Научная статья на тему 'РОССИЙСКАЯ НАЦИОНАЛ-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ'

РОССИЙСКАЯ НАЦИОНАЛ-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
131
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИЯ / КОНСЕРВАТИЗМ / НАЦИОНАЛИЗМ / ИСТОРИЯ / ИДЕОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шестаков Сергей Александрович, Ребышева Лидия Васильевна

В статье изложен генезис, а также основные идеологемы национал-патриотического направления консервативной политической идеологии в постсоветской России. Дан краткий очерк становления национал-патриотизма, представлены основные авторы и идеологи данного направления, изложены некоторые аспекты их идейно-политических взглядов. Показана идейная связь раннего национал-патриотизма со всем массивом современной российской консервативной идеологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN NATIONAL PATRIOTIC POLITICAL IDEOLOGY: THE PAGES OF HISTORY

The article describes the genesis, as well as major ideological national patriotic conservative political ideology in post-Soviet Russia. A brief outline of the formation of national patriotism, presents the main authors and ideologists of this direction, we present some aspects of their ideological and political views. Shows the ideological connection early national patriotism with all the array of modern Russian conservative ideology.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКАЯ НАЦИОНАЛ-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ»

5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2007 № 51 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_74060.

6. Третьяков К. В. Квалификация нескольких преступлений по уголовному праву США // Евразийский юридический журнал. -2014.-№ 1 (68).-С. 57-60.

Сведения об авторе

Третьяков Константин Викторович, к. ю. н., доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Самарский государственный экономический университет (филиал в г. Сызрани), тел. 89272100010, e-mail: Ak-195@yandex.ru

Tretyakov K. V., Candidate of Science in Law, associate professor of the chair of humanitarian and socio-economic disciplines, Samara State Economic University (branch in Syzran), phone: 89272100010, e-mail: Ak-195@yandex.ru

УДК 32.001

РОССИЙСКАЯ НАЦИОНАЛ-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ:

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

RUSSIAN NATIONAL PATRIOTIC POLITICAL IDEOLOGY: THE PAGES OF HISTORY

С. А. Шестаков, Л. В. Ребышева

S. A. Shestakov, L. V. Rebysheva

Ключевые слова: традиция; консерватизм; национализм; история; идеология Key words: tradition; conservatism; nationalism; history; ideology

В статье изложен генезис, а также основные идеологемы национал-патриотического направления консервативной политической идеологии в постсоветской России. Дан краткий очерк становления национал-патриотизма, представлены основные авторы и идеологи данного направления, изложены некоторые аспекты их идейно-политических взглядов. Показана идейная связь раннего национал-патриотизма со всем массивом современной российской консервативной идеологии.

The article describes the genesis, as well as major ideological national patriotic conservative political ideology in post-Soviet Russia. A brief outline of the formation of national patriotism, presents the main authors and ideologists of this direction, we present some aspects of their ideological and political views. Shows the ideological connection early national patriotism with all the array of modern Russian conservative ideology.

Одним из знаковых событий новейшего политического процесса в постсоветской России является гласная и однозначная идеологическая самоидентификация верховной российской политической власти в рамках консервативной идеологии. Об этом прямым текстом, исключающим многозначные толкования, заявил на самом высоком уровне — в своем Послании Федеральному собранию в 2013 году — Президент России В. В. Путин: «В мире все больше людей, поддерживающих нашу позицию по защите традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную, нравственную основу цивилизации каждого народа: ценностей традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе жизни религиозной, жизни не только материальной, но и духовной, ценностей гуманизма и разнообразия мира. Конечно, это консервативная позиция» [1]. Можно утверждать, что эта фраза символически зафиксировала базовый контент идеологического пространства российской власти на современном этапе.

Оформление постсоветской консервативной идеологии, а точнее идеологической системы, несмотря на трудности и противоречия, произошло стремительно — в течение последних 20-25-ти лет. Одним из значимых и влиятельных направлений современной российской консервативной идеологии является национал-патриотизм. Главной объединяющей чертой этого консервативного направления является русский национализм. Говоря о русском национализме, мы употребляем термин «национализм» в его первоначальном, нейтрально-неагрессивном значении (так, как он понимается в западном обществоведении) — это система взглядов, представители которой опираются на национальные ценности и отстаивают их. В советских общественных науках, методологической основой которых был вульгарно-догматический «марксизм-ленинизм», термин «национализм» за десятилетия приобрел негативную окраску, которая по инерции продолжает сохраняться до сих пор. «Советскому» пониманию национализма больше подходят термины «шовинизм» и «ксенофобия». Мы употребляем понятие «национал-патриотизм» как политически нейтральное с целью наименования данного направления и считаем его вполне корректным и адекватным.

