Научная статья на тему 'Участие мусульман Украины на евромайдане'

Участие мусульман Украины на евромайдане Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
579
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / ВАХХАБИТЫ / ЕВРОРЕВОЛЮЦИЯ / ЕВРОМАЙДАН / УКРАИНА / "ИМАРАТ КАВКАЗ"

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рогатин Владимир Николаевич

В данной статье рассматривается вопрос участия мусульман в социально-политическом кризисе на Украине в 2013-2014 годах. Отдельно сделан разбор участия радикальных мусульманских течений в украинской «еврореволюции».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Участие мусульман Украины на евромайдане»

УДК 297 ББК 86.38

Владимир Рогатин УЧАСТИЕ МУСУЛЬМАН УКРАИНЫ НА ЕВРОМАЙДАНЕ

Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос участия мусульман в социально-политическом кризисе на Украине в 2013-2014 годах. Отдельно сделан разбор участия радикальных мусульманских течений в украинской «еврореволюции».

Ключевые слова: ислам, ваххабиты, Еврореволюция, Евромайдан, Украина, «Имарат Кавказ».

С провозглашением Независимости в 1991 году мусульмане, как и все религиозные организации, на Украине получили определенную свободу. За двадцать последующих лет была создана широкая сеть исламских общин, часть которых с осени 2013 г. будет задействована в акциях «Евромайдана».

Для понимания, того как смогли задействовать мусульман в «Еврорево-люции» необходимо рассмотреть историю возникновения мусульманских центров на Украине.

Согласно данным Министерства Культуры Украины за 2013 г., перед началом «Еврореволюции», на Украине насчитывалось 1229 мусульманских общин из них 606 незарегистрированных, за пределами Крыма действовало более двухсот общин1. Несмотря на отсутствие точных данных о количестве мусульман на Украине, эксперты вероятным минимумом называют цифры в пределах 300 -500 тыс. верующих, в некоторых изданиях указываются цифры в 1-2 млн. 2

В 1991 г., после репатриации крымских татар, было образовано Духовное управление мусульман Крыма. Позже

1 Звгг про мережу церков i релтйних оргашзацш в УкраМ станом на 01.01.2013 р. // 1нститут релтйно! свободи. 26.03.2014. URL: http://www.irs.in.ua/index.php?option=com_content &view=article&id=1199%3A1&catid=51%3Astats& Itemid=79&lang=uk (Режим доступа свободный)

2 Якубович М. Adfontes: щеолопчний ресурс укра-

1нського шламу // 1сламсьш процеси у свт та в

УкраМ: реали та прогнози, ред. А. В. Арктова. -

К.: У АР, 2011. - С. 160.

появились другие мусульманские структуры, наиболее крупное, из них Духовное управление мусульман Украины (ДУМУ) с центром в Киеве. Создано ДУМУ в 1992 г. и возглавляет его ливанский шейх Ахмед Тамим. ДУМУ позиционирует себя как центральное представительство мусульман Украины, поддерживая тесные связи с представителями местной власти, а также с мусульманскими диаспорами Западной Европы и религиозными организациями и дипломатическими миссиями арабских государств. В научных и религиозных кругах ДУМУ относят к «хабашитам» - понимая под этим словом представителей международной суфийской организации «Аль-Ахбаш». Организационно и юридически «Аль-Ахбаш» оформлена в форме «Ассоциации исламских благотворительных проектов» (Jam'iyyat а1- Mashari' al-Khayriyya al-Islamiyya). ДУМУ де-факто является представительством «Ассоциации исламских благотворительных проектов» и председатель ДУМУ выступает одновременно как представитель этой организации на территории стран СНГ .

«Аль-Ахбаш» представляет собой конгломерат нескольких суфийских та-рикатов: Рифаийа, Кадирийа и Накшбан-

3 Литвинова Е.В. Исламские организации в Украине» // Сайт Информационно-аналитического Центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве, 14 декабря 2014 год. URL: http://www.ia-centr.ru/archive/public_details5717.html?id=257 (Режим доступа свободный)

дийа4. По данным Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве истфака МГУ, содержит в себе своеобразную «внутреннюю партию» - закрытое сообщество преданных членов, действующее по принципу суфийской общины (лидеры религиозных общин ДУМУ и окружение шейха Ахмада Тамима). Для этой модели организации характерны закрытость и жесткое подчинение шейху5. ДУМУ активно продвигаются проекты по развитию мусульманских общин в разных областях Украины. В 2010 г. при поддержке ДУМУ был создан филиал в Крыму («Духовный Центр Мусульман Крыма»), что привело к конфликту между ДУМУ и Духовным Управлением Мусульман Крыма.

В 1994 г. был образован Духовный центр мусульман Украины (ДЦМУ) с центром в Донецке, активную роль в создании которого сыграл Рашид Брагин. Сегодня Центром руководит Муфтий Руслан Абдикеев. По состоянию на 2013 г., в состав ДЦМУ входит 24 общины, главным образом в Луганской, Донецкой и Харьковской областях. Под эгидой ДЦМУ было проведено два весьма примечательных для независимой Украины мусульманских проекта - создание Партии Мусульман Украины, существовавшей с 1997 по 2005 год (спонсором проекта выступил олигарх Ренат Ахметов), а также Киевского Исламского Университета, готовившего имамов-хатыйбов с 1999-2001 г.

В 1997 г., была создана Всеукра-инская ассоциация общественных орга-

4 Nizar Hamzeh A. and Hrair Dekmejian R. A Sufi Response to Political Islamism: al-Ahbash of Lebanon // «International Journal of Middle East Studies». - 1996. - №28. - P.217-229. URL: http://ddc.aub.edu. lb/proj ects/pspa/al-ahbash. html (Режим доступа свободный)

5 Литвинова Е.В. Исламские организации в Украине» // Сайт Информационно-аналитического Центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве, 14 декабря 2014 год. URL: http://www.ia-centr.ru/archive/public_details5717.html?id=257 (Режим доступа свободный)

низаций «Альраид», в состав которой входит около десятка местных общин по всей территории Украины. «Альраид» является одной из структур в системе т.н. «политического ислама», цель которой -приход к власти и создание исламистского государства во всемирном масштабе и де-факто является представительством на Украине международной исламистской организации «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван-аль-Муслимун»)6. В отличие от вышеупомянутых духовных управлений, «Альраид» зарегистрирована как «общественная», а не «религиозная» организация.

По мнению украинского исламоведа Дениса Брилёва, экстремистская организация «Братья-мусульмане» в настоящее время имеет относительно аморфную структуру в виде децентрализованной, расползающейся сети с активным распространением ячеек по принципу сходному с «франчайзингом». Такие ячейки разделяют идеологию и общие установки материнской организации и используют её имя как своеобразный брэнд, но напрямую не связаны с ней организационно . Именно такую ячейку представляет собой «Альраид» (и включает в себя более мелкие ячейки). Функционеры «Альраид» фактически никогда не скрывали своей связи с материнской организацией («Братья-мусульмане»), что не мешало им активно действовать. Так, труды наиболее значимых активистов «Братьев-мусульман» - например, того же шейха Юсуфа аль-Карадави играли в

публикациях изданий «Альраид» весо-

8

мую роль .

