Научная статья на тему 'Финансовые пружины международного терроризма и его угроза безопасности России. Политика международного террористического движения в отношении России (часть 2)'

Финансовые пружины международного терроризма и его угроза безопасности России. Политика международного террористического движения в отношении России (часть 2) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
26
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / САЛАФИЗМ / "ИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВО" / РЕГИОНЫ РОССИИ И ВАХХАБИЗМ / TERRORISM / SALAFISM / ISLAMIC STATE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бирюков Евгений Сергеевич

Говоря о современной стратегии экспансии террористического движения в мире, его политики в отношении России, а также о взаимодействии международного терроризма и ваххабизма, автор раскрывает политику ваххабитов в отношении Крыма, Татарстана и других регионов России. Приведены данные о внешнем финансировании ваххабистского движения в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial sources of international terrorism and its threat to the national security of Russia Part 2: The policy of international terrorist movement towards Russia

Modern strategies of Wahhabi movement expansion and its policy towards Russia are considered. The policy of Wahhabism towards Crimea, Tatarstan and other regions of Russia is shown. The data on external funding of Wahhabi movement in Russia is given.

Текст научной работы на тему «Финансовые пружины международного терроризма и его угроза безопасности России. Политика международного террористического движения в отношении России (часть 2)»

Финансовые пружины международного терроризма и его угроза безопасности России

Политика международного террористического движения в отношении России*

Часть 2

Евгений БИРЮКОВ

Идеологические источники «Исламского государства»

Целенаправленное использование Западом одной из ведущих мировых религий - ислама в собственных целях, координация им исламиза-ции населения является достоверным фактом.

В частности, в книге «Великая шахматная доска» З. Бжезинский предельно ясно пишет: «Хотя все из бывших советских государств Средней Азии, а также Азер-

байджан населены преимущественно мусульманами, почти вся их политическая элита не придерживается религиозных взглядов, и официально это светские государства. Однако... их население... вероятно, вдохновится усиливающимся осознанием ислама. Фактически возрождение ислама... вероятно, станет мобилизующим импульсом для активно распространяющихся новых устремлений к национальной независимости, сторонники которых полны решимости выступить против любой реинтеграции под российским контролем» [1].

БИРЮКОВ Евгений Сергеевич - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований. E-mail: biryukov_e@mail.ru; SPIN-код: 4682-1138.

Ключевые слова: терроризм, салафизм, «Исламское государство», регионы России и ваххабизм.

1 БжезинскийЗ. Великая шахматная доска. М.: АСТ, 2012.

* Окончание. Начало см. «Обозреватель-Observer». 2016. № 1.

При создании «Исламского государства» * западные спецслужбы заложили в его основу хорошо продуманную и проанализированную идеологическую базу и фактически использовали ислам в выгодном для себя ключе: ими были выбраны наиболее подходящие с точки зрения агрессии и распространения экстремизма теологические идеи. Прежде всего это комбинация панисламизма и такфиризма.

Идеи такфиризма (от араб. - неверие) были разработаны в 60-е -70-е годы египетским сектантом Ахмедом Шукри. Такфиристы считают, что большинство мусульманских правителей и простых мусульман отошло от первоначального ислама. Лидеры «неверующих мусульманских обществ» становятся главными кандидатами на устранение, затем следуют обычные «отклонившиеся» мусульмане и только потом, согласно такфиризму, уже идут «неверные». Этим объясняется жестокость ИГ по отношению к самим мусульманам. Такфиризм по своей сути близок к ваххабизму.

Просматриваются определённые параллели между практикой и пропагандой ИГ и нацистской Германией прежде всего в стратегии жестокости. Это не является совпадением - известно, что многие лидеры международного террористического движения взаимодействовали в 40-е годы с нацистскими преступниками. Террористы «Исламского государства» стремятся продемонстрировать превосходство, исключительность,

вседозволенность, что призвано в конечном итоге привлечь новых сторонников, которые будут стремиться реализовать себя, присоединившись к группировке «особых людей». Таким образом, при создании ИГ были использованы знания и наработки из сферы психологии.

Инструкционным источником деятельности ИГ и современных террористических группировок служит работа «Идарат ат-Тауаххуш» («Управление жестокостью: самый опасный период, через который пройдёт умма»), написанная в 2004 г. бывшим сотрудником иракских спецслужб Самиром Абд Мухаммед аль-Хлифави [2] (псевдоним - Абу Бакр Надж). Автор исходит из тезиса о том, что вторжение американцев в Ирак и Афганистан не просто неизбежно закончится их поражением, но породит дикость и хаос, с которыми США справиться не смогут. После этого жестокость, оружие, беспорядки распространятся по всему Ближнему и Среднему Востоку, погрузят регион в войны, распри и бессмысленное насилие. Остановить это сможет лишь осмысленное насилие в форме беспредельной жестокости, которую проявит сила, строящая всемирный халифат. В работе говорится о необходимости втягивания США в открытое вооружённое противостояние на Ближнем Востоке.

Книга описывает стадии джиха-дистской борьбы:

- вначале - разрушение и истощение (на этой стадии террористи-

2 Reuter C. The Terror Strategist // Der Spiegel. 18 April. 2015 // URL: http://www.spiegel.de/ international/world/islamic-state-files-show-structure-of-islamist-terror-group-a-1029274.html

* Деятельность «Исламского государства» на территории Российской Федерации запрещена.

