Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ В РАКУРСЕ НОРМОТВОРЧЕСТВА'

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ В РАКУРСЕ НОРМОТВОРЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
80
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / НОРМАТИВНАЯ БАЗА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шестаков Сергей Александрович, Павлов Дмитрий Андреевич

В статье рассмотрены некоторые теоретические аспекты проблемы российского патриотизма. Изложена краткая история формирования нормативной базы патриотического воспитания в России. Сделан вывод о доминировании патриотических идеологем в период президентства В. Путина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC UP-BRINGING IN POST-SOVIET RUSSIA FROM THE VIEW OF REGULATORY FRAMEWORK

The article deals with some theoretical aspects of Russian patriotism issues. A brief history of the formation of the regulatory framework of patriotic up-bringing in Russia has been presented. The conclusion has been drawn about the dominance of patriotic ideological patterns during the presidency of Vladimir Putin.

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ В РАКУРСЕ НОРМОТВОРЧЕСТВА»

Список литературы _

1. Andrew Reynolds, Ben Reilly and Andrew Ellis. Electoral System Design: the New International IDEA Handbook. Stockholm, Sweden. - 2005. - P. 224.

2. Michael Gallagher and Paul Mitchell. The Politics of Electoral Systems.Oxford University Press. 2008.p.672

3. Алибейли Г. С., Правовые основы выборы в Милли Меджлис. - Баку, 2000. - С. 25. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sheiko28.narod.ru/index/0-85

4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.apa.az/news/252309 _ Сведения об авторе

Халил-заде Фуад Афган, аспирант II курса кафедры политологии и социологии, Бакинский государственный университет, г. Баку, тел. +994703356500, e-mail: xalifa@gmail.com

Khalil-zadeh Fuad Afghan, postgraduate of the chair of political science and sociology, State University of Baku, phone: +994703356500, e-mail: xalifa@gmail.com _

УДК 32.001

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ

В РАКУРСЕ НОРМОТВОРЧЕСТВА

PATRIOTIC UP-BRINGING IN POST-SOVIET RUSSIA FROM THE VIEW OF REGULATORY FRAMEWORK

С. А. Шестаков, Д. А. Павлов

S. A. Shestakov, D. А. Pavlov

Ключевые слова: идеология; воспитание; патриотизм; нормативная база Key word: ideology; up-bringing; patriotism; regulatory framework

В статье рассмотрены некоторые теоретические аспекты проблемы российского патриотизма. Изложена краткая история формирования нормативной базы патриотического воспитания в России. Сделан вывод о доминировании патриотических идеологем в период президентства В. Путина.

The article deals with some theoretical aspects of Russian patriotism issues. A brief history of the formation of the regulatory framework of patriotic up-bringing in Russia has been presented. The conclusion has been drawn about the dominance of patriotic ideological patterns during the presidency of Vladimir Putin.

Слово «патриот» — греческого и латинского происхождения (patria — отечество, земля отцов, родина). Одну из наиболее емких характеристик слова «патриот» дает словарь Даля: «Патриот — любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб» [3]. Философский словарь под редакцией академика Фролова дает следующее определение патриотизму: «Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины» [14].

Таким образом, патриотизм — это любовь к Родине, преданность Родине. Патриотизм является имманентным, органическим качеством любого нормального духовно здорового народа, собирающегося не погибать, а продолжать жить.

С чего же следует начинать отсчет российского патриотизма, какова та историческая веха, которая положила начало нашей Родине — России? Ответ на этот вопрос является онтологически важным, поскольку вокруг данного вопроса непрерывно возникают спекуляции идеологического и пропагандистского характера; ответ на данный вопрос является той точкой отсчета, с которой начинается выстраивание той или иной политико-идеологической парадигмы. До «эпохи реформ» точкой отсчета исторической жизни нашей страны полагался «Октябрь семнадцатого года»; в постсоветский период часто в системе пропаганды за точку отсчета при-

нимается возникновение в 1991 году «обновленной России». В системе пропаганды сложилась порочная практика замазывания той очевидной истины, что история нашей Родины насчитывает более тысячи лет. Сложившийся национальный миф, устоявшаяся национальная традиция и, прежде всего, исторические факты указывают нам, что отсчет российской государственности следует начинать с 988 года, со времени крещения Руси в Киеве святым равноапостольным князем Владимиром. Можно в порядке дискуссии говорить о более ранних или более поздних датах возникновения государственности на Руси, однако именно крещение на Днепре является знаковой традиционной вехой оформления российской государственности, положенной в основу традиционной национальной мифологии, которая, в свою очередь, лежит в основе традиционной российской идеологии.

