РОССИЙСКАЯ ГРАЖДАНСКО-КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК ОСНОВА ГАРМОНИЗАЦИИ ОТНОШЕНИЙ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ
THE RUSSIAN CIVIL AND CULTURAL IDENTITY OF STUDENT'S YOUTH AS A BASIS OF HARMONIZATION OF THE RELATIONS IN MULTINATIONAL SOCIETY
ПОЛУЧЕНО 11.01.16 ОДОБРЕНО 18.01.16 ОПУБЛИКОВАНО 17.02.16
УДК 159.9.072 DOI 10.12737/18137
БАТАРЧУК Д.С.
Канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Брянского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Брянск
BATARCHUK D.S.
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Department of Social and Humanitarian Disciplines, Bryansk Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Bryansk
e-mail: batarchuk@mail.ru
Аннотация
Статья посвящена социально-психологической проблеме развития российской гражданско-культурной идентичности студенческой молодежи в условиях многонациональной образовательной среды. Приводится описание специфики и анализ модели развития российской гражданско-культурной идентичности и организационно-заданных задачах. Выявлена взаимосвязь между уровнем российской гражданско-культурной идентичности и характерными индивидуальными проявлениями студенческой молодежи.
Определено, что формирование российской гражданско-культурной идентичности молодежи в условиях многонациональной России является управляемым с помощью учета определенных факторов и создания соответствующих психолого-педагогических условий. Уделяется внимание в исследовании наиболее эффективным психолого-педагогическим условиям, определены пути, методы и средства на различных стадиях формирования российской гражданско-культурной идентичности. Актуализируется необходимость основываться на принципах как требованиях к деятельности субъекта при организации комплексного исследования системы развития личности в условиях современного этнического разнообразия российского общества.
Ключевые слова: гражданско-культурная идентичность, этнотолерантность, молодежь, многонациональная образовательная среда. Abstract
The аrticle is devoted to a social and psychological problem of development of the Russian civil and cultural identity of student's youth in the conditions of the multinational educational environment. The article gives the description of specifics and the analysis of model of development of the Russian civil and cultural identity and the organizational set tasks. The interrelation between the level of the Russian civil and cultural identity and characteristic individual manifestations of student's youth is revealed.
It is defined that formation of the Russian civil and cultural identity of youth in the conditions of multinational Russia is operated by means of the accounting of certain factors and creation of the corresponding psychology and pedagogical conditions. The attention in research is paid to the most effective psychology and pedagogical conditions; ways, methods and means at various stages of formation of the Russian civil and cultural identity are defined. In the article the necessity to be based on the principles as requirements to activity of the subject at the organization of complex research of system of development of the personality in the conditions of a modern ethnic variety of the Russian society is staticized.
Keywords: civil-cultural identity, ethnotolerance, youth, multinational educational environment.
ВВЕДЕНИЕ
Мир человечества уникален в этническом разнообразии. С одной стороны, многонациональность современной России и мира в целом демонстрирует богатство этнического разнообразия, с другой — создает предпосылки для социально-психологической напряженности в отношениях между людьми и целыми группами. Особенно молодежь, отличающаяся сензитивностью своего возрастного периода, включенная в информационное пространство [3] и социальное межэтническое взаимодействие, нуждается в соответствующем научном социально-психологическом сопровождении. Такое сопровождение должно заключаться в развитии, в первую очередь, гражданско-культурной идентичности, этнотолерантности, ценностного осознания этнического разнообразия.
Задача подготовки подрастающего поколения к жизни в многонациональном пространстве названа в числе при-
оритетных в документах ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы. Федеральная программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001—2005 гг.)», завершившаяся по срокам, но продолжающая реализовывать свои цели, подчеркивает, что, чем выше социальное и национальное разнообразие общества, тем более необходим поиск оптимальной меры согласия, диапазона толерантности. В Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 602 «Об обеспечении межнационального согласия» сформированы основные инструменты реализации государственной национальной политики. В декабре 2012 г. утверждена Стратегия государственной национальной политики до 2025 г., которая определила ключевую национальную идею — формирование единой гражданской нации. В Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию провозглашены основные направления развития российского государства, среди которых важное место занимают проблемы межнационального взаи-
модействия. Президент Российской Федерации потребовал усиленного внимания к вопросам развития толерантности и терпимости.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» обозначил в статье три главных принципа государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования и определил один из принципов как «...единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства».
