Научная статья на тему 'Правовое регулирование стимулирующего развития инвестиций и инновационной деятельности субъектов Российской Федерации (на примерах Москвы, Московской области и северных регионов Российской Федерации)'

Правовое регулирование стимулирующего развития инвестиций и инновационной деятельности субъектов Российской Федерации (на примерах Москвы, Московской области и северных регионов Российской Федерации) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
273
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИМУЛИРУЮЩЕЕ РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИЙ И ИНВЕСТИЦИЙ В СУБЪЕКТАХ РФ / ЗАКОНЫ МОСКВЫ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПОДДЕРЖКЕ ИННОВАЦИЙ И НАУКИ / ФИНАНСИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ / STIMULATING DEVELOPMENT OF INNOVATION AND INVESTMENT IN THE REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION / FINANCING THE DEVELOPMENT OF REGIONS OF THE RUSSIAN ARCTIC

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Меркушова Олеся Валерьевна

В статье рассмотрены общие положения законодательства России и субъектов Российской Федерации в сфере регулирования и контроля стимулирующего развития инвестиций и инновационной деятельности субъектов Российской Федерации на примерах Москвы, Московской области и северных регионов России. Отмечено значение инноваций в регионах Российской Федерации для укрепления экономического сотрудничества со странами ЕАЭС и СНГ. Подчеркнуто, что бюджетное законодательство каждого региона о стимулировании развития имеет свои особенности и связано с бюджетной политикой. Показано, что регулирование бюджетных ассигнований регионов направлено на организацию технопарков, наукоградов, научно-технических и цифровых платформ и основывается на принципах Бюджетного кодекса РФ о бюджетах развития. Северные регионы России развиваются также в рамках программ развития российской Арктики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of the stimulating development of investment and innovation activities of the constituent entities of the Russian Federation (on the examples of Moscow, the Moscow Region and the northern regions of the Russian Federation)

The article describes the general provisions of the legislation of Russia and the subjects of the Russian Federation in the sphere of regulation and control of the stimulating development of investment and innovation activities of the subjects of the Russian Federation on the examples of Moscow, the Moscow Region and the northern regions of Russia. The importance of innovation in the regions of the Russian Federation for strengthening economic cooperation with the countries of the EEU and the CIS was noted. It was emphasized that the budget legislation of each region on the promotion of development has its own characteristics and is associated with fiscal policy. It is shown that the regulation of regional budget allocations is aimed at the organization of technology parks, science cities, scientific, technical and digital platforms and is based on the principles of the Budget Code of the Russian Federation on development budgets. The northern regions of Russia are also developing as part of the development programs of the Russian Arctic.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование стимулирующего развития инвестиций и инновационной деятельности субъектов Российской Федерации (на примерах Москвы, Московской области и северных регионов Российской Федерации)»

Правовое регулирование стимулирующего развития

с и f

инвестиции и инновационном деятельности субъектов Российской Федерации (на примерах Москвы, Московской области и северных регионов Российской Федерации)

МЕРКУШОВА ОЛЕСЯ ВАЛЕРЬЕВНА,

декан юридического факультета Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, кандидат юридических наук

Аннотация: В статье рассмотрены общие положения законодательства России и субъектов Российской Федерации в сфере регулирования и контроля стимулирующего развития инвестиций и инновационной деятельности субъектов Российской Федерации на примерах Москвы, Московской области и северных регионов России. Отмечено значение инноваций в регионах Российской Федерации для укрепления экономического сотрудничества со странами ЕАЭС и СНГ. Подчеркнуто, что бюджетное законодательство каждого региона о стимулировании развития имеет свои особенности и связано с бюджетной политикой. Показано, что регулирование бюджетных ассигнований регионов направлено на организацию технопарков, наукоградов, научно-технических и цифровых платформ и основывается на принципах Бюджетного кодекса РФ о бюджетах развития. Северные регионы России развиваются также в рамках программ развития российской Арктики.

