арочного типа. Следы обработки тщательно заглажены, но стены испорчены современными граффити, почти полностью покрывающими поверхность стены. Среди многокамерных сооружений в Хвалынском уезде сотрудником СУАК В. Ореховым была описана Павловская отшельническая пещера [8. С. 177 - 178]. Ее особенностью является наклонный лестничный подъем, наличие второго выхода, что подтверждает версию автора о первоначальном использовании пещеры разбойниками. Характерной особенностью интерьера является отсутствие ниш и лежанок при обилии культовых граффити на стенах. Обычно функции в многокамерных пещерных кель -ях разделялись. Одно помещение использовалось в качестве молельни, другое имело жилое предназначение, третье - хозяйственное.
Среди подземных сооружений есть на Черемшане и склепы, также имеющие культовое значение. Останки
о. Серапиона были помещены в склеп и почитались местными старообрядцами. Над его могилой проводились богослужения. С. Быстров описал этот склеп [1. С. 170 -172]. Это двухкамерное сооружение со сводчатым потолком и надземной часовней. Возможно, верхняя камера носила отвлекающий характер, создание фальш-тайников было распространено среди старообрядцев.
Закон о свободе вероисповедания 1905 г породил мировоззренческий кризис в среде старообрядцев и сектантов. Принцип «истинная церковь всегда гонима» уже не действовал. Старообрядческой интеллигенции начала XX в. пещерничество представлялось анахронизмом, а православным миссионерам - либо формой мошенничества, либо болезненным состоянием. Но пещерничество фиксируется на Черемшане и в 1909 г., и в 1910 г. Это можно объяснить, опираясь на теорию М. Вебера о значении «религиозных виртуозов» в период кризиса бюрократических систем [3. С. 239]. В условиях дестабилизации системы, размывания традиционных ценностей происходит нарастание эсхатологических ожида-
ний. «Религиозные виртуозы» предлагали верующим религиозные способы регулирования такого кризиса и становились интеграционными центрами для религиозных общин. Через видения и откровения пещерники определяли дальнейшие действия своих прихожан.
Пещерники участвовали в социальных процессах религиозной компенсации, интеграции и легитимации. Религиозный механизм, связанный с культом пещер, должен был «реабилитировать» личность, пострадавшую от травмирующей жизненной ситуации. В период кризиса, на фоне разрушения рациональных связей пещерники предлагали в качестве основы для интеграции религиозные ценности, обращенные к вечности. В некоторых случаях пещерничество являлось формой протеста против политики государства, приобретало изуверские формы, отражая дезинтеграционные процессы в обществе.
1. Быстров С. На Черемшане: У останков о. Серапиона // Церковь. 1910. №5.
2. Быстров С. У пещеры отшельника // Старообрядческая мысль. 1910. № 9.
3. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий // Мистика. Религия. М., 1998.
4. Жилкин Н. Старообрядцы на Волге. Саратов, 1905.
5. Интервью и. Фелицаты // Церковь. 1913. № 52.
6. Мизякин Л.Т. Черемшан. Саратов, 1909.
7. Оглоблин В. В Черемшанских скитах // Исторический вестник. 1911. № 10.
8. Орехов В. Павловская пещера // Труды СУАК. Саратов, 1912. Вып. 29.
9. Расспросные речи раскольников, пойманных на р. Те-ляузик 15 - 16 апреля 1689 г. // Дополнения к Актам историческим. СПб., 1872. Т. XII.
10. РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. № 2353. Л. 25.
11. РНБ. Ф. 37. № 273. 26.09.1855. Л. 33 об.
12. Швецов К. Черемшан // Церковь. 1910.
УДК 94(47)
А.А. N60366?$,
ёаТаеаао ёпоТдё+а-пёёд Таоё, дааааор-йёё Iаоё Т Таёи Ти ї оаіодТї аддаТёТаё-+апёёд ёппёааТааТёё Ё(поёоооа ёпоТ-дёё ё/. 0. 1 ада&а-1ё А I ВО, а. Ёада (и
ААЯОГЁЁ. 2008. № 5(24)
ОЁОАТЁАГЁВ ЁАдАГЁ А VI ТОО ЙоААГАААЁТАиВ (XI - XVI ааеа)
Исследование проблем истории и археологии средневековой Казани имеет важное значение для решения широкого круга вопросов - понимания общеисторического процесса образования и развития восточноевропейских городов, в первую очередь, конечно, болгаро-татарских. Одной из малоисследованных и спорных проблем является историческая топография Казани. Последняя включает в себя изучение динамики развития фортификационных сооружений, социально-экономической структуры, размещения производственных объектов, зданий, некрополей и др.
