УДК 94(47) В.И. Федотов
РОССИЙСКАЯ ЭКСПОРТНАЯ ПАЛАТА - ПРЕДШЕСТВЕННИК ПЕРВЫХ СОВЕТСКИХ ТОРГОВЫХ ПАЛАТ
На основе неопубликованных ранее архивных материалов РГАЭ была рассмотрена деятельность Российской экспортной палаты и выявлена инициатива ее руководителей в 1918 г по созданию первой советской торговой палаты - Российской палаты по внешней торговле. Это предложение не было принято большевиками, но сравнительный анализ уставов и примеров практической деятельности показал схожесть подходов при организации Российской экспортной палаты (1910 - 1918 гг.) и первых советских торговых палат (1921 - 1931 гг.).
Ключевые слова: Российская экспортная палата, советские торговые палаты.
V. I. Fedotov
RUSSIAN EXPORT CHAMBER AS PREDECESSOR OF SOVIET TRADE CHAMBERS
Having studied previously unpublished archives the author considers the activity of Russian Export Chamber and describes the initiative for establishing the first Soviet trade chamber in 1918, namely Russian Foreign Trade Chamber. This initiative was rejected by the Bolsheviks but comparative analysis of its charter and practices shows clearly the similarity between Russian Export Chamber (1910 - 1918) and the first Soviet Trade Chambers (1921 - 1931).
The key words: Russian Export Chamber, Soviet Trade Chambers.
Полная история российских торгово-промышленных палат еще не написана, и поэтому остается пока еще много невыясненных вопросов, в том числе относительно происхождения современных торгово-промышленных палат (ТПП). Данная статья посвящена проверке гипотезы о том, что Российская экспортная палата (1910 -1918 гг), переименованная в 1918 г в Российскую палату по внешней торговле, могла быть предшественником первых советских торговых палат.
До недавнего времени считалось, что первая российская торговая палата - Северо-Западная областная торговая палата (СЗОТП) была создана 11 ноября 1921 г. решением Северо-Западного экономического совещания при СТО в Петрограде [2, с. 9 - 13]. Позже обнаружилось постановление Временного правительства от 6 октября 1917 г «Об учреждении торгово-промышленных палат» [8] и подтверждение о создании в июне 1918 г Самарской торгово-промышленной палаты [1, с. 328]. 28 марта 1919 г было издано постановление Совета министров Верховного правителя адмирала А.В. Колчака «О Временных торгово-промышленных палатах» [9], согласно которому на территории Урала, Сибири и Дальнего Востока были созданы несколько ТПП. После победы Красной Армии на территории Урала и Сибири было издано постановление правительства Дальневосточной республики «Об установлении положения о торгово-промышленных палатах» от 6 октября 1921 г. [5, с. 380 - 386], которое, по существу подтвердило легитимность палат, созданных еще при А.В. Колчаке. На основе последнего постановления действовали ТПП в Чите, Верхнеудинске (Улан-Уде), Благовещенске, а несколько позже, в 1922 г., в Хабаровске и Владивостоке.
Сравнительный анализ уставов палат, созданных постановлениями Временного правительства России, Совета министров Верховного правителя А.В. Колчака и правительства Дальневосточной республики, показал, что все они в основе соответствовали континентальной
модели палат (модели палат, принятой на территории континентальной Европы), т.е. имели обязательное членство всех хозяйствующих субъектов, платящих промысловый налог, и самоуправление без участия представителей органов власти.
Между тем первые советские торговые палаты (СЗОТП от 1921 г, о которой сказано выше, и Россий-ско -Восточная торговая палата, созданная в 1922 г.1) имели добровольное членство и обязательное участие органов власти в управлении палатами. Таким образом, можно утверждать, что организаторы первых советских торговых палат не использовали предыдущий опыт работы палат белого движения и Дальневосточной республики.
Среди общественных организаций торгово-промышленного класса досоветского периода наиболее близкой по своим задачам и функциям была Российская экспортная палата (РЭП). Устав РЭП предполагал добровольное членство, а в составе руководящих органов присутствовали представители министерства торговли и промышленности, министерства финансов, департамента земледелия и главного управления уделов. РЭП была членом Международного конгресса торговых палат и торгово-промышленных организаций. Созданная в 1910 г. как добровольное объединение предпринимателей, РЭП вплоть до 1918 г содействовала увеличению доли российских товаров на международных рынках, защищала отечественных экспортеров.
