Центром города являлся Ханский двор, где была сосредоточена вся полнота власти Казанского ханства.
А. Курбский, описывая его во время штурма 1552 г., говорит: «Бо бе зело крепок, между палат и мечетей каменных, оплотом великим обточен». Большое количество каменных мечетей здесь упоминается в Писцовой книге 1565 - 1568 гг. Эти факты совпадают и с археологическими материалами. Были выявлены остатки ханского мавзолея, мечети и двореца. В результате раскопок южнее Благовещенского собора обнаружены остатки каменных зданий мечети Кул-Шариф у Тезиц-кого рва, где по описанию была ожесточенная битва [9. С. 84 - 88]. Найдены остатки Ханской мечети, находящейся под современной башней Сююмбике.
3. Фортификация Казани русского времени (вторая половина XVI - XVIII вв.). После 1552 г. город быстро восстанавливается, расширяются границы. Об этом свидетельствует Писцовая книга 1565 - 1568 гг Начинается процесс активного заселения Казани, ее окрестностей русскими переселенцами. В городе проживали переселенцы из более чем 40 регионов России. Происходит смена культурных традиций, формируется новый уклад городской жизни. Все это приводит к увеличению посада. Он разрастается почти в два раза и выходит за пределы Черноозерской протоки и Булак. Общая длина деревянных стен посада с 11 проездными башнями составила около 5 км [4. С. 23 - 33]. За пределами укреплений возникли слободы, пригородные селения.
Эти изменения коснулись также кремля. Для строительства каменных укреплений и церквей в Казань были направлены каменщики из Пскова. Ими были построены или восстановлены стены кремля, возведены церкви. Кремлевские укрепления были увеличены в размерах. С южной стороны они расширились на 100 м к югу от ханских стен, упоминаемых в Писцовой книге как «старые город-ни». Линия стен на остальных участках повторяла расположение укреплений ханского времени. Основная часть стен и башен кремля, как и посада, была из дерева. Окончательная замена деревянных оборонительных сооружений кремля на каменные завершается в 90-е гг XVI в.
В описаниях Казанского кремля, сделанных Г. Со-ковниным и А. Никоновым в 1675 г, указывается общая протяженность стен и башен Казанского кремля. Она составляла 830 саженей (1 794 м). Общая площадь крепости достигала почти 13 га. Оборонительные сооружения состояли из 5 проездных башен и 8 непроездных (7 круглой формы и одна пятигранная).
Таким образом, город, возникший в конце XVI -ХVII вв., сохраняет свой средневековый облик, сочетавший в себе традиции булгаро-татарской культуры и влившейся в нее русской. Это можно увидеть в размещении укреплений, планировке улиц, в архитектуре зданий более поздних периодов, тоже отражающих симбиоз культур.
1. Артемьев А.И. Нечто для истории Казани // Казанские городские ведомости. 1844. № 15, 18, 20.
2. Губайдуллин А.М. О классификации городищ Волжской Булгарии // Археологическое изучение булгарских городов. Казань, 1999.
3. Древняя Казань глазами современников и историков. Казань, 1996.
4. Кунцевич Г.3. Описание города Казани (стен и башен) 1675 г. // Известия общества археологии, истории и этнографии. Казань, 1906. Т. ХХИ. Вып. 1.
5. Ситдиков А .Г. К вопросу о древнейших укреплениях Казани // Болгар и проблемы изучения древностей Урало-Поволжья. Болгар, 1999.
6. Халиков А. Остатки ханских мавзолеев в Казанском Кремле (по материалам раскопок 1977 года) // Мавзолеи Казанских ханов. Казань, 1997.
7. Халиков А. Что, башня, в имени твоем? // Татарстан. 1992. № 11 - 12.
8. Хузин Ф. Древняя Казань и проблемы ее возникновения // Международные средневековые торговые пути. Казань, 1 999.
9. Хузин Ф.Ш., Ситдиков АГ, Шарифуллин Р.Ф., Набиул-лин Н.Г. Археологические исследования в Казанском Кремле (1994 - 1996 гг.) // Биляр и Волжская Булгария. Казань, 1997.