Первоначальные представления историков об укреплениях средневековой Казани опирались преимущественно на скудные летописные источники, поздние картографические материалы и иногда на данные археологии. Эти построения, естественно, имели в основном гипотетический характер [1;3]. Сведения о планировке города были пополнены в результате археологических исследований 1994 - 2005 гг
Как известно, городища мысового типа - а Казань относится именно к этому типу городищ - характерное явление для Восточной Европы эпохи средневековья [2. С. 72 - 76]. Особенности топографии подобных городищ определялись рельефом, естественной защищенностью местности.
Их заселение происходило с мысовой части холма с освоением более удобных для проживания районов, расположенных у его подножия близко к воде. На основании анализа археологических материалов выделяются три этапа развития укреплений города, знаменовавшие их принципиальные изменения.
1. Фортификация домонгольской и золотоордынской Казани (Х1 - первая половина ХУ в.). Процесс заселения Кремлевского холма шел с глубокой древности. Появление болгар в бассейне р. Казанки связано с общим процессом их заселения Поволжья. Освоение ими района Казанки относится к IX - X вв.
Кремлевский холм болгары заселяли с северной мысовой оконечности. Одновременно осваиваются и низменные районы у подножия холма, находящиеся у р. Казанки. Древнейшие культурные отложения начинают формироваться после возведения крепостных укреплений на площади около 6 га [8. С. 196 - 226]. На территории распространения слоя сохранились фрагменты лепной керамики салтово-маяцкого типа, монеты Х в., металлические, каменные, стеклянные предметы украшения и быта. Встречаются изделия из Средней Азии, Западной Европы, Южной Руси, что указывает на торговый характер поселения. В древнейшем слое найдены предметы булгарских мастеров и финно-угорского населения. Среди них значительный комплекс составляют предметы вооружения, что соответствует характеру города-крепости.
Наиболее мощной линия укреплений была с южной, напольной, стороны. Она пересекала холм с востока на запад. Укрепления состояли из эскарпированного крутого Тезицкого рва шириной 14 м, глубиной 3,7 -4 м, земляного вала шириной в основании 12 м и высотой до 3 м с проездными воротами. С внутренней стороны городища вал укреплен деревянными подпорными клетями. Восточная и северная линии укреплений в виде частокола бревен диаметром 25 см шла по краю холма [5. С. 60 - 63]. Северо-западный край также был защищен валом деревянными конструкциями засыпанными землей.
Период Х - первой половины Х11 в. знаменует в целом процесс сложения города. Определяются его границы, осваивается укрепленная территория поселения, намечаются контуры внутренней планировки. Усиление роли Волжской Булгарии и набеги русских княжеств на ее территорию Х11 в. повлияли на развитие Казани. Впервые в ее истории создаются каменные укрепления. На месте деревянных возводятся белокаменные стены толщиной около 2 м из рваного бута. Камни положены всухую, без раствора с сохранением горизонтальных рядов. Изредка в качестве связующего раствора использована глина. Восточная стена шла вдоль склона хол -ма с неглубоким фундаментом.
С южной стороны крепости шла каменная обкладка вала, возведенная по краю рва. Найдены каменные проездные ворота с предмостными укреплениями. Они сложены из известняковых камней, скрепленных глиной, на срезанной насыпи вала и прослойках более ранней мостовой. Длина пилонов составляет 10 м. С южной стороны имеются округлые контрфорсы радиусом 1,5 м. Ширина пилонов - 4 м, расстояние между пилонами, те. ширина проезда, составляет около 6 м. Проезд был выложен известняковыми камнями. Каменная мостовая датируется концом Х11 в.
В районе современной башни Сююмбике были построены каменные пилоны проездной башни [7. С. 60 -65]. Горизонт ее разрушения перекрывается слоями строительства ханских мавзолеев середины ХУ в. [6. С. 22 - 49].