6 Иванов В. «Братья-мусульмане» в России: проникновение, характер деятельности, последствия для страны. // ««Российские тенденции», 8 августа 2012 года. URL: http://rostend.su/?q=node/107 (Режим доступа свободный)

7 Брилёв Д. Активизация деятельности международных суфийских организаций// Будущее религии в Европе. Сборник статей. - СПб., 2010. -С.127-128.

8Якубович М. Международный вектор украинского ислама // «Info islam», 3 мая 2012 года. URL: http://www.info-

islam.ru/publ/obzory/obzory/mezhdunarodnyj_vektor _ukrainskogo_islama/6-1-0-14427 (Режим доступа свободный)

«Ихванисты» из «Альраида» развернули на Украине бурную деятельность: издают газету (также «Альраид») и различную религиозную литературу, создают «исламские школы» и «просветительские курсы», проводят различные благотворительные акции. Актив «Аль-раида» прежде всего состоит из представителей арабской диаспоры на Украине, но среди активистов есть и новообра-

9

щенные славяне.

В 2008 г. ассоциацией «Альраид» было создано Духовное Управление Мусульман Украины «Умма», возглавляемое муфтием Саидом Исмагиловым. За несколько лет работы «Умма» зарекомендовала себя, как проукраински ориентированная организация, использующая, в отличие от многих других духовных управлений, украинский язык как главный рабочий. Все эти годы Крыму аль-раидовцы активно поддерживали отношения с ваххабитами, адептами «Хизб-ут-Тахрир» и нурсистами, которые ведут свою работу в крымско-татарской среде.

В 2007 года в Киеве зарегистрировали организацию с названием «Киевский муфтият», которую возглавил культурный деятель Канафия Мисбахетдино-вич Хуснутдинов. Представляя, главным образом, поволжских татар, «Киевский муфтият» быстро занял значимое место среди других мусульманских организаций Украины. Одним из достижений «Киевского муфтията» стало издание журнала «Украина и исламский мир», где, помимо собственно религиозных публикаций, издаются научные статьи, посвященные различным проблемам ислама на Украине.

Начиная с 2000-х годов, в Крыму и других частях Украины начали появляться радикальные мусульманские объединения, связанные, среди прочего, с деятельностью «Исламской партии освобождения» (Хизбут-Тахрир аль-Ислями),

9Якубович М. Ислам в «континентальной» Украине и сопредельных государствах СНГ: главные проблемы развития общин // «Ислам в СНГ», 14 декабря 2014 года. URL:

http://www.islamsng.com/ukr/tradition/3916#_ftn1 (Режим доступа свободный)

нурсистов и ваххабитами. На сегодняшний день такие мусульманские общины функционируют практически в каждом крупном украинском городе10. Наиболее известные - «Аль-Ихляс» (Киев), возглавляемая шейхом Шакиром Яхьяевым, а также община «Прямой путь» (Одесса), официально ликвидированная в 2012 году11. Интересно, что именно с 2008 года СБУ перестает активно заниматься радикальными группами в АРК Крым. После избрания президентом В. Януковича в 2010 г., отношение правоохранительных органов к этим организациям не изменилось, отчасти это объясняется конфликтом Джемилева с Администрацией Президента Украины.

Сразу следует отметить весомую роль Совета духовных управлений мусульман Украины, действующего с 2009

г. и включающего в себя ДУМ Крыма,

12

ДУМУ «Умма» и «Киевский Муфтият» . В 2010 году, три эти организации обратились с открытым письмом к Президенту Украины, предлагая признать их мнение, как отображающие интересы всего мусульманского сообщества Украины13.

Мусульмане Украины практически с самого начала активно участвовали в событиях на «Евромайдане». Одной из главных причин этого является то, что украинские мусульмане были вовлечены в систему западного влияния.

Ассоциация «Альраид» и Меджлис крымскотатарского народа имеют давние и активные связи с мусульманскими организациями в странах Евросоюза. В частности, Ассоциация «Альра-ид» является членом «Федерации исламских организаций Европы», неоднократ-

10 Bogomolov A. Islamic Knowledge in Ukraine // «ISIMNewsletter». - 2004. - P. 20-21

11 В Одессе ликвидировали организацию ваххабитов // «ЭХО», 23 мая 2012 года. http://eho-ua.com/2012/05/23/v_odesse_likvidirovali_organizac iju_vakhkhabitov.html (Режим доступа свободный)

12 Якубович М. Ислам в «континентальной» Украине и сопредельных государствах СНГ: главные проблемы развития общин // «Ислам в СНГ», 14 декабря 2014 года. URL: http://www.islamsng.com/ukr/tradition/3916#_ftn1 (Режим доступа свободный)

13 Открытое письмо Президенту Украины // «Ук-

раина и исламский мир». - 2010. - №. 4. - C. 3.

но выступала соорганизатором и участником различных мероприятий, проводимых мусульманами Польши, Литвы и других государств Евросоюза14. Собственно, поэтому идеи и акции «Евромай-дана» были поддержаны ими как по команде.

На «Евромайдане» альраидовцы выступали с флагами сирийской антиба-шаровской «демократической оппозиции» (т.е. сирийских джихадистов), рассказывая о том, как «хорошо живётся в Германии и Голландии мусульманам, и здесь на Украине всем будет также жить хорошо после евроинтеграции». Содержание их агитации, которую украинские «ихваны» вели на «Евромайдане», раскрывает публикация российского журналиста и сторонника «Братьев-мусульман» Абдуллы-Рината Мухамето-ва под названием «Почему мусульмане Украины за Евромайдан?» (опубликовано на российском происламистском ресурсе «Ансар»)15. По мнению ряда экспертов, Абдулла-Ринат Мухамметов является сторонником «Братьев-мусульман»16, и поэтому не вызывает удивления, что он поддержал «евроинтеграционный» выбор украинских «ихванистов».

В упомянутой публикации Муха-метов заявляет: «Они полагают, что если Украина станет частью Европы, то будет соблюдаться закон, будет выше уровень жизни, эффективно заработают

14 Якубович М. Украинские мусульмане и Майдан // «Религиозно-информационная служба Украины», 3 марта 2014 года. URL: http://risu.org.ua/ru/index/expert_thought/analytic/55 566/ (Режим доступа свободный)

15 Мухаметов Р. Почему мусульмане Украины за Евромайдан? // «Ансар», 16 декабря 2014 года. URL:

http://www.ansar.ru/analytics/2013/12/16/46312 (Режим доступа свободный) 16Конференция «''Братья-мусульмане'' в России: проникновение, характер деятельности, последствия для мусульманского сообщества страны» // «Мусульманский мир». - 2014. - №3. - С.151-153; Амелина Я. Российские исламисты нашли родных «братьев»? // Сайт Общественного Института политических и Социальных Исследований Черно-морско-Каспийского региона, 15 апреля 2012 года. URL: http://bs-kavkaz.org/2012/04/rossiyskie-islamisty-nashli-rodnyx-bratyev/ (Режим доступа свободный)

политические демократические институты, начнет развиваться малый бизнес, не будет, по крайней мере, того беспредела, который мы имеем сегодня в России». В этой же публикации Мухаметов задаёт риторический вопрос: «Неужели мы, мусульмане и немусульмане, как и украинцы, не хотим европейских стандартов жизни

Именно в этом ключе велась про-европейская пропаганда, которую «аль-раидовцы» вели не только в Киеве, но и в др. городах страны (в частности, с целью ведения «евроинтеграционной» пропаганды муфтий связанной с украинскими «ихванистами» ДУМУ «Умма» Саид Ис-

17

магилов приезжал на митинг в Донецк ). Пропаганда строилась на утверждениях о том, что «вступление Украины в Евросоюз даст нам европейский уровень жизни, европейские стандарты во всём - начиная от экономики и заканчивая здравоохранением, милиция и судебная система перестанет служить олигархам, коррупция будет искоренена - потому что за соблюдением законности будет следить Евро-союз»18.

