Научная статья на тему 'РОССИЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ: СОЦИАЛЬНАЯ ДИСПОЗИЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВА'

РОССИЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ: СОЦИАЛЬНАЯ ДИСПОЗИЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
31
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / социальная диспозиция / самоидентификация молодежи / ценности молодежи / социальная адаптация молодежи / youth / social disposition / youth self-identification / youth values / social adaptation of youth

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Реутов Евгений Викторович, Реутова Марина Николаевна, Реутова Марина Николаевна, Шавырина Ирина Валерьевна

Целью данной статьи является определение положения молодежи в российском обществе с точки зрения ее социальной диспозиции и перспективы. На основании результатов социологического исследования «Трансформация оснований и практик гражданской активности молодежи в условиях фрагментации жизнен-ных миров и виртуализации общества», проведенного авторами в сентябре–октябре 2021 г. в Белгородской области, Краснодарском крае и городе федерального значения Севастополе (N=1200), обнаружена противо-речивость социальных диспозиций современной российской молодежи, которая обусловлена осознанием принципиальной, а также ситуативной неопределенности социальной ситуации. Авторы приходят к выводу о сочетании традиционалистской, приватно-фамилистической ценностной модели в сознании молодежи со стремлением к жизненному успеху, выраженному по преимуществу в категориях богатства, самореализации и гедонизма. При этом профессионализм, являясь значимым фактором жизненного успеха, не является ча-стью ценностной модели. Российское общество воспринимается как достаточно комфортное для молодежи, но с рядом значимых барьеров самореализации как в маловостребуемой политической сфере, так и в профес-сиональной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Реутов Евгений Викторович, Реутова Марина Николаевна, Реутова Марина Николаевна, Шавырина Ирина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN YOUTH: SOCIAL DISPOSITION AND PERSPECTIVE

The purpose of this article is to determine the position of young people in Russian society in terms of their social disposition and perspective. Based on the results of the sociological study "Transformation of the foundations and prac-tices of youth civic engagement in the context of fragmentation of life worlds and virtualization of society", conducted by the authors in September –October 2021 in the Belgorod Region, Krasnodar Region and the federal city Sevastopol (N=1200), an inconsistency was found social dispositions of modern Russian youth, which is due to the awareness of the fundamental, as well as situational uncertainty of the social situation. The authors come to the conclusion about the combination of a traditionalist, private-familistic value model in the minds of young people with the desire for success in life, expressed primarily in the categories of wealth, self-realization and hedonism. At the same time, professional-ism, being a significant factor in life success, is not part of the value model. Russian society is perceived as quite com-fortable for young people, but with a number of significant barriers to self-realization – both in the political sphere of little demand and in the professional sphere.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ: СОЦИАЛЬНАЯ ДИСПОЗИЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВА»

132 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2023, № 3 (71), с. 132-137

УДК 316.34

DOI 10.52452/18115942_2023_3_132

РОССИЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ: СОЦИАЛЬНАЯ ДИСПОЗИЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВА © 2023 г. Е.В. Реутов, М.Н. Реутова, Т.В. Тришина, И.В. Шавырина

Реутов Евгений Викторович, к.соц.н.; доц.; доцент кафедры социальных технологий и государственной службы Белгородского государственного национального исследовательского университета

reutovevg@mail.ru

Реутова Марина Николаевна, к.соц.н.; доц.; доцент кафедры социальных технологий и государственной службы Белгородского государственного национального исследовательского университета

reutova@bsu.edu.ru

Тришина Татьяна Владимировна, к.соц.н.; доц.; доцент кафедры журналистики филиала Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова в г. Севастополе

trishina@irkp31.ru

Шавырина Ирина Валерьевна, к.соц.н.; доц.; доцент кафедры социологии, этнографии и социометрии Российского государственного социального университета, Москва shavyrina_77@mail.ru

Стотья поступило вредокцию 27.02.2023 Стотья принято к публикоции 28.07.2023

Целью данной статьи является определение положения молодежи в российском обществе с точки зрения ее социальной диспозиции и перспективы. На основании результатов социологического исследования «Трансформация оснований и практик гражданской активности молодежи в условиях фрагментации жизненных миров и виртуализации общества», проведенного авторами в сентябре-октябре 2021 г. в Белгородской области, Краснодарском крае и городе федерального значения Севастополе (.N=1200), обнаружена противоречивость социальных диспозиций современной российской молодежи, которая обусловлена осознанием принципиальной, а также ситуативной неопределенности социальной ситуации. Авторы приходят к выводу о сочетании традиционалистской, приватно-фамилистической ценностной модели в сознании молодежи со стремлением к жизненному успеху, выраженному по преимуществу в категориях богатства, самореализации и гедонизма. При этом профессионализм, являясь значимым фактором жизненного успеха, не является частью ценностной модели. Российское общество воспринимается как достаточно комфортное для молодежи, но с рядом значимых барьеров самореализации как в маловостребуемой политической сфере, так и в профессиональной.

