Научная статья на тему 'Специфика взглядов представителей русского национально-патриотического движения периода «Застоя» на российское прошлое'

Специфика взглядов представителей русского национально-патриотического движения периода «Застоя» на российское прошлое Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
87
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЕ НАЦИОНАЛ-ПАТРИОТЫ / "ЗАСТОЙ" / ИСТОРИЯ РОССИИ / ПРОТИВОСТОЯНИЕ С ЗАПАДОМ / ГЕРОИ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / RUSSIAN NATIONAL-PATRIOTS "STAGNATION" / THE STORY OF RUSSIA''S CONFRONTATION WITH THE WEST / CHARACTERS / NATION-STATE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Леушкин Д.В., Рыбкина О.С.

В статье рассмотрена специфика воззрений адептов русской национально-патриотической идеологии в период 1965 - 1985 гг. на историческое прошлое России. Автором выявлена общность взглядов разных групп русских национал-патриотов, а также проанализирована особая позиция Г.М. Шиманова по ряду ключевых вопросов истории дореволюционной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика взглядов представителей русского национально-патриотического движения периода «Застоя» на российское прошлое»

©

Леушкин Д.В., Рыбкина О.С.

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижегородский институт управления Российской академии народного хозяйства и

государственной службы

СПЕЦИФИКА ВЗГЛЯДОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ ПЕРИОДА «ЗАСТОЯ» НА РОССИЙСКОЕ

ПРОШЛОЕ

Аннотация

В статье рассмотрена специфика воззрений адептов русской национально-патриотической идеологии в период 1965 - 1985 гг. на историческое прошлое России. Автором выявлена общность взглядов разных групп русских национал-патриотов, а также проанализирована особая позиция Г.М. Шиманова по ряду ключевых вопросов истории дореволюционной России.

Ключевые слова: русские национал-патриоты, «застой», история России, противостояние с Западом, герои, национальное государство

Keywords: Russian national-patriots "stagnation", the story of Russia's confrontation with the West, the characters, the nation-state

Ещё в период «оттепели» в начале 1960-х годов в СССР в среде гуманитарной интеллигенции зародилось общественное движение, которое, как правило, именуется русским национально-патриотическим (за границей часто используется обозначение «русская правая», которое, по нашему мнению, не совсем верно) [5, 124; 6, 105; 7, 244; 8, 257; 9, 126; 18, 415; 28, 35]. Продолжило своё функционирование таковое и после смещения Н.С. Хрущёва. Состояло оно не только из интеллектуалов-гуманитариев, его поддерживали даже партийно-советские чиновники и сотрудники правоохранительных органов, не говоря уже о части диссидентского движения [2, 108; 3, 25; 4, 81; 20, 10; 44, 417]. Тем не менее, именно к развитию русских национально-патриотических идей были причастны в первую очередь именно интеллектуалы-гуманитарии [10, 44; 11, 4; 17, 194; 36, 50; 39, 78; 40, 84], что, в общем-то, выглядит вполне логичным. Впрочем, нельзя не отметить, что русского национально-патриотического движения как монолита не существовало - имелись разрозненные группы, а также коммуникаторы, осуществлявшие связи (зачастую редкие, а то и даже эпизодические) между ними [1, 22; 19, 163; 24, 88].

Имелся у русских национал-патриотов 1960-х - первой половины 1980-х годов и комплекс взглядов относительно исторического прошлого России. По большей части таковой, несмотря на указанное выше отсутствие единства, можно было охарактеризовать как национал-большевистские. В основе их лежала любовь к государству, самому большому, передовому и могущественному в мире [12, 9; 13, 4; 14, 10; 15, 1]. По сути СССР рассматривался не только как первая в мире страна победившего социализма, но также и преемник Российской империи - самого крупного государства в мире на рубеже XIX - XX веков.

Необходимо подчеркнуть, что курс на определённую преемственность советского государства с досоветским был взят ещё в середине 1930-х годов [16, с. 137-138]. Проявилась указанная тенденция в изменении отношений к ряду исторических персоналий -Александру Невскому, Козьме Минину, Д.М. Пожарскому, А.В. Суворову, М.И. Кутузову, а затем и к Ивану Грозному. При этом Российская империя изображалась центром, в котором выплавлялось единство живущих в ней народов, причём русский народ превращался в

© Леушкин Д.В., Рыбкина О.С., 2016 г.

старшего брата, защитника и просветителя, к тому же открывшего «инородцам» революционную перспективу. Разумеется, официальное отношение к героям досоветского прошлого было положительным (за исключением, пожалуй, Д.М. Скобелева), однако и линия на преемственность СССР с досоветской Россией, и восхваление правителей и полководцев досоветского периода у русских национал-патриотов 1960-х - 1980-х годов было более ярким, нежели в исполнении официальных советских историков и пропагандистов.

