(1ц| ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ-
УДК 94:37.014.4(470.345 Б01: 10.15507/2076-2577.012.2020.04.430-446
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА УКРЕПЛЕНИЯ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ:
опыт Республики Мордовия (2012-2020 гг.)
Казакова Марина Николаевна,
кандидат политических наук, доцент кафедры всеобщей истории, политологии и регионоведения ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ), [email protected]
Напалкова Ирина Геннадьевна,
кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории, политологии и регионоведения ФГБОУ ВО ««МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ), [email protected]
Введение. В современной России патриотизм транслируется властью как единственно возможная идеология демократического государства, его национальная идея, что порождает много споров и дискуссий в коннотационных границах: «любовь к родине лежит вне государств и наций - это изначальное, естественное, генетическое чувство» vs «идея державного патриотизма может и должна быть основой национальной идеи России». Цель данной публикации - рассмотреть концептуально-деятельностную базу формирования патриотического сознания в период 2012-2020 гг. на примере отдельного субъекта Российской Федерации - Республики Мордовия. Материалы и методы. В основу методологии были положены ретроспективный анализ, аксиологическая парадигма, системный подход. В числе прикладных методов использован кейс-стади. В качестве отдельного случая выступила Мордовия - национальная республика, в которой проживают представители 119 национальностей, при этом в национальном составе преобладают русские, мордва (мокша, эрзя), татары.
Результаты исследования и их обсуждение. В Республике Мордовия, как и в целом в Российской Федерации, гражданско-патриотическое воспитание и формирование патриотического сознания граждан реализуется через программно-целевой подход. Концептуально это выражено в ряде государственных программ: «Развитие образования в Республике Мордовия», «Развитие культуры и туризма», «Противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту», «Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия» и др., причем наблюдается преемственность в их принятии и пролонгировании. Созданы эффективные вертикальные и горизонтальные межведомственные связи по их реализации. В последние годы в гражданско-па-триотическое воспитание активно включаются отдельные институты гражданского общества, в частности социально ориентированные некоммерческие организации. В работе рассматриваются концептуальная и деятельностная составляющие реализации политики в сфере патриотического воспитания; осуществляется анализ отдельных мероприятий гражданско-патриотической, социально-патриотической, героико-патриотической и военно-патриотической направленности. Проблемной областью остается софинансирование государственных программ в части обязательств региона из-за накопившихся проблем в бюджетной сфере и высокой долговой нагрузки. Заключение. В настоящее время в России элементы гражданско-патриотического воспитания последовательно реализуются в государственной образовательной, культурной, национальной, молодежной политике. В Республике Мордовия деятельностная составляющая реализации патриотической тематики оценивается как многоплановая и многоформатная и осуществляется по гражданско-патриотическому, социально-патриотическому, героико-патрио-тическому, военно-патриотическому векторам.
Ключевые слова: общероссийская гражданская идентичность; патриотизм; патриотическое сознание; гражданско-патриотическое воспитание; регион; Республика Мордовия; программно-целевой подход.
Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект «Пространственное развитие России как фактор нациестроительства и формирования национальной идеи» (№ 18-011-00364 А).
Для цитирования: Казакова М. Н., Напалкова И. Г. Формирование патриотического сознания и гражданско-патри-отическое воспитание как основа укрепления общероссийской гражданской идентичности: опыт Республики Мордовия (2012-2020 гг.) // Финно-угорский мир. 2020. Т. 12, № 4. С. 430-446.
430 ISSN 2076-2577 (print)
© Казакова М. Н., Напалкова И. Г., 2020
Введение
Патриотизм имеет глубокие ценностные и эмоциональные основания, в то же время, как показывает историческая действительность, его идеологическая нагрузка активно используется различными политическими силами как средство укрепления власти через мобилизацию широких слоев населения, через продвижение различных социально-политических проектов и т. п. На разных этапах развития российской государственности власть, различные общественно-политические силы обращались к патриотическому потенциалу.
Содержание патриотизма определяется духовно-нравственным климатом на соответствующем этапе общественного развития. Значение патриотизма возрастает в переломные периоды истории, обусловленные войнами, революционными потрясениями, масштабными социальными конфликтами. Возникновение патриотизма как стрежневого компонента национальной идеи прямо связано с историей развития страны.
В Древней Руси любовь к родине отражалась в летописных сводах, героических былинах, богословских трактатах, житиях святых, восхваляющих величие Русской земли, воинскую доблесть и славу («Слово о законе и благодати», «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели Русской земли», повести Куликовского цикла и др.).
Период централизованного Российского государства характеризуется становлением «автократического» патриотизма, основанного на идеализации и сакрализации правителя. Освобождение Руси от ордынского ига послужило стимулом для дальнейшего развития патриотического сознания. Свидетельством ее независимости, завершением идеологического оформления внутренней и внешнеполитической доктрины стала концепция «Москва - Третий Рим», закрепляющая залог вечного существования Московского государства.
Со второй половины XVI в. патриотизм становится синонимом служения государю. Автократическое содержание патриотизма остается доминирующим. При Петре I важное идеологическое звучание приобретает понятие «Отечество», предпринимается попытка объединить идеалы служения царю, Отечеству, православной вере. В приказе Петра перед Полтавским боем говорилось: «Воины! ...не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и церковь»1. В армии воспитание стало строиться на принципах службы своему государству, а не императору или каким-либо собственным интересам.
Идея служения Отчизне ярко проявилась во время Отечественной войны 1812 г., когда угроза потери независимости пробудила патриотическое сознание. Война оказала значительное влияние на все стороны жизни общества, наметилась тенденция к усилению либерально-оппозиционных настроений. Так, декабристское движение закрепляло в программных документах обязанность нести общественные повинности, повиноваться законам и властям, всегда быть готовым к защите Родины.
Попытки возрождения неограниченной монархии и отказ от идей просвещенного абсолютизма нашли отражение в новой консервативной идеологии «Православие, самодержавие, народность», в основу которой было положено представление об исконно русских началах, отличавших Россию от других стран, делавших ее особенной. Неоднозначное толкование новой патриотической идеологии привело к оформлению противоположных течений общественно-политической мысли - западничества и славянофильства. Западники (П. Я. Чаадаев, В. П. Боткин, И. И. Панаев и др.) истинный патриотизм видели в служении Отечеству и ликвидации отставания России от европейских государств; славянофилы (А. С. Хомяков, И. В. Ки-
1 Речь Петра I накануне Полтавской битвы // История.РФ. URL: https://histrf.m/lichnosti/speeches/b/riech-pietra-i-nakanunie-poltavskoi-bitvy (дата обращения: 18.09.2020).
реевский, К. С. Аксаков, И. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин и др.) отстаивали идею самобытности России на основе таких ценностей, как народ, вера, свобода, государство и Отечество. Существенный вклад в развитие идей патриотизма внесли русские мыслители В. С. Соловьев, И. А. Ильин, П. А. Флоренский, В. В. Розанов, Н. А. Бердяев и др.
На рубеже Х1Х-ХХ вв. дискуссии о пути России переместились в партийно-политическую плоскость. Либеральное крыло общественного движения выступало за ограничение самодержавия и реформы для достижения величия и могущества Родины, леворадикальные силы рассматривали патриотизм сквозь призму революционной деятельности.
Первая мировая война вызвала дальнейшую поляризацию сил, предопределила революцию, привела к возникновению феномена эмигрантской России.
