Научная статья на тему 'ЕВРОСОЮЗ И ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА: ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА'

ЕВРОСОЮЗ И ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА: ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
946
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА / ЕВРОСОЮЗ / МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / МЕРКОСУР / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тайар Виолетта Макариосовна

Статья посвящена эволюции межрегионального уровня сотрудничества между ЕС и Латино-Карибской Америкой. Рассматриваются факторы, оказывающие влияние на заметное торможение межрегионального взаимодействия в последние годы. Автор уделяет внимание торговым договоренностям между двумя регионами, трудностям и перспективам при заключении соглашения между ЕС и МЕРКОСУР. Анализируется динамика экономических связей в течение первых двух десятилетий XXI в., а также состояние внешней торговли в период пандемии. Особое внимание в статье уделяется перспективным формам межрегионального взаимодействия на ближайшую перспективу. В статье показано, что в период пандемии сохранился широкий диапазон межрегионального диалога в рамках реализации общих экономических интересов, среди них - сотрудничество в области здравоохранения, в решении климатических задач, инвестировании в возобновляемые источники энергии, в защите системы многосторонней торговли, поиске синергии между торговой политикой и глобальной Повесткой-2030. Включение аспектов устойчивого развития является важной задачей в развитии соглашений о партнерстве, в частности с Мексикой, Чили и в формате МЕРКОСУР - Евросоюз, который сохраняет за собой статус ведущего инвестора и донора в рамках программ официальной помощи развитию в странах ЛКА. Автор приходит к выводу, что постпандемический период внесет определенные коррективы в мирохозяйственные связи в краткосрочной перспективе, прежде всего в процессе восстановления после резкого снижения макроэкономических показателей по обе стороны Атлантики. В новых условиях в обозримом будущем фрагментация региональной интеграции может усилиться, а роль государства в национальных экономиках возрасти. При этом на европейском и латиноамериканском направлениях возможно расширение гуманитарных связей между странами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EUROPEAN UNION AND LATIN AMERICA : THE MAIN FORMS AND TRENDS OF INTERREGIONAL COOPERATION

The article observes the evolution of bi-regional cooperation between the EU and Latin-Caribbean America (LCA). The author pays special attention to the obstacles that impede the interregional interaction in recent years. Some other difficulties and prospects in concluding new bi-regional agreements, including «EU-MERCOSUR» Treaty are analyzed. Also, the dynamics of economic cooperation during the first two decades of the 21 st century are traced. The article focuses on the specific characters of mutual foreign trade during the pandemic period. At the same time the author explores the promising forms of interregional «EU-LCA» interaction in the near future. The article shows that during the pandemic a wide range of interregional communication remained within the framework of common economic interests, among them the cooperation in the healthcare, in solving climate problems, investing in renewable energy sources, in protection of the multilateral trade system and searching synergies between the trade policy and the global Agenda 2030. The inclusion of challenges of sustainable development is the important task for partnership agreements with Mexico, Chile, and MERCOSUR - EU format. The European Union remains its status of a leading investor and the donor in the framework of official development assistance (ODA) programs for LCA countries. The author concludes that the post-pandemic period will be characterized by the certain adjustments in the global economic relations in a short-term perspective, especially in the recovery process from a sharp decline in the macroeconomic indicators on both sides of the Atlantic. Under the new conditions, the fragmentation of regional integration may intensify in the foreseeable future, and the role of the state in national economies may increase. At the same time, in the European and Latin American directions there may be an expansion of humanitarian ties between countries.

