Научная статья на тему 'РОССИЙСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ПРОБЛЕМА ОПТИМИЗАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ)'

РОССИЙСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ПРОБЛЕМА ОПТИМИЗАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
62
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / НАУКА / ИННОВАЦИИ / ТЕХНОЛОГИИ / СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ / НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОЕКТ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ / LAW / CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION / LEGAL POLICY / SCIENCE / INNOVATIONS / TECHNOLOGIES / INNOVATION DEVELOPMENT STRATEGY OF A CONSTITUENT ENTITY OF THE RUSSIAN FEDERATION / LEGISLATION / MEASURES OF STATE SUPPORT AND INCENTIVES / SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT / DRAFT CONCEPT OF LEGAL POLICY OF THE TAMBOV REGION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Трофимов Василий Владиславович

В статье рассматривается проблема оптимизации и совершенствования российской региональной правовой политики в сфере научно-технологического развития. Обращается внимание на определенный дисбаланс в части активности в данной области отношений федерального центра, где решается основной блок вопросов организации и проведения подобной правовой политики, и российских регионов, где такая активность не очень высока (за некоторыми исключениями) и ее нужно повышать, осуществляя на уровне субъектов Российской Федерации последовательную и целенаправленную государственно-правовую политику в сфере науки, технологий, инноваций. Констатируется, что согласно Конституции Российской Федерации у российских регионов довольно существенный объем полномочий для создания нормативной правовой и организационной основы, обеспечивающей достойный климат для научно-технологического развития. Высказывается рекомендация о разработке и принятии в субъектах Российской Федерации соответствующих стратегий инновационного развития и специальных комплексных законов, регулирующих отношения в сфере государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности (в том числе речь идет о Тамбовской области, где данные вопросы являются актуальными). Предлагается включить соответствующие научные рекомендации в проект Концепции правовой политики Тамбовской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Трофимов Василий Владиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN REGIONAL LEGAL POLICY IN THE FIELD OF SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT (THE PROBLEM OF OPTIMIZATION AND IMPROVEMENT)

The article considers the problem of optimization and improvement of the Russian regional legal policy in the field of scientific and technological development. Attention is drawn to a certain imbalance in terms of activity in this area of relations of the federal center, where the main block of issues of organizing and conducting such a legal policy is solved, and Russian regions, where such activity is not very high (with some exceptions), and it needs to be increased, carrying out a consistent and focused state legal policy in the field of science, technology, innovation at the level of subjects of the Russian Federation. It is stated that, according to the Constitution of the Russian Federation, the Russian regions have a fairly substantial amount of authority to create a regulatory and organizational framework that provides a decent climate for scientific and technological development. A recommendation is made on the development and adoption in the constituent entities of the Russian Federation of appropriate strategies for innovative development and special comprehensive laws governing relations in the field of state support and stimulation of innovative activity (including the Tambov region, where these issues are relevant). It is proposed to include relevant scientific recommendations in the draft Concept of legal policy of the Tambov region.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ПРОБЛЕМА ОПТИМИЗАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ)»

УДК 340.1; 342.25 Василий Владиславович Трофимов,

директор Научно-исследовательского института государственно-правовых исследований,

профессор кафедры теории и истории государства и права Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина,

доктор юридических наук, доцент E-mail: iptgutv@mail.ru; ri.sls@tsutmb.ru

Vasilii Vladislavovich Trofimov, Director of Scientific Research Institute of State - Legal Research, professor of the department of theory and history of state and law in Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Doctor of Law, associate Professor

РОССИЙСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА

В СФЕРЕ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ПРОБЛЕМА ОПТИМИЗАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ)*

В статье рассматривается проблема оптимизации и совершенствования российской региональной правовой политики в сфере научно-технологического развития. Обращается внимание на определенный дисбаланс в части активности в данной области отношений федерального центра, где решается основной блок вопросов организации и проведения подобной правовой политики, и российских регионов, где такая активность не очень высока (за некоторыми исключениями) и ее нужно повышать, осуществляя на уровне субъектов Российской Федерации последовательную и целенаправленную государственно-правовую политику в сфере науки, технологий, инноваций. Констатируется, что согласно Конституции Российской Федерации у российских регионов довольно существенный объем полномочий для создания нормативной правовой и организационной основы, обеспечивающей достойный климат для научно-технологического развития. Высказывается рекомендация о разработке и принятии в субъектах Российской Федерации соответствующих стратегий инновационного развития и специальных комплексных законов, регулирующих отношения в сфере государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности (в том числе речь идет о Тамбовской области, где данные вопросы являются актуальными). Предлагается включить соответствующие научные рекомендации в проект Концепции правовой политики Тамбовской области.

