Научная статья на тему 'ЕВРОПА И ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА: НЕОДНОЗНАЧНОЕ ПРОШЛОЕ, ПРОБЛЕМНОЕ НАСТОЯЩЕЕ, НЕЯСНОЕ БУДУЩЕЕ'

ЕВРОПА И ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА: НЕОДНОЗНАЧНОЕ ПРОШЛОЕ, ПРОБЛЕМНОЕ НАСТОЯЩЕЕ, НЕЯСНОЕ БУДУЩЕЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
620
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПА / ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ / ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / ТОРМОЖЕНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА / ЭФФЕКТЫ КОРОНАКРИЗИСА / РОССИЙСКО-УКРАИНСКИЙ КОНФЛИКТ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Яковлев Петр Павлович

Государственные деятели, представители общественных и деловых кругов стран Европы и Латинской Америки, заинтересованные в реальном сближении двух макрорегионов в направлении формирования пространства тесного торгово-экономического, политического и гуманитарного сотрудничества, напряженно всматриваются в противоречивое настоящее и неизвестное будущее, пытаясь понять причины пробуксовки еще сравнительно недавно многообещавшего евро-латиноамериканского проекта. В отношениях между Европой (прежде всего Европейским союзом) и Латинской Америкой несколько десятилетий жила идея «общего будущего». Но до сих пор партнерам, несмотря на все усилия, не удалось прочертить ее четкие контуры, а по ряду ключевых вопросов выявились серьезные расхождения, затрудняющие принятие согласованных (удовлетворяющих обе стороны) решений. В преддверии третьего десятилетия XXI в. казалось, что появился шанс предпринять очередную попытку активизировать и наполнить конкретным содержанием евро-латиноамериканское взаимодействие, но негативные эффекты коронакризиса, а затем и российско-украинского конфликта смешали все политические и экономические карты, ослабили уже налаженные связи, акцентировали разногласия, поставили перед Латинской Америкой и объединенной Европой новые задачи экзистенционального масштаба.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EUROPE AND LATIN AMERICA : AMBIGUOUS PAST, TROUBLED PRESENT, UNCERTAIN FUTURE

Statesmen, representatives of public and business circles of European and Latin American countries, interested in a real rapprochement between the two macro-regions in the direction of forming a space of close trade, economic, political and humanitarian cooperation, are intensely peering into the contradictory present and unknown future, trying to understand the reasons for the stalling of the Euro-Latin American project, which was relatively promising some time ago. In the relations between Europe (primarily the European Union) and Latin America, the idea of a “common future“ lived for several decades. But so far, the partners, despite their best efforts, have not been able to draw clear contours of it, and on a number of key issues serious differences have emerged that make it difficult to make agreed (satisfying both sides) decisions. On the eve of the third decade of the XXI century, it seemed that there was a chance to make another attempt to intensify and fill with concrete content the Euro-Latin American interaction, but the negative effects of the coronacrisis, and then the Russian-Ukrainian conflict, mixed all political and economic cards, weakened the already established ties, accentuated differences, and set new tasks of an existential scale for Latin America and a united Europe.

Текст научной работы на тему «ЕВРОПА И ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА: НЕОДНОЗНАЧНОЕ ПРОШЛОЕ, ПРОБЛЕМНОЕ НАСТОЯЩЕЕ, НЕЯСНОЕ БУДУЩЕЕ»

й01: 10.312249/аре/2022.0 3.01

Яковлев П.П.1, 2022

Европа и Латинская Америка: неоднозначное прошлое, проблемное настоящее, неясное будущее

Аннотация. Государственные деятели, представители общественных и деловых кругов стран Европы и Латинской Америки, заинтересованные в реальном сближении двух макрорегионов в направлении формирования пространства тесного торгово-экономического, политического и гуманитарного сотрудничества, напряженно всматриваются в противоречивое настоящее и неизвестное будущее, пытаясь понять причины пробуксовки еще сравнительно недавно мно-гообещавшего евро-латиноамериканского проекта. В отношениях между Европой (прежде всего Европейским союзом) и Латинской Америкой несколько десятилетий жила идея «общего будущего». Но до сих пор партнерам, несмотря на все усилия, не удалось прочертить ее четкие контуры, а по ряду ключевых вопросов выявились серьезные расхождения, затрудняющие принятие согласованных (удовлетворяющих обе стороны) решений. В преддверии третьего десятилетия XXI в. казалось, что появился шанс предпринять очередную попытку активизировать и наполнить конкретным содержанием евро-латиноамериканское взаимодейст-вне, но негативные эффекты коронакризиса, а затем и российско-украинского конфликта смешали все политические и экономические карты, ослабили уже налаженные связи, акцентировали разногласия,

1 Яковлев Петр Павлович - доктор экономических наук, главный научный сотрудник ИНИОН РАН, главный научный сотрудник ИЛА РАН (petrp.yakavlev@yandex.ru).

поставили перед Латинской Америкой и объединенной Европой новые задачи экзистенционального масштаба.

Ключевые слова: Европа, Латинская Америка, Европейский союз, политический диалог, торгово-экономические связи, торможение сотрудничества, эффекты коронакризиса, российско-украинский конфликт.

Проблемы евро-латиноамериканского сближения и сотрудничества, сопряжения региональных интеграционных объединений, создания зон свободной торговли, политического и дипломатического взаимодействия на международной арене на двустороннем уровне и в многостороннем формате давно получили прописку в официальных дискурсах высокопоставленных представителей Брюсселя, лидеров ведущих стран Европейского союза и Латинской Америки (или, как ее нередко именуют, Латино-Карибской Америки -ЛКА).

Для политического и делового истеблишмента подавляющего большинства латиноамериканских государств Европа (прежде всего в лице ЕС, или «Европы Евросоюза») традиционно была самостоятельной геоэкономической и геополитической величиной, естественным (органичным) международным торгово-экономическим и политико-дипломатическим партнером, в некоторой степени - стратегической альтернативой США. В европейских столицах учитывали такой подход и исторически воспринимали Латинскую Америку в качестве хотя и специфической, но неотъемлемой части западного христианского мира, население которой в основном разделяет европейские ценности. В этой связи заметим, что сам термин «Латинская Америка» был введен в 1860 г. Наполеоном Ш и использовался в качестве своего рода антиамериканского идейно-политического инструмента (противовес «доктрине Монро») и обоснования европейской военной интервенции в Мексике [Lamo de Espinosa, 2017].

Однако в настоящее время отношения между Евросоюзом и ЛКА развиваются (или точнее сказать - стагнируют) в совершенно иных региональных и глобальных контекстах, чем два-три десятилетия назад, когда начались попытки институционализации евро-латиноамериканского сотрудничества. Если раньше объединенная 16

Европа была на подъеме и в фокусе мирового внимания, а Латинская Америка посылала международному сообществу обнадеживающие сигналы (уход с политической арены диктаторских режимов, частичный отказ от жестких автаркических моделей в экономике, стремление к расширению диапазона внешних связей и т.д.), то сейчас оба региона находятся не в лучшей политической и экономической форме, демонстрируют дисфункции в различных сферах, а на глобальном уровне сдают одну позицию за другой. Это не могло не сказаться на межрегиональных отношениях. Фактически заглох многосторонний политический диалог, не растет товарооборот, поставлена на паузу ратификация соглашения Евросоюз - МЕРКОСУР (Общий рынок Юга, включающий Аргентину, Бразилию, Парагвай и Уругвай) [Яковлев, 2021]. По сути, наблюдается сползание отношений между Европейским союзом и Латинской Америкой в экономическую и политическую неопределенность. Мощным фактором, усилившим этот процесс, стала пандемия коронавируса COVID-19, поскольку многие европейские и латиноамериканские государства оказались как бы в эпицентре коронакризиса.