Арабоязычный медиа-проект «Альраид» «Укрпресс» http://ukrpress.net/ и сайт Ассоциации

http://www.arraid.org/ru, стали одним из средств «майданной» пропаганды для государств арабского мира. Представители Ассоциации «Альраид» (в частности мусульманин из Крыма Сейран Арифов) неоднократно давали развернутые комментарии арабоязычным телеканалам, высказывая соответствующие политическому заказу запада комментарии. 19

17 Мухаметов Р. Почему мусульмане Украины за Евромайдан? // «Ансар», 16 декабря 2014 года. URL:

http://www.ansar.ru/analytics/2013/12/16/46312 (Режим доступа свободный)

18 Речь муфтия ДУМУ «Умма» Саида Исмагилова в пересказе участников радиопередачи «Украина -испытание для мусульман» // «Ансар», 18 декабря 2014 года. URL:http://www.ansar.ru/audio/35 (Режим доступа свободный)

19 Якубович М. Украинские мусульмане и Майдан // «Религиозно-информационная служба Украины», 3 марта 2014 года. URL: http://risu.org.ua/ru/index/expert_thought/analytic/55

566/ (Режим доступа свободный)

Выступавшие перед участниками «Евромайдана» и иностранными журналистами «альраидовцы» с флагами сирийских оппозиционеров в руках заявляли, что «Евромайдан» якобы поддерживают и мусульмане Российской Федерации, в частности - мусульмане Татарстана и Чечни. То, что для «ихванистов» Украины важно было заявлять о поддержке «Евромайдана» со стороны мусульман России иллюстрирует тот факт, что «альраидовцами» на Майдане Независимости раздавали публикации российских СМИ, в которых выражалась поддержка действиям мусульман Украины на Майдане Независимости.

«Альраидовцы» на «Евромайдане» раздавали не только публикацию своего российского единомышленника Абдул-лы-Рината Мухаметова, но и номера популярной среди татарских националистов и ваххабитов Поволжья казанской газеты «Звезда Поволжья». В частности, «аль-раидовцами» раздавался выпуск «Звезды Поволжья» в котором была опубликована новость о состоявшемся 14 декабря 2013 года пикете татарских неонацистов (национал-сепаратистов) в Казани под лозунгом «Мы уважаем европейский выбор украинцев!», и выпуск этой же газеты в котором было опубликовано заявление «Всетатарского общественного центра» (действующая в Татарстане неонацистская русофобская структура), в котором говорилось: «Полностью поддерживаем «Евромайдан» против коррумпированного режима Януковича». Следует отметить, что в 2008 г. газета «Звезда Поволжья» прославилась тем, что опубликовала заявление «бабушки татарского национализма» Фаузии Байрамовой о том, что «международное сообщество, признавшее государственную независимость Косова и Российская Федерация, признавшая Абхазию и Южную Осетию, должны

признать независимость Республики Та-

20

тарстан» .

20 В Татарстане вновь звучат требования о признании независимости республики // «Новая газета», 19 сентября 2008 года. URL: http://www.novayagazeta.ru/news/39363.html (Режим доступа свободный)

На своих страницах в «Фэйсбуке» «альраидовцы» также публиковали репортажи казанской Интернет-газеты «Бизнес-онлайн», в Татарстане известной как «национально ориентированное» издание, служащее рупором татарских националистов. Во время активной фазы «Евромайдана» газета «Бизнес-онлайн» публиковала фоторепортажи с Майдана Независимости с комментариями, исполненными сочувствия к протестующим.

Через свои Интернет-ресурсы «альраидовцы» также распространяли видеообращение в поддержку «Евромай-дана» представителя чеченских сепаратистов во Франции (т.н. «посла Чеченской Республики Ичкерия во Франции) Мусы Таипова под названием «Обращение к народу Украины» 21.

Муфтий Саид Исмагилов, связанный с «ихванситами» из «Альраид» 22

ДУМУ «Умма», выступал с критикой политической деятельности Януковича, с лекциями об истории Ислама на Украине в рамках деятельности «Открытого университета Майдана». В прямом эфире «ГромадськогоТВ», он заявлял о поддержке протестующих и «Евромайдана» возглавляемым им Духовным Управлением. ДУМУ «Умма» еще 2-го декабря 2013 г. обнародовало свое заявление, в котором осудило применение силы против демонстрантов. Как указывалось выше, во время событий «Евромайдана» Саид Исмагилов приезжал и в Донецк, где выступал на митинге сторонников «евроинтеграции»23. По мнению антифа-

21 Муса Таипов, посол ЧР Ичкерия во Франции. Обращение к Народу Украины // «Youtube», 25 января 2015 года. URL: http://www.youtube.com/watch?v=-4WrKWb4ppM (Режим доступа свободный)

22 В 2008 году ассоциацией «Альраид» было создано Духовное Управление Мусульман Украины «Умма», возглавляемое муфтием Саидом Исма-гиловым. За несколько лет работы «Умма» зарекомендовала себя, как проукраински ориентированная организация, использующая, в отличие от многих других духовных управлений, украинский язык как главный рабочий

23 Мухаметов Р. Почему мусульмане Украины за Евромайдан? // «Ансар», 16 декабря 2014 года. URL:

шистов Донецка (пророссийских активистов), целью приезда Исмагилова было -активизировать «вялые» митинги сторонников евроинтеграции на Донбассе и привлечь к ним представителей поволжских татар и выходцев из Средней Азии и Кавказа проживающих на Донбассе.

На протяжении трех месяцев протестов, «ихванистское» ДУМУ «Умма» выступало с осуждением «насильственных действий» «Беркута» против боевиков «Правого сектора» и «Самообороны майдана». Призывало к необходимости «диалога и примирения» при посредничестве международных организаций.

3-го декабря 2013 г. появилось заявление лидера наиболее многочисленной и влиятельной организации украинских мусульман, муфтия мусульман Крыма Эмирали Аблаева, пользующегося авторитетом у значительной части крымских татар. Муфтий высказал поддержку евроинтеграционному курсу Украины. Свою позицию муфтий Эмирали Аблаев подтвердил и на общекрымском митинге, приуроченном к Международному дню прав человека и состоявшемся 10 декабря 2013 г.. После неудачного штурма «Беркутом» «Евромайдана», муфтий Эмирали Аблаев призвал похоронить героев «Ев-рореволюции» прямо на Майдане Неза-

24

висимости в Киеве . «Промайданный» Интернет-ресурс «Украинская революция» прокомментировал эти слова Эмирали Аблаева: «Этот жест глубоко сим-воличен, ведь в исламской традиции, павших на Господнем пути мучеников принято погребать именно на месте их подвига».