Ключевые слова: стимулирующее развитие инноваций и инвестиций в субъектах РФ, законы Москвы и Московской области по поддержке инноваций и науки, финансирование развития регионов российской Арктики

Legal regulation of the stimulating development of investment and innovation activities of the constituent entities of the Russian Federation (on the examples of Moscow, the Moscow Region and the northern regions of the Russian Federation)

MERKUSHOVA OLESYA VALERYEVNA,

Dean of the Law Faculty of the Institute of International Law and Economics named after A. Griboedov, Candidate of Legal Science

Abstract: The article describes the general provisions of the legislation of Russia and the subjects of the Russian Federation in the sphere of regulation and control of the stimulating development of investment and innovation activities of the subjects of the Russian Federation on the examples of Moscow, the Moscow Region and the northern regions of Russia. The importance of innovation in the regions of the Russian Federation for strengthening economic cooperation with the countries of the EEU and the CIS was noted. It was emphasized that the budget legislation of each region on the promotion of development has its own characteristics and is associated with fiscal policy. It is shown that the regulation of regional budget allocations is aimed at the organization of technology parks, science cities, scientific, technical and digital platforms and is based on the principles of the Budget Code of the Russian Federation on development budgets. The northern regions of Russia are also developing as part of the development programs of the Russian Arctic.

Keywords: stimulating development of innovation and investment in the regions of the Russian Federation the laws of Moscow and the Moscow region to support innovation and science, financing the development of regions of the Russian Arctic

Значение стимулирующего развития инвестиций и инновационной деятельности на региональных территориях государств — членов СНГ и ЕАЭС для формирование единого экономического пространства

Стимулирующее и интенсивное развитие экономик территорий государств - членов ЕАЭС является залогом устойчивости развития евразийского экономического пространства в целом. Большинство приграничных территорий регионов государств СНГ и ЕАЭС лежат в труднодоступных зонах Центральной Азии, в районах опустынивания, а Арктические регионы России начали интенсивно осваиваться только с середины ХХ века еще во времена СССР. Принятые странами СНГ и ЕАЭС стратегии развития до 2025 года главный упор делают на поиск путей интенсификации экономик и их реализацию в практике сотрудничества. Заключены десятки соглашений о сотрудничестве между регионами государств - членов ЕАЭС и СНГ, в целях обмена опытом и позитивными результатами развития регионов1.

В этой связи особенно актуальным становится анализ планово-бюджетных и организационно-правовым мер поддержки инвестиций, инноваций, науки в субъектах Российской Федерации, включая Москву и Московскую область.

Правовое регулирование стимулирующего развития через методы проектного финансирования становится важнейшим механизмом развития регионов России, поскольку сочетает в себе планирование бюджетных инвестиций на региональном уровне и контроль инновационной направленности бюджетного финансирования инвестиций2.

Анализируя содержание основных нормативно-правовых актов по финансированию стимулирующего развития российских регионов, включая территории Москвы и Московской области, можно сказать, что сформировались особые публично-правовые институты административного, инвестиционного, бюджетного, налогового законодательства Российской Федерации и регионов, регулирующие капитальные вложения в развитие производства и социальной инфраструктуры. Особенно важно, что финансово-правовые основы бюджетного финансирования и кредитования инвестиций на территориях регионов основаны на научных принципах единства функционирования федеральной и региональной систем финансового законодательства, развитии и динамике изменения региональных финансово-правовых систем.

Бюджетное законодательство регионов о стимулировании развития имеет свои особенности. Так, бюджетное законодательство Москвы и Московской области о финансировании развития включает нормы бюджетной деятельности субъектов бюджетных отношений по финансированию развития, об инициативном бюджетировании на уровне местного самоуправления, что предполагает правовое регулирование формирования, распределения, перераспределения и использования фондов денежных средств бюджетов субъекта федерации для инвестиционной и научно-технической поддержки.

1 Соглашение между администрацией Нарынской области Кыргызской Республики и администрацией Московского района города Минска Республики Беларусь о торгово-экономическом сотрудничестве от 12.12.2014 г.; Соглашения г. Москвы и г. Минска от 10.10.2017 г. о сотрудничестве в сфере научного развития, инноваций, транспорта, культуры, здравоохранения, образования, молодежной политики, социальной защиты, спорта, туризма; Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между администрацией Ошской области Кыргызской Республики и администрацией Алтайского края Российской Федерации от 06.08.1999 г. (2001 г.) и др. http://www.e-cis.info/page.php?id=22688

2 Петрова Г.В. Правовое регулирование проектного финансирование инвестиционной деятельности в России и анализ влияния международных принципов финансирования инвестиционных проектов Всемирного банка на финансово-правовой режим инвестиций в странах ЕАЭС. (к вопросу об основных направлениях реализации положений Указа Президента Российской Федерации В.В.Путина № 204 от 07.05.2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года») // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2018. № 1. С. 16-25.