Имена главных современных идеологов патриотического направления являются знаковыми. Это всемирно известный А. И. Солженицын. Это академик И. Р. Шафаревич, работа которого «Социализм как явление мировой истории» принесла ему международную известность (в годы «застоя» Шафаревич преследовался КГБ, и только благодаря своему имени он спасся от заключения). Это писатель Л. И. Бородин, который много лет провел в лагерях «развитого социализма», будучи осужденным «за антисоветскую деятельность». Это В. Г. Распутин и В. И. Белов, знаменитые писатели-почвенники, это ученый-филолог и историк В. В. Кожинов и многие другие.

№ 2, 2015. News from higher educational institutions. Sociology. Economics. Politics.

Национал-патриотизм является исторически первым проявлением современной российской консервативной идеологии, и возник он еще в советскую эпоху. Национал-патриотическая идеология в советский период получила развитие в двух формах: в форме интеллектуальной оппозиции советской официальной «марксистско-ленинской» идеологии (диссидентство) и в форме неявного интеллектуального движения внутри советского истеблишмента и творческой интеллигенции (так называемые «русофилы»).

Интеллектуальная оппозиция советской официальной идеологии — диссидентство — с самого начала своего зарождения (в конце 50-х годов, после ослабления сталинского пресса) не была однородной. Совершенно явственно прослеживается наличие двух основных групп в советском диссидентстве. Первая — либерально-западнически, космополитически ориентированная, онтологические корни которой произрастают из идей Чаадаева; вторая — духовно и идейно ориентировавшаяся на российскую традицию, на русские национальные культурно-исторические основы. Академик И. Р. Шафаревич, видный математик и «правый диссидент», по этому поводу отметил (в 1978 году, в период самого расцвета «развитого социализма», в интервью корреспонденту «Нью-Йорк Таймс», что по тем временам вполне можно было квалифицировать как антисоветское деяние со всеми вытекающими последствиями): «Когда после смерти Сталина стали пробиваться на поверхность первые побеги независимой мысли, наметилось два течения в оценке русской истории и русского будущего. Одно из них объединяет людей, отказавшихся от сталинизма, иногда даже от марксизма, но как бы нечувствительных к национальному аспекту жизни (точнее, к русскому национальному аспекту...). С другой стороны, совершенно стихийно, не в трактатах или программах, а как чисто эмоциональный порыв, широко распространилось тяготение к воссоединению с утраченными национальными корнями» [2]. Либеральное с одной стороны и консервативное с другой стороны идеологическое противостояние стало оформляться еще в глубинах советского монолита. Консервативная линия внутри советского диссидентского движения получила наименование «правое диссидентство».

Идеи «правого диссидентства» формировались в нелегальных и полулегальных группах, появившихся в 60-х — начале 70-х годов. Как отмечает участник праводиссидентского движения Владимир Осипов, «где-то в середине 60-х годов произошло пробуждение национального чувства среди части интеллигенции и молодежи» [3]. В 1964 году в СССР возникла самая крупная подпольная организация за всю послевоенную историю Советской власти — Всероссийский социально-христианский союз освобождения народа (ВСХСОН), в рядах которого было почти 30 человек. Одним из самых известных участников ВСХСОН стал Леонид Бородин. В 1967 году КГБ арестовал участников ВСХСОН, они были приговорены к длительным срокам заключения. Ряд национально-патриотически мыслящих представителей интеллигенции неформально сорганизовался в так называемый «Русский клуб». Участниками «Русского клуба» были известные литераторы Петр Палиевский, Вадим Кожинов, Анатолий Ланщиков и др. В 1966 г. во многом благодаря инициативе «Русского клуба» было создано Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИК). «С этим «клубом», — пишет один из участников «русского движения» Геннадий Шиманов, — была связана уже, в сущности, нелегальная группа людей во главе с Владимиром Осиповым, начавшим в 1971 году издавать машинописный журнал «Вече» [4].

Как отмечает один из бывших членов ВСХСОН Евгений Вагин, «нас — участников социал-христианского движения и примкнувших к нам впоследствии, уже в лагерях, «русских националистов» — можно называть правыми . Своими духовными учителями мы признали, уже в конце 50-х годов, славянофилов и Достоевского, Вл. Соловьева и К. Леонтьева, Н. Бердяева (без его «советского патриотизма») и С. Франка ... Наши духовные ориентиры на Западе тоже, как правило, были традиционалистскими, «правыми», ... правость же следовало понимать как верность Традиции — национальной и религиозной» [5].

Идеи, зародившиеся в кругах «правого диссидентства», во многом стали основой современного идейного корпуса национально-патриотического направления в постсоветской консервативной идеологии. Очень точно определил место идейного наследия правых диссидентов в формировании современной консервативной мысли Г. И. Шиманов: «Если собрать воедино то, что было создано на территории страны в русле этой мысли за первые десятилетия после революции или позже, в 1960-х — первой половине 1980-х годов, мы получим очень значительное, и в количественном, и в качественном отношении, наследие. И потому, когда заходит речь о необходимости «возрождения» русской мысли, — это не вполне верная постановка вопроса. Правильнее говорить об обнародовании плодов русской мысли последних десятилетий и продолжении ее традиций» [6]. Уже в 90-е годы И. Р. Шафаревич, оценивая ВСХСОН (а можно сказать и шире — все праводиссидентское движение в СССР), писал: «То, что успел сделать ВСХСОН, требовало редкого духовного и интеллектуального мужества: небольшая группа молодых людей выработала систему взглядов на жизнь страны, идущую вразрез с мировоззрением всего тогдашнего общества — как его официальной, так и диссидентской части» [7].