После Октябрьской революции понятие патриотизма вышло на качественно иной уровень в духе марксистско-ленинской идеологии. Становление советского политического режима способствовало появлению патриотизма принципиально нового типа, главным содержанием которого являлась идея исторической миссии советского народа - быть первым плацдармом в строительстве коммунизма, служить его делу и распространению по всему миру [1, 24]. Борьба за коммунизм стала высшей ценностью каждого преданного социалистическому Отечеству человека. Были определены три основных направления патриотического воспитания: военная, военно-политическая и физическая подготовка молодежи.
В Советском Союзе патриотизм признавался одной из значимых ценностей и неотъемлемой частью сознания граждан, на его формирование была нацелена система образования, которая на примерах героев, истинных патриотов воспитывала и пропагандировала любовь к Родине. В полной мере интегративный потенциал
советского патриотизма раскрылся в период Великой Отечественной войны и в процессе ликвидации ее разрушительных последствий. Активно развивались общественные инициативы патриотической направленности, освещавшие подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны. Советский патриотизм стал важнейшим фактором единения народов на пространстве СССР, опорой политического режима и инструментом достижения государственных целей.
С распадом СССР на смену коллективистским ценностям советского патриотизма пришли индивидуальные прагматические начала, в эпоху перестройки патриотизм нередко воспринимался как пережиток прошлого, создающий препятствия на пути построения нового демократического общества. Получила распространение идея о том, что патриотизм, изначально присущий гражданам, не должен формироваться искусственно.
В последние два десятилетия термины «патриотизм», «патриотическое сознание», «патриотическое воспитание» вновь оказались активно включенными в политический дискурс. Они часто встречаются в выступлениях государственных деятелей, чиновников, политиков, к ним апеллируют программные документы партий.
Президент Российской Федерации В. В. Путин неоднократно подчеркивал значимость патриотизма, называя его «единственной возможной идеологией современного общества», «национальной идеей, способной сплотить россиян»2. По его мнению, суть патриотизма «заключается в том, чтобы посвятить себя развитию страны, ее движению вперед», для чего не нужно «все время хвататься только за наше героическое прошлое, нужно смотреть в наше не менее героическое и успешное будущее, и в этом залог успеха»3. В документах стратегического планирования актуализируется роль патриотизма как фундамента государ-
2 Путин считает патриотизм единственной возможной идеологией современного общества // ТАСС. URL: https://tass.ru/politika/7379985 (дата обращения: 18.09.2020).
3 Путин рассказал о национальной идее России // ТАСС. URL: https://tass.ru/obschestvo/8438743 (дата обращения: 18.09.2020).
ственности4, духовной общности различных народов Российского государства5. Патриотизм составляет основу государственной молодежной политики.
Патриотическую тематику в той или иной мере затрагивают программные установки большинства политических партий, как парламентских, так и внепарламентских. Особое внимание ей уделяет КПРФ. После крушения социализма идея коммунизма переросла в национал-патриотическую идею, основанную на идеалах равенства и справедливости. Самобытность и патриотизм наряду с ценностями духовности, исторической преемственности, национального сохранения являются приоритетными в данной идео-логии6. Программа партии ЛДПР актуализирует ценности демократии, либерализма и патриотизма. Патриотизм понимается как любовь к России и русскому народу, который создал великое государство и открыл путь в будущее для десятков народов и народностей нашей страны7. Задача воспитания свободного, образованного, культурного, патриотически мыслящего гражданина входит в число приоритетных в программных документах «Справедливой России»8. В программе партии «Единая Россия» идея патриотизма явно не выражена, она просматривается в реализации стратегических приоритетов -сохранение исторических традиций, формирование общероссийской гражданской идентичности, общей системы духовно-нравственных ориентиров9.
Патриотическая доминанта преобладает в предвыборных платформах партий «Патриоты России», «За правду», «Родина»; гражданский патриотизм как осно-
ва национальной политики закрепляется также в программах партий «Защитники Отечества», «Гражданская платформа», «Гражданская инициатива».
Таким образом, категория патриотизма в разной степени конкретизации включена в программные установки, стратегию и тактику политических объединений и выражается в понятиях любви к Родине, преданности государству, территориальной целостности и суверенитета страны. Как правило, патриотическая тематика активизируется в период парламентских и президентских избирательных кампаний и нередко носит конъюнктурный предвыборный характер. Так, лидер КПРФ Г. А. Зюганов в преддверии избирательного цикла 2021 г. обозначил в числе стратегических линий создание единого фронта народно-патриотических сил («Народного фронта левых и патриотов»), однако жизнеспособность подобных коалиций вызывает сомнения. Патриотизм должен быть не инструментом завоевания электората, а идеей, объединяющей граждан вне партийно-политической принадлежности.
На всех этапах российской истории патриотизм занимал особое место в системе индивидуальных и коллективных ценностей, являясь основой единения и сохранения общества в сложных, противоречивых условиях. Роль патриотизма как фактора становления гражданского общества и Российского государства актуальна и на сегодняшний день. Патриотизм выступает социально-нравственным императивом, характеризующим ценностное отношение гражданина к государству, побуждающим его к патриотически направленной деятельности.
4 См.: О стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/61a97f7ab0f2f3757 fe034d11011c763bc2e593f/ (дата обращения: 18.09.2020).
5 См.: О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666 (ред. от 06.12.2018). URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139350/fi30f91360f2917b325d507685fd90353895d2bd/ (дата обращения: 19.09.2020).
6 См.: КПРФ. Программа партии. URL: https://kprf.ru/party/program (дата обращения: 19.09.2020).
7 См.: ЛДПР укажет дорогу. URL: http://www.ldpr-ural.ru/books/ldpr_ukaget_dorogu/ (дата обращения: 19.09.2020).
8 См.: Справедливая Россия. Программа партии. URL: https://obj.spravedlivo.ru/pf59/075833.pdf (дата обращения: 19.09.2020).
9 См.: Предвыборная программа Всероссийской политической партии «Единая Россия». URL: https:// rg.ru/2008/02/02/edinros.html (дата обращения: 19.09.2020).
Цель данной публикации - рассмотрение концептуально-деятельностной основы патриотического воспитания и формирования патриотического сознания в Республике Мордовия как отдельного кейса, дескриптирующего общие и специфические характеристики государственной политики на уровне региона.
Обзор литературы
Исследовательский пласт проблематики патриотизма очень широк, так как это понятие является концептом для анализа многих гуманитарных, общественных наук и междисциплинарных исследований. Предметное поле нашего анализа сосредоточено в границах, обозначенных ценностно-смысловым и государственно-идентификационным векторами.
Несмотря на то что осмысление патриотизма имеет давнюю теоретическую традицию, заложенную еще античными мыслителями, его понятийно-смысловая парадигма представлена и в современных работах Б. Б. Гармаева [4], М. А. Егорова [7], Д. Т. Жовтуна и В. И. Меркушина [8], Р. Б. Загыртдино-ва [9], М. Л. Князевой и Е. В. Зелениной [15], А. В. Павлова [26] и др. Исследователи подчеркивают сильную идеологическую и эмоциональную загруженность патриотической проблематики, актуализируя тем самым научный, объективистский подход к трактовке понятия. Вместе с тем они констатируют невозможность выработать единое определение, так как «.. .патриотизм относится к разряду конкретных понятий, а не к группе категорий» [4, 122]. Если категории общече-ловечны, то понятия могут трактоваться в зависимости от теоретических подходов, на которых базируется исследователь, научных направлений, системы ценностей и идеологической нагрузки. К тому же меняются конкретно-исторические условия, политические интересы государств и субъектов патриотического воспитания, что не способствует формированию универсального понятийного аппарата.
