Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИИ С ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИМИ СТРАНАМИ В УСЛОВИЯХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО ПЕРЕЛОМА'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИИ С ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИМИ СТРАНАМИ В УСЛОВИЯХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО ПЕРЕЛОМА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1320
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / КРИЗИСЫ НА УКРАИНЕ / ПОЗИЦИЯ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИХ СТРАН В ООН / САНКЦИОННАЯ ВОЙНА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Яковлев Петр Павлович

В силу ряда веских причин Латинская Америка имеет для Российской Федерации самостоятельную геополитическую и геоэкономическую значимость, что отчетливо проявилось в связи с кризисными событиями на Украине в 2022 г. В статье показано, что за последние два десятилетия на треке российско-латиноамериканских отношений происходило накопление опыта взаимовыгодного сотрудничества в политико-дипломатической и торгово-экономической областях, которое сохранялось, несмотря на резкие изменения мировой хозяйственной конъюнктуры, глубокие кризисные потрясения, а также неблагоприятные внутренние обстоятельства. Интерес к взаимодействию с латиноамериканскими странами особенно возрастал в периоды обострения противоречий Москвы с коллективным Западом. Так было в 2014 г. после присоединения к России Крыма и повторилось в связи с финансово-экономической войной США и Евросоюза против РФ, ставшей реакцией на специальную операцию российских вооруженных сил на Украине в 2022 г. В обоих случаях Москва имела возможность опереться на дипломатическую поддержку ряда государств региона и использовать в своих интересах неучастие латиноамериканцев в антироссийских санкциях. В нынешних радикально меняющихся международных условиях интенсификация и наполнение новым содержанием взаимодействия с Латинской Америкой, особенно в торгово-экономической сфере, могут и должны стать частью долговременной стратегии России, направленной на приоритетное развитие отношений с государствами не-Запада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA'S INTERACTION WITH LATIN AMERICAN COUNTRIES IN THE CONTEXT OF A GEOPOLITICAL FRACTURE

For a number of solid reasons, Latin America has an independent geopolitical and geo-economic significance for the Russian Federation, that was clearly manifested in connection with the crisis events in Ukraine in 2022. The article shows that over the past two decades, on the track of Russian-Latin American relations, there has been an accumulation of experience of mutually beneficial cooperation in the political, diplomatic, trade and economic fields, which persisted despite sharp changes in the global economic situation, deep crisis shocks, as well as unfavorable internal circumstances. The maximum expression of the Russian-Latin American rapprochement was the establishment of a strategic partnership with a group of states of this region. Interest in interaction with Latin American countries has grown especially during periods of sharpening of Moscow's contradictions with the collective West. This was the case in 2014 after the reunification of Crimea with Russia and was repeated in connection with the financial and economic war of the United States and the European Union against the Russian Federation, which became a reaction to the special operation of the Russian armed forces in Ukraine in 2022. In the current radically changing international conditions, the intensification and filling with new content of interaction with Latin America, especially in the trade and economic sphere, can and should become part of Russia's long-term strategy aimed at the priority development of relations with non-Western states. In other words, the development of Russia's partnership with Latin America can be considered as one of the ways to find export and import markets alternative to the Western ones, to gain access to the resources and technologies necessary for the development of the Russian economy.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИИ С ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИМИ СТРАНАМИ В УСЛОВИЯХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО ПЕРЕЛОМА»

й01: 10.312249/аре/2022.0 3.10

Яковлев П.П.1, 2022

Взаимодействие России с латиноамериканскими странами в условиях геополитического перелома2

Аннотация. В силу ряда веских причин Латинская Америка имеет для Российской Федерации самостоятельную геополитическую и геоэкономическую значимость, что отчетливо проявилось в связи с кризисными событиями на Украине в 2022 г. В статье показано, что за последние два десятилетия на треке российско-латиноамериканских отношений происходило накопление опыта взаимовыгодного сотрудничества в политико-дипломатической и торгово-экономической областях, которое сохранялось, несмотря на резкие изменения мировой хозяйственной конъюнктуры, глубокие кризисные потрясения, а также неблагоприятные внутренние обстоятельства. Интерес к взаимодействию с латиноамериканскими странами особенно возрастал в периоды обострения противоречий Москвы с коллективным Западом. Так было в 2014 г. после присоединения к России Крыма и повторилось в связи с финансово-экономической войной США и Евросоюза против РФ, ставшей реакцией на специальную опера-

1 Яковлев Петр Павлович - доктор экономических наук, главный научный сотрудник ИНИОН РАН, главный научный сотрудник ИЛА РАН (ргЬгр. уакаи\ео@уапйех. ги).

2 Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 22-28-01298 «Продвижение российской продукции высоких переделов на рынки стран Латинской Америки: возможности и риски постковидного периода»).

цию российских вооруженных сил на Украине в 2022 г. В обоих случаях Москва имела возможность опереться на дипломатическую поддержку ряда государств региона и использовать в своих интересах неучастие латиноамериканцев в антироссийских санкциях. В нынешних радикально меняющихся международных условиях интенсификация и наполнение новым содержанием взаимодействия с Латинской Америкой, особенно в торгово-экономической сфере, могут и должны стать частью долговременной стратегии России, направленной на приоритетное развитие отношений с государствами не-Запада.

Ключевые слова: Россия, Латинская Америка, стратегическое партнерство, кризисы на Украине, позиция латиноамериканских стран в ООН, санкционная война, экономическое сотрудничество.

В отношениях России с государствами Латинской Америки (или Латино-Карибской Америки, ЛКА) 2022-й дипломатический год начался со знаковых визитов в Москву двух латиноамериканских политических тяжеловесов: президента Аргентины Альберто Фернандеса и президента Бразилии Жаира Болсонару. Почти синхронное посещение российской столицы главами столь крупных и экономически развитых стран ЛКА указывало на их стремление к дальнейшему расширению делового сотрудничества с нашей страной на этапе выхода из коронакризиса. Подтверждением этой позиции явились итоги переговоров А. Фернандеса и Ж. Болсонару с президентом В.В. Путиным.

По мнению их участников, обе встречи «прошли в деловом и конструктивном ключе», позволили укрепить «тесное обоюдовыгодное сотрудничество», определить перспективные области взаимодействия. В частности, в рамках российско-аргентинских отношений важным достижением явилась совместная борьба с распространением коронавирусной инфекции. Аргентина стала первой страной в Западном полушарии, использовавшей вакцину «Спутник V» и локализовавшей ее производство как для внутреннего рынка, так и для экспорта в другие латиноамериканские страны [Заявление для прессы ..., 2022a].

Партнерство России с Бразилией, подчеркнул В.В. Путин, «охватывает самые разные сферы». Кроме наращивания двусторонних обменов (в 2021 г. товарооборот вырос на 87%), Москва и 228

Бразилиа тесно взаимодействуют на международной арене, в том числе в ООН, БРИКС, «Группе двадцати». В планах двух стран -расширять сотрудничество в энергетике, химической промышленности, фармацевтике, мирном освоении космического пространства, нано- и биотехнологиях. Стратегическая цель, как ее определил Ж. Болсонару, состоит в придании «новой динамики технологическому альянсу между Бразилией и Россией» [Заявление для прессы ..., 2022b].