УДК 94(47)
А.Е. ОааТоТа,
ёаТаеаао ёпдТдё+апёёо Таоё, 1 а&ао Гад Та Гиё ё Гпдёдод / а Гаа& / а Гда аёу ТаиааёГаГёё Удаа-УдёГё/адаёаё (1 Тпёаа)
ААЙОГЁЁ. 2008. № 5(24)
ОТВАТАТ- ТОМ О0ЁАГ ГОА ТАЁАОО ААЁиГААТЙОТх ГТЁ ВАйТ'ОАЁЁЁЁ (1921 - 1923 аТаи)
В феврале 1920 г ЦК РКП(б) и Совнаркома РСФСР приняли решение о создании буферного государства, а 6 апреля 1920 г была создана Дальневосточная республика (ДВР), в состав которой вошли Забайкальская, Амурская, Приморская, Сахалинская, Камчатская области и полоса отчуждения КВЖД. Столицей ДВР до октября 1920 г. был Верхнеудинск (Улан-Удэ ). Одновременно была организована Народно-революционная армия (НРА) по образцу Красной Армии. Создание ДВР главным образом было обусловлено соображениями международной политики. Большевики предполагали, что буржуазно-демократическая форма вновь образованной республики послужит гарантией против экспансии Японии и других держав. Учредительное собрание ДВР, в котором большинство принадлежало коммунистам, приняло Конституцию ДВР, отразившую особенности ее буржуазного строя - свободу частного предпринимательства, накопления и перемещения капитала. Подтверждением этому стало и при-
нятие 6 октября 1921 г. на заседании правительства ДВР закона «Об установлении Положения о торговопромышленных палатах» [1. С. 380 - 387]. Данным постановлением были легализованы ТПП на территории ДВР, некоторые из которых были созданы еще в 1919 г правительством А. В. Колчака.
Анализ «Положения о торгово-промышленных палатах» 1921 г, позволяет говорить, что многие его статьи соответствовали « Положению о временных торгово -промышленных палатах», принятому 28 марта 1919 г Советом министров Верховного правителя А.В. Колчака.
В ст. 1 Положения о ТПП устанавливались основные цели, включающие: «1) Объединение на началах самоуправления в округе Палат лиц и предприятий, занимающихся в пределах ДВР торгово-промышленной деятельностью: а) для представительства и защиты общих интересов местной торговли и промышленности и б) для постановки торгово-промышленной деятельности, отвечающей интересам государства; 2) Организацию разного рода торгово-промышленных предприятий и эксплуатацию таковых... 3) Устройство, содержание и субсидирование общеполезных для торговли и промышленности учреждений; 4) Контроль над деятельностью всех торгово-промышленных предприятий, а также регулирование цен в торговле и производстве в особо установленном порядке; 5) Воздействие в отношении лиц, компаний, товариществ, обществ и торговопромышленных предприятий. и установление в необходимых случаях принудительных и карательных мер в пределах, установленных уставами Палат; 6) Выдачу удостоверений всем занимающимся. торговлею и промышленностью в округе Палаты; 7) Содействие правительственным и общественным учреждениям в изыскании и осуществлении мер к развитию и регулированию торговли и промышленности.» [1. С. 380 - 381].
В соответствии с утвержденным Положением в каждой области должна была быть учреждена «особая торгово-промышленная палата», а в местностях с развитой торговлей и промышленностью по инициативе областной палаты допускалось образование нескольких палат. В пределах округа палаты могли создаваться местные отделы. Палаты должны были состоять в ведении министерства продовольствия и торговли и промышленности. Они обязаны были представлять ежегодные отчеты о деятельности, сметы доходов и расходов и сведения о личном составе. Палаты пользовались всеми правами юридического лица, могли приобретать движимое и недвижимое имущество и принимать на себя обязательства, искать и отвечать в суде, имели печати с изображением государственного герба республики с надписью названия палаты. Предполагалось, что все областные и местные палаты будут курироваться Советом съездов ТПП республики.
Для разрешения вопросов в более широком государственном масштабе ТПП согласно ст. 11 Положения участвует через своих представителей в периодических как районных, так и общих съездах представителей палат, причем этими съездами должен был учреждаться в Чите постоянно действующий Совет съездов ТПП - высший представитель всего торгово-промышленного класса ДВР!
Члены палаты и кандидаты избирались тайным голосованием на один год «в числе, определяемом мест-
ной комиссией по организации выборов, утверждаемом Общим собранием Палаты, но не менее 30». Право избрания членов ТПП принадлежало плательщикам промыслового или другого, его заменяющего, налога. Не имели избирательных прав иностранцы, а также осужденные за кражу мошенничество, растрату и присвоение чужого имущества, покупку и принятие в заклад заведомо краденного или похищенного, ростовщичество, впавшие в несостоятельность, а также лица моложе 18 лет.