В целом же русские национал-патриотические взгляды на историческое прошлое страны базировался на нескольких источниках. Во-первых, на идее о преемственности государственности от Киевской Руси к Московской царству, далее - к Российской империи, а затем уже, к СССР. Как следствие, был создан весьма эклектичный пантеон героев, отличавшихся по своим взглядам и социальному статусу - Александр Невский, Дмитрий Донской, Б. Хмельницкий, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, В.И. Ленин, Г.К. Жуков. Разумеется, сюда же относился и И.В. Сталин, однако лишь полуофициально. Впрочем, любое комплиментраное высказывание о нём вызывало у советских национал-большевиков бурю положительных эмоций [29, с. 33-34]. При этом К. Маркс и Ф. Энгельс не отрицались полностью, но и не «выпячивались». Упоминания о них были скорее ритуальными (иначе нельзя), но говорить об их равенстве в национал-большевистском пантеоне вышеперечисленным «святым» не приходилось. В качестве «святых» второго эшелона указывались Пётр I, адмиралы Ф.Ф. Ушаков, П.С. Нахимов, маршал К.К. Рокоссовский. Использовались в пропаганде, как правило, упрощённые образы всех означенных персонажей. Не случайно, существует даже мнение, что полководческий гений М.И. Кутузова является не столько реальностью, сколько мифом, окончательно сформированным в советские годы [30, с. 60-66]. Наличествовали, разумеется, и антигерои, причём как бы вневременные. Наиболее известная формулировка связана с тождественностью А.М. Курбского и А.А. Власова. Подчеркнём также, что и патриотизм, и положительное отношение к православию (последняя по сути мыслилась как традиционная русская конфессия) вполне вписываются в рамки представлений о вышеупомянутой преемственности.

Вторым источником национал-патриотических взглядов на прошлое страны являлась великодержавность. Все упомянутые нами выше исторические деятели закладывали камни в фундамент великого государства, в результате чего СССР стал сверхдержавой. Таким образом, в СССР как бы воплотились вековые мечты русских людей о могучей стране [21, 66; 23, 95; 26, 26]. Цена вопроса при этом отступала в лучшем случае на второй план.

Третьим источником являлось стремление противопоставить Россию Западу. Декларировалось, что и СССР, и дореволюционная Россия, и даже Русь времён Александра Невского были противниками западных стран, в связи с чем антизападная направленность внешней политики - это норма, а иная ситуация - исключение, причём ведущее к негативным последствиям. При этом антисионизм, весьма распространённый среди русофилов (Последнее обстоятельство проявлялось даже в научной сфере, так как иногда изучение механизмов влияния еврейского лобби в США или специфики израильской государственности подменялось цитированием «Протоколов сионских мудрецов» и иной подобной им литературы [27, с. 184]), в какой-то мере следует признать разновидностью антизападничества. Отметим также, что «до начала эпохи гласности некоторые из работ [такого рода] входили даже в перечни обязательной литературы для отдельных категорий студентов, преподавателей, членов КПСС, а особенно для военных и сотрудников КГБ. В этих публикациях своеобразная смесь жесткого антикапитализма, антизападничества и «антисионизма» с более или менее замаскированными антисемитизмом, ксенофобией ... служила средством легитимации неосталинского режима, пришедшего к власти в 1964 году после отстранения Хрущёва. Резник (Д.В., О.Р. - имеется в виду Семён Резник, автор книги «Красное и коричневое. Книга о советском нацизме» [25, с. 1-319]) говорит, по меньшей мере, о 50 книгах, относящихся к этой категории, изданных, по его оценкам, тиражом около

9 млн. экземпляров. Несмотря на то, что качество этих работ было невысоким, а число не так уж велико, их использование в учебных курсах образовательных учреждений и распространение среди населения серьезно повлияли на становление ультранационалистического дискурса в постсоветский период» [32, с. 159].

В качестве четвёртого источником следует указать идею о русском характере коммунизма и, как следствие, о том, что Октябрьская революция являлась триумфом русского духа [31, 115; 34, 60; 35, 134; 37, 60; 38, 54]. Несколько позднее в национал-большевистских кругах был взят курс на проведение магистральной линии русской идеи от русских православных мыслителей к славянофилам и почвенникам и затем к социалистам (едва ли не в наибольшей степени эту точку зрения отстаивал в своей так и незащищённой диссертации нижегородский исследователь В. А. Яицкий [43, с. 1-20]).

