, что было достаточно ори о отчетливо проявлено в их истории. Но если проблематика, связан- я и но ная с антисемитизмом в современном русском православии привле- со §р

7 § О

кала и привлекает заслуженное внимание специалистов', то анало- е а

гичные явления в российском исламе практически не исследованы. ен ск

н о

о

Мусульмане в современной России ь р

е

с<

« о

Прежде чем приступить к анализу антисемитизма в российской § умме, представляется оправданным хотя бы бегло рассмотреть, кто : такие российские мусульмане.

Вопрос о количестве мусульман в современной Российской Федерации не имеет простого ответа. Ислам традиционно исповедуют многие народы, проживающие на территории страны: татары, башкиры, чеченцы, аварцы, кабардинцы, ингуши, карачаевцы, адыгейцы и др.

Для определения представителей этих народов существует термин «этнические мусульмане», и их численность - это максимальная цифра, в которую можно оценивать российскую умму. Хотя неправомочность такого подхода очевидна (секуляризация и порой насильственный отрыв от религии в ХХ в. сильно ослабили позиции ислама в обществе, и называть всех «этнических мусульман» верующими столь же корректно, как и причислять всех русских или украинцев к православным), все же он отчасти оправдан - если ислам и не является реальным вероисповеданием представителей этих народов, все же бесспорно, что мусульманские стереотипы оказывают значительное влияние на их культуру и мировоззрение (что в таких вещах, как традиционные религиозные и этнические фобии, немаловажно).

Максимальная численность мусульман в стране - 15-20 миллионов, более реалистичная - 4-9 миллионов8.

На 1 января 1998 г. в Министерстве юстиции РФ и его органах в субъектах Федерации были зарегистрированы и действовали 2734 мусульманских религиозных общины, примерно столько же действовало без регистрации. По оценкам мусульманских лидеров, § е в стране функционирует более 5000 общин. ^ § Единой организации, которая объединяла бы всех российских §. | мусульман, не существует. В отличие от христианства, которое про® а возглашает, что спасение вне церкви невозможно, в исламе церков-§ о ная организация не играет такой роли. Жесткой вертикали власти в

>:з -3 -П

® ¡к исламе нет. В исламе нет жесткого клерикального аппарата, легити-а & мизированного непосредственной передачей благодати. Согласно о § мусульманским богословам, мечеть - это место собрания для молит-§ вы и для поклонения Богу, в котором не существует алтаря, завесы, | в котором нет священника, стоящего спиной к Богу и лицом к па-00 стве. Имам, который возглавляет молитву, также стоит вместе со всеми перед Богом. Он предстоит пастве только для того, чтобы остальные повторяли его движения. В традиционном исламе отсутствует понятие «духовное окормление».

В Советском Союзе существовало четыре центральных духовных управления мусульман: ДУМ Закавказья (в Баку), ДУМ Средней Азии и Казахстана (в Ташкенте), ДУМ Северного Кавказа (Махачкала). Духовные управления возглавляются муфтиями. На территории муфтиятов существовали подконтрольные им мухтаси-баты - местные центры областного и районного уровня. Сейчас независимые духовные управления существуют во всех исламских государствах СНГ, большинстве республик и областей РФ.

После распада СССР основные мусульманские центры, равно как и наиболее многочисленная община, оказались в Азербайджане и Средней Азии. Духовное управление мусульман Северного Кавказа быстро сошло со сцены, поскольку во всех республиках провозглашались независимые ДУМы. Естественным образом основную роль в постсоветской России стало играть расположенное в Уфе Духовное управление мусульман европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС). С 1980 г. ДУМЕС возглавлял муфтий Талгат Таджуддин. В 1992 г. ДУМЕС было преобразовано в ЦДУМ, единственное объединение мусульман на федеральном уровне. Каза-

лось, ничто не угрожало статусу Таджуддина как безальтернативного представителя российской мусульманской уммы. Он даже получил пожизненный титул верховного муфтия.

Однако бурная постсоветская действительность быстро внесла свои коррективы. На волне «парада суверенитетов» не без содей- ст ос ствия со стороны светских республиканских властей возникли са- ори о мостоятельные ДУМы - сначала в Татарстане и Башкортостане, а ^ о затем и в других республиках. В настоящее время религиозной со §р жизнью приверженцев ислама в России руководит в общей сложно- ре пе сти 43 Духовных управления мусульман. По инициативе казанско- е ск го муфтия Габдуллы Галиуллы «раскольники» (не только из упомя- о ® нутых республик, но и других регионов) объединились под эгидой ть §р Высшего координационного совета духовных управлений мусуль- |< ман России (ВКЦ ДУМР). Через несколько лет ВКЦ ДУМР частич- § но развалился и сократил влияние, а роль основного конкурента : ЦДУМа стал играть Совет муфтиев России (СМР).

Основообразующим для СМР стало Духовное управление мусульман европейской части России (ДУМЕР) с центром в Москве. Возглавляющий ДУМЕР (и избранный главой СМР, хотя, естественно, не пожизненно) муфтий Равиль Гайнудтин - сторонник непростой, но дающей неплохие результаты игры на информационном поле. Дипломатичный и изысканный московский муфтий легко сумел очаровать журналистов, уставших от причуд «советского муфтия» Таджуддина, который то гневно клеймит талибов, то объявляет джихад США.