Реальная угроза выполнению этих и других планов российско-латиноамериканского взаимодействия возникла в связи с проведением военной спецоперации РФ на Украине и введением западными государствами беспримерно широких и жестких финансовых и торгово-экономических рестрикций в отношении Москвы. Как отмечалось на страницах влиятельного американского журнала «Foreign Affairs », новые пакеты антироссийских санкций означали, что от сдерживания России Запад перешел к ее «экономическому изнурению» [Fishman, Miller, 2022]. В этих условиях развитие партнерского сотрудничества России с Латинской Америкой может рассматриваться как один из способов найти альтернативные Западу экспортные и импортные рынки, получить доступ к необходимым отечественной экономике ресурсам и технологиям.

Траектория российско-латиноамериканского взаимодействия

Российско-латиноамериканское сотрудничество в его современном виде сложилось в конце первого и начале второго десятилетий текущего столетия, когда отношения РФ с рядом стран региона вышли на уровень стратегического партнерства. Данное обстоятельство получило правовое закрепление в официальных документах и отразило наступление нового этапа российско-латиноамериканского взаимодействия на международной арене [Давыдов, 2016; Яковлева, 2015].

В середине 2010-х годов формат стратегического партнерства характеризует связи России с Аргентиной, Бразилией, Венесуэлой, Кубой, Никарагуа, Перу и Эквадором. В различных сферах заметно продвигается взаимодействие с Боливией, Гайаной, Мек-

сикой, Парагваем, Перу, Чили, рядом других стран [Яковлев, 2020, с. 456-461].

Траектория политического и экономического сотрудничества Российской Федерации с государствами Латинской Америки указывает на то, что роль драйвера в российско-латиноамериканском сближении сыграла взаимодополняемость их экономик, присущее сторонам стремление к диверсификации внешнеэкономических связей. Именно эти факторы легли в основу динамичного роста торговли РФ с ЛКА в период 2001-2013 гг. (см. табл. 1).

Таблица 1

Торговля России со странами Латинской Америка (товары, млн долл.)

Показатель 2001 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Экспорт 1989 7983 9359 9370 10617 6321

Импорт 3824 4089 7802 6987 8216 10 062

Объем 5813 12 072 17 161 16 357 18 833 16 383

Сальдо -1835 +3894 +1557 +2383 +2401 -3741

Источник: [Bilateral trade ...].

Как видно из приведенных статистических данных, в эти годы объем российско-латиноамериканского товарооборота увеличился в 3,2 раза и в 2013 г. вплотную приблизился к отметке в 19 млрд долл. - максимальный показатель за первые два десятилетия XXI в. Причем экспорт РФ на рынки стран ЛКА демонстрировал опережающую динамику, вырос в 5,3 раза и превысил 10,6 млрд долл. (свыше 56% совокупного торгового оборота).

В рамках стратегического партнерства отечественные товаропроизводители приняли участие в процессах регионализации и глобализации латиноамериканской экономики, приобретали дополнительные навыки ведения международного бизнеса в условиях жесткой конкуренции. Такого рода опыт для российских предпринимателей, перед которыми стояла актуальная задача продвижения на мировые рынки промышленных изделий и другой несырьевой продукции, был чрезвычайно важен [Яковлев, 2016].

Нельзя не учитывать и геостратегический аспект российско-латиноамериканского сближения, недооценивать то обстоятельство, что партнерские отношения РФ с государствами ЛКА складывались на близких рубежах США. В данном контексте следует подчеркнуть тот политический эффект, который имела поездка президента В.В. Путина на Кубу, в Никарагуа, Аргентину и Бразилию (июль 2014 г.) и его встреча с лидерами большинства южноамериканских стран в ходе бразильского саммита БРИКС. По мнению зарубежных наблюдателей, этот дипломатический демарш стал для Белого дома неприятным сюрпризом, отражением глубоких геополитических сдвигов, происходивших на пространстве к югу от Рио-Гранде [Milosevich-Juaristi, 2019].

Таким образом, за первые полтора десятилетия XXI в. Россия и Латинская Америка значительно продвинулись в налаживании экономического и политического сотрудничества. Однако в середине и второй половине 2010-х годов этот процесс столкнулся с проблемами, которые не только затруднили выполнение намеченных планов, но и в отдельных случаях перечеркнули уже согласованные совместные инициативы в хозяйственной области. Давая оценку таким явлениям, можно утверждать, что они стали следствием как внешних (международных), так и внутренних (национальных) факторов.

В первом случае речь идет о почти тотальном ухудшении в 2014-2016 гг. мировой конъюнктуры для стран - экспортеров энергоносителей, сырьевых и продовольственных товаров (commodities), в число которых входит Россия и большинство латиноамериканских государств. Согласно данным компании «Bloomberg», в октябре 2015 г. уровень цен на международных рынках на многие commodities был самым низким с 1999 г., что в решающей степени объяснялось торможением роста формирующихся рыночных экономик азиатских стран, в первую очередь КНР, а также рецессией в Европе и Японии. В результате в период 2011-2015 гг. цены на нефть упали (в среднем) на 46%, на природный газ - на 82, никель -59, алюминий - 54, медь - 41, кофе - 61, сахар - 58, пшеницу - 56, соевое масло - 52, кукурузу - на 32% [Bloomberg Commodity ..., 2015].

В дополнение к этому внешние шоки вошли в резонанс с накопившимися внутренними проблемами, основной из которых стал кризис той модели социально-экономического развития, которая функционировала в государствах ЛКА в 2003-2012 гг. (в период так называемого «золотого десятилетия) и обеспечивала им сравнительно устойчивое улучшение ключевых макроэкономических показателей. По оценке Экономической комиссии ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК), совокупный ВВП региона в 2015 г. сократился на 0,7%, а экспорт - на 14%. Поскольку в 2013-2014 гг. упали не только цены, но уменьшались и физические объемы вывоза товаров, то можно констатировать появление негативного тренда [El comercio regional ..., 2015]. Причем среди стран, больше других пострадавших от кризисных потрясений, фигурировали крупнейшие стратегические партнеры России в регионе: Аргентина, Бразилия, Венесуэла.

В полосу испытаний вошла и российская экономика. Как и в Латинской Америке, в России забуксовала та модель роста, которая оформилась в «тучные годы» беспрецедентно высоких мировых цен на углеводороды. Импульсы ускоренного хозяйственного развития в значительной мере были погашены чередой макроэкономических просчетов, общим антимодернизационным климатом широко разрекламированной «стабильности» (на практике - памятным застоем) и, кроме того, - неблагоприятной внешнеторговой конъюнктурой. В 2015 г. (по разным оценкам) ВВП Российской Федерации сократился на 2,3-3,7%, а все последующие годы отечественная экономика демонстрировала темпы прироста ниже среднемировых [ВВП России ...].

Все эти факторы не могли не отразиться негативно на динамике российско-латиноамериканской торговли, объем которой в 2015-2020 гг. заметно уступал рекордным показателям 2011-2013 гг. Особенно неблагоприятным был «ковидный» 2020 г., когда товарооборот «просел» на 15% по сравнению с предыдущим годом (см. табл. 2).

Таблица 2

Россия и Латинская Америка: торговля товарами (млн долл.)

Показатель 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Экспорт 4868 5206 6157 7605 6223 4626

Импорт 7687 6929 8244 8319 7859 7288

Объем 12 555 12 135 14 401 15 914 14 082 11 914

Сальдо -2819 -1723 -2087 -714 -1636 -2662

Источник: [Bilateral trade ...].