В основе идеологии дореволюционного, досоветского патриотизма лежали базовые принципы традиционного общества, имеющие свои корни в религиозном общественном сознании, которые выражались во всем понятной формуле «За Бога, Царя и Отечество». После распада традиционного российского общества в результате революции 1917 года, после трагедии Гражданской войны, разгрома традиционных религий в Советской России в течение достаточно непродолжительного времени господствовала идеология интернационализма, согласно которой Россия должна стать топливом для мировой социалистической революции. В ходе беспощадного политического противостояния внутри большевистского руководства тотально-интернационалистская линия была устранена, и со второй половины 30-х годов оформилась и была взята на вооружение идеология советского патриотизма, которая в незначительно различающихся вариациях просуществовала вплоть до распада советской политической системы.

Идеология советского патриотизма являлась странной смесью марксистско-ленинских догм и принципов любви к Родине; это был симбиоз несочетаемых и противоречащих друг другу идей — интернационализма и патриотизма. Вместе с тем, объективно принципы российского патриотизма в рамках идеологии советского патриотизма были все же доминирующими. Во второй половине тридцатых годов возрождается почитание российских национальных героев, появляются фильмы «Петр Первый», «Александр Невский», задачей которых было возрождение патриотических чувств.

В годы Великой Отечественной войны именно на основании идеологии советского патриотизма была одержана Великая Победа, равной которой человечество не знает. В годы войны армии, силовым ведомствам были возвращены российские погоны, были учреждены ордена Суворова, Кутузова, Александра Невского, Богдана Хмельницкого. Именно в годы Великой Отечественной войны началось возрождение структур Русской православной церкви, ее признание на высшем государственном уровне (что, впрочем, не отменяет факта весьма неровной политики советского государства в послевоенные годы по отношению к религиозным конфессиям Советского Союза). В течение почти всего послевоенного советского периода, вплоть до горбачевской «перестройки», важнейшим компонентом идеологического основания общества был советский патриотизм.

В 80-е годы прошедшего века Советский Союз был поражен системным кризисом — экономическим, политическим, управленческим, и в том числе идеологическим. После развала Советского Союза в общественном сознании России наступил мировоззренческий и идейно-политический вакуум. Правящей верхушкой была взята на вооружение концепция «деидеоло-гизации», которая фактически стала способом уничтожения исторической памяти народа и замещения национально-государственных ценностей в общественном сознании на чуждые российским народам ценности, которые выдающийся философ Александр Зиновьев назвал «идеологией колониальной демократии». У правящей группировки широкое хождение получил слоган «эта страна» в применении к России. На не имеющих иммунитета к такой пропаганде россиян посредством СМИ обрушился поток пошлости, лжи, насилия, порнографии с целью оформления в массовом сознании комплекса исторической неполноценности.

В течение всего постсоветского периода (уже более 20 лет) серьезные и витиеватые эволюции претерпели идейно-политические постулаты как правящего класса постсоветской России — номенклатуры (обладающей неизменно кочующим, в смысле служения, характером), так и, соответственно, массового политического сознания россиян. В первой половине 90-х годов в

60

идеологическом пространстве России имел место весьма редко наблюдаемый в мировой исторической практике прецедент: исповедание патриотизма трактовалось тотально господствовавшими в информационном пространстве России квазилиберальными СМИ как нечто предельно неприличное и отвратительное, а слово «патриот» приравнивалось к нецензурной брани. Широкое употребление имел эпитет «патриотическое негодяйство». Всемирно известным российским писателям Валентину Распутину, Александру Солженицыну в ряде работ приходилось страстно защищать патриотизм как гражданское чувство и политический принцип, буквально отбиваясь от нападок и травли «прогрессивной российской интеллигенции». Патриотизм как естественное чувство любого здорового народа подвергался тотальному шельмованию, поруганию и осквернению.

