Научная статья на тему 'РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ НАКАЗАНИЙ: НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ'

РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ НАКАЗАНИЙ: НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
100
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НАКАЗАНИЕ / СИСТЕМА ПРАВОВОГО НАКАЗАНИЯ / КОНЦЕПЦИЯ / РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ НАКАЗАНИЙ / LAW / RESPONSIBILITY / PUNISHMENT / SYSTEM OF LEGAL PUNISHMENT / CONCEPT / RUSSIAN LEGAL POLICY IN THE FIELD OF PUNISHMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малько Александр Васильевич

В статье рассматривается система наказаний в праве, выделяются и характеризуются ее подсистемы. Устанавливается соотношение институтов ответственности и наказания в праве. Проводится анализ эффективности функционирования системы правовых наказаний в современной российской юридической практике, отмечаются некоторые проблемные стороны. Ставится вопрос о необходимости формирования концепции российской правовой политики в сфере наказаний. Предлагается проект структуры и содержательных элементов концепции российской правовой политики в сфере наказаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN LEGAL POLICY IN THE SPHERE OF PUNISHMENTS: THE NEED FOR FORMING A CONCEPT

The article discusses the system of penalties in law; its subsystems are distinguished and characterized. The correlation of institutions of responsibility and punishment in law is set. The analysis of the effectiveness of the functioning of the legal punishments system in modern Russian legal practice is carried out, some problematic aspects are noted. The question of the need to form the concept of Russian legal policy in the field of punishment is raised. A draft structure and substantive elements of the Russian legal policy concept in the field of punishment are proposed.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ НАКАЗАНИЙ: НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ»

РАЗДЕЛ I.

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В СФЕРЕ НАКАЗАНИЙ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

(научные статьи по материалам научных докладов,

сделанных в рамках Международного научного круглого стола, проведенного на базе Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина,

25 октября 2017 года)

УДК 340.1; 343.24; 343.28/.29

Александр Васильевич Малько, директор Саратовского филиала Института государства и права РАН, главный научный сотрудник Научно-исследовательского института государственно-правовых исследований Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ

E-mail: i_gp@ssla.ru

Alexandr Vasilievich Malko, Director of Saratov affiliated Branch of State and Law Institute, Russian Academy of Science, chief research scientist at the Scientific Research Institute forState -Legal Research of Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Doctor of Law, Professor, Honored Worker of Science of the Russian Federation

РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ НАКАЗАНИЙ: НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ

В статье рассматривается система наказаний в праве, выделяются и характеризуются ее подсистемы. Устанавливается соотношение институтов ответственности и наказания в праве. Проводится анализ эффективности функционирования системы правовых наказаний в современной российской юридической практике, отмечаются некоторые проблемные стороны. Ставится вопрос о необходимости формирования концепции российской правовой политики в сфере наказаний. Предлагается проект структуры и содержательных элементов концепции российской правовой политики в сфере наказаний.

Ключевые слова: право, ответственность, наказание, система правового наказания, концепция, российская правовая политика в сфере наказаний.

RUSSIAN LEGAL POLICY IN THE SPHERE OF PUNISHMENTS: THE NEED FOR FORMING A CONCEPT

The article discusses the system of penalties in law; its subsystems are distinguished and characterized. The correlation of institutions of responsibility and punishment in law is set. The analysis of the effectiveness of the functioning of the legal punishments system in modern Russian legal practice is carried out, some problematic aspects are noted. The question of the need to form the concept of Russian legal policy in the field of punishment is raised. A draft structure and substantive elements of the Russian legal policy concept in the field of punishment are proposed.

Keywords: law, responsibility, punishment, system of legal punishment, concept, Russian legal policy in the field of punishment.

В современных условиях активно формируется теория правовой политики, исследуются ее цели и задачи, а также средства их достижения.

Правовая политика - это научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных органов и институтов гражданского общества по созданию эффек-

тивного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры и правовой жизни общества и личности [8, с. 42].

И если цели правовой политики обозначены в данном определении - наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры и правовой жизни общества и личности, то средств правовой политики - великое множество и указать все их в дефиниции нельзя.