Хотя и в разной степени, но на положение Европы и ЛКА оказал влияние российско-украинский конфликт, кульминацией которого стала специальная военная операция РФ. Если Евросоюз оказался втянутым в события на Украине напрямую, поскольку, политически встав на сторону Киева, предоставил ему финансовую и военную помощь, то латиноамериканские страны испытали на себе геоэкономические последствия конфликта: их деловые связи с Россией пострадали из-за санкций, введенных коллективным Западом против Москвы. Европа и Латинская Америка не остались в стороне и от общего ухудшения глобального экономического климата. В результате евро-латиноамериканские отношения в очередной раз вступили в период пониженной активности.

Курс на межрегиональное партнерство

В основе современного подхода Брюсселя к выстраиванию евро-латиноамериканского сотрудничества лежит концепция, сформулированная Европейской комиссией в 1995 г. и изложенная в до-

кументе, озаглавленном «Европейский союз - Латинская Америка и Карибы: стратегическое партнерство» [EU - Latin America ...].

Со стороны ЕС главным результатом усилий на латиноамериканском направлении явилась интенсификация диалога с государствами ЛКА, формирование системы политико-дипломатических и торгово-экономических межрегиональных связей и ее наполнение конкретными проектами, включая программы финансовой помощи наиболее отсталым странам региона (в первую очередь, в Центральной Америке и Карибском бассейне).

В результате заинтересованных и целенаправленных встречных усилий руководящих органов Евросоюза и правительств ведущих государств Латинской Америки весь комплекс евро-латиноамериканских отношений пришел в движение и стал характеризоваться рядом новых черт и явлений. В частности, традиционные двусторонние межгосударственные связи были не только существенно расширены, но и дополнены многосторонними соглашениями и контактами, включая коллективные встречи на высшем уровне. Например, с 1999 г. в латиноамериканских и европейских государствах стали регулярно проводиться саммиты Евросоюз - Латинская Америка, которые позднее приобрели формат ЕС - СЕЛАК (созданное в 2010 г. Сообщество государств Латинской Америки и Карибского бассейна) [Las relaciones de la Unión ..., 2011].

Заметную роль в переводе всего комплекса евро-латиноамериканских отношений на более высокий уровень сыграл так называемый ибероамериканский проект, участие в котором на первоначальном этапе наряду с двумя иберийскими государствами - членами Евросоюза (Испанией и Португалией) приняли 19 латиноамериканских стран: Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гватемала, Гондурас, Доминиканская Республика, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Сальвадор, Уругвай, Чили, Эквадор. При этом целью проекта было формирование так называемого Ибероамериканского сообщества наций (ИСН) и в конечном счете - образование единого ибероамериканского экономического, политического, образовательного и культурного пространства [Яковлев, 2018].

По замыслу авторов ибероамериканского проекта (прежде всего испанских и мексиканских лидеров), создание ИСН должно было послужить одной из несущих конструкций общего здания евро-латиноамериканского партнерства, строительство которого в конце XX - начале XXI в. выдвинулось в число внешнеполитических приоритетов практически всех ведущих стран ЛКА.

Сравнительно эффективным инструментом сближения иберийских и латиноамериканских стран явилось проведение Иберо-американских саммитов - встреч глав государств и правительств, которые в период с 1991 по 2014 г. проводились ежегодно, а затем -один раз в два года. На этих совещаниях рассматривался широкий круг актуальных вопросов взаимодействия в политической, торгово-экономической, научно-образовательной и культурной сферах, вырабатывались и учреждались механизмы и организации сотрудничества в таких приоритетных областях, как производственные инвестиции, передача технологий, альтернативная энергетика, телекоммуникации, высшее образование. Все это, безусловно, напрямую отвечало интересам стран Латинской Америки и Пиренейского полуострова, в известной мере приближало их к решению фундаментальных задач обеспечения устойчивого и инклюзивного развития, облегчало нахождение оптимального баланса в отношениях с главными центрами глобального военно-политического и финансово-экономического влияния [Cumbres Iberoamericanas].

В более широком контексте взаимодействия ЛКА и ЕС во второй половине 1990-х годов был дан старт критически важному процессу приумножения торговых связей. В 1997 г. Мексика стала первой страной Латинской Америки, которая подписала с объединенной Европой Соглашение между ЕС и Мексикой об экономическом партнерстве, политической координации и сотрудничестве (вступило в силу в 2000 г.), ставшее затем типовым Соглашением о свободной торговле и экономической интеграции, регулирующим торгово-экономические отношения между ЕС и большинством государств ЛКА и охватывающим межрегиональный обмен товарами и услугами. В 2002 г. такого рода соглашение Евросоюз подписал с Чили, в 2008 г. - с группой стран Карибского бассейна (Багамские острова, Барбадос, Белиз, Гайана, Гренада,

Доминика, Доминиканская Республика, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Суринам, Тринидад и Тобаго, Ямайка), в 2012 г. - с Колумбией и Перу, а также с пятью центральноамериканскими республиками (Гватемала, Гондурас, Ко-ста -Рика, Никарагуа, Сальвадор) и Панамой [Regional Trade ...].

В итоге в начале 2010-х годов Евросоюз ощутимо продвинулся по пути экономического сближения с Латино-Карибской Америкой, поскольку имел соглашения о свободной торговле с 23 государствами региона, правда, в большинстве своем - с экономически слабыми центральноамериканскими и карибскими странами. Что касается отношений ЕС с крупнейшими экономическими державами Южной Америки - Бразилией и Аргентиной (лидерами образованной совместно с Парагваем и Уругваем в 1991 г. интеграционной группировки МЕРКОСУР), то в данном случае ситуация складывалась значительно более сложно и неоднозначно.

Переговоры между Евросоюзом и МЕРКОСУР о создании зоны свободной торговли стартовали в апреле 2000 г. в Буэнос-Айресе и длились (с перерывами) почти два десятилетия. Настроения участников этого редкого по продолжительности переговорного марафона неоднократно менялись, переходя от демонстративной уверенности в скором успехе к полному унынию и признанию тупиковости сложившейся ситуации. Главных камней преткновения на переговорах было два: опасения латиноамериканских промышленников, что в условиях снятия таможенных барьеров рынки МЕРКОСУР станут легкой добычей более мощных европейских индустриальных корпораций, и страх сельхозпроизводителей Евросоюза (особенно Франции) перед конкуренцией со стороны более дешевых и (зачастую) достаточно качественных продовольственных товаров Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая [La Unión Europea ..., 2019].

Разумеется, отсутствие соглашения между ЕС и МЕРКОСУР ограничивало возможности наращивания евро-латиноамериканской торговли. Тем не менее в 2001-2011 гг. ее объем вырос почти втрое и превысил 280 млрд долл. (см. табл. 1).

Таблица 1

Торговля Латинской Америки c Евросоюзом (товары, млрд долл.)

Показатель 2001 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Экспорт 42 72 92 105 124 87 108 136

Импорт 55 74 85 102 127 97 120 145

Товарооборот 97 146 177 207 251 184 228 281

Сальдо -13 -2 +7 +3 -3 -10 -12 -9

Источник: составлено автором на основе данных Международного торгового центра.

При этом надо учесть шоковый эффект глобального финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг., вызвавший существенное сокращение межрегионального товарооборота: с 251 млрд до 184 млрд долл., т.е. на 27%. Но и этот негативный фактор не стал фатальным, поскольку уже в 2011 г. объем евро-латиноамериканской торговли не только полностью восстановился, но и превысил докризисный уровень. Стоит обратить внимание и на тот позитивный момент, что в 2001-2011 гг. торговля между Евросоюзом и ЛКА была сравнительно сбалансированной: ни один из партнеров не имел постоянного и значительного преимущества (крупного активного сальдо) в товарообмене.

