Научная статья на тему 'Проблема внутрисемейных отношений в межнациональных браках: социально-психологические и психолого-акмеологические особенности'

Проблема внутрисемейных отношений в межнациональных браках: социально-психологические и психолого-акмеологические особенности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1200
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
СЕМЬЯ / FAMILY / ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / FAMILY RELATIONS / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ БРАК / INTERETHNIC MARRIAGE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Батарчук Дмитрий Сергеевич

Статья посвящена социально-психологическим и психолого-акмеологическим особенностям внутрисемейных отношений в межнациональных браках. В исследовании применялись методы, направленные на изучение ценностных ориентаций, определение уровня внутрисемейной конфликтности, выявление структуры распределения семейных обязанностей, уровня развития толерантности. Показано, что внутрисемейные взаимоотношения, обусловленные национальными различиями, оказывают влияние на формирование социально-психологического климата и отношений внутри семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF FAMILY RELATIONS IN INTER-ETHNIC MARRIAGES: SOCIAL-PSYCHOLOGICAL AND PSYCHO-ACMEOLOGICAL FEATURES

The article is devoted to the social-psychological and psycho-acmeological peculiarities of family relations in inter-ethnic marriages. The study employed the techniques aimed at the study of values, the determination of the level of family conflict, identifying patterns of distribution of family responsibilities, the level of development of tolerance. It is revealed that intra-family relations, due to national differences have an impact on the formation of a socially-psychological climate and relations within the family.

Текст научной работы на тему «Проблема внутрисемейных отношений в межнациональных браках: социально-психологические и психолого-акмеологические особенности»

УДК 159.9

ПРОБЛЕМА ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ БРАКАХ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Батарчук Дмитрий Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент, докторант кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; пр. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606; e-mail: batarchuk@mail.ru

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена социально-психологическим и психолого-акмеологическим особенностям внутрисемейных отношений в межнациональных браках. В исследовании применялись методы, направленные на изучение ценностных ориентаций, определение уровня внутрисемейной конфликтности, выявление структуры распределения семейных обязанностей, уровня развития толерантности. Показано, что внутрисемейные взаимоотношения, обусловленные национальными различиями, оказывают влияние на формирование социально-психологического климата и отношений внутри семьи. Ключевые слова: семья, внутрисемейные отношения, межнациональный брак.

ВВЕДЕНИЕ

Интерес к проблемам брака и семьи в последнее время возрастает. Пристальное внимание к этим проблемам обусловлено, прежде всего, высоким уровнем разводов. Социально-психологическая атмосфера семьи имеет решающее значение для формирования личности детей, их жизненных ориентаций и интересов. Проблемы, связанные с воспитанием личности, с гармонией между личным и общественным, невозможно решать без совершенствования брачно-семейных отношений. Достижение общественных целей сопряжено с достижением личного счастья [13].

Особенно остро встают проблемы взаимоотношений между супругами, принадлежащими к разным этническим группам. Молодые семьи наряду с материальными, жилищно-коммунальными, правовыми и прочими бытовыми трудностями испытывают сложности при принятии другой культуры, веры, обычаев, традиций, нравов. Известно, что правила, устои семейной жизни отличаются своеобразием и специфичны для каждого этноса [6, 12, 15].

Россия - одна из самых многонациональных стран мира. Этнические отношения обнаружили тенденцию усложнения и обострения. Проблемы возникают не только в воспитании культуры межнационального общения, толерантного восприятия чужих культур, но и в сфере сохранения самобытности своей культуры. Как следствие этих проблем нарушается гармония отношений в полиэтничной среде, провоцируются конфликтные ситуации. Однако это не препятствует созданию межнациональных семей, которые в Астраханском регионе составляют около 30% [5].

Межнациональная семья - это объединение чаще всего совместно проживающих лиц разных национальностей, связанных взаимными правами и обязанностями [14].

Семья - та основа, в которой закладываются отношения, личностные характеристики, морально-нравственные ориентиры и смысложизненные ориентации [9-11]. Только

в семье с рождения человек впитывает национальную культуру, транслирует её, усваивает привычки, социальные и нравственные ценности своего этноса. Процесс внутрисемейных отношений в межнациональных браках далеко не однозначный. Межличностные отношения семьи с различными этническими принадлежностями имеют специфику [1-4].