В данном исследовании в соответствии с его предметной областью патрио-
тизм будет пониматься, во-первых, с позиции гражданственности - как «общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение граждан к своей стране» [20, 67], которое выражается в сложном комплексе чувств, ценностей, установок, знаний, действий по отношению к Родине; во-вторых, с позиции государственности - как сложный политико-идеологический феномен, который «представляет собой национальную идею и ценность, провозглашаемую на уровне государства и имеющую общенациональное значение» [31, 200-201].
Содержание и направленность идеологии патриотизма детерминируются историческими условиями, определяющими общественную жизнь поколений. Смысловое наполнение патриотизма как характерной черты русского народа и духовной основы на разных этапах эволюции российской государственности анализируется в работах В. Б. Бурмистрова [2], С. В. Куликовой [19], О. А. Овсянниковой [25], Д. А. Павлова [27], А. В. Рачи-пы, В. В. Бурькова и А. В. Алексеева [29], Я. И. Стрелецкого и Н. С. Сидоренко [33] и др.
Исторический анализ особенностей развития патриотизма свидетельствует о том, что во все времена государственно-патриотическая идея была одним из основных факторов, обеспечивающих консолидацию общества. Вместе с тем смысловое наполнение патриотизма определялось конкретно-историческими условиями жизни общества исходя из целей и задач, стоящих перед ним.
Патриотизм в структуре гражданской идентичности российского общества представлен в исследованиях В. В. Дьяковой и Э. А. Залетдиновой [6; 11], Г. И. Козырева [16], А. И. Кугай [18], М. Ю. Мартынова и А. И. Габеркорн [22], Т. А. Шульгиной, Н. А. Кетовой и Е. П. Непочатых [36] и др. При этом, как отмечает Л. М. Дробижева, российские ученые актуализировали «идею дрейфа идентичности. прежде всего этнической, и переключили внимание населения с этнической идентичности на осознание государственной - российской идентич-
ности» [5]. Соотношение и взаимоотношения в структуре социальной идентичности общегражданских и этнических идентификаций нередко изучаются для «понимания возможности реализации государственных социальных проектов, претендующих на то, чтобы стать для России линией дальнейшего развития» [12, 13].
Значительный объем работ касается вопросов патриотического воспитания, в частности его содержания, направлений и технологий [13; 21; 24; 32; 34], политики в области патриотического воспитания [23; 30; 35].
Особое внимание во всех группах исследований уделяется подросткам и молодежи как активно социализирующимся категориям, у которых происходит становление идентификационных маркеров. Выявленные в молодежной среде тенденции и изменения позволяют оценивать и прогнозировать динамику российского общества, дальнейшую трансформацию его ценностной системы.
С учетом предметного поля данного исследования отдельным блоком выделены работы, посвященные проблемам формирования патриотизма на региональном уровне [10; 14]. Обобщение региональных практик дает возможность анализировать опыт отдельных субъектов, что представляется важным как для понимания специфики реализации государственных программ и проектов на местах и выработки рекомендаций по совершенствованию механизмов и технологий их продвижения, так и для трансляции конструктивного опыта.
Материалы и методы
Данное исследование базируется на общенаучных принципах познания: объективности, системности, историзма, диалектической взаимообусловленности.
Теоретической основой работы стал ретроспективный анализ, позволяющий всесторонне изучить и объективно оценить предметное поле исследования с учетом изменения во времени. В частности, концептуальные документы, так или иначе связанные с формировани-
ем патриотизма в Республике Мордовия, рассматривались начиная с 1996 г. до текущего момента.
В качестве базовой методологии используется также аксиологическая парадигма, закрепляющая ценности («концентрированное духовное выражение потребностей и интересов социальных общностей» [17, 115]) и блага (социальные, этические, эстетические идеалы и эталоны, составляющие субстанциональный каркас бытия [28, 517]) в качестве фундамента общества.
Системный подход позволил комплексно рассмотреть основы формирования патриотического сознания через анализ концептуальной и деятельностной составляющих.
Базовым прикладным методом выступил кейс-стади. В качестве отдельного случая рассматривается Республика Мордовия - национальная республика, в которой проживают граждане 119 национальностей. В национальном составе преобладают русские, мордва (мокша, эрзя), татары. Сбор материалов для описания кейса осуществлялся с помощью методов обобщения, анализа документов, официальной статистической информации.
Хронологические рамки исследования: 2012-2020 гг. Отправной точкой анализа стало Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 2012 г., в котором патриотизм был обозначен как национальная идея. За этот период активно формировался и закреплялся механизм программно-целевого подхода и выработались определенные технологии организации патриотического воспитания российских граждан как на федеральном, так и на региональном уровне.
Данные о регионе интерпретируются в контексте формирования патриотического сознания как основы национальной идеи. Конструктивная валидность достигалась за счет использования различных источников информации, а внутренняя - за счет применения различных исследовательских методов, как количественных, так и качественных.
Результаты исследования и их обсуждение
Концептуальная составляющая реализации патриотической тематики в Республике Мордовия
Патриотизм как национальная идея и идеология и как главный императив современной России на государственном уровне концептуализировался в последнее десятилетие. Однако следует отметить, что в постсоветский период патриотическое воспитание также входило в число задач государственной политики, в первую очередь в контексте сохранения межнационального согласия и диалога. Так, в 1996 г. указом Президента РФ Б. Н. Ельцина была утверждена Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, отражающая систему принципов, механизмов и приоритетов деятельности государственных органов в сфере национальных отношений. В соответствии с ней региональные власти разрабатывали планы реализации положений данного законодательного акта. В Мордовии принята Концепция основных направлений реализации государственной национальной политики Российской Федерации в Республике Мордовия, в которой среди направлений деятельности в области ее реализации заявлено воспитание общереспубликанского патриотизма, выступающего неотъемлемой частью общероссийской идентичности10.
Одной из ключевых практик, ориентированных на формирование патриотического сознания и воспитания населения региона, стало использование программно-целевого подхода, представляющего собой синтез программного, структурного, функционального и комплексного подходов. В республиканской целевой програм-
ме «Патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории Республики Мордовия» на 2012-2015 годы11, обозначена ее направленность на создание эффективной системы патриотического воспитания населения, консолидацию общества, поддержание социально-экономической стабильности, вовлечение граждан республики в активное социальное строительство. Подпрограмма была пролонгирована до 2020 г. включительно, причем в обновленном тексте документа большое значение придавалось работе по развитию добровольческого (волонтерского) и поискового движения.
Патриотическое воспитание рассматривается как необходимое условие для упрочения дружественных отношений с представителями разных народов РФ, проживающих в пределах Республики Мордовия, а также как фактор, повышающий заинтересованность жителей региона в улучшении социально-экономической ситуации в республике, недопущении возникновения социальной напряженности.
В региональной законодательной базе много внимания уделяется молодому поколению республики, подчеркивается необходимость формирования условий гражданско-патриотического воспитания данной социальной группы как носителей культуры, традиций, а главное, исторического прошлого народа. Закон «О государственной молодежной политике в Республике Мордовия» закрепляет за уполномоченными органами власти обязанность формировать условия духовно-культурного, гражданско-патриотического и физического развития молодежи, стимулирования общественных инициатив, способствующих укреплению в молодежной среде гражданско-патриотических ценно-стей12.