Действия ДУМ Крыма полностью соответствовали позиции Меджлиса крымскотатарского народа, с самого начала выступившего на стороне протестующих. В ходе общекрымского митинга 10 декабря 2013 г. председатель Меджли-

http://www.ansar.ru/analytics/2013/12/16/46312 (Режим доступа свободный)

24 Якубович М. Украинские мусульмане и Майдан

// «Религиозно-информационная служба Украины», 3 марта 2014 года. URL: http://risu.org.ua/ru/index/expert_thought/analytic/55 566/ (Режим доступа свободный)

са крымскотатарского народа Рефат Чу-баров проинформировал общественность о том, что сразу после митинга часть его участников отправится на «Евромайдан» в Киев. Меджлис крымскотатарского народа, возглавляемый Рефатом Чубаро-вым, выступал с прямой поддержкой действий активистов Майдана.

Акции на Майдане Независимости в Киеве неоднократно посещали: лидер крымскотатарских националистов, народный депутат Мустафа Джемилев, заместитель муфтия ДУМ Крыма Айдер Исмаилов, глава Меджлиса Рефат Чуба-ров и многие другие представители крымскотатарского сообщества. Мустафа Джемилёв выступал с трибуны на «Евро-майдане» в ночь с 18 на 19 февраля 2014 г., когда «Беркут» и Внутренние войска Украины начали «Антитеррористическую операцию».25 Председатель крымскотатарской националистической партии «Адалет» Февзи Кубединов также регулярно высказывался в поддержку «Евромайдана» (партия «Адалет» была создана Кубединовым в 1995 г. с целью «построения в Крыму национального государства, основанного на реализации крымско-татарским народом его естественного права на самоопределение»).

Следует отметить, что буквально за несколько дней до начала событий «Евромайдана» евроинтеграционный курс Украины поддержал Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций, куда входит муфтий ДУМ Крыма Эмирали Аблаев и «хабашитский» муфтий ДУМ Украины Ахмед Тамим. 30 сентября 2013 года Совет высказался за европейский выбор, как исторически оправданный.

Необходимо отметить, что «хаба-шитский» ДУМ Украины и связанный с ним Духовный центр мусульман Крыма (ДЦМК) избегали официальных комментариев по поводу «гражданских протестов» на Майдане Независимости. После

25 Якубович М. Украинские мусульмане и Майдан // «Религиозно-информационная служба Украины», 3 марта 2014 года. URL: http://risu.org.ua/ru/index/expert_thought/analytic/55 566/ (Режим доступа свободный)

кровавых событий на улице Институтской, Духовное управление мусульман Украины выразило глубокую скорбь обо всех погибших и пострадавших в результате силовых противостояний в Киеве, призвав всех: «сплотиться, чтобы сохранить целостность нашего государства и не допустить его разделения». 28 февраля 2014 г. появилось обращение главы ДЦМК Ридвана Велиева, в котором он призвал всех мусульман к сплоченности и выступил за сохранение мира и стабильности.

Также следует отметить, что под опубликованным уже после победы «Ев-ромайдана» обращением Всеукраинского Совета Церквей от 2 марта 2014 г., в котором ряд христианских и иудейских организаций Украины осудили «агрессию России», подпись муфтия «хабашитско-го» ДУМ Украины отсутствует.

Тем не менее, во время событий «Евромайдана» часть прихожан общин «хабашитского» ДУМУ в соцсетях выражала поддержку протестующим и ратовала за «европейский выбор», связывая с «евроинтеграцией» надежды на улучшение экономической ситуации на Украине и улучшение благосостояния населения. По всей видимости, подобные «проевро-пейские» настроения «хабашитов» связаны с тем, что ДУМУ также попало в орбиту западного влияния. Так, «хабашит-ский» ДУМ Украины сотрудничает с центрами «Аль-Ахбаш» в мусульманской диаспоре западных стран. Главный центр «Аль-Ахбаш» в Европе находится в Германии26. Показательно и сотрудничество ДУМУ с филиалом «Ассоциации исламских благотворительных проектов» в США27.

Среди представителей мусульманской уммы были и те, кто не ограничи-

26 Брилёв Д. Активизация деятельности международных суфийских организаций // Будущее религии в Европе. Сборник статей. - СПб., 2010. C.131.

27 Якубович М. Международный вектор украин-

ского ислама // «Info islam», 3 мая 2012 года. URL: http://www.info-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

islam.ru/publ/obzory/obzory/mezhdunarodnyj_vektor _ukrainskogo_islama/6-1-0-14427 (Режим доступа свободный)

вался устными выступлениями в поддержку «евроинтеграции» и участием в «мирных протестах» против власти Януковича, но и участвовал в силовых акциях «Евромайдана».

Участие мусульман в силовых акциях украинской «Еврореволюции» ряд экспертов связали с заявлением одного из лидеров татарских националистов Татарстана Нафиса Кашапова, который позиционирует себя в качестве «борца за права мусульман, угнетаемых колониальным режимом Российской Федерации». К началу событий «Евромайдана» Нафис Ка-шапов уже несколько лет жил на территории Украины, позиционируя себя в качестве «политэмигранта». В начале февраля 2014 г., на русофобском Интернет-ресурсе «Правые татары» - «Tatar Bozqurd», появилось обращение Нафиса Кашапова в котором он не только поддержал «Евромайдан», но и обратился с призывами к россиянам действовать так же, как украинские радикалы действуют в Киеве . Через несколько дней после публикации этого заявления ряд СМИ опубликовали информацию о том, что обращение Нафиса Кашапова сподвигло присоединиться к «Евромайдану» в Киеве радикал-исламистов и татарских националистов, прибывших с территории России.

По информации Уральского филиала РИСИ, сторонники радикальных исламистских организаций из Тюменской области РФ, в феврале 2014 г. мусульмане россияне приняли участие в событиях на Майдане Независимости в Киеве, с целью приобрести опыт организации

29

массовых беспорядков . Вдохновлённые заявлением Нафиса Кашапова, в событиях «Евромайдана» приняли участие несколько десятков татарских радикалов из Поволжья и Сибири, прибывших

28 На Майдан прибыли татарские исламисты, в том числе, с Урала // «Накануне. rw», 6 февраля 2014 года. URL: http://www.nakanune.ru/news/2014/2/6/22340430/#st hash.Vw9UC0Q5.dpuf (Режим доступа свободный)

29 Попов Д., Старостин А. Ислам и мусульмане Уральского федерального округа: риски и угрозо-образующие факторы (аналитический доклад). -Екатеринбург, 2014. - С.60.

