Научная статья на тему 'Российская экономика в условиях адаптации к новому мировому экономическому порядку'

Российская экономика в условиях адаптации к новому мировому экономическому порядку Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
568
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
глобализация / санкции / экономический кризис / коллективный Запад / миропорядок / платежный баланс / экономический рост / внешнеэкономическая политика / параллельный импорт / ВЭД / globalization / sanctions / economic crisis / collective West / world order / balance of payments / economic growth / foreign economic policy / parallel import / foreign economic activity

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С.В. Губарьков

Рассмотрены предпосылки формирования нового мирового экономического порядка. Выделены условия для вхождения мировой экономики в рецессию. Отражены прогнозы зарубежных и отечественных экспертов о состоянии российской экономики в условиях санкций в 2022 г. Представлена характеристика текущего финансового положения Российской Федерации. Обозначены основные причины российского экономического кризиса 2022 г. Обоснованы основные стратегические направления реформирования внешнеэкономической политики Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian Economy in the Conditions of Adaptation to the New World Economic Order

The preconditions for the formation of a new world economic order are considered. The conditions for the entry of the world economy into recession are highlighted. The forecasts of foreign and domestic experts on the state of the Russian economy under sanctions in 2022 are reflected. The characteristic of the current financial situation of the Russian Federation is presented. The main causes of the Russian economic crisis of 2022 are indicated. The main strategic directions of reforming the foreign economic policy of the Russian Federation are substantiated.

Текст научной работы на тему «Российская экономика в условиях адаптации к новому мировому экономическому порядку»

ЭКОНОМИКА

УДК 339.9

БСИ 10.24412/1815-0683-2022-4-9-21 С. В. ГУБАРЬКОВ*

Российская экономика в условиях адаптации к новому мировому экономическому порядку

Рассмотрены предпосылки формирования нового мирового экономического порядка. Выделены условия для вхождения мировой экономики в рецессию. Отражены прогнозы зарубежных и отечественных экспертов о состоянии российской экономики в условиях санкций в 2022 г. Представлена характеристика текущего финансового положения Российской Федерации. Обозначены основные причины российского экономического кризиса 2022 г. Обоснованы основные стратегические направления реформирования внешнеэкономической политики Российской Федерации.

Ключевые слова: глобализация, санкции, экономический кризис, коллективный Запад, миропорядок, платежный баланс, экономический рост, внешнеэкономическая политика, параллельный импорт, ВЭД.

ГУБАРЬКОВ Сергей Викторович -доцент, доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории и мировой экономики. gsv20031973@mail.ru.

GUBARKOV S. V. - Docent, Doctor of Economic Sciences, Professor at the Department of Economic Theory and World Economy.

S.V. GUBARKOV

Russian Economy in the Conditions

of Adaptation to the New World Economic

Order

The preconditions for the formation of a new world economic order are considered. The conditions for the entry of the world economy into recession are highlighted. The forecasts of foreign and domestic experts on the state of the Russian economy under sanctions in 2022 are reflected. The characteristic of the current financial situation of the Russian Federation is presented. The main causes of the Russian economic crisis of 2022 are indicated. The main strategic directions of reforming the foreign economic policy of the Russian Federation are substantiated.

Keywords: globalization, sanctions, economic crisis, collective West, world order, balance of payments, economic growth, foreign economic policy, parallel import, foreign economic activity.

' Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в.

Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya Str., Vladivostok, 690034.

Финансово-экономические санкции, введенные коллективным Западом в отношении Российской Федерации в 2022 г., являются беспрецедентными в мировой практике по количеству, масштабу и значимости: около 2 700 санкций принято до 22.02.2022 и более 8 500 - после этой даты. Для сравнения можно рассмотреть Иран, в отношении которого до 22.02.2022 введено 3 616 санкций и еще 21 - после данной даты [11]. Здесь следует отметить, что 22.02.2022 Российская Федерация признала независимость и государственный статус ЛНР и ДНР.

Введенные санкции не только оказали огромное влияние на российскую экономику, но и отчетливо обозначили все накопившиеся проблемы в социально-экономическом развитии нашей страны. Насущная необходимость решения этих проблем обуславливает потребность в выяснении предпосылок их появления, закономерностей развития и перспективных способов нейтрализации.

