Инновационная деятельность: правовые аспекты
Н.И. Косякова
СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
На примере субъектов Российской Федерации, входящих в Ассоциацию инновационных регионов России, проведен анализ стимулирования инновационной деятельности данных субъектов и сделаны выводы об отсутствии единых подходов к формированию региональной нормативной правовой базы. В основе стимулирования инновационной деятельности субъектов РФ должны лежать принципы государственной политики в сфере науки и инноваций, разработка и внедрение стимулирующих факторов, создание полноценной региональной инновационной системы.
Ключевые слова: инновационная деятельность, субъекты Российской Федерации, закон, Ассоциация инновационных регионов России, принципы государственной политики, стимулирующие факторы, региональная инновационная система.
В условиях глобализации экономики, ускоренного технического развития цивилизации, связанного с необходимостью сохранения природных ресурсов и их эффективным использованием, особое значение в России придается инновационному развитию экономики, которое предполагает формирование национальной инновационной системы и создание благоприятного инвестиционного климата в стране.
Инновационная деятельность реализуется посредством разработки и реализации инновационных проектов, что связано с предпринимательским риском, экономией ресурсов и временными ограничениями - минимальным интервалом времени между при-
© Косякова Н.И., 2015
нятием управленческого решения о начале инновационного проекта и его фактической реализацией.
Сегодня в инновационной сфере функционируют в основном малые и средние предприятия, занимающиеся наукоемким бизнесом, который позволяет реализовать задачи создания новых продуктов, технологий и услуг. В связи с этим возникает острая необходимость в разработке и реализации эффективных форм стимулирования инновационной деятельности как со стороны федеральных органов, так и на региональном уровне.
Необходимо отметить, что федеральная поддержка инновационных предприятий и их деятельности, в том числе и на региональном уровне, выразилась в ряде нормативных правовых актов, долгосрочных программах развития науки и инноваций, формировании государственной инвестиционной политики и создании инновационного центра «Сколково».
Так, в Российской Федерации реализуется «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года», которая определяет цели и основные направления поддержки инновационной деятельности со стороны государства1.
Распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р утверждена «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года»2. В соответствии с ней стимулирование инновационного развития на региональном уровне является одним из приоритетов государственной политики. В документе предусмотрена разработка региональных программ и стратегий инновационного развития с привлечением заинтересованных научных и образовательных организаций, предприятий и институтов развития.
Согласно нормативным подходам, изложенным в Федеральном законе от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», государственная поддержка инновационной деятельности является совокупностью мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в соответствии с федеральным и региональным законодательством с целью создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность3.
При этом стимулирование инновационной деятельности осуществляется на трех уровнях власти: федеральном, региональном и местного самоуправления.
Основными формами стимулирования инновационной деятельности субъектов Российской Федерации являются:
- финансовое обеспечение, в том числе субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставный капитал и др.;
- льготное налогообложение (льготы по уплате налогов, сборов и таможенных платежей);
- оказание информационных и образовательных услуг, консультационная деятельность, в том числе содействие в формировании проектной документации (предоставление соответствующих услуг на бесплатной основе либо по сниженной цене);
- эффективное управление рынком и маркетинг (формирование спроса на инновационные товары и услуги);
- реализация целевых программ, подпрограмм и проведения мероприятий в рамках государственных программ Российской Федерации;
- поддержка экспортно-импортных операций (поддержка экспорта инновационных товаров и услуг);
- создание и поддержка инфраструктуры развития инновационной деятельности.
Кроме этого, возможно использование и других форм стимулирования инновационной деятельности субъектов РФ, которые не противоречат законодательству Российской Федерации.
Особое внимание уделяется законодателем стимулированию инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, согласно ст. 22 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определены формы, в которых может быть осуществлена данная поддержка. К ним законодатель относит:
- создание и обеспечение деятельности особой инфраструктуры поддержки субъектов инновационной деятельности (технопарки, центры коммерциализации технологий, технико-внедренческие и научно-производственные зоны и т. п.);
- содействие процессу патентования и государственной регистрации изобретений, моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также иных результатов интеллектуальной деятельности;
- создание таких условий деятельности предприятий, которые способствовали бы заключению договоров субподряда в области инноваций и промышленного производства;
- создание акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов, предназначенных для финансирования инновационных проектов4.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день ряд указанных форм стимулирования инновационной деятельности активно реализуется в различных субъектах Российской Федерации. Прежде всего, для активизации инновационной деятельности на территории регионов осуществляется создание инновационной инфраструктуры, обеспечивается поддержка инновационного предпринимательства, предпринимается ряд мер по стимулированию развития кооперации науки и бизнеса.
