Научная статья на тему 'Украинская умма и ее отношение к евреям, иудаизму и Государству Израиль'

Украинская умма и ее отношение к евреям, иудаизму и Государству Израиль Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
82
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Muslim community in Ukraine and its attitude toward Jews, Judaism and the State of Israel

According to Muslim leaders, more than 2,000,000 Muslims are members of the Ukrainian ummah («Islamic community», or «nation of Islam»). Researches speak about 500,000 members. To some degree, Ukraine is copying the situation in other countries with large Muslim populations. Official Muslim organizations and bodies, like Dukhovnoe upravleniie musul’man Ukrainy (Muslim Religious Administration of Ukraine) or Dukhovnoe upravleniie musul’man Kryma (Muslim Religious Administration of Crimea), are headed by leaders who are both loyal to the government and tolerant of other religions, while at the same time, there also exists a large, parallel segment of «unofficial» Muslim communities, like Arraid Association, whose adherents hold extreme fundamentalist positions, especially in terms of Antisemitism. One may distinguish two main trends in contemporary Muslim antisemitic ideology, ideology that is based on sentiments of pan-Islamic solidarity: they are religious, dogmatic anti-Judaism, and anti-Zionism. Islamic fundamentalism is engaged in an uncompromising fight not only against Judaism but also against Christianity, and to an even greater degree, against the secular democratic state. Inevitable conflicts with the government and with the part of the Muslim clergy that is interested in stability pushes the Muslim extremists into the underground. This encourages them in their extremism and preference for terrorist methods but, at the same time, dooms these fundamentalists to marginality. The anti-Zionism that characterizes the extremists is quite understandable and acceptable also to less extreme Ukrainian Muslims. This anti-Zionism not only embraces the de-legitimizing of the State of Israel but also overt antisemitism, including conspiracy theories about the Jews. Antisemitism is well established among Muslims in Ukraine. In the form of dogmatic anti-Judaism, it is a traditional part of Islamic doctrine. In the form of anti-Zionism it is popular in Russia today both in Muslim cultural and political discourse.

Текст научной работы на тему «Украинская умма и ее отношение к евреям, иудаизму и Государству Израиль»

Вячеслав Лихачев

Украинская умма* и ее отношение к евреям, иудаизму и Государству Израиль

В силу ситуации, сложившейся в мире за последние во-семь-десять лет, очевидна необходимость специального исследования отношения к евреям со стороны мусульман. В силу остроты и актуальности западных и израильских исследователей в первую очередь привлекает «конфликтная» тема мусульманского антисемитизма1, тесно связанного с новым антисемитизмом2, волна которого накрыла Европу и Америку, начиная с 2000 года. К сожалению, в странах СНГ эта тема почти не исследована. Ранее мне приходилось ее поднимать только относительно российской уммы3. Конечно, постсоветского пространства «повестка дня» «нового антисемитизма» в силу ряда причин еще практически не коснулась, однако общая логика развития региона такова, что он все больше вовлекается в общеевропейские и общемировые процессы. Неизбежно проблема нового антисемитизма станет актуальной и для Украины. Однако проблематика иудео-мусульманских взаимоотношений гораздо шире, и мне представляется принципиально важным говорить не только об исламском антисемитизме, но и шире — об отношении украинских мусульман к евреям, иудаизму и Государству Израиль.

Умма — совокупность всех мусульман, понимаемая не только как религиозная, но и как социально-политическая общность; община-народ.

1. Украинская умма: общая характеристика Историческая справка

В силу географического положения на границе Европы В и Азии население Украины вот уже более тысячи лет тесно е контактирует с мусульманским миром. «Повесть времен- Н ных лет» в легенде о выборе веры упоминает об исламе как § о реально рассматривавшейся альтернативе христианству в и иудаизму4. Сами современные украинские мусульмане не исключают даже того, что до принятия православия русский | князь таки принял ислам и, возможно, вернулся в него в кон- во це жизни5. Отмечу, что для современного исламского созна- о ния принципиально важно, была ли когда-либо та или иная р территория мусульманской. Согласно популярной интерпре- ^ тации, в подобном случае экспансия ислама (как миссионер- 8 ская, так и вооруженная) — это не завоевание новой терри- Ц тории и прозелитизм в отношении населения, а легитимное м (и более того — необходимое) «возвращение» в ислам, то р есть не агрессия, а оправданные действия.

Более интенсивными отношения населения современной Украины с исламом стали после того, как ислам стал государственной религией в Золотой Орде в начале XIV века. Через Орду ислам проникает в Северное Причерноморье и Крым. Основными носителями ислама становятся народы, разговаривавшие на языках тюркской группы алтайской языковой семьи (огузы, кыпчаки и др.), ставшие основной для крымско-татарского этноса. В последующие столетия Крымское ханство и Османская империя контролировали значительную (если не большую) часть современной Украины.

После присоединения юга современной Украины к Российской империи большая часть мусульманского населения эмигрировала в Турцию или была ассимилирована. На протяжении нескольких сот лет жесткая политика России, а потом и СССР, депортация крымских татар в 1944 году и секуляризация привели к тому, что на момент обретения независимости в 1991 году мусульман на Украине было ничтожно, пренебрежительно мало. Однако миграционные и демо-

графические процессы последних 16 лет, в первую очередь за счет репатриации крымских татар, существенно изменили картину.

и

>з Социоэтнографический портрет уммы

!

1 Привести точную численность мусульман на Украине не

представляется возможным. Приблизительно понять, о ка-§ ком количестве идет речь, можно, ориентируясь на числен-^ ность проживающих на Украине представителей народов, | традиционно исповедующих ислам. Речь идет в первую оче->з редь о крымских и волжских татарах, представителях на-^ родов Центральной Азии, Северного Кавказа и Закавказья, щ турках, арабах. Для их определения существует термин «этнические мусульмане», и их количество — это максимальная | цифра, в которую можно оценивать украинскую умму. Хотя ^ неправомочность такого подхода очевидна (называть всех сЗ «этнических мусульман» верующими столь же некорректно, как и причислять всех русских или украинцев к православным), он оправдан, если ислам и не является реальным вероисповеданием представителей этих народов, мусульманские стереотипы оказывают значительное влияние на их культуру и мировоззрение (что в таких вещах, как традиционные религиозные и этнические фобии, немаловажно). Кроме того, с точки зрения внутренней логики самого ислама, потомки тех, кто исповедовал ислам, в некотором роде продолжают считаться мусульманами, вне зависимости от их сегодняшнего отношения к этой религии.