Средства правовой политики - это инструменты и деяния, используемые для достижения целей и задач правовой политики, для реального осуществления стратегических правовых идей. Средства правовой политики обусловлены не только целями, но и первоочередными задачами (приоритетами) и направлены на обеспечение провозглашенных целей и первоочередных задач (приоритетов). В качестве юридических средств выступают различные инструменты (установления) и деяния (технологии), которые способны достигнуть поставленных высоких идеалов правовой политики.

К инструментам, как средствам правовой политики, относят различные нормативные установления, отличающиеся субстанциональностью и статичностью. Речь идет, прежде всего, о правовых режимах и правовых актах, правах и обязанностях, льготах и запретах, поощрениях и наказаниях и т. д.

Особую значимость в последнее время приобретают наказания как важнейшее средство правовой политики. В этой связи можно даже говорить об отдельной разновидности правовой политики - правовой политике в сфере наказаний (другими словами, о наказательной правовой политике).

Данная политика нужна, в том числе и для того, чтобы осуществляемая ныне реформа системы наказаний (одни правовые наказания смягчаются, другие ужесточаются, третьи устанавливаются, четвертые отменяются; происходит перегруппировка средств наказания в силу изменения нашей жизнедеятельности, свершившихся реалий) проходила результативно и отвечала вызовам времени.

Однако, прежде чем говорить о правовой политике в сфере наказаний, важно хотя бы кратко рассмотреть вопрос о том, что такое наказание и чем оно отличается от юридической ответственности (как наиболее родственного понятия).

Правовое наказание - есть форма и мера юридического осуждения (порицания) виновного, противоправного поведения, в результате которого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.

Правовое наказание выступает в качестве орудия предупреждения возможных правонарушений в будущем, а также служит юридическим ограничением для субъектов, уже совершивших то или иное противоправное деяние.

К признакам правовых наказаний можно отнести следующие: наказание - это вид правового ограничения (родовой признак); оно применяется к виновному лицу за совершение им правонарушения (видовое отличие); особая процессуальная форма применения наказания; оценка совершенного правонарушения и его осуждение в рамках назначения наказания; специальное закрепление его в нормах права [10, с. 127-128].

В законодательстве - уголовном, уголовно-процессуальном, административном, гражданском и т. д. - понятия «ответственность» и «наказание» достаточно последовательно не разграничиваются. Во многом благодаря этому и в научной литературе существуют различные точки зрения на соотношение ответственности и наказания.

Одни считают, что эти понятия равнозначны [16, с. 656; 14, с. 113; 7, с. 30]; другие, что они соотносятся между собой как целое и часть [10, с. 134]; третьи, что ответственность - это обязанность претерпеть неблагоприятные последствия правонарушения, а наказание - это форма реализации данной обязанности, причем форма наиболее последовательная [5,

с. 175] (имелось в виду, к примеру, то, что было возможно привлечение лица к уголовной ответственности с освобождением от наказания - здесь формой реализации ответственности выступало государственное осуждение). Решение вопроса о том, какой вариант избрать, зависит от подхода к проблеме, от понимания юридической ответственности. Все эти варианты имеют право на существование, поскольку каждый в какой-то мере отражает объективную реальность [6, с. 405].

«Отличия между ними, - верно подчеркивает В.И. Червонюк, - отображены в философских категориях возможности и действительности. Если юридическая ответственность -это обязанность претерпевать меры государственно-принудительного воздействия, то наказание - это фактическое претерпевание этих мер. Кроме того, ответственность не сводится к наказанию, может существовать и без него. В то же время наказание всегда предполагает ответственность. Из этого можно сделать заключение, что понятие юридической ответственности по своему объему шире наказания» [15, с. 568-569]. Об этом же пишет и Н.В. Витрук, согласно мнению которого, «наказание есть фактическое претерпевание различного вида лишений (обременений) правонарушителем, содержащее справедливое возмездие (кару) по закону» [1, с. 34; 11, с. 268].