Среди регионов Российской Федерации можно выделить ряд лидеров, достигших наибольших успехов в развитии инноваций. Согласно рейтингу инновационного развития субъектов Российской Федерации, подготовленному Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» (далее - ВШЭ), в число лидеров входят такие регионы, как г. Москва, г. Санкт-Петербург, Нижегородская область, Пермский край, Чувашская Республика, Калужская, Новосибирская, Московская, Томская и Воронежская области5.
Лидирующие регионы объединяет высокий научно-технический потенциал, эффективная политика региональных властей, нацеленная на стимулирование инновационного развития, наличие социально-экономических условий для внедрения инноваций.
Многие регионы - лидеры рейтинга ВШЭ входят в Ассоциацию инновационных регионов России (далее - АИРР), образованную в 2010 г. для содействия эффективному инновационному развитию регионов-участников. Деятельность Ассоциации направлена на: активный обмен накопленным опытом по созданию благоприятной правовой, экономической, социальной, творческой среды развития инноваций; организацию и продвижение совместных инновационных, экономических, научно-технических и образовательных проектов среди членов Ассоциации, в органах власти и институтах развития России6.
Сегодня АИРР включает 14 регионов: 3 республики (Башкортостан, Мордовия, Татарстан); 3 края (Алтайский, Красноярский, Пермский); 8 областей (Иркутская, Калужская, Липецкая, Новосибирская, Самарская, Томская, Тюменская, Ульяновская).
В ряде регионов Центрального, Северо-Западного, Приволжского, Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов располагаются 25 инновационных территориальных кластеров, перечень которых был утвержден поручением Председателя Правительства Российской Федерации в августе 2012 г.
На федеральном уровне используется ряд мер, направленных на стимулирование инновационного развития регионов.
Так, по данным Единого информационно-аналитического портала государственной поддержки инновационного развития бизнеса, в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства Министерство экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России) в 2013 г. 58 регионам было выделено 1,9 млрд руб. на софинансирование поддержки инновационных компаний, а также на специализированные инновационные программы, предусматривающие меры по созданию и развитию инновационной инфраструктуры (центров кластерного развития, территориальных, промышленных, инновационных и логистических кластеров, центров коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, центров прото-типирования и промышленного дизайна, центров технологической компетенции, центров трансферта технологий).
В целях оказания финансовой поддержки субъектам Российской Федерации по финансированию программ развития 14 пилотных инновационных территориальных кластеров в 2013 г. из федерального бюджета были предоставлены субсидии в общем объеме около 1,3 млрд руб.
В рамках реализации программы по созданию технопарков в сфере высоких технологий Министерства связи и массовых коммуникаций (далее - Минкомсвязи России) регионам в течение 2013-2014 гг. будут предоставлены средства из федерального бюджета на финансирование строительства технопарков в размере 3,6 млрд руб.
Согласно рейтингу АИРР, который используется Минэкономразвития России и включает 23 индикатора (по трем основным блокам: научные исследования и разработки, инновационная деятельность, условия и результаты), к числу «сильных иннова-торов» отнесены 11 регионов (приводится в порядке убывания): г. Санкт-Петербург, г. Москва, Республика Татарстан, Нижегородская область, Ярославская область, Томская область, Московская область, Самарская область, Пермский край, Тульская область, Калужская область.
Целесообразно отметить, что в приведенном рейтинге представлено только шесть членов АИРР. При этом в Ассоциацию не входят города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, которые в силу своего исторического, политико-экономического и регионального развития, а также привлеченных финансовых ресурсов являются потенциальными лидерами поддержки инноваций среди всех субъектов Российской Федерации. Указанная ситуация, с одной стороны, говорит о несомненных успехах со-
вместной деятельности регионов в составе АИРР, а с другой -указывает на необходимость дальнейшего развития регионов как в составе Ассоциации, так и по отдельности.
В рамках исследования правового обеспечения стимулирования инновационной деятельности на уровне субъектов Российской Федерации интересными выглядят результаты мониторинга законодательства в сфере инновационной деятельности, проведенного АИРР среди регионов, входящих в Ассоциацию.
