Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ НАКАЗАНИЯ КАК ПОЛИСТРУКТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ'

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ НАКАЗАНИЯ КАК ПОЛИСТРУКТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
58
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ПРАВО / ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / КАРАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / НАКАЗАНИЕ / УГОЛОВНОЕ ПРАВО / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / СТРАТЕГИЯ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / МОДЕЛИ ЮРИДИЧЕСКОГО НАКАЗАНИЯ / STATE / LAW / STATE AND LEGAL POLICY / PUNITIVE POLICY / PUNISHMENT / CRIMINAL LAW / ADMINISTRATIVE LAW / STRATEGY / INTERDISCIPLINARY APPROACH / MODELS OF LEGAL PUNISHMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рудковский Виктор Анатольевич

В статье исследуется государственно-правовая политика современной России в сфере наказания как полиструктурное образование. Предлагается телеологическое и праксиологическое понимание карательной политики. Раскрывается сложная структурная организация государственно-правовой политики в сфере наказаний. Проводится обоснование необходимости применения синтетического, междисциплинарного подхода в процессе определения стратегии и тактики формирования и реализации государственной политики в области юридических наказаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рудковский Виктор Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE-LEGAL POLICY IN THE SPHERE OF PUNISHMENT AS A POLISTRUCTURAL FORMATION

The article examines the state-legal policy of modern Russia in the field of punishment as a polystructural formation. A teleological and praxeological understanding of punitive policy is proposed. The complex structural organization of the state-legal policy in the sphere of punishments is revealed. The substantiation of the need to apply a synthetic, interdisciplinary approach in the process of determining the strategy and tactics of the formation and implementation of state policy in the field of legal punishment is being conducted.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ НАКАЗАНИЯ КАК ПОЛИСТРУКТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

РАЗДЕЛ I. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В СФЕРЕ НАКАЗАНИЙ.

УДК 340.1; 343.241

Виктор Анатольевич Рудковский, профессор кафедры теории и истории права и государства Волгоградского государственного университета, доктор юридических наук, профессор E-mail: rudk-viktor@yandex.ru

Victor Anatolievich Rudkovskiy, Professor of the Department of Theory and History of Law and State, Volgograd State University, Doctor of Law, Professor

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ НАКАЗАНИЯ КАК ПОЛИСТРУКТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В статье исследуется государственно-правовая политика современной России в сфере наказания как полиструктурное образование. Предлагается телеологическое и праксиологическое понимание карательной политики. Раскрывается сложная структурная организация государственно-правовой политики в сфере наказаний. Проводится обоснование необходимости применения синтетического, междисциплинарного подхода в процессе определения стратегии и тактики формирования и реализации государственной политики в области юридических наказаний.

Ключевые слова: государство, право, государственно-правовая политика, карательная политика, наказание, уголовное право, административное право, стратегия, междисциплинарный подход, модели юридического наказания.

STATE-LEGAL POLICY IN THE SPHERE OF PUNISHMENT AS A POLISTRUCTURAL FORMATION

The article examines the state-legal policy of modern Russia in the field of punishment as a polystruc-tural formation. A teleological and praxeological understanding of punitive policy is proposed. The complex structural organization of the state-legal policy in the sphere of punishments is revealed. The substantiation of the need to apply a synthetic, interdisciplinary approach in the process of determining the strategy and tactics of the formation and implementation of state policy in the field of legal punishment is being conducted.

Keywords: state, law, state and legal policy, punitive policy, punishment, criminal law, administrative law, strategy, interdisciplinary approach, models of legal punishment.

Государственно-правовая политика в сфере наказания (карательная политика) является составным компонентом правоохранительной политики современного российского государства. Ее назначение состоит в оптимизации целей наказания и тех средств, которые ведут к их достижению. В содержании указанной политики, следовательно, прослеживаются как минимум два взаимосвязанных элемента: телеология наказания (целесообразность существующей системы наказаний) и праксиология наказания (практическая эффективность существующей системы наказаний).

По действующему российскому законодательству наказание является специфичной мерой государственного принуждения, применяемой к лицам, совершившим уголовное преступление или административный проступок (правонарушение). Поэтому может создаться впечатление, что карательная политика целиком поглощается политикой уголовной и административной. Последние действительно являются своеобразным эпицентром карательной политики, но полностью ее содержания не исчерпывают.