Текст научной работы на тему «ЕВРОСОЮЗ И ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА: ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА»

й01: 10.312249/аре/2022.0 3.02

© Тайар В.М.1, 2022

Евросоюз и Латинская Америка: основные формы и направления межрегионального сотрудничества

Аннотация. Статья посвящена эволюции межрегионального уровня сотрудничества между ЕС и Латино-Карибской Америкой. Рассматриваются факторы, оказывающие влияние на заметное торможение межрегионального взаимодействия в последние годы. Автор уделяет внимание торговым договоренностям между двумя регионами, трудностям и перспективам при заключении соглашения между ЕС и МЕРКОСУР. Анализируется динамика экономических связей в течение первых двух десятилетий XXI в., а также состояние внешней торговли в период пандемии. Особое внимание в статье уделяется перспективным формам межрегионального взаимодействия на ближайшую перспективу. В статье показано, что в период пандемии сохранился широкий диапазон межрегионального диалога в рамках реализации общих экономических интересов, среди них - сотрудничество в области здравоохранения, в решении климатических задач, инвестировании в возобновляемые источники энергии, в защите системы многосторонней торговли, поиске синергии между торговой политикой и глобальной Повесткой-2030. Включение аспектов устойчивого развития является важной задачей в развитии соглашений о партнерстве, в частности с Мексикой, Чили

1 Тайар Виолетта Макариосовна - кандидат экономических наук, заместитель директора Института Латинской Америки РАН, руководитель Центра иберийских исследований ИЛА РАН (vtayar@mail.ru).

и в формате МЕРКОСУР - Евросоюз, который сохраняет за собой статус ведущего инвестора и донора в рамках программ официальной помощи развитию в странах ЛКА. Автор приходит к выводу, что постпандемический период внесет определенные коррективы в мирохозяйственные связи в краткосрочной перспективе, прежде всего в процессе восстановления после резкого снижения макроэкономических показателей по обе стороны Атлантики. В новых условиях в обозримом будущем фрагментация региональной интеграции может усилиться, а роль государства в национальных экономиках возрасти. При этом на европейском и латиноамериканском направлениях возможно расширение гуманитарных связей между странами.

Ключевые слова: Латинская Америка, Евросоюз, межрегиональное взаимодействие, торгово-экономические связи, МЕРКОСУР, устойчивое развитие.

В начале третьего десятилетия XXI в. субъекты мирового хозяйства (как страны Севера, так и страны глобального Юга) сталкиваются с новыми вызовами: экономическими, социальными, политическими и геополитическими последствиями глобального кризиса, вызванного пандемией коронавируса COVID-19. В этих непростых условиях отношения между Евросоюзом и странами Латино-Карибской Америки (ЛКА), представляющими собой модель взаимодействия Север - Юг, подвержены воздействию множества факторов структурного и институционального характера. В этой связи представляется важным, во-первых, проследить динамику развития отношений на пути формирования межрегиональной евро-латиноамериканской стратегической ассоциации. Во-вторых, определить основные направления межрегионального сотрудничества и диалога. В-третьих, выявить взаимовыгодные формы отношений между ЕС и ЛКА на ближайшую перспективу, учитывая эволюцию миропорядка, изменения в международных отношениях, растущую конкуренцию и трансформацию системы координат по обе стороны Атлантики.

«Вехи» межрегионального диалога

В ходе политического и экономического диалога с Латино-Карибской Америкой Евросоюз придерживается избранной моде-

ли взаимодействия с регионом, ориентированной на долгосрочное сотрудничество на основе дифференцированного подхода, осуществляемого одновременно на нескольких уровнях: двустороннем, субрегиональном и межрегиональном [Тайар, 2018]. Эволюция межрегионального уровня взаимодействия связана с проведением в период 1999-2015 гг. саммитов глав государств ЕС и ЛКА, представлявших собой особый инструмент для сближения и укрепления взаимопонимания между странами обоих регионов (табл. 1).

Таблица 1

Эволюция межрегионального диалога 1999-2020 гг.

Саммиты ЕС - ЛКА Цели, темы для обсуждения Результаты

1 2 3

I Саммит ЕС - ЛКА, Рио-де-Жанейро (Бразилия, 1999) Межрегиональная стратегическая ассоциация Установление цели по достижению межрегиональной стратегической ассоциации (МСА) «Декларация Рио», «Приоритетные задачи совместных действий» Определение общих принципов и целей, плана действий Начало переговоров по достижению договоров ЕС с Чили и МЕРКОСУР