Кроме того, именно в указанный период в долгосрочной государственной стратегии Москвы и ведущих латиноамериканских стран произошел знаковый геоэкономический поворот в сторону преимущественного развития отношений с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона. Для России он материализовался в выдвижении концепции «Большого евразийского партнерства» и в приоритетном политико-дипломатическом курсе на интенсификацию всесторонних связей с Китаем и другими странами Азии с прицелом на формирование Большого евразийского политического и экономического пространства. С середины 2010-х годов на эту тему многократно высказывался президент В.В. Путин, включая его речь (в форме видеообращения) на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2020 г. [75-я сессия ..., 2020].

В странах латиноамериканского региона «поворот к Азии» выразился, в первую очередь, в беспрецедентном по своим масштабам увеличении торговых и инвестиционных связей с Китаем. Это негативным образом сказалось на отношениях ЛКА с другими внешнеэкономическими партнерами, включая Россию, которые на ряде ключевых направлений очевидно уступали агрессивным китайским конкурентам.

Таким образом, в условиях глобальной турбулентности синхронно сложившиеся тенденции социально-экономического развития Латинской Америки и России, а также их обновленные геоэкономические ориентиры и приоритеты объективно не способствовали продвижению вперед российско-латиноамериканского стратегического партнерства, которое характеризовалось понижательной динамикой и становилось все более декларатив-

233

ным. Подобное развитие событий вызывало обоснованную озабоченность тех представителей политического и экономического истеблишмента обеих сторон, которые учитывали геостратегическую значимость отношений РФ и ЛКА и видели необходимость перезагрузки механизмов и инструментов сотрудничества [Яковлев, 2021].

Попыткой стимулировать российско-латиноамериканское взаимодействие стали уже упомянутые визиты в Москву в феврале 2022 г. президентов Аргентины и Бразилии - традиционных торгово-экономических партнеров России. Однако реализация достигнутых договоренностей в решающей степени зависит от того, сколь быстро будут преодолены негативные последствия украинского кризиса.

СВО РФ на Украине: реакция Латинской Америки

Геополитический шок, вызванный специальной военной операцией РФ на территории Украины, никого в мире не обошел стороной. Не стали исключением и страны Латинской Америки. В этой связи целесообразно напомнить их отношение к кризисным событиям 2013-2014 гг., когда в результате де-факто государственного переворота было свергнуто легитимно избранное, но дискредитированное и утратившее внутриполитическую поддержку правительство В.Ф. Януковича, а полуостров Крым после 60 лет пребывания в составе сначала Украинской ССР, а затем - постсоветской независимой Украины, был присоединен к Российской Федерации.

Острейший институциональный конфликт на Украине тех лет вызвал озабоченность в руководящих кругах латиноамериканских стран, большинство из которых поддерживали нормальные отношения и с Россией, и с Украиной, и заставил местные элиты обозначить свою позицию по этому вопросу. При этом регион дал противоречивые политические ответы на вызовы, брошенные украинским кризисом, что объяснялось различной идеологической направленностью правивших в странах ЛКА режимов [Яковлев, 2014].

Царившие в верхних эшелонах власти настроения со снайперской точностью отразили результаты голосования на Генеральной Ассамблее ООН 27 марта 2014 г. по проекту антироссийской по сути резолюции NA/68/L. 39 «Территориальная целостность Украины» [Резолюции 68-й сессии ...]. Голоса 33 государств региона распределились следующим образом:

- четыре страны проголосовали против резолюции - Боливия, Венесуэла, Куба и Никарагуа; поскольку в общей сложности в пользу России выступили 10 государств, то удельный вес Латинской Америки был весьма велик;

- 13 стран поддержали резолюцию: Багамы, Барбадос, Гаити, Гватемала, Гондурас, Доминиканская Республика, Колумбия, Коста-Рика, Мексика, Панама, Перу, Тринидад и Тобаго, Чили;

- 14 государств воздержались: Антигуа и Барбуда, Аргентина, Бразилия, Гайана, Доминика, Парагвай, Сальвадор, Сент-Китс и Невис, Сент-Винсент и Гренадины, Суринам, Уругвай, Эквадор, Ямайка; в этом случае доля государств ЛКА в общем количестве воздержавшихся делегаций (58) составила почти 25%, что ощутимо превысило удельный вес региона в общем числе стран - членов ООН (17%);

- кроме того, Белиз и Гренада отсутствовали при голосовании.

Анализируя приведенную информацию, можно констатировать, что голосование представителей государств ЛКА в 2014 г. было для России в целом более благоприятным, чем позиция, занятая делегатами большинства стран других регионов мира. В целом, по нашему мнению, в тот момент российско-латиноамериканские отношения выдержали стресс-тест украинским кризисом.

Сложнее дело обстояло в 2022 г., когда Москва сначала признала самопровозглашенные республики с центрами в Луганске и Донецке, а затем предприняла «специальную военную операцию», целью которой провозглашалась «демилитаризация и денацификация Украины», освобождение страны от «крайних националистов и неонацистов» [Обращение Президента ..., 2022]. Поскольку западные государства во главе с США консолидированно встали на сторону Киева и оказали ему не только политико-дипломати-

ческую и финансовую, но и военную поддержку, то можно констатировать, что вязкое геополитическое противостояние России и Запада вступило в острую силовую фазу в форме так называемой гибридной войны, одной и задач которой стала изоляция РФ от внешнего мира, в частности, путем последовательной блокировки ее внешнеэкономических связей [Тренин, 2022].

В результате военная спецоперация на Украине в 2022 г. в сфере международных отношений обернулась для России гораздо более чувствительными последствиями (прежде всего в виде нескольких волн жестких финансово-экономических санкций), чем те, которые пришлось пережить нашей стране после событий 2014 г. Это в полной мере проявилось в реакции мирового сообщества на российскую спецоперацию. Говоря точнее, первым и главным негативным следствием военного конфликта на Украине стало значительно более широкое международное осуждение действий Москвы, которые во многих странах, включая большинство латиноамериканских, были восприняты как «неспровоцированная, несправедливая и неоколониалистская» акция крупной ядерной державы в отношении заведомо слабого соседа.

В частности, в Латинской Америке сразу после начала конфликта с подобными оценками и требованием вывести российский воинский контингент с территории Украины выступили руководители Аргентины, Колумбии, Парагвая, Чили, Уругвая, Эквадора и ряда других государств. Несколько более умеренную позицию заняли лидеры Мексики и Перу, призвавшие конфликтующие стороны к прекращению враждебных действий и возвращению к мирному диалогу. Открыто на сторону России встали Венесуэла, Куба, Никарагуа. В частности, венесуэльский министр иностранных дел Феликс Пласенсиа подчеркнул, что его страна «поддерживает борьбу Путина против воинственных устремлений НАТО». Курьезная ситуация сложилась в Бразилии, исполняющей обязанности непостоянного члена Совета Безопасности ООН. Ее президент Ж. Болсонару в своих выступлениях дипломатично обошел острую тему российско-украинского кризиса, тогда как вице-президент Амилтон Моуран заявил, что введения экономических санкций в отношении РФ недостаточно и что «необходимо

применение силы». Тем самым высокопоставленный чиновник вошел в диссонанс и с главой государства, и с дискурсом бразильского МИДа, официальная позиция которого сводилась к поиску «мирного решения конфликта» [Mayoría de países ..., 2022].