10 См.: Концепция основных направлений реализации государственной национальной политики Российской Федерации в Республике Мордовия. URL: https://lyambir.e-mordovia.ru/content/view/689 (дата обращения: 11.09.2020).
11 См.: О республиканской целевой программе «Патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории Республики Мордовия» на 2012-2015 годы (с изм. на: 24.02.2015): Постановление Правительства Республики Мордовия от 26.12.2011 № 524. URL: http://docs.cntd.ru/document/428516032 (дата обращения: 11.09.2020).
12 См.: О государственной молодежной политике в Республике Мордовия (с изм. на 10.06.2019): Закон Республики Мордовия от 12.11.1996 № 36-3. URL: http://docs.cntd.ru/document/804950368 (дата обращения: 18.09.2020).
В государственной программе «Развитие образования в Республике Мордовия на 2014-2025 годы» среди главных задач значатся формирование и развитие у обучающихся чувства патриотизма, активной гражданской и жизненной позиции, сопричастности к героической истории России, а также складывание духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных ценностей и содействие формированию гражданской культуры молодежи, в том числе посредством вовлечения ее в волонтерскую (добровольческую) деятельность13. В рамках госпрограммы реализуется подпрограмма «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в Республике Мордовия на 2015-2020 годы», провозглашающая необходимость создания принципиально новой системы духовно-нравственного и патриотического воспитания, отвечающей базовым человеческим ценностям, а также общественно-политической обстановке в регионе.
Особую актуальность для Мордовии как национальной республики имеет задача гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений в формате единения региональной полиэтнической общности. Для ее решения постановлением Правительства РМ была принята государственная программа «Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия», обозначившая в числе приоритетов упрочение гражданской солидарности и общероссийского гражданского самосознания в условиях формирования российской идентичности14. Госпрограмма включает подпрограмму «Реализация комплексной информационной кампании и создание
информационных ресурсов, направленных на укрепление гражданского патриотизма и общероссийской гражданской идентичности».
В реализации цели патриотического воспитания молодежи принимают активное участие ведущие вузы республики. В МГУ им. Н. П. Огарёва задачи воспитания любви к Родине, развития стремления к укреплению ее чести и достоинства, содействия прогрессивному развитию Отечества закреплены в Концепции воспитательной деятельности15 и Программе гражданско-патриотического воспитания обучающихся на 2017-2020 гг.16 Положение о воспитательной работе МГПУ им. М. Е. Евсевьева закрепляет нацеленность процесса воспитания на формирование таких социально-личностных качеств, как духовность, нравственность, патриотизм, гражданственность и т. п.17
Программные установки реализуются посредством вовлечения граждан республики, в первую очередь молодежи, в мероприятия гражданско-патриотической направленности.
Деятельностная составляющая реализации патриотической тематики в Республике Мордовия
Формирование системы ценностных ориентаций, в том числе ценностей патриотизма, предполагает его многоуровневую реализацию с участием государственных институтов, общественных организаций, учреждений образования, семьи как первичного агента социализации и др. Можно выделить ряд ключевых механизмов политики патриотического воспитания.
13 См.: Об утверждении государственной программы Республики Мордовия «Развитие образования в Республике Мордовия» на 2014-2025 годы (с изм. на 31.03.2020): Постановление Правительства Республики Мордовия от 04.10.2013 № 451. URL: http://docs.cntd.ru/document/422402054 (дата обращения: 18.09.2020).
14 См.: Об утверждении государственной программы «Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия» (с изм. на 03.04.2020): Постановление Правительства Республики Мордовия от 18.11.2013 № 507. URL: http://docs.cntd.ru/document/424029654 (дата обращения: 15.09.2020).
15 См.: Концепция воспитательной деятельности и направления ее реализации в Национальном исследовательском Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарёва. URL: https://www.mrsu.ru/ru/docs/ index.php?ID=59378 (дата обращения: 15.09.2020).
16 См.: Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» на 2017-2020 гг. URL: https://www.mrsu.ru/ru/getfile.php?ID=83145 (дата обращения: 15.09.2020).
17 См.: Положение о воспитательной работе Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева. URL: https://www.mordgpi.ru/upload/iblock/efe/Polozhenie-o-vospitatelnoy-rabote-MGPU. pdf (дата обращения: 15.09.2020).
Институционализация системы
патриотических ориентаций в рамках четко сформулированной национальной идеи, стратегии национального развития. Данный механизм предполагает юридическое закрепление и констатацию системы ценностей в нормативно-правовых актах и программных документах. Существенным шагом на этом направлении стало заявление Президента РФ В. В. Путина в ежегодном Послании Федеральному Собранию 12 декабря 2012 г. о том, что консолидирующая база нашей политики заложена в гражданской ответственности, патриотизме. «Быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории, хотя, безусловно, это очень важно, а прежде всего служить обществу и стране»18.
Нормативно-правовое регулирование вопросов гражданско-патриотического воспитания. В числе основополагающих документов следует отметить ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 12 декабря 2012 г., Указ Президента РФ от 20 октября 2012 г. «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания», а также ряд документов стратегического планирования, закрепляющих концепт патриотизма в общей системе духовно-нравственных ценностей: Стратегию национальной безопасности Российской Федерации от 31 декабря 2015 г., Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года и др.
Осуществление целевых программ и проектов, направленных на патриотическое воспитание. Основу мероприятий по формированию патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и т. п. на федеральном, региональном и локальном уровнях составляет государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020
годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г.19
Информационное воздействие, пропаганда ценностей патриотизма и гражданственности посредством средств массовой информации. Среди них в данном контексте особо следует выделить в телевизионном эфире - государственный общественно-патриотический телеканал «Звезда», в интернет-пространстве - сетевые информационные агентства (РИА Новости, Федеральное агентство новостей и др.), новостные и аналитические сайты («Антифашист», «Политикус», «Политическое обозрение», «Русская народная линия»), тематические сайты и порталы («Военное обозрение», «Сделано в России» и др.), а также новые форматы социальной коммуникации - блоги, сообщества, социальные сети [13, 97].
Мероприятия по патриотическому воспитанию в рамках национальных проектов, патриотических форумов, конкурсов, акций памяти и т. п. реализуются по нескольким ключевым направлениям:
- гражданско-патриотический вектор -формирование правосознания, правовой культуры, гражданской позиции, готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве (Патриотический молодежный форум, Всероссийский форум добровольцев, Молодежный форум ПФО <аВолга», Форум современной журналистики «Вся Россия» и др.);
- социально-патриотический вектор -формирование духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, повышение уровня вовлеченности граждан в добровольчество, формирование активной жизненной позиции (Всероссийский конкурс «Доброволец России», Всероссийский конкурс лучших практик поддержки добровольчества «Регион добрых дел», федераль-
18 Послание Президента РФ Федеральному Собранию. 12 декабря 2012 г. URL: https://er.ru/activity/news/ poslanie-prezidenta-rossijskoj-federacii-federalnomu-sobraniyu (дата обращения: 20.09.2020).
19 См.: О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»: Постановление Правительства РФ от 30.12.2015. № 1493. URL: http://static.government.ru/ media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf (дата обращения: 10.09.2020).