ческие атаки наносят ущерб экономике держав-врагов и деморализуют их население),

- управление жестокостью (фаза ожесточённого сопротивления с упором на совершение жестоких действий, которые являются как бы посланиями и союзникам, и врагам),

- и, наконец, на третьем этапе -усиление (создание регионов, контролируемых джихадистами, которые могут последовательно расширяться и объединяться с целью воссоздания халифата).

Таким образом, автор показал, что следует пройти через необходимый период жестокости для создания государства.

Очень важно отметить, что американцы были хорошо знакомы с книгой: уже в 2005 г. она была переведена американским исламоведом Уильямом Маккантсом, причём издана Центром противодействия терроризму при элитной военной академии Вест-Пойнт. Вышесказанное позволяет сделать предположение, что американцы использовали данную концепцию в своих интересах, в том числе для идеологической обработки и наставления иракских баасистов, содержавшихся американцами в тюрьмах в Ираке. Так спецслужбы США создали новый субъект стратегического действия, который, по расчётам его создателей, сможет направляться ими в нужное время и в нужное место благодаря знанию внутреннего устройства субъекта [3].

В частности, на основе идей из данной книги США могли попробовать втянуть Россию в войну на Ук-

раине, чтобы затем противопоставить российской армии партизанскую войну; а также были бы заинтересованы во втягивании сухопутных сил России в войны в Сирии, Средней Азии и других регионах. Возможно также, что изучение данной работы частично повлияло на решение США о выводе большей части их вооружённых сил из Ирака и Афганистана.

18 апреля 2015 г. немецкий журнал Der Spiegel опубликовал статью «Стратег террора», в которой говорится об обнаружении других документов, разработанных аль-Хли-фави. Если книга «Управление жестокостью» -это концепция, то в статье речь идёт уже о следующем этапе - плане создания «Исламского государства». План предполагал, что задолго до экспансии ИГ его агенты установят наблюдение за каждым населённым пунктом, до уровня сёл и деревень, на территории которых впоследствии должно быть создано ИГ.

Сначала открывался офис исламского миссионерского центра. Из тех, кто пришёл прослушать курс лекций и посещает занятия по исламской жизни, отбирались один-два наиболее талантливых и подходящих человека (в возрасте 17-25 лет), которые подробно инструктировались, чтобы шпионить за своим населённым пунктом и добывать информацию.

Вторым важным и относительно новым источником, оказавшим существенное влияние на идеологию ИГ, стала написанная в 2004 г. книга «Призыв к глобальному исламскому сопротивлению». Имя авто-

3 ЧерныхЕ. Как весь мир проспал ИГИЛ // Комсомольская правда. 2015. 24 января.

ра в книге указано как Амр Абд Аль-Хаким (псевдоним - Абу Мусаб ас-Сури). В ряде источников называется настоящее имя этого человека -Мустафа Сетмариам Насар [4].

В работе подробно разработаны некоторые методы так называемых войн четвёртого поколения - создание террористической сети с отдельными, не связанными друг с другом ячейками или даже отдельными людьми; идея «сопротивления без наличия лидеров», заключаю-

щаяся в использовании атак так называемых «одиноких волков». Это должно привести к упадку в стане противника и создать основу для более амбициозной цели ведения войны в её обычном понимании «на открытом фронте» - войны за обладание территорией. Как объясняет ас-Сури, «без прямого противостояния и получения контроля над территорией мы не сможем создать государство, что является конечной целью сопротивления».

Политика международного терроризма и салафитов в отношении России

Можно утверждать, что в отношении российских регионов происходит реализация различных этапов стратегий, прописанных в книгах «Управление жестокостью» и «Призыв к глобальному исламскому сопротивлению», в том числе создано большое число «спящих» ячеек.

Существенные риски проявления терроризма связаны с тем, что только в Москве проживают 20 тыс. арабов.

В отношении России спонсорами ваххабизма (Саудовская Аравия, Катар и др. во взаимодействии с Западом) реализуется унифицированная стратегия, отработанная в десятках стран. Об этом говорит наблюдающееся сходство сценариев дестабилизации.

С экспансией ваххабизма/салафизма в последние десятилетия столкнулись Сирия, Йемен, Ирак, Афганистан, Турция, Ливан, Сербия (Косово), Македония, Босния и Герцеговина, Алжир, Египет, Тунис, Ливия, Сомали, Эфиопия, Чад, Нигерия, Ни-

гер, Бенин, Камерун, страны Средней Азии и Юго-Восточной Азии.

Странами Запада (США, Великобритания, Израиль) оказывается содействие данной политике, координация её и в определённой степени инициирование. Следует добавить, что приход к власти в Турции в 2002 г. Партии справедливости и развития (ПСР), последствия её политики, проявляющиеся в неподкреплённой агрессивности Турции, по сути, являются следствием экспансии ваххабизма, поскольку основным спонсором ПСР выступали саудиты. ПСР тесно взаимодействует с «Братьями-мусульманами» и Катаром.

Понимание реальных масштабов экспансии ваххабизма/салафизма позволит России более точно выстраивать систему противостояния международному терроризму.