Например, Закон Московской области «О развитии инициативного бюджетирования Московской области» от 19.10.2018 г. № 170/2018-ОЗ1 включает положения о бюджетном управлении местными органами власти вложениями в инвестиционную сферу. На основании Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указанный закон Московской области определяет основные положения, касающиеся понятий и принципов внедрения и осуществления реализации механизмов инициативного бюджетирования со стороны населения территорий местного самоуправления.

Вложения реализуются исключительно для решения проблем финансирования задач местного самоуправления муниципальных образований Московской области в рамках инициативного бюджетирования и находятся под контролем местных властей и субъекта Федерации2.

Статья 5 указанного Закона Московской области касается порядка финансирования реализации проектов инициативного бюджетирования. Она гласит, что порядок финансирования

проектных решений, связанных с инициативным бюджетированием, определяется нормами бюджетного законодательства о выделении бюджетных средств из фондов Московской области, из местных бюджетов и внебюджетных фондов для инициативного бюджетирования. Оно осуществляется на основании соглашения уполномоченного органа субъекта федерации - Московской области и должностного лица органа местного самоуправления, представляющего муниципальное образование Московской области, на территории которого планируется реализация проекта инициативного бюджетирования3.

Правовой статус субъектов хозяйственной деятельности по финансированию и кредитованию развития региона

Правовой статус субъектов хозяйственной деятельности по финансированию и кредитованию развития Москвы и Московской области основывается на юридических механизмах стимулирующего развития этих регионов, когда участники бюджетно-кредитных отношений выступают субъектами финансирования и кредитования из бюджетов разного уровня для финансирования инновационных, информационно-коммуникативных

и иных новейших технологических производств, цифровых платформ и технопарков.

Законодательное регулирование Москвы и Московской области о финансовой поддержке научно-технической, инвестиционной и инновационной политики включает Федеральный закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ (ред. от 23.05.2016 г.) «О науке и государственной научно-технической политике», Закон Московской об-

1 Закон Московской области от 19.10.2018 г. № 170/2018-ОЗ «О развитии инициативного бюджетирования Московской области» // Интернет-портал Правительства Московской области (http://mosreg.ru), 23.10.2018; «Ежедневные Новости. Подмосковье», 30.10.2018.

2 Закон Московской области от 19.10.2018 г. № 170/2018-ОЗ.

3 Там же. Статья 5.

ласти от 19.09.2007 г. № 151/2007-03 «О бюджетном процессе в Московской области» (ред. 2019 г.), Закон г. Москвы от 10.09.2008 г. № 39 (ред. от 21.11.2018 г.) «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве», Закон г. Москвы от 06.06.2012 г. № 22 «О научно-технической и инновационной деятельности в городе Москве», Закон г. Москвы от 23.11.2016 г. № 42 «О бюджете города Москвы на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов», а также Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ и Налоговый кодекс Российской Федерации.

Государственное и муниципальное регулирование бюджетных ассигнований для организации технопарков, наукоградов, научно-технических и цифровых платформ в Москве и Московской области основывается на правовых принципах регулирования распределения бюджетов развития субъектов федерации и муниципальных образований в сфере финансирования технопарков, наукоградов, промышленных и цифровых кластеров. В этой связи бюджетное законодательство Москвы и Московской области определяет формы расходов на стимулирование развития науки, понятия дефицита и профицита бюджетов, ме-

тоды бюджетно-правового регулирования развития и бюджетную обеспеченность для целей развития1.

Если рассматривать другие проектные инвестиции в субъектах Российской Федерации, то здесь интересен опыт бюджетирования территорий опережающего развития. Территории по опережающему социально-экономическому развитию по Федеральному закону от 29.12.2014 г. № 473-Ф3 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» оформляются в таком статусе на 70 лет по постановлению Правительства РФ с предложением уполномоченного федерального органа2. Правовой режим финансирования территорий опережающего развития основывается на нормативно-правовых источниках о статусе территорий опережающего развития, режиме их финансирования, включая финансирование инновационной деятельности, виды инноваций и венчурного бизнеса, статус инновационных организаций и финансовое планирование бюджетного обеспечения инновационной деятельности3.

Бюджетные расходы на финансирование программ развития субъектов федерации, включая Москву и Московскую область, являются бюджетными расходами как субъекта Федерации, так и частью бюджетных расходов Российской Федерации и ее субъекта, выступая консолидированными расходами Российской Федерации,субъектов Федерации и муниципальных образований на инновационную деятельность4.