Предпосылки формирования нового миропорядка. Неолиберальная глобализация, которую активно продвигают США и Великобритания, предполагает: упрощение международных финансовых транзакций и снятие барьеров в трансграничной торговле товарами и услугами, создание различных региональных и межрегиональных экономических объединений, введение безвизового режима между странами, активное распространение (зачастую с использованием силовых методов) принципов западной демократии и т. п. Существенным недостатком такой модели финансовой глобализации является неспособность финансовых и макроэкономических регуляторов обеспечивать предупреждение рисков, что ведет к негативным последствиям для мировой экономики. В частности, глобальные институты не могут погасить возникающие риски и способствуют распространению нестабильности на финансовых и валютных рынках. Все это приводит к тому, что развивающиеся страны вынуждены проводить протекционистскую политику для защиты отечественных компаний и населения. Как следствие, происходит выпадение развивающихся стран из процессов финансовой глобализации.

Начиная с 2008 г., после очередного мирового финансово-экономического кризиса, процесс неолиберальной глобализации замедлился. А после того как в США президентом стал Дональд Трамп, значительно возросло использование протекционистских практик, включающих разнообразные финансовые и торговые санкции.

Пандемия СОУГО-19 спровоцировала острейший мировой кризис, усугубивший проблемы глобальной экономики и усиливший процессы деглобализации. Эффективность стратегического планирования резко снизилась и практически обнулилась под воздействием спонтанности и непредсказуемости происходящих в мировой экономике событий.

Основываясь на данных статистики, можно утверждать, что экономики развивающихся стран легче перенесли ковидный кризис в 2020 г., чем развитые страны, да и восстановление экономик в развивающихся странах в 2021 г. шло более существенными темпами. В результате в 2021 г. доля экономик развивающихся стран по мировому паритетному ВВП составила 58 %, а доля КНР с 19 %

оказалась больше, чем суммарная доля США и Великобритании. Помимо различных эффектов, ковидный кризис 2020 г. способствовал значительному внедрению информационных технологий во все сферы жизни общества, что ускорило формирование цифровой экономики.

Под воздействием вышеназванных событий и тенденций были сформированы условия для вхождения мировой экономики в рецессию. В частности, на это указывают следующие факторы, проявившиеся в США, Евросоюзе и Китае в первой половине 2022 г.:

1. Усиление инфляционных процессов в США, заставившее ФРС ужесточить монетарную политику, что в итоге негативно сказалось на предпринимательской активности американских товаропроизводителей.

2. Углубление энергетического кризиса в Евросоюзе, вызванное как внутренними причинами, так и разрывом торгово-экономических отношений с Россией. В частности, глава ПАО «НК "Роснефть"» Игорь Сечин заявил о том, что «источники нынешнего искусственно созданного энергокризиса - не в событиях на Украине и не в пандемии, а в колоссальном недоинвестировании в отрасль, одной из причин которого является безответственная и авантюристическая политика ускоренного зеленого перехода. И в дальнейших антироссийских санкциях в качестве мощнейшего дополнительного катализатора энергокризиса и инфляции в целом» [10]. Энергокризис к тому же способствовал стремительному росту инфляции в Евросоюзе, что в конечном итоге превратило европейскую экономику в «экономику военного времени» [21].

3. Дефицит электроэнергии в Китае в совокупности с проблемами на рынке недвижимости оказали негативное влияние на темпы роста ВВП страны [18].

Наряду с вышеназванными проблемами в 2022 г. усилились негативные тенденции на сырьевых, энергетических и продовольственных рынках, что повысило нефтяные котировки, вызвало разбалансировку цен на газовых рынках и сформировало условия для полномасштабного мирового продовольственного кризиса. Универсальный характер мирового экономического кризиса 2022 г. проявляется в охвате значительного числа стран и ключевых отраслей глобального хозяйства.

После начала специальной военной операции (СВО) России на Украине в 2022 г. максимально обострилось противостояние России и коллективного Запада. Степень обострения в мировой политике такова, что всем остальным странам пришлось определиться с позицией в российско-украинском конфликте. Под воздействием наложенных на Россию и Белоруссию санкций весь мир оказался разделенным в экономическом, технологическом и военно-политическом плане. В настоящее время мы наблюдаем фрагментацию мирового транспортно-коммуникационного и платежно-расчетного пространства, которая приводит к разрушению целостности современного мира.