из г.Набережные Челны (Татарстан) и населенных пунктов Тюменской облас-ти30. Известно, что вместе с татарскими националистами из Тюменской области в Киев приехали и некие «украинцы, принявшие ислам» (выезжавшие в этот регион ради заработков на нефтепромыс-

3 1

лах) . В начале февраля 2014 г. появилась информация о том, что в захвате административных зданий Киева участвуют националисты и исламисты из Набережных Челнов и Тюменской области. 26 января некоторым из них удалось поучаствовать в штурме международного кон-

32

гресс-центра «Украинский дом» , в результате чего получили опыт вооружённой борьбы с подразделениями «Беркут» и Внутренних войск. Примечательно, что в этом штурме они участвовали вместе с радикалами «Правого сектора» и российскими неоязычниками-неонацистами из объединения «Вотан Югенд» («Моло-

33 „

дёжь Вотана»)33. Во время событий «Ев-ромайдана» в здании «Украинского дома» разместился отряд «Беркута» и резерв Внутренних войск. В ночь на 26 января 2014 г. объединённые силы украинских неонацистов «Правого сектора» и «Самообороны майдана» при участии российских неонацистов, татарских националистов и радикал-исламистов пошли на штурм «Украинского дома». По-

30 Антироссийский фронт развернут: исламисты, либералы, нацисты // ««РИА новости», 23 июля 2014 года. URL: http://ria.ru/cj_analytics/20140723/1017174550.html #ixzz3IT0czoR4 (Режим доступа свободный)

31 К обезумевшим евроинтеграторам присоединяются исламисты? // «Фонд стратегической культуры», 5 февраля 2014 года. URL: http://www.fondsk.ru/news/2014/02/05/k-evrointegratoram-prisoedinjajutsja-islamisty-25595.html (Режим доступа свободный)

32 Татарские националисты учатся на евромайдане штурмовать здания // «Русская народная линия», 5 февраля 2014 года. URL: http://ruskline. ru/news_rl/2014/02/05/tatarskie_nacio nalis-

ty_uchatsya_na_evromajdane_shturmovat_zdaniya/ (Режим доступа свободный)

33 Крюков Э. Сепаратистские тенденции в России

и евромайдан // «Суть времени», 26 февраля 2014

года. URL: http://gazeta.eot.su/article/separatistskie-tendencii-v-rossii-i-evromaydan (Режим доступа свободный)

сле нескольких показательных поджогов и нападений они выдавили из здания подразделения Внутренних войск, под угрозой поджога здания.

Прибывшие в Киев из России татарские националисты не скрывали своих наивных мечтаний: они заявляли, что надеются на следующий исход событий: в результате «Евромайдана» их крымские братья при поддержке Запада (Евросоюза и Соединенных Штатов) смогут создать своё национальное государство на Крым-

34

ском полуострове .

Также примечательно, что согласно опубликованному в СМИ мнению этих «российских делегатов» прибывших в Киев, «Евромайдан» в недалеком будущем возникнет и на российской территории, в результате чего будет обеспечено «получение независимости Республикой Татарстан, к которой присоединится и Восточный Татарстан» (так они именуют Тюменскую область)35.

Отдельное внимание СМИ привлекло распространение на «Евромайда-не» методического пособия к революционным действиям в Египте, которое было переведено на украинский язык и выглядело идентично. На некоторых страницах украинского варианта также изображена мечеть в центре площади, что вызвало обеспокоенность об участии радикальных мусульман в акциях «Евромайдана».

В марте 2014 г. Мустафа Джеми-лев угрожал, что в случае аннексии Крыма Россия рискует получить повторение кровавых чеченских конфликтов: «У нас есть исламисты, ваххабиты, салафи-ты... группы, которые воевали [на стороне оппозиции] в Сирии,» - заявил быв-

34 Самсонов А. «Сегодня Украина, а завтра Россия». Татарские сепаратисты и исламисты призывают к российскому «Евромайдану» // «Военное обозрение», 7 февраля 2014 года. URL: http://topwar.ru/39455-segodnya-ukraina-a-zavtra-rossiya-tatarskie-etnoseparatisty-i-islamisty-prizyvayut-k-rossiyskomu-evromaydanu.html (Режим доступа свободный)

35 Татарские националисты принимают участие в силовых акциях "Евромайдана" // ««REGNUM», 5 февраля 2014 года. URL: http://www.regnum.ru/news/polit/1762952.html#ixzz 3IT59WqqJ (Режим доступа свободный)

ший лидер Меджлиса крымских татар, член Верховной Рады Украины Джеми-лев. - Они говорят: «На нашу землю

36

вступил враг, и мы готовы» .

Учитывая все эти факты, заявления о мобилизации на «Евромайдан» разными мусульманскими центрами и транспортировка татар (в том числе из-за рубежа) на «Евромайдан», вопрос о присутствии на нем ваххабитов и других групп радикальных мусульман становит-

37

ся очевидным. 37 Известно, что на «Евро-майдане» присутствовали и члены «Хизб-ут-Тахрир», которые заявляли, что «когда в Москве или Казани возникнет свой майдан», они будут готовы «приехать и

38

поддержать своих братьев» .

В дальнейшем тема привлечения радикальных мусульман приобрела особой актуальности в связи с формированием и деятельностью сотни «Крым», которая находится в составе батальона «Днепр-1». Создание сотни «Крым», основой которого станут ваххабиты и хиз-бы, обсуждалась 17 июня 2014 г. на встрече губернатора Днепропетровской области Игоря Коломойского с лидером Меджлиса крымско-татарского народа

39

Мустафой Джемилевым39. Также в деятельности сотне «Крым» принимали уча-

36 Крымские татары предупреждают об опасности джихада против России в Крыму // «Религиозно-информационная служба Украины», 12 марта 2014 года. URL: http://risu.org.ua/ru/index/all_news/other_confessions /islam/55689/ (Режим доступа свободный)

37 Владимир Рогов - рассказ для России о майдане! // «Youtube», 24 ноября 2014 года. URL: https://www.youtube.com/watch?v=I7JUMXhComQ (Режим доступа свободный)

38 Крюков Э. Сепаратистские тенденции в России и евромайдан // «Суть времени», 26 февраля 2014 года. URL: http://gazeta.eot.su/article/separatistskie-tendencii-v-rossii-i-evromaydan (Режим доступа свободный)

39 Представитель МИД в Крыму "в шоке" от информации о ваххабитах на полуострове // «Крым

сегодня», 21 июля 2014 года. URL:

http://krimsegodnya.ru/novosti/novosti/predstavitel-mid-v-krymu-v-shoke-ot-informatcii-o-vakhkhabitakh-na-poluostrove (Режим доступа свободный)

«Мусульманский мир», №4, 2015 стие чеченцы дудаевцы. Все бойцы из

40

этой сотни - мусульмане .