Однако к середине — концу 90-х годов стало очевидно, что российское массовое сознание не приемлет столь откровенных и наглых способов насаждения ненависти к своей Родине. Наиболее прямолинейные и ломовые методы насаждения антипатриотизма сменились на более тонкие и технологичные методы психологической войны, которые массово применяются и в настоящее время.

Чуткий к изменению политической и идеологической конъюнктуры правящий класс России к концу 90-х годов стал выруливать свой политико-идеологический вектор в направлении патриотических и государственнических ценностей. Проходивший в 90-е — «нулевые» годы процесс трансформации идеологического вектора российского общества (как в рамках элитарного политического сознания, так и в рамках массового политического сознания) из квазилиберального в государственно-патриотический оказался запутан и противоречив и в ракурсе внутренней, сущностной логики, и в ракурсе внешних, институциональных атрибутов — в сфере нормативно-правового обеспечения, в сфере доминирующих векторов СМИ, в сфере базовых идеологем ведущих политических партий. Следует хорошо понимать, что здесь имела место, с одной стороны, искренняя системная многоуровневая работа убежденных патриотов, не имеющих политической власти и доминирующего влияния, но, вместе с тем, наработавших в этот период огромный массив материалов государственно-патриотического характера для организации всех сфер общественной жизни России — государственного строительства, экономики, партийного строительства, образования, национальной безопасности и т. д. (это отдельная большая тема); а, с другой стороны, вынужденная имитация «патриотической» деятельности квазилиберального политического класса, обладавшего всей полнотой государственной власти — такая имитация была вынужденной мерой для политической маскировки. В последнем случае «патриотическая» активность была типичным симулякром.

В качестве характерной иллюстрации такой квазипатриотической симуляции является инициатива Б. Ельцина (оформленная указом Президента) по объявлению конкурса на национальную идею России летом 1996 года — как раз в период президентских выборов (В. Г. Распутин на этот счет едко заметил, что объявлять конкурс на национальную идею — все равно, что объявлять конкурс на мать родную). В девяностые годы правящий квазилиберальный политический класс России волновали совсем другие темы, явно не патриотические.

Среди крайне малочисленных нормативных документов периода девяностых годов, где хотя бы минимально присутствовала проблема патриотизма, следует выделить следующие.

Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ, в котором указывалось, что при реализации основных направлений государственной молодежной политики государственная поддержка молодежных и детских объединений должна осуществляться в соответствии с принципами приоритета общих гуманистических и патриотических ценностей в деятельности молодежных и детских объединений [5] .

Указ Президента Российской Федерации «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» от 16 мая 1996 года № 727, в котором Правительству Российской Федерации поручалось предусмотреть при формировании федерального бюджета на 1997 год увеличение средств на реализацию мероприятий Федеральной программы «Молодежь России» по развитию гражданственности и патриотизма российской молодежи, поддержке военно-патриотических молодежных и

61

детских объединений, поисковых формирований; Министерству обороны Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предписывалось принять меры по укреплению и расширению связей воинских формирований с образовательными учреждениями, военно-патриотическими молодежными и детскими объединениями и поисковыми группами при решении вопросов воспитания патриотизма и подготовки молодежи к военной службе [8].

Исходя из общего в период 90-х «тренда» по клеймению «патриотического негодяйства», указанные нормативные акты были, скорее, исключением.