В.В. Путин на Совете по межнациональным отношениям, состоявшемся 22 октября 2013 г., акцентировал внимание на том, «.что делается на местах для обеспечения межнационального мира и согласия. Нужны современные системные методы и подходы, которые отражены в новой Стратегии государственной национальной политики. И она начнет работать в полную силу только тогда, когда будет востребована в регионах, станет реальным руководством к действию, к кропотливой, системной работе по укреплению межнационального согласия».
Следовательно, отмечается необходимость значительного расширения масштабов межнационального взаимодействия (в первую очередь в области образования), в связи с чем особую важность приобретает формирование российской гражданско-культурной идентичности молодежи, приемлющей общечеловеческие и общекультурные ценности.
На основе данной целевой установки определяется образовательная стратегия, направленная на формирование целостности личности молодежи, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной России, обладающей развитым чувством понимания и уважения своей и других культур, что является важным условием сохранения этнокультурного разнообразия, снижения социально-психологической напряженности в этнически разнообразной среде.
На основании необходимости решения сложившейся проблемы разработана и реализована модель развития российской гражданско-культурной идентичности молодежи. Она характеризуется динамической направленностью и включает исследовательский компонент, в котором внимание акцентировано на особенности студенческого (юношеского) возраста молодежи. Последовательно решаются операционные задачи.
В соответствии с первой задачей данного этапа исследования были рассмотрены индивидуально-психологические и социальные особенности молодежи. В юношеском возрасте происходит интенсивное развитие самосознания, на что указывают многие отечественные (Л.С. Выготский, А.А. Деркач, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Д. Левитов, В.А. Крутецкий, В.С. Мухина, И.С. Кон и др.) и зарубежные психологи (Р. Бернс, Х. Ремшмидт, П. Массен, Дж. Конджер, Дж. Каган, А. Хьюстон и др.) [15]. По Э. Эрик-сону, главный признак юности — это новые поиски самоидентичности.
В соответствии со второй задачей проведена пилотная диагностика в целях уточнения критериев, показателей и уровней развития российской гражданско-культурной идентичности молодежи. При этом мы исходили из понимания российской гражданско-культурной идентичности как интегративной системы качеств, позволяющей молодежи при наличии позитивной этнической самоидентификации проявлять эмоционально-ценностное отношение к многонациональной среде и активно взаимодействовать с ее представителями.
Согласно цели исследования диагностика должна быть направлена на выявление продукта такой личности «Я — образ человека культуры», где рассматриваются следующие аспекты «Я»: наличие позитивной этнической идентификации, этнической толерантности и эмоционально-ценностного отношения к представителям различных национальностей [6].
МЕТОДИКА И ВЫБОРКА ИССЛЕДОВАНИЯ
В соответствии с третьей задачей в процессе диагностики отбирались методы исследования компонентов гражданско-культурной идентичности молодежи.
При диагностике этнокультурной компетентности молодежи был использован Опросник этнокультурной компетентности молодежи», на вопросы которого были получены ответы от 187 студентов. Затем из этого числа были отобраны 72 студента, а также представители различных этносов, за которыми велось наблюдение (проявление этнонациональных признаков, особенности отношения к другим этносам). Эти студенты были дополнительно проинтервьюированы, с ними были проведены диагностические беседы, что позволило получить достоверную информацию об их этнокультурной компетентности и выявить компоненты гражданско-куль-турной идентичности.