С учетом вышесказанного можно констатировать, что в 1990-е годы и в первое десятилетие XXI в. в отношениях Латинской Америки с объединенной Европой наблюдался очевидный прогресс. В этот период возникли механизмы двусторонних и многосторонних консультаций, были подписаны соглашения о свободе торговли, ощутимо вырос взаимный товарооборот. В коридорах власти стран ЛКА и ЕС все чаще звучали призывы к формированию «дружественного межрегионального альянса» [López, 2017]. Словом, многое говорило в пользу того, чтобы евро-латиноамериканские политические и экономические связи развивались в направлении стратегического партнерства.

Что затормозило экономическое сотрудничество?

Однако, как показали дальнейшие события, многообещающие тренды в отношениях между Латинской Америкой и Европейским союзом, сложившиеся на рубеже веков, в период после

мирового кризиса 2008-2009 гг. стали отличаться неустойчивостью, не были закреплены в практике межрегионального политико-дипломатического и торгово-экономического взаимодействия и в конечном счете не получили необходимых импульсов дальнейшего поступательного развития. Это положение дел более чем наглядно продемонстрировала траектория взаимной торговли -ключевой составляющей всего комплекса экономических отношений между ЛКА и ЕС. Статистические данные свидетельствуют, что во втором десятилетии XXI в. динамика торговых связей Латинской Америки и Европейского союза заметно снизилась: объем товарооборота в 2019 г. (накануне ковидного 2020 г., когда произошло общемировое сокращение торговли) был меньше, чем в 2008 г. (см. табл. 2). Другими словами, евро-латиноамериканская торговля целое десятилетие фактически «топталась на месте». При этом товарооборот стал устойчиво характеризоваться дисбалансом в пользу государств ЕС - значительным положительным сальдо, суммарно составившим в 2012-2019 гг. 287 млрд долл., что, вполне понятно, не могло удовлетворять политическое руководство и деловые круги стран ЛКА.

Таблица 2

Торговля Латинской Америки c Евросоюзом (товары, млрд долл.)

Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Экспорт 128 122 119 97 96 105 111 102

Импорт 153 163 157 138 127 138 149 142

Товарооборот 281 285 276 235 223 243 260 244

Сальдо -25 -41 -38 -41 -31 -33 -38 -40

Источник: составлено автором на основе данных Международного торгового центра.

В чем заключались фундаментальные причины (скажем прямо) длительного застоя в евро-латиноамериканской торговле? Их было несколько.

Во-первых, десятилетиями сохраняющаяся приверженность большого числа латиноамериканских государств, включая наиболее развитые в хозяйственном отношении, так называемой поли-

тике «закрытых дверей» в международной торговле. Показательно, что в мировом рейтинге «экономической свободы», ежегодно составляемом Институтом Катона (США) и Институтом Фрейзера (Канада) и охватывающем информацию по 162 странам, Бразилия из-за сильных элементов протекционистской политики и жесткого государственного регулирования к началу третьего десятилетия XXI в. находилась на 105-м месте, Эквадор - на 110-м, Боливия - на 116-м, Аргентина - на 144-м, а Венесуэла вообще замыкала список, расположившись на последнем, 162-м месте [Economic Freedom ..., 2020].

Во-вторых (во многом, как следствие первого), взаимное сохранение высоких таможенных барьеров в торговле между наиболее крупными и экономически мощными латиноамериканскими (прежде всего членами МЕРКОСУР) и европейскими странами. Причем это касалось практически всех главных статей товарообмена - основных экспортных товарных групп - и нередко носило, по существу, запретительный характер. Например, импортный тариф на отдельные консервированные фрукты составлял 55%, автомобили, текстильные товары и обувь - 35, спиртные и безалкогольные напитки - от 20 до 35, промышленное оборудование -от 14 до 20, фармацевтические и химические продукты - от 14 до 18% [Key elements ..., 2019].

В-третьих (и это, вероятно, главное), ставшее очевидным после кризиса 2008-2009 гг. смещение центра глобальной экономики и международной торговли в направлении Азиатско-Тихоокеанского региона. Данное обстоятельство со всей неизбежностью предопределило судьбоносный геоэкономический и геополитический сдвиг в положении латиноамериканских стран на мировой арене - отчетливо просматриваемый поворот в сторону динамично растущих азиатских (прежде всего, китайских) торгово-финансовых рынков и расширение всего спектра отношений Латинской Америки с государствами этой части земного шара [Яковлев, 2015].

Названную тенденцию можно проследить на примере изменений в географических направлениях внешней торговли стран ЛКА в 2001-2020 гг., в частности динамики удельного веса главных

зарубежных партнеров в общем товарообороте латиноамериканского региона (см. табл. 3).

Таблица 3

Торговля Латинской Америки с основными партнерами (товары, млрд долл., %)

Год Всего США Евросоюз Китай

объем доля объем доля объем доля объем доля

2001 704 100,0 359 51,0 97 13,9 16 2,2

2010 1756 100,0 585 33,4 228 13,0 191 10,9

2015 1919 100,0 731 38,1 235 12,3 262 13,6

2018 2198 100,0 815 37,1 260 11,9 328 14,9

2019 2134 100.0 800 37,5 244 11,5 322 15,1

2020 1843 100,0 693 37,6 211 11,5 306 16,6

Источник: составлено автором на основе данных Международного торгового центра.

Как хорошо видно из приведенной статистики, в указанный период доля Европейского союза во внешней торговле ЛКА сократилась с 13,9 до 11,5%, США - с 51 до 37,6, а доля Китая выросла с 2,2 до 16,6% (в абсолютных значениях - с 16 млрд до 306 млрд долл., или почти в 20 (!) раз).

Тем самым китайские компании осуществили своего рода «перезагрузку» латиноамериканских рынков, серьезно потеснив своих западных (американских и европейских) конкурентов. Данное обстоятельство «сработало» на снижение значимости для латиноамериканцев экономических отношений с Европой. С другой стороны, и европейские предприниматели, ощутившие мощный нажим китайских промышленных, сырьевых и торговых корпораций, стали менее комфортно и уверенно чувствовать себя в регионе. Исключение, пожалуй, составили испанские строительные, инжиниринговые, энергетические и торговые фирмы, а также банки, прочно осевшие в странах Латинской Америки [Никулин, 2020]. Но их совокупный производственный и финансовый потенциал был далеко не достаточен, чтобы кардинально развернуть региональную ситуацию в пользу европейского бизнеса.

Кроме того, позиции испанского транснационального капитала в ЛКА были подорваны национализацией ряда компаний в Аргентине, Боливии и Венесуэле, где у власти находились левона-ционалистические правительства. Сильнейшим ударом стал в 2012 г. переход под контроль аргентинского государства местных активов ведущей испанской энергетической корпорации «Repsol» - крупнейшего испанского инвестора в латиноамериканском регионе. Национализация означала утрату «Repsol» обширных нефтегазовых месторождений, значительных перерабатывающих мощностей, 1600 заправочных станций и многих объектов недвижимости. В Брюсселе этот демарш Буэнос-Айреса был воспринят как недружественный жест в адрес Евросоюза в целом, что отнюдь не способствовало развитию евро-латиноамериканских связей [Яковлева, Яковлев, 2012].

Замедление динамики межгосударственного сотрудничества Европы и Латинской Америки не ограничилось торгово-экономической сферой. Убедительным свидетельством перебоев в евро-латиноамериканском политическом взаимодействии стал тот факт, что с 2015 г. не проводились саммиты ЕС - СЕЛАК, хотя прежде они проходили, как правило, каждые два года. Очевидно, и у членов ЕС, и у стран ЛКА во второй половине 2010-х годов возникли другие приоритетные и неотложные вопросы, потребовавшие максимального внимания. В результате планка отношений между Евросоюзом и Латинской Америкой ощутимо снизилась.

