Научная статья на тему 'Торгово-промышленные палаты дальневосточной республики (1921 1923 годы)'

Торгово-промышленные палаты дальневосточной республики (1921 1923 годы) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
232
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Федотов В. И.

Настоящая статья имеет целью ввести в научный оборот неизвестные ранее сведения из истории российских торгово-промышленных палат в период деятельности Дальневосточной республики в 1921 1923 гг., обнаруженные в документах правительства ДВР, Российском государственном историческом архиве Дальнего Востока и Национальном архиве Республики Бурятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHAMBERS OF COMMERCE OF THE FAR EAST REPUBLIC (1921 1923 years)

The article introduces new scientific data from the history of Chambers of commerce functioning in the Far East regions in 1921-1923 years. The documents were found in the Russian historical archives of the Far East, National archives of Buryat republic and other governmental documents.

Текст научной работы на тему «Торгово-промышленные палаты дальневосточной республики (1921 1923 годы)»

Центром города являлся Ханский двор, где была сосредоточена вся полнота власти Казанского ханства.

А. Курбский, описывая его во время штурма 1552 г., говорит: «Бо бе зело крепок, между палат и мечетей каменных, оплотом великим обточен». Большое количество каменных мечетей здесь упоминается в Писцовой книге 1565 - 1568 гг. Эти факты совпадают и с археологическими материалами. Были выявлены остатки ханского мавзолея, мечети и двореца. В результате раскопок южнее Благовещенского собора обнаружены остатки каменных зданий мечети Кул-Шариф у Тезиц-кого рва, где по описанию была ожесточенная битва [9. С. 84 - 88]. Найдены остатки Ханской мечети, находящейся под современной башней Сююмбике.

3. Фортификация Казани русского времени (вторая половина XVI - XVIII вв.). После 1552 г. город быстро восстанавливается, расширяются границы. Об этом свидетельствует Писцовая книга 1565 - 1568 гг Начинается процесс активного заселения Казани, ее окрестностей русскими переселенцами. В городе проживали переселенцы из более чем 40 регионов России. Происходит смена культурных традиций, формируется новый уклад городской жизни. Все это приводит к увеличению посада. Он разрастается почти в два раза и выходит за пределы Черноозерской протоки и Булак. Общая длина деревянных стен посада с 11 проездными башнями составила около 5 км [4. С. 23 - 33]. За пределами укреплений возникли слободы, пригородные селения.

Эти изменения коснулись также кремля. Для строительства каменных укреплений и церквей в Казань были направлены каменщики из Пскова. Ими были построены или восстановлены стены кремля, возведены церкви. Кремлевские укрепления были увеличены в размерах. С южной стороны они расширились на 100 м к югу от ханских стен, упоминаемых в Писцовой книге как «старые город-ни». Линия стен на остальных участках повторяла расположение укреплений ханского времени. Основная часть стен и башен кремля, как и посада, была из дерева. Окончательная замена деревянных оборонительных сооружений кремля на каменные завершается в 90-е гг XVI в.

В описаниях Казанского кремля, сделанных Г. Со-ковниным и А. Никоновым в 1675 г, указывается общая протяженность стен и башен Казанского кремля. Она составляла 830 саженей (1 794 м). Общая площадь крепости достигала почти 13 га. Оборонительные сооружения состояли из 5 проездных башен и 8 непроездных (7 круглой формы и одна пятигранная).

Таким образом, город, возникший в конце XVI -ХVII вв., сохраняет свой средневековый облик, сочетавший в себе традиции булгаро-татарской культуры и влившейся в нее русской. Это можно увидеть в размещении укреплений, планировке улиц, в архитектуре зданий более поздних периодов, тоже отражающих симбиоз культур.

1. Артемьев А.И. Нечто для истории Казани // Казанские городские ведомости. 1844. № 15, 18, 20.

2. Губайдуллин А.М. О классификации городищ Волжской Булгарии // Археологическое изучение булгарских городов. Казань, 1999.