Чем руководствовались отдельные латиноамериканские государства, определяя свой подход к российско-украинскому конфликту? Здесь следует выделить ряд основополагающих факторов, которые, разумеется, не исчерпывают все разнообразие взглядов и позиций, но формируют их базис.

Во-первых, Латинская Америка - сравнительно аморфная общность идеологически и политически раскоординированных 33 независимых малых, средних и крупных государств, дипломатический вес которых (особенно в решении внерегиональных конфликтов) не является решающим. Отсюда - распространенное в регионе стремление сглаживать острые международно-политические углы, зачастую действовать реактивно (по ситуации), осторожно оценивая потенциальные риски и корректируя собственную позицию по берущим верх трендам. Подобного рода подход особенно характерен для крупнейших государств - Аргентины, Бразилии, Мексики.

Во-вторых, основная группа латиноамериканских стран, несмотря на колоссальное усиление в регионе торгово-экономических позиций Китая, продолжают финансово зависеть от США и/или поддерживают с северным соседом тесные союзнические отношения. Пример - Колумбия, являющаяся единственным в ЛКА партнером НАТО за пределами североатлантического региона (так называемый Partner across the globe) [Partners across ...]. Такие государства, как правило, действуют на внешнем контуре с постоянной оглядкой на Вашингтон, смотрят на международные конфликты сквозь его очки, а более или менее интенсивные контакты с противниками США рассматривают как токсичные.

В-третьих, в ЛКА сформировалась группа стран - Венесуэла, Куба, Никарагуа, экономически и политически тесно связанных с Россией и во многом разделяющих взгляды Москвы на ключевые международные вопросы. Проблема в том, что все члены этой «тройки» находятся в тяжелом положении. Их правящие режимы

не только вынуждены преодолевать огромные хозяйственные трудности, но и постоянно находятся под политическим прессом внутренней оппозиции и враждебных внешних сил во главе с США, которые не упускают шансов для оказания давления на Каракас, Гавану и Манагуа, в частности, обвиняя их (не без оснований) в «систематических нарушениях прав человека» и преследовании политических оппонентов [Gonzales Posada, 2022].

Как и в 2014 г., с началом российской военной спецоперации в феврале 2022 г. отношение латиноамериканских государств проявилось в ходе рассмотрения этого конфликта в ООН.

Центральным событием стала 11-я чрезвычайная специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН (28 февраля-2 марта 2022 г.), принявшая носившую рекомендательный характер резолюцию ES-11/1 с требованием немедленного вывода российских войск с украинской территории и отмены решения президента РФ о признании Донецкой и Луганской народных республик. Резолюция была принята 141 голосом «за» при 5 голосах «против» (Россия, Беларусь, КНДР, Сирия и Эритрея) и 35 воздержавшихся. В числе последних фигурировали четыре латиноамериканские страны: Боливия, Куба, Никарагуа и Сальвадор. Венесуэла не могла участвовать в голосовании, поскольку не уплатила полагающийся взнос в бюджет ООН [Ukraine].

Результаты голосования отразили в целом неблагоприятные для Москвы подвижки, которые произошли в позиции латиноамериканских стран по «украинскому вопросу» на фоне развертывания спецоперации вооруженных сил РФ в Донбассе и других районах. Действия руководства России явились для государств ЛКА настолько неожиданными и радикальными, что в глазах латиноамериканцев свидетельствовали о тектоническом сдвиге геополитического и геоэкономического характера, эффекты которого для региона еще предстояло просчитать. Речь шла, по мнению местных аналитиков, о глубоком переформатировании существующего глобального устройства и складывании нового миропорядка [Casals Llano, 2022].

Стремясь осмыслить фундаментальные причины и вероятные последствия перешедшего в острую фазу российско-украин-

ского конфликта, многие авторитетные представители экспертного сообщества и политического истэблишмента стран Латинской Америки были склонны расценивать происходящие драматические события как результат незавершенной холодной войны. Отмечалось, что достигнутый мир был «хрупок как стеклянный бокал», а стратегия НАТО, направленная на продвижение на восток, к российским границам, все больше воспринималась в Кремле в качестве экзистенциальной угрозы национальной безопасности, требовавшей адекватного ответа [Scherping Bórquez, 2022].

Отсюда - наблюдаемый уже в течение ряда лет переход исторического противостояния России с Западом в формат гибридной войны, которая интерпретируется в Латинской Америке как многослойное международное противоборство, включающее не только (и не столько) вооруженные столкновения разной интенсивности, но и другие способы продвинуть свои интересы: кибе-ратаки на государственные и частные организации, информационную (дезинформационную) войну, торговые и финансово-экономические виды давления, санкционные и контрсанкционные режимы, политико-дипломатический шантаж, подрывную деятельность спецслужб, экономический шпионаж, терроризм. Разумеется, такого рода инструменты использовались и раньше, но именно сегодня, считают в латиноамериканских странах, гибридное противоборство изменяет сложившуюся архитектуру безопасности, продуцирует национальную обособленность, усиливает международную нестабильность, является главной угрозой процессам глобализации и основной формой борьбы за переустройство мирового порядка [El manual bélico ..., 2022].

Контуры нового мира непосредственно прочерчиваются и в связи с российско-украинским конфликтом. В данном случае латиноамериканские эксперты выделяют два подхода, между которыми прошла «красная разделительная линия». Государства -сторонники первого подхода (они представлены главным образом странами Запада) расценивают военную спецоперацию РФ как «неспровоцированную интервенцию» и солидарно выступают за максимально жесткие санкции в отношении Москвы. Второй подход характерен для большинства развивающихся стран Азии,

включая, что особенно важно, ядерные державы - Индию, Китай, Пакистан, которые не квалифицируют спецоперацию РФ как «интервенцию» и отвергают участие в санкциях. Проецируя эти соображения на взаимодействие Латинской Америки с Россией, ученые и политики в регионе выступают сторонниками своего рода «третьей позиции»: они в своем подавляющем большинстве осуждают спецоперацию российских вооруженных сил, но не поддерживают западную политику финансово-экономических санкций в адрес нашей страны и не намерены к ней присоединяться [Fraga, 2022]. Как недвусмысленно подчеркнул президент Мексики Ан-дрес Мануэль Лопес Обрадор, «мы не прибегнем ни к каким экономическим репрессиям, поскольку хотим сохранить хорошие отношения с правительствами всех стран мира и быть в состоянии вести диалог с обеими сторонами конфликта» [México 'no le entra' ... , 2022].

Другими словами, рациональное зерно в агрегированной латиноамериканской реакции на российско-украинский конфликт состоит в стремлении избежать резкого ухудшения условий торгово-экономического взаимодействия, по возможности сохранить тот позитив, который был накоплен в отношениях с РФ в последние два десятилетия.