Итак, согласно переписи 2001 года, численность «этнических» мусульман составляет чуть больше 435 тыс. человек. В первую очередь, это крымские татары (248 тыс. чел.). Вторую по численности группу мусульман составляют волжские татары (73 тыс. чел.). Далее идут азербайджанцы (45 тыс. чел.), узбеки (12 тыс. чел.), турки и месхетинцы (9 тыс. чел.), арабы (6,5 тыс. чел.) и казахи (5,5 тыс. чел.). Остальные этнические группы, традиционно исповедующие ислам, составляют менее 5 тыс. чел. каждая (и почти 38 тыс. чел. в сумме).

о

ж

В силу некоторых причин (естественный прирост, продолжение репатриации крымских татар) цифры переписи можно подкорректировать в сторону увеличения, но не сильно, не забывая при этом, что не все «этнические» мусульмане являются мусульманами практикующими. Кроме того, на наш взгляд, при переписи невозможно было учесть значительное количество иностранных граждан, временно или постоянно проживающих в стране без украинского гражданства. Только но иностранных студентов из мусульманских стран насчитыва- ев ется около 20 тыс. человек. Количество бизнесменов, торгов- "ре цев, беженцев, мигрантов из мусульманских стран вполне | может достигать еще 50-70 тыс. человек. о

Фактор иностранцев играет значительную роль в украин- о ском исламе. Они формируют инфраструктуру уммы, обе- р спечивая ее коммуникацию с зарубежными идеологически- ^ ми и финансовыми центрами. I

Что касается социальных характеристик основных групп и украинских мусульман, то они в целом таковы. Крымские м татары находятся в состоянии тяжелой и крайне медленной р адаптации к жизни на родине, которая была готова их принять, но оказалась не в состоянии хотя бы частично компенсировать ущерб от депортации и обеспечить нормальные условия для жизни. Большая часть волжско-уральских татар переселились на территорию Восточной и Юго-Восточной Украины во время советской индустриализации. Сегодня в основной массе они вписались в окружающую действительность, по крайней мере, не хуже окружающего славянского населения и слабо религиозны. Наибольший интерес в связи с нашей задачей вызывают проживающие на Украине мусульмане-иностранцы. Кроме того, представляется важным не упустить из виду принимающих в последние годы ислам этнических славян. По разным оценкам, численность новообращенных составляет от нескольких сотен до 2-3 тыс. человек. В силу общей немногочисленности украинской уммы и это — заметная группа. Особый интерес представляют «сознательные» «новые мусульмане», пришедшие к исламу в результате индивидуального духовного поиска. Они сконцентрированы в крупных городах, не «скованы» семейной традицией, зача-

стую неплохо образованы, имеют сильную идеологическую мотивацию и в неофитском пыле склонны к радикализму.

Ци Идеолого-мировоззренческие особенности «крымско-

>з татарского» ислама: традиции и современность

!

1 Крымские татары придерживаются ханафитского мазхаба,

И отличающегося терпимостью к местному обычному праву. § Не вдаваясь в подробности и утрируя, можно условно обо-^ значить ханафийю как относительно «толерантный», «уме-| ренный» мазхаб.

>з Важную роль в развитии особых черт крымско-татарского

^ ислама сыграл живший в Бахчисарае выдающийся просвети-щ тель Исмаил Гаспринский (1851-1914), который призывал к рационализации религии, повышению уровня знаний, заня-| тию наукой. Он отстаивал необходимость реформации ис-^ лама и считается основателем джадидизма (мусульманского сЗ обновленческого движения).

В несколько редуцированном виде «толерантного ислама» наследие интеллектуала играет важную роль у современных крымских татар. Основные выводы, которые сейчас делаются из его идей: мусульмане должны получать качественное светское образование и преуспевать в социуме. Ислам должен быть терпимым, мусульманские народы должны уметь жить в немусульманской стране и мирно, по-добрососедски взаимодействовать с иноверческим окружением.

Кроме того, ссылаясь на важность национального единства, которую подчеркивал Гаспринский, сегодняшние его крымско-татарские интерпретаторы, по сути, переосмысливают ислам как дополнительный фактор этнической идентичности (наряду с языком, например). Тем самым умма перестает быть самоценной, важной самой по себе общностью, вытесняется на второй план национальным вопросом. Такое развитие идей Гаспринского, безусловно, способствовало «мирному» характеру развития крымско-татарского (и татарского вообще) ислама в России, и до сих затрудняет проникновение в эту среду экстремистской идеологии.

о

й<

Организационные структуры мусульманской общины Украины

Согласно имеющимся данным, на Украине действует более пятисот мусульманских общин.

Традиционная для постсоветского пространства ислам- е ская организационная система — духовные управления му- ен сульман (ДУМ). По сути, эта «квазицерковная» структура о не является необходимой в исламе. В Российской империи в духовные управления были образованы при Екатерине Вели- "ре кой, когда произошла легализация ислама в России. ст

В силу специфики региона мусульмане Крыма изначально § были автономны в религиозных вопросах. В 1794 году было й создано Таврическое магометанское духовное правление в кр Симферополе. В XIX веке ему подчинялись мусульманские ^ общины западных губерний Российской империи. Тавриче- 1 ское правление просуществовало до 1925 года, когда было и закрыто. «Реставрация» мусульманских структур произошла в СССР почти одновременно с «восстановлением» православной церкви в 1943 году, что приблизительно совпало по времени с депортацией крымских татар (единственного количественно значимого мусульманского населения Украины). Поэтому территория УССР практически не была охвачена обновленной исламской духовной квазииерархией. Немногочисленные украинские мечети находились в ведении Центрального духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС; с ноября 1992 г. — Центральное духовное управление мусульман России и европейских стран СНГ, ЦДУМ). После начала процессов возвращения крымских татар на родину, религиозного возрождения и распада Советского Союза ситуация не могла не измениться.

Сегодня на роль центральной организации украинских мусульман претендует Духовное управление мусульман Украины (ДУМУ). Согласно собственным данным, ДУМУ объединяет почти 70 общин по стране. ДУМУ оформлялось постепенно, сразу после обретения Украиной независимости оно было зарегистрировано как украинское отделение ДУМЕС. ДУМУ контролирует соборную киевскую мечеть «ар-Рахма»,

его глава, шейх Ахмад Тамим, носит официальный титул «муфтий Украины».