3. Древняя Казань глазами современников и историков. Казань, 1996.

4. Кунцевич Г.3. Описание города Казани (стен и башен) 1675 г. // Известия общества археологии, истории и этнографии. Казань, 1906. Т. ХХИ. Вып. 1.

5. Ситдиков А .Г. К вопросу о древнейших укреплениях Казани // Болгар и проблемы изучения древностей Урало-Поволжья. Болгар, 1999.

6. Халиков А. Остатки ханских мавзолеев в Казанском Кремле (по материалам раскопок 1977 года) // Мавзолеи Казанских ханов. Казань, 1997.

7. Халиков А. Что, башня, в имени твоем? // Татарстан. 1992. № 11 - 12.

8. Хузин Ф. Древняя Казань и проблемы ее возникновения // Международные средневековые торговые пути. Казань, 1 999.

9. Хузин Ф.Ш., Ситдиков АГ, Шарифуллин Р.Ф., Набиул-лин Н.Г. Археологические исследования в Казанском Кремле (1994 - 1996 гг.) // Биляр и Волжская Булгария. Казань, 1997.

УДК 94(47)

А.Е. ОааТоТа,

ёаТаеаао ёпдТдё+апёёо Таоё, 1 а&ао Гад Та Гиё ё Гпдёдод / а Гаа& / а Гда аёу ТаиааёГаГёё Удаа-УдёГё/адаёаё (1 Тпёаа)

ААЙОГЁЁ. 2008. № 5(24)

ОТВАТАТ- ТОМ О0ЁАГ ГОА ТАЁАОО ААЁиГААТЙОТх ГТЁ ВАйТ'ОАЁЁЁЁ (1921 - 1923 аТаи)

В феврале 1920 г ЦК РКП(б) и Совнаркома РСФСР приняли решение о создании буферного государства, а 6 апреля 1920 г была создана Дальневосточная республика (ДВР), в состав которой вошли Забайкальская, Амурская, Приморская, Сахалинская, Камчатская области и полоса отчуждения КВЖД. Столицей ДВР до октября 1920 г. был Верхнеудинск (Улан-Удэ ). Одновременно была организована Народно-революционная армия (НРА) по образцу Красной Армии. Создание ДВР главным образом было обусловлено соображениями международной политики. Большевики предполагали, что буржуазно-демократическая форма вновь образованной республики послужит гарантией против экспансии Японии и других держав. Учредительное собрание ДВР, в котором большинство принадлежало коммунистам, приняло Конституцию ДВР, отразившую особенности ее буржуазного строя - свободу частного предпринимательства, накопления и перемещения капитала. Подтверждением этому стало и при-

нятие 6 октября 1921 г. на заседании правительства ДВР закона «Об установлении Положения о торговопромышленных палатах» [1. С. 380 - 387]. Данным постановлением были легализованы ТПП на территории ДВР, некоторые из которых были созданы еще в 1919 г правительством А. В. Колчака.

Анализ «Положения о торгово-промышленных палатах» 1921 г, позволяет говорить, что многие его статьи соответствовали « Положению о временных торгово -промышленных палатах», принятому 28 марта 1919 г Советом министров Верховного правителя А.В. Колчака.

В ст. 1 Положения о ТПП устанавливались основные цели, включающие: «1) Объединение на началах самоуправления в округе Палат лиц и предприятий, занимающихся в пределах ДВР торгово-промышленной деятельностью: а) для представительства и защиты общих интересов местной торговли и промышленности и б) для постановки торгово-промышленной деятельности, отвечающей интересам государства; 2) Организацию разного рода торгово-промышленных предприятий и эксплуатацию таковых... 3) Устройство, содержание и субсидирование общеполезных для торговли и промышленности учреждений; 4) Контроль над деятельностью всех торгово-промышленных предприятий, а также регулирование цен в торговле и производстве в особо установленном порядке; 5) Воздействие в отношении лиц, компаний, товариществ, обществ и торговопромышленных предприятий. и установление в необходимых случаях принудительных и карательных мер в пределах, установленных уставами Палат; 6) Выдачу удостоверений всем занимающимся. торговлею и промышленностью в округе Палаты; 7) Содействие правительственным и общественным учреждениям в изыскании и осуществлении мер к развитию и регулированию торговли и промышленности.» [1. С. 380 - 381].