Определить истинные пропорции влияния альтернативных духовных управлений на мусульман России сложно, - сами муфтии склонны преувеличивать собственную поддержку среди рядовых верующих, а местные общины зачастую не хотят влезать в эти распри и не торопятся определяться. Газета «НГ -Религии» приводит такие данные: около 2100 общин находится в юрисдикции ЦДУМ (это практически совпадает с самооценкой), более 3000 относятся к СМР9.

Однако надо понимать, что если ЦДУМ - централизированная организация с жесткой иерархической структурой, то СМР - куда более аморфное объединение. В него входят независимые ДУМы,

глава каждого из них становится сопредседателем Совета муфтиев (на этих же условиях в СМР было предложено войти и ЦДУМу, естественно, безответно). СМР - скорее консультативный орган, в него входят далеко не только единомышленники; пожалуй, единой е ственная реальная объединяющая черта - неприязнь к авторитарно-^ § му стилю руководства Таджуддина. Кроме того, многих отталкива-сх Ц ют «экуменические» взгляды уфимского муфтия - например, одним ® а из поводов к возмущению было его распоряжение украсить новую § о мечетьвНабережныхЧелнахвитражомсизображениемполумеся-'I ¡к ца, креста и шестиконечной звезды. Столь смелое решение вызва-с§ & ло волнение среди радикалов и просто консерваторов; витраж сна-§ чала был завешен цитатами из Корана, а затем и просто разбит. § И Таджуддин, и Гайнутдин претендуют на представительство

| российской уммы перед лицом светских властей и на международ-00 ной арене. Поэтому оба верховных муфтия стараются поддерживать имидж респектабельных и толерантных религиозных лидеров, не позволяющих себе никакой ксенофобии и заявлений, которые могут быть расценены как проявление средневекового мракобесия. Таджуддин вообще является представителем «исламского экуменизма» и патриотом российского государства. Он входит в руководство партии «Евразия», заявляющей о радикальной поддержке курса Президента РФ Владимира Путина. Те немногочисленные заявления, которые позволяют приписать главе ЦДУМа радикализм (например, объявление джихада США во время их агрессии против Ирака), объясняются именно стремлением Таджуддина угадать настроение российского политического истеблишмента и продемонстрировать (может быть, неумело) свою гиперлояльность Кремлю. Гайнутдин, хотя и является скорее «традиционалистом», чем «либералом», и постоянно обвинялся в связях как с иностранными, так и с отечественными «ваххабитами», тоже неоднократно выступал за религиозную терпимость. Он осуждал любые проявления антисемитизма10.

Пеструю картину «чересполосицы» ДУМов усложняет продолжающаяся деятельность ВКЦ ДУМР (который также еще претендует на всероссийский размах), Абдул-Вахеда Ниязова (Исламский культурный центр, ИКЦ), Гейдара Джемаля (Исламский комитет) и

др. Именно альтернативные, неофициальные исламские авторитеты, не связанные с иерархией ДУМов, но активно действующие на политической сцене, являются наиболее активными антисемитскими лидерами в мусульманской среде.

Россия в какой-то степени копирует установившуюся в других | о странах с многочисленной мусульманской общиной норму: офици- ори о альные исламские организации и структуры возглавляют лояльные я и но властям и склонные к толерантности лидеры, но при этом существу- о р ет мощный пласт «параллельного», неофициального ислама, при- ре пе верженцы которого стоят на радикальных фундаменталистских ен ск позициях, в частности, со свойственным им антисемитизмом. но е

Конечно, антисемитизм - достаточно эклектичное явление. ть вр В нем сложно переплетены предрассудки, свойственные массово- |< му сознанию, религиозные и политические идеологии, циничное в использование образа врага и противоречия, основанные на столк- : новении реальных интересов. Однако, несколько утрируя, можно выделить два основных направления развития антисемитской идеологии современных российских мусульман, основанной на чувстве панисламской солидарности, - это собственно религиозный, догматический антииудаизм и антисионизм (идеология и деятельность, направленная против сионизма, государства Израиль и проводимой им политики). Солидарность и ощущение религиозной общности для ислама свойственны, пожалуй, куда больше, чем для других мировых религий: теоретически, согласно исламским представлениям, вне зависимости от этнической и государственной принадлежности все мусульмане ощущают свою принадлежность к единой общине, умме. Естественно, что эта идея вступает в противоречие с родившимся в XX в. национализмом народов, исповедующих ислам11. Однако с точки зрения антисемитизма противоречия нет: для обостренного национального сознания необходим выплеск ксенофобских чувств, и из истории известно, что объектом такового не в последнюю очередь являются евреи, и для традиционного исламского религиозного сознания евреи являются естественным, известным из традиции врагом.

Характерным примером такого симбиоза на основе «общего врага» является Чечня в середине 1990-х гг. Сначала Джохар Дуда-

ев при поддержке национальной интеллигенции пытался сформировать базис для светского этнического государства чеченцев. Однако в трудной ситуации военных действий в целях мобилизации сторонников и иностранной помощи Дудаев был вынужден апелли-§ е ровать к исламской идее: «Россия... вынудила нас встать на путь ^ § ислама, хотя мы и не были хорошо подготовлены к восприятию а | исламских ценностей»12. Информационное обеспечение чеченс-е е вре ких сепаратистов осуществлял Мовлади Удугов, известный сво-

о О ТЧ "