Ключевые слова: право, субъекты Российской Федерации, правовая политика, наука, инновации, технологии, Стратегия инновационного развития субъекта Российской Федерации, законодательство, меры государственной поддержки и стимулирования, научно-технологическое развитие, проект Концепции правовой политики Тамбовской области.

RUSSIAN REGIONAL LEGAL POLICY IN THE FIELD OF SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT (THE PROBLEM OF OPTIMIZATION AND IMPROVEMENT)

The article considers the problem of optimization and improvement of the Russian regional legal policy in the field of scientific and technological development. Attention is drawn to a certain imbalance in terms of activity in this area of relations of the federal center, where the main block of issues of organizing and conducting such a legal policy is solved, and Russian regions, where such activity is not very high (with some exceptions), and it needs to be increased, carrying out a consistent and focused state legal policy in the field of science, technology, innovation at the level of subjects of the Russian Federation. It is stated that, according to the Constitution of the Russian Federation, the Russian regions have a fairly substantial amount of authority to create a regulatory and organizational framework that provides a decent climate for scientific and technological development. A recommendation is made on the development and adoption in the constituent entities of the Russian Federation of appropriate strategies for innovative development and special comprehensive laws governing relations in the field of state support and stimulation of innovative activity

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и администрации Тамбовской области в рамках научного проекта № 19-411-680004.

(including the Tambov region, where these issues are relevant). It is proposed to include relevant scientific recommendations in the draft Concept of legal policy of the Tambov region.

Key words: law, constituent entities of the Russian Federation, legal policy, science, innovations, technologies, innovation development strategy of a constituent entity of the Russian Federation, legislation, measures of state support and incentives, scientific and technological development, draft Concept of legal policy of the Tambov region.

В ситуации глобальных вызовов современности одним из ключевых ресурсов для развития государства являются научно-технологические продукты, которые воспроизводятся в нужных объемах и надлежащего качества там, где для этого созданы все необходимые условия, в том числе разработаны и действуют эффективные механизмы государственной поддержки и правового сопровождения. В Российской Федерации с целью обеспечения и оптимизации научно-технологического развития (с заглавным вектором на инновации) приняты и действуют федеральные законы и подзаконные нормативно-правовые акты, регламентирующие данный блок общественных отношений, способствующие созданию и использованию, а равно - коммерциализации научно-технологических новшеств, внедрению их в производство и реальный сектор отечественной экономики.

Так, в частности, приняты и действуют: Федеральный закон от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [22], которым определяются основные параметры научной деятельности и научной политики в Российской Федерации, регулируются отношения между субъектами научной и научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и научно-технической продукции (редакцией данного закона от 21 июля 2011 г. № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"» сформулированы понятия инновации и инновационной деятельности, а также смежные с ними понятия инновационного проекта и инновационной инфраструктуры [21]); Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» [28] (законом определяется правовое положение наукоградов - муниципальных образований с градообразующим научно-производственным комплексом, в рамках которого осуществляются приоритетные для данного наукограда направления научной, научно-технической, инновационной деятельности); Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» [24] (определяет возможности бизнес-структур осуществлять инновационные научные проекты); Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» [27] (комплексный законодательный акт, регулирующий отношения между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления при формировании и реализации промышленной политики); Федеральный закон от 29.07.2017 г. № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [25] (регулирует отношения, возникающие при создании инновационных научно-технологических центров и обеспечении их функционирования в целях реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации); и др.1

