Научная статья на тему 'О ПРОЕКТЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОПЫТЕ ЕГО ПОДГОТОВКИ В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ'

О ПРОЕКТЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОПЫТЕ ЕГО ПОДГОТОВКИ В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
39
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОКТРИНАЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ / НАУКА / ПРАКТИКА / КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР "ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ" / DOCTRINAL DOCUMENT / SCIENCE / PRACTICE / THE CONCEPT OF LEGAL POLICY OF THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION / TAMBOV REGION / LEGAL TOOLS / SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL CENTER "STATE-LEGAL POLICY OF MODERN RUSSIA"

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малько Александр Васильевич

В статье анализируется опыт подготовки проекта Концепции правовой политики субъекта Российской Федерации на примере Тамбовской области, где совместными усилиями научного сообщества и властных инстанций был подготовлен начальный проект подобного документа. Высказываются суждения относительно значимости данного документа для региона, о соответствии проводимых начинаний Стратегии пространственного развития Российской Федерации. Проводится критический обзор и анализ отдельных положений проекта Концепции правовой политики Тамбовской области, высказываются научно обоснованные рекомендации по совершенствованию структуры и содержания доктринально-прикладного документа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Малько Александр Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE DRAFT CONCEPT OF LEGAL POLICY OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE EXPERIENCE OF ITS PREPARATION IN TAMBOV REGION

The article analyzes the experience of preparing a draft Concept of legal policy of a subject of the Russian Federation on the example of Tambov region, where, through the joint efforts of the scientific community and authorities, an initial draft of such a document was prepared. Judgements are made regarding the significance of this document for the region, on the compliance of ongoing initiatives of the Spatial Development Strategy of the Russian Federation. A critical review and analysis of certain provisions of the draft Concept of legal policy of the Tambov region is carried out, scientifically substantiated recommendations are made to improve the structure and content of the doctrinal and applied document.

Текст научной работы на тему «О ПРОЕКТЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОПЫТЕ ЕГО ПОДГОТОВКИ В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

РАЗДЕЛ III.

КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ): ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЕКТА

(научные статьи по материалам научных докладов, сделанных в рамках Всероссийского научно-практического круглого стола, проведенного на базе Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, 10 апреля 2019 года)

УДК 340.1

Александр Васильевич Малько, директор Саратовского филиала Института государства и права РАН, главный научный сотрудник Научно-исследовательского института государственно-правовых исследований Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации

E-mail: i_gp@ssla.ru

Alexandr Vasilievich Malko, Director of Saratov affiliated Branch of State and Law Institute, Russian Academy of Science, chief research scientist at the Scientific Research Institute for State -Legal Research of Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Doctor of Law, Professor,

Honored Worker of Science of the Russian Federation

О ПРОЕКТЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОПЫТЕ ЕГО ПОДГОТОВКИ В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье анализируется опыт подготовки проекта Концепции правовой политики субъекта Российской Федерации на примере Тамбовской области, где совместными усилиями научного сообщества и властных инстанций был подготовлен начальный проект подобного документа. Высказываются суждения относительно значимости данного документа для региона, о соответствии проводимых начинаний Стратегии пространственного развития Российской Федерации. Проводится критический обзор и анализ отдельных положений проекта Концепции правовой политики Тамбовской области, высказываются научно обоснованные рекомендации по совершенствованию структуры и содержания доктринально-прикладного документа.

Ключевые слова: доктринальный документ, наука, практика, Концепция правовой политики субъекта Российской Федерации, Тамбовская область, юридический инструментарий, Научно-образовательный центр «Государственно-правовая политика современной России».

ABOUT THE DRAFT CONCEPT OF LEGAL POLICY OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE EXPERIENCE OF ITS PREPARATION IN TAMBOV REGION

The article analyzes the experience of preparing a draft Concept of legal policy of a subject of the Russian Federation on the example of Tambov region, where, through the joint efforts of the scientific community and authorities, an initial draft of such a document was prepared. Judgements are made regarding the significance of this document for the region, on the compliance of ongoing initiatives of the Spatial Development Strategy of the Russian Federation. A critical review and analysis of certain provisions of the draft Concept of legal policy of the Tambov region is carried out, scientifically substantiated recommendations are made to improve the structure and content of the doctrinal and applied document.