При анализе материалов данного этапа диагностики обращалось внимание на следующие показатели: умеет ли молодежь достаточно четко идентифицировать себя со своей этнической группой, выдвигая такие основания идентификации, как национальность, родной язык; имеет ли представление об истории, укладе жизни, фольклоре, традициях, обычаях своего народа; имеет ли представление о культуре этнических общностей проживающих рядом людей, в частности, своих однокурсников, представителей разных национальностей; видит и признает ли отличия между людьми и их культурами и право людей на эти отличия; отмечает ли в качестве особенностей разных народов уникальность их истории, специфику традиционно-бытовой культуры; знает ли ведущие признаки народов, населяющих регион — язык, территорию (место компактного проживания), их традиционно-бытовую культуру; имеет ли минимум знаний и умений в области межэтнического взаимодействия.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
По уровню этнокультурной компетентности (см. рис. 1) 72 человека были распределены по трем группам:
1) молодежь, имеющая элементарную грамотность в области собственной этнической культуры, а также этнической культуры людей, проживающих рядом (61,2%);
2) молодежь, обладающая функциональной грамотностью в области своей и этнических культур региона и России (31,9%);
3) молодежь, обладающая достаточным уровнем образованности в области этнокультур России и элементарной грамотностью в области этнокультур мира (6,9%).
На этом же этапе был определен характер этнической идентичности молодежи в соответствии с компонентами. Сформированность когнитивного, эмоционально-ценностного, мотивационно-ценностного, регулятивно-поведен-ческого компонентов гражданско-культурной идентичности молодежи представлена в табл. 1 и на рис. 2.
После проведения констатирующего эксперимента были взяты за основу представленные уровни, проанализированы результаты исследования и определена необходимость включения четвертого уровня в структуру уровней развития граж-
Рис. 1. Распределение молодежи по уровням этнокультурной компетентности
Таблица 1
Результаты диагностики уровней сформированности компонентов гражданско-культурной идентичности (п = 72)
Компонент Уровни сформированности компонентов гражданско-культурной идентичности
низкий средний высокий
Когнитивный 58,3% 33,3% 8,4%
Эмоционально-ценностный, мотивационно-ценностный 43,1% 47,2% 9,7%
Регулятивно-поведенческий 55,5% 33,4% 11,1%
□ низкий уровень □ средний уровень □ высокий уровень
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
20%
43,10%
11
33
40%
50%
н =я
я =я =я я
^ л И
к о я н я н о м
с о о ^
о о я
о и я я я я ^ а н я
« и а ^ я И о
я о о о я
и я н я я и я л ¡в о я я о я я « я о И о я И я н ^
о я И
И я о я н ^ и
о ^
т 2 СМ
Рис. 2. Уровни развития компонентов гражданско-культурной идентичности молодежи
данско-культурной идентичности молодежи, а также каждому из уровней были даны смысловые названия [2].
1. Начальный (нейтрально-конфликтный) уровень отличается низкой сформированностью структурных компонентов, отсутствием связи между ними. Когнитивный компонент представлен разрозненными, неполными и бессистемными знаниями о своей и других культурах. Отсутствует желание пополнять эти знания. Эмоционально-ценностное отноше-
ние к себе как субъекту этноса четко не выражено. Отсутствует потребность в этнической идентичности и мотивация к познанию своей и других культур, к самоопределению. Образ человека, относящегося к тому или иному этносу, неадекватен. Отсутствует знание национальных особенностей этносов, позволяющих корректно взаимодействовать. Сравнения своего народа с другими поверхностны, неадекватны, иногда опираются на отрицательные гетеростерео-типы. В повседневном общении с представителями других национальностей молодежь этого уровня обычно занимает нейтральную позицию, но иногда становится участником конфликтных ситуаций, возникающих на национальной почве, при этом при анализе конфликтов они склонны видеть больше межличностные, нежели межнациональные отношения.