В силу очевидной украинской специфики наибольшее число общин сосредоточено в одном регионе и находит-^ ся в юрисдикции Духовного управления мусульман Крыма >з (ДУМК; около трехсот общин). Несмотря на то что подавля-5Г ющее большинство украинских мусульманских общин на-1 ходится в юрисдикции ДУМК, оно принципиально является организацией региональной и, по сути, этнической (крым-§ ско-татарской, естественно). ДУМК возглавляет муфтий ^ Крыма Эмирали-эфенди Аблаев.

| Еще одно региональное объединение украинских мусуль-

>з ман существует с 1994 года. Это Духовный центр мусульман ^ Украины (ДЦМУ). Муфтий ДЦМУ — Сулейман Мухаммедзя-щ нов. ДЦМУ объединяет всего 24 общины, преимущественно в Харькове, Запорожской области и Донбассе. Именно в этом | регионе проживают большинство украинских волго-ураль-^ ских татар, некоторые из них — практически компактно в сЗ рабочих поселках.

В 2007 году в Киеве была зарегистрирована новая все-украинская структура — Религиозное управление независимых мусульманских общин Украины «Киевский муфтият». Его возглавил Канафия Хуснутдинов, президент Всеукраин-ского татарского культурного центра Туган тел. Пока Киевский муфтият не претендует на что-то большее, чем религиозное подразделение национальной организации волго-уральских татар.

Самое молодое всеукраинское объединение — Духовное управление мусульман Украины «Умма» — было создано полтора года назад на базе формально нерелигиозной Межобластной ассоциации общественных организаций «ар-Раид» (или «Альраид» согласно официальным документам после перерегистрации в 2007 г.), оформившейся в середине 1990-х годов (первая региональная организация, харьковский «аль-Манар», была зарегистрирована в 1994 г.; вся ассоциация — в 1997 г.).

Из мелких групп достойна упоминания Украинская национальная исламская ассамблея (УНИА) — объединение «но-

вых мусульман» славянского происхождения. УНИА была создана группой принявших ислам радикальных украинских националистов по аналогии с Национальным объединением русских мусульман в России.

Утрируя, можно утверждать, что ДУМК является рели- о гиозным подразделением Меджлиса крымско-татарского о народа. Важную роль в позиции ДУМК играет руководство кр Меджлиса, в первую очередь председатель Мустафа Джеми- ^ лев и его заместитель Рефат Чубаров. В политическом пла- 1 не и ДУМК, и Меджлис подчеркнуто лояльны украинскому и государству (позволившему крымским татарам вернуться на ^ родину) и ориентируются на национал-демократические по- р литические силы.

Для Меджлиса ислам является просто одной из сторон национальной культуры, маркирующей крымских татар6. Такое понимание религии формирует наиболее толерантное отношение к иноверцам. Радикалы вербуют сторонников как раз из числа недовольных Меджлисом. Меджлис со своей стороны постоянно призывает не идти на поводу у радикалов, которые не только искажают основы ислама, но и раскалывают национальное единство крымско-татарского народа. Так, М. Джеми-лев на первой сессии V Курултая крымско-татарского народа 7 декабря 2007 года заявил: «Серьезную опасность для единства нашего народа, если не предпринимать соответствующих мер, могут представлять различные религиозные сектанты из числа наших соотечественников. Уже сейчас эти сектанты начали создавать довольно значительные проблемы. Их заявления о том, что только они являются действительными мусульманами, а все остальные, не придерживающиеся их идеологии, являются неверными, или же о том, что демократические выборы являются выдумкой неверных и, соответственно, их при-

2. Идеологический портрет украинского ислама

По стопам Гаспринского: «идеолого-мировоззренческий» портрет ДУМК

зывы не участвовать ни на каких выборах, их проповеди о том, что мусульмане не должны считаться с законами в тех странах, где правителями являются не мусульмане, отказываться от государственных паспортов «неверных», объявления о том, sU что Меджлис крымско-татарского народа и даже Муфтият му->а сульман Крыма являются структурами «неверных», и призывы ^ выступать против решений этих органов, попытки с помощью 1 руководства Комитета по делам религий при Совете мини-fe. стров АРК создать параллельный Муфтият, их своеобразные и § дремуче невежественные толкования священного Корана, от-^ рицание национальностей и призывы бороться за создание не! коего мифического исламского халифата, где единым языком >а общения должен быть арабский, непризнание ими националь-^ ного флага и гимна, их агрессивность, лживость в сочетании с щ напускной набожностью, демонстративными молебствиями в людных местах и при неуместных обстоятельствах, — словом, | все их действия направлены против единства нашего народа, ^ на провоцирование конфликтов между людьми, противодей-<3 ствие восстановлению наших законных прав и решению наших насущных проблем, на дискредитацию нашей священной религии — ислама. Поэтому органы национального самоуправления должны предпринимать активные меры по нейтрализации их пагубной деятельности, ограждению наших людей и в первую очередь нашей молодежи от влияния этих сектантов. Они должны оказывать активное содействие укреплению позиций демократически избираемого Муфтията мусульман Крыма, не допускать, чтобы в наших мечетях какие-то позиции занимали представители этих сектантов. И если окажется, что в каких-то мечетях сил Муфтията недостаточно, чтобы противостоять этим сектантам, то такие мечети должны немедленно переходить под контроль региональных меджлисов»7.

«Антиваххабистский» суфизм: «идеолого-мировоззренче-ский» портрет Духовного управления мусульман Украины

А. Тамим — уроженец Ливана, последователь ливанского религиозного авторитета эфиопского происхождения Аб-

о

ж

дуллы аль-Харари аль-Хабаши. Сторонники последнего, «ха-башиты», довольно многочисленны среди представителей суфийских орденов Ближнего Востока, а также на Северном Кавказе и в Центральной Азии. На «хабашитских» контактах основаны международные связи ДУМУ — например, оно является представительством Ассоциации исламских благотворительных проектов. Хабашитов характеризирует непримиримость сознательной антисалафитской позиции. °

ДУМУ уделяет немало сил борьбе с исламскими радикалами, реальными и мнимыми. Противостояние ведется на двух фронтах. Во-первых, издательство ДУМУ «Аль-Иршад» выпускает для мусульман книги и брошюры «антиваххабист-ского» содержания. Салафиты, сторонники «Братьев-мусульман» и члены Хизб ат-Тахрира называются в изданиях ДУМУ еретиками и упрекаются в отходе от чистого ислама в пользу сектантской идеологии8. Во-вторых, для «внешнего 1 пользования» руководство ДУМУ постоянно выступает с об- и винениями в адрес «несистемных» мусульманских объединений, в первую очередь «ар-Раида».