Образовавшийся вакуум многостороннего общения на высшем уровне стороны пытались «замаскировать» и заполнить развитием двусторонних связей отдельных государств, межрегиональными контактами в министерском формате и полными демонстративного оптимизма официальными декларациями. В частности, в июле 2018 г. на министерской встрече ЕС - СЕЛАК в Брюсселе была принята декларация, торжественно озаглавленная «Возводить мосты и укреплять сотрудничество для ответа на глобальные вызовы» [EU - CELAC ..., 2018]. А в апреле 2019 г. Европейская комиссия одобрила документ, содержавший следующий призыв: «Европейский союз, Латинская Америка и Карибы должны объединить усилия ради общего будущего» [European Union ..., 2019]. В данном случае обратили на себя внимание два момента:

1) апелляция к необходимости совместно противостоять глобальным вызовам и 2) реанимация тезиса об «общем будущем» государств ЕС и стран ЛКА. Однако эти благие призывы не имели практического воплощения и остались на бумаге, что усилило скептические настроения в отношении настоящего, а главное -будущего евро-латиноамериканских отношений.

Известную надежду на перелом негативных трендов в торгово-экономической области принесла договоренность Евросоюза и МЕРКОСУР, достигнутая (после двух десятилетий переговоров) к лету 2019 г. К этому времени переговорщикам удалось в максимально возможной степени сблизить позиции и урегулировать основные спорные вопросы. Благодаря этому 28 июня «на полях» саммита «Группы двадцати» в Осаке (Япония) лидеры двух интеграционных объединений подписали соглашение о свободе торговли, предусматривающее освобождение от таможенных пошлин свыше 90% взаимного товарооборота [Key elements ..., 2019]. Безусловно, достигнутая договоренность (особенно в условиях неопротекционистской внешнеторговой политики администрации Д. Трампа и экономической экспансии Китая) явилась крупным достижением южноамериканской и европейской дипломатии. Однако с подписанием соглашения история не заканчивается, поскольку оно должно быть ратифицировано законодательными органами всех стран ЕС и Европейским парламентом. Задача представляется нелегкой, поскольку в ряде государств Евросоюза (Австрия, Бельгия, Франция и др.) существуют влиятельные противники соглашения с МЕРКОСУР, считающие, что его реализация нанесет непоправимый ущерб европейским производителям сельскохозяйственной продукции. Немало противников соглашения оставалось и в южноамериканских странах. Это также не способствовало скорейшей «интеграции интеграций», как нередко называют договор между двумя группировками.

В воронке коронакризиса

Фактором, чрезвычайно осложнившим намечавшееся продвижение вперед в деле расширения евро-латиноамериканского сотрудничества, явилось глобальное распространение коронави-руса COVID-19. Конечно, пандемия захлестнула практически все 26

страны и континенты, но для Европы и Латинской Америки медико-санитарные и социально-экономические последствия коро-накризиса стали особенно болезненными, поскольку оба региона (один раньше, другой - несколько позже) оказались в эпицентре охватившей человечество эпидемии [Яковлева, Яковлев, 2020; Бра-терский, 2022]. Откровенно тревожная ситуация на пике первой волны пандемии сложилась в ЛКА: по состоянию на середину сентября 2020 г. в списке десяти государств мира с максимальным количеством пациентов, инфицированных коронавирусом, фигурировали пять латиноамериканских стран - Бразилия, Перу, Колумбия, Мексика и Аргентина. На долю этой пятерки пришлось порядка 7 млн случаев заражения, или почти 25% от общемирового показателя [Reported cases ...].

В хозяйственной области эффект COVID-19 акцентировал те негативные явления, которые уже в течение двух десятилетий ха-растеризовали экономическое развитие Латинской Америки и Европейского союза. В их числе - самые низкие в мире темпы прироста ВВП (см. табл. 4).

Таблица 4

Темпы прироста ВВП (изменение за год в %)

Группа стран, регион 20022014 гг. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Весь мир 4,0 3,4 3,3 3,8 3,6 2,8 -3,1

Развитые государства 1,7 2,3 1,8 2,5 2,3 1,7 -4,5

США 1,9 2,7 1,7 2,3 2,9 2,3 -3,4

Зона евро 0,9 2,0 1,9 2,6 1,9 1,5 -6,3

Развивающиеся страны 6,2 4,3 4,5 4,8 4,6 3,7 -2,1

Азия 8,2 6,8 6,8 6,6 6,4 5,4 -0,8

Европа 4,3 0,9 1,8 4,0 3,2 2,1 -2,0

Латинская Америка 3,3 0,4 -0,6 1,4 1,2 0,1 -7,0

Ближний Восток 5,2 2,7 4,6 2,5 2,2 1,5 -2,8

Африка к югу от Сахары 5,7 3,2 1,5 3,0 3,3 3,1 -1,7

Источник: составлено автором на основе данных Международного валютного фонда (2002-2014 гг. - среднегодовой показатель).

Как видим, замедление экономического роста европейских и латиноамериканских стран - тенденция не новая. Уже в 2002-2014 гг.

прирост ВВП в ЛКА практически вдвое отставал от показателя развивающихся стран в целом и даже не достигал среднемирового уровня. В зоне евро (костяк Евросоюза) дела обстояли еще хуже. Таким образом, оба региона «плелись в хвосте» в том, что касалось темпов экономического развития, все больше и больше уступая конкурентам.

Во второй половине 2010-х годов ситуация несколько выправилась в Европе, но только статистически, поскольку полный драматизма Brexit - «развод с Великобританией» - ухудшил международный имидж Брюсселя, усилил позиции популистов и евроскептиков, подстегнул центробежные тенденции внутри Европейского союза. На этом фоне особое звучание приобрели массовые протесты, ставшие характерной чертой европейской политической жизни [La Unión hace ..., 2019].

Одновременно явные кризисные очертания приобрела обстановка в целом ряде государств Латинской Америки: экономика продолжала стагнировать, материальное положение миллионов латиноамериканцев заметно ухудшилось, возросли бедность и крайняя бедность, социальная обстановка накалилась до предела. Поэтому совершенно неудивительно, что вслед за Европой в 2019 г. на страны региона также обрушилось цунами беспрецедентных массовых выступлений, многие правительства оказались под огнем острой критики, политические структуры зашатались. Нередко массовые национальные акции приобретали общемировые черты, становились глокальными - соединяющими в себе локальные и глобальные эффекты, что сближало латиноамериканский и европейский протестный активизм [Яковлев, Яковлева, 2020].

Но, похоже, что всего этого было недостаточно. Социально-экономическое положение стран ЛКА и Евросоюза усугубилось в первой половине 2020 г., когда на фоне стремительного распространения пандемии COVID-19 и жестких ограничительных мер, принятых большинством европейских и латиноамериканских государств, оба региона синхронно вступили в очередную экономическую рецессию (так называемый коронакризис). И вновь по сравнению с другими районами мира в 2020 г. Латинская Америка

и Европа продемонстрировали максимальную глубину падения ВВП: 7,0% в ЛКА и 6,3% в зоне евро (см. табл. 4).

В разгар пандемии не лишенные чувства юмора аргентинские аналитики горько шутили, что Аргентине не привыкать к таким испытаниям, поскольку она «постоянно живет с хроническим коронавирусом». Другие шутники распространили эту максиму на всю Латинскую Америку. А Европа? Дуг Бэндоу, научный руководитель Института Катона, поставил вопрос следующим образом: «Will Coronavirus kill the European Union?» («Прикончит ли коронавирус Европейский союз?») [Bandow, 2020]. Скорее всего, такая алармистская постановка проблемы - сильное преувеличение, но, как справедливо отмечала российский ученый О.В. Буто-рина, очевидно одно - социально-экономическая структура Евросоюза «нуждается в коренной перестройке» [Буторина, 2020, с. 30]. Как бы то ни было, оказавшись в эпицентре эпидемии, ЛКА и ЕС столкнулись с многоуровневым кризисом нового поколения.