Параметры торгово-экономических отношений

Финансово-экономический и торговый разрыв России с Западом, ставший суровой реальностью в 2022 г., должен, по логике вещей, стимулировать активность отечественного бизнеса на латиноамериканском направлении. Такая попытка уже была предпринята в 2014 г. в связи с началом «санкционной войны» против РФ, но принесла сравнительно скромные результаты. Тогда, несмотря на все рестрикции и контррестрикции, западные государства остались главными экономическими контрагентами России. Однако начатая 24 февраля 2022 г. специальная военная операция и последовавшие беспрецедентные по своему характеру санкции в отношении Москвы коренным образом изменили ситуацию. В данном контексте задача интенсификации связей с Латинской Америкой вернулась в повестку дня, но явно затянувшиеся драма-

тические события на Украине и небывалая острота конфликта между Россией и Западом вызвали разнородные последствия, в ряде случаев сузили коридор возможностей по наращиванию хозяйственных обменов РФ с государствами ЛКА.

Суть проблемы в том, что масштабное расширение боевых действий на территории Украины и введенные Западом системные торговые и финансовые рестрикции привели к разбаланси-ровке международных сырьевых и продовольственных рынков и в целом ряде случаев поставили страны Латинской Америки в крайне затруднительное торгово-экономическое положение. Для этого имелись серьезные причины.

Во-первых, большинство латиноамериканских стран являются нетто-импортерами нефти и нефтепродуктов, поставки которых из России в 2021 г. составили в стоимостном выражении порядка 2,3 млрд долл. (19% всего объема российского экспорта в регион). Наиболее крупными импортерами являются Бразилия -1146 млн долл., Багамы - 394 млн и Эквадор - 245 млн долл. На их долю приходится 78% импорта жидких углеводородов из РФ в ЛКА [Bilateral trade ...]. После начала спецоперации на Украине и введения западных рестрикций эти поставки оказались под угрозой: с одной стороны, появились проблемы с международными судоходными компаниями, бойкотирующими транспортировку российской нефти, а с другой - возникли опасения компаний-импортеров попасть под вторичные санкции США. Кроме того, неизбежно дали о себе знать затруднения с оплатой поставок из-за ограничений, наложенных на трансграничные финансовые транзакции, осуществляемые отечественными банками [Ellis, 2022]. Все это в совокупности сделало закупки российских углеводородов высокорискованными.

Во-вторых, Россия является важным поставщиком сельскохозяйственных удобрений в страны Латинской Америки. В последние годы эта статья была главной в структуре российского товарного вывоза в регион: в 2021 г. на нее пришлось 37% всех экспортных поставок, а в денежном выражении - около 4,6 млрд долл. (см. табл. 3).

Таблица 3

Товары топ -10 российского экспорта в ЛКА (млн долл.)

Код ТН ВЭД Товары 2019 г. 2020 г. 2021 г. Доля в %

Всего 6223 4626 12 264 100,0

В том числе:

31 Удобрения 2467 2049 4574 37,3

72 Черные металлы 1118 852 3191 26,0

27 Минеральное топливо 1467 656 2281 18,6

30 Фармацевтическая продукция 7 22 596 4,9

76 Алюминий и изделия из него 51 75 207 1,7

40 Каучук и резина 161 98 158 1,3

48 Бумага и картон 79 85 157 1,3

10 Зерновые 119 90 81 0,7

28 Продукты неорганической химии 80 58 78 0,7

39 Пластмассы и изделия из них 20 19 72 0,6

Топ-10 товаров 5569 4004 11395 92,9

Источник: [Bilateral trade ...].

В ряду латиноамериканских импортеров удобрений из РФ фигурируют: Бразилия, закупившая в 2021 г. этой продукции на 3531 млн долл., Перу - 159 млн, Эквадор - 109 млн, Колумбия -79 млн, Аргентина - 74 млн, Уругвай - 36 млн и Коста-Рика -26 млн долл. [Bilateral trade ...].

Большое значение российские поставки имеют для Бразилии (23% совокупного национального импорта этих товаров) - одного из крупнейших в мире производителей продовольствия [Латинская Америка ..., 2015]. Стабильное снабжение бразильских аграриев высококачественными отечественными калийными и азотными удобрениями (в том числе практически 100% аммиачной селитры) в немалой степени способствовало быстрому росту сельскохозяйственного производства в этой стране. В данной связи решение международных логистических компаний не работать с российскими грузами создало в Бразилии риски неурожая и сокращения сбора сои и кукурузы - важнейших культур, в решающей степени определяющих ситуацию на мировом продоволь-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ственном рынке. Помимо этого, немедленным следствием паузы в поставках российских удобрений явился рост цен на продовольствие на местном бразильском рынке, что моментально перекинулось на соседние страны и послужило триггером инфляционного всплеска в латиноамериканском регионе и за его пределами [Будрис, 2022].

В-третьих, усилились риски для латиноамериканских экспортеров. Характерный пример - эквадорские компании, стабильно в больших количествах поставлявшие на российский и украинский рынки тропические фрукты (преимущественно бананы) и цветы. В частности, в 2019-2021 гг. Эквадор экспортировал в Россию фруктов более чем на 3 млрд долл., а цветов - на 311 млн долл. Но санкционная реальность смешала все экономические карты, эквадорские экспортеры столкнулись одновременно с несколькими вызовами: радикальными затруднениями с доставкой товаров, полной неясностью в отношении их оплаты, сжатием российского потребительского рынка из-за снижения обменного курса рубля и ощутимого повышения розничных цен. В дополнение к этому Украина почти полностью «закрылась» для импорта, что хотя и в несравненно меньшей степени, но также ударило по интересам эквадорского бизнеса [Ecuador comienza ..., 2022].

С похожими проблемами столкнулись и предприниматели других латиноамериканских стран, а также их партнеры в России. Иными словами, в условиях глобального внешнеэкономического стресса торгово-экономические связи Российской Федерации и Латинской Америки вошли в зону неопределенности, что поставило в повестку дня сложные и нетривиальные задачи, без решения которых практически невозможно сохранить накопленный багаж сотрудничества и на этой основе сделать решительный шаг вперед.

Несмотря на все возникшие трудности, которые, надеемся, не будут носить перманентного характера, следует провести всестороннюю ревизию (инвентаризацию) текущего состояния торгово-экономических связей РФ со странами ЛКА, в новых условиях определить области приоритетных интересов и имеющихся возможностей. Целесообразно, например, актуализировать перечень

товаров, которыми латиноамериканские компании могли бы заместить на российском рынке выпадающий импорт из государств Запада. Но главное - не только полностью вернуть ранее завоеванные позиции, но и оперативно выявить имеющийся потенциал для увеличения отечественного экспорта. В императивном порядке необходимо отыскать ниши для наращивания поставок в регион промышленной продукции высоких переделов и технологических услуг, переосмыслить стратегию выхода на латиноамериканские рынки отечественных экспортеров несырьевой продукции [Яковлев, 2017]. Такая задача уже ставилась, но в нынешней международной обстановке она обретает поистине геостратегический масштаб.

Определенные перспективы наращивания торгово-экономических обменов с Латинской Америкой открываются в связи с шоковым характером ограничительных мер на торговлю коллективного Запада с Россией, предполагающих резкое сокращение товарооборота, включая почти полный запрет на ввоз целого ряда российских товаров.

Разумеется, в первую очередь это касается тех видов сырья и готовых изделий, чьи закупки страны-санкционеры могут осуществлять на других рынках. Вместе с тем в номенклатуре российского экспорта имеется немало товаров, по которым отечественные производители занимают на мировом рынке доминирующие или весьма сильные позиции. Государства Запада в большей или меньшей степени зависят от импорта таких товаров (их называют «чувствительными») и заинтересованы в бесперебойных поставках. Этот фактор может быть использован в качестве стратегической контрсанкции, для чего необходимо переориентировать вывоз высоковостребованной продукции с рынков стран-санкционе-ров на рынки государств, не проводящих санкционную политику. В числе таких потенциальных импортеров фигурируют страны Латинской Америки.