До последнего времени при трактовке процессов, происходящих

4 АЬи МиэаЪ а1 Бил // иКЬ: http://www.globalsecurity.org/security/profiles/abu_musab al_suri.htm

в «российском» исламе, было возможным дифференцировать два качественно отличающихся друг от друга ареала распространения ислама -Северный Кавказ (с получившим распространение в течение двух последних десятилетий религиозно-политическим экстремизмом и терроризмом), с одной стороны, и Поволжье, Урал и Западная Сибирь - с другой.

Однако в последние годы сформировалось три новых явления.

Во-первых,, чётко прослеживается, что в Татарстане происходит стимулируемое извне усиление радикального ислама по северокавказскому сценарию, но с отставанием в 10-15 лет.

Можно утверждать, что к настоящему моменту в Татарстане уже

произошла радикализация ислама.

Второй тенденцией стало возникновение мусульманских анклавов и появление религиозных группировок в немусульманских регионах; данные структуры группируются вокруг появляющихся на этих территориях мечетей. При этом если процессы, происходящие в крупных городах, более заметны, то эта тенденция характерна для многих областей, в том числе Центральной России.

В-третьих, после воссоединения Крыма с Россией «в наследство» был получен спектр проблем, связанных с проводившейся Украиной политикой поддержки экстремистских движений в Крыму.

Крым

На Украине в 1997 г. была зарегистрирована Всеукраинская ассоциация общественных организаций «Духовный центр „Творчество"» («Ар-Раид»), являющаяся отделением «Братьев-мусульман» (БМ).

Отделения «Ар-Раида» были открыты в Киеве (штаб-квартира), Донецке, Луганске, Харькове, Одессе, Запорожье, Виннице, Львове [5]. Обращает на себя внимание, что 5 из 8 отделений были открыты в восточных и южных областях.

До воссоединения Крыма с Россией «Ар-Раид» финансировался на полуострове в политической сфере - крымско-татарским Меджлисом, в религиоз-

ной - Духовным управлением мусульман Крыма, а также спонсировался рядом крымских чиновников.

У Меджлиса те же кураторы, что и у «Правого сектора», среди них связанная с НАТО спецслужба 01айю со штаб-квартирой в Турции, Джейм-стаунский фонд и Международный республиканский институт (глава -Дж. Маккейн) [6].

Через «Ар-Раид» действуют саудовские, кувейтские (близкий к БМ фонд «Аль-Васатыйя») и катарские структуры, не открывая при этом представительств [7].

5 URL: http://www.arraid.org/ru/islamic_centers

6 Приймак А. Затаившийся Меджлис // URL: http://zavtra.ru/content/view/zataivshijsya-medzhlis-/

7 Приймак А. Антироссийская мина в Крыму: На полуострове легализовали «Братьев-мусульман» // EurAsiaDaily // URL: http://eadaily.com/news/2015/05/25/antirossiyskaya-mina-v-krymu-na-poluostrove-legalizovali-bratev-musulman

В то же время Катар открыл посольства на Украине и в Молдавии, при этом торговый оборот с Молдавией составляет только 57 тыс. долл.

Кроме «Ар-Раида» на Украине и в Крыму укреплялись представители группировки «Хизб-ут-Тахрир» (головной офис структуры находится в Лондоне) и ваххабиты. В отличие от «Ар-Раида» у хизбов не было регистрации в Минюсте Украины, но де-факто власти, особенно при В. Януковиче, не препятствовали её деятельности, в том числе публичной [6].

После воссоединения Крыма с Россией Духовное управление мусульман Крыма (ДУМК) было перерегистрировано под тем же названием в начале 2015 г., а Меджлис и «Ар-Раид» де-факто были легализованы и продолжили функционировать, но под другими названиями: 15 мая 2015 г. в Крыму был зарегистрирован «Духовный центр „Творчество"» («Ар-Раид»), в октябре 2014 г. создано Общественное движение крымско-татарского народа «Къырым» (руководитель - вице-спикер парламента Крыма Р. Ильясов, давний соратник М. Дже-милева).

Таким образом, позиции перечисленных выше структур в Крыму сохранились. Имамами в большинстве мечетей являются назначенные ДУМК люди, связанные либо с ваххабитами, либо с хизбами. ДУМК де-юре поставлен в положение единственного законного религиозного представителя крымских мусульман, тогда как существующие

два других муфтията - Духовный центр мусульман Крыма муфтия Ридвана Велиева и занимающий наиболее пророссийскую позицию Таврический муфтият во главе с Русланом Саитвалиевым - не зарегистрированы как российские централизованные религиозные организации [8].

С марта 2015 г. в орбиту ДУМК втягивается Дагестан. Предположительно, дагестанские легальные религиозные объединения используются Катаром (Всемирный совет исламских учёных) и другими странами, во-первых, для легитимного направления денег в Крым, во-вторых, для окончательного признания в России ДУМК, а также Меджлиса, поскольку демонстрируется, что российские организации взаимодействуют с ними.

В Крым (март 2015 г.) для встреч с главой ДУМК Э. Аблаевым, лидерами Меджлиса и «Аль-Раид» ездил М. Магомедов - эмиссар Р. Абдулати-пова по особым поручениям. Известно, что в 90-е годы вице-премьер Р. Абдулатипов оказывал протекцию ближайшим сторонникам Р. Гайнутдина - Н. Аширову и А. Ни-язову [9, с. 48].

Для более точной характеристики зарубежных организаций, стремившихся поменять идентичность Крыма (но также активно работающих и в других регионах России), следует рассмотреть основных спонсоров строительства мечетей в Крыму в течение украинского периода истории полуострова.