2. Низкий (неустойчивый) уровень. У молодежи этого уровня проявляются отдельные компоненты гражданско-культурной идентичности без достаточной связи между ними. Когнитивный компонент содержит некоторые знания молодежи о культуре своего этноса и других народов (преимущественно населяющих регион), но знания эти находятся на уровне элементарной грамотности. Этот уровень знаний сложился в результате индивидуального опыта молодежи, под влиянием того, чему они к этому времени научены в своей семье, образовательном учреждении, определенных экономических и культурно-бытовых условиях жизни. Отсутствует четко выраженная мотивация к пополнению знаний, проявляется индифферентность на занятиях по проблемам культуры и межэтнических отношений. Уровень этнической идентификации низок, отсутствует потребность в познании себя как субъекта этноса. Представления о многонациональном народе России и мира, реальных межнациональных отношениях поверхностны, неглубоки, базируются на случайных источниках. Взаимоотношения с представителями других национальностей носят избирательно-ситуативный характер.
3. Средний (этнотолерантный) уровень предполагает наличие сформированности компонентов гражданско-куль-турной идентичности, но данная система отличается некоторой неустойчивостью и неоднозначностью связей между компонентами. У молодежи этого уровня знания о своем этносе и других находятся на уровне функциональной грамотности, но мотивы достижения более высокого уровня гражданско-культурной идентичности сформированы недостаточно. Молодежь этого уровня отличается положительной, но неустойчивой и не всегда учитываемой в деятельности общей самооценкой себя как субъекта этноса, стремлением к полной этнической идентификации. Молодежи присуще стремление к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию. Главными мотивами при этом являются мотивы самоутверждения и достижения. Их оценки представителей других национальностей адекватны.
4. Высокий (рефлексивный) уровень характеризуется целостностью системы развития личности, хорошо развитыми связями между сформированными компонентами. Молодежь характеризуется достаточно глубокими и осознанными знаниями о культуре своего и иных этносов, наличием позитивной этнической идентификации и высокого уровня этнотолерантности. Личностный смысл межкультурного взаимодействия представлен у молодежи мотивами социального признания и благополучия. Личностный смысл участия в деятельности, специально организованной преподавателем, заключается в направленности на самореализацию, самоактуализацию в межкультурном диалоге и взаимодействии, стремлении к соблюдению этических норм по отношению к представителям других этносов. В сознании
55
молодежи присутствуют осознаваемые, реалистичные, достаточно сформированные цели понимания многонациональной России и мира. Сформированы навыки интроспекции и личностной рефлексии [7].
Проведенный предварительный констатирующий эксперимент, в котором из 187 респондентов, изученных на данном этапе, для более глубокого обследования были оставлены 72 человека, соответствующих по выявленным характеристикам уровням гражданско-культурной идентичности. Затем они были дополнительно проанкетированы, проинтервьюированы, а также для того, чтобы конкретизировать понимание характерных проявлений гражданско-культурной идентичности, с отдельными из них были проведены дополнительные диагностические беседы. Были также учтены экспертные оценки преподавателей, работающих с данной группой молодежи.
В результате было установлено, что на начальном (нейтрально-конфликтном) уровне находилось 43,1% молодежи, на низком (неустойчивом) — 31,9%, на среднем (этнотоле-рантном) — 23,6%, на высоком (рефлексивном) — 1,4% (см. рис. 3). Полученные таким путем данные подтверждали результаты диагностики на основе использования модели формирования российской гражданско-культурной идентичности молодежи.
Развитие гражданско-культурной идентичности в условиях многонациональной России рассматривается как длительный, динамичный процесс, развертываемый от случайно-ситуативного проявления (хорошее настроение, диалог об одном интересующем предмете представителей разных национальностей, доброжелательный настрой другого), через признание возможных этнотолерантных отношений, специально организованных и предлагаемых преподавателем (проявление этнотолерантности обеспечивается регламентируемыми рамками, нормами, правилами поведения, принятыми в обществе), к доброжелательным межнациональным отношениям (проявление этнотолерантности к представителям иных национальностей на основе совместной внеурочной и аудиторной учебной деятельности, когда молодежь накапливает опыт этнотолерантного отношения друг к другу), от них к гражданско-культурной идентичности, выходящей за пределы этнотолерантности (проявление осознанного, ценностно-смыслового отношения к себе как субъекту этноса и представителям различных национальностей и готовность к взаимодействию с ними).