Таким образом, события 2022 г. указывают на формирование нового мирового экономического порядка со следующими характерными чертами:

1. Завершается эпоха превосходства США и доллара в развитии мирового сообщества.

2. Формируется многополярная мировая экономика.

3. Усиливается значение национальных интересов в мировой политике.

4. Повышается обособленность отдельных крупных стран и групп государств в технологическом и цифровом плане.

5. Наблюдается региональная, или блоковая концентрация при производстве товаров и проведении валютно-финансовых операций.

Российская экономика в условиях санкций: прогнозы экспертов. Современное состояние российской экономики - не только результат воздействия санкций, в значительной мере это последствия структурных проблем в экономике, накапливавшихся десятилетиями. Тем интереснее ознакомиться с оценками и прогнозами зарубежных и отечественных экспертов относительно текущего состояния и перспектив развития российской экономики с учетом введенных санкций.

Известный американский экономист, нобелевский лауреат Пол Кругман утверждает, что Россия - это «потемкинская сверхдержава», чья экономическая мощь недостаточна для поддержания статуса подлинно великой державы, поэтому серьезные последствия специальной военной операции приведут страну к «великой депрессии» так же, как это случилось в США в 1929 г. Однако, принимая во внимание роль России в международной торговле, данный эксперт все-таки признает, что введенные в отношении Российской Федерации санкции приведут к значительному ущербу в мировой экономике [20].

Мнение экспертов Йельского университета, обнародованное в июле 2022 г., включает как позитивные, так и негативные оценки происходящих событий в российской экономике. В частности, в докладе отмечается, что после введения санкций в 2014 г. российские власти достигли определенных успехов в реализации программ частичного импортозамещения и формировании золотовалютных резервов. Это способствовало более легкому восприятию последующих санкций в 2022 г., которые не смогли оказать катастрофического воздействия на российскую экономику. Однако в России по-прежнему не решены ключевые проблемы в экономике: сырьевая направленность экспорта, зависимость федерального бюджета от поставок энергоносителей на мировой рынок, дефицит высокотехнологичного оборудования и инновационных технологий. Все это определило «болевые точки» в экономике страны, на которые коллективный Запад сейчас оказывает максимальное давление с помощью вводимых ограничений. Насколько ощутимыми окажутся последствия - будет во многом зависеть от эффективности и оперативности решений, принимаемых российскими властями [22].

Различные позитивные и негативные сценарии проявления кризисных явлений в российской экономике спрогнозировали и многие другие зарубежные и отечественные эксперты после начала СВО РФ на Украине [1; 2; 4; 5; 9; 15; 17 и др.].

Кризис 2022 г. во многом отличается от всех предыдущих кризисов, которые были в России за последние 30 лет. По текущим оценкам специалистов, ВВП РФ уменьшится всего на 3 %, что намного меньше, чем в прогнозах, опубликованных

в первые 4-6 месяцев после начала СВО [7]. Такие данные свидетельствуют о том, что экономика России в текущем кризисе «удивила многих экономистов, в том числе западных, своей стойкостью» [14]. Текущее финансовое положение Российской Федерации характеризуется достаточно хорошими параметрами: так, по данным специалистов Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, в целом за 2022 г. ожидается достижение товарного экспорта в сумме 580 млрд долл. США, а профицит внешнеторгового баланса составит 317 млрд долл. США (табл. 1).

Таблица 1

Основные статьи платежного баланса России, млрд долл. США

Показатель 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г.

Счет текущих операций 36 122 255 115 97

Товарный экспорт 333 494 580 450 425

Товарный импорт -240 -304 -263 -308 -322

Торговый баланс 93 190 317 142 103

Баланс услуг -16 -20 -5 -5 -5

Импорт капитала -43 17 -151 -54 -18

Прямые иностранные инвестиции 9 40 -40 -6 15

Экспорт капитала -10 -92 -73 -40 -45

Составлено по: [12].