й<

Умеренный исламизм: «ар-Раид»

«Ар-Раид» был создан студентами из арабских стран, сначала объединявшихся для удовлетворения собственных религиозных потребностей, но затем установивших связи с зарубежными спонсорами и развернувших масштабную образовательную и благотворительную деятельность. Сейчас региональные отделения «ар-Раида» действуют в дюжине городов, немало проектов ведет «ар-Раид» в Крыму. Ассоциация издает самую многотиражную украинскую мусульманскую газету на русском языке и вообще единственное на Украине периодическое издание на арабском — газету, совпадающую с русскоязычной по названию, но отличающуюся по содержанию. Кроме того, «ар-Раид» поддерживает несколько информационных порталов в Интернете, практически монополизировав это направление информационной деятельности (ДУМУ и крымско-татарские общины в лучшем случае нере-

гулярно обновляют свои официальные, но невыразительные сайты).

Хотя организация продолжает оставаться «арабской» по своему этническому составу (по крайней мере, руководя-рми щих органов), своей активностью она привлекает все боль->з ше представителей других народов, исповедующих ислам, ЗЩ а также этнических славян. Пятничную молитву в центре 1 «ан-Нур» (киевская региональная организация «ар-Раида») посещают больше верующих, нежели в центральной мече-окр ти «ар-Рахма». Идеологически «ар-Раид» ориентируется на ^ умеренных европейских исламистов Юсуфа аль-Карадави и | Фейсала Маулави (Европейский совет фетв и исследований). >з Одним из спонсоров «ар-Раида» является Всемирная ассам-^ блея исламской молодежи. В книжной лавке центра «ан-Нур» щ в Киеве мне настоятельно предлагали купить произведения ¡¡: идеолога «Братьев-мусульман» Сейида Кутба9, председателя ме российского Исламского комитета Гейдара Джемаля10, одно-евр го из основателей Исламской партии возрождения Ахмада-б Кади Ахтаева11 (а также набор популярной литературы про то, «как стать мусульманином»12). В прессе писали, что некоторые из лидеров «ар-Раида» ранее были высланы из России за экстремистскую деятельность13.

Оппоненты постоянно обвиняют «ар-Раида» в экстремизме и даже подготовке к террористической деятельности. Последнее явно не соответствует действительности.

«Региональный» ислам: «идеолого-мировоззренческий» портрет Духовного центра мусульман Украины

Важную роль в ДЦМУ играют братья Ахтай и Рашид Браги-ны, в 1997-2005 годах возглавлявшие единственную всеукраин-скую политическую силу, претендовавшую на репрезентацию украинской уммы — Партию мусульман Украины (ПМУ)14.

В начале 2000-х годов это региональное объединение было наполнено дополнительным смыслом. Естественным образом, в политическом и экономическом смысле ДЦМУ примыкает к «донецкому клану» (волжско-уральский татарин

Ринат Ахметов, самый богатый человек страны, — основной спонсор Центра). Для расшатывания социальной базы национал-демократических политических сил в Крыму ДЦМУ (и ПМУ) пытался с опорой на противостоящий Меджлису Координационный совет общественно-политических сил крымско-татарского народа конкурировать за паству с ДУМК, но без особого успеха.

Будучи локальной структурой с четкой ориентацией на о конкретную политическую силу, ДЦМУ практически не играет самостоятельной роли на украинской религиозно-политической мусульманской «улице». Его «паства» — советские переселенцы в индустриальные центры страны — наименее религиозный пласт украинских мусульман.

Очевидно, что именно исламисты представляют собой и наиболее благоприятную почву для распространения наиболее радикальной антисемитской пропаганды, и естественную среду для формирования организованных экстремистских групп, готовых переходить от теории к практике.

Исламизмом в литературе часто называют радикальное и агрессивное политическое течение, настаивающее на необходимости восстановления изначального ислама, очищенного от модернистских элементов, и его распространения по всему миру.

На постсоветском пространстве часто и не вполне справедливо всех исламских радикалов (даже шиитов) скопом называют ваххабитами.

Более корректный термин для обозначения интересующих нас группировок — салафийя, что практически является арабскими синонимом слова «фундаментализм». Исторический ваххабизм (в собственном смысле слова) может рассматриваться как аравийская версия салафийи.

Реактуализирована проповедь аравийского проповедника XVIII века Муххамада ибн Абд эль-Ваххаба ат-Таммима была

О

ж

ру

Исламисты: ваххабиты, салафиты, 1

Хизбат-Тахрир и другие и

й<

во второй половине ХХ века, когда для противодействия просоветским движениям в мусульманском мире спецслужбы ряда стран стали поддерживать вооруженные религиозно-политические группировки и содействовать распростране-Ц нию радикальных взглядов. Некоторые факторы способство->з вали относительно быстрому распространению исламского 5Г фундаментализма: сокрушительное поражение, нанесенное 1 арабам в 1967 году Израилем; крушение панарабского национализма и, следовательно, поиск новой идеологии на смену § ему; высокие цены на нефть; постепенное официальное зами-^ рение некоторых ближневосточных государств с Израилем | (и радикализация противников мира); исламская революция >з в Иране; вторжение советских войск в Афганистан. ^ Основной проблемой, затрудняющей борьбу с исламским

щ экстремизмом, является то, что на протяжении нескольких нон десятилетий отсутствовала четкая и осознаваемая всеми ме граница между экстремистскими и «солидными» богосло-^ вами и политиками. Ведь, строго говоря, салафиты исходят сЗ из вполне нормативных для ислама идей (другое дело, что в исламе можно обнаружить и другую традицию, вполне толерантную и миролюбивую), а то, что борьба с коммунизмом или сионизмом — дело хорошее, полагали и полагают многие вполне респектабельные представители мусульманского истеблишмента.

Для исламистов врагами являются не только Запад в лице иудео-христианской цивилизации, но и собственные правительства, идущие на союз с Западом. Для наиболее радикальных салафитов нелегитимны все без исключения правительства современных мусульманских стран, ведь во времена Пророка умма функционировала как единая религиозно-политическая единица, единственным источником законодательства которой был Бог (через своего Посланника). Некоторые исламисты при этом считают халифат идеальной и единственно возможной в рамках шариата моделью государственного устройства.