В качестве иллюстрации приведем основанный на данных UN COMTRADE сравнительно ограниченный перечень подобного рода товаров, вывозимых Россией и активно приобретаемых латиноамериканскими государствами на мировом рынке [О «чувстви-

тельных» экспортируемых ..., 2022]. В их числе: антрацит (доля РФ в мировом экспорте - 63%) - лучший сорт каменного угля, используется в энергетике, черной и цветной металлургии; продукты прямого восстановления железной руды (60%), например, металлизированные материалы; фосфаты кальция (около 55%), главное применение - для выпуска фосфорных удобрений; каучук изо-преновый (46%), широко применяется в производстве шин и прочих резиновых изделий; феррохром с низким содержанием углерода (около 38%), используется для производства легированных и высокопрочных сталей, а также сталей с высокими антикоррозийными свойствами; чугун передельный нелегированный (около 35%), применяется для дальнейшей переработки в сталь; смеси мочевины и нитрата аммония в растворе (порядка 30%), один из видов азотных удобрений, критически необходимых для сельского хозяйства латиноамериканских стран.

Кроме того, Россия является важным поставщиком на мировой рынок разнообразной продукции агропромышленного комплекса, в частности некоторых видов мороженой рыбы: трески (29%), красной рыбы или нерки (34%), морской камбалы (43%). Здесь также просматриваются перспективы диверсификации экспорта, привлечения внимания к российским товарам со стороны потребителей в странах ЛКА.

Конечно, вопросы переориентации уже устоявшихся экспортных потоков просто не решаются, особенно когда речь идет о выходе на столь конкурентные рынки, как латиноамериканские. Необходима детальная проработка всех возможностей и рисков, но чем раньше такая работа начнется, тем скорее может быть получен положительный результат. В любом случае наращивание российского экспорта в страны Латинской Америки приобретает императивный характер.

Беспрецедентный размах финансово-экономических санкций, введенных коллективным Западом в отношении России, явился очень серьезным вызовом для российских элит и обусловил необходимость принятия разнообразных защитных мер. Учитывая международный и, по-видимому, длительный характер санкций,

нивелирование их негативных эффектов предполагает капитальную перезагрузку всего комплекса внешних связей Российской Федерации, пересмотр системы приоритетов и корректировку направлений трансграничного сотрудничества.

В этих радикально изменившихся условиях интенсификация и наполнение новым содержанием взаимодействия с Латинской Америкой, особенно в торгово-экономической сфере, могут и должны стать частью долговременной стратегии России, направленной на приоритетное развитие отношений с государствами неЗапада.

Литература

Будрис А. Чем грозит миру запрет на экспорт российских удобрений // Forbes. - 2022. - 18.03. - URL: https://www.forbes.ru/biznes/459127-cem-grozit-miru-zapret-na-eksport-rossijskih-udobrenij (date of access: 02.06.2022).

ВВП России по годам: 1991-2019 / / Мировые финансы. - URL: http://global -finances.ru/vvp-rossii-po-godam/ (date of access: 19.03.2022).

Давыдов В.М. Стратегическое партнерство в контексте российско-латиноамериканских отношений / / Вестник Российской академии наук. -2016. - № 4. - С. 304-316.

Заявление для прессы по итогам российско-аргентинских переговоров / / [Официальный сайт Президента России]. - 2022a. - 03.02. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/67706 (date of access: 02.06.2022).

Заявление для прессы по итогам российско-бразильских переговоров / / [Официальный сайт Президента России]. - 2022b. - 16.02. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/67789 (date of access: 02.06.2022).

Латинская Америка на мировом рынке продовольствия / отв. ред. П.П. Яковлев. - Москва : ИЛА РАН, 2015. - 218 с.

Обращение ПрезидентаРоссийской Федерации 24 февраля 2022 г. / / [Официальный сайт Президента России]. - 2022. - URL: http://www. kremlin.ru/events/president/news/67843 (date of access: 02.06.2022).

О «чувствительных» экспортируемых товарах / Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. - 2022. - 03.03. -URL: http://www.forecast.ru/_ARCHIVE/Analitics/AnGn/cntrs.pdf (date of access: 02.06.2022).

Резолюции 68-й сессии, принятые без передачи в Главные комитеты // ООН. - URL: http://www.un.org/ru/ga/68/docs/68res_nocte.shtml (date of access: 02.06.2022).

Тренин Д.В. «Переиздание» Российской Федерации // Россия в глобальной политике. - 2022. - Т. 20, № 2. - С. 27-33. - URL: https://globa laffairs.ru/articles/pereizdanie-rossijskoj-federaczii/ (date of access: 02.06.2022).

Яковлев П.П. Глобальные головоломки : Ибероамерика в меняющемся мире. - Москва : ИЛА РАН, 2020. - 515 с.

Яковлев П.П. Россия и Латинская Америка в новой геополитической реальности / / Латинская Америка. - 2014. - № 10. - С. 8-11.

Яковлев П.П. Россия и Латинская Америка : константы и переменные торгово-экономических отношений / / Контуры глобальных трансформаций : политика, экономика, право. - 2021. - Т. 14, № 3. - С. 209-226.

Яковлев П.П. Россия и Латинская Америка : параметры стратегического партнерства / / Латинская Америка. - 2016. - № 1. - С. 5-14.

Яковлев П.П. Россия - Латинская Америка : стратегия прорыва на рынки несырьевой продукции / / Латинская Америка. - 2017. - № 12. -С. 15-28.

Яковлева Н.М. Россия и Аргентина на пути к всеобъемлющему стратегическому партнерству // Латинская Америка. - 2015. - № 9. -С. 31-43.

75-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН / / [Официальный сайт Президента России]. - 2020. - 22.09. - URL: http://kremlin.ru/events/presi dent/news/64074 (date of access: 02.06.2022).

Bilateral trade between Latin America and the Caribbean and Russian Federation // Trade Map. Trade statistics for international business development / ITC. - URL: https://www.trademap.org/Bilateral_ TS.aspx?nvpm=1% 7c% 7c15% 7c643% 7c% 7cTOTAL% 7c% 7c% 7c2% 7c1% 7c1% 7c1 %7c2%7c1%7c1%7c1%7c1%7c1 (date of access: 16.03.2022).

Bloomberg Commodity Index (BCOM). October 2015. - 2015. - URL: http://www.bbhub.io/indices/sites/2/2015/11/BC0M-0ctober-Tables-and-Charts.pdf (date of access: 02.06.2022).

Casals Llano J. Ucrania y el reordenamiento geopolítico global // Granma. - 2022. - 23.03. - URL: https://www.granma.cu/conflicto-ucra nia/2022-03-23/ucrania-y-el-reordenamiento-geopolitico-global -23-03-2022-0003-19 (date of access: 02.06.2022).

Ecuador comienza a sentir el golpe económico de la Guerra en Ucrania / / Primicias. - 2022. - 02.03. - URL: https://www.primicias.ec/noticias/econo mia/ecuador-guerra-ucrania-rusia-comercio-combustibles/ (date of access: 02.06.2022).