Прогнозные данные табл. 1 на 2022 г. означают, что в текущем году Россия будет получать ежедневно примерно 1 млрд долл. США прибыли от внешней торговли - таких доходов у России еще не было! Если эти финансовые ресурсы по максимуму направить в реальную экономику, а не замораживать, как обычно, в виде золотовалютных резервов, то уже на следующий год можно было бы остановить падение ВВП в России.

Вместе с тем проблемы в российской экономике, безусловно, имеются. Например, появились трудности в сфере операций с капиталом, наблюдается постоянная турбулентность на фондовом рынке, отмечается существенный отток инвестиций из страны. В связи с этим уместно рассмотреть, какие сектора российской экономики оказались в выигрышной ситуации, а какие несут убытки и поэтому нуждаются в помощи государства.

Основными выгодоприобретателями можно считать экспортеров нефти, газа, цветных металлов, сельскохозяйственных удобрений. Значительно улучшили конкурентные позиции на внутреннем рынке предприятия, работающие в таких отраслях, как пищевая и легкая промышленность, торговля и сельское хозяйство, телекоммуникации. Наметились позитивные тенденции в банковской сфере - крупнейший банк России (ПАО Сбербанк) в сентябре текущего года

с осторожностью отметил, что основные проблемы преодолены и банк начинает работать с прибылью.

Наибольшие трудности в настоящее время испытывают российские предприятия, задействованные в автомобилестроении, гражданской авиации, черной металлургии, машиностроении. Спектр проблем в этих сферах очень широкий и без государственной поддержки предприятия не смогут их решить.

Таким образом, ситуация в российской экономике в условиях текущего кризиса неоднозначная, что усиливает ответственность чиновников, руководителей госструктур, топ-менеджеров компаний за принимаемые решения. Вполне очевидно, что эти решения должны носить стратегический характер и основываться на прогнозе основных макроэкономических параметров российской экономики (табл. 2).

Таблица 2

Показатели социально-экономического развития России, %

Показатель 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г. 2025 г.

ВВП -2,7 4,7 -3,0 -1,2 1,5 2,0

Инвестиции -0,5 7,7 -10,8 -1,0 2,0 3,1

Инфляция (за год) 4,9 8,4 12,5 6,5 5,0 5,0

Розничная торговля -3,2 7,8 -6,5 -1,8 0,8 2,2

Услуги населению -14,8 14,1 -5,2 -2,0 1,0 2,3

Реальные доходы -2,0 3,0 -6,5 -1,3 0,7 2,5

Безработица 5,8 4,8 6,2 6,7 6,5 6,3

Составлено по: [16].

Данные табл. 2 указывают на то, что основными проблемами российской экономики в 2022 г. являются: значительное снижение объема инвестиций в основной капитал (по прогнозу - на 10,8 %), существенное уменьшение реальных доходов населения (на 6,5 %), сокращение объемов товаров, реализуемых в розничной торговле (6,5 %) и предоставляемых услуг населению (5,2 %). Безусловно, это серьезные проблемы для российской экономики, для решения которых потребуются неординарные управленческие решения и значительные финансовые ресурсы.

Основные причины российского экономического кризиса 2022 г. Для того чтобы сформировать антикризисную программу действий, необходимо четко выявить главные причины, обусловившие проявление кризиса.

Вполне очевидно, что причины кризиса в российской экономике носят внешний и внутренний характер. В числе внешних причин ключевое место занимает обострившийся конфликт России с коллективным Западом, вследствие чего в отношении России было введено несколько пакетов санкций. Как было описано выше, данное обострение вызвано формированием нового мирового экономического порядка, ведущего к созданию многополярной экономики. Масштаб

введенных санкций только подчеркивает отчаянную попытку мирового гегемона (в лице США) замедлить указанные процессы. Безусловно, не стоит преуменьшать значимость введенных санкций, поскольку так просто «отмахнуться» от них не получится, и они будут оказывать свое разрушительное воздействие в долгосрочном периоде. И, тем не менее, следует помнить о том, что введенные внешние ограничения направлены на усугубление системных и структурных проблем, десятилетиями накапливавшихся в российской экономике. Поэтому начинать формирование российской антикризисной стратегии следует именно с выявления внутренних причин.