Анализ работы Н.Н. Гасанова позволяет выделить несколько основных аспектов, которые рекомендуется учитывать супругам разных национальностей в своих семейных отношениях:

- особенности влияния национальной принадлежности на содержание и специфику межличностных внутрисемейных отношений в условиях общего быта, совместного проведения различных праздников, общения;

- знания национальных отличий, влияющих на специфику семейного воспитания при условии национальных различий родителей, особенностей мировосприятия и миропонимания, характерных для каждого конкретного этноса;

- знания и умения, способности анализа и объективной оценки причин конфликтного поведения членов семьи, имеющих различия в этнической идентификации.

Исследования учёных указывают на устойчивость национально-смешанных браков по сравнению с браками, где члены семьи одной национальности. Согласно Н.Н. Гасано-ву, среди городского населения, в районах нового поселения чаще всего встречаются межнациональные браки. Объясняется данный факт тем, что в результате миграции молодого поколения ослабевает функция влияния старшего поколения, которое в вопросах создания семьи чаще консервативно [7].

Важное и неотъемлемое условие готовности человека к созданию семьи - осознанное убеждение в ценности семьи, понимание ответственности супругов друг перед другом, перед детьми и другими членами семьи.

Очевидно, что все возможные условия и характеристики семейных устоев, взаимоотношения, правила детерминированы этнической спецификой. У каждого народа вырабатываются собственные социальные представления о содержании семейных взаимоотношений, о традициях семейного воспитания. Каждая этническая общность стремится развивать и поддерживать собственно этнические традиции, устои, формирует этническое самосознание и отношение к семье. Этот процесс сложный, он развивается по представлениям и канонам, обусловленным каждой конкретной этнической группой. Процесс выстраивания внутрисемейных отношений в межнациональных браках предусматривает ряд этапов:

- ознакомление с началом особенностей семейной жизни, психологическими трудностями, возникающими в период молодой семьи, возможными кризисами семейной жизни;

- формирование представлений о межнациональной семье;

- готовность реализации индивидуальных взглядов о национально-смешанной семье в результате вступления в такой брак;

- обретение опыта брачно-семейной жизни в полиэтнической среде; готовность закрепления брачно-семейных взаимоотношений.

Психологические предпосылки стабилизации семейных отношений формируются при соответствующей политике как на государственном, так и на индивидуально-семейном уровне [16]. Необходима целенаправленная работа специалистов, психологов, этнопсихологов, помогающих в ориентации и познании социально-психологических особенностей этнических различий в ситуации межнациональных браков [8].

Сущность брака, как известно, заключается в целях взаимного удовлетворения семейных потребностей. К ссорам, к затяжным конфликтам, разрушающим семьи, ведёт частичное или полное удовлетворение лишь некоторых из семейных потребностей.

Конфликты, появляющиеся в семейной жизни на национальной почве, чаще обусловлены психологическими проблемами, возникающими у супругов на фоне столкновения двух самобытных культур.

Анализ работ М.Т. Авсиевич, Л.И. Мельник, Ю.Е. Алёшиной, Г.Т. Богдановой, Л.А. Богданович, А.М. Полеева и других исследователей позволяет выделить следующие проблемы, возникающие в межнациональных семьях: этническая адаптация, этническая идентификация ребёнка, рождённого в бинациональной семье, формирование толерантного отношения к представителям других национальностей, маргинальная этническая идентичность, языковые проблемы, повышенная конфликтогенность, стресс аккультурации, этническая стереотипизация.

Вышеперечисленные факторы в совокупности во многом определяют внутрисемейные отношения. Однако гуманизация личности, как взрослых, так и детей, формирование положительного отношения к традициям и обычаям других народов, уважительного отношения к этнической специфике способствуют становлению устоявшихся межнациональных браков. Такие семьи обеспечивают готовность к межкультурному взаимодействию.

Всё это позволяет рассматривать смешанные семьи как позитивный фактор нашей действительности, а ориентацию на толерантное восприятие других культур как необходимое условие в воспитании молодёжи.

Межнациональные браки в последнее время встречаются довольно часто. Особенно актуально это для Астраханского региона. Молодые люди, собирающиеся заключать подобный брак, могут столкнуться с большим количеством трудностей. Цель нашего исследования, которое проводилось совместно с И.М. Варгановой, заключалась в том, чтобы определить социально-психологические и психолого-акмеологические особенности внутрисемейных отношений в межнациональных браках.

Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что социально-психологическими и психолого-акмеологическими особенностями внутрисемейных отношений в межнациональных браках являются: повышенный уровень конфликтности, обусловленный различиями в ценностных ориентациях; согласованность супругов в сфере распределения семейных обязанностей; этнотолерантность как основа сохранения межнациональных семейных отношений.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования необходимо было решить следующие основные задачи:

- исследовать и сравнить ценностные ориентации супругов, в том числе и из межнациональных семей;

- исследовать уровень конфликтности во внутрисемейных отношениях;

- определить степень согласованности супругов в сфере распределения семейных обязанностей;

- выявить и сравнить уровень развития этнотолерантности у однонациональных супругов и у супругов, представляющих разные национальности.

МЕТОДИКА И ВЫБОРКА ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании применялись: методика на определение ценностных ориентаций, опросник на определение уровня внутрисемейной конфликтности, анкета на выявление структуры распределения семейных обязанностей, опросник на определение уровня развития толерантности.

В исследовании психологических особенностей внутрисемейных отношений в межнациональных браках приняли участие 30 семей. Из них 15 межнациональных семей и 15 однонациональных семей, проживающих на территории г. Астрахани и Астраханской области.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На диагностическом этапе мы использовали методики, необходимые для решения поставленных в эмпирическом исследовании задач. В табл. 1 представлены данные, полученные в результате применения методики «Ценностные ориентации».

Таблица 1

Ценностные ориентации в зависимости от национальной принадлежности

Национальность Предпочитаемые ценности

Русские Активная деятель ная жизнь Интересная работа Терпи мость Жизнерадостность

Казахи Жизненная мудрость Материально обеспеченная жизнь Познание Воспитанность

Татары Жизненная мудрость Здоровье Познание Уверен ность в себе

Дагестанцы Свобода Смелость Здоровье Жизнен ная мудрость

Грузины Свобода Жизнерадостность Смелость Позна ние

Армяне Жизнен ная мудрость Здоровье Образованность Воспитанность

Азер байджанцы Свобода Уверенность в себе Смелость Матери ально обеспеченная жизнь

Чеченцы Свобода Смелость Уверен ность в себе Здоровье

Полученные данные свидетельствуют: ценности профессиональной реализации наиболее авторитетны у русских, казахов и армян; этические ценности приоритетны для казахов и армян; ценности общения приоритетны для грузин, армян, казахов; конформистские и альтруистические ценности приоритетны для чеченцев, армян; ценности самоутверждения и принятия других приоритетны для русских.

Чтобы исключить влияние социальной желательности и возможности неискренности, мы провели беседу с испытуемыми. Данные, полученные в результате применения методики «Ценностные ориентации», были сопоставлены с ответами испытуемых на вопросы, предлагаемые им во время беседы. При анализе результатов не учитывались несопоставимые и противоречивые данные.

Опрос подтвердил наличие различия в ценностных ориентациях у представителей разных национальностей. Согласно гипотезе нашего исследования, уровень конфликтности во внутрисемейных отношениях обусловлен различиями в их ценностных ориентаци-ях. Мы применили опросник на определение уровня внутрисемейной конфликтности.

Для уточнения ответов испытуемых и для получения более полной информации мы провели беседу, цель которой - выявить специфику понимания испытуемыми понятия «конфликт» и особенностей протекания конфликтов.

Результаты опроса свидетельствуют, что в межнациональных семьях супруги сталкиваются с конфликтами не чаще, чем в однонациональных. Однако генезис конфликтов различный. Супруги разных национальностей конфликтуют чаще из-за неудовлетворённой потребности в положительных эмоциях; из-за отсутствия ласки, заботы, внимания, понимания, юмора, подарков. Часто возникают конфликты на почве потребности во взаимопомощи, взаимоподдержке, сотрудничестве по вопросам разделения труда в семье, ведения домашнего хозяйства, ухода за детьми.

Супруги одной национальности чаще называли следующие причины: пристрастие супруга к спиртным напиткам, азартным играм; финансовые разногласия; неудовлетворённость в питании, одежде.

Конфликты, возникающие в межнациональных семьях, чаще обусловлены неудовлетворённостью межличностным внутрисемейным общением. Конфликты, между супругами, принадлежащими одной этнической группе, чаще провоцируются внешними причинами и внесемейными обстоятельствами.

Следующая задача диагностического этапа - выявить структуру распределения семейных обязанностей. Испытуемым было предложено заполнить таблицу, в которой нужно было указать, кто из супругов должен выполнять перечисленные в ней обязанности. Анализ результатов производился по количеству совпадений в ответах супругов.

В ответах супругов, принадлежащих одной национальности, было выявлено больше совпадений, чем у разнонациональных супругов. В однонациональных семьях 75 % совпадений, в межнациональных - 50 % .