Таким образом, в Х11 - первой половине Х111 вв. город, сохраняя в значительной степени свое прежнее значение как военной крепости и торгового центра, заметно преобразился. Его окружали белокаменные стены. За пределами крепости функционировал ремесленный посад.
В золотоордынский период Казань стала заметным экономическим и политическим центром Среднего Поволжья. Внутри города происходило уплотнение застройки в пределах домонгольской крепости. Укрепления сохранялись в течение всего золотоордынского периода в тех же размерах. В начале ханского времени они прекратили существование, что стало следствием активной перестройки.
2. Укрепления Казани ханского времени (вторая половина ХУ - первая половина ХУ1 в.). В середине ХУ в. Казань становится административным центром государства, получившего название «Казанское ханство». Превращение Казани в столицу ханства определило динамику ее роста.
В этот период происходят изменения в расположении укреплений города. Он разделяется на четыре части: неукрепленный и укрепленый посад, кремль, ханский двор. Политический центр располагался в кремле площадью около 10 га с Ханским двором на северной оконечности. Южную часть Кремлевского холма занимал посад 70 га, достигавший вместе с предместьями до 200 га.
Существование посада подтверждается упоминаниями его в письменных источниках. Самое раннее известие о неукрепленном посаде относится к 1469 г, когда описывается его захват русскими войсками воеводы И. Руна. Об укрепленном посаде сообщается в связи с 1500 г, когда хан Абдул Латиф «повеле около града нарядити острог» [3. С. 64 - 118].
Стена по периметру посада была в виде тарасов, заполненных землей и камнем: «... согражден в седмь стен, в велицех и толстых древесех: в стенах же сыпан внутри хрящ и песок и мелкое каменье, толстина же град-ная от рек, от Казани и от Булака, трех сажен ... ». Перед стеной был выкопан ров, глубиной местами 10 - 15 м: «... и яко крепкими стенами и водами вкруг обведет бе град, и токмо со единая града с поля Арского приступ мал, но туда стена градная была в толстоту в 7 сажен и перекопана около ея стремина велия, глубока». Остатки стен посада в виде вала шириной в 15 м и высотой в 3 м зафиксированы у высотного корпуса университета. Следы укреплений в виде вала высотой до 8 м выявлены на ул. Лобачевского. О них А. Курбский писал: «А от той реки (Булака) около места ров копан зело глубокий аж до озерка, речного протокою» [3. С. 64 - 118].
В последние годы появились некоторые интересные факты, свидетельствующие о возможном сооружении доныне сохранившихся белокаменных стен кремля еще в ханские времена. В частности, были выявлены остатки каменной стены по восточному склону Кремлевского холма у современного Президентского дворца, существовавшие в период Казанского ханства. К этому временем относится и северная башня кремля.
Центром города являлся Ханский двор, где была сосредоточена вся полнота власти Казанского ханства. А. Курбский, описывая его во время штурма 1552 г., говорит: «Бо бе зело крепок, между палат и мечетей каменных, оплотом великим обточен». Большое количество каменных мечетей здесь упоминается в Писцовой книге 1565 - 1568 гг. Эти факты совпадают и с археологическими материалами. Были выявлены остатки ханского мавзолея, мечети и двореца. В результате раскопок южнее Благовещенского собора обнаружены остатки каменных зданий мечети Кул-Шариф у Тезиц-кого рва, где по описанию была ожесточенная битва [9. С. 84 - 88]. Найдены остатки Ханской мечети, находящейся под современной башней Сююмбике.
3. Фортификация Казани русского времени (вторая половина XVI - XVIII вв.). После 1552 г. город быстро восстанавливается, расширяются границы. Об этом свидетельствует Писцовая книга 1565 - 1568 гг Начинается процесс активного заселения Казани, ее окрестностей русскими переселенцами. В городе проживали переселенцы из более чем 40 регионов России. Происходит смена культурных традиций, формируется новый уклад городской жизни. Все это приводит к увеличению посада. Он разрастается почти в два раза и выходит за пределы Черноозерской протоки и Булак. Общая длина деревянных стен посада с 11 проездными башнями составила около 5 км [4. С. 23 - 33]. За пределами укреплений возникли слободы, пригородные селения.