Бюджетные и внебюджетные методы стимулирования развития регионов включает обязательные бюджетные расходы по бюджетной класси-

1 Закон г. Москвы от 10.09.2008 г. № 39 (ред. от 21.11.2018 г.) «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве». http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=MLAW&n=95127&req=doc#08377315038620923

2 Федеральный закон от 29.12.2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962/

3 Федеральный закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ (ред. от 23.05.2016 г.) «О науке и государственной научно-технической политике» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017 г.). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11507/

4 Закон г. Москвы от 23.11.2016 г. № 42 «О бюджете города Москвы на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов». http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=MLAW&n=174510#0578046810025479

фикации Бюджетного кодекса РФ1, установление договорных отношений бюджетных распорядителей и бюджетных получателей, стратегии бюджетного обеспечения стимулирующего развития, нормы о налоговых и бюджетных преференциях по стимулированию развития.

Таким образом, стимулирующие финансы, выделяемые для развития и проектного финан-

сирования регионов, в организационно-правовом смысле выступают как: финансово-правовые механизмы регионального бюджетирования; налогово-бюджетные методы стимулирования развития; совокупность финансово-экономических преференций стимулирующего развития; принципы и методы осуществления инвестиций.

Банковское кредитование для стимулирующего развития регионов

Нормативно-правовые основы банковского кредитования в регионах, например в Москве и Московской области, на цели стимулирующего развития определяют права и обязанности субъектов банковского кредитования инвестиций Москвы и Московской области, формы контроля Банка России в сфере финансирования инвестиционной деятельности и порядок проведения проверок кредитных организаций и их филиалов, оперирующих бюджетными кредитами.

Субъектами, предоставляющими государственное финансирование и кредитование стимулирующего развития Москвы и Московской области, являются Правительство РФ, Правительство Москвы и Московской области, Государственная корпорация «Внешэкономбанк», коммерческие банки, Федеральное казначейство, другие уполномоченные органы.

Синдицированные,субсидированные, субординированные, бюджетные кредиты в финансировании развития регионов являются основными формами бюджетно-кредитных операций по поддержке развития. Налоговые льготы также играют важную роль в системе стимулирующего финансирования по федеральному законодательству и законам субъектов Российской Федерации по регулирующему налогообложению

инновационных производств, определяя виды льготных инноваций2.

Банковское кредитование для стимулирующего развития регионов включает банковское кредитование коммерческих рисков инноваций; синдицированное кредитование программ развития, субсидированное кредитование для выполнения стоящих задач развития; финансовый лизинг, кредитование экспорта, банковские гарантии инвестиций и инноваций.

К сфере банковского надзора за кредитованием развития объектов государственной и муниципальной собственности относятся контроль синдицированного кредитования проектов; выдача разрешений на привлечение ценных бумаг в финансирование стимулирующего развития регионов; установление нормативов достаточности капиталов финансовых организаций, внесение банков-кредиторов, использующих бюджетные средства, в особый реестр системно значимых банков.

Банк России устанавливает нормативы кредитования стимулирующего развития, обязательные нормативы страхования бюджетных кредитов, обязательные нормативы риска на одного заемщика, обязательные нормативы достаточности капитала банков, обязательные нормати-

1 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 15.04.2019) http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_19702/

2 Закон Московской области от 24.11.2004 г. № 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» (с изм. на 27.11.2018 г.). http://docs.cntd.ru/document/5810399

вы резервных фондов и гарантий возвратности кредитов.

Минфин РФ и Центральный банк РФ совместно осуществляют контроль за финансированием и кредитованием стимулирующего развития регионов в деятельности: 1) акционерных обществ-инновационных организаций с бюд-

жетными источниками кредитования; 2) государственных корпораций как коммерческих организаций; 3) по обороту государственного и муниципального кредита с участием акционерных обществ иностранного капитала; 4) валют-но-кредитных системно значимых финансовых организаций1.

Контроль исполнения обязанностей государственного финансирования стимулирующего развития регионов

Основными обязанностями организаций -участников государственного финансирования стимулирующего развития регионов являются: 1) обязанность распорядителей бюджетов субъекта РФ предоставить денежные средства в целях реализации майских 2018 года Указов Президента РФ о проектном финансировании развития регионов; 2) обязанность по исполнению бюджетных планов развития согласно государственным планам, программам, стратегиям опережающего развития; 3) обязанность обеспечить финансовый контроль за целевым использованием денежных средств, выделенных на цели развития; 4) обязанность выделения и контроля использования бюджетных ассигнований региональным и муниципальным образованиям для организации технопарков, наукоградов, научно-технических и цифровых платформ2.