Это позволяет сделать вывод о том, что в межнациональных семьях степень согласованности супругов в сфере распределения семейных обязанностей ниже, чем в однонациональных семьях.

Для решения следующей задачи мы провели опросник на определение уровня толерантности супругов. Было предложено ответить на вопрос, насколько они согласны или не согласны с содержащимися в опроснике утверждениями. Каждое из таких утверждений представляет собой в явной или скрытой форме выражение толерантной или интолерант-ной позиции человека по отношению к людям других культур.

Результаты проведенного опроса представлены в табл. 2 и на рис. 1, 2.

Таблица 2

Уровни толерантности/интолерантности в семьях, в %

Уровни Однонациональные браки Межнациональные браки

Высокий уровень толерантности 50 80

Низкий уровень толерантности 40 20

Высокий уровень интолерантности 0 0

Низкий уровень интолерантности 10 0

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

/—

/ 71

высокии низкии

Рис. 1. Уровни толерантности/интолерантности в однонациональных семьях

80 70 60 50 40 30 20 10 0

М—А

высокии

н и зки и

Рис. 2. Уровни толерантности/интолерантности в межнациональных семьях

Опрос позволил выявить, что супруги, живущие в межнациональном браке, обладают более высоким уровнем толерантности. Сама социальная ситуация, в которой оказываются молодые люди, собирающиеся вступить в смешанный брак, обязывает их быть более терпимыми к национальным особенностям, учит приспосабливаться и адаптироваться в условиях новой этнической среды.

ВЫВОДЫ

В результате проведённого исследования социально-психологических особенностей внутрисемейных отношений в межнациональных браках мы пришли к следующим выводам:

- уровень конфликтности, обусловленной различиями в ценностных ориентациях, в межнациональных браках выше, чем в однонациональных;

- в межнациональных семьях степень согласованности супругов в сфере распределения семейных обязанностей ниже, чем в однонациональных семьях;

- супруги, живущие в межнациональном браке, обладают более высоким уровнем толерантности.

Таким образом, межнациональные семьи - своеобразный социально-психологический феномен, внутри которого создаются атмосфера и условия для развития личности, способной в духе миролюбия проявлять эмоционально-ценностное отношение к членам семьи и представителям различных этнических групп. Важен процесс формирования национального самосознания супругов, от которого зависят не только их личностные взаимоотношения, но и специфика их межнациональных связей в более широкой социальной среде.

ЛИТЕРАТУРА

[1]. Батарчук Д.С. Развитие личности в поликультурном образовательном пространстве // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. № 7. С. 17-24.

[2]. Батарчук Д.С. Формирование гражданско-культурной идентичности студенческой молодёжи в условиях многонациональной России // Акмеология. 2013. № 4. С. 28-34.

[3]. Батарчук Д.С., Батарчук Е.А. Психолого-педагогическая модель развития поликультурной идентичности личности // Акмеология. 2012. № 4. С. 49-55.

[4]. Батарчук Д.С. Педагогические условия становления мультикультурного самосознания старшеклассников: Дисс. ... канд. пед. наук / Д.С. Батарчук. - Астрахань, 2006.

[5]. Батарчук Д.С., Варганова И.М. Проблема этнических стереотипов в образовательной среде / Д.С. Батарчук, И.М. Варганова // Образование как интегративный фактор цивилизацион-ного развития: Материалы международной научно-практической конференции. - Казань, 2005. С. 134-137.

[6]. Гагарин А.В., Иващенко А.В. Сущность, гендерные и межкультурные аспекты, особенности развития экологической компетентности личности // Акмеология. 2013. № 2. С. 73-77.

[7]. Гасанов Н.Н. Межнациональный брак и семья как фактор национального согласия. - Махачкала, 2004.

[8]. Дадов И.А. Развитие национальных языков и культура межнациональных отношений // Педагогика. 2000. № 4. С. 26-30.

[9]. Деркач А.А. В помощь исследователю-акмеологу: о логике акмеологического исследования // Акмеология. № 4. 2013. С. 11-24.

[10]. Деркач А.А. Методологические и прикладные проблемы обучения студентов-психологов (начало) // Акмеология. № 1. 2014. С. 6-15.

[11]. Деркач А.А. Методологические составляющие состояния психической готовности к деятельности // Акмеология. № 3. 2012. С. 10-20.

[12]. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. - М. 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[13]. Мерзлякова С.В. Семейное самоопределение молодёжи: понятие, типологизация, механизмы формирования // Акмеология. 2013. № 4. С. 85-91.