ный проект «Социальная активность»
и др.);
- героико-патриотический вектор - закрепление знаний о знаменательных исторических датах, пропаганда героических профессий, воспитание чувства единой истории и ответственности каждого за судьбу страны («Урок Победы - Бессмертный полк», Всероссийский форум «Молодежь России - Поколению Победителей», поисково-спасательные отряды, памятные выставки, флешмобы, автопробеги);
- военно-патриотический вектор -упрочение патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите; профориентация молодежи на обучение в военных учебных заведениях (военно-патриотические слеты, Всероссийский образовательный историко-патриотический форум «Виват, Россия!», проекты Общероссийского народного фронта «Дневник Победы. Все для фронта», «Фронтовые письма», проект «Дорога памяти» и др.).
Республика Мордовия является активным участником всероссийских патриотических акций в рамках Дней единых действий («Красная гвоздика», «Вахта Памяти», «Георгиевская ленточка», «Солдатский треугольник», «Это наша Победа», «Бессмертный полк», «Рисуем Победу!», «Стихи и песни о войне», «Дорога памяти» и многих других. Кроме того, существует широкий перечень республиканских патриотических акций и мероприятий: фестивали патриотических агитбригад, недели патриотической песни, спартакиады призывной молодежи, тематические выставки, чтения, культурно-массовые мероприятия, марши памяти «Снежный десант» по районам Республики Мордовия, «Уроки мужества» для студентов и школьников. На формирование активной гражданской и патриотической позиции нацелены мероприятия, приуроченные к государственным праздникам (День народного единства, День защитника Отечества, День России, День Государственного флага Россий-
ской Федерации, День Победы, Праздник весны и труда).
Утверждению активной гражданской позиции, чувства сопричастности к героической истории России в наибольшей мере способствуют учреждения образования и культуры Республики Мордовия. Следует отметить активное вовлечение школьников и студентов в проект «Уроженцы Мордовии - герои Отечества», предусматривающий проведение тематических экскурсий, циклов выставок, включая «Фронтовой портрет», «Награды и подвиги», «Книжную летопись Победы», а также совершенствование механизмов работы по установлению судеб солдат Великой Отечественной войны «Уточни судьбу солдата».
Министерством культуры, национальной политики и архивного дела РМ проводится серия мероприятий по упрочению гражданской солидарности и общероссийского гражданского самосознания населения Республики Мордовия, гармонизации межнациональных и межэтнических отношений на основе формирования единой региональной полиэтнической общности - народа Мордовии.
Указом Президента РФ В. В. Путина 2020 г. объявлен в России Годом памяти и славы. В связи с этим в республике разработан комплекс мероприятий по проведению празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, улучшению качества жизни инвалидов и участников Великой Отечественной войны, по военно-патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи20.
Популяризации темы Великой Победы и формированию патриотических настроений способствуют издание социально значимой литературы (серия буклетов «Мордовия многонациональная», научные и научно-популярные работы «Мордва России» и «Народы Мордовии», сборник поэтических произведений «Поэзия Победы» на эрзянском, мокшанском и русском языках), выпуск периодических печатных изданий (республиканские газеты «Эр-
20 См.: Мордовия готовится масштабно отметить 75-летие Победы в ВОВ // Saransk SM News. URL: https:// saransk.sm-news.ru/mordoviya-gotovitsya-masshtabno-otmetit-75-letie-pobedy-v-vov-5190 (дата обращения: 18.09.2020).
зянь правда», «Мокшень правда», литературно-художественные журналы «Сят-ко», «Мокша»), теле- и радиопрограмм, направленных на укрепление гражданского патриотизма и общероссийской гражданской идентичности (освещение в СМИ значимых этнических и религиозных праздников), информационное сопровождение мероприятий, направленных на профилактику экстремизма, развитие национальных культур и формирование толерантности в Республике Мордовия.
Важную миссию сохранения исторической памяти о погибших при защите Отечества и воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма выполняют поисковые организации - Мордовское республиканское патриотическое объединение «Поиск» и Мордовская республиканская общественная организация «Архивно-поисковая группа «Броня». Основными видами их деятельности помимо поиска и последующего захоронения останков солдат являются создание музеев, уголков боевой славы, привлечение школьников и студентов к поисково-исследовательской, краеведческой деятельности, проведение мероприятий военно-патриотической направленности, оказание благотворительной помощи ветеранам.
Из патриотических медиапроектов стоит отметить интернет-проект «Мордовия - Великой Победе», предусматривающий сбор с последующей публикацией материалов о подвигах и героях Великой Отечественной войны, о родственниках -участниках событий тех лет и т. д.; Всероссийский литературный конкурс «Герои Великой Победы»; Международную просветительско-патриотическую акцию «Диктант Победы» и т. д.
В последнее время к реализации мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию, укреплению межнационального сотрудничества, сохранению и раз-
витию культуры, языков, национальных традиций стали подключаться социально ориентированные некоммерческие организации (НКО), которым на республиканском уровне предоставляются субсидии на основе конкурса. Уполномоченным исполнительным органом по отбору проектов выступает Министерство культуры, национальной политики и архивного дела РМ. К числу таких организаций относятся Межрегиональная общественная организация мордовского (мокшанского и эрзянского) народа, Региональная общественная культурно-просветительская организация «Дом дружбы народов Республики Мордовия», некоммерческая ассоциация «Поволжский центр культур финно-угорских народов», Мордовская республиканская молодежная общественная организация «Союз православной молодежи Мордовии», автономная некоммерческая организация «Дом народов Республики Мордовия» и др.
В 2020 г. поддержаны проекты создания аудиовизуальной энциклопедии этнокультур России, организация Международной научной конференции «Финно-угорские народы в контексте формирования общероссийской гражданской идентичности и меняющейся окружающей среды», проведение различных выставок-конкурсов, онлайн-марафонов, спектаклей21. Среди недостатков конкурсного субсидирования этих проектов следует указать то, что оно не является гарантированной статьей финансирования для НКО. Кроме того, широкий спектр поддерживаемых видов деятельности сокращает возможности для поддержки именно патриотически направленных проектов. В данном контексте интересен опыт Карелии, где из бюджета республики также на конкурсной основе выделяются субсидии НКО конкретно на проекты по патриотическому воспитанию 22.
21 См.: План-график мероприятий социально ориентированных некоммерческих организаций Республики Мордовия на 2020 г. // Министерство культуры, национальной политики и архивного дела. URL: https://mktrm. ru/sonko (дата обращения: 18.09.2020).
22 См.: Об утверждении Порядка определения объема и предоставления из бюджета Республики Карелия субсидий некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) на мероприятия по реализации молодежной политики в Республике Карелия: Постановление Правительства Республики Карелия от 03.07.2018 № 239-П // Консорциум Кодекс. URL: http://docs.cntd.ru/document/465418472 (дата обращения: 18.09.2020).
Таким образом, мероприятия гражданско-патриотической направленности в Республике Мордовия отличаются вариативностью формата и регулярностью проведения. Их реализация происходит с целью воспитания чувства уважения к историческому прошлому Российского государства, достоинства и гордости в связи с причастностью к героической истории страны, нравственного становления личности в целом и формирования массового сознания, доминантой которого является патриотизм, выраженный не только в любви к большой и малой Родине, но и в желании трудиться на благо процветания своего Отечества. Обоснование необходимости проведения подобного рода мероприятий концептуально закреплено в региональных государственных и целевых программах по соответствующей тематике. Создана многоуровневая система субъектов их реализации, а также выстроены горизонтальные межведомственные связи с участием образовательных учреждений, религиозных организаций и др.