^ о ими антисемитскими взглядами. В результате после временной 'I ¡к победы сепаратистов в 1996-1999-х гг. Чечня стала регионом по-св о бедившего антисемитизма (что прекрасно иллюстрирует тезис о о возможности антисемитизма без евреев - ведь речь идет о мифо-чно логии, а не о реальном противостоянии с реальным врагом). ост Журналисты с удивлением констатировали, что «до войны че-00 ченцы относились к этому народу достаточно доброжелательно, сегодня же ситуация резко изменилась»13. Конечно, у нас нет точных данных об отношении к евреям в республике до войны, и мы не можем подтвердить вышеприведенное мнение. Можно сказать осторожнее: у нас нет оснований предполагать, что до начала 1990-х гг. в Чечено-Ингушетии уровень антисемитизма среди населения был выше, чем в среднем по стране; беспрецедентный всплеск юдофобии после начала боевых действий констатировали многие наблюдатели. Боевики в интервью журналистам утверждали, что «чеченцы стали жертвой мирового сионистского заговора», или что «евреи руками глупых русских убивают мусульман». Как нечто само собой разумеющееся утверждалось, что мировой сионизм, захватив власть в христианском мире, ведет борьбу против единственной на мировой арене еще не покорившейся силы - мусульманской уммы. Чечня - один из фронтов этой тотальной мировой войны сионизма с исламом. Чеченские радикалы участвуют в том же конфликте, что и палестинские или ливанские. Исход войны зависит от борьбы на всех фронтах. Понятно, что эта пропаганда Удугова была предназначена в первую очередь для привлечения средств со стороны различных радикальных исламских фондов, однако она весьма удачно способствовала консолидации самих чеченцев.

Вторжение исламистов в Дагестан летом 1999 г. было провозглашено его инициаторами как продолжение борьбы не с русскими, но с «мировым сионизмом», а конечная цель начавшейся войны -«освобождение Иерусалима»14.

Таким образом, на чеченском примере очевидно, как гремучая ст ос

смесь догматического исламского и совершенно мифологического и 1

конспирологического антисемитизма может стать основой для аг- я и но

рессивной и - в условиях прямого конфликта - относительно попу- о р

лярной в мусульманской среде идеологией, провоцирующей крово- ре пе

пролитие. Н К

н о

о

Догматический антииудаизм: ь р

идеология исламских фундаменталистов с

э

о

Ислам, равно как и христианство, в силу особенностей своего : генезиса и вероучения имеет определенные ярко выраженные догматические претензии к иудаизму. Антииудаизм является фундаментальной частью мусульманского вероучения и отражен в религиозных памятниках почти с самого начала проповеди Мухаммада. Аналогия с христианством напрашивается, хотя в христианстве напряженность во взаимоотношениях с иудаизмом в силу совершенно очевидных элементов обеих доктрин (особенно в области сотериологии и христологии) несколько более обостренная. Распространена даже точка зрения, согласно которой именно христианс-ко-мусульманская цивилизация ответственна за появление антисемитизма как уникального феномена. Такая позиция представляется нам сильно упрощенной, очевидно, что антисемитизм присущ не только христианско-мусульманской цивилизации, однако данный вопрос явно выходит за рамки вынесенной нами в заголовок темы.

В Коране антииудейские пассажи, порой довольно агрессивные, весьма многочисленны. Согласно священной книге мусульман, например, те из «людей писания» т.е. в том числе и из иудеев, «которые не уверовали - в Огне геенны, вечно пребывая там. Они -худшие из тварей»15 (правда, необходимо отметить, что можно найти и прямо противоположные по смыслу аяты16). Несомненно, что Мухаммад и другие лидеры раннего ислама были уверены, что

■а

М

со <

<15 © © &

оо

е

люди, знакомые с Библией, должны принять мусульманскую проповедь скорее, чем язычники. Когда же этого не произошло, христиане и иудеи (причем последние даже в большей степени) не торопились признавать в Мухаммаде последнего пророка, - мусуль-е манские проповедники обрушили на них всю тяжесть своего негодования и религиозного пыла. Однако исторически так сложилось, что христиане и иудеи находились в мусульманских странах в несколько привилегированном положении по сравнению с язычниками: если последние считались «неверными» и по отношению к ним пей ия и исламское право допускало применение насилия, то народы, испо-& ведующие «религии Откровения» авраамического корня, считались о «людьми Писания» (ахль аль-Китаб) и, по крайней мере теоретичес-чно ки, находились под защитой властей, гарантированной им их статусом зимми17. Эта двойственность отношения к «людям Писания» сохранилась в исламе до сих пор.

В средние века религиозная нетерпимость и фанатизм были одинаково свойственны практически всем религиям. Но времена изменились, и конфессиональная ментальность вместе с ними. В современном мире нормой стали попытки взаимопонимания между представителями различных религий и межконфессиональный диалог. В качестве ответа на попытки модернизации религии возник фундаментализм - движение за возвращение в мифологическое прошлое, к «незамутненным истокам» веры. Будучи универсальным явлением (всем религиям мира приходится сегодня иметь дело с одной и той же реальностью), фундаментализм существует и в авраамических религиях, и в индуизме, и в буддизме18. Но в силу целого ряда конфессиональных особенностей именно в исламе фундаментализм завоевал наиболее прочные позиции и стал заметной политической силой.

Исламский фундаментализм, как и любой другой, агрессивен. Эта агрессия концептуально оформлена в идее «джихадизма», согласно которой джихад - это естественное состояние верующего, тот, кто отказывается принимать посильное участие в джихаде, не может быть назван мусульманином, ибо джихад якобы является одним из «столпов веры» наряду с хаджем в Мекку и пятикратной молитвой каждый день, а то и важнее прочих «столпов». Джихад

при этом понимается исключительно узко - только как священная война с неверными (в традиционном исламе это называется термином «малый джихад», в то время как «великий» - это джихад с Шайтаном или джихад с собственной душой)19.