II Саммит ЕС - ЛКА, Мадрид (Испания, 2002) Борьба с терроризмом и наркотрафиком Иммиграция «Мадридское обязательство»; Подтверждение общей цели по созданию МСА Объявление о завершении переговоров по соглашению ЕС - Чили Придание импульса переговорам по соглашению ЕС - МЕРКОСУР Переговоры по соглашениям о политическом диалоге и сотрудничестве ЕС - Андское сообщество наций и ЕС - Центральная Америка

1 2 3

III Саммит ЕС - ЛКА, Гвадалахара Мультилатера- лизм Социальная Улаживание разногласий по достижению общих целей Оценка достижения соглашений ЕС -

(Мексика, 2004) сплоченность Центральная Америка, ЕС - Анд-ское сообщество наций Презентация программы Eurosocial

IV Саммит ЕС - ЛКА, Вена (Австрия, 2006) Демократия Мультилатера- лизм Борьба с терроризмом Энергетика Рост и занятость Миграции Официальный запуск переговоров по соглашению ЕС - Центральная Америка Включение новых участников в официальный диалог на высшем уровне: проведение саммита по вопросам предпринимательства

V Саммит ЕС - ЛКА, Лима (Перу, 2008) Социальная интегрирован-ность общества Устойчивое развитие Запуск программы EUROCLIMA+ по сотрудничеству в целях смягчения последствий изменений климата Объявление об установлении стратегического уровня партнерства между ЕС и Мексикой

VI Саммит ЕС - ЛКА, Мадрид (Испания, 2010) Технологические инновации в интересах устойчивого развития и социальной вовлеченности План действий 2010-2012 гг. Намерение подписать соглашения между ЕС и ЦАОР, ЕС - Колумбия и ЕС - Перу Образование европейско-латино-американского фонда (EU - LAC) Концентрация на глобальных темах (окружающая среда, миграции, новая международная финансовая архитектура) Механизм инвестиций в ЛКА (MIAL)

VII Саммит ЕС - ЛКА, I Саммит в формате ЕС - СЕЛАК, Сантьяго-де-Чили (Чили, 2013) Партнерство в интересах устойчивого роста для продвижения инвестиций в социальное и экологическое развитие Расширение Плана действий 2010 г. по теме инвестиций в устойчивое развитие на 2013-2015 гг.

VIII Саммит ЕС - ЛКА, Партнерство в пользу общего Расширение Плана действий 2010 г. по темам высшего образования и

II Саммит в формате ЕС - СЕЛАК, Брюссель (Бельгия, 2015) будущего: совместно работать, добиваясь более процветающего, сплоченного и устойчивого общества для граждан гражданской безопасности на 20152017 гг. Акцент на изменении климата, борьбе с наркотиками и повестке дня в области развития на период с 2015 г.

Первая встреча министров иностранных дел ЕС - СЕЛАК, Санто-Доминго (Доминиканская Республика, 2016) Декларация Санто-Доминго Придание импульса межрегиональному сотрудничеству Начало разработки министерствами вопроса о будущем межрегиональных отношений Обсуждение новых вызовов, связанных с достижением Повестки 2030 Подчеркнута необходимость расширения сотрудничества между странами с использованием всех имеющихся инструментов.

Вторая встреча министров иностранных дел ЕС - СЕЛАК, Брюссель (Бельгия, 2018) Создание мостов и укрепление партнерства для решения глобальных проблем Участники обсудили Парижское соглашение по климату, программу по борьбе с наркотиками на 2019 г., глобальный договор о миграции и программу устойчивого развития до 2030 г.

Неформальная виртуальная встреча министров иностранных дел ЕС - 27 и ЛКА, Берлин (Германия, 2020) Активизация межрегионального политического диалога на высшем уровне Активизация совместных усилий по преодолению многоаспектных проблем, связанных с пандемией COVID-19, которая может усугубить существующие структурные пробелы, неравенство и социальные, экономические и финансовые диспропорции

Источник: составлено автором на основе данных Европейской службы внешних связей (EEAS). - URL: https://eeas.europa.eu (date of access: 20.05.2022).