8 ПриймакА. Ваххабитский холдинг // URL: http://zavtra.ru/content/view/vahhabitskij-holding/

9 Силантьев Р. А. Совет муфтиев России: история одной фитны. М.: РИСИ, 2015.

Распределение числа построенных мечетей выглядит следующим образом: арабские страны -45 мечетей, Турция - 16, Украина - 12, страны Запада - 3.

Из арабских стран лидирует Саудовская Аравия (26 мечетей), из них Всемирная ассоциация исламской молодёжи построила 12 мечетей, частные лица - 5, Международная корпорация развития - 4, фонд «Зам-Зам» - 3, фонд СААР - 2.

Кувейт возвёл 13 мечетей, финансирование осуществлялось фондами «Международная благотворительность» и «Дом Закят».

ОАЭ - 5 мечетей (частные лица); Катар - 1 (спонсор - Катарская благотворительная организация).

Зачастую финансирование осуществлялось не напрямую, а через организацию «Ар-Раид», а в ряде случаев - через украинские организации «Крым-2000» и «Бирлик» [10].

Таким образом, выявить конечных спонсоров оказывается сложнее. Однако обращает на себя внимание, что многие из перечисленных выше фондов обвинялись западными странами в финансировании терроризма.

Из 16 мечетей, построенных Турцией, 8 построила государственная структура Диянет (Управление по религиозным делам Турции), 7 - частный фонд «Азиз Махмуд Хюдаи», 1 - газета «Заман», принадлежащая проживающему в США оппозиционному богослову и политику Ф. Гюлену, за которым, как считается, стоит ЦРУ.

В Турции 1-2 августа 2015 г. состоялся второй конгресс крымских татар, в котором приняли участие представители 180 организаций. В мероприятии участвовал вице-премьер, на открытии было оглашено послание Эрдогана, в котором говорилось, что Турция никогда не

признает российский Крым. Также власти заявили о том, что продолжат поддежку крымских татар, включая финансирование.

Можно утверждать, что риторика украинских властей о стремлении вернуть Крым в состав Украины не голословна - существует и реализуется план, состоящий из следующих пунктов:

1. Создание на территории Крыма корпунктов украинских СМИ с целью дезинформации населения, нагнетания трений, дискредитации органов власти.

2. Внедрение на руководящие должности российского Крыма «своих» людей с целью внесения дисбаланса в экономических и социальных процессах в Республике Крым.

3. Легитимизация в правовом поле российского Крыма антироссийских организаций для подготовки диверсионно-подрывной деятельности на полуострове [11].

У «Творчества» открыты филиал и благотворительный фонд в Херсонской области (пос. Геничевка). Через филиал идёт скрытое финансирование проекта М. Джемиле-ва по созданию на Херсонщине «Крыма в изгнании» - базы для ди-версионно-террористических действий. 18 июня 2014 г. в Днепропетровске было заключено соглашение между М. Джемилевым и И. Коло-мойским. С лета 2014 г. против ДНР и ЛНР воюет батальон «Крым», созданный на деньги Коломойского. В состав батальона вошли крымские хизбуты (в Сирии воюют не менее

10 Муратова Э. С. Ислам в современном Крыму // krimea.info // URL: http://krimea.info/ monastyri-kryma/islam-v-krymu-sponsory-novyx-mechetej-kryma.html

11 Приймак А. Хунта и Крым // URL: http://zavtra.ru/content/view/teraktyi-v-kryimu/

400 крымских татар [12]) и ваххабиты, бежавшие на Украину и получившие приют в тренировочных лагерях Галиции.

Однако большинство боевиков на практике составили не крымские татары, а этнические арабы. Командиром батальона «Крым» был поставлен член ИГ, араб по имени Муса. После

начала операции российских ВКС в Сирии координаторы террористов перебросили из Сирии к границам ДНР и ЛНР несколько тысяч боевиков, использовался маршрут Турция -Румыния - Одесса/Николаев [13]. Боевики ИГ присутствуют в Мариуполе и других городах на границах ДНР и ЛНР, входят в тербаты.

Совет муфтиев России

Многие направления деятельности Совета муфтиев России (СМР, глава - Р. Гайнутдин) направляются из Саудовской Аравии, Катара и других зарубежных государств.

При взаимодействии с саудовскими структурами СМР получает многомиллионные транши по линии Исламского банка развития, фондом «Ибрагим Вин Абдулазиз Аль Ибрагим», сотрудничает с саудовским посольством в Москве [9, с. 430, 435]. СМР широко взаимодействует со Всемирной мусульманской лигой - одной из крупнейших в мире организаций, спонсирующих терроризм.

На катарском направлении СМР в 90-е годы наладил контакты с Ка-тарским благотворительным обществом и Фондом поддержки исламской культуры, науки и образования.

С 2014 г. активизировалось сотрудничество со Всемирным советом мусульманских учёных

(ВСМУ). С 2012 г. Россию (Казань, Дагестан) регулярно посещает генсек ВСМУ Али Карадаги. В том числе он присутсвовал на открытии Соборной мечети в Москве осенью 2015 г. На уровне государства в Катаре деятельность СМР отслеживается Министерством вакуфов и религиозных дел.