На основе анализа структуры гражданско-культурной идентичности молодежи и ее уровней выделены стадии ее развития: стадия развития положительной этнической идентификации субъекта этноса как основы формирования гражданско-культурной идентичности; стадия развития
Рефлексивный уровень
Этаотол ер антный у р овень
Неустойчивый у р овень
Нейтр ально-конфлнкшый у р овень
и обогащения этнокультурной компетентности молодежи (от элементарной грамотности до функциональной грамотности и поликультурной образованности); стадия развития и обогащения регулятивно-поведенческих норм межнационального общения и этнотолерантности молодежи; стадия развития способности молодежи к личностной рефлексии и интроспекции в связи с самоопределением в многонациональном пространстве России.
Сопоставительный анализ проявляемых молодежью различного уровня гражданско-культурной идентичности, индивидуально-психологических особенностей позволил сделать вывод о том, что на развитие их гражданско-культурной идентичности в условиях многонациональной России влияют следующие характерные проявления юношеского возраста: развитие этнического самосознания; развитие ценностных ориентаций и способности к их дифференциации; развитие потребности и способности к личностной рефлексии; развитие способности к самопознанию, самоанализу и самооценке; стремление к определению своего места в жизни и внутренней позиции.
Эти проявления в значительной степени характерны для молодежи среднего (этнотолерантного) и высокого (рефлексивного) уровней развития гражданско-культурной идентичности и слабо выражены у молодежи с низким уровнем. Поэтому эти личностные свойства молодежи рассматриваются как факторы и считается целесообразным и обоснованным включить их в модель развития российской граж-данско-культурной идентичности. Анализируя полученные результаты, исследователи также придерживаются методологических позиций [8—10].
В процессе развития российской гражданско-культурной идентичности в условиях многонациональной России предлагается применять в работе с молодежью разработанные и апробированные четыре комплекса психолого-педагогических ситуаций, каждый из которых соответствует стадиям формирования, включает свои цели, содержание и методы.
В соответствии с первой стадией комплекс ситуаций направлен на актуализацию этнической идентификации молодежи, формирование у нее адекватного взгляда на себя и других с различных сторон (эмоциональной, когнитивной), расширение представлений о своем этносе, его связях с другими этносами, на самоанализ и самооценку себя как представителя того или другого этноса.
На второй стадии развития гражданско-культурной идентичности второй комплекс ситуаций направлен на расширение когнитивного и обогащение эмоционально-ценностного компонентов.
В соответствии с третьей стадией развития гражданско-культурной идентичности третий комплекс ситуаций направ-
1.40%
: з.бо0 о
1.90° о
3.10°о
Рис. 3. Уровни российской гражданско-культурной идентичности молодежи
лен на развитие регулятивно-поведенческого компонента: способности к общению с представителями различных национальностей с соблюдением этических и правовых норм в процессе установления связей между народами региона и страны; способности к поведению и деятельности на основе понимания культурного многообразия России и мира.
Согласно четвертой стадии развития гражданско-куль-турной идентичности четвертый комплекс ситуаций направлен на актуализацию и формирование у молодежи способности к личностной рефлексии, связанной с осмыслением себя как субъекта этноса, как гражданина страны, как человека, живущего в многонациональной России, с анализом достоинств и недостатков своей позиции во взаимодействии с этим миром и формированием стремления сделать эту позицию предметом осознанного и целенаправленного преобразования.
В общем виде модель формирования российской граж-данско-культурной идентичности молодежи представлена на рис. 4.