El comercio regional ante una encrucijada : diversificación e integración en un contexto global de bajo crecimiento // CEPAL : Comisión Económica

para América Latina y el Caribe. - 2015. - 20.10. - URL: http://www. cepal.org/es/print/34391 (date of access: 02.06.2022).

Ellis R.E. El impacto de la invasión rusa a Ucrania en el ambiente estratégico global y en América Latina / / Atalayar. - 2022. - 10.03. - URL: https://atalayar.com/blog/el-impacto-de-la-invasion-rusa-ucrania-en-el-ambi ente-estrategico-global-y-en-america-latina (date of access: 02.06.2022).

El manual bélico de Vladimir Putin : qué es la «guerra híbrida», y por qué se cree que podría ser la estrategia rusa en Ucrania / / Infobae. - 2022. -24.02. - URL: https://www.infobae.com/america/mundo/2022/02/24/guer ra-rusia-ucrania-el-manual-belico-de-vladimir-putin-que-es-la-guerra-hibrida-y-por-que-se-cree-que-podria-ser-la-estrategia-rusa-en-ucrania/ (date of access: 02.06.2022).

Fishman E., Miller Ch. The new Russian sanctions playbook : deterrence is out, and economic attrition is in // Foreign Affairs. - 2022. - 28.02. - URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/russia-fsu/2022-02-28/new-russian-sanctions-playbook (date of access: 02.06.2022).

Fraga R. Latinoamérica condena la invasión a Ucrania, pero elude las sanciones económicas // Nueva mayoría. - 2022. - 23.03. - URL: https://nuevamayoria.com/2022/03/23/latinoamerica-condena-la-invasion-a-ucrania-pero-elude-las-sanciones-economicas/ (date of access: 02.06.2022).

Gonzales Posada L. Las sumisas colonias de Moscú en América Latina // Infobae. - 2022. - 26.03. - URL: https://www.infobae.com/america/opinion/ 2022/03/26/las-sumisas-colonias-de -moscu-en-america-latina/ (date of access: 02.06.2022).

Mayoría de países de Latinoamérica toman distancia de Rusia y piden retirada de Ucrania // América economía. - 2022. - 24.03. - URL: https://www.americaeconomia.com/politica-sociedad/politica/mayoria-de-paises-de-latinoamerica-toman-distancia-de-rusia-y-piden (date of access: 02.06.2022).

México 'no le entra' a las represalias económicas en contra de Rusia por invasión a Ucrania : AMLO // El Financiero. - 2022. - 01.03. - URL: https://www.elfinanciero.com.mx/ video/tv/2022/03/01/mexico-no-le-entra-a-las-represalias-economicas-en-contra-de-rusia-por-invasion-a-ucrania-amlo / (date of access: 02.06.2022).

Milosevich-Juaristi M. Rusia en América Latina : repercusiones para España / Real Instituto Elcano. - Madrid, 2019. - Marzo. - 92 p. - (Documento de Trabajo ; 02/2019).

Partners across the globe / / NATO. - URL: https://www.nato.int/cps/ ru/natolive/51288.htm?selectedLocale=en (date of access: 02.06.2022).

Scherping Borquez C. Conflicto Ucrania-Rusia : un nuevo orden mundial // El Mostrador. - 2022. - 06.03. - URL: https://www.elmost rador.cl/noticias/ opinion/2022/03/06/confl icto-ucrania-rusia-un-nuevo-orden-mundial/ (date of access: 02.06.2022).

Ukraine // United Nations. UN News. - URL: https://news.un.org/ en/focus/ukraine (date of access: 21.03.2022).

DOI: 10.312249/ape/2022.03.10

Yakovlev P.P.\ 2022 Russia's interaction with Latin American countries in the context of a geopolitical fracture2

Abstract. For a number of solid reasons, Latin America has an independent geopolitical and geo-economic significance for the Russian Federation, that was clearly manifested in connection with the crisis events in Ukraine in 2022. The article shows that over the past two decades, on the track of Russian-Latin American relations, there has been an accumulation of experience of mutually beneficial cooperation in the political, diplomatic, trade and economic fields, which persisted despite sharp changes in the global economic situation, deep crisis shocks, as well as unfavorable internal circumstances. The maximum expression of the Russian-Latin American rapprochement was the establishment of a strategic partnership with a group of states of this region. Interest in interaction with Latin American countries has grown especially during periods of sharpening of Moscow's contradictions with the collective West. This was the case in 2014 after the reunification of Crimea with Russia and was repeated in connection with the financial and economic war of the United States and the European Union against the Russian Federation, which became a reaction to the special operation of the Russian armed forces in Ukraine in 2022. In the current radically changing

1 Yakovlev Petr Pavlovich - Sc.D. in Economics, Principal Researcher INI-ON RAS, Chief Researcher Institute of Latin American Studies RAS ([email protected]).

2 The article was funded by Russian Scientific Foundation, project number 22-28-01298 «Promotion of the Russian high value-added products to the markets of Latin America: opportunities and risks of the post COVID-19 period».

international conditions, the intensification and filling with new content of interaction with Latin America, especially in the trade and economic sphere, can and should become part of Russia's long-term strategy aimed at the priority development of relations with non-Western states. In other words, the development of Russia's partnership with Latin America can be considered as one of the ways to find export and import markets alternative to the Western ones, to gain access to the resources and technologies necessary for the development of the Russian economy.

Keywords: Russia, Latin America, strategic partnership, crisis in Ukraine, position of Latin American countries in the UN, sanction's war, economic cooperation.

References

Address by the President of the Russian Federation on February 24, 2022 (2022). [Obrashchenie Prezidenta Rossiiskoi Federatsii. 24 fevralya 2022 goda] // [Official website of the President of Russia]. - 24.02. - URL: http://www. kremlin.ru/events/president/news/67843 (date of access: 02.06.2022).

Bilateral trade between Latin America and the Caribbean and Russian Federation // Trade Map. Trade statistics for international business development / ITC. - URL: https://www.trademap.org/Bilateral_TS.aspx? nvpm=1% 7c% 7c15% 7c643% 7c% 7cTOTAL% 7c% 7c% 7c2% 7c1% 7c1% 7c1% 7c2% 7 c1%7c1%7c1%7c1%7c1 (date of access: 16.03.2022).

Bloomberg Commodity Index (BCOM). October 2015. (2015). - URL: http://www.bbhub.io/indices/sites/2/2015/11/BCOM-October-Tables-and-Charts.pdf (date of access: 02.06.2022).

Budris A. (2022). What threatens the world with a ban on the export of Russian fertilizers [Chem grozit miru zapret na eksport rossiiskikh udobrenii] // Forbes. - 18.03. - URL: https://www.forbes.ru/biznes/459127-cem-grozit-miru-zapret-na-eksport-rossijskih-udobrenij (date of access: 02.06.2022).

Casals Llano J. (2022). Ucrania y el reordenamiento geopolítico global / / Granma. - 23.03. - URL: https://www.granma.cu/conflicto-ucrania/2022-03-23/ucrania-y-el-reordenamiento-geopolitico-global-23-03-2022-00-03-19 (date of access: 02.06.2022).

Davydov V.M. (2016). Strategic partnership in the context of Russian-Latin American relations [Strategicheskoe partnerstvo v kontekste rossiisko-latinoamerikanskikh otnoshenii] // Bulletin of the Russian Academy of Sciences. -N 4. - P. 304-316.