Особняком в русском национально-патриотическом движении 1960-х - первой половины 1980-х годов в своём отношении к русской истории стоял диссидент Г.М. Шиманов. Сложно указать точно, когда он пришёл к своим выводам, окончательно оформленным уже в 1994 году в статье «Оккупация и геноцид русских в императорской России, или что мы знаем о самодержавии» [41, с. 143-151], однако нет сомнений в том, что частично эти взгляды были им выработаны ещё в эпоху «застоя». Суть их сводилась к следующему - «Россия не являлась государством русского народа, а была ему враждебна». По сути Г.М. Шиманов автоматически подводил русистов к идее о том, что у них нет полноценного идеала, к достижению которого надо стремиться. В самом деле, советская власть не является русской властью, но то же самое имеет смысл утверждать и о власти в России до 1917 года. Г.М. Шиманов, правда, не указал ни причин этого феномена, ни, по большому счёту, планов выхода из этой парадоксальной для большинства тогдашних русистов ситуации, однако вопрос, поставленный им, сам по себе стоит множества ответов на «текущие», тактические вызовы. Представляется также, что данная статья во многом базируется на идеях дореволюционного русского правого мыслителя, аттестуемого иногда первым русским расистом, М.О. Меншикова. Впрочем, не исключено, что к указанные взгляды были выработаны Г.М. Шимановым вполне самостоятельно и без обращения к более ранним источникам. Впоследствии шимановские идеи были развиты А. Широпаевым в его работе «Тюрьма народа» [42, с. 1-144].

Таким образом, взгляды русских национал-патриотов периода «застоя» оказались созвучными воззрениям многих представителей российского научного сообщества в постсоветский период. Кроме того, русские национально-патриотические идеи о прошлом нашей страны взяты на вооружение рядом современных политических партий [33], причём не только маргинальных.

Литература

1. В.Э. Багдасарян, В.П. Михеенков, Д.В. Маслов - Историческая литература советского инакомыслия // Сервис в России и за рубежом. - 2012. - № 5 (32). - С. 18-29.

2. Я.В. Бацына - Полемика по вопросам развития культуры в СССР в 1960-1970-е годы: культура = политика? // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. - 2015. - № 43. -С. 107-113.

3. А.И. Вдовин - Эволюция национальной политики СССР. 1917-1941 гг. // Вестник Московского университета. Серия 8: История. - 2002. - № 3. - С. 3-54.

4. М.В. Данилов - Модели политизации общественных отношений // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. - 2014. - Т. 14. - № 1. - С. 80-83.

5. Д.Б. Думаревский - Глобальные проблемы современности и специфика русской духовности // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. - 2005. - № 15. - С. 124-125.

6. Ф.И. Ермаков, А.А. Васильев - Национальный вопрос в современной России: заметки и размышления // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2013. № 4 (48). С. 101-107.

7. Ф.М. Ибятов - Бифуркация русского национального движения: исторический аспект и современность // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. -№ 7. - С. 242-249.

8. Ф.М. Ибятов - «Русская национальная правая»: тенденции современной историографии // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 18. - С. 256-261.

9. Г.А. Ивакин - Право-консервативное движение в СССР в 1960-1970 е гг. // Образование и общество. - 2013. - Т. 2. - № 79. - С. 125-130.

10. Ю.Ю. Иерусалимский - Отражение в творчестве В. С. Высоцкого жизни советского общества 1960-х - начала 1980-х годов: характеристика источников // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. - 2013. - № 4. -С. 41-45.

11. М.В. Кирчанов - Национализм и возрождение русского политического в русской прозе позднесоветского периода // Гуманитарные научные исследования. - 2013. - № 1 (17). - С. 4.

12. М.В. Кирчанов - Национальное и лояльное в 1970 - 1980-х гг.: русское и советской в художественной литературе // Современные научные исследования и инновации. - 2013. - № 1 (21). - С. 9.

13. М.В. Кирчанов - Национальное и советское в русской литературе РСФСР // Филология и литературоведение. 2013. № 1 (16). С. 4.

14. М.В. Кирчанов Русский национализм в русской литературе поздней РСФСР // Современные научные исследования и инновации. - 2013. - № 1 (21). - С. 10.

15. М.В. Кирчанов - Русский национализм и советский миф в русской поэзии РСФСР: национализм, историческая память и лояльность (1960 - 1980-е гг.) // Филология и литературоведение. - 2013.

- № 1 (16). - С. 1.

16. В. Кожинов - Загадочные страницы истории ХХ века. Книга вторая. Сталин, Хрущёв и госбезопасность // Наш современник. - 1996. - № 8. - С. 124-144.

17. А.А. Корнилов - Церковный голос России // Российская история. - 2014. - № 2. - С. 193-195.

18. И.И. Кузнецов - Влияние демонстрационных эффектов на становление политических институтов // Международные отношения. - 2015. - № 4. - С. 412-425.