Вместе с тем обозначившаяся к середине — концу 90-х годов тенденция осторожного усиления государственно-патриотического идейно-политического вектора в российском общественном сознании набирала силу. Идеологическая платформа правящего класса России стала постепенно, противоречиво, но неизменно трансформироваться из квазилиберальной в государственно-патриотическую. В качестве некоторых знаковых событий в рамках такой трансформации следует выделить публикацию в конце 1999 года фактически программной статьи В. Путина «Россия на рубеже тысячелетий» в «Независимой газете», где впервые на самом высоком уровне в развернутом виде была поставлена задача возрождения российского патриотизма. Путин, касаясь принципа патриотизма и указывая на недопустимость уничижительного к нему отношения, писал: «Утратив патриотизм, связанные с ним национальные гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ» [13]. Принцип державности, согласно Путину, основан на том, что «Россия была и будет оставаться великой страной. Это обусловлено неотъемлемыми характеристиками ее геополитического, экономического, культурного существования» [13]. В Послании Федеральному собранию Российской Федерации Президента В. В. Путина за 2000 год в качестве идеологического вектора политического курса новой российской власти была озвучена классическая либерально-консервативная формула: «Единство России сцепляют присущий нашему народу патриотизм, культурные традиции, общая историческая память. ... Демократическое устройство страны, открытость новой России миру не противоречат нашей самобытности и патриотизму» [12].

Процесс идеологической трансформации российской элиты имеет объективную природу. Этот процесс был подмечен А. С. Панариным. «Любая партия в России, — утверждал он, — рано или поздно обнаруживает: для того, чтобы сохранить власть, ей необходима государственная и даже мессианская идея» [11]. Стало происходить хотя и непоследовательное, но явное усиление значения идеологического фактора в политике государства, официальное признание властью системообразующей роли патриотической идеологии в обществе и государстве.

Нормативная база, призванная обеспечить процесс патриотического воспитания российского общества, в «путинский» период стала приобретать черты системности. Появился ряд федеральных законов России, указов Президента России, постановлений Правительства России и других нормативных документов, посвященных непосредственно проблеме патриотического воспитания.

В Постановлении Правительства Российской Федерации «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях» от 24 июля 2000 года № 551 указано на необходимость воспитания чувства патриотизма, формирования у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите; изучения истории и культуры Отечества и родного края; участия в подготовке и проведении мероприятий по увековечению памяти защитников Отечества; передачи и развития лучших традиций российского воинства. [6].

В распоряжении Правительства Российской Федерации «О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации» от 18 декабря 2006 года № 1760-р (в редакции от 16 июля 2009 года) говорится о важности совершенствования государственной политики в сфере духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи, защиты их нравственности; о необходимости развития системы гражданского и патриотического воспитания молодых людей (пропаганда государственных символов России, защита прав и свобод молодых граждан, формирование культуры мира) [10].

Отдельно следует выделить начавшуюся в 2001 году и продолжающуюся по настоящее время работу по реализации Программы по патриотическому воспитанию граждан России. В

62

марте 2001 года Правительством России была принята Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», целью которой являлось, как в ней было указано, «формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбе мира, сохранение и развитие гордости за свою страну; воспитание личности гражданина — патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны» [1]. Таким образом, впервые со времени распада советской политической системы работа по патриотическому воспитанию в масштабах всей страны была поставлена на долгосрочную плановую основу.

После завершения срока действия указанной программы практика пятилетнего планирования работы по патриотическому воспитанию граждан получила свое продолжение. Правительством России были приняты аналогичные Программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006-1010, 2011-2015 годы и проводилась соответствующая работа по их реализации. На основании указанных Государственных программ были разработаны и утверждены региональные программы в субъектах Российской Федерации. В настоящее время в стране действует Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», принятая постановлением Правительства РФ 30 декабря 2015 года № 1493. Следует обратить внимание на новое качество содержания Программы, определяемое необходимостью непрерывного научного сопровождения работы по патриотическому воспитанию. В Программе указывается на необходимость развития научного и методического сопровождения системы патриотического воспитания граждан; формирования системы научно обоснованного мониторинга эффективности патриотического воспитания граждан; совершенствования методологии измерения и уточнения набора показателей, отражающих уровень патриотического воспитания граждан в контексте задач обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Программой поставлены задачи подготовки научно обоснованных учебно-методических пособий и рекомендаций в области патриотического воспитания для всех социально-возрастных категорий граждан; апробации и внедрения современных программ, методик и технологий в деятельность по патриотическому воспитанию; вовлечения молодых ученых и преподавателей в развитие научно-методической базы патриотического воспитания; содействия формированию экспертного сообщества в сфере патриотического воспитания граждан; повышения качества работы образовательных организаций по патриотическому воспитанию обучающихся и повышению их мотивации к службе Отечеству и т. д. Основным результатом реализации Программы должно стать формирование системы патриотического воспитания граждан, отвечающей современным вызовам и задачам развития страны [2].