Ecuador comienza a sentir el golpe económico de la Guerra en Ucrania. (2022) // Primicias. - 02.03. - URL: https://www.primicias.ec/noticias/

economia/ecuador-guerra-ucrania-rusia-comercio-combustibles/ (date of access: 02.06.2022).

El comercio regional ante una encrucijada : diversificación e integración en un contexto global de bajo crecimiento. (2015) // CEPAL : Comisión Económica para América Latina y el Caribe. - 20.10. - URL: http://www.cepal.org/es/print/34391 (date of access: 02.06.2022).

Ellis R.E. (2022). El impacto de la invasión rusa a Ucrania en el ambiente estratégico global y en América Latina // Atalayar. - 10.03. - URL: https://atalayar.com/blog/el-impacto-de-la-invasion-rusa-ucrania-en-el-ambi ente-estrategico-global-y-en-america-latina (date of access: 02.06.2022).

El manual bélico de Vladimir Putin : qué es la «guerra híbrida», y por qué se cree que podría ser la estrategia rusa en Ucrania. (2022) / / Infobae. -24.02. - URL: https://www.infobae.com/america/mundo/2022/02/24/ guerra-rusia-ucrania-el-manual-belico-de-vladimir-putin-que-es-la-guerra-hibri da-y-por-que-se-cree-que-podria-ser-la-estrategia-rusa-en-ucrania/ (date of access: 02.06.2022).

Fishman E., Miller Ch. (2022). The new Russian sanctions playbook : deterrence is out, and economic attrition is in // Foreign Affairs. - 28.02. -URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/russia-fsu/2022-02-28/new-russian-sanctions-playbook (date of access: 02.06.2022).

Fraga R. (2022). Latinoamérica condena la invasión a Ucrania, pero elude las sanciones económicas // Nueva mayoría. - 23.03. - URL: https://nuevamayoria.com/2022/03/23/latinoamerica-condena-la-invasion-a-ucrania-pero-elude-las-sanciones-economicas/ (date of access: 02.06.2022).

GNP of Russia by years : 1991-2019 [VVP Rossii po godam: 1991-2019] // Mirovye finansy. - URL: http://global-finances.ru/vvp-rossii-po-godam/ (date of access: 19.03.2022).

Gonzales Posada L. (2022). Las sumisas colonias de Moscú en América Latina // Infobae. - 26.03. - URL: https://www.infobae.com/america/ opinion/2022/03/26/las-sumisas-colonias-de -moscu-en-america-latina/ (date of access: 02.06.2022).

Latin America in the world food market. (2015) [Latinskaya Amerika na mirovom rynke prodovol'stviya] / P.P. Yakovlev (ed.). - Moscow : ILA RAS. -218 p.

Mayoría de países de Latinoamérica toman distancia de Rusia y piden retirada de Ucrania. (2022) // América economía. - 24.03. - URL: https:// www.americaeconomia.com/politica-sociedad/politica/ mayoria-de-paises-de-latinoamerica-toman-distancia-de-rusia-y-piden (date of access: 02.06.2022).

México 'no le entra' a las represalias económicas en contra de Rusia por invasión a Ucrania : AMLO. (2022) // El Financiero. - 01.03. - URL:

https://www.elfinanciero.com.mx/video/tv/2022/03/01/mexico-no-le-entra-a-las-represalias-economicas-en-contra-de-rusia-por-invasion-a-ucrania-amlo/ (date of access: 02.06.2022).

Milosevich-Juaristi M. (2019). Rusia en América Latina : repercusiones para España / Real Instituto Elcano. - Madrid. - Marzo. - Documento de Trabajo; 02/2019. - 92 p.

On «sensitive» exported goods. (2022) [O «chuvstvitel'nykh» eksportiruemykh tovarakh] / Center for Macroeconomic Analysis and Short-Term Forecasting. - 03.03. - URL: http://www.forecast.ru/_ARCHIVE/Analitics/ AnGn/cntrs.pdf (date of access: 02.06.2022).

Partners across the globe // NATO. - URL: https://www.nato.int/ cps/ru/natolive/51288.htm?selectedLocale=en (date of access: 02.06.2022).

Press statement following Russian-Argentine talks. (2022a) [Zayavlenie dlya pressy po itogam rossiisko-argentinskikh peregovorov] // [Official website of the President of Russia]. - 03.02. - URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/67706 (date of access: 02.06.2022).

Press statement following Russian-Brazilian talks. (2022b) [Zayavlenie dlya pressy po itogam rossiisko-brazil'skikh peregovorov]. - 16.02. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/67789 (date of access: 02.06.2022).

Resolutions of the 68 th session adopted without referral to the Main Committees [Rezolyutsii 68-i sessii, prinyatye bez peredachi v Glavnyekomitety]. // ONU. - URL: http://www.un.org/ru/ga/68/docs/68res_nocte.shtml (date of access: 02.06.2022).

Scherping Bórquez C. (2022). Conflicto Ucrania-Rusia : un nuevo orden mundial //El Mostrador. - 06.03. - URL: https://www.elmostrador.cl/ noticias/opinion/2022/03/06/conflicto-ucrania-rusia-un-nuevo-orden-mundial/ (date of access: 02.06.2022).

Trenin D. (2022). «Reedition» of Russian Federation [«Pereizdanie» Rossiiskoi Federatsii] // Russia in global politics. - Vol. 20, N 2. - P. 27-33. -URL: https://globalaffairs.ru/articles/pereizdanie-rossijskoj-federaczii/ (date of access: 02.06.2022).

Ukraine // United Nations. UN News. - URL: https://news.un.org/ en/focus/ukraine (date of access: 21.03.2022).

Yakovlev P.P. (2020). Global puzzles : Iberoamérica in a changing world [Global'nye golovolomki : Iberoamerika v menyayushchemsya mire]. - Moscow, ILA RAN. - 515 p.

Yakovlev P.P. (2021). Russia and Latin America : constants and variables of trade and economic relations [Rossiya i Latinskaya Amerika : konstanty I peremennye torgovo-ekonomicheskikh otnoshenii] / / Outlines of global transformations : politics, economics, law. - Vol. 14, N 3. - P. 209-226.

Yakovlev P.P. (2014). Russia and Latin America in the new geopolitical reality [Rossiya i Latinskaya Amerika v novoi geopoliticheskoi real'nosti] // Latin America. - N 10. - P. 8-11.

Yakovlev P.P. (2016). Russia and Latin America : parameters of strategic partnership [Rossiya i Latinskaya Amerika: parametry strategicheskogo partnerstva] // Latin America. - N 1. - P. 5-14.

Yakovlev P.P. (2017). Russia - Latin America : a strategy of breakthrough into the markets of non-primary products [Rossiya - Latinskaya Amerika : strategiya proryva na rynki nesyr'evoi produktsii] // Latin America. -N 12. - P. 15-28.

Yakovleva N.M. (2015). Russia and Argentina on the way to a comprehensive strategic partnership [Rossiya i Argentina na puti k vseob emlyushchemu strategicheskomu partnerstvu] // Latin America. - N 9. - P. 31-43.

75 th session of the UN General Assembly. (2020) [75-ya sessiya General'noi Assamblei OON] // [Official website of the President of Russia]. -22.09. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/64074 (date of access: 02.06.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.