ҲУҚУҚШИНОСӢ
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
JURISPRUDENCE
ББК 66.01 Р.Ш. СА ТИВАЛДЫЕВ
УДК 32
С-672
НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ
Правовая политика должна иметь научную основу, базироваться на системе методологически выверенных теоретических знаний, «должна приобрести последовательно научный характер» [1, с.5-6]. Научный анализ понятия и сущности правовой политики, ее принципов, приоритетов, целей, средств, направлений, видов, форм сам по себе говорит о том, что правовая политика является научной категорией. Более того, правовая политика формирующегося правового государства должна базироваться на новом типе правопонимания, новейших научных концепциях, теоретических знаниях. Сегодня правовая политика «все больше выходит на передние рубежи жизнедеятельности государства, в связи с чем актуализируется вопрос о необходимости построения целостной теории и определения определенных приоритетов подобного феномена» [2, с. 4].
Научный характер правовой политики непременно учитывается при раскрытии ее сущностных и понятийных характеристик. Сущность правовой политики раскрывается через систему «целей, правовых концепций и доктрин по организации социальных отношений» [2, с.60], или как комплекс мер, идей, задач, целей, программ, методов, реализуемых в сфере действия права и посредством права [3, с.28], либо как деятельность государственных и негосударственных субъектов, включающая систему определенных идей, целей, мер и способов [4]. В ряде трактовок специально подчёркивается, что правовая политика формируется вследствие системной, научно-обоснованной деятельности государства и общест-
- 11 -
Сативалдыев Р.Ш. Научные основы правовой политики
венных объединений [5, с.14]. Правовая политика часто определяется как научно обоснованная, последовательная и системная деятельность по созданию эффективного механизма правового регулирования [6], либо как процесс реализации соответствующих идей, программ и т.д. [7]. Цели правовой политики по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, укреплению дисциплины, законности и правопорядка, формированию правовой государственности и высокого уровня правовой культуры и правовой жизни общества и личности сами по себе подчеркивают необходимость ее научной обоснованности [8]. Правовая политика трактуется также как наука и самостоятельная учебная дисциплина одновременно мировоззренческого, общетеоретического и прикладного профиля [1, с.5-6].
Научность часто рассматривают как принцип правовой политики. Так, в Проекте концепции правовой политики в Российской Федерации до 2020 г. научная обоснованность как принцип правовой политики проявляется в том, что она «основывается на положениях и рекомендациях юридической науки, теоретических и прикладных разработках авторитетных научных центров и школ» [9, с.19].
В литературе наряду с иными формами реализации правовой политики (правотворчество, правоприменение и др.) выделяется также доктринальная форма [10]. По словам А.В. Малько, доктринальная форма реализации правовой политики «преимущественно воплощается в проектах правовых актов, в концепциях, в доктринальных документах, в научной экспертизе, в предвидении развития юридических ситуаций и т.д.» [11].
Правовая политика трактуется одновременно как деятельность по выработке правовых решений стратегического характера и наука о данной деятельности [12]. В литературе предпринимаются шаги по определению понятия «научные основы правовой политики». Так, по словам В.В. Трофимова, научные основы правовой политики - «это система теоретических и эмпирических знаний, способствующих качественной разработке, принятию и эффективной реализации правовых решений нормативного и ненормативного характера, направленных на обеспечение оптимального функционирования правовой системы, создание условий для ее перспективного развития и совершенствования» [12].
Выделяются также следующие формы научной деятельности, соответствующие целям и задачам правовой политики: а) социально-правовой мониторинг; б) изучение общественного мнения; в) экспертиза законов и законопроектов; г) сравнительно-правовой анализ; д) логико-теоретический метод формирования правовых дефиниций; е) приемы и способы юридической техники; ж) исторический метод; з) математический метод; и) экспериментальный метод; к) метод анализа правовых документов; л) психологические и социально-психологические методы; м) конкретно-социологический метод; н) методы социально-правового прогнозирования; о) системно-структурный метод; п) методы сбора и обработки информации; р) кибернетический метод; с) методика измерения эффективности правового воспитания; т) метод правового моделирования; у) методы изучения социального механизма действия правовых предписаний и др. [12, с. 151].
