Научная статья на тему 'Стимулирование инновационной деятельности субъектов Российской Федерации: правовые аспекты'

Стимулирование инновационной деятельности субъектов Российской Федерации: правовые аспекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
776
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATION ACTIVITY / СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION / ЗАКОН / АССОЦИАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ / THE LAW ASSOCIATION OF INNOVATIVE REGIONS OF RUSSIA / ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ / PRINCIPLES OF STATE POLICY / СТИМУЛИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ / STIMULATING FACTORS / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / REGIONAL INNOVATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косякова Наталия Ивановна

На примере субъектов Российской Федерации, входящих в Ассоциацию инновационных регионов России, проведен анализ стимулирования инновационной деятельности данных субъектов и сделаны выводы об отсутствии единых подходов к формированию региональной нормативной правовой базы. В основе стимулирования инновационной деятельности субъектов РФ должны лежать принципы государственной политики в сфере науки и инноваций, разработка и внедрение стимулирующих факторов, создание полноценной региональной инновационной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Косякова Наталия Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stimulation of innovative activity of subjects of the Russian Federation - legal aspects

By the example of the Russian Federation subjects forming the Association of Innovative Regions of Russia, the analysis of stimulation of their innovations was made and conclusions were drawn on the absence of uniform approaches to the formation of a regional regulatory framework. Stimulating innovation for RF subjects should be based on the principles of state policy in the sphere of science and innovation, development and implementation of stimulating factors, creating a full-fledged regional innovation system.

Текст научной работы на тему «Стимулирование инновационной деятельности субъектов Российской Федерации: правовые аспекты»

Инновационная деятельность: правовые аспекты

Н.И. Косякова

СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

На примере субъектов Российской Федерации, входящих в Ассоциацию инновационных регионов России, проведен анализ стимулирования инновационной деятельности данных субъектов и сделаны выводы об отсутствии единых подходов к формированию региональной нормативной правовой базы. В основе стимулирования инновационной деятельности субъектов РФ должны лежать принципы государственной политики в сфере науки и инноваций, разработка и внедрение стимулирующих факторов, создание полноценной региональной инновационной системы.

Ключевые слова: инновационная деятельность, субъекты Российской Федерации, закон, Ассоциация инновационных регионов России, принципы государственной политики, стимулирующие факторы, региональная инновационная система.

В условиях глобализации экономики, ускоренного технического развития цивилизации, связанного с необходимостью сохранения природных ресурсов и их эффективным использованием, особое значение в России придается инновационному развитию экономики, которое предполагает формирование национальной инновационной системы и создание благоприятного инвестиционного климата в стране.

Инновационная деятельность реализуется посредством разработки и реализации инновационных проектов, что связано с предпринимательским риском, экономией ресурсов и временными ограничениями - минимальным интервалом времени между при-

© Косякова Н.И., 2015

нятием управленческого решения о начале инновационного проекта и его фактической реализацией.

Сегодня в инновационной сфере функционируют в основном малые и средние предприятия, занимающиеся наукоемким бизнесом, который позволяет реализовать задачи создания новых продуктов, технологий и услуг. В связи с этим возникает острая необходимость в разработке и реализации эффективных форм стимулирования инновационной деятельности как со стороны федеральных органов, так и на региональном уровне.

Необходимо отметить, что федеральная поддержка инновационных предприятий и их деятельности, в том числе и на региональном уровне, выразилась в ряде нормативных правовых актов, долгосрочных программах развития науки и инноваций, формировании государственной инвестиционной политики и создании инновационного центра «Сколково».

Так, в Российской Федерации реализуется «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года», которая определяет цели и основные направления поддержки инновационной деятельности со стороны государства1.

Распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р утверждена «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года»2. В соответствии с ней стимулирование инновационного развития на региональном уровне является одним из приоритетов государственной политики. В документе предусмотрена разработка региональных программ и стратегий инновационного развития с привлечением заинтересованных научных и образовательных организаций, предприятий и институтов развития.

Согласно нормативным подходам, изложенным в Федеральном законе от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», государственная поддержка инновационной деятельности является совокупностью мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в соответствии с федеральным и региональным законодательством с целью создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность3.

При этом стимулирование инновационной деятельности осуществляется на трех уровнях власти: федеральном, региональном и местного самоуправления.

Основными формами стимулирования инновационной деятельности субъектов Российской Федерации являются:

- финансовое обеспечение, в том числе субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставный капитал и др.;

- льготное налогообложение (льготы по уплате налогов, сборов и таможенных платежей);

- оказание информационных и образовательных услуг, консультационная деятельность, в том числе содействие в формировании проектной документации (предоставление соответствующих услуг на бесплатной основе либо по сниженной цене);

- эффективное управление рынком и маркетинг (формирование спроса на инновационные товары и услуги);

- реализация целевых программ, подпрограмм и проведения мероприятий в рамках государственных программ Российской Федерации;

- поддержка экспортно-импортных операций (поддержка экспорта инновационных товаров и услуг);

- создание и поддержка инфраструктуры развития инновационной деятельности.