На эволюцию межрегионального диалога и его замедление после 2015 г. повлиял ряд факторов и институциональных изменений, произошедших как в ЕС, так и в латиноамериканском ре-

гионе. Вялое развитие регионализма в ЛКА и торможение интеграционных процессов во многом определили динамику и характер взаимодействия между ЕС и ЛКА [Тайар, 2019]. Запланированный на 2017 г. саммит в формате ЕС - СЕЛАК так и не состоялся из-за экономического и политического кризиса в Венесуэле и в связи с неоднозначной позицией по этому вопросу в обоих регионах. Диалог на высшем уровне был практически заморожен и переведен в режим встреч министров иностранных дел стран Евросоюза и Латинской Америки.

Можно сказать, что в период 2016-2020 гг. произошел откат от межрегиональной экономической ассоциации в контексте спада мультилатерализма, регионализма и интеррегионализма. Среди причин такого явления: политика протекционизма со стороны администрации Д. Трампа; Брекзит, «оттянувший» внимание Брюсселя от многих других международных вопросов; венесуэльский кризис; конец «сырьевого суперцикла» и экономический спад в ЛКА; ослабление СЕЛАК и как следствие - приостановление межрегионального диалога и практики проведения саммитов. В декабре 2020 г. по инициативе Германии в виртуальном режиме состоялась неформальная встреча министров иностранных дел ЕС и ЛКА, главной целью которой стала активизация политического диалога и совместных усилий по решению задач, связанных с пандемией, обострившей целый комплекс социальных и экономических проблем. Эпидемия коронавируса возникла в контексте ухудшающегося экономического положения в латиноамериканских странах и системного кризиса, обострившего социально-политическую обстановку и проблемные зоны в сфере здравоохранения [Яковлева, Яковлев, 2020].

В этих условиях из Брюсселя стали слышны призывы о необходимости срочно возобновить межрегиональный диалог с ЛКА, повысить экономическое и геополитическое значение, которое латиноамериканский регион традиционно имел для Европы. Такие призывы были не случайны, поскольку в начале третьего десятилетия XXI в. сама объединенная Европа столкнулась с рядом вызовов структурного и институционального характера. В частности, «пробуксовка» роста экономики Евросоюза привела к трудностям

в развитии европейской интеграции [Европейский союз ..., 2020, с. 5]. Кроме того, Брекзит ослабил позиции Европейского союза в мировой торговле, а также лишил ЕС примерно пятой части его сегмента на глобальном рынке прямых зарубежных капиталовложений [Буторина, 2020].

Все эти неблагоприятные процессы разворачивались на фоне пандемии, которая вызвала мировую рецессию и усилила негативные глобальные тенденции, включая экологический кризис, растущее геостратегическое соперничество Китая с США, противоречивое влияние последствий четвертой промышленной революции, деглобализацию, дефицит мультилатерализма.

В стремлении придать «второе дыхание» интеграционным процессам Евросоюз выдвинул амбициозный план развития на период до 2050 г., включающий так называемую «зеленую сделку». В связи с этим соглашения между ЕС и Латинской Америкой становились не просто документами о свободной торговле, но включали ключевые пункты о достижении целей устойчивого развития и делали акцент на экологических вопросах (например, договор с МЕРКОСУР). Именно взаимодействие ЕС и ЛКА на этих направлениях рассматривалось в Брюсселе как путь к усовершенствованию условий евро-латиноамериканского сотрудничества в интересах зеленого, инклюзивного и устойчивого развития, перехода к новой более сбалансированной торговой политике и прогрессивной трансформации мирохозяйственной системы [Перспектива устойчивого ... , 2022].

Можно предположить, что в 2020-2021 гг. начался новый переходный этап межрегионального партнерства между ЕС и ЛКА [Тайар, 2020]. В период пандемии сохранился широкий диапазон межрегионального сотрудничества в рамках реализации общих экономических интересов. Среди них - сотрудничество в области здравоохранения, совместные попытки найти решение экологических и климатических проблем, инвестиции в возобновляемые источники энергии, защита системы многосторонней торговли, поиск синергии между торговой политикой и повесткой в области устойчивого развития на период до 2030 г.