Ключевые слово: молодежь, социальная диспозиция, самоидентификация молодежи, ценности молодежи, социальная адаптация молодежи.

Введение

Заявка на рассмотрение молодежи в качестве социального субъекта и даже в виде специфической социальной и социокультурной общности уже сама по себе ставит определенные ограничения в исследовательском дискурсе, поскольку задает направление поиска и акцентуации комплекса характеристик, отличающих молодежь от «старших поколений». Между тем тезис о наличии в обществе «молодежной субкультуры» в качестве некоей социальной константы является во многом порождением специфической социальной ситуации, сформировавшейся в результате послевоенного (имеется в виду Вторая мировая война) бэби-бума и формирования в странах Европы и Северной Америки, а также на их периферии «общества потребления», в материальном и символическом пространстве которого люди старшего поколения компенсировали утраты и лишения молодости и стремились сделать как можно более приятной

и беспроблемной жизнь своих детей. Что же касается молодежи, то она получила возможность для самореализации в качестве естественных условий бытия, а не объекта завоевания.

Такого рода социальные условия не являются, безусловно, чем-то уникальным и невоспроизводимым в социальной практике в иной пространственно-временной среде. В какой-то мере подобная ситуация сформировалась в российском обществе «нулевых» - первой половины 2010-х гг., преодолевшем «лихие 90-е» и построившем оптимальную финансово-экономическую модель с точки зрения обмена природных ресурсов страны на допуск высшего и части «среднего» класса в элитный «клуб потребителей».

Данные условия не могли не отразиться на ментальности и социальных практиках значительной части российской молодежи, относящейся к поздней волне поколения «миллениа-лов», взросление которой пришлось на рубеж 2000-2010 гг. В качестве социологических маркеров новой ситуации в молодежной среде сле-

дует отметить стремительный рост запроса на высшее образование и отсрочку «взросления», дальнейшее повышение реального брачного возраста и возраста деторождения, распространение идеологии «чайлд-фри», значимость «самореализации» в наборе жизненных приоритетов, экспансию постматериальных, гедонистических ценностей в концептуальном оформлении «жизни для впечатлений», многократно усиленной бурным развитием социальных медиа, позволяющих с легкостью трансформировать индивидуальный жизненный опыт в эталонную практику и наоборот.

Кстати, пусть и со значительным временным лагом, эти изменения в диспозициях молодежи отразились и на институциональном, правовом дизайне - в повышении Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» верхней границы молодежного возраста с 30 до 35 лет.

В последние пять лет, вследствие негативно -го влияния затяжного экономического кризиса на доходы россиян, усугубленного в последние годы социальными издержками пандемии, санкционной «войной» против России и крупнейшим геополитическим конфликтом, в который оказалась вовлечена страна, тенденция на отсрочку экономического взросления и выхода на рынок труда прервалась, что выразилось в падении спроса на высшее образование. Впрочем, определенную роль в последнем сыграл и фактор ЕГЭ, нежелательность прохода через процедуру которого существенно повлияла на рост наборов в учреждения среднего профессионального образования.

Что же касается ментальных, ценностных характеристик молодежи, то сформированные в эпоху массового потребления и массовой культуры социокультурные константы вряд ли подвержены столь же относительно быстрой трансформации, как конкретные поведенческие практики, имеющие ярко выраженную адаптационную направленность. Очевидно, что в настоящее время молодежь, как и все российское общество, находится в очередной точке бифуркации, и векторы их дальнейшего социального развития определяются не только острой фазой геополитического конфликта, переживаемого страной «здесь и сейчас». Возможно, что российское общество находится в состоянии цивилизационного сдвига, и от того, какую позицию займет молодежь, во многом зависит и то, чем этот сдвиг завершится.