Эти изменения коснулись также кремля. Для строительства каменных укреплений и церквей в Казань были направлены каменщики из Пскова. Ими были построены или восстановлены стены кремля, возведены церкви. Кремлевские укрепления были увеличены в размерах. С южной стороны они расширились на 100 м к югу от ханских стен, упоминаемых в Писцовой книге как «старые город-ни». Линия стен на остальных участках повторяла расположение укреплений ханского времени. Основная часть стен и башен кремля, как и посада, была из дерева. Окончательная замена деревянных оборонительных сооружений кремля на каменные завершается в 90-е гг XVI в.
В описаниях Казанского кремля, сделанных Г. Со-ковниным и А. Никоновым в 1675 г, указывается общая протяженность стен и башен Казанского кремля. Она составляла 830 саженей (1 794 м). Общая площадь крепости достигала почти 13 га. Оборонительные сооружения состояли из 5 проездных башен и 8 непроездных (7 круглой формы и одна пятигранная).
Таким образом, город, возникший в конце XVI -ХУП вв., сохраняет свой средневековый облик, сочетавший в себе традиции булгаро-татарской культуры и влившейся в нее русской. Это можно увидеть в размещении укреплений, планировке улиц, в архитектуре зданий более поздних периодов, тоже отражающих симбиоз культур.
1. Артемьев А.И. Нечто для истории Казани // Казанские городские ведомости. 1844. № 15, 18, 20.
2. Губайдуллин А.М. О классификации городищ Волжской Булгарии // Археологическое изучение булгарских городов. Казань, 1999.
3. Древняя Казань глазами современников и историков. Казань, 1996.
4. Кунцевич Г.3. Описание города Казани (стен и башен) 1675 г. // Известия общества археологии, истории и этнографии. Казань, 1906. Т. ХХИ. Вып. 1.
5. Ситдиков А .Г. К вопросу о древнейших укреплениях Казани // Болгар и проблемы изучения древностей Урало-Поволжья. Болгар, 1999.
6. Халиков А. Остатки ханских мавзолеев в Казанском Кремле (по материалам раскопок 1977 года) // Мавзолеи Казанских ханов. Казань, 1997.
7. Халиков А. Что, башня, в имени твоем? // Татарстан. 1992. № 11 - 12.
8. Хузин Ф. Древняя Казань и проблемы ее возникновения // Международные средневековые торговые пути. Казань, 1 999.
9. Хузин Ф.Ш., Ситдиков АГ, Шарифуллин Р.Ф., Набиул-лин Н.Г. Археологические исследования в Казанском Кремле (1994 - 1996 гг.) // Биляр и Волжская Булгария. Казань, 1997.
УДК 94(47)
А.Е. ОааТдТа,
ёаТаёаад ёпдТдё+апёёб Таоё, 1 а&ао Гад Та Тиё ё Тпдёдод / а Таа& / а Тда аёу ТаиааёТаТёё Удаа-УдёГё/адаёаё (1 Тпёаа)
ШОГЁЁ. 2008. № 5(24)
ОТоаТАТ-Том О0ЁАМ ОА ТАЁАОО ААЁОГААТЙОТх МЁ вАЙТоАЁЁЁЁ (1921 - 1923 аТаи)
В феврале 1920 г ЦК РКП(б) и Совнаркома РСФСР приняли решение о создании буферного государства, а 6 апреля 1920 г была создана Дальневосточная республика (ДВР), в состав которой вошли Забайкальская, Амурская, Приморская, Сахалинская, Камчатская области и полоса отчуждения КВЖД. Столицей ДВР до октября 1920 г. был Верхнеудинск (Улан-Удэ ). Одновременно была организована Народно-революционная армия (НРА) по образцу Красной Армии. Создание ДВР главным образом было обусловлено соображениями международной политики. Большевики предполагали, что буржуазно-демократическая форма вновь образованной республики послужит гарантией против экспансии Японии и других держав. Учредительное собрание ДВР, в котором большинство принадлежало коммунистам, приняло Конституцию ДВР, отразившую особенности ее буржуазного строя - свободу частного предпринимательства, накопления и перемещения капитала. Подтверждением этому стало и при-