В конце 1909 - начале 1910 гг группа предпринимателей под руководством члена Государственного Совета, камергера императорского двора Василия Ильича Денисова выработала проект Положения о РЭП, который был утвержден императором 10 декабря 1910 г. [7]. В перечень функций палаты было включено: изучение экспортного дела; содействие лицам и учреждени-
1 Устав Российско-Восточной торговой палаты утвержден СТО 15 февраля 1923 г.
ям по развитию русского экспорта; возбуждение ходатайств перед органами власти о нуждах русского экспорта; выдача экспертных заключений по просьбе правительственных и общественных учреждений, а также частных лиц; сбор, разработка и распространение информации, статистических сведений, чтение докладов, издание книг брошюр, бюллетеней, периодических изданий по вопросам русского экспорта; проведение съездов, организация торгово-промышленных музеев и выставок; участие в работе комиссий, совещаний и съездов по вопросам экспорта; разработка стандартов для русских товаров, установление русских марок на заграничных рынках, а также международного арбитража. Палате предоставляются права юридического лица. Она имеет права по организации различного рода отделов, информационных бюро и открытия местных отделений и агентств как в России, так и за границей [4].
Членами палаты могли быть отдельные экспортеры, представители различного рода торгово-промышленных предприятий и коопераций, транспортные компании, кредитные учреждения, представители общественных организаций, содействующие развитию торговли, промышленности и сельского хозяйства, представители ведомств, земских учреждений, городских учреждений, ученых обществ и высших учебных заведений, а также членов-соревнователей, лиц с правом совещательного голоса, способных содействовать развитию экспортного дела в России. Третий раздел рассматривает источники доходов палаты. Они состоят: а) из субсидий правительственных и общественных организаций, а также от отдельных лиц; б) ежегодных членских взносов; в) из сумм, остающихся от проведения выставок, съездов, конгрессов, а также выручки от продажи изданий палаты и других поступлений.
Управление делами палаты возлагалось на Совет и Комитет. Совет состоял из действительных членов, пред -ставителей каждого созданного отдела и местных отделений палаты в лице председателя и двух избранных членов. Совет избирал председателя и его заместителей, принимал решения по утверждению инструкций комитету (положение о комитете) и другим подразделениям палаты, открытию отделов и отделений, утверждению смет, рассмотрению вопросов об исключении из членов палаты, жалоб, обсуждению текущих вопросов, вытекающих из целей палаты. Комитет палаты являлся исполнительным органом и обеспечивал реализацию задач, принятых Советом. Комитет состоял из председателя Совета и его заместителей, а также членов комитета, избираемых на трехлетний срок.
Таким образом, Положение о РЭП предполагало право на добровольное членство предпринимателей, участие правительственных и местных органов власти в деятельности палаты, финансирование за счет членских взносов, субсидий и доходов от коммерческой деятельности.
Придавая большое значение массовому объединению заинтересованного в экспорте купечества, комитет палаты провел большую организационную работу по открытию отделений палаты в провинции. Так, в течение 1911 г. были открыты отделения в Рыбинске, Кременчуге, Киеве, Бийске и Чарджоу Начались организационные работы по образованию отделений в Чите, Смоленске, Харбине, Москве, Вильно, Новороссийске и Нижнем Новгороде. Кроме того, отделом скоропор-
тящихся продуктов намечено открытие отделений в Омске, Тамбове, Кургане, Петропавловске, Козлове, Воронеже, Астрахани и Симферополе. Лесной отдел внес предложения по открытию отделений в Архангельске и Риге. Независимо от этого комитет палаты принял решение о создании института агентов и корреспондентов палаты в городах, где нет отделений палаты. Так, в течение года были открыты представительства в Омске, Ново-Николаевске (Новосибирске), Виндаве, Граеве, Петропавловске, Старой Бухаре, Волочинске, Риге, Александрове и других городах.