Методология

Целью данной статьи является определение положения молодежи в российском обществе с

точки зрения ее социальной диспозиции и перспективы. При этом диспозиция рассматривается в рамках концепции В.А. Ядова и соавторов как целостная структура, в которой ценности и цели, фиксирующие социальные идеалы индивидов, взаимосвязаны с их социальными ролями, определяющими непосредственное поведение, но данная взаимосвязь не имеет жесткого характера, а усугубляется или ослабевает в связи с доминирующими в обществе параметрами жизненного успеха [1]. Данная концепция вполне согласуется и с теорией габитуса П. Бурдье, понимаемого им как система предрасположенно-стей, формирующаяся в конкретной социальной среде и позволяющая индивидам находить свое место в социальном пространстве и действовать оптимальным для себя образом [2].

Эмпирической основой статьи являются результаты социологического исследования «Трансформация оснований и практик гражданской активности молодежи в условиях фрагментации жизненных миров и виртуализации общества». Анкетный опрос проводился авторами в сентябре-октябре 2021 г. в Белгородской области, Краснодарском крае и городе федерального значения Севастополе. Объем выборочной совокупности составил 1200 человек (по 400 респондентов в каждом регионе) в возрасте 16-29 лет. Выборка репрезентативна по полу и возрасту в каждом регионе.

Результаты

Один из блоков исследования был связан с социальной самоидентификацией молодежи, ощущением ею своего места в обществе и отношением к будущему. В результате вырисовывается достаточно интересное представление о жизненных диспозициях молодежи.

В основе диспозиционной структуры личности находится система или даже иерархия ценностей, которая явно или латентно определяет жизненные стратегии или социальные практики. Однако сложность экстраполяции ценностной структуры личности на социальные практики состоит в заметном, иногда весьма существенном, лаге между идеалами и необходимостью адаптации к конкретной ситуации. Если ценностный аспект жизненного мира относительно ригиден, то практики гораздо более пластичны и определяются не только идеалами и жизненными целями, но и гораздо более прагматичными интересами, в том числе исходящими из необходимости встроиться в конкретную жизненную ситуацию.

Верхушку ценностной системы российской молодежи условно можно назвать приватно-

Таблица 1

Что является для Вас главным в жизни? (ответы ранжированы

по значимости)

Значения Частота % от ответов % от опрошенных

Семья, ее благополучие 726 20.8 60.5

Здоровье 658 18.9 54.8

Деньги, хороший заработок 434 12.5 36.2

Любовь 244 7.0 20.3

Получать от жизни удовольствие 237 6.8 19.8

Реализация своего таланта и способностей 212 6.1 17.7

Свобода, независимость от других 188 5.4 15.7

Карьера 183 5.3 15.3

Друзья, общение 132 3.8 11.0

Покой 100 2.9 8.3

Стать хорошим специалистом 90 2.6 7.5

Хорошее образование 73 2.1 6.1

Власть 52 1.5 4.3

Вера (религия) 52 1.5 4.3

Принести пользу своей стране 48 1.4 4.0

Слава, популярность 44 1.3 3.7

Затрудняюсь ответить 12 0.3 1.0

фамилистической (от лат. privatus - частный и familia - семья). Так, триаду жизненных приоритетов молодежи составляют семья, ее благополучие (в качестве ключевых его отметили 60.5% опрошенных), здоровье (54.8%) и деньги, хороший заработок (36.2%). Достаточно значимыми ценностями являются также любовь (20.3%), получение от жизни удовольствия (19.8%), реализация таланта и способностей (17.7%), свобода, независимость (15.7%), карьера (15.3%), друзья, общение (11.0%). Периферийными в системе ценностей являются покой (8.3%), профессионализм (7.5%), хорошее образование (6.1%), власть (4.3%), вера, религия (4.3%), польза стране (4.0%), слава (3.7%) (табл. 1).

На первый взгляд, данная иерархия применительно к молодежи выглядит довольно консервативно. Признание высокой ценности семьи, здоровья не выделяют молодежь из диспо-зиционной системы российского общества в целом. Несколько странно смотрятся в данной иерархии приниженные позиции хорошего образования и профессионализма. Что касается последнего, то далее отметим, что на самом деле профессионализм рассматривается молодежью как один из ключевых факторов жизненного успеха. Просто функция профессионализма, так же как и образования, в глазах молодежи предельно инструментальна, и поэтому соответствующие качества оказываются в конце иерархии жизненных ценностей.