Следовательно, юридическая ответственность (даже только в классическом ретроспективном понимании) - понятие более сложное, объемное, включающее в себя и правовые наказания. Под ней понимают необходимость лица подвергнуться мерам государственного принуждения, выражающимся в виде мер личного, имущественного и организационного характера.

Другими словами, наказание - своеобразный итог, конечная стадия юридической ответственности, «ведь возможна ответственность без назначения реального наказания (условное осуждение) или осуждение виновного с одновременным освобождением от наказания» [4, с. 391]. Действительно, освобождение от юридической ответственности отличается от освобождения от наказания. Например, действующий УК РФ четко закрепил это различие, поместив обозначенные нормы в разные главы.

Вместе с тем важно исходить из понимания наказания как общеправовой категории, теория которой, в отличие от теории юридической ответственности, пока еще не разработана. Проблема наказаний весьма основательно исследована лишь в уголовном и административном праве.

Отсюда, первое, что нужно сделать для полноценного формирования правовой политики в сфере наказаний - это разработать общую теорию правовых наказаний, в рамках которой важно исследовать систему правовых наказаний, которая бы отвечала насущным потребностям развития общества и юридической практики.

В настоящее время процесс нормативного установления системы наказаний в российском праве требует более выверенного и научно-обоснованного подхода. Законодатель зачастую непоследователен в своих действиях по совершенствованию наказаний. Так, прослеживается стремление правотворческих органов, с одной стороны, приблизить систему наказаний к идеалам гуманизма и справедливости, а, с другой стороны, излишне ее ужесточить за отдельные правонарушения. Отсутствие выверенной стратегии в данной области подтверждается участившимися фактами поочередного изъятия и повторного установления отдельных видов наказания. Например, весьма противоречивы и непоследовательны действия законодателя в отношении такой меры, как конфискация имущества [9, с. 7].

Систему правовых наказаний можно определить как упорядоченную совокупность уголовной, административной, гражданской, дисциплинарной и иных подсистем наказания, взаимосвязанных между собой и применяемых в единых целях. Следовательно, система правовых наказаний как модель состоит из следующих элементов (подсистем):

1) уголовной подсистемы;

2) административной подсистемы;

3) гражданской подсистемы;

4) дисциплинарной подсистемы;

5) процессуальной подсистемы и т. д. [9, с. 21-22].

Если говорить о подсистеме уголовного наказания, то она достаточно активно исследуется в современной науке уголовного права. А.С. Михлин, например, подчеркивает, что «все наказания в УК образуют систему наказаний - исчерпывающий их перечень, включающий все виды наказаний в определенном порядке» [12, с. 21; 2, с. 90]. Несколько схожую позицию занимает и В.И. Зубкова, воспринимая систему наказаний как «установленный уголовным законом и обязательный для судов исчерпывающий перечень взаимодействующих видов наказаний, расположенных в определенном порядке в зависимости от степени их сравнительной тяжести» [3, с. 179].

Однако в литературе высказана и такая точка зрения, согласно которой в настоящее время действующую систему наказаний в уголовном праве можно с уверенностью назвать бессистемной, если сделать акцент на том, что основное требование системы - порядок следования ее структурных элементов, оказалось нарушенным в результате многочисленных изменений, внесенных в УК РФ за последние 5 лет (хотя есть и другие нарушенные требования, например, стабильность). Дело в том, что некоторые наказания сегодня занимают не свое место в перечне наказаний. Так, штраф с максимальным размером в 500 млн. рублей трудно назвать самым мягким видом наказания, а ограничение свободы, занимающее место в центре системы, по своим карательным элементам, вернее, по их отсутствию, можно вообще из системы наказаний исключить, дополнив систему иных мер уголовно-правового воздействия (характера) [13, с. 82].

Если рассматривать подсистему административных наказаний, то она стала складываться гораздо позднее, чем подсистема уголовных наказаний, в определенной мере равняясь на последнюю.

Кроме обозначенных подсистем можно вести речь и о подсистемах дисциплинарных, процессуальных и иных наказаний. Важно лишь, чтобы законодатель рассматривал их как систему, а не простой перечень тех или иных видов наказаний, важно лишь, чтобы проводилась соответствующая правовая политика.