Одиозными мусульманскими активистами «Евромайдана» были:

Амина Окуева, жена Адама Ос-маева. Ее мужа чеченского террориста Адама Осмаева и его отца Асланбека Ос-маева задержали 4 февраля 2012 года в Одессе в ходе спецоперации бойцы подразделения «Альфа». Боевики обвинялись в организации взрыва на Тирасполь-ской улице в Одессе, и подготовке нового теракта: у них была найдена взрывчатка, и материалы для изготовления бомбы. Кроме того, Адама и Асламбека Осмае-вых, подозревают в причастности к организации теракта 9 мая 2007-го года в Москве, предотвращенного спецслужбами России. Они входили в диверсионную группу, подконтрольную полевому командиру Доку Умарову. Амина Окуева записалась в медики «Евромайдана» и практически все время противостояния провела там. По ее словам, она там регулярно встречала единоверцев мусульман: «Ингуши, чеченцы из РФ приезжали. Крымские татары регулярно приезжают целыми группами, и даже ребят из числа этнических украинцев, исповедующих Ислам, довольно много. Со многими не знакома лично — но визуально друг друга знаем».41

Александр Кривоносов, «советник» ДУМУ, афганец, помощник-советник президента открытого университета «Украина» стал участником «Народного круга доверия». Особую известность приобрел после публикации заявления «Духовной Рады Евромайдана», в том числе и с его подписью, в котором она требовала от предстоятеля УПЦ МП дать оценку заявлениям митрополита Павла «и его последователей», и принять по ним «адекватные меры». В случае от-

40 Узбеки идут в партизаны... в Украине // «CA-portal», 10 сентября 2014 года. URL: http://www.ca-portal.ru/article:13475 (Режим доступа свободный)

41 тт

Не этот ли «чеченский след» искал на майдане господин Путин? // «Livejournal», 8 февраля 2014 года. URL:

http://zulikhan.livejournal.com/184315.html (Режим доступа свободный)

каза «Духовная Рада» угрожала походом «Евромайдана» на Лавру для защиты святыни от священнослужителей УПЦ МП

42

. После этого обращения Духовное управление мусульман Украины сделало заявление: А. Кривоносов не имеет никакого отношения к ДУМУ, не является помощником ни одного из шейхов, находящихся в подчинении ДУМУ и никогда

43

не являлся советником.

Шавкат Мухаматкулов, редактор узбекского оппозиционного сайта www.zamondosh.com. Шавкат был на Майдане с самого его начала и только 19 января 2014 г. записался медицинским волонтером, так же как и Амина Окуева. Факт его участия в этих событиях, тем более интересен, что он воспринимал себя, как представителя Узбекистана и даже вывесил возле своей палатки узбекский флаг. Теперь сопровождает гуманитарные грузы в зону боевых действий АТО на востоке Украины. 44

Пример успешной работы западных политтехнологов на Украине и задействования в «Еврореволюции» мусульманских организаций и радикальных мусульман дает огромный материал, показывающий насколько духовные управления мусульман и мусульмане подвержены политическим инсинуациям. Правильная работа с этими объединениями и выявление муфтиев, которые по примеру украинских коллег будут отрабатывать западные месседжи, должна стать одним из аспектов национальной безопасности. Как показывает украинский опыт, организации и духовные управления мусульман, защищающие или взаимодействую-

щие с «Братьями мусульманами» (или их дочерними организациями), ваххабитами, нурсистами или хизбами, в случае социальных потрясений в стране будут ориентироваться не на национальные интересы и будут задействованы зарубежными по-литтехнологами или спецслужбами. Так, примером удачного проникновения и распространения своей деятельности на Украине, являются «Братья мусульмане» действующие через общественную организацию «Альраид», их успех вызван отчасти поддержкой украинизации ислама и украинского языка. Подобная гибкость в языковом вопросе позволила общественной организации «Альраид» создать свое ДУМУ «Умма». Формирование же сотни «Крым», и привлечение в нее мусульманских радикалов показывает, что мусульманские радикалы готовы воевать на исторически не мусульманской территории за так называемые демократические ценности, а не только за установление шариата или халифата. Напомним, что ни одно «Народное вече», проводимое на Майдане Независимости, не обходилось без участия крымскотатарских активистов. Десятки, а в некоторые дни и сотни крымских татар посещали «Евро-майдан» в Киеве.

42 Майдан придумал новый предлог для штурма Киево-Печерской Лавры // «Livejournal», 26 февраля 2014 года. URL: http://t-34-111.livejournal.com/219309.html (Режим доступа свободный)

43 Самозванец на сцене Евромайдан // «Мусульмане Херсонской области», 20 февраля 2014 года. URL: http://islam.kherson.ua/news/139-samozvanec-na-scene-evromaydana.html (Режим доступа свободный)

44 Узбеки на Майдане. Дневник революцюнера // «Asia Terra», 6 марта 2014 года. URL: http://www.asiaterra.info/reportazhi/uzbeki-na-majdane-dnevnik-revolyutsionera (Режим доступа свободный)

Источники и литература

1. Амелина Я. Российские исламисты нашли родных «братьев»? // Сайт Oбщественного Института политических и Социальных Исследований Черномор-ско-Каспийского региона, 15 апреля 2012 года. URL: http://bs-

kavkaz.org/2012/04/rossiyskie-islamisty-nashli-rodnyx-bratyev/ (Режим доступа свободный)

id=51%3 Astats& Itemi d=79&lang=uk (Режим доступа свободный)

8. Иванов В. «Братья-мусульмане» в России: проникновение, характер деятельности, последствия для страны. // «Российские тенденции», 8 августа 2012 года. URL: http://rostend.su/?q=node/107 (Режим доступа свободный)

2. Антироссийский фронт развернут: исламисты, либералы, нацисты // «РИА новости», 23 июля 2014 года. URL: http://ria.ru/cj_analytics/20140723/1017174 550.html#ixzz3IT0czoR4 (Режим доступа свободный)

3. Брилёв Д. Активизация деятельности международных суфийских организаций// Будущее религии в Европе. Сборник статей. - СПб., 2010.

4. Владимир Рогов - рассказ для России о майдане! // «Youtube», 24 ноября 2014 года. URL: https://www.youtube.com/watch?v=I7JUM XhComQ (Режим доступа свободный)

5. В Одессе ликвидировали организацию ваххабитов // «ЭХО», 23 мая 2012 года. http://eho-

ua.com/2012/05/23/v_odesse_likvidirovali_ organizaciju_vakhkhabitov.html (Режим доступа свободный)

6. В Татарстане вновь звучат требования о признании независимости республики // «Новая газета», 19 сентября 2008 года. URL:

http://www.novayagazeta.ru/news/39363.ht ml (Режим доступа свободный)

7. Звгт про мережу церков i релшйних оргашзацш в Укрш'ш станом на 01.01.2013 р. // 1нститут релшйно! свобо-ди. 26.03.2014. URL: http://www.irs.in.ua/index.php?option=com

content&view=article&id=1199%3A1&cat

9. К обезумевшим евроинтеграторам присоединяются исламисты? // «Фонд стратегической культуры», 5 февраля 2014 года. URL: http://www.fondsk.ru/news/2014/02/05/k-evrointegratoram-prisoedinj ajutsja-islamisty-25595.html (Режим доступа свободный)

10. Конференция «''Братья-мусульмане'' в России: проникновение, характер деятельности, последствия для мусульманского сообщества страны» // «Мусульманский мир»». - 2014. - №3. - С.151-153