На Украине халифатисты представлены в первую очередь группировкой Хизбат-Тахрир. Хизбат-Тахрир аль-Ислами (Партия исламского освобождения) — международная се-

тевая структура, основным центром которой является Лондон. Отсюда на целом ряде языков редактируется сайт этой партии в Интернете. Впрочем, степень вертикальной управляемости всей структуры сверху донизу партии непонятна: возможно, в реальности речь идет о сетевой структуре, в ов которой активисты на местах не связаны никакими практи- е ческими отношениями с зарубежным руководством, полнос- ен тью автономны и самостоятельны (по результатам полевых о исследований в Крыму я склонен сомневаться в том, что вер- ев тикальная иерархическая организация действительно тако- ре ва, как она стандартно описывается в литературе15). !

Целью партии является возвращение мусульман к ислам- о скому образу жизни и образование единого исламского ми- о рового государства — халифата. Только после создания ха- кр лифата допускается вооруженная борьба с неверными, если ^ они отказываются перейти в ислам или платить особый на- 1 лог. Партия не ставит перед собой задачи насильственного и свержения власти и опровергает обвинения в террористиче- м ской деятельности или подготовке к ней, основной формой р борьбы провозглашая пропаганду через листовки, брошюры и книги.

Хизб ат-Тахрир запрещена во многих странах, в первую очередь на Ближнем Востоке и постсоветском пространстве (в России, Узбекистане и других странах Центральной Азии). В Европе партия запрещена только в Германии в силу специфики местной ситуации, из-за антисемитской пропаганды.

Отметим к слову, что на постсоветском пространстве антисемитские мотивы в известных нам агитационных материалах партии чаще всего встречаются в Узбекистане, реже — в России и еще реже — на Украине. Этому явлению трудно найти рациональное объяснение, возможно, потребность в «образе врага», каковым для членов партии естественным образом оказываются евреи («сионисты»), прямо пропорциональна степени оказываемого на партию давления со стороны государства.

В прессе встречаются фантастические количественные данные о сторонниках партии в Крыму16. Исследователи же в основном оценивают численность крымской Хизб ат-Тахрир

в 500-600 человек, а некоторым более реалистичной кажется цифра 150 реальных членов (надо, правда, иметь в виду, что эта информация устарела)17, основанная на мобилизационном потенциале, который партия продемонстрировала в ходе ¡^ «борьбы за мечети». В 2004 году крымский муфтият обратил ■а внимание на деятельность Хизба и принял решение уволить ЗЩ имамов, сочувствующих партии. В попытках удержать кон-1 троль над «своими» мечетями Хизб ат-Тахрир мобилизовал И всех сторонников — и оказалось, что их совсем немного. окр Правда, информационный резонанс от деятельности пар-^ тии не соответствует ее реальному масштабу. Во-первых, | «хизбутчики» активно и умело работают со СМИ. А во-вто->з рых, что более важно, сам факт существования исламистов, евр выступающих за создание халифата, используется в качестве щ «страшилки» антитатарскими политическими силами в тата-нон ро- и исламофобских СМИ (каковых на полуострове боль-1 шинство).

е

вр Для популярности Хизба в Крыму есть причины как рели-

сЗ гиозного, так и социального порядка. В силу тяжелого социально-экономического положения и множества конфликтов с окружающим населением и властями представляется естественным распространение среди крымских татар радикальных идеологий, в том числе религиозных. На постсоветском пространстве, особенно в мусульманских регионах, движения социального, экономического, культурного, национального и политического протеста тяготеют к оформлению в виде религиозного движения. Исламизм сам по себе не может стать непосредственной причиной обострения отношений в Крыму. Однако в случае обострения вялотекущей конфликтной ситуации в самых разных областях (этнической, политической, социальной, экономической, демографической и т.п., а, как правило, в комплексе) он может стать катализатором, обостряющим конфликт. Исламский радикализм помогает подвести идеологический базис под любые возникающие совсем в другом контексте конфликты. Пока Меджлис в целом (но не стопроцентно) контролирует ситуацию, однако если государство не начнет наконец всерьез заниматься проблемами крымских татар, положение вещей может измениться.

3. Отношение к Израилю и иудаизму Отношение к иудаизму: традиционные стереотипы

О

ж

Ислам, равно как и христианство, в силу особенностей своего генезиса и вероучения имеет определенные ярко выраженные догматические претензии к иудаизму. Антииудаизм является фундаментальной частью мусульманского веро- § учения и отражен в религиозных памятниках почти с самого начала проповеди Мухаммада. Аналогия с христианством напрашивается, хотя в христианстве напряженность во взаимоотношениях с иудаизмом в силу совершенно очевидных элементов обеих доктрин (особенно в области сотериологии и христологии) несколько более обостренная. р

В Коране антииудейские пассажи, порой довольно агрес-

а

й<

сивные, весьма многочисленны. Согласно священной книге 1 мусульман, например, те «людей Писания», то есть в том и числе и из иудеев, «которые не уверовали», — в огне геенны, вечно прибывая там. Они — худшие из тварей"18 (правда, необходимо отметить, что можно найти и прямо противоположные по смыслу аяты19).

Согласно мнению многих исследователей, антисемитизм как специфическая идеология не был свойствен исламскому миру вплоть до середины ХХ века. Мусульманский антисемитизм сформировался только под влиянием политического конфликта на Ближнем Востоке. Например, автор хрестоматийной книги «Семиты и антисемиты» Бернард Льюис пишет: «На протяжении длительного времени существовали только «нормальные» предрассудки по отношению к соседнему народу, отличающемуся религией, культурными традициями или этническим происхождением. Однако в нынешнем веке противостояние с Израилем и его народом приняло форму антисемитизма — вышедшего за рамки предрассудков губительного мировоззрения, воспринимающего евреев в качестве мирового зла»20. На наш взгляд, все же отнюдь не только политическое противостояние ХХ века стало причиной возникновения антисемитизма (хотя нет сомнения, что оно способствовало резкому обострению юдофобии, суще-

ствовавшей и ранее). Все же, как нам кажется, в традиционном исламе с самого начала присутствовали значительные элементы юдофобии. Конечно, до ХХ века в исламских странах евреи не демонизировались так, как это было в средне-^ вековой христианской Европе; однако отношение к евреям >з со стороны мусульман никогда не ограничивалось набором ^ «нормальных» предрассудков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 В Средние века религиозная нетерпимость была одина-

ково свойственна практически всем религиям, которым по-§ счастливилось на более или менее продолжительный период ^ получить статус государственной. Но в современном мире тв нормой стали попытки взаимопонимания между предста->а вителями различных религий и межконфессиональный диа-евр лог. В качестве ответа на попытки модернизации религии щ возник фундаментализм — движение за возвращение в ми-¡¡: фологическое прошлое, к «незамутненным истокам» веры. | Будучи универсальным явлением (всем религиям мира при-евр ходится сегодня иметь дело с одной и той же реальностью), сЗ фундаментализм существует и в авраамических религиях, и в индуизме, и в буддизме. Но в силу целого ряда конфессиональных особенностей именно в исламе фундаментализм завоевал наиболее прочные позиции и стал заметной политической силой.