Кроме этого, возможно использование и других форм стимулирования инновационной деятельности субъектов РФ, которые не противоречат законодательству Российской Федерации.

Особое внимание уделяется законодателем стимулированию инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, согласно ст. 22 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определены формы, в которых может быть осуществлена данная поддержка. К ним законодатель относит:

- создание и обеспечение деятельности особой инфраструктуры поддержки субъектов инновационной деятельности (технопарки, центры коммерциализации технологий, технико-внедренческие и научно-производственные зоны и т. п.);

- содействие процессу патентования и государственной регистрации изобретений, моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также иных результатов интеллектуальной деятельности;

- создание таких условий деятельности предприятий, которые способствовали бы заключению договоров субподряда в области инноваций и промышленного производства;

- создание акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов, предназначенных для финансирования инновационных проектов4.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день ряд указанных форм стимулирования инновационной деятельности активно реализуется в различных субъектах Российской Федерации. Прежде всего, для активизации инновационной деятельности на территории регионов осуществляется создание инновационной инфраструктуры, обеспечивается поддержка инновационного предпринимательства, предпринимается ряд мер по стимулированию развития кооперации науки и бизнеса.

Среди регионов Российской Федерации можно выделить ряд лидеров, достигших наибольших успехов в развитии инноваций. Согласно рейтингу инновационного развития субъектов Российской Федерации, подготовленному Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» (далее - ВШЭ), в число лидеров входят такие регионы, как г. Москва, г. Санкт-Петербург, Нижегородская область, Пермский край, Чувашская Республика, Калужская, Новосибирская, Московская, Томская и Воронежская области5.

Лидирующие регионы объединяет высокий научно-технический потенциал, эффективная политика региональных властей, нацеленная на стимулирование инновационного развития, наличие социально-экономических условий для внедрения инноваций.

Многие регионы - лидеры рейтинга ВШЭ входят в Ассоциацию инновационных регионов России (далее - АИРР), образованную в 2010 г. для содействия эффективному инновационному развитию регионов-участников. Деятельность Ассоциации направлена на: активный обмен накопленным опытом по созданию благоприятной правовой, экономической, социальной, творческой среды развития инноваций; организацию и продвижение совместных инновационных, экономических, научно-технических и образовательных проектов среди членов Ассоциации, в органах власти и институтах развития России6.

Сегодня АИРР включает 14 регионов: 3 республики (Башкортостан, Мордовия, Татарстан); 3 края (Алтайский, Красноярский, Пермский); 8 областей (Иркутская, Калужская, Липецкая, Новосибирская, Самарская, Томская, Тюменская, Ульяновская).

В ряде регионов Центрального, Северо-Западного, Приволжского, Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов располагаются 25 инновационных территориальных кластеров, перечень которых был утвержден поручением Председателя Правительства Российской Федерации в августе 2012 г.

На федеральном уровне используется ряд мер, направленных на стимулирование инновационного развития регионов.

Так, по данным Единого информационно-аналитического портала государственной поддержки инновационного развития бизнеса, в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства Министерство экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России) в 2013 г. 58 регионам было выделено 1,9 млрд руб. на софинансирование поддержки инновационных компаний, а также на специализированные инновационные программы, предусматривающие меры по созданию и развитию инновационной инфраструктуры (центров кластерного развития, территориальных, промышленных, инновационных и логистических кластеров, центров коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, центров прото-типирования и промышленного дизайна, центров технологической компетенции, центров трансферта технологий).

В целях оказания финансовой поддержки субъектам Российской Федерации по финансированию программ развития 14 пилотных инновационных территориальных кластеров в 2013 г. из федерального бюджета были предоставлены субсидии в общем объеме около 1,3 млрд руб.

В рамках реализации программы по созданию технопарков в сфере высоких технологий Министерства связи и массовых коммуникаций (далее - Минкомсвязи России) регионам в течение 2013-2014 гг. будут предоставлены средства из федерального бюджета на финансирование строительства технопарков в размере 3,6 млрд руб.

Согласно рейтингу АИРР, который используется Минэкономразвития России и включает 23 индикатора (по трем основным блокам: научные исследования и разработки, инновационная деятельность, условия и результаты), к числу «сильных иннова-торов» отнесены 11 регионов (приводится в порядке убывания): г. Санкт-Петербург, г. Москва, Республика Татарстан, Нижегородская область, Ярославская область, Томская область, Московская область, Самарская область, Пермский край, Тульская область, Калужская область.

Целесообразно отметить, что в приведенном рейтинге представлено только шесть членов АИРР. При этом в Ассоциацию не входят города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, которые в силу своего исторического, политико-экономического и регионального развития, а также привлеченных финансовых ресурсов являются потенциальными лидерами поддержки инноваций среди всех субъектов Российской Федерации. Указанная ситуация, с одной стороны, говорит о несомненных успехах со-

вместной деятельности регионов в составе АИРР, а с другой -указывает на необходимость дальнейшего развития регионов как в составе Ассоциации, так и по отдельности.