- 12 -
Sativaldiyev R.Sh. Scientific Grouds of Legal Policy
В Проекте концепции правоохранительной политики в Российской Федерации отмечается, что научные основы правоохранительной политики - «это система теоретических и эмпирических знаний, способствующих качественной разработке, принятию и эффективной реализации правовых решений нормативного и ненормативного характера, направленных на обеспечение оптимального функционирования правоохранительной системы, создание условий для ее перспективного развития и совершенствования» [13, с.16]. В данной концепции указаны следующие критерии формирования научных основ правоохранительной политики: а) социальная область применения научных знаний, с которой связана эффективность работы правоохранительной системы (экономика, политика и т.д.); б) характер проблемной ситуации в правоохранительной сфере, которая требует компетентного решения (устранение последствий неэффективности правоохранительной системы и т.д.); в) этапы реализации правоохранительной политики (научные основы правотворчества, реализации права и т.д.); г) сроки реализации правоохранительной политики (научные основы принятия оперативных и стратегических решений) [13].
Непосредственной и концентрированной формой выражения научной направленности правовой политики является концепция правовой политики. Она характеризуется в качестве «доктринального юридического документа, в концентрированной форме обобщающего данное знание и закладывающего принципиальную основу для его восприятия в области юридической практики» [19]. Концепция правовой политики определяется как «научно обоснованный программный документ, закрепляющий наиболее общие стратегические направления совершенствования механизма правового регулирования в целом, основные приоритеты, цели, средства, способы и направления развития правовой жизни» [14, с.4]. В рамках другого определения концепция правовой политики - это система «теоретических положений, фиксирующих достигнутый уровень правового развития и определяющих цели и направления совершенствования основополагающих механизмов правового регулирования и правоприменительной практики, наиболее эффективно функционирующая в форме доктринального документа» [16, с. 8-9].
В Республике Казахстан дважды (в 2002 и 2009 гг.) была принята концепция правовой политики. Ныне действующая Концепция правовой политики рассчитана на период с 2010 по 2020 гг. [17, с.2-3]. В Кыргызстане разработан Проект Концепции правовой политики Кыргызской Республики на 2012 - 2016 гг. В Республике Таджикистан, хотя проект концепции правовой политики пока не разработан, тем не менее, разработаны основополагающие программные документы, определяющие стратегические цели и приоритеты правового развития общества. Ими являются Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2015 г., программные документы в сфере развития отдельных отраслей законодательства, правового просвещения и воспитания, борьбы с коррупцией, укрепления правоохранительной системы, судебно-правовой реформы, реформирования государственного управления.
При выработке концепции правовой политики Республики Таджикистан необходимо исходить из многообразия форм бытия права и, соответственно, направленности правовой политики на создание эффективного механизма
- 13 -
Сативалдыев Р.Ш. Научные основы правовой политики
социально-нормативного регулирования. Как утверждает А.В. Малько, «концепция правовой политики ... не связана только с развитием системы нормативных документов (законодательства), а «выходит» на более высокий уровень абстрагирования, «интересуясь» не только законами и подзаконными актами, но и иными формами российского права (действующими юридическими обычаями, нормативными договорами и т.д.)...» [11, с.162]. Правовая политика должна основываться «на передовых достижениях юридической науки» [18]. Современные типы правопонимания, методологические подходы к праву, вся система научных знаний о политике, государстве, праве формируют научные основы правовой политики. Научность правовой политики «отражает великую созидательную миссию юридической науки, призванную служить интересам общества» [18].
Научные основы правовой политики - это система методологически обоснованных научных знаний о государственно-правовой действительности. Научные достижения различных отраслей юридического знания составляют научный фундамент, на основе которого выстраиваются различные направления и виды правовой политики (конституционная, административная, гражданская, уголовная, антикоррупционная, антинаркотическая, правоохранительная и др.). В то же время общетеоретические знания, вырабатываемые теорией государства и права, являются базовыми и методологическими во всей системе научного юридического знания. Утверждение правовой политики как общетеоретической категории, ее включение в понятийный аппарат теории государства и права обусловлены следующими обстоятельствами: 1) правовая политика требует доктринальной разработки на основе общетеоретических методологических подходов к государству, власти, политике, праву; 2) раскрытие сущностной характеристики категории «правовая политика» может осуществляться в рамках теоретической оценки права и политики посредством понятийного и категориального аппарата теории государства и права;
3) трактовка правовой политики, сопряженной с государством как главным субъектом политики, возможна в рамках анализа сущностных характеристик государства;
4) научный анализ форм реализации правовой политики возможен в рамках понимания правотворчества, правоприменения, толкования права, правового воспитания и т.д.; 5) понятие, средства, способы, формы реализации права должны лечь в основу доктринальных разработок правовой политики; 6) правовое регулирование как важный объект общетеоретических исследований должен служить научной основой правовой политики; 7) правовая политика неразрывно связана с правосознанием, правовой культурой, правовым воспитанием; 8) правовая политика требует научного прогнозирования путей развития общества и его государственноправовой системы в рамках общетеоретических знаний о тенденциях развития общества, государства и права; 9) в условиях выхода теории государства и права из научного, информационного, идеологического тупика, стало возможным исследовать теоретические аспекты правовой политики в контексте расширения юридического мировоззрения, формирования нового типа юридического мышления [19, с.72-73].