В компетенцию органов власти в области государственного финансового контроля за бюджетными средствами на инвестиции и инновации входит приостановление финансирования организаций - получателей бюджетных средств на проекты развития за нарушение норм бюджетного законодательства, включая законодательство Москвы и Московской области; приостановление операций по счетам с бюджетными средствами;

лишение субъектов статуса участников проектов стимулирующего развития, требование об устранении бюджетных нарушений.

Государственные и муниципальные расходы на финансирование развития регионов можно классифицировать по следующим основаниям:

1) в зависимости от цели использования: функциональные, экономические и ведомственные;

2) в зависимости от порядка их предоставления: централизованные и децентрализованные; 3) по территориальному признаку: государственные и местные; 4) по времени предоставления: периодические, внутригодовые и авансовые.

Объекты государственного и негосударственного финансирования инноваций в регионах охватывают самые различные объекты инновационной деятельности, включая инновационные производства, венчурный бизнес, инвестиционные фонды развития, финансовые фонды инновационных организаций, объекты планирования инновационной деятельности и др. На развитие этих объектов выделяются бюджетные и иные публичные финансы из государственных бюджетных фондов развития регионов, из централизованных фондов денежных средств субъекта Федерации, из суверенных фондов прямых инвестиций регионов, внебюджетных фондов,

1 Федеральный закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. от 27.12.2018 г.). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37570/

2 Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027

корпоративных фондов капитальных инвестиций, денежных фондов под контролем управляющих компаний территорий опережающего развития Министерством финансов РФ, Центральным банком РФ, региональными управлениями федерального казначейства по конкретным территориям, а также государственными и муниципальными акционерными обществами, унитарными и казенными предприятиями1.

Таким образом, преимущественные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации для стимулирующего развития включают собственные налоговые доходы бюджетов, собственные неналоговые доходы бюджетов, пожертвования и благотворительность, плановые инвестиции, капитальные вложения и бюджетные ассигнования.

Анализ основных подходов законодательства об управлении и контроле за эффективностью инновационной деятельности, мониторинге за свободными экономическими зонами и другими формами организации инноваций субъектов Российской Федерации

Федеральное и региональное законодательство об управлении инновационной деятельностью территорий опережающего развития, свободных экономических зон и других сфер инноваций субъектов Российской Федерации определяет компетенцию федеральных органов управления инновационной деятельностью, порядок бюджетного финансирования развитием инноваций, правовой статус хозяйствующих субъектов территорий опережающего развития, свободных экономических зон и других сфер инноваций субъектов Российской Федерации. Финансирование инновационных и венчурных фондов из федерального бюджета для инноваций в регионах является частью государственной стратегии защиты объектов интеллектуальной собственности, высоких технологий посредством налогово-бюджетного стимулирования.

Государственно-правовые основы управления и контроля за финансированием инноваций включают функции государственного контроля эффективности вложений в наукоемкие производства в рамках федеральных программ инноваций в регионах. В законодательстве даются определения инновационных платформ и их ви-

дов в соответствии с научно-технической политикой развития инноваций регионов., а также устанавливаются способы противодействия злоупотреблениям в сфере инноваций.

Федеральные и региональные законы в сфере инноваций определяют субъектов хозяйствования, управления, контроля и надзора, включая: управляющие компании в сфере инновационной деятельности территорий опережающего развития; органы управления свободными экономическими зонами; коммерческие организации; органы бюджетно-финансового надзора, налоговые и правоохранительные органы, осуществляющие предотвращение правонарушений в сфере интеллектуальной собственности, высоких технологий, налогово-бюджетной сфере, сфере электронной коммерции, электронных платежей и других.

Эффективность региональной инновационной политики в субъектах Российской Федерации достигается как реализацией исключительной компетенции Российской Федерации или исключительной компетенции субъектов Российской Федерации, так и реализацией совместной компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по совместным программам

1 Закон г. Москвы от 26.11.2008 г. № 60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве» (с изм. и доп. от 14.12.2018 г.) https://base.garant.ru/391028/

финансирования и развития инноваций в целях стимулирующего развития.

Государственное регулирование инновационной политики в субъектах Российской Федерации (например, в Москве и Московской области) дифференцируется на прямое и косвенное (через управленческие структуры-посредники); бюджетное на уровне субъекта и внебюджетное; основное (федеральное) и второстепенное (региональное); общее и отраслевое.