В соответствии с утвержденным Положением в каждой области должна была быть учреждена «особая торгово-промышленная палата», а в местностях с развитой торговлей и промышленностью по инициативе областной палаты допускалось образование нескольких палат. В пределах округа палаты могли создаваться местные отделы. Палаты должны были состоять в ведении министерства продовольствия и торговли и промышленности. Они обязаны были представлять ежегодные отчеты о деятельности, сметы доходов и расходов и сведения о личном составе. Палаты пользовались всеми правами юридического лица, могли приобретать движимое и недвижимое имущество и принимать на себя обязательства, искать и отвечать в суде, имели печати с изображением государственного герба республики с надписью названия палаты. Предполагалось, что все областные и местные палаты будут курироваться Советом съездов ТПП республики.

Для разрешения вопросов в более широком государственном масштабе ТПП согласно ст. 11 Положения участвует через своих представителей в периодических как районных, так и общих съездах представителей палат, причем этими съездами должен был учреждаться в Чите постоянно действующий Совет съездов ТПП - высший представитель всего торгово-промышленного класса ДВР!

Члены палаты и кандидаты избирались тайным голосованием на один год «в числе, определяемом мест-

ной комиссией по организации выборов, утверждаемом Общим собранием Палаты, но не менее 30». Право избрания членов ТПП принадлежало плательщикам промыслового или другого, его заменяющего, налога. Не имели избирательных прав иностранцы, а также осужденные за кражу мошенничество, растрату и присвоение чужого имущества, покупку и принятие в заклад заведомо краденного или похищенного, ростовщичество, впавшие в несостоятельность, а также лица моложе 18 лет.

В Положении достаточно подробно описана технология проведения выборов и порядок избрания руководящих органов палат. Что касается средств на содержание, то, как и в Положении, утвержденном А.В. Колчаком, процент взимаемого налога устанавливался в процентном отношении «ко всей совокупности подлежащего к уплате ими государственного налога». Взимание сборов производилось одновременно со сборами, следующими в казну Кроме того, палатам предоставлялось право с разрешения министерства финансов устанавливать особые дополнительные сборы. Законом также устанавливалось право взимания сборов за выдачу справок и удостоверений в размере «от 50 коп. до 5 руб. золотом по усмотрению Палаты.» [1. С. 386]. Все предусмотренные сборы должны были взыскиваться в бесспорном порядке.

Тем временем арена военных действий Народнореспубликанской армии перемещалась к Владивостоку. По мере захвата областных центров ТПП Благовещенска, Хабаровска и Владивостока переходили под юрисдикцию правительства ДВР и в этом качестве продолжали свою деятельность.

Рассмотрим для примера деятельность одной из первых областных палат, действовавших на территории ДВР - Прибайкальской областной ТПП.

Она была организована на учредительном собрании торговцев и промышленников 22 марта 1921 г, т.е. еще за полгода до выхода закона о ТПП. Требование

об организации палаты исходило от областной власти. Так, в газете «Прибайкалье» было опубликовано объявление председателя Областного продовольственного комитета, «в коем сообщалось, что никаких разрешений на заготовку товаро-продуктов, покупку и провоз выдаваться не будет без обращений через местную торговую палату, а потому предлагается организовать упомянутую палату» [3].