Из Кувейта средства направляются через Кувейтский комитет мусульман Азии и международный фонд «Аль-Васатыйя». Создатель фонда - первый заместитель министра вакуфов и исламских дел Кувейта Адель Аль-Фалях, курирующий также организацию «Ар-Раид» на Украине и её ответвление «Творчество» в Крыму. В России открыт филиал фонда (глава - Али Вячеслав Полосин) [7].

По сути, СМР является иностранным агентом и используется странами Персидского залива как легальный проводник их интересов в России, при этом насаждается исторически чуждая российским мусульманам ваххабито-салафитская модель ислама, в результате чего носителями «истины» в религиозных и других вопросах представляются муфтии из стран Персидского залива.

12 Павлов А. В. Развёрнутый взгляд на Северный Кавказ // Проблемы национальной стратегии. 2015. № 3. C. 274.

13 Кваснюк Е. Зверей ИГИЛ завозят под Луганск и Донецк // Сайт РИСИ // URL: http://riss. ru/commentary/22022/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Значительную озабоченность вызывает тот факт, что на средства из-за рубежа СМР активно строит мечети не только в местах исторического проживания мусульман, но и в регионах с русским большинством, например, Владимирской, Вологодской, Свердловской, Тюменской, Новосибирской, Волгоградской и других областях - всего более чем в 30 субъектах России [9, с. 334, 440], что может быть направлено на постепенное, не прогнозируемое властями изменение этнического состава данных областей по модели Косово, дифференциацию населе-

ния, а также будет использоваться для сбора информации. По сути, внутри России ваххабитские структуры работают несоизмеримо более активно и масштабно в сравнении с контрработой, проводящейся в отношении них.

На фоне чётко проявляющейся антироссийской позиции СМР выгодно выделяется позиция Верховного муфтия Центрального духовного управления мусульман России Талгата Таджуддина, развивающего исторически традиционную для России ханифитскую ветвь ислама.

Духовное управление мусульман Республики Татарстан

В состав Духовного управления мусульман Республики Татарстан (ДУМ РТ) входит более 1500 построенных мечетей [8]. Прогрессирующая «мечетизация» Татарстана делает процессы в ДУМ РТ ключевыми, значимыми и максимально важными для значительной части мусульманского мира России. За время деятельности ДУМ РТ Татарстан фактически стал ваххабитским регионом.

Всплеск ваххабизации Татарстана произошёл во время руководства ДУМ РТ Гусманом Исхаковым (19982011 гг.), взаимодействовавшим с аравийскими монархиями, публично объявлявшим об опоре на выпускников саудовских религиозных заведений и расставившим ваххабитов на посты муфтиев в большинство мечетей.

Следующий глава ДУМ (20112013 гг.) Ильдус Файзов боролся с ваххабитами, но был смещён со своего поста. В 2012 г. был убит та-

тарский богослов Валиулла Якупов, проповедовавший традиционный для татар ислам.

С 2013 г. во главе ДУМ РТ стоит проваххабитский муфтий Камиль Самигуллин.

Он - член фундаменталистского турецкого джа-маата «Исмаил ага» (с которым, как считается, связан и президент Турции Р. Т. Эрдоган) и катарского ВСМУ, занимающих резкие антироссийские позиции [8]. В Совет улемов (мусульманских учёных) ДУМ РТ включены нижнекамский мухтасиб Юсуф Давлетшин и экс-муфтий Исхаков. Давлетшин - выпускник медресе «Йолдыз» в Набережных Челнах. Некоторые нижнекамцы воевали в рядах «Имара-та Кавказ» в Дагестане.

Светские власти республики, затушевав сепаратисткий проект 90-х годов, в целом оказывают содействие распространению ислама именно ваххабитского толка, пользуясь определённой автономностью республики и непониманием федеральными властями остроты данной тенденции

(все кадровые назначения в ДУМ РТ в реальности определяются светскими властями). В экономическом плане это позволяет привлекать инвестиции из стран Персидского залива, но может иметь более серьёзные политические и демографические последствия. Примерно до 2010 г. проводился тезис об «умеренном ваххабизме», созвучный наименованию

«сирийская умеренная оппозиция»; с 2013 г. упоминания ваххабизма в публичном пространстве Татарстана были умышленно свёрнуты, прекратилось издание антиваххабитской литературы, а ваххабиты стали говорить о традиционном исламе, что свидетельствует о состоявшемся установлении ислама ваххабитского толка в Татарстане.

Северный Кавказ и черкесский вопрос

Процессы, происходящие на Северном Кавказе, хорошо известны, поэтому имеет смысл остановиться только на тенденциях.

На Северном Кавказе, как и в других регионах России, распространено несколько отдельных направлений (правовых школ) ислама. На Северо-Западном и Центральном Кавказе (Адыгея, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария и Северная Осетия - Алания) представлен ханифитский мазхаб, считающийся самым мягким и гибким в исламе. На Северо-Восточном Кавказе (Дагестан, Чечня, Ингушетия) преобладает шафиитский толк, более жёсткий, чем ханифитский. Однако с 90-х годов начались инициируемые извне процессы привнесения ваххабист-ско-салафитского мазхаба.

Впервые в Дагестане муфтий был убит в 1998 г., и с этого момента осуществлено свыше 50 убийств религиозных деятелей, придерживаю-

щихся традиционного для Северного Кавказа ислама [14]. Ежегодно на Северном Кавказе происходит не менее 300 террористических актов.