Сама постановка вопроса о государственно-правовой политике в сфере наказания свидетельствует о стремлении сформировать некую синтетическую стратегию, единую не только для уголовного и административного, но и для всех отраслей российского права. Указанное стремление не лишено оснований. Ведь уголовное и административное наказания не имеют самодовлеющего значения: они нацелены на охрану позитивно развивающихся тру-

довых, гражданских, семейных, предпринимательских, управленческих и прочих отношений. И это говорит о том, что проблематика государственно-правовой политики в сфере наказания имеет не узко-правовой, а междисциплинарный характер. Так или иначе, она касается всех отраслей современного российского права.

Нельзя забывать и том, что сфера юридического наказания является своеобразным фокусом острейших социально-политических и нравственных проблем общества. Кого, за что и как наказывать (фактически наказывают) - вопросы отнюдь не рядовые. Общественное правосознание чутко реагирует на соответствующие решения государственной власти, оценивая их как справедливые или несправедливые, гуманные или негуманные, правомерные или неправомерные и т. д. Достаточно вспомнить многолетнюю (многовековую) и до сих пор продолжающуюся полемику относительно правомерности или неправомерности применения такой меры наказания, как смертная казнь. В этом же ряду находятся проблемы социальной обоснованности пожизненного заключения, конфискации имущества, определения возраста уголовной ответственности, целесообразности сохранения депутатского иммунитета, установления оптимального наказания за терроризм, коррупцию, педофилию и некоторые другие противоправные деяния. В этом контексте можно и нужно говорить не только о междисциплинарном, но и об общесоциальном значении государственной политики в сфере наказания. Ее реализация всегда сопряжена с серьезными социальными рисками и требует к себе повышенного внимания.

При анализе проблем карательной политики важно иметь в виду ее сложную структурную организацию. Дело в том, что государственно-правовая политика в сфере наказания проявляет себя во многих измерениях: отраслевом, уровневом, функционально-целевом и других. В частности, в отраслевом срезе она представлена, например, уголовной и административной политикой наказания; с точки зрения уровневой структуры - как федеральная и региональная (последний аспект характерен, в частности, для административного сегмента); в функционально-целевом измерении в виде правотворческой (законодательной), правоприменительной, правоинтерпретационной, правовоспитательной и пр. политики. Каждый из указанных сегментов (элементов) выполняет свою роль в сложном процессе формирования и реализации карательной политики, что необходимо учитывать при решении соответствующих научных и практических задач.

Исторически так сложилось, что вопросами наказания в основном занимались специалисты уголовного и примыкающих к уголовному праву дисциплин. «Как известно, преступления и наказания изучаются наукой уголовного права» - отмечал П. А. Сорокин в 1913 г. в своей известной работе «Преступление и кара, подвиг и награда» [4, с. 128]. Такой подход отразился и на понимании отраслевой структуры карательной политики, составными компонентами которой чаще всего называют политику уголовно-правовую, уголовно-процессуальную и уголовно-исполнительную (исполнительно-трудовую). Сама же карательная политика, согласно изложенному подходу, является составным компонентом политики противодействия преступности, как более сложного образования [3, 2].

Иными словами, при всех нюансах и разногласиях (которых, разумеется, не мало), содержание и структура государственной политики в сфере наказания в отечественной литературе трактуются преимущественно с позиций науки уголовного права и уголовной политики.

В последние годы создаются теоретические предпосылки для расширения указанной позиции. Обращается внимание, в частности, на тот факт, что правонарушения, совершаемые в сфере уголовного, административного и дисциплинарного права, а также меры государственного реагирования на них, имеют родственный характер и обладают рядом общих признаков. Все это, полагают некоторые авторы, позволяет ставить вопрос о необходимости выделения в системе российского права такой самостоятельной отрасли, как деликтно-наказательное право. Последнее, по мнению, в частности, Н.В. Витрука, устанавливает, «во-первых, дисциплинарные проступки и дисциплинарную ответственность за их соверше-

РАЗДЕЛ I. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В СФЕРЕ НАКАЗАНИЙ. ■■

ние, во-вторых, административные правонарушения и административную ответственность, в-третьих, уголовные преступления и уголовные наказания» [1, с. 197].