[14]. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М.: ИП РАН, 2000. - 320 с.

[15]. Степанова С.С., Москаленко О.В. Влияние семейного неблагополучия на самоопределение подростков // Акмеология. 2010. № 4. С. 58-65.

[16]. СтепноваЛ.А., МикитюкН.В. Акмеологическая система личностно-профессионального развития резерва управленческих кадров // Акмеология. 2011. № 3. С. 19-27.

THE PROBLEM OF FAMILY RELATIONS IN INTER-ETHNIC MARRIAGES: SOCIAL-PSYCHOLOGICAL AND PSYCHO-ACMEOLOGICAL FEATURES

Dmitry S. Batarchuk, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Doctoral candidate, Department of Acmeology and Psychology of Professional Activity of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; prosp. Vernadskogo 84, Moscow, Russia, 119606; e-mail batarchuk@mail.ru

ABSTRACT

The article is devoted to the social-psychological and psycho-acmeological peculiarities of family relations in inter-ethnic marriages. The study employed the techniques aimed at the study of values, the determination of the level of family conflict, identifying patterns of distribution of family responsibilities, the level of development of tolerance. It is revealed that intra-family relations, due to national differences have an impact on the formation of a socially-psychological climate and relations within the family. Keywords: family, family relations, inter-ethnic marriage.

REFERENCES

[1]. Batarchuk D.S. Razvitie lichnosti v polikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve // Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2010. № 7. S. 17-24.

[2]. Batarchuk D.S. Formirovanie grazhdansko-kul'turnoj identichnosti studencheskoj molodezhi v uslovijah mnogonacional'noj Rossii // Akmeologija. 2013. № 4. S. 28-34.

[3]. Batarchuk D.S., Batarchuk E.A. Psihologo-pedagogicheskaja model' razvitija polikul'turnoj identichnosti lichnosti // Akmeologija. 2012. № 4. S. 49-55.

[4]. Batarchuk D.S. Pedagogicheskie uslovija stanovlenija mul'tkul'turnogo samosoznanija starsheklassnikov: Dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01 / D.S. Batarchuk. Astrahan', 2006. 165 s.

[5]. BatarchukD.S., VarganovaI.M. Problema jetnicheskih stereotipov v obrazovatel'noj srede / D.S. Batarchuk. I.M. Varganova // Obrazovanie kak integrativnyj faktor civilizacionnogo razvitija: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kazan', 2005. S.134-137.

[6]. Gagarin A.V., Ivashhenko A.V. Sushhnost', gendernye i mezhkul'turnye aspekty, osobennosti razvitija jekologicheskoj kompetentnosti lichnosti // Akmeologija. 2013. № 2. S. 73-77.

[7]. GasanovN.N. Mezhnacional'nyj brak i sem'ja kak faktor nacional'nogo soglasija. Mahachkala, 2004.

[8]. DadovI.A. Razvitie nacional'nyh jazykov i kul'tura mezhnacional'nyh otnoshenij // Pedagogika. 2000. № 4. S. 26-30.

[9]. Derkach A.A. V pomoshh' issledovatelju-akmeologu: o logike akmeologicheskogo issledovanija // Akmeologija. 2013. № 4. S. 11-24.

[10]. Derkach A.A. Metodologicheskie i prikladnye problemy obuchenija studentov-psihologov (nachalo) // Akmeologija. 2014. № 1. S. 6-15.

[11]. Derkach A.A. Metodologicheskie sostavljajushhie sostojanija psihicheskoj gotovnosti k dejatel'nosti // Akmeologija. 2012. № 3. S. 10-20.

[12]. KlepcovaE.Ju. Psihologija i pedagogika tolerantnosti. M., 2004.

[13]. Merzljakova S.V. Semejnoe samoopredelenie molodezhi: ponjatie, tipologizacija, mehanizmy formirovanija // Akmeologija. 2013. № 4. S. 85-91.

[14]. Stefanenko T.G. Jetnopsihologija. M.: IP RAN, 2000. 320s.

[15]. Stepanova S.S., Moskalenko O.V. Vlijanie semejnogo neblagopoluchija na samoopredelenie podrostkov // Akmeologija. 2010. № 4. S. 58-65.

[16]. StepnovaL.A., MikitjukN.V. Akmeologicheskaja sistema lichnostno-professional'nogo razvitija rezerva upravlencheskih kadrov // Akmeologija. 2011. № 3. S. 19-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.