При этом общетеоретические знания охватывают сферу как права, так и государства. Государство и право составляют единый объект теории государства и права, как и всей системы юридических наук в целом. Научные знания о
- 14 -
Sativaldiyev R.Sh. Scientific Grouds of Legal Policy
государстве, государственной власти, политике и т.п. составляют научные основы правовой политики. В то же время общетеоретические научные знания развиваются во взаимосвязи с достижениями отраслевых, межотраслевых (комплексных), прикладных юридических наук. Вся система научных юридических знаний составляет научную основу правовой политики. Значение юридической науки для выстраивания и реализации правовой политики проявляется также в том, что она определяет тенденции и перспективы развития государственно-правовой системы, дает научные прогнозы о судьбах государства и права, которые имеют принципиальное значение при определении стратегии правового развития в целом. Как подчеркивает А.В. Малько, юридическая доктрина содержит «взгляды и положения, в которых можно обнаружить стратегические ориентиры для правового развития» [20].
На формирование научных основ правовой политики влияют также научные знания о политике, политической системе, политических процессах, политической жизни в целом. Правовая политика определяет стратегию правового регулирования общественных отношений в различных сферах жизнедеятельности общества (экономика, социальная сфера и др.). Поэтому научные основы правовой политики формируют «ученые (юристы, политологи, социологи, экономисты) и соответствующие научные коллективы, которые проводят исследования по вопросам функционирования и совершенствования правовой системы» [11].
Потребность в научно обоснованной правовой политике вызвана также тем, что она связана с реализацией политики государства, с властвованием, государственным управлением различными сферами жизнедеятельности общества. Правовая политика - это «особая форма выражения государственной политики, средство юридической легитимации, закрепления и осуществления политического курса страны, воли ее официальных лидеров и властных структур» [21]. Научно обоснованная правовая политика, пронизывая все виды и направления политики государства, нацелена на выражение и защиту общегосударственных интересов [22]. Юридическая доктрина способна выявить факт допускаемых властью нарушений и путем влияния на общественное мнение повлиять на допускаемые нарушения [23]. Правовая политика нацелена на формирование механизма правового регулирования на основе стратегии правового развития, целей, приоритетов и интересов политики государства. Глобальные вызовы и угрозы современности требуют выстраивания общенациональной правовой политики, способной защищать государственный суверенитет, противодействовать проникновению в национально-культурное пространство разрушающих его чуждых элементов. Данная задача выполнима в рамках доктринальных разработок правовой политики.
Список использованной литературы:
1. Алексеев, С.С. Основы правовой политики в России: Курс лекций/ С.С.Алексеев. -М., 1995.
2. Исаков, Н.В. Основные приоритеты современной российской правовой политики / Подред. В.А. Казначева. - Пятигорск, 2003.
3. Матузов, Н.И. Общая концепция и основные приоритеты российской правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь /Н.И. Матузов. - 2000. - Ноябрь.
- 15 -
Сативалдыев Р.Ш. Научные основы правовой политики
4. Рыбаков, О.Ю. Понятие и признаки правовой политики / Правовая политика субъектов Российской Федерации. Материалы «Круглого стола». - 26 сентября 2001 г. О.Ю. Рыбаков. - Владивосток, 2002 .
5. Исаков, Н.В. Правовая политика современной России: проблемы теории и практики: дис. ... докт. юрид. наук./Николай Васильевич Исаков. - Ростов-на-Дону, 2004.
6. Малько, А.В. Современная российская правовая политика и правовая жизнь // Правовая политика и правовая жизнь. - 2000. - Ноябрь.; Коробова А.П. Об особых свойствах правовых идей стратегического характера // Правовая политика и правовая жизнь. - 2003.
7. Марченко, М.Н. Источники права /М.Н. Марченко. -М.:Проспект, 2008.-760с.