Государственная научно-техническая программа субъекта Федерации включает комплекс мероприятий, взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям, обеспечивающих эффективное решение важнейших научно-технических проблем на приоритетных направлениях развития науки и техники, определенных законодательным актом субъекта Федерации на основе федерального нормативно-правового акта о приоритетных направлениях развития науки и техники и стратегии развития и финансирования регионов.

Оценки эффективности защиты бюджетных интересов публичных субъектов и имущественных интересов частных субъектов в сфере инновационной деятельности достигается правовым анализом результативности норм бюджетного, инвестиционного права, принципов экономико-правовой политики и механизмов их реализации, правовой защиты от посягательств на бюджетные средства, обоснованности составов наказуемых деяний в конкретных сферах инновационной деятельности.

Функции финансово-контрольных органов субъектов по надзору в сфере финансирования высоких технологий включают системные финансовые проверки целевого использования бюджетных средств; комплексные совместные меры государственных органов по противодействию преступности в экономической и финансовой сфере; выявлению правонарушений «мнимого банкротства», «фиктивных финансовых рисков», незаконного вывоза капитала и др.; налоговые проверки.

Целью создания особых экономических зон инновационного развития в регионах является внедрение новых прогрессивных технологий, создание стимулирующих условий для осуществления предпринимательской деятельности, создание технопарков, научно-исследовательских центров, технологических платформ, исполнение актов законодательства Российской Федерации об обеспечении опережающего развития.

Правовое регулирование управления инновационной деятельностью в субъектах Российской Федерации осуществляется на основе программного подхода, соизмеримости целей планирования и реализации мер государственной поддержки опережающего развития инновационной инфраструктуры, соразмерности государственной поддержки инновационной деятельности для субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом защита публичных и частных субъектов инновационных инвестиций.

Взаимодействие административно-правовой и иных форм правовой защиты инновационной деятельности проявляется посредством предоставления льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей и сотрудничеством налоговых и правоохранительных органов в налоговых проверках. Также взаимодействие обеспечивается формированием спроса на инновационную продукцию; финансовым обеспечением из бюджетов и иных публичных фондов развития (субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставный капитал), реализацией це-

левых программ поддержки экспорта субъектов федерации.

Приоритетами организации инновационной деятельности выступают механизмы государственно-частного партнерства для стимулирования инновационной деятельности; государственная поддержка инновационной деятельности для целей социально-экономического развития регионов Российской Федерации, коммерческое кредитование малого и среднего бизнеса, стимулирование иностранных инвестиций.

Законодательное регулирование технопарков по законодательству Москвы и Московской области и меры развития технопарков включают законы об инвестиционной деятельности, законы о малом и среднем бизнесе, законы о промышленной политике, законы о науке и научной политике. Таким образом, приоритетными административно-правовыми мерами управления инновационной деятельностью и технопарками в Москве и Московской области являются правовые формы организации управления в сфере высоких технологий на бюджетной основе; методы управления запуском, выведением на рынок высокотехнологичной продукции, услуг и технологий; приемы организации государственного управления интеграцией с научными и образовательными организациями, научно-производственными комплексами инновационных и высокотехнологических производств в сочетании с развитием комфортного жизненного пространства.

На основании вышеизложенного можно сказать, что полномочия Правительства Москвы, Московской области, иных органов исполнительной власти в сфере промышленной политики регионов установлены, чтобы разрабатывать и реализовывать программы развития промышленности по отраслям; давать комплексную оценку эффективности реализации промышленной политики; согласовывать свою политику с

1 Закон Московской области от 24.11.2004 г. № 151/2004-изм. на 27.11.2018 г.) http://docs.cntd.ru/document/5810399

федеральными органами; устанавливать порядок и условия применения мер стимулирования деятельности в сфере промышленности.

При этом правовые меры стимулирования и финансирования инновационной деятельности регионах включают преимущественно предоставление налоговых льгот или установление понижающих ставок по налогу на имущество организаций; земельному налогу; налогу на прибыль организаций в части, подлежащей зачислению в бюджет города Москвы; предоставление субсидий; предоставление дополнительных гарантий и компенсаций реализации инвестиционных проектов, а также осуществление государственных капитальных вложений в создание инфраструктуры технопарков и индустриальных парков1.

Правовые меры проведения финансового мониторинга инноваций Москвы и Московской области предусматривают контроль бюджетных нормативов развития и его исполнение; экспертные оценки качества технологий; моделирование и прогнозирование; анализ эффективности законодательства об инновационной деятельности; защиту интеллектуальной собственности.