1 Заметим, что мировые лидеры в этом плане также не стоят на месте и постоянно совершенствуют собственные программы развития в части науки, технологий, инноваций. Так, Европейский союз (ЕС) еще в 2000 г. утвердил так называемую Лиссабонскую стратегию, ориентирующую развитии ЕС в искомом направлении, которая была спланирована до 2010 г. Уже в 2010 г. ЕС принимает новую стратегию - «Европа 2020», одним из приоритетов которой также выступает экономика, основанная на знаниях. А уже в рамках реализации этой стратегии проводится разработка и реализация плана мероприятий в области инновационного, научно-технологического развития, в частности, в июле 2011 г. Комиссаром Европейской комиссии по исследованиям, инновациям и науке Маэр Джоржиган-Квин (Maire Geoghegan-Quinn, Commissioner for research, innovation and science) было представлено название будущей программы «Горизонт 2020 - рамочная программа по научным

Иными словами, на общефедеральном уровне осуществляется довольно масштабная и поступательная государственно-правовая политика1 в области инновационного, научно-технологического развития [об этапах ее эволюционирования в современной России и основных параметрах см. также подробнее: 19]. Особо следует отметить принятый на общефедеральном уровне такой значимый в этой предметной области документ, как «Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации» (далее - Стратегия НТР РФ), которым «определяются цель и основные задачи научно-технологического развития Российской Федерации, устанавливаются принципы, приоритеты, основные направления и меры реализации государственной политики в этой области, а также ожидаемые результаты реализации настоящей Стратегии, обеспечивающие устойчивое, динамичное и сбалансированное развитие Российской Федерации на долгосрочный период» [15, п. 1].

Вместе с тем, то, что основную инициативу как в части воспроизводства самой идеи научно-технологического развития Российской Федерации, так и в части ее практической реализации (в том числе на основе соответствующих правовых мер: правотворческих, административно-правовых и пр.) принимает на себя федеральный центр, разрабатывая стратегии, программы, прогнозы либо принимая нормативные и властно-управленческие акты в области наук, новых технологий, инноваций, является проблемной стороной, так как в этом случае не достигается искомого баланса между федеральной и региональной активностью, на уровне регионов многие начинания могут просто «затухать» и где-то саботироваться (поскольку преимущественно на первый план могут выходить «местечковые» интересы, сопровождаемые очень часто корыстью отдельных чиновников и / или некомпетентностью определенной части административного аппарата и т. п.), что крайне вредно с точки зрения перспектив развития вообще и научно-технологического, в частности. Один из видных специалистов в области региональной политики О.В. Кузнецова справедливо замечает, что обратиться к рассмотрению региональных аспектов федеральной инновационной политики заставляет «отсутствие сколько-нибудь явно выраженной инновационной составляющей непосредственно в региональной политике» [12, с. 11].

Очевидно, что усилий одного федерального центра в плане перевода Российской Федерации, ее экономики, промышленности и пр., на научно-технологические рельсы, не вполне достаточно, следует проводить более активную региональную государственно-правовую политику в сфере научно-технологического развития и в чем-то действовать на опережение (зная проблемы и нужды своих регионов, сильные стороны развития и пр.). Как верно отмечается в литературе: «Подсистемами национальной инновационной системы выступают отдельные регионы, поэтому устойчивое развитие национальной системы представляет, в некотором роде, совокупный результат развития каждого из них» [2, с. 135]; «первоисточником инновационного развития России является научно-технический потенциал территорий» [16, с. 212].

На уровне регионов должны изыскиваться возможности для осуществления целенаправленной работы в этом направлении и с надлежащим коэффициентом отдачи, понимая в данном случае не имитацию научно-технологической политики на региональном уровне, когда под прикрытием инноваций происходит «освоение» многомиллиардных бюджетных средств (без какого-либо видимого позитивного эффекта) [13], а реальное улучшение науч-

исследованиям и инновациям» (Horizon 2020 - The Framework Programme for Research and Innovation), в ноябре того же года коллегия Европейской комиссии одобрила пакет решений по реализации новой рамочной программы научных исследований и инноваций «Горизонт 2020» (Horizon 2020), которая призвана стимулировать трансформацию научных достижений в инновационные продукты и услуги [см. подробнее: 9].

1 Государственно-правовая политика современной России есть высококультурно организованный вид социально значимой деятельности публичной власти (включая участие гражданского общества) в российском государстве, осуществляемой на основе и посредством права, связанной с определением тактики и стратегии государственно-правового развития, разработкой, принятием и реализацией целенаправленных, системных, научно обоснованных государственно-правовых решений высокой степени эффективности действия [17, с. 80].