8. Малько, А.В. Правовая политика: понятие, принципы, виды / Правовая политика: учебное пособие / Под ред. А.В. Малько, Р.В. Пузикова. - Тамбов, 2012.; Он же. О необходимости формирования правовой политики в регионах // Правовая политика в Российской Федерации: региональный уровень / Под ред. А.В. Малько; Малько А.В., Шундиков К.В. Правовая политика современной России: цели и средства // Государство и право. - 2001. - № 7.
9. Проект концепции правовой политики в Российской Федерации до 2020 г. / А.В. Малько, Н.И. Матузов, К.В. Шундиков. - М., 2008.
10. Формы реализации правовой политики / Правовая политика: учебное пособие / Под ред. А.В. Малько, Р.В. Пузикова. - Тамбов, 2012.
11. Малько, А.В. Теория правовой политики: монография / А.В. Малько. - М., 2012. -328с.
12. Трофимов, В.В. Научные основы правовой политики: проблемы формирования: региональный уровень /Под ред. А.В. Малько. - Тамбов, 2008. - 147с.
13. Концепция правоохранительной политики в Российской Федерации (проект) / А.В. Малько, В.Н. Синюков, С.Ф. Афанасьев и др. / Под ред. А.В. Малько. - Саратов, 2012.
14. Проект концепции правовой политики в Российской Федерации до 2020 года / А.В. Малько, Н.И. Матузов, В.В. Нырков, К.В. Шундиков. -М., 2008.
15. Правовая политика: словарь и проект концепции / Под ред. А.В. Малько. - Саратов, 2010.
16. Саркисов, Р.С. Российская правовая политика как концепция и реальность: дис. ... канд. юрид. наук / Роман Сергеевич Саркисов. - Пятигорск, 2008.
17. Ударцев, С.Ф. Правовая политика: новые приоритеты развития и реальность // Юридическая газета. - 2009. - 9 сентября.
18. Рыбаков, О.Ю. Формы реализации правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. - 2003. - № 2.
19. Сативалдыев, Р.Ш. Правовая политика как общетеоретическая категория: анализ концептуальных подходов // Вестник Таджикского национального университета. Серия гуманитарных наук. - 2013. - № 108 (3/2).
20. Малько, А.В. Юридическая доктрина как важнейшее направление современной российской правовой политики // Российская юридическая доктрина в XXI веке: проблемы и пути их решения. -Саратов, 2001.
21. Матузов, Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. 2-е изд. - М., 2009. -485с.
22. Боровский, А.Б. Контроль как средство осуществления российской правовой политики: общетеоретический аспект: дис. . канд. юрид. наук. Алексей Борисович Боровский. - Тамбов, 2007.-189с.
- 16 -
Sativaldiyev R.Sh. Scientific Grouds of Legal Policy
23. Пузиков, Р.В Доктринальное направление правовой политики субъектов РФ // Правовая политика в Российской Федерации: региональный уровень / Под ред. А.В. Малько. - Тамбов, 2008. - 133 с.
Reference literature:
1. Alekseyev S.S. Foundations of Legal Policy of Russia: Course of Lectures. -M., 1995.
2. Isakov N. V. Major Priorities of Modern Russian Legal Policy/ under the editorship of V.A. Kaznachev. - Pyatigorsk, 2003.
3. Matuzov N.I. General Conception and Major Priorities of Russian Legal Policy // Legal Policy and Legal Life. - 2000, November.
4. Rybakov O.Yu. The Notion and Signs of Legal Policy / Legal Policy of the Subjects of Russian Federation. “Round Table ” materials. September 26, 2001. -Vladivostok, 2002.
5. Isakov N. V. Legal Policy of Contemporary Russia: Problems of Theory and Practice: Dr.'s dissertation on jurisprudence. - Rostov-on-the-Don, 2004.
6. Malko A. V. Modern Russian Legal Policy and Legal Life // Legal Policy and Legal Life. -2000, November.; Korobova A.P. On Peculicar Properties of Legal Ideas of Strategic Character // Legal Policy and Legal Life. - 2003.
7. Marchenko M.N/ Law Sources. - M., 2006.
8. Malko A. V. Legal Policy: Notion, Principles, Types//Legal Policy: educational text-book / under the editorship of Malko A.V, Puzikov P.V. - Tambov, 2012.; On the Necessity of Legal Policy Formation in Regions //Legal Policy in Russian Federation: Regional Level // under the editorship of A.V.Malko. - p.9; Malko A. V., Shundikov K.V. Legal Policy of Contenporary Russia: Objectives and Means // State and Law. - 2001, #7. -p.15.