В чем была главная стратегическая особенность коронакри-зиса применительно к евро-латиноамериканским отношениям? Наверное, в том, что он не просто спродуцировал углубление экономического застоя в обоих регионах, но угрожал регрессом в развитии взаимодействия между ЛКА и ЕС. Одна из причин - вынужденные жесткие антикризисные меры, принятые в странах Евросоюза и объективно ограничившие свободу внешней торговли и международных инвестиций [Белов, 2020].

В условиях пандемии COVID-19 ожили многие тревоги и сомнения, обуревавшие и Европейский союз, и Латинскую Америку. В частности, интерес со стороны МЕРКОСУР и ЕС к созданию зоны свободной торговли заметно «обмелел». Можно сказать, что этот проект рисковал «выпустить последний пар». Это было понятно: страны ЛКА и ЕС сосредоточились на ad hoc сиюминутных проблемах борьбы с коронавирусом по принципу «здесь и сейчас». По большому счету, общий враг в лице COVID-19 не сплотил оба региона. В результате эффекты пандемии грозили разорвать часть евро-латиноамериканских связей, поставить крест на реализации масштабных межрегиональных инициатив.

Контуры обозримого будущего

Титанические усилия мирового сообщества позволили человечеству адаптироваться к жизни в экстремальных условиях пандемии коронавируса, оперативно разработать и широко применить многочисленные вакцины, позволившие, по крайней мере, сократить количество жертв СОУГО-19. Конечно, было бы опрометчивым говорить о «полной и окончательной» победе над коро-навирусом, но уже 2021 г. стал периодом сравнительно успешного посткризисного восстановления глобальной экономики и международной торговли. Европа и Латинская Америка не были исключением, здесь также наблюдался экономический подъем, что отразилось в четко выраженной повышательной динамике ВВП по сравнению с ковидным 2020-м годом (см. табл. 5).

Таблица 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Динамика изменения ВВП (%)

Регион, группа стран, отдельные страны 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2026 г.

Весь мир -3,1 5,9 4,9 3,3

Развитые государства -4,5 5,2 4,5 1,6

Зона евро -6,3 5,0 4,3 1,4

Германия -4,6 3,1 4,6 1,1

Франция -8,0 6,3 3,9 1,4

Италия -8,9 5,8 4,2 1,0

Испания -10,8 5,7 6,4 1,5

Нидерланды -3,8 3,8 3,2 1,6

Развивающиеся страны -0,8 7,2 6,3 5,3

Латинская Америка -7,0 6,3 3,0 2,4

Бразилия -4,1 5,2 1,5 2,1

Мексика -8,3 6,2 4,0 2,0

Аргентина -9,9 7,5 2,5 1,8

Колумбия -6,8 7,6 3,8 3,5

Чили -5,8 11,0 2,5 2,5

Источник: составлено автором на основе данных Международного валютного фонда.

По оценкам экспертов Международного валютного фонда, в постковидный период в Европе, Латинской Америке и в мире в целом максимальное увеличение объема ВВП (так называемый «отскок») имело место в 2021 г., а затем прогнозируется заметное снижение его прироста. Причем, показатели европейских (зона евро) и латиноамериканских стран с 2022 г. будут ниже среднемирового уровня. Сильным негативным фактором станет медленный рост ведущих государств ЕС и ЛКА, которые в решающей степени формируют мегатренд экономического развития в своих регионах. В первом случае это - Германия, Франция, Италия, Испания и Нидерланды, во втором - Бразилия, Мексика, Аргентина, Колумбия и Чили.

О чем говорят такие, прямо скажем, не слишком оптимистичные прогнозы? Прежде всего о том, что в среднесрочной перспективе сохранится отставание стран Европы и Латинской Америки в темпах роста от мирового экономического авангарда. Этот негативный тренд, который сложился до пандемии и был закреплен в период коронавируса, оба региона должны сломать, чтобы не оказаться в стороне от мейнстрима глобального развития. По сути, речь шла о выработке и принятии на вооружение новой стратегии посткризисного развития, реперными точками которой должны были стать четко определенные прорывные производственные сектора. Причем такая стратегия, включающая в себя внешнеэкономические аспекты, должна быть принята непременно на региональном уровне, позволяющем избежать страновых нестыковок и разногласий.

Названная задача не является секретом ни в латиноамериканских, ни в европейских столицах, но возможности для ее решения в ЛКА и ЕС далеко не одинаковые. В Латинской Америке на сегодняшний день она не выполнима из-за отсутствия общерегиональных институтов и механизмов наднационального характера, что десятилетиями тормозит объединительные процессы [Яковлев, 2017]. Здесь, в лучшем случае, речь может идти о подготовке концепции регионального развития и предложениях по ее практической имплементации. Такую работу способна проделать, например, Экономическая комиссия ООН для Латинской Америки и

Карибского бассейна (ЭКЛАК), чем она и занимается. Но ее рекомендации не носят обязательного характера и, как правило, благополучно игнорируются, точнее - остаются в области теории.

Другое дело - Евросоюз с его мощным аппаратом наднациональных органов. Не случайно уже в разгар пандемии Брюссель озаботился выдвижением и реализацией плана активизации экономического взаимодействия с государствами-партнерами за пределами Европы, включая Латинскую Америку. Причем, по замыслу Еврокомиссии, бизнес-инициативы в рамках этого плана должны вызвать «трансформационный эффект» в десятках стран мира, что качественно улучшит условия внешней экспансии европейских корпораций на глобальном уровне [Team Europe ...].

Точкой отсчета нового внешнеэкономического курса Евросоюза послужила программа Team Europe (Команда Европа), нацеленная на поддержку развивающихся стран - партнеров ЕС в противодействии коронавирусу и (главное) минимизации его негативных социально-экономических последствий. Задействованный механизм функционирования Team Europe соединил финансовые ресурсы Евросоюза, государств-членов, а также европейских региональных банков развития и создал Инструмент международного сотрудничества, политики соседства и развития (Neighbourhood, Development and International Cooperation Instrument - NDICI) с бюджетом на период 2021-2027 гг. в размере 79,5 млрд евро. Большая часть этой суммы (60,38 млрд евро) предназначена на финансирование региональных программ помощи, включая 19,32 млрд для стран - соседей ЕС (16 государств Северной Африки, Ближнего Востока и Восточной Европы), 29,18 млрд -стран Африки южнее Сахары, 8,49 млрд - государств Азиатско-Тихоокеанского региона, 3,39 млрд евро - стран Латино-Ка-рибской Америки [Neighbourhood, Development ..., 2022].

Сравнительно небольшая доля средств из фондов NDICI, предназначенная ЛКА, не должна удивлять. В Брюсселе обоснованно считают, что латиноамериканские страны, в отличие от многих африканских, нуждаются не столько в прямой финансовой помощи, сколько в продвинутых формах делового сотрудничества в наиболее перспективных отраслях экономики. Учитывая

данное обстоятельство, Еврокомиссия на тот же период 20212027 гг. выдвинула так называемую Американскую и Карибскую региональную многолетнюю индикативную программу, содержащую ряд многонациональных (региональных) инициатив и планы сотрудничества Евросоюза с отдельными странами ЛКА [The Americas and the Caribbean ..., 2021]. На региональном уровне данная программа содержит пять приоритетных областей взаимодействия: 1) «зеленый» энергопереход; 2) цифровая трансформация и инноватизация производственной сферы; 3) достижение целей устойчивого и инклюзивного развития; 4) упрочение демократических институтов, укрепление безопасности и регулирование миграционных потоков; 5) сокращение неравенства и обеспечение социальной сплоченности.

В страновом формате Европейский союз делает акцент на отношениях с ведущими государствами Латинской Америки - Аргентиной, Бразилией и Мексикой, с каждой из которых сотрудничество имеет свои особенности и приоритеты.