В Положении достаточно подробно описана технология проведения выборов и порядок избрания руководящих органов палат. Что касается средств на содержание, то, как и в Положении, утвержденном А.В. Колчаком, процент взимаемого налога устанавливался в процентном отношении «ко всей совокупности подлежащего к уплате ими государственного налога». Взимание сборов производилось одновременно со сборами, следующими в казну Кроме того, палатам предоставлялось право с разрешения министерства финансов устанавливать особые дополнительные сборы. Законом также устанавливалось право взимания сборов за выдачу справок и удостоверений в размере «от 50 коп. до 5 руб. золотом по усмотрению Палаты.» [1. С. 386]. Все предусмотренные сборы должны были взыскиваться в бесспорном порядке.
Тем временем арена военных действий Народнореспубликанской армии перемещалась к Владивостоку. По мере захвата областных центров ТПП Благовещенска, Хабаровска и Владивостока переходили под юрисдикцию правительства ДВР и в этом качестве продолжали свою деятельность.
Рассмотрим для примера деятельность одной из первых областных палат, действовавших на территории ДВР - Прибайкальской областной ТПП.
Она была организована на учредительном собрании торговцев и промышленников 22 марта 1921 г, т.е. еще за полгода до выхода закона о ТПП. Требование
об организации палаты исходило от областной власти. Так, в газете «Прибайкалье» было опубликовано объявление председателя Областного продовольственного комитета, «в коем сообщалось, что никаких разрешений на заготовку товаро-продуктов, покупку и провоз выдаваться не будет без обращений через местную торговую палату, а потому предлагается организовать упомянутую палату» [3].
23 марта 1921 г. пленумом палаты был избран комитет, который являлся исполнительным органом и занимался обсуждением, подготовкой и разработкой наиболее важных вопросов, а также решением текущих дел. Перед комитетом были поставлены следующие задачи: «.защита промышленности и торговли, положение которых оказалось затруднительным ввиду последствий войны и революции, отсутствия твердой и определенной государственной экономической политики, и продовольственной разрухи, являвшейся результатом общей дезорганизации государственной экономической жизни» [3].
В состав Комитета Прибайкальской ТПП входили: председатель М.И. Родовский, товарищи председателя (заместители) А. Т. Зачиняев и М.И. Подгур, члены комитета С.Г. Туркин, А.А. Казанский, А .Н. Хлебников,
В.А. Сапунов, Максютов, И.И. Журкин. Служащих в кан-
целярии палаты было 6 человек (юристконсульт, упол -номоченный палаты, бухгалтер, агент по поручениям, машинистка, рассыльный). В ТПП имелось три отдела в городах области. В Троицкосавске отдел был открыт
24 августа 1921 г., в Баргузине - 20 февраля 1922 г. и на Петровском заводе - 4 апреля 1922 г
Прибайкальская ТПП начала свою деятельность в сложных экономических условиях: «.в отсутствие необходимого капитала в связи с реквизицией товаров и изделий у торговопромышленников Прибайкалья в
1920 году... неудовлетворительного состояния транспорта. отсутствие обращений валюты и ее утечка за границу. так как при таком положении торговые сделки заключались на товарообмен» [3.Л.32 об]. Но несмотря на это «благодаря палате как представительному органу торгового класса легче было проводить те или иные мероприятия в торговой деятельности и, главным образом, реагировать на различного рода стеснения и ограничения торговли и промышленности» [3.Л.32 об].
Прибайкальская палата поднимала вопросы, касающиеся, по мнению ее членов, неправильных действий местных властей и городского управления, таможенных непорядков, говорила о реквизициях: «Среди ходатайств особого внимания заслуживают те, которые касались вопросов урегулирования торговли с пушниной и об уничтожении концессионного договора с РСФСР на Байкале. Все представления об упорядочении пушной торговли были проведены в жизнь.» [4].
Комитетом палаты была достигнута согласованность с Горнарревкомом о рассрочке платы за торговые помещения. Палата опротестовала изданное Обл-нарревкомом в августе 1921 г обязательное постановление о курсе рубля, благодаря чему это постановление было отменено. В октябре 1922 г при палате была создана Арбитражная комиссия.
По представлению Троицкосавского отдела комитет Прибайкальской областной ТПП рассматривал вопрос о беспошлинной торговле в 50-верстной полосе, признав таковую несоответствующей общегосударственным интересам и интересам частной торговли вообще, и о порядке транзитной перевозки грузов по маршруту Маньчжурия - Верхнеудинск - Кяхта.