11. Крымские татары предупреждают об опасности джихада против России в Крыму // «Религиозно-информационная служба Украины», 12 марта 2014 года. URL:

http://risu.org.ua/ru/index/all_news/other_co nfessions/islam/55689/ (Режим доступа свободный)

12. Крюков Э. Сепаратистские тенденции в России и евромайдан // «Суть времени», 26 февраля 2014 года. URL: http://gazeta.eot.su/article/separatistskie-tendencii-v-rossii-i-evromaydan (Режим доступа свободный)

13. Литвинова Е.В. Исламские организации в Украине» // Сайт Информационно-аналитического Центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве, 14 декабря 2014 год. URL: http://www.ia-centr.ru/archive/public_details5717.html?id =257 (Режим доступа свободный)

14. Майдан придумал новый предлог для штурма Киево-Печерской Лавры // «Livejournal», 26 февраля 2014 года. URL: http://t-34-111.livejournal.com/219309.html (Режим доступа свободный)

15. Муса Таипов, посол ЧР Ичкерия во Франции. Обращение к Народу Украины // «Youtube», 25 января 2015 года. URL: http://www.youtube.com/watch7v— 4WrKWb4ppM (Режим доступа свободный)

16. Мухаметов Р. Почему мусульмане Украины за Евромайдан? // «Ансар», 16 декабря 2014 года. URL: http://www.ansar.ru/analytics/2013/12/16/46 312 (Режим доступа свободный)

17. На Майдан прибыли татарские исламисты, в том числе, с Урала // «HaKaHyHe.ru», 6 февраля 2014 года. URL:

http://www.nakanune.ru/news/2014/2/6/223 40430/#sthash.Vw9UC0Q5.dpuf (Режим доступа свободный)

18. Не этот ли «чеченский след» искал на майдане господин Путин? // «Livejournal», 8 февраля 2014 года. URL: http://zulikhan.livejournal.com/184315.html (Режим доступа свободный)

19. Открытое письмо Президенту Украины // «Украина и исламский мир»». - 2010. - №. 4. - C. 3.

20. Попов Д., Старостин А. Ислам и мусульмане Уральского федерального округа: риски и угрозообразующие факторы (аналитический доклад). - Екатеринбург, 2014.

21. Представитель МИД в Крыму "в шоке" от информации о ваххабитах на полуострове // «Крым сегодня», 21 июля 2014 года. URL: http://krimsegodnya.ru/novosti/novosti/pred stavitel-mid-v-krymu-v-shoke-ot-

informatcii-o-vakhkhabitakh-na-poluostrove (Режим доступа свободный)

22. Речь муфтия ДУМУ «Умма» Саида Исмагилова в пересказе участников радиопередачи «Украина - испытание для мусульман» // «Ансар», 18 декабря 2014 года. URL:http://www.ansar.ru/audio/35 (Режим доступа свободный)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Самозванец на сцене Евромайдан // «Мусульмане Херсонской области»», 20 февраля 2014 года. URL: http ://islam.kherson.ua/news/139-samozvanec-na-scene-evromaydana.html (Режим доступа свободный)

24. Самсонов А. «Сегодня Украина, а завтра Россия». Татарские сепаратисты и исламисты призывают к российскому «Евромайдану» // «Военное обозрение»», 7 февраля 2014 года. URL: http://topwar.ru/39455-segodnya-ukraina-a-zavtra-rossiya-tatarskie-etnoseparatisty-i-islamisty-prizyvayut-k-rossiyskomu-evromaydanu.html (Режим доступа свободный)

25. Татарские националисты принимают участие в силовых акциях "Евромайдана" // «REGNUM»», 5 февраля 2014 года. URL: http://www.regnum.ru/news/polit/1762952.h tml#ixzz3IT59WqqJ (Режим доступа свободный)

26. Татарские националисты учатся на евромайдане штурмовать здания // «Русская народная линия»», 5 февраля 2014 года. URL: http://ruskline.ru/news_rl/2014/02/05/tatarsk ie_nacionalisty_uchatsya_na_evromajdane_ shturmovat_zdaniya/ (Режим доступа свободный)

27. Узбеки идут в партизаны... в Украине // «CA-portal»», 10 сентября 2014 года. URL: http://www.ca-portal.ru/article:13475 (Режим доступа свободный)

28. Узбеки на Майдане. Дневник револю-щонера // «Asia Terra»», 6 марта 2014 года. URL:

http://www.asiaterra.info/reportazhi/uzbeki-na-majdane-dnevnik-revolyutsionera (Режим доступа свободный)

29. Якубович М. Adfontes: щеолопчний ресурс украшського юламу // Iсламськi процеси у свт та в Укрш'ш: реалп та прогнози, ред. А. В. Арютова. - К.: УАР, 2011.

30. Якубович М. Ислам в «континентальной» Украине и сопредельных государствах СНГ: главные проблемы развития общин // «Ислам в СНГ», 14 декабря 2014 года. URL: http://www.islamsng.com/ukr/tradition/3916 #_ftn1 (Режим доступа свободный)

31. Якубович М. Международный вектор украинского ислама // «Info islam», 3 мая 2012 года. URL: http://www.info-is-

lam.ru/publ/obzory/obzory/mezhdunarodnyj _vektor_ukrainskogo_islama/6-1-0-14427 (Режим доступа свободный)

32. Якубович М. Украинские мусульмане и Майдан // «Религиозно-информационная служба Украины», 3 марта 2014 года. URL: http ://risu. org.ua/ ru/index/expert_thought/an alytic/55566/ (Режим доступа свободный)

33. Bogomolov A. Islamic Knowledge in Ukraine // «ISIMNewsletter». - 2004

34. Nizar Hamzeh A. and Hrair Dekmejian R. A Sufi Response to Political Islamism: al-Ahbash of Lebanon // «International Journal of Middle East Studies». - 1996. - №28. - P.217-229. URL: http ://ddc. aub .edu.lb/projects/pspa/al-ahbash.html (Режим доступа свободный)

Vladimir Rogatin

PARTICIPATION OF MUSLIMS OF UKRAINE ON EUROMAIDAN

Summary: This article discusses Muslim participation in the socio-political crisis in Ukraine in 2013-2014. A separate analysis is made participation of radical Muslim movements in Ukrainian "Evrorevolution".

Keywords: Islam, Wahhabis, Evrorevolution, Euromaidan, Ukraine, "CaucasusEmirate".

Sources and Literature

1. Amelina Y. Russian Islamists found a family "brothers"? // Website Social Institute of Political and Social Studies of the Black Sea-Caspian region, April 15, 2012. URL: http://bs-kavkaz.org/2012/04/rossiyskie-islamisty-nashli-rodnyx-bratyev/ (Free Access)

2. The anti-Russian front deployed: Islamists, liberals, Nazis // "RIA Novosti", July 23, 2014. URL: http://ria.ru/cj_analytics/20140723/10171745 50.html#ixzz3IT0czoR4 (Free Access)

3. Brilyov D. Revitalization international Sufi organization // The future of religion in Europe. Digest of articles. - Saint Peterburg, 2010.