В случае Аргентины главной задачей в Брюсселе считают содействие в преодолении присущей этой стране «структурной макроэкономической слабости» и «серьезной финансовой разба-лансировки». Евросоюз готов помочь в решении этих проблем и с учетом специализации Аргентины в мировой экономике сотрудничать в формировании «устойчивой модели сельского хозяйства», способной обеспечить рост экологичного (не наносящего ущерба окружающей среде) аграрного производства. Другим приоритетом является участие европейского бизнеса в комплексной модернизации аргентинской экономики на базе цифровизации и развития таких высокотехнологичных направлений, как искусственный интеллект, блокчейн, интернет вещей, электронная коммерция и альтернативные источники энергии.

Бразилия, с которой Евросоюз с 2007 г. строит отношения в формате стратегического партнерства, рассматривается в Брюсселе в качестве ключевого контрагента в самых важных для ЕС хозяйственных областях:

- достижение сформулированных ООН целей устойчивого и инклюзивного развития;

- форсированное развитие «чистой» («зеленой») энергетики;

- взаимодействие на этапе перехода Европы и ключевых стран ЛКА к циркулярной экономике или экономике замкнутых циклов;

- расширение участия крупного и диверсифицированного аграрного сектора Бразилии на всех этапах глобального продовольственного бизнеса («от фермы до тарелки»);

- принятие дополнительных мер по защите окружающей среды;

- перезагрузка ослабленных в период пандемии COVID-19 глобальных цепочек добавленной стоимости;

- ускоренная цифровизация сферы производства товаров и предоставления услуг.

Кроме того, в политико-дипломатическом плане в Брюсселе рассчитывают на авторитет и конструктивную роль Бразилии в деле ратификации и вступления в силу соглашения между Евросоюзом и МЕРКОСУР о свободе торговли.

Что касается Мексики (стратегического партнера ЕС с 2008 г.), то деловое сотрудничество с этой страной серьезно лимитируется ее сильнейшей торгово-экономической и финансовой привязкой к США. В итоге подписанное еще в 1997 г. соглашение о свободе торговли между Евросоюзом и Мексикой имело ограниченное воздействие. Стремясь придать ему большую результативность, стороны провели четырехлетние переговоры о его модернизации, которые завершились в апреле 2020 г. (ожидается ратификация нового соглашения - EU-Mexico new Global Agreement) [EU-Mexico ..., 2020]. Между тем в соответствии с Американской и Карибской региональной многолетней индикативной программой Брюссель планирует сконцентрировать взаимодействие с Мексикой на трех приоритетных темах: укрепление демократических институтов и основ правового государства; наращивание торгового оборота; борьба с социальным неравенством.

Однако эти планы оказались под угрозой срыва из-за кардинально изменившейся геополитической и геоэкономической обстановки в результате российско-украинского вооруженного конфликта и сопровождающих его событий. Проведение специальной

военной операции РФ на Украине и введение коллективным Западом во главе с США и ЕС финансовых и торгово-экономических санкций в отношении России вызвали цепную реакцию негативных эффектов, резко ухудшили экономическую и социально-политическую обстановку в Европе и за ее пределами. По существу, мировая экономика в очередной раз оказалась в состоянии депрессии с трудно предсказуемыми последствиями. Как отмечалось в комментариях британского Королевского института международных отношений (известный Chatham House), «украинский кризис стал триггером целого каскада глобальных рисков» ввиду того, что Россия и Украина являются мировыми поставщиками критически важных энергетических, продовольственных и минеральных товаров [Ukraine crisis ..., 2022].

В свою очередь, эксперты Международного валютного фонда уверенно заявили, что российско-украинский конфликт будет «сильным ударом по глобальной экономике, поскольку отрицательно скажется на темпах роста и спровоцирует повышение цен на мировых рынках». По оценке этих специалистов, кризисные проявления дадут о себе знать не только на европейском континенте, где они будут максимально болезненными, но и в других регионах. В частности, шоковое воздействие в полной мере испытают страны Латинской Америки, чьи экономические интересы окажутся задетыми ростом международных котировок на продовольствие (прежде всего зерновые), углеводородные энергоносители, а также перебоями в поставках российских удобрений для нужд латиноамериканского сельского хозяйства [How war ..., 2022].

По нашему мнению, нельзя недооценивать степень негативного влияния отмеченных факторов как на динамику экономического развития в государствах Европы и Латино-Карибской Америки, так и на перспективы углубления евро-латиноамериканского сотрудничества, наращивания торгово-экономических обменов. Складывается впечатление, что в условиях нынешней глобальной турбулентности, чреватой новыми непредсказуемыми осложнениями, в распоряжении стран ЕС и ЛКА не окажется достаточных ресурсов и бизнес-возможностей для значительного продвижения вперед на треке евро-латиноамериканских отношений.

События последнего времени в странах Латинской Америки и Евросоюза (впрочем, как и в мире в целом) не дают разгуляться оптимизму. Речь, в первую очередь, идет об общественных травмах, вызванных пандемией коронавируса СОУГО-19, и последствиях российско-украинского конфликта. В ряду вариабельных факторов, которые будут определять динамику евро-латиноамериканского взаимодействия в обозримом будущем, следует выделить глубину и продолжительность экономических пертурбаций в ЛКА и ЕС, готовность (и способность) элит встать на рельсы «ответственного развития» с акцентом на интеллектуальные, творческие ресурсы, а также предъявить совместные ответы на общие вызовы -жизненно важные задачи стабилизации и посткризисного восстановления.

При этом следует учитывать, что удельный вес Латинской Америки и Европейского союза в глобальной экономике и международной торговле будет неизбежно снижаться. Вряд ли европейцам и латиноамериканцам в скором времени удастся остановить и развернуть вспять этот процесс. И данный факт нельзя сбрасывать со счетов при любых оценках перспектив евро-латиноамериканского взаимодействия. В условиях сохранения нынешнего положения вещей интерес к нему в обоих регионах (разумеется, с отдельными исключениями) может снижаться.

Сейчас отношения между ЛКА и Евросоюзом замерли в тревожном ожидании, которое может растянуться на годы. Ключевой вопрос: за счет чего партнеры способны продвигаться вперед в развитии межрегионального сотрудничества?

Наиболее оптимистичный (а потому маловероятный) сценарий - выдвижение латиноамериканской и европейской элитами согласованного системообразующего проекта перезапуска механизмов торгово-экономического и политико-дипломатического взаимодействия с учетом новых императивов национального, регионального и глобального порядка.

Но нужно отчетливо понимать, что на выходе из кризиса и в дальнейшем - в посткризисную эпоху наступит время высоких геоэкономических и геополитических ставок («все или ничего»),

ожесточенной борьбы за место под солнцем, эпоха своего рода геостратегического дарвинизма. Как отметил в одной из своих недавних статей известный политолог Френсис Фукуяма, «только крупные компании с глубокими карманами смогут переждать бурю, причем больше всего выиграют технологические гиганты...» [Fukuyama, 2020]. Насколько Европа и Латинская Америка готовы к такой схватке? Пока на этот вопрос положительного ответа нет, поскольку на сегодняшний день технологические гиганты - это в основном американские и китайские корпорации.

Вместе с тем каждый кризис - шанс для обновления. Уин-стон Черчилль говорил: «Never waste a good crisis» («Никогда не позволяйте хорошему кризису пропасть даром»). Но для этого Латинской Америке (да и не только ей) нужно всерьез заняться сменой модели социально-экономического развития, а Европейскому союзу необходимо консолидировать свои ряды, осуществить поворот на 180° в капитально испорченных отношениях с Россией, ощутимо повысить уровень взаимодействия с ЛКА, ключевыми странами Азии. Лозунгами дня должны стать прагматизм, отказ от предвзятости, трезвый взгляд поверх идейно-политических барьеров и санкционных режимов.

Литература

Белов В.Б. COVID-19 - Game Changer европейской экономики? / / Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. - Москва, 2020. - № 3. - С. 4-12.

Братерский М.В. Мир в условиях пандемии : основные черты мировой экономики и стратегии великих держав / / Актуальные проблемы Европы. - Москва, 2022. - № 1. - С. 10-29.