23 марта 1921 г. пленумом палаты был избран комитет, который являлся исполнительным органом и занимался обсуждением, подготовкой и разработкой наиболее важных вопросов, а также решением текущих дел. Перед комитетом были поставлены следующие задачи: «.защита промышленности и торговли, положение которых оказалось затруднительным ввиду последствий войны и революции, отсутствия твердой и определенной государственной экономической политики, и продовольственной разрухи, являвшейся результатом общей дезорганизации государственной экономической жизни» [3].

В состав Комитета Прибайкальской ТПП входили: председатель М.И. Родовский, товарищи председателя (заместители) А. Т. Зачиняев и М.И. Подгур, члены комитета С.Г. Туркин, А.А. Казанский, А .Н. Хлебников,

В.А. Сапунов, Максютов, И.И. Журкин. Служащих в кан-

целярии палаты было 6 человек (юристконсульт, упол -номоченный палаты, бухгалтер, агент по поручениям, машинистка, рассыльный). В ТПП имелось три отдела в городах области. В Троицкосавске отдел был открыт

24 августа 1921 г., в Баргузине - 20 февраля 1922 г. и на Петровском заводе - 4 апреля 1922 г

Прибайкальская ТПП начала свою деятельность в сложных экономических условиях: «.в отсутствие необходимого капитала в связи с реквизицией товаров и изделий у торговопромышленников Прибайкалья в

1920 году... неудовлетворительного состояния транспорта. отсутствие обращений валюты и ее утечка за границу. так как при таком положении торговые сделки заключались на товарообмен» [3.Л.32 об]. Но несмотря на это «благодаря палате как представительному органу торгового класса легче было проводить те или иные мероприятия в торговой деятельности и, главным образом, реагировать на различного рода стеснения и ограничения торговли и промышленности» [3.Л.32 об].

Прибайкальская палата поднимала вопросы, касающиеся, по мнению ее членов, неправильных действий местных властей и городского управления, таможенных непорядков, говорила о реквизициях: «Среди ходатайств особого внимания заслуживают те, которые касались вопросов урегулирования торговли с пушниной и об уничтожении концессионного договора с РСФСР на Байкале. Все представления об упорядочении пушной торговли были проведены в жизнь.» [4].

Комитетом палаты была достигнута согласованность с Горнарревкомом о рассрочке платы за торговые помещения. Палата опротестовала изданное Обл-нарревкомом в августе 1921 г обязательное постановление о курсе рубля, благодаря чему это постановление было отменено. В октябре 1922 г при палате была создана Арбитражная комиссия.

По представлению Троицкосавского отдела комитет Прибайкальской областной ТПП рассматривал вопрос о беспошлинной торговле в 50-верстной полосе, признав таковую несоответствующей общегосударственным интересам и интересам частной торговли вообще, и о порядке транзитной перевозки грузов по маршруту Маньчжурия - Верхнеудинск - Кяхта.

Комитетом палаты было опротестовано постановление Городского управления о сборе в пользу города за право торговли в частных помещениях, в результате этот сбор был переложен на домовладельцев. Для установления порядка, места торговли и принятия мер борьбы против торговли без права на это комитет палаты заключил соглашение с городским управлением «об избрании старост для совместных действий таковых с городским базарным старостой как по надзору за торговлей вообще, так и в частности по распределению торговли по роду товаров» [3.Л.34 об].

Прибайкальской ТПП было доведено до сведения Министерства народного хозяйства и Читинской ТПП о том, что «в торговле замечается застой, сбыта нет и положение торговли тяжелое» [3.Л.35 об]. В докладной записке отмечалось, что «состояние рынка таково, что зачастую продажа товаров производится с начислением ничтожного процента, не только не приносящего пользу но даже не оправдывающего организационных расходов» [3.Л.36].

Деятельность палаты не замыкалась сферой торговли и промышленности. Она оказывала материаль-

ную помощь разного рода учреждениям, организациям и лицам: «При посредстве палаты торгово-промышленный класс имел возможность более или менее организованно провести разрешение таких весьма важных и срочных вопросов, как помощь голодающим Советской России, так и фронту» [3.Л.34 об]. С начала создания в Комитет помощи голодающим и Комитет помощи фронту вошли представители палаты. С сентября 1921 г. по 1 января 1922 г. помощь голодающим составила

7 122 руб., помощь фронту - 1 438 руб. 89 коп.