При этом учитывался тот факт, что Евросоюз сохранял за собой статус ведущего инвестора и первого донора в рамках программ официальной помощи развитию (ОПР) в странах ЛКА. Так, в период 2014-2020 гг. по программам ОПР в адрес латиноамериканских стран было направлено 3,6 млрд евро. ЕС и его государства-члены регулярно оказывали поддержку в области здравоохранения, и в 2020 г. было принято решение немедленно переориентировать программы технического и финансового сотрудничества с ЛКА на борьбу с пандемией COVID-19, выделив в общей сложности 918 млн евро Европейской комиссией и еще 325 млн евро Европейским инвестиционным банком [La UE y América ..., 2020].

Опыт евро-латиноамериканского взаимодействия в период пандемии коронавируса показал, что в краткосрочной перспективе возможен сценарий возобновления диалога на межрегиональном уровне в режиме саммитов. Вероятно, акцент будет сделан на сотрудничестве в гуманитарной сфере и на оказании финансовой помощи со стороны ЕС наименее развитым странам ЛКА. В среднесрочной перспективе можно ожидать корректировки стратегических направлений в межрегиональных отношениях в соответствии с тенденциями мирового развития после пандемии и глобальными приоритетами в области Повестки устойчивого развития.

Торговые договоренности, трудности и перспективы

На характер европейско-латиноамериканских связей оказывают влияние торговые договоренности, действующие в рамках торговых соглашений, процесс достижения которых в последние два десятилетия проходил поэтапно как на двустороннем уровне (с Мексикой, Чили, Колумбией, Перу, Эквадором), так и с субрегиональными блоками ЛКА: Центральноамериканским общим рынком (ЦАОР) и КАРИФОРУМ (включая КАРИКОМ и Доминиканскую Республику). Сближению ЕС с МЕРКОСУР на протяжении двух десятилетий мешали, в первую очередь, разногласия в сфере экспорта южноамериканской агропромышленной продукции.

Важно, что на саммите «двадцатки» G-20 в Осаке в июне 2019 г. завершились затяжные переговоры между ЕС и МЕРКОСУР и бы-

ло достигнуто соглашение, которое тем не менее вступит в силу только после одобрения парламентами всех стран-участниц. В сближении с ЕС и в либерализации торговли объективно заинтересованы крупные страны МЕРКОСУР - Аргентина и Бразилия. Однако, как отмечают испанские эксперты, существующие противоречия между Аргентиной и Бразилией и сближение Буэнос-Айреса с Мексикой усиливает фрагментацию в МЕРКОСУР и мешает выработке единой позиции стран - участниц этого объединения, что снижает их переговорные возможности [España en el mundo ..., 2020].

По имеющимся оценкам, настало время, когда Евросоюзу необходимо усилить свое экономическое присутствие в латиноамериканском регионе, и договор с МЕРКОСУР потенциально мог бы этому способствовать. Не случайно, вступив в должность верховного представителя Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности (1 декабря 2019 г.), испанец Жозеп Боррель призвал европейцев уделять больше внимания Латинской Америке и подчеркнул, что поддержка региона в обеспечении экологического, цифрового, устойчивого и инклюзивного развития отвечает европейским интересам. Кроме того, в Европейской комиссии и в Совете Европы отмечалось, что соглашение Евросоюз - МЕРКОСУР имеет важное геополитическое значение: оно может помочь обоим регионам лучше реагировать на последствия конфронтации между США и Китаем, в условиях которой ЕС и ЛКА рискуют оказаться в подчиненном экономическом положении [Borrell, 2020].

В то же время очевидны выгоды для латиноамериканских государств. В случае ратификации торгового соглашения с ЕС страны МЕРКОСУР получат больше возможностей для подключения к новым технологиям и глобальным цепочкам создания стоимости, что может привести к улучшению условий включения этих государств в международное разделение труда и к модернизации их стратегий экономического роста. Кроме того, более глубокое участие в глобальных цепочках стоимости способно повысить степень интернационализации компаний из стран - участниц МЕРКОСУР [Тайар, 2007].