Правовая защита промышленной интеллектуальной собственности включает как объекты изобретения; ноу-хау; промышленные образцы, промышленные секреты; научно-технологические произведения, на создание которых отнесены затраты компании, связанные с осуществлением таких инноваций, включающие капитальные затраты, долгосрочные затраты;текущие затраты; рисковые вложения.

Управление инновационной деятельностью регионов рассматривается как совокупность методов управления научно-техническим персоналом; методов и форм управления инновационной деятельностью; как самостоятельная наука и как организационно-правовой механизм государственного контроля и регулирования

ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» (с

При этом методами оценки экономической эффективности инвестиционных проектов может быть метод оценки рентабельности, метод чистого дисконтированного дохода; метод индекса доходности и рентабельности проекта; метод срока окупаемости; метод внутренней нормы доходности. Инновационная инфраструктура региона предусматривает организацию руководства и координации трудовых, материальных и

иных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта; систему взаимосвязанных и взаимодополняющих организаций различной направленности и различных организационно-правовых форм, а также порядок их взаимодействия, включая систему расчетов, направленную на выбор и обоснование целей развития ИП и подготовку решений, необходимых для их безусловного достижения.

Развитие инновационной деятельности в регионах российской Арктики

Субъекты Федерации в инновационной сфере обязаны заниматься реализацией стратегий опережающего развития, аккумулированием средств на развитие; стимулированием инноваций; координацией инновационной деятельности; правовым и кадровым обеспечением. Особую актуальность приобретает российский проект «Северный морской путь - развитие российской Арктики», который объединяет несколько регионов Европейской части России, Сибири и Дальнего Востока. Этому проекту и другим арктическим проблемам был посвящен Санкт-Петербургский Международный арктический форум, проходивший 9-10 апреля 2019 года.

Ключевым событием повестки дня Арктического форума явилось пленарное заседание «Арктика. Океан возможностей», на котором выступил Президент России В.В. Путин, изложивший идеи новой стратегии развития российской регионов Арктики до 2035 года1.

По словам В.В. Путина, Стратегия развития российских арктических регионов до 2035 года объединит значительное число федеральных и региональных проектов субъектов Федерации, а также государственные программы инноваций, планы инвестиционного развития территорий, инфраструктурные инициативы корпораций в со-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ответствии с программами развития городского и сельского населения арктического сектора.

Для российских Арктических регионов форум с 2017 года стал ведущей мировой площадкой рассмотрения проблем международных отношений в области социально-экономического развития Арктики. Приоритетными вопросами для инноваций регионов давно стали сферы охраны жизнеспособности экологических систем Арктики, включая инвестиции в экологические инфраструктурные проекты защиты прибрежных территорий.

24 крупнейших субъекта Российской Федерации, включающие Архангельскую область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Санкт-Петербург, Мурманскую область, Ненецкий АО, Республику Саха-Якутия, Республику Коми, Красноярский край, Республику Хакассия и Республику Тыва, соединены проектом «Енисейская Сибирь».

Финансирование и поддержку проектов реализуют ПАО «Газпром», ПАО «НОВАТЭК», ПАО «ГМК Норильский никель», АО «Концерн ВКО „Алмаз-Антей"», судостроительная группы «Дамен» и др.2

Поддерживается связь с такими научными центрами, как Центральный научно-исследовательский институт автоматики и гидравлики, НИЦ «Курчатовский институт», «Территория инно-

1 Итоги Международного Арктического форума в г. Санкт-Петербурге 9-10 апреля 2019 г. http://roscongress.rbc.ru/arcticito

2 Итоги Международного арктического форума 9-10 апреля 2019 г. в Санкт-Петербурге. http://roscongress.rbc.ru/ arcticitogi

ваций» Фонда Росконгресс, а также Минобрнау-ки России, Минприроды России и Росмолодежь. На Форуме было подписано 25 соглашений регионов о сотрудничестве, не считая коммерческих контрактов, на общую сумму 49,8 млрд рублей, к которым относятся:

• Соглашение Архангельской области с АО «Атомредметзолото» и АО «Первая горнорудная компания о мерах сопровождения инвестиционных вложений по проекту строительства горно-обогатительного комбината на базе месторождения свинцово-цинковых руд „Павловское"»;

• Соглашение Мурманской области и АО «Кольская ГМК» о реализации Специального инвестиционного контракта на государственную поддержку инвестиций на территории Мурманской области в рамках стратегического плана региона «Программа реконфигурации производства АО „Кольская ГМК"» от 10.04.2019 г.;