Если придерживаться указанной позиции, то можно, соответственно, вести речь о де-ликтно-наказательной политике как особом направлении государственно-правовой политики, охватывающим своим содержанием политику уголовную, административную и дисциплинарную. Последние же, в свою очередь, как это видно на примере уголовной политики, также имеют достаточно сложную структуру.

В научно-теоретическом плане такой подход, по крайней мере, способствовал бы активизации междисциплинарного диалога по вопросам юридического наказания и карательной политики, что имеет немаловажное значение для оптимизации соответствующего законодательства и практики его применения. В настоящее время даже в таких родственных отраслях российского права, как уголовное и административное, цели наказания определяются по-разному. Такая ситуация, очевидно, обусловлена не только спецификой отраслевого регулирования, но и определенными расхождениями в понимании сущности и назначения юридического наказания как такового (уголовного, административного пр.).

Таким образом, даже если ограничиться сугубо отраслевым «срезом» государственно-правовой политики в сфере наказания, то он сам по себе оказывается достаточно сложным и многомерным. Но им одним дело не ограничивается.

Проведение в жизнь карательной политики, как и любой другой правовой политики, предполагает активизацию ее функционально-целевой структуры. В своих основных чертах указанная структура обусловлена особенностями механизма правового воздействия и основных сфер юридической практики. Формирование и осуществление карательной политики требует сосредоточения государственных усилий на узловых этапах (стадиях, сферах, практиках) правового регулирования и правового воздействия. Исходя из этого, функционально-целевая структура карательной политики в самых общих чертах может быть представлена правотворческой (законодательной) политикой наказания, правоприменительной политикой наказания, правовоспитательной политикой наказания и некоторыми другими видами или элементами.

В частности, в сфере правотворческой деятельности происходит нормативная легализация целей и принципов государственной политики в сфере наказания, определяются основания и виды соответствующих наказаний и т. д. Правоприменительная политика, в свою очередь, отвечает за эффективную практическую реализацию законодательно установленных целей и принципов наказания, определяет и выражает стратегию (тактику) деятельности государства на этапе претворения юридических предписаний в жизнь. У нее, следовательно, свой круг задач и функций. Аналогично обстоит дело с правовоспитательной и прочей политикой и соответствующей практикой.

Функционально-целевой подход, таким образом, позволяет посмотреть на карательную политику как бы «изнутри», с точки зрения того, как она реально функционирует, какие цели (задачи) решает на различных этапах правового регулирования, в различных сферах юридической практики. Иными словами, дает возможность осмыслить технологию формирования и реализации карательной политики как особой стратегии и тактики деятельности государства.

Но на выходе все указанные «политики» (уголовная, административная, федеральная, региональная, законодательная, правоприменительная и пр.), коль скоро они являются компонентами именно карательной политики, должны решать общую задачу: обеспечивать мерами юридического наказания эффективную защиту интересов личности, общества и государства от противоправных посягательств. Только в таком случае, строго говоря, и можно вести речь о государственной политике в сфере наказания как о некой единой стратегии, последовательно реализуемой на всех этапах, во всех отраслях и сферах правового регулирования общественных отношений.

Существует ли такая единая стратегия в современной России? Вопрос сложный. Скорее всего, ее еще только предстоит сформировать. Для этого, как представляется, во-первых, нужно иметь ясное понимание того, какая модель юридического наказания фактически сложилась (существует) в современной России. Речь идет не только о нормативной модели, закрепленной на уровне действующего законодательства, но и о реальной модели, сложившейся в практике применения и исполнения наказания. В какой мере эти модели согласуются между собой, в чем их сильные и слабые стороны, каковы резервы развития и т. д. Во-вторых, исходя из анализа сложившихся реалий, необходимо разработать более прогрессивную модель юридического наказания, которая и должна быть положена в основу соответствующей государственно-правовой политики.

Указанные задачи имеют комплексный характер. Поэтому их решение может быть только комплексным, опирающимся на кооперацию усилий представителей различных отраслей юридической науки и практики.

Список литературы

1. Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Норма, 2009. -

432 с.

2. Дуюнов В.К. Правовая политика противодействия преступности // Правовая политика России: теория и практика: монография / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. -С. 515-545.

3. Коробеев А.И. Советская уголовная политика: понятие, содержание, структура // Проблемы советской уголовной политики. Межвузовский тематический сборник. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 1985. - С. 33-41.

4. Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда: социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. - М.: Астрель, 2006. - 624 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.