Наказательную правовую политику можно определить как научно обоснованную, последовательную и комплексную деятельность государственных и негосударственных структур по развитию и совершенствованию системы правовых наказаний.

Причем наказательную политику необходимо отличать от правоохранительной политики. Они соотносятся как часть и целое. Если первая нацелена на развитие и совершенствование лишь одного из средств правовой охраны, на создание и функционирование полноценной и эффективной системы правового наказания, то вторая - имеет более широкую сферу действия, направлена на совершенствование всей системы охраны права, включая и его защиту как составную часть, на противодействие коррупции и снижение числа совершаемых правонарушений в обществе. Следовательно, цель правоохранительной политики значительно шире - это повышение «иммунитета» права от всевозможных правонарушений, действенное осуществление его охранительной функции, результативная работа правоохранительной системы, а не только ее подсистемы - правового наказания.

В современных условиях, на наш взгляд, назрела необходимость в формировании концепции наказательно-правовой политики, под которой можно понимать систему теоретических положений, содержащих цели, задачи, средства, принципы, приоритеты, формы реализации правовых наказаний в современной России, пути повышения их эффективности в целом. Именно в рамках данной концепции важно рассмотреть модели более результативного установления наказаний в законодательстве.

Система наказаний, установленная в российском законодательстве, находится на настоящий момент в далеком от оптимального состоянии. Органы государственной власти,

специально уполномоченные осуществлять применение правового наказания, по-прежнему не имеют должной научно-обоснованной концепции, а основываются, как правило, на узкокорпоративных интересах, на «палочной системе», порой используют данный инструмент как средство личной наживы, не применяют фактически на практике целый ряд наказаний, злоупотребляют таким неоднозначным наказанием, как лишение свободы и т. д.

Представляется возможным предложить следующую структуру указанной концепции.

Во введении стоит изложить характеристику современного состояния системы наказаний в российском законодательстве и практики ее применения с указанием позитивных и негативных тенденций в ее развитии, с определением основных количественных и качественных параметров, «проблемных зон».

Основную часть концепции можно поделить на шесть крупных разделов:

I. Общие начала наказательной политики.

II. Содержание наказательной политики.

III. Основные направления наказательной политики.

IV. Предложения по совершенствованию системы правового наказания в законодательстве Российской Федерации.

V. Приоритеты развития системы наказания в законодательстве субъектов Российской Федерации.

VI. Методика определения эффективности действия системы правовых наказаний в России.

Раздел I должен содержать дефиниции и характеристику таких основополагающих понятий, как: наказательная, уголовная и правоохранительная политика; правовое наказание; система правовых наказаний; приоритеты развития и совершенствования, а также механизм реализации системы наказания и т. д.

Далее необходимо определить цели и задачи наказательной политики. Так, в качестве основополагающих задач можно обозначить следующие: создание концептуальных основ для формирования единой научно-обоснованной системы наказания в российском законодательстве; обеспечение надлежащего правового механизма реализации наказаний; минимизация и экономия репрессивного действия права и государства; обеспечение режима законности и справедливости правового наказания; совершенствование системы гарантий по реализации принципа неотвратимости наказания; повышение качества отправления правосудия по уголовным и административным делам; создание механизма предотвращения совершения правонарушений в будущем; приведение системы правового наказания в соответствие с международными стандартами и др.

Вслед за целями и задачами следует установить принципы наказательной политики и круг субъектов ее формирования и реализации.

В Разделе II можно предложить раскрыть структуру и состав системы правового наказания в целях ее совершенствования, а также охарактеризовать ее подсистемы (уголовную, административную, дисциплинарную и гражданско-правовую), обозначить средства оптимизации системы наказаний - концепции, программы, мониторинг состояния законодательства в сфере наказания, экспертиза нормативно-правовых актов, планирование, прогнозирование и др.