но-технологического климата в регионах. (В научной литературе предлагаются интересные схемы построения моделей инициации инновационной активности в регионах, заслуживающие научно-практического внимания [3].) Кстати, в самом Указе Президента Российской Федерации В.В. Путина, утверждающем названную Стратегию НТР РФ прямо указывается: «3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации при осуществлении своей деятельности в этой сфере, предусмотрев внесение необходимых изменений в государственные программы субъектов Российской Федерации» [15].

Во многих исследованиях, непосредственно посвященных проблеме научно-технологического развития (национального, регионального) в числе первенствующих факторов, от которых может зависеть успех искомой стратегии, определяется устойчивая и совершенная нормативно-правовая база для развития науки, технологий, инноваций, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Вполне верно отмечается, что несмотря на «принципиальную критику национального уровня управления и поддержки инновационной деятельности, часть инфраструктурных функций государство должно выполнять, вот основные из них: -формирование и совершенствование нормативно-правовой базы инновационных процессов» [2, с. 136], при этом «масштабность задачи модернизации и технологического развития экономики, необходимость учета особенностей и интересов регионов требуют более полного включения в ее решение регионального уровня управления...» [1, с. 41].

В качестве принципиального соображения, обратим внимание на то, что сами по себе управленческая и юридическая деятельность всех структур государственной власти регионов, обладающих компетенцией принимать правовые акты нормативного характера и осуществлять их властную реализацию в рамках правоприменительной активности, должны проводиться не конъюнктурно и поверхностно (создавая лишь видимость решения проблемы), а на системной и научной основе, в формате такого особого вида юридической деятельности, как правовая политика субъектов Российской Федерации (в данном случае - в сфере научно-технологического развития), под которой следует понимать форму государственной политики субъектов Российской Федерации в области науки, технологий и инновацицй, системно и последовательно осуществляемую при помощи правовых средств, построенную на научно обоснованных представлениях о том, какие юридически значимые решения необходимо принять в тактической плоскости, а какие - запланировать и реализовать в стратегическом аспекте (соответствующее доктринально-практическое направление может стать одним из заметных блоков в рамках Концепции правовой политики субъекта Российской Федерации, в нашем случае - применительно к Тамбовской области, работа над которой инициирована проф. А.В. Малько и проводится в рамках Научно-образовательного центра «Государственно-правовая политика современной России»1).

Если несколько конкретизировать общее понимание этого особого вида властно-юридической деятельности - правовой политики в области развития науки, технологий и инноваций, то можно представить и такое ее определение: правовая политика в сфере научно-технологического развития - это научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных и негосударственных структур, направленная на определение а) стратегии и тактики правотворчества в сфере развития науки и инновационных технологий, на создание необходимых правовых условий для эффективной инновационной

1 Научно-образовательный центр «Государственно-правовая политика современной России» создан в рамках Договора о сотрудничестве № 37 от 25 октября 2017 г. между ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» и Саратовским филиалом ФГБУН «Институт государства и права» РАН (заменил в результате преобразования и переименования действовавший ранее НОЦ «Правовая политика субъектов Российской Федерации») (координатор - директор Саратовского филиала ИГП РАН, заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор А.В. Малько; руководитель - доктор юридических наук, доцент В.В. Трофимов).

деятельности на основе разработки и принятия законодательства в области обеспечения научно-технологического развития страны; б) тактики и стратегии правоприменения в сфере инноваций, развития науки и технологий, создание правовой инфраструктуры для всесторонней и эффективной реализации интеллектуальных прав граждан и организаций; в) формирование условий для повышения уровня качественного состава научных и юридических кадров [см. также: 18].

Общей целью всех направлений (форм и видов) правовой политики в области научно-технологического развития является создание юридических условий для реализации инновационной (научно-технологической) стратегии развития российской общественно-экономической системы. В свою очередь за каждым отдельным направлением рассматриваемой правовой политики следует свой спектр вопросов и задач (правотворческие, правоприменительные и пр.).