Ну а семья - это чуть ли не единственный реально работающий институт российского об-

щества, особенно для лиц с небольшим объемом человеческого и социального капитала. Уход в приватность для россиян является важным социально-психологическим механизмом адаптации к социальной неопределенности и компенсации аутсайдерства. На материалах предыдущих исследований мы отмечали, что гиперболизация жителями российской провинции семейного счастья в качестве критерия жизненного успеха, так же как и распространенность представлений о невозможности добиться в провинции успеха без связей, во многом призвана оправдать пассивные жизненные стратегии [3].

Как было отмечено выше, набор ценностей как часть социальных диспозиций личности (или социальной группы) имеет важное значение для жизненных практик, но его влияние не является однозначным и непосредственным, а определяется сложной конгломерацией интересов, статусов и ролей. Соответственно, социальные стратегии и тактики молодежи вырабатываются под влиянием не только иерархии ценностей, но зависят от многообразия социальных связей и отношений вплоть до конкретных жизненных ситуаций, конфликтов, из которых молодые люди могут выходить победителями либо аутсайдерами.

В результате формируется некая социализа-ционная норма (реальная социализационная норма, в типологии А.И. Ковалевой) - представление о том, что необходимо человеку для социальной адаптации и достижения жиз-

Тоблицо 2

Как Вы считаете, чтобы комфортно себя ощущать в обществе и пользоваться жизненным успехом, _насколько важно для человека..., %_

Очень важно Скорее важно Скорее неважно Совершенно неважно Затрудняюсь ответить

Соблюдать нормы права 51.3 38.0 4.8 1.6 4.3

Соблюдать нормы общественной морали 49.0 38.8 6.0 2.0 4.3

Иметь хороших друзей 47.4 38.0 7.5 3.6 3.5

Быть, как все в твоем окружении 10.4 17.5 29.6 35.9 6.6

Пользоваться поддержкой семьи 54.3 29.6 6.9 3.8 5.3

Иметь и выражать свою гражданскую позицию 31.9 37.5 16.0 4.5 10.1

Помогать другим людям 32.3 44.0 13.2 4.2 6.3

Быть профессионалом в своем деле 57.7 29.2 5.9 2.3 4.9

Иметь много денег 33.2 38.4 15.3 6.8 6.3

Быть патриотом своей страны 22.0 28.9 23.3 15.0 10.8

Быть оригинальным и неординарным, выделяться из окружения 23.6 30.8 22.7 11.9 11.1

ненного успеха [4]. И наше исследование показало, что ценностная модель, как правило, корректируется, когда речь заходит о том, что необходимо в реальности для этого.

Ключевыми факторами социальной адаптации в современном обществе молодежь считает соблюдение норм права (в качестве важного и скорее важного условия его отметили 89.3% респондентов), следование нормам морали (87.8%), профессионализм (86.9%), наличие хороших друзей (85.4%), поддержка семьи (83.9%), готовность помогать другим людям (76.3%), деньги, богатство (71.6%), наличие и выражение гражданской позиции (69.4%).

В меньшей мере востребованы для этого оригинальность, неординарность (54.4%), патриотизм (50.9%), социальный конформизм -необходимость «быть, как все» (27.9%) (табл. 2).

Таким образом, профессионализм, который был внизу иерархии базовых жизненных ценностей существенно повышает свою значимость в качестве инструментальной ценности, без которой трудно достичь жизненного успеха. Значимость поддержки семьи как инструмента социальной адаптации вполне соответствует ее месту в ценностной иерархии, а наличие друзей (в совокупности с семьей это так называемые «сильные» связи) в жизненных практиках приобретает гораздо больший вес, нежели в иерархии ценностей.

Субъективно высокая значимость «сильных» связей для достижения жизненного успеха в очередной раз указывает на сохранение фами-листических черт российского общества. Но при этом полученные данные говорят и о тенденции к преодолению его атомизации, поскольку наглядно демонстрируют субъективную значимость следования социальным нормам, как формальным - правовым, так и обще-

ственной морали. Безусловно, это лишь тенденция. Ведь в целом молодежь склонна описывать современное российское общество в коннотациях несогласия и разобщенности (которые преобладают в нем, по мнению 57.8% опрошенных), нежели согласия, сплоченности (17%).