Первостепенное значение проблеме патриотического воспитания стало уделяться в системе организации работы с личным составом Министерства обороны России. Так, в Федеральном Законе «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года № 53 ФЗ (в редакции от 3 марта 2013 года) проблеме патриотического воспитания посвящена отдельная статья 14 «Военно-патриотическое воспитание граждан», в которой прямо вменено в обязанность Правительству Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления совместно с Министерством обороны Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и должностным лицам организаций систематически проводить работу по военно-патриотическому воспитанию граждан [7]. Министерство обороны России, по мере принятия пятилетних Государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», неукоснительно проводит работу по их реализации, принимая на их основании собственные ведомственные программы Министерства обороны по патриотическому воспитанию.

Проблеме патриотического воспитания посвящен и ряд указов Президента России. Так, 20 октября 2012 года Указом Президента Российской Федерации № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» было дано указание «в целях укрепления духовно-нравственных основ российского общества, совершенствования государственной политики в области патриотического воспитания, разработки и реализации значимых общественных проектов в этой сфере» образовать в составе Администрации Президента Российской Федерации соответствующее Управление Президента Российской Федерации по

63

общественным проектам. [9]. Проблеме патриотического воспитания посвящены и некоторые другие указы Президента России, в которых данная проблема присутствует в той или иной степени (например, Указ Президента Российской Федерации «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации» № 604 от 7 мая 2012 года и др.).

Важной вехой идущего процесса форматирования идейно-политического пространства современной России явилось выступление В. Путина на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай» 19 сентября 2013 года. Выступление Президента России было почти полностью посвящено проблеме формирования российской идентичности, адекватной современной России. Путин впервые за весь постсоветский период на самом высоком государственно-политическом уровне высветил проблему российской общенациональной идеологии, точнее, проблему отсутствия такой идеологии. «Для россиян, для России вопросы «кто мы?», «кем мы хотим быть?» звучат в нашем обществе все громче и громче, — говорил Президент. — Мы ушли от советской идеологии, вернуть ее невозможно ... Очевидно, что наше движение вперёд невозможно без духовного, культурного, национального самоопределения, иначе мы не сможем противостоять внешним и внутренним вызовам, не сможем добиться успеха в условиях глобальной конкуренции» [4]. Президент Путин, как глава государства, реально получивший и имеющий поддержку большинства граждан России, на Валдайском форуме недвусмысленно определил главный идеологический вектор, вокруг которого должна формироваться общенациональная идеология, — это принцип патриотизма: «Дискуссия об идентичности, о национальном будущем невозможна без патриотизма всех её участников. Патриотизма, конечно, в самом чистом значении этого слова» [4].

Таким образом, проблема российского патриотизма, патриотического воспитания, целенаправленно демонизируемая в течение всех 90-х годов всеми уровнями политической власти, к настоящему времени возведена в ранг приоритетных, государственно значимых проблем, а патриотическое воспитание как форма общественной деятельности стало приобретать системный характер.

Список литературы_

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» // Российская газета. - 2001. - 12 марта.

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493 // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// government.ru

3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т. - М., 1978. - Т. 3. - С. 24.