4. Vladimir Rogov - the story of Russia's Independence! // «Youtube», November 24, 2014. URL: https://www.youtube.com/watch?v=I7JUMX hComQ (Free Access)

5. In Odessa eliminated Wahhabi

organization // "ECHO", May 23, 2012. http://eho-

ua.com/2012/05/23/v_odesse_likvidirovali_o rganizaciju_vakhkhabitov.html (Free Access)

6. In Tatarstan again heard demands to recognize the republic's independence // "Novaya Gazeta", September 19, 2008. URL: http://www.novayagazeta.ru/news/39363.htm l (Free Access)

7. Zvit about trammel church i religiynih organizatsiy in Ukraini pitched on 01.01.2013 p. // Institut religiynoi freedom. 03/26/2014. URL: http://www.irs.in.ua/index.php?option=com_ content&view=article&id=1199%3A1&catid =51%3Astats&Itemid=79&lang=uk (Free Access)

8. Ivanov V. "Muslim Brotherhood" in Russia: the penetration of the nature of the activities, the consequences for the country. // "Rossiyskie tendentsii", August 8, 2012. URL: http://rostend.su/?q=node/107 (Free Access)

9. Distraught evrointegratoram join the Islamists? // "Fond strategicheskoy kulturi", February 5, 2014. URL: http://www.fondsk.ru/news/2014/02/05/k-evrointegratoram-prisoedinj ajutsja-islamisty-25595.html (Free Access)

10. The Conference '''Muslim Brotherhood' in Russia: the penetration of the nature of the activities, the consequences for the Muslim community of the country "// "Musulmanskiy mir" - 2014. - №3. - P.151-153

11. The Crimean Tatars have warned about the dangers of jihad against Russia in the Crimea // "Religious Information Service of Ukraine", March 12, 2014. URL: http://risu.org.ua/ru/index/all_news/other_co nfessions/islam/55689/ (Free Access)

12. Kryukov E. separatist trends in Russia and euromaidan // "Sut' vremeni" on February 26, 2014. URL: http://gazeta.eot.su/article/separatistskie-tendencii-v-rossii-i-evromaydan (Free

«Мусульманский мир», №4, 2015 Access)

13. Litvinova E.V. Islamic organizations in Ukraine "// Website Information and Analytical Center for the Study of the sociopolitical processes in the post-December 14,

2014. URL: http://www.ia-centr.ru/archive/public_details5717.html?id= 257 (Free Access)

14. Independence came up with a new excuse for the assault of Kiev-Pechersk Lavra // «Livejournal»», February 26, 2014. URL: http://t-34-111.livejournal.com/219309.html (Free Access)

15. Musa Taipov, Ambassador of the Czech Republic Ichkeria in France. Appeal to the people of Ukraine // «Youtube», January 25,

2015. URL: http://www.youtube.com/watch7v— 4WrKWb4ppM (Free Access)

16. Mukhametov R. Why Muslims of Ukraine for euromaidan? // "Ansar", December 16, 2014. URL: http://www.ansar.ru/analytics/2013/12/16/46 312 (Free Access)

17. Independence profit Tatar Islamists, including the Urals // "Nakanune.ru", February 6, 2014. URL: http://www.nakanune.ru/news/2014/2/6/2234 0430/#sthash.Vw9UC0Q5.dpuf (Free Access)

18. Is not this the "Chechen trace" in the Maidan sought Mr. Putin? // «Livejournal»», February 8, 2014. URL: http://zulikhan.livejournal.com/184315.html (Free Access)

19. Open letter to the President of Ukraine // "Ukraina i islamskiy mir." - 2010. - №. 4. - P. 3.

20. Popov D. Starostin A. Islam and Muslims Ural Federal District: the risks and threatening factors (analytical report). -Ekaterinburg, 2014.

21. The representative of the Ministry of

Foreign Affairs in the Crimea "shocked" by information wahhabits Peninsula // "Crim segodnya", July 21, 2014. URL: http://krimsegodnya.ru/novosti/novosti/predst avitel-mid-v-krymu-v-shoke-ot-informatcii-o-vakhkhabitakh-na-poluostrove (Free

Access)

22. Speech of mufti Said Ismagilov in retelling the participants broadcast "Ukraine -a test for Muslims" // "Ansar", December 18, 2014. URL: http: //www.ansar.ru/audio/35 (Free Access)

23. The Pretender on stage euromaidan // "Musulmane Khersonskoy oblasti", February 20, 2014. URL: http://islam.kherson.ua/news/139-samozvanec-na-scene-evromaydana.html (Free Access)

24. Samsonov A. "Today Ukraine, tomorrow Russia". Tatar separatists and Islamists calling for Russian "Euromaidan" // "Voennoye obozreniye", February 7, 2014. URL: http://topwar.ru/39455-segodnya-ukraina-a-zavtra-rossiya-tatarskie-etnoseparatisty-i-islamisty-prizyvayut-k-rossiyskomu-evromaydanu.html (Free Access)

25. Tatar nationalists are involved in law enforcement actions "Euromaidan" // «REGNUM.», February 5, 2014. URL: http://www.regnum.ru/news/polit/1762952.ht ml#ixzz3IT59WqqJ (Free Access)

26. Tatar nationalists learn to storm the building on Euromaidan // "Russkaya narodnaya liniya", February 5, 2014. URL: http://ruskline.ru/news_rl/2014/02/05/tatarski e_nacionalisty_uchatsya_na_evromajdane_sh turmovat_zdaniya/ (Free Access)

27. The Uzbeks are the partisans in Ukraine ... // «CA-portal», September 10, 2014. URL:

http://www.ca-portal.ru/article:13475 (Free Access)

28. Uzbeks on the Maidan. Blog of revolutionary // «Asia Terra», March 6, 2014. URL: http://www.asiaterra.info/reportazhi/uzbeki-na-majdane-dnevnik-revolyutsionera (Free Access)

29. Yakubovich M. Adfontes: ideologichny resource ukrajins'koho islamu // Islamski processes that have sviti in Ukrai'ni: realii that forecast, ed. AV Aristova. - Kiev, 2011.

30. Yakubovich M. Islam in "continental" Ukraine and neighboring CIS countries: the main problem of community development // "Islam in the CIS", December 14, 2014. URL:

http://www.islamsng.com/ukr/tradition/3916 #_ftn1 (Free Access)

31. Yakubovich M. Vector of Ukrainian International Islamic // «Info islam», May 3, 2012. URL: http://www.info-islam.ru/publ/obzory/obzory/mezhdunarodny j_vektor_ukrainskogo_islama/6-1-0-14427 (Free Access)

32. Yakubovich M. Ukrainian Muslims and Independence // "Religious Information Service of Ukraine", March 3, 2014. URL: http://risu.org.ua/ru/index/expert_thought/ana lytic/55566/ (Free Access)

33. Bogomolov A. Islamic Knowledge in Ukraine // «ISIMNewsletter». - 2004

34. Nizar Hamzeh A. and Hrair Dekmejian R. A Sufi Response to Political Islamism: al-Ahbash of Lebanon // «International Journal of Middle East Studies». - 1996. - №28. -P.217-229. URL: http://ddc.aub.edu.lb/projects/pspa/al-ahbash.html (Free Access)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.