Заключение
Патриотизм является важным ресурсом сохранения и развития российской государственности и условием консолидации общества. Основой осознания патриотизма как важной духовно-нравственной ценности выступают уважение к культурному и историческому наследию, чувство единой истории и ответственности каждого за судьбу страны. На всем протяжении российской истории государственно-патриотическая идея была одним из основных факторов, обеспечивающих консолидацию общества. Современные тенденции общественно-политического развития актуализируют необходимость целенаправленного государственно-патриотического воспитания для обеспечения стабильного и динамичного развития современного российского общества на основе социальной активности, гражданской ответственности, духовности и активной деятельности на благо государства и общества.
Элементы гражданско-патриотического воспитания последовательно реализуются в государственной образовательной, культурной, национальной, молодежной политике. Значимость проблемы патриотизма декларируется в нормативных документах, программах, проектах, однако в научном и общественном дискурсе на данный момент отсутствует единое концептуальное видение рассматриваемого понятия. Несмотря на попытки девальвации патриотического сознания в постсоветский период, патриотизм не утратил своего значения. Любовь к Родине и готовность к ее защите остаются определяющими морально-нравственными ориентирами личности.
Кейс Мордовии демонстрирует, что на региональном уровне запущена достаточно действенная система целевых программ, целью которых являются патриотическое воспитание и формирование патриотического сознания как базы для укрепления общероссийской государственно-гражданской идентичности при сохранении этнической самобытности. Основной проблемный момент заключается в софинансировании в части обязательств региона, что во многом связано с его высокой долговой на-грузкой23.
Деятельностная составляющая реализации патриотической тематики в Республике Мордовия оценивается как многоплановая и многоформатная (патриотические форумы, флешмобы, акции памяти, научные конференции и др.) и реализуется по гражданско-патрио-тическому, социально-патриотическому, героико-патриотическому, военно-патриотическому векторам.
В целом процесс формирования патриотического сознания граждан России нуждается в дальнейшем совершенствовании и требует объединения усилий государства и институтов гражданского общества по укоренению деятельностного компонента сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
23 См.: Хуже всех: госдолг Мордовии составляет 212 % от всех доходов региона за год // MordovMedia.ru. URL: https://www.mordovmedia.ru/news/society/item/91369 (дата обращения: 30.10.2020).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алехин И. А. Патриотическое воспитание студенческой молодежи в истории России // Мир образования - образование в мире. 2012. № 3 (47). С. 22-31.
2. Бурмистров В. Б. Идея патриотизма: место и роль в истории России // Симбирский научный Вестник. 2012. № 1 (7). С. 9-13.
3. Васьков М. И., Верещагина А. И., Самы-гин С. И. Механизм межпоколенческой солидарности в формировании патриотизма и управлении межэтническими отношениями в России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 2. С. 17-21.
4. Гармаев Б. Б. Природа патриотизма и формы его проявления // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. 2013. № 6. С. 120-124.
5. Дробижева Л. М. Государственная и этническая идентичность: выбор и подвижность URL: https://publications.hse. ru/mirror/pubs/share/folder/k1snie3ie7/ direct/97152644.pdf (дата обращения: 20.11.2020).
6. Дьякова В. В. Региональная идентичность и местный патриотизм: поколенче-ский аспект // Теория и практика общественного развития. 2020. № 5 (147). URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_ zhurnala/2020/5/sociology/diakova.pdf (дата обращения: 18.09.2020).
7. Егоров М. А. Современный патриотизм: сущность, содержание, классификация // Конструктивные педагогические заметки. 2017. Т. 2, № 5 (7). С. 78-90.
8. Жовтун Д. Т., Меркушин В. И. Подходы к научному определению патриотизма // Социология власти. 2006. № 1. С. 112-124.
9. Загыртдинов Р. Б. Проблема патриотизма в современном российском обществе // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2018. № 2 (18). С. 185-190. DOI: 10.24151/2409-1073-2018-2-185-190
10. Зелетдинова Э. А., Дьяков О. Ю. Особенности региональной идентичности и местного патриотизма жителей Астраханской области // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 4. URL: https://doi.org/10.24158/spp.2020.4.6 (дата обращения: 18.10.2020).
11. Зелетдинова Э. А., Дьякова В. В. Патриотизм как элемент гражданской идентичности // Вестник экономики, права и социологии. 2017. № 4. С. 255-257.
12. Иванова Н. Л., Мазилова Г. Б. Гражданская идентичность и формирование гражданственности // Ученые записки Педагоги-
ческого института Саратовского государственного университета. Сер.: Психология. Педагогика. 2010. Т. 3, № 4 (12). С. 11-20.
13. Казакова М. Н. Средства массовой коммуникации как ресурс формирования национального самосознания // Возможности и угрозы цифрового общества: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Ярославль, 2020. С. 95-100.
14. Казиев Н. Э., Магаррамов М. Д., Юсупова Г. И., Алибекова С. Я. Опыт реализации программно-целевого подхода к патриотическому воспитанию молодежи как условие обеспечения духовной безопасности государства // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12, № 4. С. 54-60. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-4-54-60
15. Князева М. Л., Зеленина Е. В. Понятийно-смысловая парадигма патриотизма в публичном дискурсе России // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. 2018. Т. 1, № 1. С. 200-211.
16. Козырев Г. И. Патриотизм и антипатриотизм как причины конфликта идентич-ностей в современном российском обществе // Социология. 2020. № 2. С. 128-142.
17. Кошарная Г. Б., Толубаева Л. Т. Духовно-нравственные ориентиры в системе ценностей студенческой молодежи регионального социума // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. 2013. № 3 (27). С. 113-123.
18. Кугай А. И. Патриотизм как фактор гражданской идентификации и национального единства // Управленческое консультирование. 2018. № 5. С. 152-161. DOI: 10.22394/1726-1139-2018-5-152-161
19. Куликова С. В. Воспитание национального самосознания и патриотизма в России: от истории к современности // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2015. № 3 (98). С. 11-16.
20. Левашов В. К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий // Социологические исследования. 2006. № 8 (268). С. 67-76.
21. Ляукина Г. А. Социосетевые технологии в патриотическом воспитании студентов вуза // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2019. № 2 (102). С. 116124. DOI: 10.26293/chgpu.2019.102.2.016
22. Мартынов М. Ю., Габеркорн А. И. Концепт патриотизма в процессах формирования гражданской идентичности // Вестник Московского государственного областного университета. 2018. № 4. С. 84-96.
23. Мациевская Г. А. Об основах государственной политики патриотического воспитания в современной России // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер.: Философия. Социология. Право. 2016. № 24 (245). С. 164-168.
24. Мурзина И. Я., Казакова С. В. Перспективные направления патриотического воспитания // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 2. С. 155-175.
25. Овсянникова О. А. Духовные и культурно-исторические основы российского патриотизма // Российский патриотизм: основы и приоритетные направления развития: сб. материалов. Москва, 2014. С. 23-37.
26. Павлов А. В. Патриотизм. Очень краткая история идеи // Философская антропология. 2018. Т. 4, № 1. С. 175-191. DOI: 10.21146/2414-3715-2018-4-1-175-191
27. Павлов Д. А. Патриотизм: религиозные и гражданские аспекты, исторический анализ // Здоровье и образование в XXI веке. 2017. Т. 19, № 1. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/patriotizm-religioznye-i-grazhdanskie-aspekty-istoricheskiy-analiz (дата обращения: 22.09.2020).