После распада Советского Союза в начале 90-х гг. прошлого века Российская Федерация начала встраиваться в глобальные мировые цепочки в качестве экспортера сырьевых товаров. Как следствие, нефть, газ, уголь, древесина, черные и цветные металлы, сельскохозяйственные удобрения и аграрная продукция стали вывозиться из страны в невиданных до этого времени масштабах. Значительные финансовые поступления негативным образом подействовали на структуру экономики, создав существенный перекос в сторону активного развития добывающего сектора экономики. Поступающие в бюджет денежные средства от продажи сырьевых ресурсов в основном «замораживались» в резервных фондах, в незначительном объеме поступая в реальную экономику, что не способствовало балансировке структуры экономики, развитию обрабатывающих производств и повышению уровня реальных доходов населения.

Такая политика способствовала активному «бегству» капитала из страны. Например, только по итогам 2021 г. в России чистый отток капитала частного сектора значительно увеличился и составил 72 млрд долл. США. В результате миллиарды долларов были выведены за границу (в основном, в офшорные зоны) и потрачены на приобретение предметов роскоши, вместо того чтобы быть направленными на увеличение финансирования государственных расходов на науку и образование. В итоге, рост экономики Российской Федерации искусственно занижался по отношению к росту экономик развитых и развивающихся стран (табл. 3).

Такие низкие темпы экономического роста в Российской Федерации стали «обычной практикой», что сближает развитие российской экономики в большей степени с латиноамериканскими странами, чем с азиатскими и странами с развитой экономикой. Такое положение дел, безусловно, не соответствует имеющемуся экономическому потенциалу России.

Наглядным примером структурных перекосов в российской экономике является чрезмерное развитие топливно-энергетической и металлургической отраслей (во многом работающих во благо западных стран) в ущерб машиностроению, которое во всех государствах определяет технологический суверенитет и является драйвером для развития отечественной промышленности.

Крайне негативные последствия для экономики имеет консервативная денежно-кредитная политика Центрального банка Российской Федерации. Так, чрезмерный акцент на борьбе с инфляцией и использование политики «дорогих

денег» формирует слишком высокую стоимость кредитных ресурсов для бизнеса и населения, что снижает предпринимательскую активность в стране. Активные действия по санации банковской системы сопровождаются потерями ликвидности (около 1,5 трлн руб.) и усилением тенденций монополизации на рынке. Введенные санкции обозначили уязвимость России в сфере международных платежных расчетов. Закономерным результатом проводимой Банком России прозападной денежно-кредитной политики стала потеря доступа к хранившимся на Западе золотовалютным резервам страны (около 300 млрд долл. США). Об этом в марте 2022 г. заявил министр финансов РФ Антон Силуанов: «Россия из-за санкций США, стран ЕС и других государств лишилась доступа почти к половине золотовалютных резервов» [6].

Таблица 3

Динамика ВВП (изменение), %

Страны 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Весь мир 3,5 3,4 3,3 3,8 3,6 2,8

Развитые 2,0 2,3 1,8 2,5 2,3 1,7

Развивающиеся 4,7 4,3 4,5 4,8 4,6 3,7

В том числе: Азия 6,9 6,8 6,8 6,6 6,4 5,4

Ближний Восток 3,3 2,7 4,6 2,5 2,2 1,5

Африка 5,0 3,2 1,5 3,0 3,3 3,1

Латинская Америка 1,3 0,4 -0,6 1,4 1,2 0,1

Россия 0,7 -2,0 0,2 1,8 2,8 2,0

Составлено по: [19].

Таким образом, рассмотренные внутренние и внешние проблемы, имеющиеся в российской экономике, отражают ключевые направления для формирования мероприятий по выходу из кризиса.