В качестве психолого-педагогических условий, позитивно влияющих на формирование российской гражданско-куль-турной идентичности молодежи, выделены следующие:
- единство в понимании российской гражданско-куль-турной идентичности как компонента духовно-нравственного развития, позволяющего молодежи при наличии позитивной этнической самоидентификации проявлять положительное эмоционально-ценностное отношение к многонациональной среде и активно взаимодействовать с ее представителями;
- последовательная реализация модели формирования российской гражданско-культурной идентичности молодежи;
- конструирование целостной психолого-педагогической ситуации формирования российской гражданско-куль-турной идентичности молодежи;
- периодическая диагностика уровней сформированности гражданско-культурной идентичности в целях совершенствования средств стимулирования молодежи;
- организация процесса формирования гражданско-куль-турной идентичности молодежи в работе преподавателей через организационно-диагностический, процес-суально-деятельностный, контрольно-результативный этапы;
- учет возрастных особенностей молодежи (становление идентичности, лежащее в основе самосознания; развитие способности к дифференциации ценностных ориентаций; развитие потребности и способности к личностной рефлексии; развитие способности к самопознанию, самоанализу и самооценке, стремление к определению своего места в жизни и внутренней позиции).
Таким образом, процесс формирования российской граж-данско-культурной идентичности молодежи в условиях многонациональной России является управляемым с помощью учета определенных факторов и создания соответствующих психолого-педагогических условий. Отбору наиболее действенных, эффективных психолого-педагогических условий, определению путей, методов и средств на различных стадиях формирования российской гражданско-культурной идентичности необходимо уделять особое внимание при организации комплексного исследования системы развития личности в условиях современного этнического разнообразия российского общества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Батарчук Д.С. Толерантность как социально-психологический феномен этнически диверсифицированного общества [Текст] / Д.С. Батарчук // Вестник Томского
Единство в понимании российской гражданско-культурной идентичности, как компонента духовно-нравственного развития, позволяющего молодежи при наличии позитивной этнической самоидентификации проявлять положительное эмоционально-ценностное отношение к многонациональной среде и активно взаимодействовать с ее представителями_
Последовательная реализация модели развития российской гражданско-культурной идентичности молодежи
Конструирование целостной психолого-педагогической ситуации развития российской гражданско-культурной идентичности молодежи
Периодическая диагностика уровней развития гражданско-культурной идентичности с целью совершенствования средств стимулирования молодежи
Организация процесса развития 1ражданско-культурной идентичности молодежи в работе преподавателей через организационно-диагностический, процессуально-деятепьносгный, кошрольно-результативный этапы
Учет возрастных особенностей молодежи (становление идентичности, лежащее в основе самосознания; развитие способности к дифференциации ценностных ориентаций; развитое потребности и способности к личностной рефлексии; развитие способности к самопознанию, самоанализу и самооценке, стремление к определению своего места в жизни и внутренней позиции)
Рис. 4. Модель развития российской гражданско-культурной идентичности молодежи
государственного университета. — 2010. — № 5. — С. 129-134.
2. БатарчукД.С. Психолого-педагогическая модель развития поликультурной идентичности личности [Текст] / Д.С. Батарчук, Е.А. Батарчук // Акмеология. — 2012. — № 4. — С. 49-55.
3. Гагарин А.В. Деятельность личности в информационно образовательной среде: теоретико-методологические аспекты [Текст] / А.В. Гагарин // Акмеология. — 2012. — № 3. — С. 31-36.
4. Деркач А.А. Актуальные проблемы акмеологии развития [Текст] / А.А. Деркач // Акмеология. — 2009. — № 3. — С. 10-16.
5. Российская идентичность в Москве и регионах [Текст]: отв. ред. Л.М. Дробижева. — М.: Институт социологии РАН; МАКС Пресс, 2009. — 268 с.
6. Селезнев С.Б. Этнопсихологические аспекты социальной адаптации студентов в мультикультурной образовательной среде [Текст] / С.Б. Селезнев [и др.] // Астраханский медицинский журнал. — 2009. — Т. 4. — № 1. — С. 109-119.