Но в пользу консолидирующей тенденции говорит то, что состояние молодежного сегмента российского общества оценивается несколько более позитивно: 46% респондентов считают, что в среде молодежи больше несогласия, разобщенности, а 30.8% - что в ней преобладают согласие и сплоченность.

С точки зрения реализации базовых жизненных целей и установок молодежи социальные условия российского общества оцениваются молодыми людьми как относительно благоприятные. Особенно это касается спорта и здорового образа жизни, развлечений и досуга, творческого самовыражения, социально ориентированной активности. Более критически оценивает молодежь условия для политической деятельности и для коллективной защиты прав и свобод. Так:

- условия для занятий спортом и здорового образа жизни в российском обществе созданы, по мнению 75.7% опрошенных, не созданы - 8.8%;

- условия для развлечений и досуга созданы, по мнению 72.0%, не созданы - 10.3%;

- условия для творческого самовыражения созданы, по мнению 64.3%, не созданы - 13.9;

- условия для социально ориентированной деятельности созданы, по мнению 61.9%, не созданы - 15.2%;

- условия для карьеры, профессионального развития молодежи созданы, по мнению 52.0% опрошенных, не созданы - 19.8%;

- условия для религиозной жизни созданы, по мнению 48.5% опрошенных, не созданы - 12.8%;

Таблица 3

Как Вы считаете, в современном российском обществе созданы условия для проявления молодыми людьми социальной активности в различных сферах или же этих условий нет?, %_

Такие условия созданы Таких условий нет Затрудняюсь ответить

В политической сфере 33.1 28.6 38.3

В социально ориентированной деятельности, в организации помощи нуждающимся в ней людям 61.9 15.2 22.9

В творческом самовыражении 64.3 13.9 21.8

В свободе получения и распространения информации, в выражении своего мнения по разным вопросам 40.5 30.3 29.2

В карьере, профессиональном развитии 52.0 19.8 28.2

В развлечениях и досуге 72.0 10.3 17.7

В коллективных действиях по защите прав и свобод 36.6 26.2 37.2

В религиозной жизни 48.5 12.8 38.7

В спорте и реализации здорового образа жизни 75.7 8.8 15.5

- условия для получения и распространения информации, выражения своего мнения созданы, с точки зрения 40.5% респондентов, не созданы - 30.3%;

- условия для коллективных действий, защиты прав и свобод созданы, по мнению 36.6% респондентов, не созданы - 26.2%;

- условия для политической активности молодежи созданы, по мнению 33.1% опрошенных, не созданы - 28.6% (табл. 3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выявленная иерархия условий для самореализации (с учетом не только их субъективной сформированности, но и доли затруднений с их оценкой) достаточно отчетливо характеризует как сами условия, так и востребованность соответствующих направлений самой молодежью. Например, критическое восприятие условий для проявления гражданской активности молодежи в сфере политики сочетается с высоким уровнем добровольного отчуждения от политической деятельности - даже в виде проявления какого бы то ни было интереса к ней. Большая доля затруднившихся оценить условия для самореализации в религиозной жизни тоже говорит о том, что данная сфера находится на периферии внимания молодежи.

Высоким уровнем критического восприятия со стороны молодежи характеризуется самовыражение в высказывании своей позиции, в реализации свободы слова. Более благоприятно, но тоже достаточно критически, оценивается такое ключевое для молодежи направление, как профессиональное развитие. Лишь чуть больше половины (52%) опрошенных считают сформированными в российском обществе условия для карьеры и профессионального развития молодежи; отрицательную оценку дают 19.8% опрошенных. Оценки работающей молодежи как столкнувшейся с реалиями жизни носят, хотя и не намного, но более критический характер (49.6% и 22.3%, соответственно), чем у

учащихся в школах, колледжах и вузах.

Сочетание доминирующих приватно-фамилис-тических жизненных ценностей, высокой субъективной оценки профессионализма в качестве фактора жизненного успеха с достаточно критическим восприятием условий для профессиональной самореализации и высоким уровнем социальной неопределенности демотивирует российскую молодежь к выстраиванию долгосрочных стратегий. Поскольку опрос проводился до 2022 г., можно предположить, что к настоящему времени жизненные перспективы молодежи становятся еще более туманными, а сроки планирования сокращаются.