Одной из основных форм проведения правовой политики государством является правотворческая форма (тактика и стратегия разработки и принятия научно обоснованных и эффективных юридических решений нормативного характера) [19]. Как уже было сказано, на уровне Российской Федерации в целом данная последовательная работа ведется довольно целенаправленно и находится в поле постоянного внимания высшей государственной власти. Так, известный майский Указ Президента Российской Федерации по национальным целям и стратегическим задачам в числе прочего непосредственно обращается к проблеме научно-технологического развития России, поручая Правительству РФ обеспечить «ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов от их общего числа», причем эту работу предписывается осуществлять «совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации» [20].

Факт того, что субъекты Российской Федерации призваны оказывать непосредственное воздействие (главным образом, в формате поддержки и стимулирования) на формирование инновационного (научно-технологического) климата в стране, четко обозначен в Федеральном законе Российской Федерации «О науке и государственной научно-технической политике» (п. 1 ст. 16.2 «Субъекты и формы предоставления поддержки инновационной деятельности»), где в числе соответствующих субъектов непосредственно указаны российские регионы: «Субъекты и формы предоставления поддержки инновационной деятельности» которого гласит, что: «Государственная поддержка инновационной деятельности может осуществляться субъектами государственной поддержки, к которым относятся Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также соответствующие организации, через которые может осуществляться такая поддержка, либо способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации». При этом к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации закон относит в том числе «право принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о поддержке инновационной деятельности; право принятия и реализации программ и проектов субъектов Российской Федерации, направленных на поддержку инновационной деятельности» (п. 2 ст. 16.3) [22]. Это говорит о том, что региональным властям отводится прямая прерогатива оказывать поддержку инновационной деятельности и разрабатывать в этих целях комплекс правовых и властно-управленческих мероприятий, иными словами, на своем уровне осуществлять правотворческую политику в области инновационного развития субъектов Российской Федерации.

На конституционном уровне у субъектов Российской Федерации, для того чтобы проявлять необходимую активность, формировать и проводить соответствующую правовую политику, есть все необходимые возможности в виде тех предметов ведения и правовых полномочий, которые закреплены за субъектами Российской Федерации в Основном законе страны (ст. 72-73 Конституции Российской Федерации) [10].

Так, статья 72 Конституции РФ непосредственно определяет те предметы совместного

ношениями:

- вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (п. в) ч. 1 ст. 72) (данное направление правотворческой активности региональных органов государственной власти уместно, если это необходимо для создания, например, инновационных кластеров (научно-технологических производственных комплексов), в отношении, безусловно, тех объектов, которые находятся в государственной собственности субъектов РФ);

- общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта (п. е) ч. 1 ст. 72) (что напрямую может быть связано с научно-образовательными основами инновационной деятельности);

- установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (п. и) ч. 1 ст. 72) (основа для введения и применения на региональном уровне в пределах соответствующей правотворческой компетенции методов налогового стимулирования инновационной деятельности);

- вопросы формирования административного, административно-процессуального, трудового, семейного, жилищного, земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды (п. к) ч. 1 ст. 72) (что также может быть связано с возможностями влияния на инновационный процесс путем мер административного воздействия, предоставления социальных гарантий участникам инновационных отношений и пр.) и некоторые другие.

За пределами исключительного ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации также остаются области, которые могут быть в той или иной мере связанны с сопровождением инноваций, поэтому и этот конституционный ресурс (ст. 73) не следует игнорировать. Как представляется, все это достаточные конституционные полномочия на осуществление правотворческой работы, направленной на рациональную организацию и оптимизацию инновационной деятельности в регионах, и их на региональном уровне нужно использовать более активно.

Закон «О науке и государственной научно-технической политике» (п. 2 ст. 16.2) констатирует: «Цели и основные направления государственной поддержки инновационной деятельности (далее - основные направления государственной поддержки) определяются в рамках Стратегии инновационного развития Российской Федерации, принимаемой Правительством Российской Федерации» [22]. Такая Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. (далее - Стратегия ИР РФ) была принята в 2011 г. [14]. Стратегия ИР РФ разработана на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [11] в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике». В Стратегии ИР РФ, в рамках основных шагов по реализации инновационного развития страны, предусмотрено формирование стратегий инновационного развития субъектов Федерации.