Столь примитивное понимание сути ислама как священной вой- | о ны с неверными оказалось идеальным для мобилизации сторонни- ори о ков в случае возникновения вооруженного конфликта мусульман- я и но ского и немусульманского государств или сообществ. В исламе о р мостик между отвлеченным богословием и политической дея- е | тельностью перекидывается весьма легко, и в конфликтных

си- е с

туациях и искрение верующие, и циничные политики легко на- но е чинают апеллировать к религии. Идеи мусульманского фунда- ь р ментализма (салафийи, ваххабизма, джихадизма) с конца йс 1970-х гг. эксплуатировались и продолжают эксплуатироваться § в разных точках земного шара в условиях политических, соци- : альных и этнических конфликтов. Когда история «вернулась» на одну шестую часть суши и советский строй пал, раздираемый сотнями внутренних противоречий, среди прочих ранее незнакомых реалий нашим соотечественникам неожиданно пришлось столкнуться и с мусульманским фундаментализмом. В России он нашел себе благодатную почву.

В условиях конфликта с христианским миром исламистам приходится пересматривать относительно терпимую концепцию статуса «зимми». Для мусульманских фундаменталистов характерна точка зрения, что христиане и иудеи являются неверными и против них следует вести священную войну. Основание для своего радикализма исламисты, в первую очередь ваххабиты в строгом смысле этого слова, находят в том, что христиане и иудеи отошли от жесткого единобожия: «Да падет проклятие Аллаха на иудеев и христиан, которые превратили могилы своих пророков в храмы!»20, они «относятся к числу наихудших созданий перед Аллахом»21. Причем, по крайней мере в отдельных идеологических материалах, доказывающих отход иудаизма и христианства от строгого монотеизма, иудаизм выделяется особо, и именно против него обращены полемические стрелы. Одним из возможных обоснований этой именно антииудейской заостренности являются мифологизированные пред-

ставления о ранней истории ислама. Ниже мы подробнее рассмотрим эту тему, пока в качестве иллюстрации приведем только одну цитату: «Изучение исторического прошлого евреев привело мусульман к тому, что нельзя полагать больших надежд на тех, § е история которых состоит из подобных событий. Если вы будете § встречаться с жестокостями этих отвратителей, это может разо-§. | чаровать вас и сломить ваше сердце. Этот народ на протяжении ® а длительных веков отвратился и испортился. Они издеваются над § о аятами, от послушания которых ваши сердца бьются. Они иско-'I ¡к веркали истинную религию и вносили в нее изменения, как им о. & хотелось»22.

СО Г;

о | В конспектах ученика фундаменталистского учебного заведения § «вера в разрушительные доктрины, такие как. иудаизм, комму-| низм, иудейское еврейское масонство» названа «тягчайшим гре-00 хом»23. Соседство иудаизма с коммунизмом и масонством объясняется дальше: согласно автору конспектов и его преподавателям, «иудаизм стоит за спиной всех врагов Аллаха и каждой разрушительной доктрины, подрывающей мораль и духовные ценности. Мировой иудаизм внедряет в ряды масонских лож принципиальных, хитрых и осведомленных мыслителей, которые не только идут в ногу с каждой исторической эпохой, но и гибко приспосабливаются к конкретным условиям каждой нации, народа и страны»24. Этот пассаж из конспекта ваххабита представляет собой развернутое и слегка измененное изложение тезиса про «иудаизм, который стоит за спиной всех и каждой разрушительной доктрины, подрывающей мораль и духовные ценности», из популярной книги (своего рода мусульманского фундаменталистского катехизиса) Мухаммада ибн Джамил Зину25. А кроме того, согласно одной распространявшейся в Карачаево-Черкесской республике листовке, «иудеи весьма преуспели в своем умении разрушать народы с помощью женского соблазна и очарования»26.

Очевидно, что в отличие от средневековых мусульман для современного исламского фундаменталиста антииудаизм - не просто часть последовательного и бескомпромиссного исповедания собственной веры; это скорее часть мифологизированной в конспиро-логическом ключе политической идеологии, которая может быть

названа антисемитской в полном смысле этого слова. Современный исламский фундаментализм скорее политическое, нежели действительно религиозное движение, и антисемитизм занимает в нем немаловажное место, способствуя мобилизации и консолидации сторонников перед лицом общего (правда, мифологического) врага, ст ос который описывается в религиозных терминах, но при этом распоз- ори о нается в политических реалиях. я и но

В качестве политической идеологии исламский фундаментализм о р объявляет войну современным западным демократическим ценно- е | стям как «еврейским»: «Суть демократического общества состоит е с в том, чтобы евреи... могли без проблем развратничать, лгать и об- о § манывать»27. Другой автор пишет: «Любой, кто отрывает умму от ее ь §р религии и Корана, может быть только еврейским агентом - вольно йс или невольно, вне зависимости от происхождения»28. §

Особенностью антисемитов-мусульман является то, что они не : просто борются с евреями как проводниками модернизма, демократии и, по мнению исламистов, несовместимых с Кораном общечеловеческих ценностей: борьба приобретает характер противостояния метафизическому, абсолютному Злу. Популярный и авторитетный исламский богослов пишет: «Аллах приказал мусульманам бороться с друзьями Сатаны повсюду, где они могут быть найдены. И среди друзей Сатаны - наверное, его лучшие друзья в наше время - евреи»29.