Комитетом палаты было опротестовано постановление Городского управления о сборе в пользу города за право торговли в частных помещениях, в результате этот сбор был переложен на домовладельцев. Для установления порядка, места торговли и принятия мер борьбы против торговли без права на это комитет палаты заключил соглашение с городским управлением «об избрании старост для совместных действий таковых с городским базарным старостой как по надзору за торговлей вообще, так и в частности по распределению торговли по роду товаров» [3.Л.34 об].
Прибайкальской ТПП было доведено до сведения Министерства народного хозяйства и Читинской ТПП о том, что «в торговле замечается застой, сбыта нет и положение торговли тяжелое» [3.Л.35 об]. В докладной записке отмечалось, что «состояние рынка таково, что зачастую продажа товаров производится с начислением ничтожного процента, не только не приносящего пользу но даже не оправдывающего организационных расходов» [3.Л.36].
Деятельность палаты не замыкалась сферой торговли и промышленности. Она оказывала материаль-
ную помощь разного рода учреждениям, организациям и лицам: «При посредстве палаты торгово-промышленный класс имел возможность более или менее организованно провести разрешение таких весьма важных и срочных вопросов, как помощь голодающим Советской России, так и фронту» [3.Л.34 об]. С начала создания в Комитет помощи голодающим и Комитет помощи фронту вошли представители палаты. С сентября 1921 г. по 1 января 1922 г. помощь голодающим составила
7 122 руб., помощь фронту - 1 438 руб. 89 коп.
Первоначально предполагалось созвать съезд существующих палат в Чите не позднее 20 января 1922 г. На съезде ожидалось присутствие представителей Маньчжурии и Харбина «через их биржевые комитеты», но «ввиду событий на Востоке и невозможности вследствие этого прибыть представителям всех палат» съезд был отложен [4.Л.32-36].
Но уже в ноябре 1922 г. дВр была ликвидирована. С этого времени началась ликвидация всех созданных ДВР институтов. 30 марта 1923 г. состоялось заседание Дальневосточного Бюро Центрального Комитата РКП(б). Первым рассматривался вопрос «Об организации Торговой биржи и закрытия торгово-промыш -ленных палат». По итогам рассмотрения было вынесено решение: «1. Торговую биржу утвердить в составе предложенной коллегией Дальпромбюро. 2. Существование торгово-промышленных палат ввиду выяснившегося характера их деятельности признать лишь временным и формальным. 3. Временно допустить представителя промышленников в Торговую биржу 4. Съезд торгово-промышленников, на который они не просили разрешения - не допускать» [8]. Каков был «выяснившийся характер их деятельности» - документ не сообщает.
А в этот день, 30 марта 1923 г, председатель «столичной» Читинской ТПП М. Чернин в очередной раз просил разрешения у Дальревкома «о проведении Съезда представителей ТПП Дальнего Востока для разрешения разных вопросов торговли и промышленности, выдвигаемых современной экономической жизнью» [7]. Однако к тому времени судьба палат была уже предрешена.
3 апреля 1923 г. на основании решения партийных органов Дальревком принял решение: «1. Отменить закон бывшей ДВР от 6 октября 1921 г. о Торгово-промышленных палатах (С.Уз.б. ДВР № 7 (13), ст. 153 и 154). 2. Существующие на территории Дальнего Востока Торгово-промышленные палаты упразднить. 3. Поручить Дальпромбюро срочно организовать Товарные биржи и комитеты частных торговцев.» [1. С. 1117].
16 мая 1923 г Прибайкальская ТПП была ликвидирована. Та же участь постигла палаты Читы, Благовещенска, Хабаровска и Владивостока.
Тем временем на европейской части Советской России разворачивали свою деятельность Северо-Западная областная торговая палата (создана 11 ноября
1921 г. в Петрограде) и Российско-Восточная торговая палата (создана 10 декабря 1922 г. в Москве). Таким образом, на Дальнем Востоке деятельность ТПП сворачивалась, в то время как в европейской части Советской России начинала активно развиваться.
Очевидное противоречие в решении органов советской власти Дальнего Востока, возможно, кроется в том, что палаты Благовещенска, Хабаровска и Влади-
востока могли быть уличены в поддержке белой армии в период военных действий. Но есть примеры, противоречащие этому предположению. В последние месяцы Гражданской войны на Дальнем Востоке «с целью создания Чрезвычайного фонда Правителя подверглись обложению городские самоуправления и Торгово-промышленная палата суммой в 600 000 рублей золотом к 10 октября 1922 г. Однако уже 11 октября Правитель получил заявление Торгово-промышленной палаты о невозможности чрезвычайного обложения ввиду неимения средств» [3. С. 107]. Такое противостояние Владивостокской ТПП и представительного органа Народного собрания с Приамурским правительством и генералом Дитерихсом закончилось тем, что председатель правительства С.Д. Меркулов издал указ о их роспуске.