Применительно к регионам в этом аспекте также целесообразно, придерживаясь положений федеральной Стратегии, но учитывая специфику регионального уровня, разрабатывать и периодически обновлять адекватный современным вызовам Стратегический план в области инновационного развития регионов (возможно, как составную часть того стратегического планирования, к которому обязывает субъекты РФ Федеральный закон Российской Федерации «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [23]) либо как от-

дельную Стратегию инновационного (научно-технологического) развития региона (республики, края, области и т.д.), как это собственно и предусмотрено в федеральной Стратегии ИР РФ. И, соответственно, в рамках намеченной региональной Стратегии инновационного развития следует осуществлять комплексы правотворческих мероприятий.

Следует, однако, отметить, что поправки 2016 г. в закон [26], дополнительно указавшие на необходимость стратегического планирования научно-технологического развития Российской Федерации для федерального уровня (ст. 18.1), лишь косвенно подтверждают возможность разработки подобных стратегических планов для регионов на основе федеральных стратегий (ч. 4 ст. 18.1), но напрямую в числе документов целеполагания, прогнозирования, планирования данное направление работы в субъектах РФ не называется. Такой подход представляется не совсем четким и последовательным, создающим основу для «остаточного» понимания задач по научно-технологической модернизации в российских регионах.

Не удивительно, что далеко не во всех регионах подобные Стратегии инновационного (научно-технологического) развития приняты, да и вообще ставился ли этот вопрос в регионах, где этих стратегий нет, неизвестно. Однако есть и примеры положительного в этом отношении опыта. Так, наиболее передовые регионы еще до этого поняли необходимость реализации инновационного развития и первыми разработали соответствующие стратегии (Красноярский край, Томская область, Республика Татарстан, Калужская область, Новосибирская область и др.). К недавнему времени насчитывалось немногим более тридцати региональных стратегий инновационного развития [1]. В Тамбовской области такой стратегии нет и, думается, этот пробел явно нуждается в заполнении, время, для того чтобы разработать и принять подобный документ, еще полностью не ушло, однако оно уже и не терпит, иначе этот блок приоритетных задач развития может оказаться провальным, не случайно, в той же Стратегии социально-экономического развития Тамбовского региона обращается внимание, что инновационная составляющая в области пока не на высоте [8].

Конституционные положения дают возможность проявлять довольно широкий творческий подход к созданию системы правовых регуляторов для поддержки и стимулирования различных сфер региональной социально-правовой жизни, в том числе - в области научно-технологического, инновационного развития современной России. Однако эту возможность следует использовать умело и профессионально. В частности, в рамках правотворческой формы региональной инновационной правовой политики, первым и наиболее принципиальным шагом в этой области могла бы стать разработка в каждом из российских регионов специальных комплексных законов, регламентирующих все вопросы государственной поддержки научно-технологического и инновационного развития в субъекте Российской Федерации. Это было бы особо приемлемо, например, для Тамбовской области.

Нельзя сказать, что на Тамбовщине ничего в этом плане не осуществляется. Нет, определенные меры, конечно, предприняты, и некий регулятивный климат для рассматриваемой сферы в той или иной степени налажен. Так, еще с 2003 г. в Тамбовской области действует Закон от 25 апреля 2003 г. № 119-З «О научно-технической политике, научной и инновационной деятельности в Тамбовской области» [7], который регулирует отношения между субъектами научной, научно-технической, инновационной деятельности и органами государственной власти Тамбовской области и направлен на реализацию государственной научно-технической политики, научной и инновационной деятельности, создание условий развития и функционирования субъектов научно-технической и инновационной деятельности на территории области. По свое идеологии этот региональный акт во многом воспринял логику федерального закона в области науки и научно-технической политики, который также помимо собственно аспектов регламентации научной и научно-технической деятельности включает в себя нормы, направленные инновационный компонент. Но то, что такой синтетический подход проводится на общефедеральном уровне вовсе не означает, что он безупречен. Интегрируя в одном (по сути кодифицированном) законодательном акте несколько разные по

природе общественные отношения, порождаются проблемы реализации данного законодательства на практике и претензии к его эффективности. Все-таки, на наш взгляд, резоннее выводить законодательное регулирование инновационных отношений на отдельный самостоятельный уровень, приняв соответствующий специальный закон, причем, известно, что опыты разработки на федеральном уровне проекта закона об инновациях осуществлялись [см. подробнее: 19], но пока на такого закона еще нет. Кроме, если обратиться к тексту закона Тамбовской области, то кроме самых общих положений в нем найти что-то сложно, как таковой регулятивный механизм (в определением субъективных прав, обязанностей и пр.) в нем практически не прописан.

