Научная статья на тему 'Формирование концепции наказательной правовой политики в Российской Федерации'

Формирование концепции наказательной правовой политики в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
272
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРАТЕЛЬНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / PUNITIVE LEGAL POLICY / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / LAW ENFORCEMENT POLICY / КОНЦЕПЦИЯ НАКАЗАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / THE CONCEPT OF PUNITIVE POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Родионова Анна Сергеевна

В статье обосновывается необходимость совершенствования модели установления правовых наказаний с помощью формирования концепции наказательной государственно-правовой политики; приводится примерная структура проекта концепции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Concept of Punitive Legal Policy in the Russian Federation

This article reveals the need to improve the model of establishing legal punishment by forming the concept of the punitive state-legal policy and represented an approximate structure of the draft concept

Текст научной работы на тему «Формирование концепции наказательной правовой политики в Российской Федерации»

23 См.: Малько А.В., Вырлеева-Балаева О.С. Правовые ограничения государственной власти: понятие и система // Конституционное и муниципальное право. М., 2010. № 10. С. 16.

24 См.: Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (в ред. от от 27 мая 2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 40, ст. 3822; Российская газета (федеральный выпуск). 2014. 30 мая.

25 См.: Заседание Совета по местному самоуправлению при Председателе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 9 июля 2014 года. URL: http: // www.komitet4.km.duma.gov. ru/site.xp/053049048124049052055055.html (дата обращения: 05.10.2014).

26 См.: Казаков В.В. Местное самоуправление как институциональный фактор развития системы многоуровневой власти в современном государстве (на примере России и Евросоюза): дис. ... канд. полит. наук. М., 2009. С. 157.

А.С. Родионова

ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ НАКАЗАТЕЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье обосновывается необходимость совершенствования модели установления правовых наказаний с помощью формирования концепции наказательной государственно-правовой политики; приводится примерная структура проекта концепции.

Ключевые слова: карательно-правовая политика, правоохранительная политика, концепция наказательной политики.

A.S. Rodionova

THE CONCEPT OF PUNITIVE LEGAL POLICY IN THE RUSSIAN FEDERATION

This article reveals the need to improve the model of establishing legal punishment by forming the concept of the punitive state-legal policy and represented an approximate structure of the draft concept

Keywords: punitive legal policy, law enforcement policy, the concept of punitive policy.

На сегодняшний день с учетом массового характера нарушений прав человека в современной России, высокого уровня преступности, системного характера коррупции во всех структурах власти, недостаточной эффективности системы правосудия и слабости институтов гражданского общества особое значение имеет разработка концептуальных теоретических основ формирования и реализации карательно-правовой (наказательной) политики государства. Также требует своего разрешения проблема приведения российской наказательной политики в соответствие с международными стандартами.

Учитывая практику установления и реализации всей системы правового наказания, включая уголовную, административную, дисциплинарную и гражданско-правовую подсистемы, можно констатировать, что она, безусловно, нуждается в дальнейшем повышении уровня ее согласованности, в более четкой координации между ее подсистемами и в устранении потенциальной возможности дублирования правового наказания. Комплексный и системный подход к установлению наказаний в законодательстве, научная разработка единой карательной правовой (наказательной) политики в России в перспективе могут выступить весьма значимыми средствами повышения эффективности их действия.

© Родионова Анна Сергеевна, 2015

Кандидат юридических наук, преподаватель кафедры теории государства и права (Саратовская госу-92 дарственная юридическая академия)

Карательно-правовую политику можно определить как научно обоснованную, последовательную и комплексную деятельность государственных и негосударственных структур по дальнейшему развитию системы правовых наказаний и юридической ответственности, по совершенствованию отдельных видов наказания, по установлению эффективного механизма применения правовых наказаний на практике1.