В рамках мониторинга правовые нормы анализируются на предмет:
- непротиворечивости и согласованности с федеральным законодательством в сфере инновационной деятельности;
- максимально возможного единообразия формулировок в части основных правовых норм региональных законов в сфере инновационной деятельности с целью обеспечения конструктивного взаимодействия регионов в рамках единого экономического пространства и снятия возможных институциональных барьеров;
- отражения специфики развития региональной инновационной системы;
- простоты, понятности, лаконичности.
Анализ законов в сфере инновационной деятельности в регионах АИРР показал отсутствие единообразия в содержании и предмете правового регулирования. Так, в шести регионах принято два базовых закона, регулирующих отдельно правоотношения в научной и научно-технической деятельности и отдельно - в инновационной деятельности (Республики Башкортостан и Татарстан, Калужская, Новосибирская, Томская области и Пермский край). В трех регионах принято по одному закону о государственной поддержке инновационной деятельности (Иркутская, Самарская, Липецкая области), в одном регионе (Красноярском крае) принят комплексный закон «О научной, научно-технической и инновационной деятельности».
В результате в региональных законах акцент сделан на тех или иных аспектах инновационной деятельности в зависимости от предмета правового регулирования, а ряд вопросов регулирования инновационной деятельности остается недостаточно раскрытыми.
В связи с этим необходимо отметить, что наиболее полно, по нашему мнению, отражает предмет правового регулирования региональный закон «Об инновационной деятельности» или «Об инновационной политике».
Механизм разработки и реализации региональной инновационной политики является частью единого хозяйственного механизма
регулирования социально-экономического развития региона. Механизм реализации инновационной политики включает финансово-экономический, нормативно-правовой и организационно-информационный аспекты.
В законах регионов АИРР в большинстве случаев механизм реализации инновационной деятельности (инновационной политики) не прописан. В законах Новосибирской и Томской областей предусмотрена статья о механизме реализации политики в сфере развития инновационной системы, однако она учитывает только один из его аспектов.
В законе Новосибирской области механизм предполагает принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, в законе Томской области - выполнение инновационных проектов, в том числе через целевую программу по развитию инновационной деятельности, а также путем разработки, производства и реализации инновационной и наукоемкой продукции.
Нормативно-правой аспект механизма реализации инновационной политики посредством реализации стратегии инновационного развития представлен в базовых законах Республики Татарстан и Красноярского края.
Результаты анализа инновационного развития регионов АИРР свидетельствуют о существенной дифференциации по основным показателям инновационной деятельности, что обусловлено региональными различиями в исходных условиях инновационного развития и спецификой инновационной среды в регионах. В сложившейся ситуации целесообразно рассматривать различные региональные модели инновационного развития и, соответственно, говорить не об эффективности проводимой государственной поддержки инновационной деятельности, а о ее специфике для каждой модели.
Следует признать, что для развития межрегионального взаимодействия в сфере инноваций необходимы единые подходы к формированию региональной нормативно-правовой базы, учитывающей как федеральное законодательство, так и особенности развития каждого региона, что актуализирует необходимость разработки методических рекомендаций, направленных на совершенствование регионального законодательства.
По нашему мнению, важную роль в правовом регулировании инновационной деятельности на уровне региона должны играть принципы государственной политики в сфере науки и новаций:
- свобода научного и научно-технического творчества;
- правовая охрана интеллектуальной собственности;
- поддержка конкуренции в сфере науки и техники;
- стимулирование деловой и научной активности;
- концентрация ресурсов на приоритетных направлениях государственной политики страны;
- развитие международного сотрудничества.
По нашему мнению, на современном этапе формирования инновационной политики в российских регионах необходимо говорить о создании полноценной региональной инновационной системы, а те регионы, которые смогут первыми ее создать, получат неоспоримое конкурентное преимущество и могут стать центрами роста экономики России XXI в. Базовым аспектом формирования региональной инновационной системы следует считать нормативно-правовое регулирование на основе принятия закона «Об инновационной деятельности» или «Об инновационной политике».
Примечания
Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. Утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике, протокол от 15 февраля 2006 г. № 1 [Электронный ресурс] // СПС «Гарант» (дата обращения: 23.11.2014).
Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Российская газета. 2012. № 1.
Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ (ред. от 02.11.2013) «О науке и государственной научно-технической политике» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 35. Ст. 4137.
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 31. Ст. 4006.
Единый информационно-аналитический портал государственной поддержки инновационного развития [Электронный ресурс]. URL: http://innovation.gov. ru (дата обращения: 12.11.2014).
Ассоциация инновационных регионов России [Электронный ресурс]. URL: http://www.i-regions.org (дата обращения: 12.11.2014).
3
4
5
6