7. Степнова Л.А. Аутопсихологическая компетентность психолога в сфере образования [Текст] / Л.А. Степнова // Ак-меология. — 2003. — № 3. — С. 53-56.
8. Лукина А.К. Особенности жизнедеятельности и ценностных ориентаций старших школьников — детей мигрантов [Текст] / А.К. Лукина // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 5.
9. Лукина А.К. Vital strategies and the value orientations of the elder pupils of different nationalities (Жизненные стратегии и ценностные ориентации старших школьников) [Текст] / А.К. Лукина // Восточно-Европейский научный журнал East European Scientific Journal Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe. — 2015. — № 3.
10. Климин К.А. Формирование гражданско-патриотических ценностей у студентов в современной образовательной среде: к постановке проблемы [Текст] / К.А. Климин // Перспективы науки. — 2012. — № 1. — С. 21-33.
REFERENCES
1.
Batarchuk D.S. Tolerance as social and psychological phenomenon of ethnically diversified society. Vestnik Tomskogo gos-udarstvennogo universiteta [Bulletin of Tomsk state university]. 2010, I. 5, pp. 129-134. (in Russian)
2. Batarchuk D.S. Psychology and pedagogical model of development of polycultural identity of the personality. Akmeologija [Akmeology]. 2012, I. 4, pp. 49-55. (in Russian)
3. Gagarin A.V. Activity of the personality in it is information to the educational environment: teoretiko-methodological aspects. Akmeologija [Akmeology]. 2012, I. 3, pp. 31-36. (in Russian)
4. Derkach A.A. Actual problems of akmeology of development. Akmeologija [Akmeology]. 2009, I. 3, pp. 10-16. (in Russian)
5. Rossijskaja identichnost' v Moskve i regionah [The Russian identity in Moscow and regions]. Moscow, Institute of sociology of the Russian Academy of Sciences; MAX. Press Publ., 2009. 268 p.
6. Seleznev S.B. Ethnopsychological aspects of social adaptation of students in the multicultural educational environment. Ast-rahanskij medicinskij zhurnal [Astrakhan medical magazine]. 2009, V. 4, I. 1, pp. 109-119. (in Russian)
7. Stepnova L.A. Autopsikhologichesky competence of the psychologist of education. Akmeologija [Akmeology]. 2003, I. 3, pp. 53-56. (in Russian)
8. Lukina A.K. Features of activity and valuable orientations of the senior school students - children of migrants. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education]. 2015, I. 5. (in Russian)
9. Lukina A.K. Vital strategies and the value orientations of the elder pupils of different nationalities (Vital strategy and valuable orientations of the senior school students). Vostochno-Evrope-jskij Nauchnyj Zhurnal East European Scientific Journal Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe [East European Scientific Magazine East European Scientific Journal Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe]. 2015, I. 3.
10. Klimin, K.A. Formation of civil and patriotic values at students in the modern educational environment: to statement of a problem. Perspektivy nauki [Science prospects]. 2012, I. 1, pp. 21-33.
Федорова Н.В., Минченкова О.Ю.
ЭКОНОМИКА ТРУДА
Учебник. — М.: КноРус, 2016. — 232 с.
«Экономика труда» является логическим продолжением учебника «Управление персоналом организации» и рассматривает более глубоко комплекс взаимосвязанных вопросов, раскрывающих фундаментальные проблемы и практические решения экономики труда как на организационном, так и государственном уровнях, с учетом социально-экономического развития России.
Учебник отличается комплексным и системным подходом, материал основан на богатом отечественном и зарубежном опыте, позволяющем авторам давать практические рекомендации при решении проблем, касающихся трудовых процессов в организации. Соответствует ФГОС ВО 3+.
Для студентов, аспирантов, преподавателей, специалистов и руководителей предприятий и организаций, повышающих квалификацию или проходящих профессиональную переподготовку. Учебник может быть использован для самостоятельного изучения предмета и в качестве справочника для руководителей и специалистов, профессионально занимающихся вопросами экономики труда в организации.