В связи с увеличивающимся числом запросов, касающихся экспорта из России, комитет палаты начал создавать сеть корреспондентов в других странах. Ее представители работали в Берлине, Вене, Лондоне, Брюсселе. Первый номер журнала «Российский экспорт» вышел в сентябре, а второй и третий - в декабре 1911 г. С января 1912 г. журнал стал выходить регулярно каждый месяц. Членам Палаты, а также русским консулам за границей и иностранным торговым палатам журнал рассылался бесплатно. Для других лиц и организаций установлена подписная плата в размере 6 руб. в год.
В 1916 г. Российская экспортная палата состояла из десяти функциональных отделов (хлеботорговый, мукомольно-мучной, лесной, скоропортящихся продуктов, кустарный, кооперативный, транспортный, финансовый, пушной и фабрично-заводской) и четырех региональных отделов (дальневосточный, средневосточный, ближневосточный и скандинавский). При палате функционировали семь комиссий (по пересмотру торговых договоров, финляндская, мясопромышленная, рыбопромышленная, по внешней торговле, продовольственная, по организации экспортного дела), а также экспертиза скоропортящихся продуктов, музей образцов товаров, библиотека и редакция журнала «Русский экспорт» [6, с.6].
В архивах Российского государственного исторического архива сохранились документы последнего общего собрания РЭП [11]. Оно состоялось 18 сентября 1918 г. в Петрограде как объединенное собрание членов Российской экспортной палаты и Российской импортной палаты (РИП) с повесткой дня «Об изменении устава и переименовании Российской экспортной палаты в Российскую палату по внешней торговле». С докладом выступил управляющий делами РЭП И.А. Марголис [11].
В докладе управляющего делами РЭП сообщается, что 26 сентября 1917 г, после Февральской революции , когда у власти было уже Временное правительство, был перерегистрирован устав РЭП. Далее он сообщил: «...Под влиянием чрезвычайно быстрого темпа событий в последнее время наша палата взяла на себя инициативу в организации нижеследующих 3-х учреждений, серьезное значение которых не нуждается в пояснениях: 1) Комиссия по вывозу ввозу и провозу (под председательством Н.Н. Покровского), образованная при Палате в составе представителей 20-ти общественных организаций в связи со статей 3 Русско-германского торгового договора, подписанного в Бресте 3 марта 1918 года. 2) Союз защиты кредиторов и должников, призванный оказывать юридическую помощь не только тем многочисленным русским гражданам, которые пострадали от войны и военных мероприятий неприятеля, но и уменьшить посильно бесчисленные притязания противников к нам. 3) Союз международных тор-
говых товариществ, имеющий цели оказывать практическое на коммерческих основаниях содействие товарообмену России с иностранными государствами путем делового объединения экспортеров и импортеров, как по странам, так и по специальностям торговли» [3].
В соответствии с докладом И.А. Марголиса подготовка палаты к работе в условиях советской действительности началась задолго до означенного общего объединительного собрания. Еще 26 апреля 1918 г. состоялось заседание Комитета РЭП, на котором был одобрен проект инструкции для отделений «Российской палаты по внешней торговле» [10]. Именно так планировалось назвать новую палату. Как видно из проекта, отделения палаты предполагалось создать во многих городах России.
Анализ учредительных документов «Палаты по внешней торговли» показывает, что ее устав также не опирался на закон Временного правительства от 6 октября 1917 г, был написан в развитие ранее действовавшего устава РЭП. Сентябрьское объединительное собрание предваряло Чрезвычайное общее собрание РИП, которое состоялось 20 августа 1918 г. и приняло решение о присоединении к РЭП. Общее собрание членов РИП одобрило также проект устава новой Российской палаты по внешней торговле [11].
И.А. Марголис так обосновал необходимость реорганизации палаты в Палату по внешней торговле: « Происшедшие политические, экономические и территориальные перемены в стране ставят на очередь вопрос о пересмотре не только плана дальнейшей работы палаты, но и самой структуры нашей организации. Воцарится ли в России социалистический строй, или же придется вернуться к капиталистическому укладу жизни, внешнюю торговлю все равно, под влиянием мировых экономических потрясений, придется подвергнуть государственному регулированию» [11. Л.6].