28. Павлова Л. А. Этико-эстетические идеалы: синкретический подход // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т. 15, № 2 (2). С. 516-520.
29. Рачипа А. В., Бурьков В. В., Алексеев А. В. Идея патриотизма в истории России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 4. С. 17-21.
30. Рудаков А. В. О проблемах совершенствования государственной политики в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации // Вестник Москов-
ского государственного областного университета. Сер.: История и политические науки. 2018. № 1. С. 91-99.
31. Селезнева А. В. Патриотизм как политическая ценность: политико-психологический анализ // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2017. № 38. С. 200-208. DOI: 10.17223/1998863Х/38/20
32. Сиволобова Н. А., Погребная О. С., Сои-на В. М. Содержание и технологии патриотического воспитания студентов вуза // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). С. 107-108.
33. Стрелецкий Я. И., Сидоренко Н. С. Феномен российского патриотизма: социально-философский анализ // Общество: философия, история, культура. 2018. № 6 (50). С. 16-20.
34. Томилина С. Н. Педагогическая технология государственно-патриотического воспитания учащейся молодежи // Сибирский педагогический журнал. 2019. № 3. С. 36-44.
35. Фардзинова С. А. Участие лидеров общественного мнения в процессах совершенствования социальной политики в области патриотического воспитания на муниципальном уровне // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7, № 3 (24). С. 392-396.
36. Шульгина Т. А., Кетова Н. А., Непочатых Е. П. К вопросу о гражданской идентичности и патриотических установках современной российской молодежи // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 12. URL: https://doi. org/10.24158/spp.2018.12.2 (дата обращения: 18.09.2020).
Поступила 01.11.2020, опубликована 25.12.2020
PATRIOTIC EDUCATION
AS A BASIS FOR STRENGTHENING
RUSSIAN NATIONAL CIVIC IDENTITY:
experience of the Republic of Mordovia (2012-2020)
Marina N. Kazakova,
Candidate Sc. {Political Science}, Associate Professor, Department of General History, Political Science and Regional Studies, National Research Mordovia State University (Saransk, Russia), [email protected]
Irina G. Napalkova,
Candidate Sc. {History}, Associate Professor,
Department of General History, Political Science and Regional Studies, National Research Mordovia State University (Saransk, Russia), [email protected]
Introduction. In modern Russia, patriotism is broadcast by the authorities as the only possible ideology of a democratic state, its national idea, which gives rise to many disputes and discussions within connotational boundaries: "love for the homeland lies outside states and nations - this is an initial, natural, genetic feeling" vs "the idea of sovereign patriotism can and should be the basis of the national idea of Russia". The purpose of this publication is to consider the conceptual base and the activity of the formation of patriotic consciousness in the period 2012-2020 on the example of a separate subject of the Russian Federation -the Republic of Mordovia.
Materials and Methods. The methodology was based on a retrospective analysis, an axiological paradigm, and a systematic approach. Case study was used among the applied methods. The Republic of Mordovia acted as a case, as it is a typical constituent entity of the Russian Federation related to agro-industrial regions, on the other hand as a national republic in which citizens of 119 nationalities live, while the national composition is dominated by Mordovians (Moksha, Erzya), Russians, Tatars. Results and Discussion. In the Republic of Mordovia, as well as in the Russian Federation as a whole, civic and patriotic education and the formation of patriotic consciousness of citizens is implemented through a program-targeted approach. This is expressed in a number of state programs, including "Development of Education in the Republic of Mordovia", "Development of Culture and Tourism in Russia", "Counteracting Drug Abuse and Illicit Trafficking", "Harmonization of Interethnic and Interfaith Relations in the Republic of Mordovia", etc., and there is a continuity in their adoption and prolongation. Effective vertical and horizontal interagency links have been created for their implementation. In recent years, individual civil society institutions, in particular, socially oriented non-profit organizations, have been actively involved in civic and patriotic education. The work also examines the activity component in the context of the analysis of individual events, graded by the authors for civic and patriotic, social and patriotic, heroic and patriotic and military and patriotic vectors. The problematic area remains the co-financing of state-funded programs in terms of the region's obligations due to the accumulated problems in the budgetary sphere and, as a result, the highest debt burden of all the subjects of the Russian Federation.
Conclusion. In nowadays Russia, the elements of civic-patriotic education are consistently implemented in the state educational, cultural, national, and youth policy. In the Republic of Mordovia, the implementation of patriotic themes is assessed as diversive and it has various formats. It is carried out according to civic and patriotic, socio-patriotic, heroic-patriotic, military-patriotic vectors.
Key words: Russian national civic identity; patriotism; patriotic consciousness; civic-patriotic education; region; Republic of Mordovia; program-targeted approach.
Acknowledgements: The study was carried out with the financial support of the Russian Foundation for basic research, the project "Spatial development of Russia as a factor of nation-building and the formation of a national idea" (No. 18-011-00364 A).
For citation: Kazakova MN, Napalkova IG. Patriotic education as a basis for strengthening Russian national civic identity: experience of the Republic of Mordovia (2012-2020). Finno-ugorskii mir = Finno-Ugric World. 2020; 12; 4: 430-446. (In Russian)
REFERENCES
1. Alyokhin IA. Patriotic education of students in the History of Russia. Mir obrazovaniia -obrazovanie v mire = World of Education -Education in the World. 2012; 3 (47): 22-31. (In Russian)
2. Burmistrov VB. Idea of Patriotizm: Place and role in the History of Russia. Sim-birskii nauchnyi vestnik = Simbirsk Scientific Journal Vestnik. 2012; 1 (7): 9-13. (In Russian)
3. Vaskov MI, Vereshchagina AI, Samygin SI. The mechanism of intergenerational solidarity in the formation of patriotism and the management of interethnic relations in Russia. Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki = Humanities, Social-economic and Social Sciences. 2018; 2: 17-21. (In Russian)
4. Garmaev BB. The nature of patriotism and forms of its manifestation. Vestnik Buriat-skogo gosudarstvennogo universiteta. Peda-gogika. Filologiia. Filosofiia = Vestnik of the Buryat State University. Pedagogy. Philology. Philosophy. 2013; 6: 120-124. (In Russian)
5. Drobizheva LM. State and ethnic identity: choice and mobility. Available from: https:// publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/ k1snie3ie7/direct/97152644.pdf (accessed 20.11.2020). (In Russian)
6. D'yakova VV. Regional identity and local patriotism: generational aspect. Teoriia i praktika obshchestvennogo razvitiia = Theory and Practice of Social Development. 2020; 5 (147). Available from: http://teoria-practica. ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2020/5/sociology/ diakova.pdf (accessed 18.09.2020). (In Russian)
7. Egorov MA. Modern patriotism: essence, content, classification. Konstruktivnye peda-gogicheskie zametki = Constructive pedagogical notes. 2017; 2; 5 (7): 78-90. (In Russian)