Стратегические направления реформирования внешнеэкономической политики Российской Федерации. В настоящее время Российская Федерация фактически находится в состоянии «холодной» войны с коллективным Западом, причем, в отличие от подобной ситуации в прошлом веке, добавилось отрицание России в области культуры и спорта, наблюдаются все возрастающие попытки «переписать» известные исторические факты, нашу страну пытаются максимально исключить из международных экономических отношений и опустить «железный занавес». Рассматривая структуру противоборствующих сторон, отметим, что коллективный Запад по ряду параметров отражает меньшую часть мировой экономики: на недружественные России страны приходится менее 44 % мирового ВВП по паритету покупательной способности, в этих странах проживает всего

15,5 % населения, а общая их площадь составляет 25 % мировой площади суши. Следовательно, недружественные страны составляют меньшую долю мирового сообщества и обладают значительно меньшим объемом мировых ресурсов. Вместе с тем исторически так сложилось, что Россия в большей степени ориентировалась именно на эти страны при экспорте энергоресурсов и импорте высокотехнологичного оборудования, техники и электроники [13].

Таким образом, становится очевидным, что Россия не находится в полной изоляции, но торговых партнеров, безусловно, нужно менять и делать это придется коренным образом, поскольку для нашей страны закрываются значимые европейский и американский рынки. Эффективность реализации новой экономической политики во многом зависит от того, с какой моделью экономического роста Россия будет выстраивать торгово-экономические связи с партнерами. Прежняя модель социально-экономического развития себя исчерпала, поэтому нужно формировать новую, позволяющую в кратчайшие сроки реализовать структурно-технологическую перестройку экономики и обеспечивающую максимальное раскрытие экономического потенциала России.

В числе основных стратегических направлений реформирования внешней экономической политики Российской Федерации, на наш взгляд, можно выделить следующие.

1. Корректировка стратегических приоритетов во внешнеэкономической политике Российской Федерации. Для того чтобы максимально полно раскрыть потенциал торгово-экономических отношений России со странами, не присоединившимся к антироссийским санкциям, следует не ограничиваться пресловутым «разворотом на Восток». Более перспективной в долгосрочном плане выглядит политика многовекторности, которая позволит избежать чрезмерной зависимости от Китая и найти «точки соприкосновения» со значимыми для России партнерами, поддержавшими антироссийские санкции (Япония, Республика Корея, Тайвань, Сингапур). Поэтому приоритетным внешнеэкономическим вектором страны можно обозначить развитие торгово-экономических связей с СНГ и ЕАЭС, а также всем развивающимся миром (так называемым глобальным Югом), включающим, помимо Тихоокеанской Азии, также страны, расположенные в Южной и Центральной Азии, на Ближнем Востоке, в Африке и Латинской Америке. Страны арабо-исламского мира, исторически с недоверием относящиеся к коллективному Западу, с большой долей вероятности пойдут на экономическое сближение с Россией.

2. Формирование новых принципов открытости экономики России на взаимовыгодных условиях. Подобная политика открытости экономики РФ должна включать: совершенствование режимов и механизмов сотрудничества, укрепление взаимных гарантий, улучшение инвестиционного климата и изменение акцентов в формировании торгового баланса, смещения внимания с экспорта на импорт.

Последние годы Россия активно торговала с развитыми экономиками -странами, обладающими высокой конкурентоспособностью производимой продукции, что обуславливало введение различных протекционистских мер для защиты отечественных товаропроизводителей. В новой реальности, судя по всему, увеличится доля торговли с развивающимися странами, которым будет сложно импортировать продукцию в Россию без либерализации импорта. Для этих стран необходимо снижать таможенные пошлины, вводить разрешительный режим для параллельного импорта и всячески улучшать условия доступа иностранной продукции на российский рынок (без ухудшения условий торговли для отечественных производителей).

Необходимо помнить о том, что ни одна программа импортозамещения не способна на 100 % заменить импортные товары отечественными с учетом рентабельности их производства, поэтому реализовывать данную программу, безусловно, необходимо в сферах, обеспечивающих национальную безопасность страны, а в остальных сферах выгоднее искать надежных поставщиков товаров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Негативное отношение к импорту в России во многом обусловлено тем, что в нем сильно проявлялась потребительская направленность. Поэтому такой импорт создавал проблемы в развитии отечественных компаний. В условиях формирования цифровой экономики решающим фактором для развития государства является скорость и полнота доступа к передовым технологиям и высокотехнологичному оборудованию. Поскольку России сейчас нужно оперативно реагировать на введенные санкции, именно импорт может обеспечить поддержание производственного потенциала страны и решить проблему выпадающих поставок товаров и услуг из недружественных стран. Данный подход не отменяет необходимости развития отечественной науки и образования для создания прорывных технологий, но нужно понимать, что для этого, помимо финансовых и человеческих ресурсов, нужно время, а этот ресурс у России крайне ограничен.