Key words: doctrinal document, science, practice, the Concept of legal policy of the subject of the Russian Federation, Tambov region, legal tools, Scientific and Educational Center «State-legal Policy of Modern Russia».

В ноябре 2018 года в рамках научного круглого стола журналов «Государство и право», «Правовая политика и правовая жизнь», «Актуальные проблемы государства и права» и научно-образовательного ежегодника «Государственно-правовые исследования» на тему «Правовая политика как способ организации социально-правовой жизни субъектов Российской Федерации: теория и практика», который состоялся в Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина, был поставлен актуальный и практически значимый вопрос о возможности подготовки проекта Концепции правовой политики субъекта Российской Федерации, при этом в качестве пилотного региона, в котором этот проект смог бы получить свое реальное осуществление, была избрана Тамбовская область. Такое решение позволило принять то, что именно здесь в силу различных факторов и обстоятельств на настоящий период времени сложились для этого наиболее благоприятные условия: во-первых, это активно формирующаяся и во многом сложившаяся научная платформа из представителей вузовской и академической правовой науки в лице как непосредственно сотрудников Державинского университета (в частности, отметим тот заметный вклад, который в этом плане делает Научно-исследовательский институт государственно-правовых исследований, возглавляемый директором, доктором юридических наук В.В. Трофимовым), так и ученых, которые с университетом издавна находятся в плодотворных отношениях сотрудничества (что, кстати, выражается в созданном ранее и действующем Научно-образовательном центре «Государственно-правовая политика современной России», который, напомним, создан совместными усилиями Саратовского филиала Института государства и права Российской академии наук и Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина1); во-вторых, что очень немаловажно, заинтересованный настрой руководства Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, готового оказать организационно-методическую и в определенном смысле материальную поддержку для реализации прогрессивных начинаний, в том числе того, которое связано с проектированием регионального политико-правового развития; и, в-третьих, готовность со стороны высшего звена публичной власти Тамбовской области поддержать инициативу по подготовке проекта Концепции правовой политики Тамбовской области и оказать организационную, информационную и иную помощь, а также необходимое в осуществлении работы над проектом содействие (что собственно и имело место в нашем случае, когда практически все ветви и уровни региональной власти предоставили значимые информационно-аналитические, статистические и другие материалы для целей реализуемого проекта). Поэтому можно сказать, что инициатива, озвученная тогда, не «растворилась в воздухе», а получила свое реальное воплощение в документе «Концепция правовой политики Тамбовской области до 2035 года (проект)» (вариант для обсуждения), подготовленном коллективом авторов - ученых - юристов, политологов, социологов, представителей некоторых других научных направлений, а также практиков (практикующих юристов, действующих политиков, государственных и муниципальных служащих) и проработанном в плоскости создания единого и структурированного документа на базе НИИ государственно-правовых исследований (в этом смысле снова хотелось бы особо отметить ту многоплановую работу, которую провел профессор В.В. Трофимов: благодаря его основательному доктринально-творческому и деятельному подходу удалось аккумулировать усилия ученых и практиков, представителей власти и гражданского общества, интегрировать и систематизировать все поступившие научно-практические материалы и обеспечить что называется «корпус» проекта Концепции правовой политики Тамбовской области).

Следует учесть, что на настоящем этапе нами проводится первичное обсуждение пока еще незавершенного проекта концепции. Именно незавершенного, поэтому у заинтересован-

1 См.: ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Договор о сотрудничестве ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» и Саратовского филиала ФГБУН «Институт государства и права» Российской академии наук; ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Положение о Научно-образовательном центре «Государственно-правовая политика современной России» // Государственно-правовые исследования: научно-образовательный ежегодник. Вып. 1 (2017/2018 уч. год). Тамбов, 2018. С. 311-322.

ных участников научно-практического коллоквиума есть возможность высказать все свои соображения, по поводу обсуждаемого документа. Соответствующие замечания и предложения будут направлены соавторам и экспертам проекта, в дальнейшем в системной форме на них предстоит дать необходимые ответы, провести дополнительную доработку, что позволит приблизить документ к некоему более проработанному (в некотором смысле - итоговому) варианту. Именно перед нами будет стоять задача по его завершению.