Оптимальный срок планирования молодежью своих жизненных стратегий в современном обществе для подавляющего большинства участников исследования не превышает 5 лет. При этом перспективу до 5 лет оптимальной назвали лишь 33.1% респондентов; до 1 года -26.3%; а 16.2% респондентов считают, что в настоящих условиях планировать вообще бессмысленно. Долгосрочные жизненные стратегии оптимальными считают лишь немногие: до 10 лет - 9.2%, 10 лет и более - 4.1% (табл. 4).

Но нельзя сказать, что ситуация неопределенности является стрессогенной для молодежи в целом. Отсутствие уверенности в завтрашнем дне беспокоит менее трети (24.8%) опрошенных. Ощущают такую уверенность 43.9% респондентов, а 16% в принципе не беспокоит данный вопрос, поскольку им нравится жить в ситуации неопределенности (табл. 5).

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о противоречивости социальных диспозиций современной российской молодежи, обусловленной осознанием принципиальной, а также ситуативной неопределенности

Таблица 5

Тоблицо 4

Как Вы считаете, какой срок планирования молодыми людьми своих жизненных стратегий

Значения Частота % опрошенных

Планировать в настоящее время вообще бессмысленно 194 16.2

Не более чем до 1 года 316 26.3

До 5 лет 397 33.1

До 10 лет 110 9.2

10 лет и более 49 4.1

Затрудняюсь ответить 134 11.2

Можете ли Вы сказать о себе, что уверены в завтрашнем дне, и нужна ли Вам вообще такая уверенность?

Значения Частота % опрошенных

Да, я достаточно уверен в завтрашнем дне 527 43.9

Я не уверен в завтрашнем дне, и это меня беспокоит 298 24.8

Я живу лишь сегодняшним днем, поэтому этот вопрос меня не беспокоит 192 16.0

Мне нравится жить в ситуации неопределенности, и такая уверенность мне не нужна 55 4.6

Затрудняюсь ответить 128 10.7

социальной ситуации. В сознании большинства молодежи традиционалистская, приватно-фами-листическая ценностная модель сочетается со стремлением к жизненному успеху, выраженному по преимуществу в категориях богатства, самореализации и гедонизма. Профессионализм считается значимым фактором жизненного успеха, но не является частью ценностной модели. Российское общество воспринимается как достаточно комфортное для молодежи, но с рядом значимых барьеров самореализации - как в маловостребуемой ею политической сфере, так и в профессиональной. Высокий уровень неопределенности заставляет приближать субъективный горизонт планирования и отказываться от долгосрочных жизненных стратегий.

Список литеротуры

1. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. 2-е расширенное изд. М.: ЦСПиМ, 2013. 376 с.

2. Бурдье П. Практический смысл / Пер. с фр.: А.Т. Бикбов, К.Д. Вознесенская, С.Н. Зенкин, Н.А. Шматко; отв. ред. пер. и послесл. Н.А. Шматко. СПб.: Алетейя; М.: Институт экспериментальной социологии, 2001. 562 с.

3. Реутов Е.В., Реутова М.Н., Шавырина И.В. Жизненный успех и шансы на его достижение в представлениях жителей российской провинции // Социологические исследования. 2020. Т. 46. № 6. С. 61-71.

4. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования. 2003. № 1. С. 109-114.

RUSSIAN YOUTH: SOCIAL DISPOSITION AND PERSPECTIVE

E. V. Reutov1, M.N. Reutova1, T. V. Trishina2,1. V. Shavyrina3

1 Belgorod State National Research University 2 Branch of Lomonosov Moscow State University in Sevastopol 3 Russian State Social University, Moscow

The purpose of this article is to determine the position of young people in Russian society in terms of their social disposition and perspective. Based on the results of the sociological study "Transformation of the foundations and practices of youth civic engagement in the context of fragmentation of life worlds and virtualization of society", conducted by the authors in September -October 2021 in the Belgorod Region, Krasnodar Region and the federal city Sevastopol (N=1200), an inconsistency was found social dispositions of modern Russian youth, which is due to the awareness of the fundamental, as well as situational uncertainty of the social situation. The authors come to the conclusion about the combination of a traditionalist, private-familistic value model in the minds of young people with the desire for success in life, expressed primarily in the categories of wealth, self-realization and hedonism. At the same time, professionalism, being a significant factor in life success, is not part of the value model. Russian society is perceived as quite comfortable for young people, but with a number of significant barriers to self-realization - both in the political sphere of little demand and in the professional sphere.

Keywords: youth, social disposition, youth self-identification, youth values, social adaptation of youth.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.