Причем необходимо разграничивать наказательную политику и правоохранительную политику. Они соотносятся как часть и целое. Если первая нацелена на развитие и совершенствование лишь одного из средств правовой охраны, на создание и функционирование полноценной и эффективной системы правового наказания, то вторая имеет более широкую сферу действия, направлена на совершенствование всей системы охраны права, включая его защиту как составную часть, на противодействие коррупции и снижение количества совершаемых правонарушений. Следовательно, цель правоохранительной политики более широкая - это повышение «иммунитета» права от всевозможных правонарушений, действенное осуществление его охранительной функции, результативная работа правоохранительной системы, а не только ее подсистемы - правового наказания.

В современных условиях назрела настоятельная необходимость в формировании концепции наказательной государственно-правовой политики, под которой можно понимать систему теоретических положений, содержащих цели, задачи, средства, принципы, приоритеты, формы реализации системы правовых наказаний в современной России, пути повышения ее эффективности в целом. Именно в рамках данной концепции важно рассмотреть модели более результативного е

„о т

установления правовых наказаний в законодательстве2. и

Система наказаний, установленная в законодательстве РФ, находится на а настоящий момент в далеком от оптимального состоянии: органы государствен- о

в

ной власти, специально уполномоченные осуществлять применение правового §

наказания, по-прежнему не имеют должной научно обоснованной концепции, а

а основываются, как правило, на узкокорпоративных интересах, на «палочной |

системе», порой используют данный инструмент как средство личной наживы, е

не применяют фактически на практике целый ряд наказаний, злоупотребляют о

таким неоднозначным наказанием, как лишение свободы и т.д. Существующие р

на настоящий момент негосударственные правозащитные организации, несмо- Ч

тря на определенную активность в сфере защиты прав граждан, не имеют дей- |

ственных правовых механизмов по надлежащему противодействию коррупции в к

органах государственной власти, произволу со стороны государственной власти м

при назначении тех или иных мер наказания. I

Следует согласиться с весьма точной характеристикой правозащитной и пра- 1

воохранительной системы в целом современной России в качестве структуры, со- 00

храняющей черты административно-чрезвычайной и фактически перманентно- 22

временной организации, предполагающей внеправовые и внепроцессуальные 5 формы работы с населением и борьбы с преступностью3.

Представляется возможным предложить следующую структуру указанной концепции. Во введении стоит изложить характеристику современного состояния системы наказаний в российском законодательстве и практики ее применения с указанием позитивных и негативных тенденций в ее развитии, определением

основных количественных и качественных параметров, «проблемных зон». 93

Основную часть концепции правозащитной политики можно поделить на шесть крупных разделов:

I. Общие начала наказательной политики.

II. Содержание карательно-правовой политики.

III. Основные направления политики государства в сфере правового наказания.

IV. Предложения по совершенствованию системы правового наказания в законодательстве Российской Федерации.

V. Приоритеты развития системы наказания в законодательстве субъектов РФ.

VI. Методика определения эффективности действия системы правовых наказаний в России4.

Раздел I должен содержать дефиниции и характеристику таких основополагающих понятий, как правоохранительная политика, наказательная политика, уголовно-правовая политика, правовое наказание, система правовых наказаний, цели и функции наказания, общеправовые принципы построения системы правовых наказаний, приоритеты развития и совершенствования системы наказания, карательная функция государства, механизм реализации системы правовых наказаний, система юридической ответственности, восстановление права и др.

В концепции необходимо также определить цели и задачи наказательной политики. Так, в качестве основополагающих задач можно обозначить следующие: создание концептуальных основ для формирования единой научно обоснованной системы наказания в российском законодательстве; обеспечение надлежащего правового механизма реализации наказаний; минимизация и экономия репрессивного действия права и государства; обеспечение режима а законности и справедливости правового наказания; совершенствование систе-? мы гарантий по реализации принципа неотвратимости наказания; повышение 3 качества отправления правосудия по уголовным и административным делам;

создание механизма предотвращения совершения правонарушений в будущем; I приведение системы правового наказания в соответствие с международными

1 стандартами и др.