Первоначально предполагалось созвать съезд существующих палат в Чите не позднее 20 января 1922 г. На съезде ожидалось присутствие представителей Маньчжурии и Харбина «через их биржевые комитеты», но «ввиду событий на Востоке и невозможности вследствие этого прибыть представителям всех палат» съезд был отложен [4.Л.32-36].

Но уже в ноябре 1922 г. дВр была ликвидирована. С этого времени началась ликвидация всех созданных ДВР институтов. 30 марта 1923 г. состоялось заседание Дальневосточного Бюро Центрального Комитата РКП(б). Первым рассматривался вопрос «Об организации Торговой биржи и закрытия торгово-промыш -ленных палат». По итогам рассмотрения было вынесено решение: «1. Торговую биржу утвердить в составе предложенной коллегией Дальпромбюро. 2. Существование торгово-промышленных палат ввиду выяснившегося характера их деятельности признать лишь временным и формальным. 3. Временно допустить представителя промышленников в Торговую биржу 4. Съезд торгово-промышленников, на который они не просили разрешения - не допускать» [8]. Каков был «выяснившийся характер их деятельности» - документ не сообщает.

А в этот день, 30 марта 1923 г, председатель «столичной» Читинской ТПП М. Чернин в очередной раз просил разрешения у Дальревкома «о проведении Съезда представителей ТПП Дальнего Востока для разрешения разных вопросов торговли и промышленности, выдвигаемых современной экономической жизнью» [7]. Однако к тому времени судьба палат была уже предрешена.

3 апреля 1923 г. на основании решения партийных органов Дальревком принял решение: «1. Отменить закон бывшей ДВР от 6 октября 1921 г. о Торгово-промышленных палатах (С.Уз.б. ДВР № 7 (13), ст. 153 и 154). 2. Существующие на территории Дальнего Востока Торгово-промышленные палаты упразднить. 3. Поручить Дальпромбюро срочно организовать Товарные биржи и комитеты частных торговцев.» [1. С. 1117].

16 мая 1923 г Прибайкальская ТПП была ликвидирована. Та же участь постигла палаты Читы, Благовещенска, Хабаровска и Владивостока.

Тем временем на европейской части Советской России разворачивали свою деятельность Северо-Западная областная торговая палата (создана 11 ноября

1921 г. в Петрограде) и Российско-Восточная торговая палата (создана 10 декабря 1922 г. в Москве). Таким образом, на Дальнем Востоке деятельность ТПП сворачивалась, в то время как в европейской части Советской России начинала активно развиваться.

Очевидное противоречие в решении органов советской власти Дальнего Востока, возможно, кроется в том, что палаты Благовещенска, Хабаровска и Влади-

востока могли быть уличены в поддержке белой армии в период военных действий. Но есть примеры, противоречащие этому предположению. В последние месяцы Гражданской войны на Дальнем Востоке «с целью создания Чрезвычайного фонда Правителя подверглись обложению городские самоуправления и Торгово-промышленная палата суммой в 600 000 рублей золотом к 10 октября 1922 г. Однако уже 11 октября Правитель получил заявление Торгово-промышленной палаты о невозможности чрезвычайного обложения ввиду неимения средств» [3. С. 107]. Такое противостояние Владивостокской ТПП и представительного органа Народного собрания с Приамурским правительством и генералом Дитерихсом закончилось тем, что председатель правительства С.Д. Меркулов издал указ о их роспуске.

Другим объяснением столь противоречивых решений советской власти было то, что на европейской части к тому времени торгово-промышленный класс был уже ликвидирован, а членами палат становились гос-

предприятия и начинающие нэпманы, в то время как на Дальнем Востоке буржуазия еще долго оставалась достаточно влиятельной силой и советская власть ее реально опасалась.