Другим объяснением столь противоречивых решений советской власти было то, что на европейской части к тому времени торгово-промышленный класс был уже ликвидирован, а членами палат становились гос-
предприятия и начинающие нэпманы, в то время как на Дальнем Востоке буржуазия еще долго оставалась достаточно влиятельной силой и советская власть ее реально опасалась.
1. Бюллетень Дальревкома № 35 от 29 апреля 1923 г. С. 1117.
2. Закон Правительства Дальневосточной Республики «Об установлении Положения о Торгово-Промышленных Палатах», г. Чита, 6 сентября 1921 года // Собрание узак. и расп. Дальневосточной республики.1921. № 7 (18).
3. Куцый В.Ю. Финансовая политика Временного Приамурского правительства и Верховного правителя Земского Приамурского края // Проблемы отечественной и всеобщей истории. Уссурийск, 1996.
4. НАРБ Ф.Р-230. Оп.1 .Д.40.Л.32.
5. НАРБ Ф.Р-230.Оп.1 .Д. 42.Л.32-36.
6. НАРБ Ф.Р-230.Оп.1 .Д.52.Л.42.
7. РГИА ДВ Ф. Р-2422.Оп. 1. Д.39.Л.306-308.
8. РГИА ДВ Ф. р.2422.Оп.1 .Д.165.Л.123.
УДК 94(47)
О Тй! ЁйТААГЁА «и АТЁ» АабАомё ТТЁЁ0ЁЁЁ аТ аоТбТе ТТёТаеГа 00 ааеа
В 1950 - 1980-е гг. основные направления аграрной политики определялись постановлениями ЦК КПСС, Политбюро и пленумов ЦК КПСС, общее количество которых за этот период превысило 1, 5 тыс. В формировании и реализации аграрной политики важная роль принадлежала аппарату ЦК КПСС. В сельскохозяйственном отделе ЦК КПСС насчитывалось 14 отраслевых и 12 территориальных секторов. Ежегодно сюда направлялись тысячи справок, отчетов, других материалов, которые касались сельского хозяйства. Особенно много документов «прорабатыва -лось» при подготовке проектов постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР Разработка отдельных наиболее сложных с финансовой точки зрения проектов осуществлялась достаточно длительное время. К при -меру проект партийно-государственного постановления по развитию сельского хозяйства нечерноземной зоны РСФСР готовился в течение 4 лет. В преддверии пленумов ЦК КПСС по вопросам развития сельского хозяй -ства решениями Политбюро создавались специальные комиссии, также готовили проекты постановлений. Сельскохозяйственным отделом ЦК КПСС, помощниками руководителей ЦК КПСС готовились «Записки» по вопросам развития сельского хозяйства, которые адресовались в Политбюро [5. С. 868].
Несомненно, что формирование новой аграрной политики во второй половине ХХ в. начинается с 1953 г., а не с 1965 г, как это закрепилось во многих научных трудах. Именно решения сентябрьского (1953 г.) пленума ЦК КПСС были призваны сделать сельское хозяйство приоритетной отраслью в экономической политике государства. Предстояло в течение нескольких лет обеспечить «крутой подъем сельского хозяйства». Для выполнения задач в развитии производства зерна и животноводческой продукции намечалось осуществить комплексную механизацию всех отраслей сельского хозяйства, перейти на твердые, дифференцированные по зонам ставки натуральной оплаты за работы МТС, с применением поощрительной оплаты за высокие урожаи. Были введены повышенные закупочные цены на сельхозпродукты, а также уменьшены нормы их обязательных поставок государству, сокращены, а затем и отменены обязательные поставки с личного подсобного хозяйства и т.д.
А.Ё. 0аааёиеТа,
ёаТаеаао ёпоТдё+а-пёёд (абё, аТоаТо, да-аааориёё ёаоаадТё Тоа+апоаа( (Тё ёпоТ-дёё ё уёТТТ 1ё+апёТё оаТдёё, ЕТёТ/аТпёёё аТпбаадпоаа((иё Уа-аааТаё+апёёё бТёаад-пёоао
ААйОГЁЁ. 2008. № 5(24)