В рамках исследования правового обеспечения стимулирования инновационной деятельности на уровне субъектов Российской Федерации интересными выглядят результаты мониторинга законодательства в сфере инновационной деятельности, проведенного АИРР среди регионов, входящих в Ассоциацию.

В рамках мониторинга правовые нормы анализируются на предмет:

- непротиворечивости и согласованности с федеральным законодательством в сфере инновационной деятельности;

- максимально возможного единообразия формулировок в части основных правовых норм региональных законов в сфере инновационной деятельности с целью обеспечения конструктивного взаимодействия регионов в рамках единого экономического пространства и снятия возможных институциональных барьеров;

- отражения специфики развития региональной инновационной системы;

- простоты, понятности, лаконичности.

Анализ законов в сфере инновационной деятельности в регионах АИРР показал отсутствие единообразия в содержании и предмете правового регулирования. Так, в шести регионах принято два базовых закона, регулирующих отдельно правоотношения в научной и научно-технической деятельности и отдельно - в инновационной деятельности (Республики Башкортостан и Татарстан, Калужская, Новосибирская, Томская области и Пермский край). В трех регионах принято по одному закону о государственной поддержке инновационной деятельности (Иркутская, Самарская, Липецкая области), в одном регионе (Красноярском крае) принят комплексный закон «О научной, научно-технической и инновационной деятельности».

В результате в региональных законах акцент сделан на тех или иных аспектах инновационной деятельности в зависимости от предмета правового регулирования, а ряд вопросов регулирования инновационной деятельности остается недостаточно раскрытыми.

В связи с этим необходимо отметить, что наиболее полно, по нашему мнению, отражает предмет правового регулирования региональный закон «Об инновационной деятельности» или «Об инновационной политике».

Механизм разработки и реализации региональной инновационной политики является частью единого хозяйственного механизма

регулирования социально-экономического развития региона. Механизм реализации инновационной политики включает финансово-экономический, нормативно-правовой и организационно-информационный аспекты.

В законах регионов АИРР в большинстве случаев механизм реализации инновационной деятельности (инновационной политики) не прописан. В законах Новосибирской и Томской областей предусмотрена статья о механизме реализации политики в сфере развития инновационной системы, однако она учитывает только один из его аспектов.

В законе Новосибирской области механизм предполагает принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, в законе Томской области - выполнение инновационных проектов, в том числе через целевую программу по развитию инновационной деятельности, а также путем разработки, производства и реализации инновационной и наукоемкой продукции.

Нормативно-правой аспект механизма реализации инновационной политики посредством реализации стратегии инновационного развития представлен в базовых законах Республики Татарстан и Красноярского края.

Результаты анализа инновационного развития регионов АИРР свидетельствуют о существенной дифференциации по основным показателям инновационной деятельности, что обусловлено региональными различиями в исходных условиях инновационного развития и спецификой инновационной среды в регионах. В сложившейся ситуации целесообразно рассматривать различные региональные модели инновационного развития и, соответственно, говорить не об эффективности проводимой государственной поддержки инновационной деятельности, а о ее специфике для каждой модели.

Следует признать, что для развития межрегионального взаимодействия в сфере инноваций необходимы единые подходы к формированию региональной нормативно-правовой базы, учитывающей как федеральное законодательство, так и особенности развития каждого региона, что актуализирует необходимость разработки методических рекомендаций, направленных на совершенствование регионального законодательства.

По нашему мнению, важную роль в правовом регулировании инновационной деятельности на уровне региона должны играть принципы государственной политики в сфере науки и новаций:

- свобода научного и научно-технического творчества;

- правовая охрана интеллектуальной собственности;

- поддержка конкуренции в сфере науки и техники;

- стимулирование деловой и научной активности;

- концентрация ресурсов на приоритетных направлениях государственной политики страны;

- развитие международного сотрудничества.

По нашему мнению, на современном этапе формирования инновационной политики в российских регионах необходимо говорить о создании полноценной региональной инновационной системы, а те регионы, которые смогут первыми ее создать, получат неоспоримое конкурентное преимущество и могут стать центрами роста экономики России XXI в. Базовым аспектом формирования региональной инновационной системы следует считать нормативно-правовое регулирование на основе принятия закона «Об инновационной деятельности» или «Об инновационной политике».

Примечания

Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. Утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике, протокол от 15 февраля 2006 г. № 1 [Электронный ресурс] // СПС «Гарант» (дата обращения: 23.11.2014).

Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Российская газета. 2012. № 1.

Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ (ред. от 02.11.2013) «О науке и государственной научно-технической политике» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 35. Ст. 4137.

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 31. Ст. 4006.

Единый информационно-аналитический портал государственной поддержки инновационного развития [Электронный ресурс]. URL: http://innovation.gov. ru (дата обращения: 12.11.2014).

Ассоциация инновационных регионов России [Электронный ресурс]. URL: http://www.i-regions.org (дата обращения: 12.11.2014).

3

4

5

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.