Исходя из собственного понимания проблемы, мусульманские радикалы, обращаясь в прошлое ислама, видят там только подтверждение своих взглядов. Так, например, на наиболее популярном российском мусульманском веб-сайте «Независимый исламский информационный канал «Ислам.ру» была опубликована статья Мохаммеда аль-Аси «Правда и кривда о мусульманах и сионистах со времен Пророка (мир ему) до наших дней». Автор цитирует несколько традиционных жизнеописаний пророка Мухаммада, в которых фигурируют евреи, узнающие в основателе ислама посланника Всевышнего и иногда подозреваемые в дурных замыслах по отношению к нему30. Из этих легенд автор делает вывод: «Когда же предсказанное Библией время появления Пророка (мир ему и благословение) пришло и стало ясно, что он будет не из евреев,

то они не на шутку встревожились. Вскоре в их среде возникла идея заговора против Посланника Аллаха (мир ему и благословение), оправдываемая тем, что он покушается на религиозно-национальные привилегии иудеев. Не будет преувеличением сказать, что § е народ, чья история знает нападки и предательские убийства проро-§ ков и апостолов, если проповедуемое ими было не в интересах §. | Израиля, по этой же причине мог вынашивать идею устранения Му® а хаммада».

о о тч

^ о В этом тексте интересно не только то, что автор легко верит 'I ¡к (или делает вид, что верит) раннесредневековым антииудейским & легендам и оправдывает ими дальнейшее насилие над иудеями о § в Мекке. Автор перекидывает мостик от событий тех лет к нашего му времени, прекрасно иллюстрируя, каким образом догматичес-| кий антииудаизм мусульман становится параноидальным поли-00 тическим антисемитизмом: «В атмосфере современной политики, где существует Израиль, в котором прекрасно осознают, какую угрозу представляет Ислам для глобального господства сионистской элиты, прекрасно видно, что общественные настроения схожи с теми, что были во времена Пророка (мир ему и благословение), сегодняшние политические потомки Бану канида, Бану надир и Бану курайда (семитские племена, проживавшие на Аравийском полуострове и исповедовавшие иудаизм. - В.Л.) стремятся найти союзников в среде международной финансовой и промышленной олигархии. Последние же, несмотря на то, что у них есть возможности узнать и принять Пророка (мир ему и благословение), предпочитают по-прежнему лишь преследовать свои узкокорыстные интересы и навязывать чуждые подавляющему большинству населения планеты ценности».

А анонимный проповедник, чьи выступления на аудиокассетах ходят по Северному Кавказу, на основе тех же историй приписывает самому Пророку совсем категоричный вывод, насколько нам известно, в традиции не зафиксированный: «Евреи. Они всегда говорят ложь. Когда Мухаммад заключал договоры, они всегда нарушали это. Мухаммад пришел к решению и сказал мусульманам, всем своим сподвижникам: «Тот, кто увидит еврея, - убей его»31.

Антисионизм: идеология, доступная массам

Таким образом, догматический и конспирологический антисемитизм прочно увязывается в идеологии мусульманских радикалов с агрессивной критикой государства Израиль. Антисионизм возмо- с ш жен у мусульман в различных формах - от выражения солидарно- то ст сти с «борющимся палестинским народом» до выражения поддер- ри оч жки фанатикам-террористам. Но если позволить себе заявления о и ое готовности послать отряд добровольцев для участия в войне на Свя- § о той земле против «неверных и сионистов» могут только такие ра- ем ей дикалы, как М. Удугов, то поддержка «справедливого права палес- н о тинского народа на создание независимого государства со столицей ° е в Иерусалиме» - общее место для всех российских мусульманских ь ре лидеров. т

Догматический антииудаизм в полной мере может быть частью §о идеологии только исламских фундаменталистов. Он подразумевает серьезное отношение к основам мусульманской веры, что в условиях несколько своеобразного российского ислама, столетиями находящегося в активном взаимодействии как с православием, так и с языческими традициями народов России, означает острый конфликт с общепринятыми, традиционными формами ислама в нашей стране. Кроме того, фундаментализм подразумевает бескомпромиссную борьбу не только с иудаизмом, но и с христианством, и даже в еще большей степени - со светской демократической моделью государства. Неизбежный конфликт с властью и заинтересованным в стабильности исламским духовенством толкает радикалов в подполье, что, конечно, чревато экстремизмом и террористическими методами борьбы, однако все же обрекает фундаменталистов на маргинальность. Антисионизм же вполне может быть приемлемым как для широких масс верующих мусульман (в силу чувства солидарности с палестинской частью уммы), так и для политического истеблишмента современной России (в силу традиций советской пропаганды).

Антисионизм был частью официальной идеологии и пропаганды советского режима. Поэтому мусульманские лидеры легко находят по этому вопросу общий язык с российскими коммунистами. С учетом антисемитизма, имманентно присущего коммунистичес-

кой партии Российской Федерации и некоторым ее первым лицам, эта тенденция приобретает значительный размах. Газета «Советская Россия» после начала нынешней интифады почти в каждом номере публикует пропалестинские материалы, иногда - с весьма не-§ е сдержанной критикой Израиля, переходящей в откровенно антисе-§ митскую риторику. Как бы это ни показалось странным, даже неко-§. | торые православно-фундаменталистские издания (например, «Рус® а ский вестник» или «Радонеж») освещают противостояние в Святой

о О "3?