В отдельных регионах такие акты уже существуют (Архангельская, Волгоградская, Орловская, Рязанская, Свердловская области и др. [4; 5; 6]), однако они также не всегда близки к совершенству, не всегда имеют комплексный характер (ограничиваются рядом статей без четкого определения механизма поддержки инноваций в регионах). Вместе с тем, сам опыт законотворчества в этой области следует более активно развивать и распространять по другим регионам, создавая основу для осуществления производного правотворчества и властно-управленческой деятельности по вопросам инновационного развития субъектов РФ, в том числе преодолевая известные трудности, которые могут проявляться в процессе реализации государственно-правовой политики регионов в сфере инноваций. Если же говорить о Тамбовской области, то, на наш взгляд, вполне очевидно, что разработка и принятие такого закона могло бы стать насущным и полезным делом, это повысило бы значение регулируемой сферы общественных отношений, связанных с инновациями, сделало сам режим регулирования более четким и понятным, а значит более востребованным на практике и в конечном итоге - действенным, может быть это то, чего сегодня не хватает для более оптимистичного развития инновационного климата в регионе.

Предметом регулирования подобных комплексных законов могут становиться отношения по поводу государственной поддержки инновационной деятельности в регионах, которые возникают между субъектами Российской Федерации и государством в лице Российской Федерации, муниципальными образованиями, субъектами инновационной деятельности, включая субъектов инновационной инфраструктуры. Закон должен определять объекты, субъекты, направления, виды и формы государственной региональной поддержки инновационной деятельности, особенности отдельных видов и форм государственной региональной поддержки, порядок оказания поддержки субъектам инновационной деятельности в регионе, а также права и обязанности участников инновационных отношений в регионе.

Думается, такого рода кодифицированные акты регионов в сфере инноваций могут

стать наиболее оптимальной формой законодательного регулирования инновационных от-

ношений, четко определив правила взаимодействия между всеми участниками инновацион-

ных процессов.

Такие же шаги следует осуществлять и в рамках правореализационной, и правообу-чающей форм региональной правовой политики в области научно-технологического развития современной России. Основная цель правореализационной политики - достижение на практике результатов правовой политики в области науки, технологий и инноваций (от принятых решений к их осуществлению). Должен быть создан такой действенный юридический механизм (в частности, на региональном уровне), при котором с помощью правовых средств получали бы развитие инновационные идеи, новые технологии, научные разработки, инновационные проекты, как посредством правоприменительной формы, так и в рамках невластной формы реализации права. Целью же правообучающей политики в субъектах Российской Федерации является создание условий для эффективного воспроизводства научных кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений в науке и образовании, подготовка кадрового состава специалистов в области инновационного права, а также обучение научных кадров соответствующим пра-

вовым компетенциям. Проведение правообучающей политики может быть связано с внесением корректив в систему юридического образования в части усиления учебно-методической составляющей, сопровождающей предметы инновационного цикла (право интеллектуальной собственности, право промышленной собственности и пр.), разработкой новых учебных курсов, отвечающих стратегии инновационного развития, в том числе с той или иной региональной компонентой.

В целом целенаправленно осуществляемая региональная государственно-правовая политика в сфере поддержки инноваций позволит осовременить экономику субъектов Российской Федерации, а России — занять достойное место в международном разделении труда, которая сможет предлагать мировому рынку не только сырьевые ресурсы, но и высокотехнологичную конкурентоспособную продукцию, создаваемую при непосредственном участии научно-производственных комплексов в регионах страны. Те предложении, который были высказаны в рамках статьи, могут войти в содержание проекта Концепции правовой политики Тамбовской области - документа, который призван выразить все наиболее актуальные проблемы регионального государственно-правового развития и предложить адекватные пути их решения, в том числе в контексте такой актуальной тематики, как инновационное, научно-технологическое развитие Российской Федерации.