Буторина О.В. Сужение Европейского союза и потенциал интеграции / / Современная Европа. - Москва, 2020. - № 2. - С. 20-32.

Никулин К.А. Торгово-экономическое партнерство Испании и Латинской Америки / / Современная Европа. - Москва, 2020. - № 3. - С. 170180.

Яковлев П.П. Ибероамериканские саммиты в системе отношений между странами Евросоюза и Латинской Америки // Актуальные проблемы Европы. - Москва, 2018. - № 3. - С. 63-84.

Яковлев П.П. Интеграция в Латинской Америке : центростремительные и центробежные тренды / / Контуры глобальных трансформаций : политика, экономика, право. - Москва, 2017. - Т. 10, № 4. - С. 86-100.

Яковлев П.П. Латинская Америка на мировой геополитической карте / / Вестник РУДН, серия Международные отношения. - Москва, 2015. - Т. 15, № 4. - С. 20-28.

Яковлев П.П. МЕРКОСУР : позади 30 лет. Что впереди? / / Российский внешнеэкономический вестник. - Москва, 2021. - № 11. - С. 30-48.

Яковлев П.П., Яковлева Н.М. Протестный потенциал Латинской Америки : региональный срез глобального феномена / / Мировая экономика и международные отношения. - Москва, 2020. - Т. 64, № 7. - С. 89-99.

Яковлева Н.М., Яковлев П.П. Большая нефтяная игра. Причины и последствия национализации компании YPF // Латинская Америка. -Москва, 2012. - № 12. - С. 27-42.

Яковлева Н.М., Яковлев П.П. Латинская Америка : дорога к коро-накризису / / Контуры глобальных трансформаций : политика, экономика, право. - Москва, 2020. - Т. 13, № 5. - С. 73-93.

Bandow D. Will coronavirus kill the European Union? / Cato Institut. -2020. - 16.03. - URL: https://www.cato.org/publications/commentary/will-coronavirus-kill-european-union (date of access: 20.04.2022).

Cumbres Iberoamericanas / Secretaría General Iberoamericana. - URL: https://www.segib.org/cumbres-iberoamericanas/ (date of access: 20.04.2022).

Economic Freedom of the World : 2020 Annual Report / Cato Institut. -2020. - URL: https://www.cato.org/economic-freedom-world (date of access: 20.04.2022).

EU - CELAC : building bridges and strengthening our partnership to face global challenges. - 2018. - 17.07. - URL: https://www.consilium.europa.eu/ media/36181/declaration-en.pdf (date of access: 20.04.2022).

EU - Latin America and Caribbean Strategic Partnership / European Commission. - URL: http://ec.europa.eu/geninfo/query/ (date of access: 26.02.2022).

EU - Mexico Trade Agreement Finalised / / Lawyer Monthly. - 2020. -30.04. - URL: https://www.lawyer-monthly.com/2020/04/eu-mexico-trade-agreement-finalised/ (date of access: 22.04.2022).

European Union, Latin America and the Caribbean : joining forces for a Common Future / EEAS. - 2019. - 16.04. - URL: https://eeas.europa.eu/ diplomatic-network/saint-lucia/61109/european-union-latin-america-and-cari bbean-joining-forces-commonfuture_en (date of access: 28.02.2022).

Fukuyama F. The pandemic and political order : it takes a state // Foreign Affairs. - 2020. - July/August. - URL: https://www.foreignaffairs. com/articles/world/2020-06-09/pandemic-and-political-order (date of access: 16.03.2022).

How war in Ukraine is reverberating across world's regions / / IMF Blog. - 2022. - 15.03. - URL: https://blogs.imf.org/2022/03/15/how-war-in-ukraine-is-reverberating-across-worlds-regions/ (date of access: 22.04.2022).

Key elements of the EU-Mercosur trade agreement / European Commission. - 2019. - 28.06. - URL: https://policy.trade.ec.europa.eu/ news_en (date of access: 23.02.2022).

Lamo de Espinosa E. Is Latin America part of the West? / Real Instituto Elcano. - 2017. - 04.12. - URL: https://www.realinstitutoelcano.org/en/work-document/is-latin-america-part-of-the-west/ (date of access: 22.04.2022).

Las relaciones de la Unión Europea con América Latina y el Caribe / Mallo T., Sanahuja J.A. (coords.). - Madrid : Fundación Carolina y Siglo XXI, 2011. - 325 p.

La Unión Europea y el Mercosur firman el «mayor acuerdo comercial de su historia» tras 20 años de negociaciones // BBC. - 2019. - 28.06. - URL: http://www.bbc.com/mundo/noticias-america-latina-48807127 (date of access: 26.02.2022).

La Unión hace la fuerza. Europa ante los desafíos del siglo XXI / Coordinado por Anchuelo A., Feás E., Steinberg F. - Barcelona : Editorial Planeta, 2019. - 272 p.

López J. La UE y Latinoamérica : de la amistad a la alianza / / Política Exterior. - Madrid, 2017. - N 179. - P. 86-93.

Neighbourhood, Development and International Cooperation Instrument (NDICI) - «Global Europe» explained - NDICI 101 / / Perspectives / CBL-ACP. - 2022. - 19.01. - URL: https://perspectives-cblacp.eu/neighbour hood-development-and-international-cooperation-instrument-ndici-global-euro pe-explained-ndici -101/ (date of access: 22.04.2022).

Regional Trade Agreements / / WTO. - URL: http://rtais.wto.org/UI/ PublicShowMemberRTAIDCard.aspx?rtaid=692 (date of access: 22.04.2022).

Reported cases and deaths by country, territory, or conveyance / / Worldometers. - URL: https://www.worldometers.info/coronavirus/?utm_ campaign=CSauthorbio (date of access: 18.03.2022).

Team Europe Initiative and Joint Programming tracker / European Union. - URL: https://europa.eu/capacity4dev/tei-jp-tracker/ (date of access: 22.04.2022).

The Americas and the Caribbean Regional Multiannual Indicative Programme 2021-2027. - 2021. - 76 p. - URL: https://ec.europa.eu/interna tional-partnerships/system/files/mip-2021-c2021-9356-americas-caribbean-an nex_en.pdf (date of access: 22.04.2022).

Ukraine crisis could trigger cascading risks globally / / Chatham House. -2022. - 16.03. - URL: https://www.chathamhouse.org/2022/03/ukraine-crisis-could-trigger-cascading-risks-globally (date of access: 22.04.2022).

DOI: 10.312249/ape/2022.03.01

Yakovlev P.P.i, 2022 Europe and Latin America: ambiguous past, troubled present, uncertain future

Abstract. Statesmen, representatives of public and business circles of European and Latin American countries, interested in a real rapprochement between the two macro-regions in the direction of forming a space of close trade, economic, political and humanitarian cooperation, are intensely peering into the contradictory present and unknown future, trying to understand the reasons for the stalling of the Euro-Latin American project, which was relatively promising some time ago. In the relations between Europe (primarily the European Union) and Latin America, the idea of a "common future" lived for several decades. But so far, the partners, despite their best efforts, have not been able to draw clear contours of it, and on a number of key issues serious differences have emerged that make it difficult to make agreed (satisfying both sides) decisions. On the eve of the third decade of the XXI century, it seemed that there was a chance to make another attempt to intensify and fill with concrete content the Euro-Latin American interaction, but the negative effects of the coronacrisis, and then the Russian-Ukrainian conflict, mixed all political and economic cards, weakened the already established ties, accentuated differences, and set new tasks of an existential scale for Latin America and a united Europe.

Keywords: Europe, Latin America, the European Union, political dialogue, trade and economic ties, the slowdown in cooperation, the effects of the coronacrisis, the Russian-Ukrainian conflict.