^ о земле исключительно с палестинской точки зрения3?, а представи-'I ¡к тели Палестинской автономии со своей стороны постоянно подчер-св о кивают положительные контакты с православной церковью. Хотя в о качестве козыря антисионистской пропаганды в российской правого славно-патриотической прессе используется тот факт, что среди | палестинцев есть христиане, однако подача материала однозначно 00 свидетельствует, что речь скорее идет об общей платформе на базе антисемитизма. Так, акции израильтян (армии или иудейских радикалов) против христианских зданий Святой земли находятся в центре внимания православной печати, но при этом аналогичные - и не более редкие - действия мусульманских радикалов находятся вне прицела российской прессы.

Тезис об антисемитизме как общей базе для исламских радикалов и российских национал-патриотов (особенно в силу традиции, просоветской, национал-большевистской ориентации) может быть проиллюстрирован на примере избирательного объединения «Движение в поддержку армии» (ДПА), участвовавшего в выборах в Государственную думу в 1999 г. Лидеры движения - Альберт Макашов и Виктор Илюхин - откровенно позиционировали избирательное объединение как противостоящее «сионистам». В общефедеральный список движения вошел один из лидеров российских исламских фундаменталистов Гейдар Джемаль, неоднократно выступавший с радикальной антисемитской пропагандой. Тут необходимо отметить, что радикальный исламистский «антисионизм» может сопровождаться как агрессивно антироссийской позицией, как в случае М. Удугова, так и пламенно патриотической, как в случае Г. Джемаля. Согласно идеям последнего, международное еврейство, руководящее Западом, угрожает и исламскому миру, и России,

и поэтому последние являются естественными союзниками: «Смертельный враг ислама - это система международного сионизма, устанавливающая на планете либерально-космополитическую диктатуру. Все эти силы враждебны и России, это они превращают ее в

с т

колонию, они вдохновляют геноцид российского народа, они меч- т ос

тают стереть Россию с географической карты. Таким образом, у ори о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мирового ислама и у России - общие враги»33. я и но

Конечно, в вышеупомянутом случае речь идет о маргиналах о р

политической сцены. ДПА завоевало всего 0,58% голосов избира- е |

телей, а Г. Джемаль не представляет никакой всероссийской мусуль- н К

манской организации. Другие факты сотрудничества русских и но е

г с е

исламских радикалов носят столь же маргинальный характер (на- ь §р пример, функционирующий на сайте Национально-патриотическо- йс го фронта «Память» Дмитрия Васильева раздел «Радио Ислам» или § сотрудничество главного редактора этого «радио» Ахмеда Рами с : издателем санкт-петербургской радикальной антисемитской газеты «Наше Отечество» Евгением Щекатихиным). Полноценной смычки русских националистов и исламских фундаменталистов не произошло, да и вряд ли это возможно - объединяет их только антисемитизм и отчасти антизападничество, а разъединяют многие куда более принципиальные факторы (например, чеченский вопрос).

Несколько более серьезным фактором является усиление антисемитских тенденций в широких кругах российских мусульман. Антисионизм вполне понятен и приемлем для российских мусульман, но под его маской можно протащить не только критику государства Израиль, но и вполне антисемитские в прямом смысле этого слова конспирологические идеи.

Толчком к обострению подобных тенденций стали террористические акты против США 11 сентября прошлого года и последующая реакция западной общественности. Российские мусульмане уверены, что «Запад объявил войну исламу», и ищут (и находят) за спиной у мифического агрессивного «Запада» еще более мифических сионистов.

Так, на наиболее популярном отечественном мусульманском интернет-ресурсе «Ислам.ру» была опубликована редакционная статья «Теракты в США: кому это выгодно?». Авторы статьи совер-

шенно уверены, что «никто из мусульман по религиозным основаниям такого действия совершить не мог», «шумная» же «компания в СМИ по обвинению Ислама и мусульман» является частью плана, автором которого является или Израиль, или «международная § е финансовая мафия». «Какая выгода от терактов Израилю?» - зада-^ § ются вопросом авторы и отвечают на него: «По всем направлением | ям... происходит ослабление мусульманских стран, которые не ® а хотят признавать законной оккупацию Израилем чужих земель; ско со дискредитируется сам Ислам - религия, проповедующая подлин-'I ¡к ный монотеизм, очищенный от языческо-иудейского нацизма. Из-§ро ори раилю удается натравить христианскую общественность на мусуль-§ § ман, столкнуть две крупнейшие религии мира, так что христиане, чно идя на поводу у Израиля, становятся его «боевым слоном». Под ост предлогом борьбы с терроризмом Израиль получает право безнака-00 занно совершать акты террора против палестинского населения на оккупированных территориях. Израиль получает возможность «задавить» палестинцев, закрепить и легитимизировать фактическую аннексию чужой собственности».

Правда, авторы статьи не утверждают однозначно вину Израиля, а предлагают альтернативную версию, возложив ответственность за заговор, приведший к терактам, на «международную финансовую мафию, стоящую за евро и пытающуюся обвалить доллар». Однако эта «мафия» тоже имеет ярко выраженные этнические черты, ведь речь идет о «европейском олигархическом капитале (Ротшильд и компания, Израиль)».

Подчеркнем, что подобные идеи пропагандируются не на контролируемом радикалами сайте типа kavkaz.org, а на солидном (и самом популярном!) российском мусульманском интернет-ресурсе.