В условиях конфликта с Израилем и христианским Западом исламистам приходится пересматривать относительно терпимую традиционную концепцию «народов Писания». Для мусульманских фундаменталистов характерна точка зрения, что христиане и иудеи являются неверными и против них следует вести священную войну. Причем, по крайней мере в отдельных идеологических материалах, доказывающих отход иудаизма и христианства от строгого монотеизма, иудаизм выделяется особо и именно против него обращены полемические стрелы. Одним из возможных обоснований этой именно антииудейской заостренности являются мифологизированные представления о ранней истории ислама21.

Очевидно, что в отличие от средневековых мусульман для современного исламского фундаменталиста антииудаизм — не просто часть последовательного и бескомпромиссного

О

исповедания собственной веры; это скорее часть мифологизированной в конспирологическом ключе политической идеологии, которая может быть названа антисемитской в полном смысле этого слова. Современный исламский фундаментализм — скорее политическое, нежели действительно религиозное движение, и антисемитизм занимает в нем не- е маловажное место, способствуя мобилизации и консолида- ен ции сторонников перед лицом общего (правда, мифологиче- о ского) врага, который описывается в религиозных терминах, ев но при этом распознается в политических реалиях. "ре

Особенностью антисемитов-мусульман является то, что т они не просто борются с евреями как проводниками мо- во дернизма, демократии и, по мнению исламистов, несовме- й стимых с Кораном общечеловеческих ценностей: борьба р приобретает характер противостояния с метафизическим, ^ абсолютным Злом. 1

Практически все современные украинские мусульмане и декларируют положительное отношение к иудаизму как к ^ одной из пророческих монотеистических религий. При этом, р правда, при ближайшем рассмотрении может обнаружиться нормальная для традиционного ислама «подмена», когда «библейский» иудаизм присваивается как предыстория ислама, а иудаизм современный тем самым становится как бы нелегитимным. Авраам, Ицхак и Яаков легко становятся в исламской пропаганде «своими». Ситуация обостряется конфликтом из-за Храмовой горы в Иерусалиме: спор за преемственность перестает быть теоретическим.

«Антисионизм»: советское наследие и мусульманская солидарность

Антисионизм возможен у мусульман в различных формах — от выражения солидарности с «борющимся палестинским народом» до выражения поддержки фанатикам-террористам. Но если позволить себе заявления о поддержке террористов могут только радикалы круга Хизб ат-Тахрир, то поддержка «справедливого права палестинского народа

на создание независимого государства со столицей в Иерусалиме» — общее место для всех украинских мусульманских лидеров. В этом опасность антисионизма.

Догматический антииудаизм в полной мере может быть рми частью идеологии только исламских фундаменталистов. Он >з подразумевает серьезное отношение к основам мусульман-^ ской веры, что в условиях несколько своеобразного традици-1 онного для Украины тюркского ислама означает острый кону. фликт с общепринятыми, традиционными формами ислама окр в нашей стране. Кроме того, фундаментализм подразумевает ^ бескомпромиссную борьбу не только с иудаизмом, но и с хри-тв стианством, и даже в еще большей степени со светской де->з мократической моделью государства. Неизбежный конфликт евр с властью и с заинтересованным в стабильности исламским щ духовенством толкает радикалов в подполье, что, конечно, нон чревато экстремизмом и террористическими методами борь-! бы, однако все же обрекает фундаменталистов на маргиналь-евр ность. Антисионизм же вполне может быть приемлемым как сЗ для широких масс верующих мусульман (в силу чувства солидарности с палестинской частью уммы), так и для политического истеблишмента современной Украины (в силу традиций советской пропаганды). О «зверствах и убийствах гражданских лиц» со стороны «сионистских оккупантов» можно постоянно читать в украинской исламской периодике.

Сложно требовать от украинских мусульман однозначной и безоговорочной поддержки Израиля. Однако если одни украинские мусульманские структуры и их лидеры (ДУМУ, ДУМК) в собственных СМИ и в интервью не перестают осуждать террор, другие расценивают его как легитимный жест отчаяния, допустимый партизанский метод борьбы с оккупантами. Маркером, который помогает понять отношение к террору со стороны украинских наблюдателей ближневосточного конфликта, были события противостояния ФАТХа и ХАМАСа летом 2007 года. Если ДУМУ и ДУМК однозначно поддержали администрацию Махмуда Аббаса, то «ар-Раид»22, УНИА и ряд других группировок высказывались в пользу ХАМАСа как единственного легитимного палестинского правительства.

Антисионизм вполне понятен и приемлем для украинских мусульман, но под его маской можно протащить не только критику государства Израиль, но и вполне антисемитские в прямом смысле этого слова конспирологические идеи. На-

23 О

пример, статья23 на одном из украинских мусульманских в сайтов начинается с провозглашения задачи освобождения ре Палестины от Государства Израиль, а переходит к утвержде- ен нию, что на самом деле от еврейской оккупации необходимо о освобождать весь мир, который «все больше превращается в в одну большую Палестину, которой управляет и которую тер- ре роризирует еврейская мафия». ст

Характерным примером антиизраильской кампании в во мусульманском информационном пространстве (имеется в о виду совокупность изданий, сайтов, а также заявлений и пу- р бличных акций мусульманских и/или татарских и арабских ^ национальных организаций) была реакция украинской уммы 1 на антитеррористическую операцию «Литой свинец» в Газе в и конце 2008 — начале 2009 года.