1. Бюллетень Дальревкома № 35 от 29 апреля 1923 г. С. 1117.

2. Закон Правительства Дальневосточной Республики «Об установлении Положения о Торгово-Промышленных Палатах», г. Чита, 6 сентября 1921 года // Собрание узак. и расп. Дальневосточной республики.1921. № 7 (18).

3. Куцый В.Ю. Финансовая политика Временного Приамурского правительства и Верховного правителя Земского Приамурского края // Проблемы отечественной и всеобщей истории. Уссурийск, 1996.

4. НАРБ Ф.Р-230. Оп.1 .Д.40.Л.32.

5. НАРБ Ф.Р-230.Оп.1 .Д. 42.Л.32-36.

6. НАРБ Ф.Р-230.Оп.1 .Д.52.Л.42.

7. РГИА ДВ Ф. Р-2422.Оп. 1. Д.39.Л.306-308.

8. РГИА ДВ Ф. р.2422.Оп.1 .Д.165.Л.123.

УДК 94(47)

О Тй! ЁйТААГЁА «и АТЁ» АабАомё ТТЁЁ0ЁЁЁ аТ аоТбТе ТТёТаеГа 00 ааеа

В 1950 - 1980-е гг. основные направления аграрной политики определялись постановлениями ЦК КПСС, Политбюро и пленумов ЦК КПСС, общее количество которых за этот период превысило 1, 5 тыс. В формировании и реализации аграрной политики важная роль принадлежала аппарату ЦК КПСС. В сельскохозяйственном отделе ЦК КПСС насчитывалось 14 отраслевых и 12 территориальных секторов. Ежегодно сюда направлялись тысячи справок, отчетов, других материалов, которые касались сельского хозяйства. Особенно много документов «прорабатыва -лось» при подготовке проектов постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР Разработка отдельных наиболее сложных с финансовой точки зрения проектов осуществлялась достаточно длительное время. К при -меру проект партийно-государственного постановления по развитию сельского хозяйства нечерноземной зоны РСФСР готовился в течение 4 лет. В преддверии пленумов ЦК КПСС по вопросам развития сельского хозяй -ства решениями Политбюро создавались специальные комиссии, также готовили проекты постановлений. Сельскохозяйственным отделом ЦК КПСС, помощниками руководителей ЦК КПСС готовились «Записки» по вопросам развития сельского хозяйства, которые адресовались в Политбюро [5. С. 868].

Несомненно, что формирование новой аграрной политики во второй половине ХХ в. начинается с 1953 г., а не с 1965 г, как это закрепилось во многих научных трудах. Именно решения сентябрьского (1953 г.) пленума ЦК КПСС были призваны сделать сельское хозяйство приоритетной отраслью в экономической политике государства. Предстояло в течение нескольких лет обеспечить «крутой подъем сельского хозяйства». Для выполнения задач в развитии производства зерна и животноводческой продукции намечалось осуществить комплексную механизацию всех отраслей сельского хозяйства, перейти на твердые, дифференцированные по зонам ставки натуральной оплаты за работы МТС, с применением поощрительной оплаты за высокие урожаи. Были введены повышенные закупочные цены на сельхозпродукты, а также уменьшены нормы их обязательных поставок государству, сокращены, а затем и отменены обязательные поставки с личного подсобного хозяйства и т.д.

А.Ё. 0аааёиеТа,

ёаТаеаао ёпоТдё+а-пёёд (абё, аТоаТо, да-аааориёё ёаоаадТё Тоа+апоаа( (Тё ёпоТ-дёё ё уёТТТ 1ё+апёТё оаТдёё, ЕТёТ/аТпёёё аТпбаадпоаа((иё Уа-аааТаё+апёёё бТёаад-пёоао

ААйОГЁЁ. 2008. № 5(24)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.