В статье «Иудейский миф как средство борьбы с терроризмом», опубликованной на том же сайте, редакция снова возвращается к этой теме заговора, повлекшего за собой теракты и «войну против мусульман». Согласно версии этой статьи, США, преследуя геополитические цели, сами породили международный терроризм, и теперь он - по парадигме Голема, вышедшего из-под контроля, -стал опасен для его создателей. Однако и здесь «еврейская тема» не ограничивается упоминанием легенды о Големе: по мнению авто-

ров, создание американскими спецслужбами «исламской дуги нестабильности от Балкан до Суматры» «влекло за собой конфликт мусульман и христиан, а значит, и двух из трех авраамических религий, что объективно играло на руку только ортодоксальным иудеям».

Насколько можно судить по обсуждению этих статей на форуме ст ос

сайта, российским мусульманам такая трактовка мировых событий ори о

оказалась близка. я и но

Таким образом, антисемитизм имеет относительно прочные со вр

позиции в среде российских мусульман. В форме догматического е §

антииудаизма он является традиционной частью исламского веро- ен ск

учения; в форме антисионизма он вполне может претендовать на § §

популярность в современном российском политическом и культур- ть вр

ном контексте. Переплетаясь и взаимодополняясь, эти антисемит- йс

ские доктрины образуют сложный и причудливый идеологический в

лабиринт, ведущий к параноидальным конспирологическим теори- : ям «всемирного еврейского заговора».

1 Отчет о работе конференции и итоговые документы см. на веб-сайте Антидиффама-ционной лиги, которая являлась организатором конференции: http://www.adl.org.

2 Тезис о том, что именно мусульманский фактор является все более и более весомым в пестрой мозаике антисемитизма во всем мире, можно проиллюстрировать примером не только США и стран Западной Европы, но и некоторых бывших советских республик. Так, в Украине самая резонансная антисемитская кампания 2001-2003 гг. была инициирована Г. Щекиным, ректором Межрегиональной академии управления персоналом (крупнейшего частного вуза в республике), после начала тесного сотрудничества между возглавляемой им академией и рядом мусульманских и арабских международных организаций и не без финансовой поддержки со стороны последних.

3 «Традиционной религиозностью» в литературе принято называть тип религиозного сознания, наиболее стойко придерживающийся раз и навсегда заданных ценностей и авторитетов, уверенно отрицающий всякие инновации не только в идеологической области, но и в повседневной жизни, считающий для себя обязательным обрядовую практику. Об определении «традиционных верующих» см.: Каариайнен К., Фурман Д. Религиозность в России в 90-е годы - Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России. М.: Летний сад, 2000. С.23-24. Однако большую пользу для определения «традиционности» религиозного сознания, на наш взгляд, может дать не статистика строгости соблюдения обрядов, а менее поддающиеся формальному учету ментально-мировоззренческие особенности. Методологическая оппозиция традиционного и современного сознания вообще представляется весьма плодотворной для решения проблем, связанных с социальными, религиозными и национальными конфликтами.

4 Верховский А. Религиозная ксенофобия - Верховский А., Михайловская К. Прибыловс-кий В. Национализм и ксенофобия в российском обществе. М.: ООО «Панорама», 1998. С.168.

>3 ас &|

CD <

© ©

<D &

О о

S "

>3 з

SS g

1° CD

<Ь t

О О

X Э :т о

S

5 Островская 3. Ориентация - Ислам, или Назад в будущее [интервью с Джема-лем Г.] // Человек, № 3, 1999.

6 В этом контексте представляет интерес идея митрополита Кирилла (Гундяева), председателя Отдела внешних церковных сношений Священного синода Русской православной церкви, согласно которой между различными традиционными религиями конфликта нет, а все проблемы вызваны конфликтом религиозного и светского мировоззрений. См: Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев). Проблема соотношения между традиционными и либеральными ценностями в выборе личности и общества // Независимая газета, 16 февраля 2000.

7 См., например: Борисов А., священник. О национализме в Русской православной церкви // Нужен ли Гитлер России? М.: Независимое издательство «Пик», 1996.

С. 191-195; Сендеров Б. Русская Православная Церковь и ее отношение к антисемитизму // Диа-Логос. Религия и общество. 1997. Альманах. Вып. I. М.: Истина и жизнь, 1997. С.123-137; Табак Ю. Отношение Русской Православной Церкви к евреям // Диа-Логос. Религия и общество. 1998-1999. Альманах. Вып. II. М.: Истина и жизнь, 1999. С. 485-504. Обращались к этой теме и мы: Лихачев Б. Антисемитизм в современной Российской Федерации: религиозный аспект // Материалы Восьмой ежегодной международной междисциплинарной конференции по иудаике. Тезисы. М.: 2000. С.286-289; Он же. Антисемитизм и православная церковь в современной России // Тирош. Труды по иудаике. Вып. V. М.: 2001. С.292-314; Он же. Антисемитизм, православная церковь и государство в современной России // Терроризм и политический экстремизм: вызовы и поиски адекватных ответов. М.: Институт политического и военного анализа, 2002. С.196-225; Он же. Русское православие и евреи: трудный путь к диалогу // Новый век. Русско-еврейский международный журнал. М., Иерусалим. № 1, 2003. С.108-120.

8 См. например: Тульский М. Ислам в неисламском мире // Независимая газета, 29 сентября 2001.

9 Подробнее о взаимоотношениях российских мусульман см., например: Лихачев Б. Расколотая умма // Лига наций, 5 мая 2000.

10 См. например: Кутаков А. По ком звонит колокол? // Вестник «Да», № 4, 1998.

11 См., например: Левин 3. Ислам и национализм в странах зарубежного Востока. Идейный аспект М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1988.