27 декабря 2008 года ряд мусульманских организаций, вхо- р дящих в ассоциацию «ар-Раид», выступили с обращением, в котором действия Израиля назывались «варварскими бомбардировками», в нем содержались утверждения о сотнях погибших женщин и детей, якобы осуществляемом Израилем геноциде палестинцев и призывы «оказать моральную и материальную поддержку полуторамиллионному населению сектора Газа»24. 2 января в своей пятничной проповеди Имад Абу Ар-руб, имам мечети киевского Исламского культурного центра «ан-Нур», также относящегося к ассоциации «ар-Раид», коснулся событий в Газе, возложив всю ответственность за происходящее на Израиль и обвинив «сионистов» в «ежедневных убийствах десятков невинных женщин, стариков и детей» и специальном выборе гражданских объектов в

25

качестве целей атаки25.

8 января крупнейшая мусульманская община Украины — крымско-татарская — устами своего представительского органа, Меджлиса, сформулировала заявление, в котором говорилось: «Ожесточенное кровопролитие, приведшее жителей Палестины к гуманитарной катастрофе, должно быть

немедленно остановлено. Смерть сотен безвинных людей, страдания и мучения мирных жителей одной из густонаселенных территорий Ближнего Востока не могут оставить равнодушной международную общественность. В защиту рми мира и против насилия выступают люди разных националь->з ностей и вероисповеданий. [...] Президиум Меджлиса крым-^ ско-татарского народа поддерживает усилия международной 1 общественности, ООН по прекращению насилия и убийств у. на Ближнем Востоке и призывает противоборствующие сто-ок роны к немедленному прекращению военных действий и на-^ чалу переговорного процесса»26.

| 10 января арабские землячества и «ар-Раид» при под-

>а держке немногочисленных левых активистов в Киеве и евр радикально настроенные представители татарских мусуль-щ манских групп в Симферополе провели антиизраильские нон демонстрации27.

ме В реакции украинских мусульман можно четко разделить ^ два подхода: если для Меджлиса важно подчеркнуть, что сЗ есть легитимная Палестинская автономия, а есть радикалы из ХАМАСа, и это из-за их «противостояния с Израилем» гибнут люди, то «ар-Раид» откровенно солидаризуется с ХАМАСом и, более того, считает его легитимной палестинской властью, причем не только в Газе.

Для «ар-Раида» антиизраильская риторика стала важной частью активности. 15 января «ар-Раид» обнародовал новое заявление, в котором говорилось: «Последние события показывают, что руководство Израиля намерено уничтожить народ Палестины, поэтому мы считаем своим долгом обратиться к мировому сообществу с требованием остановить кровопролитие, снять блокаду сектора Газа и признать действия Израиля геноцидом палестинского народа»28.

В январском номере газеты «Арраид»29 (орган Всеукраин-ской ассоциации общественных организаций «Альраид») была опубликована редакционная статья «На пороге третьей интифады», продолжающая ряд антиизраильских материалов, распространяемых ассоциацией. В статье одобрительно цитировались лидеры ХАМАСа, выражался протест против «жестокой агрессии «Израиля» [! — именно так, в кавычках, по всему

тексту. — В.Л.] и геноцида палестинского народа». «Агрессор» обозначался также как «сионистское образование».

Следует напомнить, что газета «Арраид» — самое многотиражное на Украине мусульманское издание (34 тыс. экз.), распространяется бесплатно. Вообще, при кажущейся мар- ов гинальности ассоциация «Альраид», формально не являю- е щаяся даже религиозной организацией, в информационном ен пространстве украинской уммы не просто более заметна, о чем, скажем, официальное Духовное управление мусульман в Украины, но просто доминирует. ре

Вторая по влиянию на Украине мусульманская газета ст «Возрождение» (20 тыс. экз.) выходит в Крыму (издатель — о Мусульманская религиозная община «Алушта») и является й рупором местных салафитов (конкретнее издание связыва- кр ют с крымской организацией Хизб ат-Тахрира). Февральский ^ номер газеты (в январском, подготовленном в конце декабря, 1 редакция не успела отреагировать на события в Газе — изда- и ние было посвящено экономической конференции Хизб ат- ^ Тахрира) в значительной степени был посвящен критике Из- р раиля. Так, утверждается, что «сионисты напали не только на ХАМАС и не только на мусульман сектора Газа — они напали на всех мусульман. Они напали на Ислам в надежде на то, что они ослабят его и в конечном счете разрушат его и умму Мухаммада (с.а.с.). И они никогда не остановятся! [...] О Аллах, защити наших детей и удали сионистов с нашей земли!»30 Израиль в газете называется «еврейским образованием, оккупировавшим Палестину».

Стоит еще раз подчеркнуть, что речь идет не о маргинальных изданиях, а о газетах, наиболее массовых и популярных в украинской умме.

Выводы

В силу ряда причин на Украине традиционно распространен умеренный, терпимый к иноверцам, в том числе к евреям, ислам. Это не отменяет заложенных в базисе мусульманского мировоззрения антиеврейских и антииудейских элементов;

>а а =Т а

а &

о

это делает менее вероятной и более сложной их актуализацию. Для системных мусульманских элит борьба с радикальными элементами в умме является в том числе борьбой за собственный статус.

Вместе с тем есть ряд факторов, способствующих кристаллизации антиеврейских настроений в мусульманской среде и их дальнейшей эксплуатации с целью мобилизации перед лицом «образа врага». К этим факторам следует отнести как внешнее влияние, обусловленное колоссальной ролью иностранных спонсоров и идеологов в жизни украинской уммы, так и внутренние процессы — радикализацию крымско-татарской «улицы» перед лицом накапливающихся социальных проблем.

а

См., напр.: Wistrich R. Muslim Anti-Semitism: A Clear and Present Danger. New York: American Jewish Committee, 2002; Milson M. Countering Arab Antisemitism. Jerusalem: Institute of the World Jewish Congress, 2002; и др. О «новом антисемитизме» см.: Вистрич Р. Антисемитизм в Европе сегодня// Евреи Евразии, январь — март 2004, № 1 (5). С. 32-36; Cotler I. New Anti-Jewishness. Jerusalem: The Jewish People Policy Planning Institute, 2002; Foxman A. Never Again? The Threat of the New Antisemitism. New York: Anti-Defamation League, 2003; Iganski P., Kosmin B. (eds.) A New An-tisemitism? Debating Judeophopbia in 21st Century. London: Institute for Jewish Policy Research, 2003; Klug B. The Collective Jew: Israel and the New Antisemitism// Patterns of Prejudice, Vol. 37, No 2. 2003. P. 1-19; Sharansky N. On Hating the Jews// Commentary (New York), Vol. 116, No 4. November 2003; Sunderland J., McClintock M. Antisemitism in Europe — Washington — New York: Human Rights First, 2004. Rahola P. "Democracy's Canaries": Jews and Judeophobia in Contemporary Europe — Jerusalem: Institute of the World Jewish Congress, 2005; Wistrich R. European Anti-Semitism Reinvents Itself. New York: American Jewish Committee, 2005; Wistrich R. Antisemitism in Western Europe at the Turk of the 21st Century. Jerusalem: Institute of the World Jewish Congress, 2005; Stern S. Antisemitism Today. New York: American Jewish Committee, 2006; и др.