В мае 2010 г. структура «Имарат Кавказ» объявила о создании своего седьмого района (наряду с северокавказскими) - «Идель-Урал», который охватил территории Повольжья и Урала. Обращает на себя внимание «модельное» сходство «Имарат Кавказ» и «Исламского государства», де-факто существующего с 2000 г. и бывшего до 2013 г. малозаметной группировкой. Численность граждан России, воюющих в составе «Исламского государства», составляет 2,4 тыс. чел. [15], а численность русскоязычных граждан стран СНГ -ещё выше. Очевидно, что возможно перетекание боевиков через границу и их накапливание для реализации новых задач.

Кроме экспансии ваххабизма, направляемой из стран Аравийского

14 Добаев И. П. Причины и основные направления политизации и радикализации ислама в Российской Федерации/ Черноморско-Каспийский регион: геополитика, этнополитические процессы и межрегиональные взаимодействия. Сб. науч. ст. / отв. ред. А. А. Озеров. М.: РИСИ, 2015. С. 117.

15 ФСБ: около 2,4 тысячи граждан России участвуют в ИГ // РИА Новости // URL: http:// rla.ru/world/20150918/1260027627.html

полуострова, турецкими и западными спецслужбами разрабатывается так называемый черкесский вопрос.

К черкесам в странах Ближнего Востока относят представителей всех народов Северного Кавказа, эмигрировавших в данные страны в результате войн XIX в. Черкесскую карту разыгрывают кабардино-балкарское движение «Хасэ», «Черкесский конгресс», имеющий филиалы во всех республиках России, где проживают черкесы, а также некоторые организации и общества, действующие в странах проживания черкесской диаспоры (в частности, особо активную роль в Евро-Атлантическом регионе играют представители черкесского землячества из Нью-Джерси, США).

Длительное время повышенный интерес к черкесской (адыгской) проблематике проявляет ряд американских структур, в том числе являющихся «вспомогательными механизмами» в рамках внешнеполитического аппарата США.

Среди них следует отметить The Jamestown Foundation. В сотрудничестве с данным фондом информационно-пропагандистскую активность по черкесской проблематике развивают радиостанции «Радио Свободы» и «Голос Америки», различные интернет-сайты.

Прорабатывает черкесскую проблематику и связанный с демократической партией Фонд Карнеги. Другие «интересанты» - Центр за американский прогресс, Центр стратегических и международных исследований, Университет Дж. Вашингтона [16, с. 47].

Высокую активность на черкесском направлении проявляет Турция.

Черкесская диаспора является вторым по численности (после курдов) этническим меньшинством страны. Численность черкесов составляет от 2,5 млн (оценка Совета национальной безопасности Турции) до 7 млн чел. С приходом к власти правительства Партии справедливости и развития в рамках политики, называемой в экспертных кругах «новым османизмом», произошло значительное смягчение позиции властей по отношению к черкесскому меньшинству.

В Турции насчитывается около 50 северокавказских культурных обществ с общим числом членов (регулярно вносящих взносы) до 4 млн чел.

Наряду с обществами культуры в Турции действуют различные фонды: Фонд кавказских исследований, Общество культуры Северного Кавказа, Федерация кавказских обществ в Турции, умеренная Федерация Хасэ «Единство Кавказа» (БМвяк Ka.jka.sya Ввтпвд1), фонд «Кавказ» (Какая Vak.fi) и его молодёжное крыло «Кавказский форум» (Kqfkasya Еотити), объединение «Патриоты Черкесии» [16, с. 58].

Сирия находится на втором месте по численности адыгской (черкесской) диаспоры среди стран дальнего зарубежья (150 тыс. чел.), действуют Черкесское благотворительное общество и радикальный «Черкесский конгресс» (координатор - Нарт Абдзах), в состав которого входит благотворительная черкесская организация «Нафна».

16 Черкесский вопрос и внешний фактор. Аналитические обзоры РИСИ/ под ред. П. В. Гребенникова. М.: РИСИ. 2012. № 4.

В Иордании (численность адыгов - около 110-120 тыс. чел.).

В стране действует структура с аналогичным названием «Черкесское благотворительное общество», входящее в Международную черкесскую ассоциацию, и организация

«Друзья черкесов» (руководитель -депутат парламента Иордании Рухи Шхалтуг).

Существуют черкесские общины в Германии, Бельгии, Израиле, Грузии.

Значение процессов сокращения доли русского населения в России и экспансии салафизма для безопасности страны

Следует заострить внимание на процессах, происходящих в демографической сфере: на протяжении короткого исторического периода происходит кардинальное изменение этнорелигиозного состава населения России. В этом вопросе следует выделить четыре тенденции.

Во-первых, согласно базовому варианту последнего демографического прогноза ООН (World Population Prospects - 2012), при дальнейшем развитии депопуляционных процессов население России к середине XXI в. может сократиться более чем на 40 млн чел. -до 103,2 млн чел. Прогнозы ряда российских профессиональных демографов ещё более пессимистичны: сокращение до 71,4-90,6 млн чел. [17, с. 7].

Во-вторых, с 1992 г. (по 2013 г.) естественная убыль населения России (прежде всего русского) составила 13,2 млн чел., однако была частично скомпенсирована в результате миграции (нетто-прирост в размере 8,37 млн чел.) [17, с. 4].