После этого, имея в наличии уже более менее завершенный вариант проекта доктри-нального документа, его вполне возможно предложить для изучения и анализа в органы власти Тамбовской области, прежде всего - в Тамбовскую областную Думу, от которой непосредственно зависит вопрос законодательного (в целом - правового) развития региона, чему и должен в конечном смысле способствовать разрабатываемый проект Концепции правовой политики субъекта Российской Федерации. После этого документ (пока исключительно док-тринальный) может стать политико-правовым актом, при условии, если он будет воспринят в качестве реальной платформы для тактико-стратегического подхода в деле подготовки и реализации плана регионального правового развития, и будет соответствующим решением законодательной власти области оформлен, принят и приобретет все необходимые юридически значимые характеристики. В этой диалектике перехода от теории к практике государства и права во многом и выражается сущностное содержание и внутренний динамический алгоритм правовой политики как особого вида юридической деятельности1.

Таким можно считать магистральное целеполагание, связанное с проводимой нами работой над проектом доктринального документа, у которого могут быть основания стать и документом политико-правовым, то есть перейти из плоскости только теории в плоскость практики. Это, наверное было бы желаемым результатом. Вместе с тем, и как чисто доктринальный документ он будет иметь необходимые эффекты, так как будет представлять собой особый опыт выявления проблем регионального политико-правового развития, поиска путей решения проблем, системного и научно обоснованного подхода к решению соответствующих практически задач, что не может не найти своих заинтересованных адресатов информации.

Актуальность же самого документа для каждого из субъектов Российской Федерации несомненна. Россия, как известно, сильна своими регионами. Поэтому перед всеми российскими регионами стоит задача совершенствования и повышения эффективности своей работы. Не случайно, сегодня вошла в повестку дня Стратегия пространственного развития России2. Речь идет в том числе о том, что субъекты Российской Федерации развиваются неравномерно, в политико-правовом и социально-экономическом смысле они не всегда равноценны, не во всем равноправны. С одной стороны, мы видим Москву, Ханты-Мансийск и т. п., с другой стороны - Пенза, Тамбов, Саратов. Это разные регионы. Первой целью пространственного развития России является необходимость выровнять статусы регионов и создать условия для того, чтобы субъекты РФ могли найти свои внутренние опорные точки развития или определить направление развития для субъекта РФ, включая правовое развитие, потому что и социально-экономическое, и правовое развитие не надо отделять друг от друга. Мы же знаем прекрасно еще со времен Карла Маркса, который отмечал, что право может как содействовать развитию экономики, так способно и сдерживать. И роль науки в том и заключается, не только юридической, но и экономической, политической, социологической и других,

1 См.: Правовая политика России: теория и практика. Монография / Под ред.: Малько А.В., Матузов Н.И. М., 2006; Трофимов В.В. Правовая политика как научная основа правовых реформ // Государство и право. 2010. № 6. С. 101-104; Малько А.В., Трофимов В.В. Правовая политика в современной России: проблемы доктринального понимания и формирования // Государство и право. 2013. № 2. С. 5-13; Малько А.В., Трофимов В.В. Правовая жизнь общества как объект правовой политики в условиях глобализации и регионализации: монография. М., 2018.

2 См.: Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 18.02.2019. № 7 (часть II). Ст. 702.

1 См. об этом, например: Малько А.В. Теория правовой политики. М., 2012. С. 82-155.

2 См., например: Проект Концепции правовой политики в Российской Федерации до 2020 года / Под ред. А.В. Малько. М., 2008.

страктном направлении, то есть здесь следует думать о власти и о юридической практике, и выходить на какие-то реальные практические результаты (рекомендации), одновременно в основе всегда должна быть фундаментальная теория. Знаменитая фраза нет ничего более практичного, чем хорошая теория, лучше всего подтверждает то, что без добротной теории не будет собственно и такой эффективной практики.

На что необходимо обратить внимание в текущей версии проекта Концепции правовой политики Тамбовской области. Во-первых, необходимо реализовать более четкое применение терминологии. Например, такие словосочетания как «правовая политика субъекта федерации» и «правовая политика в субъекте федерации» имеют кардинальное отличие. Что значит правовая политика в субъектах федерации - это правовая политика федерального центра в отношении субъекта, это некая региональная политика, а вот правовая политика субъекта федерации - это политика самого субъекта федерации. В целом терминологию, которая предлагается в проекте необходимо проработать более основательно, сделать ее предметнее, не выходить за рамки специфики самого документа, поскольку данная часть раздела Общих положений Концепции, касающаяся терминологии, делается здесь в целях понимания логики непосредственно документа, его внутреннего содержания, что нужно иметь в виду. Если говорить о понятийно-категориальном сопровождении проблемы правовой политики субъектов Российской Федерации в целом, то этот вопрос также будет решен, но уже в рамках соответствующего Словаря правовой политики субъектов Российской Федерации, который будет своего рода Приложением к доктринальному политико-правовому документу.