См., напр.: Лихачев В. Российские мусульмане и антисемитизм: религиозные стереотипы и политическая идеология // Тирош: Труды по иудаике. Сер. «Judaica Rossica». Вып. 6. М.: Центр «Сэфер», 2003. С. 236-257.

2

3

12

О

й<

4 См.: Повкть минулих л^ — Лтопис руський. Кшв: Дншро, 1989. С. 51-52.

5 См., напр.: Святой Владимир и ислам // Арраид, 2004, № 8-9 (67-68).

6 Случай крымских татар стал классическим примером этнорелигиозной мобилизации, в рамках которой религия играет вспомогательную роль одного из факторов национального возрождения. Об этом написано немало, см., напр.: Червонная С. Исламский фактор в национальном и правозащитном движении крымских татар (1990-е годы) / Иордан М., е Кузеев Р., Червонная С. (ред.). Ислам в Евразии. М.: Прогресс — Традиция, е 2001. С. 304-338; Мальгин А. Крымский узел. Симферополь: Новый ^ Крым, 2000. С. 120-155; Бел1цер Н. Мiжетнiчнi в^носини та кламський § чинник в Криму// Кримськ студи,, №1. 2000; и др. §

7 Цит. по: http://www.khpg.org.ua/index.php?id=1197035451 (со ссылкой на ^ maidan.org.ua).

8 См., напр.: Ас-Саид А. Заблуждение ваhhабитов. Киев: Аль-Иршад, 2006; в Заблуждения течения «Хизб ат-Тахрир». Киев: Аль-Иршад, 2006; Предо- и стережение от трех заблудших течений. Киев: Аль-Иршад, 2006; и др. о

9 Напр., Кутб С. Под сенью Корана. М.: Умма, 2003. р

10 Напр., Джемаль Г. Революция пророков. М.: Ультра. Культура, 2003; Ж Джемаль Г. (ред.) Исламская интеллектуальная инициатива в ХХ в. М.: 1 Умма, 2005. ^

11 Ахтаев А.-К. Война идей. М., 2005. Напр., Полосин А.(В.) Почему я стал мусульманином: Прямой путь к Богу. м М.: Религиозная организация мусульман «Прямой путь», 2003. р Например, суданец Ясир Хасан, московский офис которого был закрыт во время второй чеченской кампании. См.: Поспелов П. С крымско-донецкого плацдарма // Независимая газета, 22 декабря 2004. В 2005 г. ПМУ самораспустилась, ее руководство вошло в состав Партии регионов Украины.

В разных изданиях приводятся стандартные сведения о структуре Хиз-ба, восходящие, по всей видимости, к изначальным документам партии и никогда не проверявшиеся на практике. См., напр.: Гударзи А. Хизб ут-Тахрир аль-Ислами: мифы и реальность. Ташкент: Медиа-Бизнес, 2005. Указанная книга — единственное на постсоветском пространстве специальное издание, посвященное партии, если не считать правозащитных брошюр, посвященных обсуждению преследований против активистов организации в России и Узбекистане (см., напр.: Пономарев В. Ислам Каримов против «Хизб ут-Тахрир». М.: Правозащитный центр «Мемориал», 1999. К сожалению, эта книга носит ярко выраженный полемический характер и представляет собой собрание скорее мифов, нежели реальных сведений).

Например, в одной статье говорится о 20 тыс. членах партии и о том, что «сочувствуют» Хизбу 80% крымских имамов. См.: Руденко-Миних И. Кто строит крымских халифат // интернет-портал «Бизнес и политика» (http://www.business-politika.net/halifat_in_crimea.php). Богомолов А., Данилов С., Семиволос И., Яворская Г. Исламская идентичность в Украине. М.: Стилос, 2006. С. 59-60.

'S

а =Т а

а &

о

а

Коран, 98:6 (сура «Ясное знамение»). Цит. по: Коран (пер. Крачковского И.). М.: Раритет, 1990. С.493.

Напр.: «Поистине, те, которые уверовали, и те, кто обратились в иудейство, и христиане, и сабии, которые уверовали в Бога и в Последний день и творили благое, — им их награда у Господа их, нет над ними страха, и не будут они печальны». Коран, 2:62 (сура «Корова»). Цит. по: Коран (пер. И. Крачковского). М.: Раритет, 1990. С.21.

Lewis B. Semites and Anti-Semites. An Inquiry into Conflict and Prejudice. New York, London: W.W. Norton & Company, 1999. Cowertext. Среди прочего, см., напр., подборку переводов канонических жизнеописаний Мухаммада в издании: Хрестоматия по исламу. М.: Наука, Издательская фирма «Восточная литература», 1994. В одном из жизнеописаний христианский монах Бахира говорит дяде Мухаммада Абу Талибу, воспитывавшему мальчика: «Храни его от иудеев. Видит Аллах, если они разузнают о нем факты, известные мне, то попытаются навредить ему. А твоего племянника ждет большое будущее» (Ибн Хашим. Жизнеописание господина нашего Мухаммада, посланника Аллаха // Хрестоматия по исламу. С. 15).

Издания и сайт ар-Раида постоянно публиковали материалы с апологетикой движения ХАМАС, напр., в последних номерах газеты ассоциации: Сопротивление не остановить// Арраид, май 2007, № 5 (99); Хамас выступает за единство// Аррад, июнь-июль 2007, № 6-7 (100). Блог УНИА (http://unia.blog.net.ua/2007/08/30/ahmed-rami-yaki-zavdan-nya-islamu-pochatok/).

http://www.arraid.org/6/rus/full_news/8046/visibletype/1/index.html

http://www.arraid.org/6/rus/full_news/8116/visibletype/1/ForceParentID/

8116/

http://maidan.org.ua/static/newskrym/1231482278.html http://islam.com.ua/news/5649/

http://www.arraid.org/6/rus/full_news/8176/visibletype/1/index.html Арраид, январь 2009, № 1 (116). Возрождение, февраль 2009, № 2 (40).

18

19

20

21

22

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.