Таким образом, новая политика открытости экономики РФ должна ориентироваться на сбалансированную внешнюю торговлю, в которой экспорт необходим не только для пополнения федерального бюджета, но и для привлечения определенных категорий импортных товаров, критически важных для обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны. Российская экономика в новых реалиях должна открываться не через развитие экспорта и увеличение объема прямых иностранных инвестиций, как это было ранее, а за счет развития импорта и осуществления прямых инвестиций за рубеж.

3. Разработка новых логистических схем и страховых операций во внешнеэкономической деятельности. Это необходимо для формирования устойчивого функционирования внешнеторговых связей с дружественными странами на долгосрочный период. Решить такую задачу возможно путем создания торговых домов совместно с Российской Федерацией. Такие торговые дома могут нарабатывать нужные компетенции для решения возникающих проблем в сфере внешней торговли: логистике, страховании, взаиморасчетах, решении конфликтных ситуаций и т. д.

4. Изменение подходов при категорировании участников ВЭД по профилям риска. Активное развитие параллельного импорта в России имеет как позитивные, так и негативные последствия. «20 октября 2022 г. глава ФТС России Владимир Булавин сообщил, что в Россию по параллельному импорту было ввезено 1,6 млн т товаров общей стоимостью 12,6 млрд долл. США. Месяцем ранее глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил «Известиям», что по параллельному импорту в Россию ввезут товаров на 20 млрд долл. США по итогам 2022 г. [8]. Положительным моментом является то, что параллельный импорт позволяет снизить санкционное давление на бизнес и граждан, обеспечивая их необходимыми товарами. Однако параллельный импорт пока не в состоянии возместить прежние объемы ввозимых в Россию товаров. Так, по данным ФТС России, за 9 месяцев 2022 г. по сравнению с прошлым годом объем импорта снизился на 16 %. Таким образом, очевидно, что нужно наращивать объемы параллельного импорта. Вместе с тем многие участники ВЭД применяют нетрадиционные торговые схемы, работают в «серых» торговых зонах, поэтому в рамках существующего подхода сотрудники таможенных органов, скорее всего, отнесут их к высокой категории риска. Следовательно, для развития параллельного импорта необходимо пересмотреть критерии, по которым осуществляется категорирование участников ВЭД по профилям риска.

Реализация перечисленных стратегических направлений реформирования внешнеэкономической политики Российской Федерации обеспечит оперативное решение значительной части проблем во внешней торговле и формирование новой модели социально-экономического развития страны. В совокупности с реализацией антикризисных мероприятий в других сферах российской экономики это будет способствовать адаптации к новому мировому экономическому порядку и позволит России занять достойное место в формирующемся многополярном мире.

Список литературы

1. Астафьева О. В. Предпринимательство на современном этапе экономического развития: инновационные аспекты // Теория и практика общественного развития. 2022. № 7 (173). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predprinimatelstvo-na-sov remennom-etape-ekonomicheskogo-razvitiya-innovatsionnye-aspekty (дата обращения: 01.11.2022).

2. Беломестнов В. Г., Беломестнов И. В. Формирование новой экономики России в условиях трансформации экономических систем // Вестник ЗабГУ. 2022. № 6. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/formirovanie-novoy-ekonomiki-rossii-v-usloviyah-trans formatsii-ekonomicheskih-sistem (дата обращения: 30.10.2022).

3. Божечкова А. В., Кнобель А. Ю., Трунин П. В. Платежный баланс: итоги 2021 г. // Экономическое развитие России. 2022. № 1. С. 4-8.

4. Будущее российской экономики после мобилизации: какой прогноз дают эксперты // Абзац. 27.09.2022. URL: https://absatz.media/ekonomika/13775-budushee-rossijskoj-ekonomiki-posle-mobilizacii (дата обращения: 30.10.2022).

5. Клепач А. Н. Макроэкономика в условиях гибридной войны // Научные труды Вольного экономического общества России. 2022. № 3. URL: https://cyber leninka.ru/article/n/makroekonomika-v-usloviyah-gibridnoy-voyny (дата обращения: 01.11.2022).