По-видимому сомнения, высказанные автором доклада относительно сохранения социалистического строя в период военного коммунизма и Гражданской войны, позже не остались без внимания соответствующих советских органов. Между тем справедливость сказанного И. А. Марголисом относительно необходимости государственного регулирования внешней торговли и сегодня остается очевидной.
Далее И.А. Марголис предлагает новую «филосо-фию» палаты - от необходимости защиты общегосударственных интересов перейти к удовлетворению интересов каждой фирмы, каждого отдельного лица: «Если до революции девиз «в единении сила» диктовался больше общегосударственными интересами (так как при свободе торговли каждый надеялся достичь для себя лучших результатов путем свободной конкуренции), то в настоящее время единение требуется в интересах каждой фирмы, каждого отдельного лица, имеющего те или иные деловые сношения с иностранными фирмами. Формы обслуживания членов палаты .должны быть еще более расширены в сторону непосредственной защиты профессионального труда и интересов экспортеров и импортеров. Время ходатайствования кончилось. Настала пора самодеятельности и самозащиты. При неизбежности введения на переходное время после войны государственного регулирования внешней торговли, найдут применение своего опыта и
знаний лишь те предприятия, которые надлежащим образом объединяться. И тогда эти предприятия в целом представят такую организованную силу, ко -торую вынуждена будет использовать в общегосударственных интересах всякая власть, к какой бы политической партии она не принадлежала» [11. Л.7] (курсив наш. - В.Ф.).
Постановка вопроса подобным образом не могла быть принята советской властью, поскольку именно общегосударственные интересы были для нее приоритетными. Как видно из доклада И.А. Марголиса, объединение должно иметь целью защиту частных интересов, а отнюдь не быть ориентировано на общегосударственные интересы.
Попытка слияния палат и создания на их базе Российской палаты по внешней торговле оказалась неудачной. Советская власть воспользовалась их предложением, но уже спустя 3 года и с другими учредителями. 11 ноября 1921 г. в Петрограде была создана СевероЗападная областная торговая палата (СЗОТП). В уставе СЗОТП, так же как и в уставе РЭП (а позднее - Палате по внешней торговли), предусматривалось добровольное членство, присутствие представителей органов власти в руководстве палаты, выпуск специализированных изданий, создание Музея экспортных образцов, организация зарубежных выставок и еще многое из того, что начинала делать 10 лет назад РЭП.
Сравнение уставов первых советских торговых палат с уставом РЭП и уставом Палаты по внешней торговле дает основания утверждать, что эти палаты были предшественниками первых советских торговых палат.
1. Владимирова В.Ф. Год службы «социалистов» капиталистам . Очерки по истории, контр-революции в 1918 году / под ред. Я.А. Яковлева. М.; Л.: Госиздат, 1927.
2. 10-летие первой торговой палаты // Ежемесячник Всесоюзной торговой палаты. 1931. № 5.
3. Доклад И. А. Марголиса о новых задачах палаты в связи с национализацией внешней торговли // РГИА Ф. 122. Оп.1. Д.225. Л.1 об.
4. Задачи «Российской экспортной палаты»// РГИА. Ф.122. Оп.1. Д.11. Л .54.
5. Закон Дальневосточной Республики «Об установлении Положения о торгово-промышленных палатах» // Собр. узакон. и расп. Правительства ДВР 1921. 28 ноября. Вып. 7. С. 380 - 386.
6. Павлов В. Так и появились ТПП // Торгово-промышленные ведомости. 1995. № 27 (83).
7. Положение о Российской экспортной палате // РГИА. Ф.122. Оп.1. Д.11. Л.84-84 об.
8. Постановление Временного правительства «Об учреждении Торгово-Промышленных Палат» от 6 октября 1917 г. // Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемом при Правительствующем Сенате. 1917. 10 ноября (№ 278).
9. Постановление Совета министров Верховного правителя А.В. Колчака от 28 марта 1918 года «О Временных торговопромышленных палатах»//ГАРФ. Ф. Р-199. Оп. 8. Д. 163. Л.6-7.
10. Проект нормальной инструкции для отделения Российской палаты по внешней торговле// РГИА. Ф.122. Оп.1. Д.228. Л .4, 4б.
11. Российская палата по внешней торговли // РГИА. Ф.122. Оп.1. Д.225. Л.1-8.