Другая неявная форма консервативной рефлексии в СССР периода 60-80-х годов - «русофильское» направление внутри советской элиты. По авторитетному мнению Валерия Ганичева, занимавшего в 60-80-е годы крупные должности в комсомольско-партийной номенклатуре (заведующий отделом пропаганды ЦК ВЛКСМ; главный редактор «Комсомольской правды» — ключевые в СССР идеологические посты!) и принадлежащего к «русофильскому» ее лагерю, главным импульсом к формированию национально-патриотического идейно-политического направления явилась Победа советского народа в Великой Отечественной войне. «Я настаиваю: — говорит В. Ганичев, — все мы, позже осознававшие себя и возглавившие те или иные русские национальные организации, были воспитаны в русле военного патриотизма» [8]. Главными официальными очагами русского национального духа, отмечает Ганичев, в период 60-70-х годов был журнал «Молодая гвардия» и одноименное издательство, наладившее при непосредственном участии Ганичева выпуск серии «Жизнь замечательных людей», в которой значительное место было отведено биографиям русских национальных героев, что, несомненно, способствовало пробуждению национального самосознания и отходу его от «интернационализма» [9]. Следует отметить, что тема «русофильского» направления в советской элите освещается в литературе весьма невнятно, расплывчато, с большой долей субъективизма и пристрастности, полунамеками, полудогадками, однако не вызывает сомнения, что идейно-политическая борьба между «либерально-западническим» и «русофильско-консервативным» направлениями внутри правящей элиты носила жесткий характер. Очевидно, что «русофильское» направление советской элиты оказало значительное влияние на формирование современного национал-патриотизма.

Таким образом, ключевые идеи идеологии национал-патриотизма, занявшей в политическом пространстве постсоветской России весьма заметное и объемное место и оказывающей существенное влияние на идейно-политические процессы в стране, оформились еще в советский период, задолго до распада советского политического строя.

Именно в рамках национал-патриотического политико-идеологического направления впервые были актуализированы следующие консервативные идейно-политические установки: необходимость формирования национально-государственной идеологии в России; необходимость трансформации российского массового политического сознания из интернационально-коммунистического в национально-государственное; необходимость реабилитации российского патриотизма в качестве основополагающего политико-идеологического принципа российского политического процесса; необходимость самоидентификации русского народа; необходимость постановки проблемы русского народа в качестве одной из главных общественно-политических проблем современной России. Национал-патриотическое направление современной российской консервативной идеологии положило начало внедрению этих установок в политический дискурс постсоветской России.

Список литературы

1. Послание Президента Федеральному собранию. 12 декабря 2013 г. // [Эл. ресурс]. - Режим доступа: www.kremlin.ru

2. Шафаревич И.Р. Беседа с корреспондентом «Нью-Йорк Таймс» // И. Р. Шафаревич Сочинения в 3 т. - Т. 2. - М.: Феникс, 1994.

3. Осипов В. Сколько нам осталось жить // Наш современник. - 1993. -№ 1.-С. 153.

4. Шиманов Г. За дверями «Русского клуба» // Наш современник. - 1992. - № 5. - С. 157.

5. Вагин Е. Бердяевский соблазн // Наш современник. - 1992. -№ 4. - С. 172.

6. Шиманов Г. Указ. соч. - С. 157.

7. Шафаревич И. Прямой взгляд на мир // Наш современник. - 1992. - N° 8. - С. 136.

8. Ганичев В. «Русский орден» в ЦК партии: мифы и реальность. Беседа с Владимиром Бондаренко // Завтра. - 2002. -№ 23.

Сведения об авторах

Шестаков Сергей Александрович, д. п. н., профессор кафедры «Маркетинг и муниципальное управление», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 89058583552, e-mail: shestakovprof@gmail.com

Ребышева Лидия Васильевна, к. с. н., доцент кафедры «Маркетинг и муниципальное управление», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 89129243030, e-mail: rebisheva_lidia@mail.ru

Shestakov S. A., Doctor of Political Sciences, Professor of the chair of marketing and municipal management, Tyumen State Oil and Gas University, рhone: 89058583552; e-mail: shestakovprof@gmail.com

Rebysheva L. V., Candidate of Science in Sociology, associate professor of the chair of marketing and municipal management, Tyumen State Oil and Gas University, рhone: 89129243030, e-mail: rebisheva_lidia@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.