Раздел III должен содержать описание основных форм реализации наказательной политики (правотворческой, правоприменительной, интерпретационной, воспитательной) с указанием их специфики и перспектив развития. Также надлежит раскрыть сущность и содержание наказательной политики применительно к различным сферам общественной жизни - в сфере экономической деятельности, государственной службы, нарушения прав несовершеннолетних и т. д. Здесь представляется желательным изложение и научных основ формирования наказательной правовой политики, финансово-материальных и организационно-структурных вопросов ее осуществления. Отдельное внимание должно быть уделено

информационному обеспечению реализации политики государства в сфере правового наказания.

В следующем разделе целесообразно рассмотреть систему мер и предложений по развитию и совершенствованию отдельных подсистем правового наказания по отраслям -в уголовном праве, административном праве, в трудовом праве, в гражданском праве и др.

Раздел V должен быть направлен на установление целей и приоритетов осуществления наказательной политики на региональном уровне. При этом надлежит указать основных участников формирования и реализации такой политики в субъектах Федерации, обозначив основные формы их взаимодействия с федеральными государственными институтами.

В разделе VI необходимо предусмотреть систему критериев оценки эффективности принимаемых отдельных мер по совершенствованию системы правового наказания и механизма реализации ее в целом. В качестве основополагающего критерия можно предложить использовать уровень «правовой защищенности» интересов личности, общества и государства от противоправных посягательств. Дополнительными критериями, конкретизирующими и развивающими основной параметр оценки, могут являться: качество правосудия; доступность юридических услуг для населения; степень активности правозащитных организаций; число повторных обращений за защитой права; общее число нарушений закона в той или иной сфере (в первую очередь, нарушений, посягающих на права и свободы личности); наличие альтернативных лишению свободы мер наказания; результативность их использования на практике и др. [9, с. 38-40].

Таким образом, формирование концепции наказательной правовой политики выступает насущной потребностью, ибо главное сегодня заключается в обеспечении комплексной и научно обоснованной модернизации правоохранительной системы общества.

Список литературы

1. Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности. Монография. - М.: Изд-во РАП, 2008. - 304 с.

2. Дуюнов В.К. Проблемы уголовного наказания в теории, законодательстве и судебной практике. -Курск: РОСИ, 2000. - 504 с.

3. Зубкова В.И. Уголовное наказание и его социальная роль: теория и практика. Монография. - М.: Норма, 2002. - 304 с.

4. Кулапов В.Л. Проблемы теории государства и права: учебное пособие. - Саратов: Саратовская гос. академия права, 2009. - 426 с.

5. Кучинский В.А. Личность, свобода, право. - М.: Юрид. лит., 1978. - 208 с.

6. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. Учебник для вузов. 2-е изд. - М.: Спарк, 2000. -

511 с.

7. Малеин Н.С. Об институте юридической ответственности // Юридическая ответственность: проблемы и перспективы. Труды по правоведению. Уч. зап. Тарт. гос. ун-та. - Тарту, 1989. - С. 30-38.

8. Малько А.В. Теория правовой политики. Монография. - М.: Юрлитинформ, 2012. - 328 с.

9. Малько А.В., Нырков В.В., Родионова А.С. Система правовых наказаний: общетеоретический подход к формированию понятий // Наказание и ответственность в российском праве: актуальные проблемы: Монография / Под ред. А.В. Малько. - М.: Юрлитинформ, 2014. - 272 с.

10. Нырков В.В. Поощрение и наказание как парные юридические категории / Под ред. А.В. Малько. -Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2006. - 204 с.

11. Сапельников А.Б., Честнов И. Л. Теория государства и права. Учебник для юридических высших учебных заведений. - СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2006. - 279 с.

12. Словарь по уголовному праву / Отв. ред. А.В. Наумов. - М.: Бек, 1997. - 686 с.

13. Тюшнякова О.В. «Бессистемная» система уголовных наказаний // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2015. - № 4 (34). - С. 80-85.

14. Филимонов В.Д. Уголовная ответственность и общественное принуждение // Сборник работ юридического факультета. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1965. - Т. 159. - С. 112-127.

15. Червонюк В.И. Теория государства и права. - М.: Инфра-М, 2006. - 704 с.

16. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. - Рига: Давид Гликсман, 1924. - 805 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.