12 Tearms of War and Peace // Time, 1996, March. P. 19.

13 Ротарь И. Пытающие обломки империй. Заметки военного корреспондента. М.: Новое литературное обозрение, 2001. С. 52.

14 См. эти и другие высказывания рядовык боевиков и их лидеров - М. Удугова и Ш. Басаева, зафиксированные журналистом Игорем Ротарем: Ротарь И. Под зеленым знаменем ислама. Исламские радикалы в России и СНГ // Научные доклады и дискуссии. Темы для двадцать первого века. Вып. 12. М.: АЙРО-ХХ, 2001. С. 40

15 Коран, 98:6 (Сура «Ясное знамение»). Цит. по: Коран (пер. И. Крачковского). М.: Раритет, 1990. С. 493.

16 Напр.: «Поистине те, которые уверовали, и те, кто обратились в иудейство, и христиане, и сабии, которые уверовали в Бога и в Последний день и творили благое, - им их награда у Господа их, нет над ними страха, и не будут они печальны». Коран, 2:62 (Сура «Корова»). Цит. по: Коран (пер. И. Крачковского). М.: Раритет, 1990. С. 21.

17 Об антисемитизме в традиционном исламе см.: Лихачев Б. История антисемитизма... С. 16-18; Chanes J. A Dark Side of History: Antisemitism Through the Ages. NY.: Anti-Defamation League, 2000. P. 89-103.

18 См. некоторую общую литературу по проблеме фундаментализма: Cole St. The history of fUndamentalism - Westport, Conn., 1971; Cohen N. The fundamentalist phenomenon -

Grand Rapids, Mich., 1990; Caplan L. Studies in religious fundamentalism. Albany, 1987; Kochanek H. (Hr). Die verdrungte Freiheit. Freiburg, 1991; Marty M Accounting for fundamentalists: the dynamic character of movements. Chicago: University of Chicago Press, 1994; Marty M (ed.) Fundamentalism and state (vol. I); Fundamentalism and society (vol. II). Chicago: University of Chicago Press, 1993.

19 См.: Ханиф С. Что должен знать каждый об исламе и мусульманах. К.: Молодь, 1998. С. 233. Вообще термин «джихад» означает отнюдь не «священная война», а «усердие (усилие) в вере». См.: Родионов М. Ислам классический. СПб.: Петербургское востоковедение, 2001. С. 235.

20 Тамими М. Книга единобожия. М.: Бадр, 1999. С. 119.

21 Программы по изучению шариатских наук. М.: Ибрагим аль-Ибрагим, 1999. Раздел «Хадисы1 и термины». С. 62.

22 Сайд Маудуди. Толкование Величественного Корана. Суры: аль-Фатиха и аль-Бакара - Б.м. Б.г. С. 95.

23 Ярлыкапов А. Кредо ваххабита // Диа-Логос. Религия и общество. 2000-2001. Вып. III. М.: Библиотека духовной литературы, 2001. С. 232.

24 Там же. С. 243.

25 Зину М. Исламская акида - вероучение, убеждение, воззрение - по Священному Корану и Достоверной Сунне. М.: Бадр, 1998. С. 68.

26 «Зачем нужен хиджаб»: Листовка. Цит. по: Кратов Е. К вопросу об идеологии современного религиозно-политического экстремизма (на основании материалов, распространяемых в Карачаево-Черкесской республике) // Терроризм и политический экстремизм: вызовы и поиски адекватных ответов. М.: Институт военного и политического анализа, 2002. С. 142.

27 Высказывание из северокавказской ваххабитской газеты «Каф». Цит. по: Музаев Т. Этнический сепаратизм в России. М.: ООО «Панорама», 1999. С. 54.

28 Сейид Кутб. Наша борьба с евреями. С. 2. Произведение имело хождение в виде самиздатовской брошюры в кругах, близких к Исламской партии возрождения в начале 1990-х гг. По всей видимости, в основу издания лег английский перевод книги (Qutb S. Our Struggle With the Jews. Cairo, 1970), изданный под одной обложкой с «Протоколами сионских мудрецов».

29 Эти слова принадлежат шейху Абд аль-Халим Махмуду, ректору наиболее авторитетного мусульманского теологического университета - Аль-Азхар в Каире (книга al-Jihad wa al-Nasir (Священная война и победа), цит. по: Nettler R. A Muslim Fundamentalist's View of the Jews // Vidal Sassoon International Center for the Study of Antisemitism, The Hebrew University of Jerusalem. Pergamon Press, 1994. P. 21).

В университете Аль-Азхар проходили обучение многие духовные лидеры российских мусульман, в том числе Т. Таджуддин.

30 Подборку переводов этих жизнеописаний см. в издании: Хрестоматия по исламу. М.: Наука, Издательская фирма «Восточная литература», 1994. В одном из жизнеописаний христианский монах Бахира говорит дяде Мухаммада Абу Талибу, воспитывавшему мальчика: «Храни его от иудеев. Видит Аллах, если они разузнают о нем факты, известные мне, то попытаются навредить ему. А твоего племянника ждет большое будущее» (Ибн Хашим. Жизнеописание господина нашего Мухаммада, посланника Аллаха // Хрестоматия по исламу. С. 15).

31 Дружба и непричастность в исламе. Аудиокассета. Цит. по: Кратов Е. Указ. соч. С. 143.

32 См., например: Радонеж, № 2 (120), 2002.

33 Джемалъ Г. Исламская революция и русский патриотизм, http://www.kontrudar.ru (личный сайт Гейдара Джемаля).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.