1 Yakovlev Petr Pavlovich - Sc.D. in Economics, Principal Researcher INI-ON RAS, Chief Researcher, Institute of Latin American Studies RAS (petrp.yakovlev@yandex.ru ).

References

Bandow D. (2020). Will coronavirus kill the European Union? / Cato Institut. - 16.03. - URL: https://www.cato.org/publications/commentary/ will-coronavirus-kill-european-union (date of access: 16.03.2022).

Belov V.B. (2020). COVID-19 - Game Changer of the European economy? [COVID-19 - Game Changer evropeiskoi ekonomiki?] // Scientific and analytical bulletin of the IE RAS. - Moscow. - N 3. - P. 4-12.

Bratersky M.V. (2022). The World in the context of a pandemic : the main features of the world economy and the strategies of the great powers [Mir v usloviyakh pandemii: osnovnye cherty mirovoi ekonomiki i strategiivelikikh derzhav] / / Current problems of Europe. - Moscow. - N 1. - P. 10-29.

Butorina O.V. (2020). Narrowing of the European Union and the potential for integration [Suzhenie Evropeiskogo soyuza i potentsial integratsii] // Contemporary Europe. - Moscow. - N 2. - P. 20-32.

Cumbres Iberoamericanas / Secretaría General Iberoamericana. - URL: https://www.segib.org/cumbres-iberoamericanas/ (date of access: 20.04.2022).

Economic Freedom of the World : 2020 Annual Report. (2020) / Cato Institut. - URL: https://www.cato.org/economic-freedom-world (date of access: 20.04.2022).

EU - CELAC : building bridges and strengthening our partnership to face global challenges. (2018). - 17.07. - URL: https://www.consilium.europa.eu/ media/36181/declaration-en.pdf (date of access: 20.04.2022).

EU - Latin America and Caribbean Strategic Partnership / European Commission. - URL: http://ec.europa.eu/geninfo/query/ (date of access: 26.02.2022).

EU - Mexico Trade Agreement Finalised. (2020) / / Lawyer Monthly. -30.04. - URL: https://www.lawyer-monthly.com/2020/04/eu-mexico-trade-agreement-finalised/ (date of access: 22.04.2022).

European Union, Latin America and the Caribbean : joining forces for a Common Future. (2019) / EEAS. - 16.04. - URL: https://eeas.europa.eu/ diplomatic-network/saint-lucia/61109/european-union-latin-america-and-cari bbean-joining-forces-commonfuture_en (date of access: 28.02.2022).

Fukuyama F. (2020). The pandemic and political order : it takes a state / / Foreign Affairs. - July/august. - URL: https://www.foreignaffairs.com/ articles/world/2020-06-09/pandemic-and-political-order (date of access: 16.03.2022).

How war in Ukraine is reverberating across world's regions. (2022) // IMF Blog. - 15.03. - URL: https://blogs.imf.org/2022/03/15/how-war-in-ukraine-is-reverberating-across-worlds-regions/ (date of access: 22.04.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key elements of the EU-Mercosur trade agreement. (2019) / European Commission. - 28.06. - URL: trade.eceuropa.eu/dodib/press/index.cfm? id=2040 (date of access: 23.02.2022).

Lamo de Espinosa E. (2017). Is Latin America part of the West? / / Real Instituto Elcano. - 04.12. - URL: https://www.realinstitutoelcano.org/en/ work-document/is-latin-america-part-of-the-west/ (date of access: 22.04.2022).

Las relaciones de la Unión Europea con América Latina y el Caribe. (2011) / Mallo T., Sanahuja J.A. (coords.). - Madrid : Fundación Carolina y Siglo XXI. - 325 p.

La Unión Europea y el Mercosur firman el «mayor acuerdo comercial de su historia» tras 20 años de negociaciones. (2019) // BBC. - 28.06. - URL: http: / / www.bbc.com/mundo/noticias-america-latina-48807127 (date of access: 26.02.2022).

La Unión hace la fuerza. Europa ante los desafíos del siglo XXI. (2019) / Coordinado por Anchuelo A., Feás E., Steinberg F. - Barcelona : Editorial Planeta. - 272 p.

López J. (2017). La UE y Latinoamérica : de la amistad a la alianza / / Política Exterior. - Madrid. - N 179. - P. 86-93.

Neighbourhood, Development and International Cooperation Instrument (NDICI) - «Global Europe» explained - NDICI 101. (2022). // Perspectives / CBL-ACP. - 19.01. - URL: https://perspectives-cblacp.eu/ neighbourhood-development-and-international-cooperation-instrument-ndici-global-europe-explained-ndici -101/ (date of access: 22.04.2022).

Nikulin K.A. (2020). Trade and economic partnership of Spain and Latin America [Torgovo-ekonomicheskoe partnerstvo Ispanii i Latinskoi Ameriki] // Contemporary Europe. Moscow. - N 3. - P. 170-180.

Regional Trade Agreements / / WTO. - URL: http://rtais.wto.org/UI/ PublicShowMemb erRTAIDCard.aspx?rtai d=692 (date of access: 22.04.2022).

Reported cases and deaths by country, territory, or conveyance / / Worldometers. - URL: https://www.worldometers.info/coronavirus/?utm_ campaign=CSauthorbio (date of access: 18.03.2022).

Team Europe Initiative and Joint Programming tracker / European Union. - URL: https://europa.eu/capacity4dev/tei-jp-tracker/ (date of access: 22.04.2022).

The Americas and the Caribbean Regional Multiannual Indicative Programme 2021-2027. (2021). - 76 p. - URL: https://ec.europa.eu/ international-partnerships/system/files/mip-2021-c2021-9356-americas-carib bean-annex_en.pdf (date of access: 22.04.2022).

Ukraine crisis could trigger cascading risks globally. (2022) / / Chatham House. - 16.03. - URL: https://www.chathamhouse.org/2022/03/ukraine-crisis-could-trigger-cascading-risks-globally (date of access: 22.04.2022).

Yakovlev P.P. (2018). Ibero-American summits in the system of relations between the countries of the European Union and Latin America [Iberoamerikanskie sammity v sisteme otnoshenii mezhdu stranami Evrosoyuza i Latinskoi Ameriki] // Current problems of Europe. - Moscow. - N 3. - P. 63-84.

Yakovlev P.P. (2017). Integration in Latin America : centripetal and centrifugal trends [Integratsiya v Latinskoi Amerike : tsentrostremitel'nye i tsentrobezhnye trendy] // Outlines of global transformations : politics, economics, law. - Moscow. - Vol. 10, N 4. - P. 86-100.

Yakovlev P.P. (2015). Latin America on the world geopolitical map [Latinskaya Amerika na mirovoi geopoliticheskoi karte] // Vestnik RUDN, seriya Mezhdunarodnye otnosheniya. - Moscow. - Vol. 15, N 4. - P. 20-28.

Yakovlev P.P. (2021). MERCOSUR : behind 30 years. What's ahead? [MERKOSUR : pozadi 30 let. Chto vperedi?] // Russian foreign economic Herald. -Moscow. - N 11. - P. 30-48.

Yakovlev P.P., Yakovleva N.M. (2020). Protest potential of Latin America : a regional cross-section of the global phenomenon [Protestnyi potentsial Latinskoi Ameriki : regional'nyi srez global'nogo fenomena] // World economy and international relations. - Moscow. - Vol. 64, N 7. - P. 89-99.

Yakovleva N.M., Yakovlev P.P. (2020). Latin America : the road to the coronacrisis [Latinskaya Amerika : doroga k koronakrizisu] // Outlines of global transformations : politics, economics, law. - Moscow. - Vol. 13, N 5. - P. 73-93.

Yakovleva N.M., Yakovlev P.P. (2012). The big oil game. Causes and consequences of the nationalization of the company YPF [Bol'shaya neftyanaya igra. Prichiny i posledstviya natsionalizatsii kompanii YPF] // Latin America. -Moscow. - N 12. - P. 27-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.