9. Malko A.V., Matuzov N.I., Shundikov K.V. The Project of Legal Policy Conception in Russian Federation up to 2020. -M.,2008.
10. Puzikov R.V. The Forms of Legal Policy Realization // Legal Policy: educational textbook //under the editorship of A.V. Malko, R.V. Puzikov. - Tambov, 2012.
11. Malko A.V. Legal Policy Theory: monograph. - M., 2012.
12. Trofimov V.V. Scientific Foundations of Legal Policy - Problems of Formation: Regional Level // under the editorship of A.V. Malko. - Tambov, 2008.
13. Conception of Law Enforcement Policy in Russian Federation (project) / A.V. Malko, V.N. Sinyukov, S. V. Afanasyev and others / under the editorship of A.V. Malko. - Saratov, 2012.
14. The Project of Legal Conception Policy in Russian Federation / A.V. Malko, N.I. Matuzov, V.V. Nyrkov, K.V. Shundikov. -M., 2008.
15. Legal Policy: Vocabulary and Conception Project / Under the editorship of A. V. Malko. -Saratov, 2010.
16. Sarkisov R.S. Russian Legal Policy as Conception and Reality: candidate dissertation on jurisprudence. - Pyatigorsk, 2008.
17. Udartsev S.F. Legal Policy: New Priorities of Development and Reality// Juridical Newspaper. -2009. -September 9.
18. Rybakov O. Yu. Realization Forms of Legal Policy // Legal Policy and Legal Life. - 2003, #2.
19. Sativaldiyev R. Sh. Legal Policy as General Law Category: Analysis of Conceptual Approaches // Bulletin of the Tajik National University. Series of humanities. 2013, #108 (3/2).
20. Malko A. V. Juridical Doctrine as the most Important Trend in Modern Russian Legal Policy // Russian Juridical Doctrine in the XXI-as Century: Problems and Ways of their Solution. - Saratov, 2001.
- 17 -
Сативалдыев Р.Ш. Научные основы правовой политики
21. Matuzov N.I., Malko A.V. Theory ofState and Law: manual, the 2-nd edition. -M.,2009.
22. Borovsky A.B. Monitoring as a Medium of Russian Legal Policy Effectuation: General Theoretical Aspect. Candidate dissertation on jurisprudence. - Tambov, 2007.
23. Puzikov R. V. Doctrinal Trend of Legal Policy in Reference to RF Subjects // Legal Policy in Russian Federation: Regional Level // under the editorship of A. V. Malko. 0 Tambov, 2008.
Научные основы правовой политики
Ключевые слова: правовая политика, научные основы правовой политики, концепция, научные знания, научная категория.
В статье исследуются понятие научных основ правовой политики, необходимость ее формирования. Научность правовой политики обосновывается в качестве её принципа и неотъемлемого признака. Анализируются понятие и свойства научной концепции правовой политики. Делается вывод о том, что научно обоснованная правовая политика, пронизывая все виды и направления политики государства, нацелена на выражение и защиту общегосударственных интересов. Правовая политика направлена на формирование механизма правового регулирования на основе стратегии правового развития, целей, приоритетов и интересов политики государства. Глобальные вызовы и угрозы современности требуют выстраивания общенациональной правовой политики, способной защищать государственный суверенитет.
Scientific Grounds of Legal Policy
Key word: legal policy, scientific grounds of law policy, conception, scientific knowledge, scientific category
The article dwells on the notion referring to scientific grounds of legal policy; a necessity of its formation being proved. Scientism of legal policy is substantiated as its principle and an inseparable sign/ Notions and propertis of scientific conception referring to legal policy are analyzed. The author makes an inference that scientifically grounded legal policy permeating all types and directions of state policy is aimed at expression and defence ofgeneral state interests. Legal policy is targeted at a formation of legal regulated mechanism on the basis of the strategy pursuing law development goals, priorities and interests referring to state policy. Global challenges and threats of comtemporaneity require that general national legal policy able to defend state sovereignty should be drawn up.
Сведения об авторе:
Сативалдыев Рустам Шарофович, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета Таджикского национального университета (Республика Таджикистан, г. Душанбе). Тел.: (+992) 901000770.
Information about the author:
Sativaldiyev Rustam Sharofovich, Dr. of Jurisprudence, Professor, chief of the department of theory and history of state and law under the Tajik National University (Tajikistan, Dushanbe), Tel. : (+992) 901000770.
- 18 -