Список литературы

1. Белякова Г.П., Кочемаскин А.Н. Научно-технологическое развитие как основа формирования стратегии инновационного развития региона // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. -2013. - № 12 (87). - С. 39-42.

2. Белякова Г.П., Кочемаскин А.Н. Проблема управления научно-технологическим развитием экономики России: соотношение национального и регионального уровней // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2013. - № 7-1. - С. 134-137.

3. Голобокова Г.М. Региональные особенности инновационного развития и формирования рынка интеллектуальной собственности // Право интеллектуальной собственности. - 2016. - № 4. - С. 22-28.

4. Закон Архангельской области от 29 октября 2012 г. № 567-34-ОЗ «О государственной поддержке инновационной деятельности в Архангельской области» // Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов пятого созыва. - 2012. - № 34.

5. Закон Орловской области от 5 июня 2015 г. № 1794-ОЗ «О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Орловской области» // Орловская правда. - 09.06.2015.- № 60.

6. Закон Рязанской области от 09 ноября 2012 года № 85-ОЗ «О государственной поддержке инновационной деятельности в Рязанской области» // Рязанские ведомости. - 10.11.2012. - № 210.

7. Закон Тамбовской области «О научно-технической политике, научной и инновационной деятельности в Тамбовской области» от 25 апреля 2003 г. № 119-З (с изм. и дополн.) // Тамбовская жизнь. - 16.05.2003. -№ 96-98 (22790-22792).

8. Закон Тамбовской области «О стратегии социально-экономического развития Тамбовской области до 2035 года» от 04.06.2018 № 246-З: постановление Тамбовской областной Думы от 30.05.2018 № 648 // Тамбовская жизнь (специальный выпуск). - 15.06.2018. - № 40 (1888).

9. Кирабаев Н.С., Воробьев А.Е., Каукенова А.С. Анализ новой рамочной программы Европейского союза по научно-технологическому и инновационному развитию «Горизонт 2020» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Инженерные исследования. - 2012. - № 4. - С. 10-14.

10. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 14.04.2014. - № 15. - Ст. 1691.

11. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (с изм. от 8 августа 2009 г. № 1121-р)) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 47. - Ст. 5489.

12. Кузнецова О.В. Региональная политика России: 20 лет реформ и новые возможности. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2015. - 392 с.

13. Лопатин В.Н. Управление рисками при инвестировании инновационного развития в рамках кластерной политики, или Как избежать имитации // Право интеллектуальной собственности. - 2014. - № 1. - С. 19-23.

14. Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 г.: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 1. - Ст. 216.

15. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642) // Собрание законодательства Российской Федерации. -05.12.2016. - № 49. - Ст. 6887.

16. Сумина Е.В., Чалкин Т.А. Научно-технологическое развитие территорий как основа инновационной стратегии экономики России // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева. - 2012. - № 3 (43). - С. 210-214.

17. Трофимов В.В. Государственно-правовая политика современной России: от доктрины к практике реализации // Правовая политика и правовая жизнь. - 2018. - № 3. - С. 79-87.

18. Трофимов В.В. Правовая политика в сфере инновационного развития современной России // Право интеллектуальной собственности. - 2012. - № 5. - С. 3-6.

19. Трофимов В.В. Проблемы организации и проведения правотворческой политики в области инновационного развития России // Государство и право. - 2017. - № 3. - С. 5-14.

20. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. -14.05.2018. - № 20. - Ст. 2817.

21. Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 30 (ч. 1). - Ст. 4602.

22. Федеральный закон Российской Федерации от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О науке и государственной научно-технической политике» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 35. - Ст. 4137.

23. Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Российская газета. - 2014. - 3 июля. - № 6418; URL: http: //publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001201406300016.

24. Федеральный закон Российской Федерации от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 40. - Ст. 4970.

25. Федеральный закон Российской Федерации от 29 июля 2017 г. № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 31.07.2017. - № 31 (Часть I). - Ст. 4765.

26. Федеральный закон Российской Федерации от 3 июля 2016 г. № 277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации"» // Российская газета. - 2016. - 13 июля. - № 152.

27. Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 05.01.2015. - № 1 (часть I). - Ст. 41.

28. Федеральный закон Российской Федерации от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 15. - Ст. 1750.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.