19. Д.В. Леушкин, Т.Л. Полусмак - Право-левая оппозиция на рубеже 1980-х - 1990-х годов: подготовка выработки духовных скреп // Вестник современной науки. - 2015. - № 4 (4). - С. 162167.

20. С.В. Новиков - Материалы «устной истории» как источник к изучению политической жизни Сибири 1985 - 2000 гг. // Омский научный вестник. - 2015. - № 5 (142). - С. 8-11.

21. С.Г. Осьмачко - Сталинизм и историческая наука (1920-1930-е гг): идеологизация методологии // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - Т. 1. - № 4. - С. 65-68.

22. Е.А. Пахомова - К вопросу о многообразии либерализма в современном мире // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. - 2013. - № 36. - С. 225-227.

23. Е.А. Пахомова К вопросу об отечественных традициях прямой демократии // Среднерусский вестник общественных наук. - 2014. - № 1. - С. 94-96.

24. Е.А. Пахомова - Системный либерализм: истоки теории и практики // Научное мнение. - 2015. -№ 1-1. - С. 87-91.

25. С. Резник - Красное и коричневое. Книга о советском нацизме. - Вашингтон: Вызов, 1991. - 319 с.

26. Е.Л. Рябова, Л.О. Терновая Измерим время словом // Этносоциум и межнациональная культура.

- 2015. - № 2 (80). - С. 20-27.

27. Г.Ш. Сагателян - Жизнь как жизнь. Воспоминания. - Н. Новгород: РИЦ «Курьер-медиа», 2009. -384 с.

28. В. Соловей, Т. Соловей - Апология русского национализма // Политический класс. - 2006. - № 11. - С. 32-40.

29. В. Соловьёв, Е. Клепикова - Заговорщики в Кремле: От Андропова до Горбачева. - М.: АО «Московский центр искусств», 1991. - 302 с.

30. Спаситель Отечества Кутузов без хрестоматийного глянца. Материалы круглого стола // Родина.

- 1995. - № 9. - С. 60-66.

31. А.С. Торопкин, С.В. Чадаева - Разрешённое инакомыслие: политизированные почвеннические тексты в СССР в период «застоя» // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. - 2014. - № 41. - С. 113-117.

32. А. Умланд - Официальный советский антисемитизм послесталинского периода // Pro et Contra (Москва). - 2002. - № 2, Весна. - С. 158-168.

33. А.А. Фоменков - Востребованность идей оппозиции государственников начала 1990-х годов в России в 2000-х годах // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. -

2014. - № 40. - С. 137-140.

34. А.А. Фоменков - Зарубежная историография деятельности русских национально-патриотических сил в 1950-е - первой половине 1990-х гг. // Гуманитарный вектор. Серия: История, политология. - 2014. - № 3 (39). - С. 58-66.

35. А.А. Фоменков - К вопросу об актуальности жанра альтернативной истории // Актуальные проблемы социальной коммуникации. Материалы четвёртой Всероссийской научно-практической конференции. Факультет коммуникативных технологий Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева. - 2013. - С. 133-135.

36. А.А. Фоменков - Развитие советской музыки в периоды «оттепели» и «застоя»: политические и социологические аспекты // Научное мнение. - 2014. - № 9-3. - С. 45-54.

37. А.А. Фоменков - Создание ложной дихотомии: советское государство против русских национал-патриотов в период «застоя» // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия: Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии. - 2013. - № 4. - С. 58-61.

38. А.А. Фоменков - «Устав нравов»: к истории советского национал-большевизма // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2011. - № 1 (15). - С. 53-54.

39. А.А. Фоменков - Феномен В.С. Высоцкого как политическое явление // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2013. - № 1 (30). -С. 77-79.

40. С.А. Шестаков, Л.В. Ребышева - Российская национал-патриотическая политическая идеология: страницы истории // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. -

2015. - № 2. - С. 83-85.

41. Г. Шиманов - Оккупация и геноцид русских в императорской России, или что мы знаем о самодержавии // Молодая гвардия. - 1994. - № 1. - С. 143-151.

42. А. Широпаев - Тюрьма народа: русский взгляд на Россию. - М.: ООО «ФЭРИ-В», 2001. - 144 с.

43. В.А. Яицкий - Русская идея и революционный народнический социализм XIX века: выбор собственного пути развития России. Автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. - Н. Новгород. 2005. - 20 с.

44. A.A. Kudrina, A.A.Fomenkov, O.S. Rybkina - Creative heritage of S. N. Semanov as a historical source on the political history USSR of the 1970th - the 1980th // European researcher. Series A. -2015. - № 6 (95). - С. 416-420.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.