4. Заседание международного дискуссионного клуба «Валдай» 19 сентября 2013 г. // Президент России. Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // news. kremlin.ru

5. О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений: Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru

6. О военно-патриотических молодежных и детских объединениях: Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 551 // Правительство России. Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // government.ru

7. О воинской обязанности и военной службе: Федеральный Закон от 28 марта 1998 г. № 53 ФЗ (в редакции от 3 марта 2013 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www/. garant.ru

8. О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи: Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. № 727 // Эл. ресурс: Президент России. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // news. kremlin.ru

9. О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания: Указ Президента Российской Федерации от 20 октября 2012 г. № 1416 // Эл. ресурс: Президент России. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // news. kremlin.ru

10. О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р (в ред. от 16 июля 2009 г.) // Эл. ресурс: Правительство России. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // government.ru

11. Панарин А. С. После юбилея ... // Новый мир. - 1995. - № 9. - С. 137.

12. Путин В. В. Государство Россия. Путь к эффективному государству: Выступление Президента Российской Федерации с Посланием Федеральному собранию Российской Федерации. - М., 2000. - С. 14-15.

13. Путин В. Россия на рубеже тысячелетий // Независимая газета. - 1999. - 30 декабря.

14. Философский словарь / ред. И. Т. Фролов. - М., 1986. - С. 358.

__Сведения об авторах

Шестаков Сергей Александрович, д. полит. н., профессор кафедры маркетинга и муниципального управления Тюменского индустриального университета, тел. 89058583552; e-mail: shestakovprof@gmail.com

Павлов Дмитрий Андреевич, аспирант кафедры маркетинга и муниципального управления Тюменского индустриального университета, тел. 89523409934; e-mail: pavlov.genialen@yandex.ru

Shestakov S. A., Doctor of Political Sciences, Professor of the chair of marketing and municipal management, Industrial University of Tyumen, рhone: 89058583552; e-mail: shestakovprof@gmail.com

Pavlov D. A., Graduate student of the Department of Marketing and Municipal Government, Industrial University of Tyumen, рhone: 89523409934; e-mail: pavlov.genialen@yandex.ru _

КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ

УДК 32.019.5

ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ РОССИИ В СОЗНАНИИ ЖИТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ*

VECTORS OF RUSSIA DEVELOPMENT IN THE CONSCIENCE OF RUSSIAN PROVINCE RESIDENTS

В. В. Гаврилюк, В. В. Маленков

V. V. Gavrilyuk, V. V. Malenkov

Ключевые слова: гражданская нация; Россия; поколение; образ прошлого; цивилизационная идентичность; геополитическая идентичность Key words: civil nation; Russia; generation; image of the past; civilization identity; geopolitical identity

В статье описываются результаты проведенного авторского социологического исследования, посвященного современному восприятию образа России жителями города Тюмени. Образ России рассматривается в трех основных проекциях: темпоральной, цивилизационной и геополитической. При анализе результатов исследования используется поколенческий подход, позволяющий определить различия в ответах респондентов, относящихся к разным поколениям. Выделено четыре условных поколения: советское поколение, позднесоветское поколение (раннее переходное поколение), постсоветская переходная генерация и поколение стабильности. Зафиксирована тенденция роста традиционалистских настроений во всех выделенных группах. Парадоксально, что по некоторым базовым параметрам «поколение стабильности» (путинское поколение) демонстрирует больший традиционализм по сравнению со старшими поколенческими группами. Напротив, самое старшее «советское поколение» респондентов продемонстрировали по ряду ключевых вопросов более модернистскую позицию, чем молодые респонденты.

The article presents the results of the sociological research devoted to the modern perception of the image of Russia by residents of Tyumen city. The image of Russia is considered in three main projections such as temporal, civilizational and geopolitical. The generational approach, which was used in the study, allowed to define the distinctions in answers of the respondents belonging to different generations. Four conditional generations was allocated: Soviet generation, late Soviet generation (early transitional generation), Post-Soviet transitional generation and generation of stability. The tendency of growth of traditionalist moods in all allocated groups was recorded. It is paradoxical that in some basic parameters «generation of stability» (Putin's generation) shows bigger traditionalism in comparison with the senior generational groups. On the contrary, the most senior «the Soviet generation» of respondents have shown more modernist position on a number of key questions than young people.

* Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ №15-03-00284а «Образ будущего в выборе алгоритма социальной мобильности современной российской молодежью».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.