Во-вторых, как представляется, в текущей версии концепции несколько превышен некий лимит фундаментальности. Для доктринального документа необходимо в большей степени делать упор на прикладные элементы и структуры. Здесь в качестве примера можно использовать опыт Казахстана, где в 2002 году был принят проект Концепции правовой политики Республики Казахстан, и документ стал действующим практическим политико-правовым актом. Таким образом, этот документ из доктринального трансформировался в политико-правовой. Республика Казахстан имеет Концепцию правовой политики, которая в свою очередь лежит в основе правового развития республики. К сожалению, Российская Федерация подобного программного документа не имеет. Однако следует отметить, что в проекте Концепции правовой политики Республики Казахстан наблюдается крен прикладного характера, что является другой крайностью. Нам необходимо выбрать в данном случае некую золотую середину.

В-третьих, в проекте Концепции правовой политики Тамбовской области необходимо более активно использовать опыт, полученный эмпирическим путем. Для этого необходимо подключить социологический инструментарий и провести ряд социологических исследований различного уровня. Например, среди депутатского и чиновничьего корпусов, студентов юридических вузов. В данном случае важно видеть их правосознание и то, как оно формируется, чем характеризуется. Все это позволит усилить доктринально-прикладные позиции документа и возможно найдет свое отражение в Концепции правовой политики Тамбовской области (или в соответствующем сопроводительном материале) в виде различных графиков и таблиц, что повысит репрезентативность и убедительность полученных выводов.

В-четвертых, необходимо обратить внимание на излишнюю детализацию. Например, рассуждая о целях и приоритетах правовой политики, возможно, нет необходимости в сильном дроблении, многочисленности и где-то дублировании тех или иных положений. Между целями и приоритетами должна прослеживаться более четкая корреляция, их более верное соответствие, а не просто иметь место произвольный набор элементов. Скорее всего, основных целей, которые декларируются в Концепции правовой политики субъекта Российской Федерации, не должно быть чрезмерное количество, это может несколько снизить их значение, цели следует определить конкретнее и масштабнее, что-то должно быть в этом плане обобщено, что-то получить отражение в перечне тех же приоритетов, приоритетных задач, которые необходимо

решать в ближайшей и отдаленной перспективах. Думается, этот аспект также может быть должным образом скорректирован в ходе последующей работы над документом.

В завершение хотелось бы отметить, что работа над Концепцией правовой политики Тамбовской области еще в начале пути, но то, что этот путь уже начат, что движение уже идет, очевидно, как очевидно и то, что очертания будущего документа не только теории (доктрины), но и практического плана уже проявляются, о чем свидетельствует обсуждаемый нами вариант проекта Концепции. Без сомнения, участниками полилога будут высказаны и иные соображения, критические замечания и пр., и все это только на пользу общей работе, которая, будем надеяться, будет подытожена хорошим (достойным) результатом в виде Концепции правовой политики Тамбовской области.

Список литературы

1. Государственно-правовые исследования: научно-образовательный ежегодник. Вып. 1 (2017/2018 уч. год) / Гл. ред. В.В. Трофимов. - Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2018. - 330 с.

2. Малько А.В. Теория правовой политики: монография. - М.: Юрлитинформ, 2012. - 328 с.

3. Малько А.В., Трофимов В.В. Правовая политика в современной России: проблемы доктринального понимания и формирования // Государство и право. - 2013. - № 2. - С. 5-13.

4. Малько А.В., Трофимов В.В. Правовая жизнь общества как объект правовой политики в условиях глобализации и регионализации: монография. - М.: Юстиция, 2018. - 236 с.

5. Правовая политика России: теория и практика. Монография / Под ред.: Малько А.В., Матузов Н.И. -М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 752 с.

6. Проект концепции правовой политики в Российской Федерации до 2020 г. / Малько А.В., Матузов Н.И., Шундиков К.В.; Под ред.: Малько А.В. - М.: Дело, 2008. - 40 с.

7. Трофимов В.В. Правовая политика как научная основа правовых реформ // Государство и право. -2010. - № 6. - С. 101-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.