• Соглашение Архангельской области и Санкт-Петербурга о развитии сотрудничества на 20192021 гг. в торгово-экономической, научно-технической и культурной сферах сотрудничестве от 10 апреля 2019 г.;

• Соглашение Архангельской области и Ненецкого автономного округа по сотрудничеству в области региональной и межрегиональной воздушной пассажирской авиации от 10 апреля 2019 г.;

• - Соглашение Ненецкого автономный округ и ГК «Росатом» подписали соглашение о сотрудничестве по реализации проекта по использованию порта Индига в качестве порта-хаба для перегрузки международных транзитных грузов с фидерных линий на арктический флот для дальнейшей транспортировки по маршруту Европа -Азия - Европа от 10 апреля 2019 г.;

• Соглашения Республики Саха (Якутия), Республики Карелия, Псковской области с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ по пилотным проектам «Цифрови-зация городского хозяйства «Умный город» от 10 апреля 2019 г.;

• Соглашение ПАО Сбербанк и ООО «Инфраструктурная корпорация „Аеон"» о стратегическом сотрудничестве в рамках реализации проекта по строительству незамерзающего глубоководного морского порта «Индига» от 10 апреля 2019 г.;

• Соглашение Ямало-Ненецкого автономного округа и ПАО «НОВАТЭК» о сотрудничестве между правительством округа и компанией на реализацию в регионе социальных, образовательных, спортивных и экологических проектов, а также на поддержку коренных народов Севера от 10 апреля 2019 г.;

• Соглашение о развитии технологий и техники в области нефтепереработки, нефтехимии, переработки и сжижения природного газа, в том числе, на платформах гравитационного типа между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Рос-стандарт) и ПАО «Газпром» от 10 апреля 2019 г.

Нормативно-правовые акты и литература.

1. Указ Президента Российской Федерации В.В. лях и стратегических задачах развития Российской Путина от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных це- Федерации на период до 2024 года».

2. Выступление Президента РФ В.В. Путина на Международном Арктическом форум в г. Санкт-Петербурге 9-10 апреля 2019 г. http://roscongress.rbc. ru/arcticito

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 15.04.2019 г.). http:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=

4. Федеральный закон от 29.12.2014 г. № 473-Ф3 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962/

5. Федеральный закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ (ред. от 27.12.2018 г.) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37570/

6. Федеральный закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ (ред. от 23.05.2016 г.) «О науке и государственной научно-технической политике» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017 г.). http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_11507/

7. Соглашение между администрацией Нарынской области Кыргызской Республики и администрацией Московского района города Минска Республики Беларусь о торгово-экономическом сотрудничестве от 12.12.2014 г.

8. Соглашение г. Москвы и г. Минска от 10.10.2017 г. о сотрудничестве в сфере научного развития, инноваций, транспорта, культуры, здравоохранения, образования, молодежной политики, социальной защиты, спорта, туризма.

9. Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между администрацией Ошской области Кыргызской Республики и администрацией Алтай-

ского края Российской Федерации от 06.08.1999 г. (2001 г.). http://www.e-cis.info/page.php?id=22688

10. Закон Московской области «О развитии инициативного бюджетирования Московской области» от 19.10.2018 г. № 170/2018-03. Интернет-портал Правительства Московской области (http://mosreg.ru), 23.10.2018, «Ежедневные Новости. Подмосковье», 30.10.2018.

11. Закон г. Москвы от 10.09.2008 г. № 39 (ред. от 21.11.2018 г.) «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве». http://www.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?base=MLAW&n=95127&req=d oc#08377315038620923

12. Закон г. Москвы от 23.11.2016 г. № 42 «О бюджете города Москвы на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов». http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi ?req=doc&base=MLAW&n=174510#0578046810025479

13. Закон Московской области от 24.11.2004 г. № 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» (с изм. на 27.11.2018 г.) http:// docs.cntd.ru/document/5810399

14. Закон г. Москвы от 26.11.2008 г. № 60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве» (с изм. и доп. от 14.12.2018 г.) htstps://base.garant.ru/391028/

15. Петрова Г.В. Правовое регулирование проектного финансирование инвестиционной деятельности в России и анализ влияния международных принципов финансирования инвестиционных проектов Всемирного банка на финансово-правовой режим инвестиций в странах ЕАЭС // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. № 1. 2018. С. 16-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.