В-третьих, важным трендом является то, что в субъектах России с наиболее низкой долей русских наблюдаются максимально высокие в стране темпы естественного прироста населения (это Ингушетия, доля русских -1%, Чечня - 2%, Дагестан - 4%, Тыва -16%, Северная Осетия - 21%, Карачаево-Черкесия -31%, Кабардино-Балкария - 22 %, Саха (Якутия) - 37%, а также Татарстан, Калмыкия, Алтай), в то время как в субъектах с наиболее высокой долей русских (прежде всего Центральная Россия) - максимальные темпы естественной убыли [18.] Соответственно, доля русского автохтонного населения сокращается (в Москве - только 31% русских, 9% -украинцев) и происходит рост мусульманского населения.

В-четвёртых, в последние годы резко, до сотен тысяч, возросло число молодых замужних женщин (в возрасте 22-30 лет), которые не могут родить детей (точная ста-

17 Белобородов И. И. Резервы семейно-демографической политики России в контексте прогнозируемой депопуляции населения // Аналитические обзоры РИСИ. 2015. Вып. 1.

18 Кравченко Л. И. Демографическая ситуация в России/ Центр научной политической мысли и идеологии (Центр Сулакшина) // URL: http://msrand.ru/forecast/demograficheskaja-situatsija-v-rossii

тистика отсутствует, поскольку многие из них не обращаются к врачам). Сопоставление подобных прогнозов и фактов позволяет предположить, что в 90-е годы в ряде популярных импортных продуктов, а также продуктах, произведённых в России западными ТНК, содержалось биологическое оружие, направленное на последующее резкое снижение численности населения России, а так как возможно регулировать регионы распространения данной продукции, то в наибольшей степени данная тенденция затронула субъекты Федерации с максимально высокой долей русского населения.

Поскольку большинство чиновников на федеральном уровне и в субъектах Федерации не понимают ислам и абстрагируется от

него, процессы и, что самое важное, вектор укрепления данной религии в России управляется извне. Государственное отношение к исламу складывается исходя из свойственного западным обществам разделения государства и религии, что приводит к тому, что исламские государства, в которых разделения государства и религии как раз нет, направляют развитие ислама в России в своих целях. В отношении светских НПО, финансируемых из-за рубежа, в России используется термин «иностранный агент». Учитывая сложившуюся ситуацию, можно сказать, что многие религиозные объединения, по сути, являются такими же иностранными агентами, которые действуют в интересах грантодателя.

Рекомендации

1. В то время как в настоящее время основное внимание при противодействии терроризму уделяется процессам, происходящим в Сирии, но на практике страны Аравийского полуострова при координации со стороны западных спецслужб ведут деятельность по изменению идентичности обществ и экспансии салафизма не менее чем в 80 странах, в том числе немусульманских, включая Россию. Данные угрозы абсолютно недооцениваются в нашей стране.

2. Религиозные процессы будут в скором времени иметь влияние на государственные, а не находиться отдельно. Государство должно взять под контроль рост исламизации и управлять им, в том числе через централизацию и объединение разрозненных мусульманских организаций. Ошибочно отдавать этот процесс на откуп иностранным властям или заигрывать с радикалами.

3. Религиозные организации, получающие средства из-за рубежа, должны юридически трактоваться как иностранные агенты - в полной аналогии со светскими организациями.

4. Деятельность взаимодействующих или взаимодействоваших с зарубежными структурами деятелей и организаций из российской мусульманской уммы должна быть запрещена.

5. На руководящие посты в мусульманской общине должны ставиться пророссийски настроенные деятели.

6. Целесообразно оказание поддержки деятельности Центрального духовного управления мусульман России под руководством Т. С. Таджуддина.

7. Многолетняя практика контактов и работы с руководителями российской мусульманской уммы настоятельно требует пересмотра сложившегося стереотипа при отборе кандидатов на работу на этом направлении в спецслужбах и Администрации Президента, когда предпочтение отдаётся татарам, узбекам и др., но не русским высокоподготовленным востоковедам и специалистам по исламу и различным течениям внутри ислама.

8. В образовательной сфере следует запретить возможность управления мечетями лицам, получившим образование за рубежом. Одновременно следует организовать в России при контроле со стороны государства религиозные исламские школы с разработкой программ на основе традиционных для России мазхабов.

9. Эффективное противодействие терроризму невозможно без пресечения международных каналов его финансирования, однако полноценное сотрудничество на международном уровне вряд ли возможно. В этой связи необходимо внутри России отслеживать всё финансирование, поступающее из аравийских монархий.

10. В штат российских посольств необходимо ввести по одной должности советника-арабиста для контроля за процессами, происходящими в среде арабов, проживающих в данных странах.

11. Следует вести мониторинг за всеми арабами, проживающими в России, в том числе и в студенческой среде. Только агентурная работа не позволит достичь этой цели. Необходимо отслеживать перемещение по стране арабов, их контакты как в России (в том числе с представителями мусульманских народов), так и за рубежом.

12. Необходимо нарастить число арабистов, в том числе переводчиков.

Библиография • References

Белобородов И. И. Резервы семейно-демографической политики России в контексте прогнозируемой депопуляции населения // Аналитические обзоры РИСИ. 2015. Вып. 1. - 46 с.

[Beloborodov 1.1. Rezervy semejno-demograficheskoj politiki Rossii v kontekste prognoziruemoj depopuljacii naselenija // Analiticheskie obzory RISI. 2015. Vyp. 1. - 46 c.]