го

| Вслед за целями и задачами следует установить принципы наказательной по-

| литики и круг субъектов ее формирования и реализации. Основными субъектами

| формирования наказательной политики в России выступают следующие: Пре-

2 зидент РФ; Федеральное Собрание РФ; Конституционный Суд РФ, Верховный ° Суд РФ; законодательные (представительные) органы государственной власти « субъектов РФ; Уполномоченный по права человека в Российской Федерации, | Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации, Уполномоченный е при Президенте РФ по защите прав предпринимателей; органы прокуратуры; 1 адвокатура; нотариат; правозащитные организации; иные субъекты граждан-

0

овт ского общества, включая политические партии, профсоюзы, общественные

го

3 объединения, коммерческие организации.

1 В разделе II предлагается раскрыть структуру и состав системы правового на-I казания в целях ее совершенствования, а также охарактеризовать ее подсистемы

(уголовную, административную, дисциплинарную и гражданско-правовую), обозначить средства оптимизации системы наказаний - концепции, программы, мониторинг состояния законодательства в сфере наказания, экспертиза нормативно-правовых актов, планирование, прогнозирование и др.

Раздел III должен содержать описание основных форм реализации нака-94 зательной политики (правотворческой, правоприменительной, интерпрета-

ционной, воспитательной) с указанием их специфики и перспектив развития. Также надлежит раскрыть сущность и содержание наказательной политики применительно к различным сферам общественной жизни - в сфере экономической деятельности, в сфере государственной службы, в области политики, в сфере нарушения прав несовершеннолетних и т.д. Здесь представляется желательным изложение научных основ формирования наказательной правовой политики, финансово-материальных и организационно-структурных вопросов ее осуществления. Отдельное внимание должно быть уделено информационному обеспечению реализации политики государства в сфере правового наказания.

В разделе IV концепции целесообразно рассмотреть систему мер и предложений по совершенствованию и развитию отдельных подсистем правового наказания по отраслям - в уголовном праве, административном праве, в трудовом праве, в гражданском праве и др.

Раздел V должен быть направлен на установление целей, задач и приоритетов осуществления политики правового наказания на региональном уровне. При этом надлежит указать основных участников формирования и реализации такой политики в субъектах Федерации, обозначив основные формы их взаимодействия с федеральными государственными институтами.

В разделе VI необходимо предусмотреть систему критериев оценки эффективности принимаемых отдельных мер по совершенствованию системы правового наказания и механизма реализации ее в целом. В качестве основополагающего критерия можно предложить использовать уровень «правовой защищенности» интересов личности, общества и государства от противоправных посягательств. В качестве дополнительных критериев, конкретизирую- т щих и развивающих основной параметр оценки, можно назвать следующие: К качество правосудия; доступность юридических услуг для населения; степень а активности правозащитных организаций; число повторных обращений за за- С щитой права; общее число нарушений закона в той или иной сфере (в первую I очередь нарушений, посягающих на права и свободы личности); наличие у

Ifcl

альтернативных лишению свободы мер наказания; результативность их ис- С

т

пользования на практике и др. н

н

Представленная структура проекта концепции наказательной политики I государства является примерной и требует обсуждения, доработки и развития. и

Ja

При этом основная задача формирования концепции политики в сфере правово- е

п

го наказания сегодня заключается в обеспечении системного и научно обосно- | ванного видения проблемы опережающего развития системы охраны права, в I создании идейно-теоретического фундамента реализации карательной функции | Российским государством. №

1 См.: Малько А.В., Нырков В.В., Родионова А.С. Система правовых наказаний: общетеоретический под- о ход к формированию понятия // Наказание и ответственность в российском праве / под ред. А.В. Малько. "Г М., 2014. С. 36. Ц

2 См.: Родионова А.С. Система наказаний в российском праве (общетеоретический аспект): дис. ...канд. 1,1 юрид. наук. Саратов, 2013. С. 137.

3 См.: Синюков В.Н. Правоохранительная система России: необходимость концептуальных перемен // Правоохранительная политика в России: проблемы теории и практики / под ред. А.В. Малько. Тамбов, 2010. С. 46.

4 См.: Родионова А.С. Указ. раб. С. 139.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.