8. Zhovtun DT, Merkushin VI. Approaches to the scientific definition of patriotism. Sotsio-logiia vlasti = Sociology of power. 2006; 1: 112-124. (In Russian)
9. Zagyrtdinov RB. The problem of patriotism in modern Russian society. Ekonomicheskie i sotsial'no-gumanitarnye issledovaniia = Economic and social and humanitarian studies. 2018; 2 (18): 185-190. DOI: 10.24151/24091073-2018-2-185-190 (In Russian)
10. Zeletdinova EA, D'yakov OYu. Features of regional identity and local patriotism of residents of the Astrakhan region. Ob-shchestvo: sotsiologiia, psikhologiia, peda-gogika = Society: Sociology, Psychology, Pedagogy. 2020; 4. Available from: https:// doi.org/10.24158/spp.2020.4.6 (accessed 18.10.2020). (In Russian)
11. Zeletdinova EA, D'yakova VV. Patriotism as an element of civic identity. Vestnik ekonomi-ki, prava i sociologii = Bulletin of Economics, Law and Sociology. 2017; 4: 255-257. (In Russian)
12. Ivanova NL, Mazilova GB. Civil Identity and Formation of Civilization. Uchenye za-piski Pedagogicheskogo instituta Sara-tovskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Psikhologiia. Pedagogika = Scientific notes of the Pedagogical Institute of Saratov State University. Series: Psychology. Pedagogy. 2010; 3; 4 (12): 11-20. (In Russian)
13. Kazakova MN. Massmedia as a resource for the formation of national identity. Voz-mozhnosti i ugrozy tsifrovogo obshchestva: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. = Opportunities and threats of digital society. Materials of the all-Russian scientific and practical conference. Yaroslavl; 2020: 95-100. (In Russian)
14. Kaziev NE, Magarramov MD, Yusupova GI, Alibekova SYa. The Implementation Experience of the Program Purposeful Approach to the Youth's Patriotic Education as a Condition of Securing the State Spiritual Safety. Izvestiia Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psikhologo-pedagogicheskie nauki = Dagestan State Pedagogical University Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018; 12; 4: 54-60. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-124-54-60 (In Russian)
15. Knyazeva ML, Zelenina EV. Conceptual and semantic paradigm of patriotism in the public discourse of Russia. Vestnik Volzh-skogo universiteta imeni V. N. Tatishcheva = Bulletin of the Volzhsky University named after V. N. Tatishchev. 2018; 1; 1: 200-211. (In Russian)
16. Kozyrev GI. Patriotism and Antipatriotism as Causes of Identity Conflict in Contemporary Russian Society. Sotsiologiia = Sociology. 2020; 2: 128-142. (In Russian)
17. Kosharnaya GB, Tolubaeva LT. Spiritual and moral guidelines in the value system of student youth of the regional society. Izvestiia vysshikh uchebnykh zavedenii. Povolzhskii region = News of higher educational institutions. Volga region. 2013; 3 (27): 113-123. (In Russian)
18. Kugaj AI. Patriotism as a factor of civil identity and national unity. Upravlencheskoe konsul'tirovanie = Management Consulting. 2018; 5: 152-161. DOI: 10.22394/1726-11392018-5-152-161 (In Russian)
19. Kulikova SV. Education of national identity and patriotism in Russia: from history to the present. Izvestiia Volgogradskogo gosu-darstvennogo pedagogicheskogo universite-ta = Bulletin of the Volgograd State Pedagogical University. 2015; 3 (98): 11-16. (In Russian)
20. Levashov VK. Patriotism in the context of modern socio-political realities. Sotsio-logicheskie issledovaniia = Sociological Research. 2006; 8 (268): 67-76. (In Russian)
21. Lyaukina GA. Social network technologies in the patriotic education of university students. Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ia. Iakovleva = Bulletin of the Chuvash State Pedagogical University named after I. Ya. Yakovlev. 2019; 2 (102): 116-124. DOI: 10.26293/chgpu.2019.102.2.016 (In Russian)
22. Martynov MY, Gaberkorn AI. The concept of patriotism in the formation of civil identity. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta = Bulletin of the Moscow State Regional University. 2018; 4: 84-96. (In Russian)
23. Macievskaya GA. On the foundations of the state policy of patriotic education in modern Russia. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Sen: Filoso-fiia. Sotsiologiia. Pravo = Scientific Bulletin of Belgorod State University. Series: Philosophy. Sociology. Right. 2016; 24 (245): 164-168. (In Russian)
24. Murzina iYa, Kazakova SV. Promising directions of patriotic education. Obrazovanie i nauka = Education and Science. 2019; 21; 2; 155-175. (In Russian)
25. Ovsyannikova OA. Spiritual and cultural-historical foundations of Russian patriotism. Rossiiskii patriotizm: osnovy i prioritetnye napravleniia razvitiia: sb. materialov = Russian patriotism: foundations and priority directions of development. Collection of materials. Moskva; 2014: 23-37. (In Russian)
26. Pavlov AV. Patriotism. Very brief history of the idea. Filosofskaia antropologiia = Philosophical anthropology. 2018; 4; 1: 175-191. DOI: 10.21146/2414-3715-2018-4-1-175-191 (In Russian)
27. Pavlov DA. Patriotism: Religious and Civil Aspects Historical Analysis. Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke = Health and Education in the XXI Century. 2017; 19; 1. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n7patri-otizm-religioznye-i-grazhdanskie-aspekty-istoricheskiy-analiz (accessed 22.09.2020). (In Russian)
28. Pavlova LA. Ethical and aesthetic ideals: syncretic approach. Izvestiia Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi akademii nauk = News of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2013; 15; 2 (2): 516-520. (In Russian)
29. Rachipa AV, Bur'kov VV, Alekseev AV. The idea of patriotism in the history of Russia. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i es-testvennykh nauk = Actual problems of the
humanities and natural sciences. 2016; 4: 17-21. (In Russian)
30. Rudakov AV. On the problems of improving state policy in the field of patriotic education of citizens of the Russian Federation. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Ser.: Istoriia i politicheskie nau-ki = Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: History and Political Science. 2018; 1: 91-99. (In Russian)
31. Selezneva AV. Patriotism as a Political Value: Politics-Psychological Analysis. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiia. Sotsiologiia. Politologiia = Bulletin of Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Political science. 2017; 38: 200-208. DOI: 10.17223/1998863H/38/20 (In Russian)
32. Sivolobova NA, Pogrebnaya OS, Soina VM. Content and technologies of patriotic education of university students. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniia = World of science, culture, education. 2018; 6 (73): 107-108. (In Russian)
33. Streleckij YaI, Sidorenko NS. The phenomenon of Russian patriotism: social and philosophical analysis. Obshchestvo: filosofiia, istoriia, kul'tura = Society: philosophy, history, culture. 2018; 6 (50): 16-20. (In Russian)
34. Tomilina SN. Pedagogical technology of state-patriotic education of students. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal = Siberian pedagogical journal. 2019; 3: 36-44. (In Russian)
35. Fardzinova SA. Participation of opinion leaders in the processes of improving social policy in the field of patriotic education at the municipal level. Azimut nauchnykh issledova-nii: ekonomika i upravlenie = Research Azimuth: Economics and Management. 2018; 7; 3 (24): 392-396. (In Russian)
36. Shul'gina TA, Ketova NA, Nepochatyh EP. On the issue of civic identity and patriotic attitudes of modern Russian youth. Obshchestvo: sotsiologiia, psikhologiia, peda-gogika = Society: Sociology, Psychology, Pedagogy. 2018; 12. Available from: https:// doi.org/10.24158/spp.2018.12.2 (accessed 18.09.2020). (In Russian)
Submitted 01.11.2020, published 25.12.2020