Бжезинский З. Великая шахматная доска. М.: АСТ, 2012. - 702 с. \Bzhezinskij Z. Velikaja shahmatnaja doska. M.: AST, 2012. - 702 s.] Добаев И. П. Причины и основные направления политизации и радикализации ислама в Российской Федерации/ Черноморско-Каспийский регион: геополитика, этнополитические процессы и межрегиональные взаимодействия. Сб. науч. ст. / отв. ред. А. А. Озеров. М.: РИСИ, 2015. [Dobaev I. P. Prichiny i osnovnye napravlenija politizacii i radikalizacii islama v Rossijskoj Federacii/ Chernomorsko-Kaspijskij region: geopolitika, jetnopoliti-cheskie processy i mezhregional'nye vzaimodejstvija. Sb. nauch. st. / otv. red. A. A. Ozerov. M.: RISI, 2015]

Кваснюк Е. Зверей ИГИЛ завозят под Луганск и Донецк / Cайт PMCM // URL:

http://riss.ru/commentary/22022/ [KvasnjukE. Zverej IGIL zavozjat pod Lugansk i Doneck / Sajt RISI // URL: http://

riss.ru/commentary/22022/] Кравченко Л. И. Демографическая ситуация в России/ Центр научной политической мысли и идеологии (Центр Cyлакшина) // URL: http://rusrand.ru/ forecast/demograficheskaja-situatsija-v-rossii [Kravchenko L. I. Demograficheskaja situacija v Rossii/ Centr nauchnoj politicheskoj mysli i ideologii (Centr Sulakshina) // URL: http://rusrand.ru/forecast/ demograficheskaja-situatsija-v-rossii] Муратова Э. С. Ислам в современном Крыму // krimea.info // URL: http:// krimea.info/monastyri-kryma/islam-v-krymu-sponsory-novyx-mechetej-kryma.html

[Muratova JE. S. Islam v sovremennom Krymu // krimea.info // URL: http://krimea.

info/monastyri-kryma/islam-v-krymu-sponsory-novyx-mechetej-kryma.html]

Павлов А. В. Развёрнутый взгляд на Cеверный Кавказ // Проблемы национальной стратегии. 2015. № 3. C. 274-276. [Pavlov A. V. Razvjornutyj vzgljad na Severnyj Kavkaz // Problemy nacional'noj

strategii. 2015. № 3. C. 274-276] Приймак А. Aнтироссийская мина в Крыму: ^ полуострове легализовали «Братьев-мусульман» // EurAsiaDaily // URL: http://eadaily.com/news/2015/05/25/ antirossiyskaya-mina-v-krymu-na-poluostrove-legalizovali-bratev-musulman [Prjmak A. Antirossijskaja mina v Krymu: Na poluostrove legalizovali «Brat'ev-musul'man» // EurAsiaDaily // URL: http://eadaily.com/news/2015/05/25/ antirossiyskaya-mina-v-krymu-na-poluostrove-legalizovali-bratev-musulman] Приймак А. Ваххабитский холдинг // URL: http://zavtra.ru/content/view/

vahhabitskij-holding/ [Prijmak A. Vahhabitskij holding // URL: http://zavtra.ru/content/view/

vahhabitskij-holding/] Приймак А. Затаившийся Меджлис // URL: http://zavtra.ru/content/view/

zataivshijsya-medzhlis-/ [PrjmakA. Zataivshijsja Medzhlis // URL: http://zavtra.ru/content/view/

zataivshijsya-medzhlis-/] Приймак А. Хунта и Крым // URL: http://zavtra.ru/content/view/ teraktyi-v-kryimu/

[Prijmak A. Hunta i Krym // URL: http://zavtra.ru/content/view/ teraktyi-v-kryimu/]

Силантьев Р. А. ^вет муфтиев России: история одной фитны. М.: PMCM, 2015. -632 c.

[Sûant'ev R. A. Sovet muftiev Rossii: istorija odnoj fitny. M.: RISI, 2015. - 632 c.] Ф^: около 2,4 тысячи граждан России участвуют в ИГ // PMA Швости // URL:

http://ria.ru/world/20150918/1260027627.html [FSB: okolo 2,4 tysjachi grazhdan Rossii uchastvujut v IG // RIA Novosti // URL:

http://ria.ru/world/20150918/1260027627.html] Черкесский вопрос и внешний фактор. Aналитические обзоры PMCM/ под ред.

П. В. Гребенникова. М.: PMCM. 2012. № 4. - 66 c. [Cherkesskij vopros i vneshnij faktor. Analiticheskie obzory RISI/ pod red.

P. V. Grebennikova. M.: RISI. 2012. № 4. - 66 s.] ЧерныхE. Как весь мир проспал ИГИЛ // Комсомольская правда. 2015. 24 января. [ChernyhE. Kak ves' mir prospal IGIL // Komsomol'skaja pravda. 2015. 24 janvarja] Abu Musab al Suri // URL: http://www.globalsecurity.org/security/profiles/abu_

musab_al_suri.htm URL: http://www.arraid.org/ru/islamic_centers

Reuter C. The Terror Strategist // Der Spiegel. 18 April. 2015 // URL: http://www. spiegel.de/international/world/islamic-state-files-show-structure-of-islamist-terror-group-a-1029274.html

2/2016

0Б0ЗPEBATEЛЬ-0BSERVER

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.