6. Минфин заявил о заморозке $300 млрд золотовалютных резервов из-за санкций // РБК. 13.03.2022. URL: https://www.rbc.ru/economics/13/03/2022/622dd6ee9a79470 81b63341c (дата обращения: 01.11.2022).

7. Минэкономразвития оценивает спад ВВП России за 2022 год в 3 % // Коммерсант. 08.09.2022. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5549055 (дата обращения: 30.10.2022).

8. Названы нарастившие импорт из России вопреки санкциям страны // Известия. 31.10.2022. URL: https://iz.ru/1418596/2022-10-31/nazvany-narastivshie-import-iz-ros sii-vopreki-sanktciiam-strany (дата обращения: 02.11.2022).

9. Орлова Г. А., Савинов Ю. А. Новые рынки и возможности в условиях изменения экономического порядка // Российский внешнеэкономический вестник. 2022. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-rynki-i-vozmozhnosti-v-usloviyah-izme neniya-ekonomicheskogo-poryadka (дата обращения: 01.11.2022).

10. «Роснефть» нашла виновных в энергокризисе // Коммерсант. 27.10.2022. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5634561?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения: 28.10.2022).

11. Санкции против РФ 2022 - счетчик санкций // Техподдержка. 09.07.2022. URL: https://www.tehpodderzka.ru/2022/06/sanctions-counter.html (дата обращения: 27.10.2022).

12. Солнцев О. «Туман будущего» и курс рубля: что показывает оптика макроэкономического анализа? // Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. Сентябрь 2022 г. URL: http://www.forecast.ru/_ARCHIVE/Presenta tions/Soln/CRO_CMASF.pdf (дата обращения: 30.10.2022).

13. Спартак А. Н. Переход к новому мировому экономическому порядку: этапы, ключевые черты, вызовы и решения для России // Российский внешнеэкономический вестник. 2022. № 7. С. 7-29.

14. Что ждет экономику России после удачного 2022 года // Взгляд. 13.09.2022. URL: https://yandex.ru/turbo/vz.ru/s/economy/2022/9/13/1177189.html (дата обращения: 31.10.2022).

15. Эксперты назвали три сценария развития экономики России под санкциями // РБК. 11.08.2022. URL: https://www.rbc.ru/economics/11/08/2022/62f384ed9a79473c 8719c8fc (дата обращения: 30.10.2022).

16. Яковлев П. П. Российская экономика в условиях меняющегося мироустройства: вызовы и ответы // Перспективы. Электронный журнал. 2022. № 3 (30). С. 27-42.

17. Bloomberg: экономика РФ может столкнуться с рецессией на десять лет // Коммерсант. 06.09.2022. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5547536 (дата обращения: 30.10.2022).

18. China Banks May Face $350 Billion in Losses From Property Crisis // Bloomberg. 01.08.2022. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2022-07-31/china-banks-may-face-350-billion-in-losses-from-property-crisis (accessed: 28.10.2022).

19. IMF. World Economic Outlook. Recovery During a Pandemic. Health Concerns, Supply Disruptions, and Price Pressures. Oct. 2021. Washington. 2021.

20. Krugman P. Russia Is a Potemkin Superpower // The New York Times. 28.02. 2022. URL: https://www.nytimes.com/2022/02/28/opinion/putin-military-sanctions-weak-ness.html (accessed: 29.10.2022).

21. Krugman P. Wartime Economics Comes to Europe // The New York Times. 08.09.2022. URL: https://www.nytimes.com/2022/09/08/opinion/europe-russia-energy.html (accessed: 28.10.2022).

22. Sonnenfeld J., Tian S., Sokolowski F., Wyrebkowski M., Kasprowicz M. Business Retreats and Sanctions Are Crippling the Russian Economy. 20.07.2022. URL: https://papers. ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=4167193 (accessed: 29.10.2022).

© Губарьков С. В., 2022 © Gubarkov S. V., 2022

Для цитирования:

Губарьков С. В. Российская экономика в условиях адаптации к новому мировому экономическому порядку // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2022. № 4(101). С. 9-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.