Однако осенью 2020 г. Европейский парламент принял решение (из-за поправки французской стороны) не ратифицировать договор с МЕРКОСУР в его нынешнем состоянии в связи с экологической политикой президента Бразилии Ж. Болсонару, которая противоречит обязательствам, зафиксированным в Парижском соглашении по климату. Договор с МЕРКОСУР содержит обязательную главу об устойчивом развитии, положения которой должны быть выполнены, поэтому в краткосрочной перспективе соглашение вряд ли может быть ратифицировано. Все больше европейских стран, среди которых Ирландия, Бельгия, Польша, Франция, Голландия, Австрия, высказываются против ратификации договора, отмечая, что Еврокомиссия в договоре слишком много уступила МЕРКОСУР в вопросах сельского хозяйства, а наблюдаемое обезлесение в Амазонии еще более усугубило ситуацию с ратификацией договора и добавило «масла в огонь».

Можно предположить, что процесс ратификации соглашения ЕС с МЕРКОСУР останется в повестке дня, будет длительным и непростым, поскольку сторонам придется досконально изучить «мелкий шрифт» этого документа. По сути, ратификация соглашения ставит на карту авторитет Евросоюза в латиноамериканском регионе. Это хорошо понимают европейские сторонники соглашения, которые отмечают, что сближение с МЕРКОСУР следует рассматривать как рычаг переключения моделей производства и потребления в целях экологического перехода обеих региональных интеграционных групп. Активную позицию в пользу соглашения занимает Испания. Так, председатель испанского правительства П. Санчес в диалоге с главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен в апреле 2021 г. подчеркнул стратегическое значение договора с МЕРКОСУР и предложил ускорить обновление действующих торговых соглашений ЕС с Мексикой и Чили.

Пока остается открытым вопрос, в каком направлении будет развиваться регионализм и интеграционные процессы в латиноамериканском регионе и какую роль в нем могут сыграть лидеры МЕРКОСУР - Бразилия и Аргентина, которые все же находятся на пути согласования совместной позиции по экономической ассоциации с Евросоюзом.

Динамика экономических связей

Несмотря на все сложности и противоречия, взаимодействие с Евросоюзом нередко воспринимается в латиноамериканском регионе как известный противовес американскому доминированию и занимает одно из приоритетных направлений во внешних экономических связях ЛКА. При этом динамика и характер торгового и экономического взаимодействия между ЕС и ЛКА во многом зависят от эволюции латиноамериканского регионализма, переживающего различные этапы своего развития [Тайар, 2021].

Торговля является важным связующим звеном в межрегиональных отношениях Евросоюза и Латинской Америки. В период с 2001 по 2019 г. торговый оборот между ЕС и ЛКА увеличился в 1,9 раза - с 118,35 млрд евро до 227,93 млрд евро. В отягощенный пандемией 2020 г. товарооборот составил 181,58 млрд евро, что ниже показателя 2019 г. на 20%. В период 2012-2020 гг. торговля характеризовалась положительным сальдо торгового баланса для ЕС (см. рис.). Основная причина - наращивание европейского экспорта в страны ЛКА при сокращении стоимости импорта латиноамериканских сырьевых товаров. Евросоюз является третьим по значимости торговым партнером латиноамериканского региона после США и Китая.

Основной характеристикой европейско-латиноамерикан-ской торговли является асимметричность в структуре экспортных и импортных поставок. Страны ЛКА продолжают импортировать из ЕС в основном промышленную продукцию, в то время как европейский импорт из ЛКА состоит в основном из сырьевых товаров и продуктов первичной обработки. В то же время возросло значение латиноамериканских стран-гигантов - Мексики и Бразилии, которые в значительной степени интегрированы во внутрифирменную торговлю и логистику движением промышленных товаров между ЛКА и ЕС.

I ^^ Сальдо торгового баланса Экспорт ЕС в ЛКА И Импорт ЕС из ЛКА

Рис. Внешняя торговля ЕС с ЛКА, 2001-2020 гг., млрд евро

Источник: составлено автором по данным Trade Map. - URL: www.trademap.org (дата обращения: 15.07.2021).

Другой характеристикой евро-латиноамериканской торговли является концентрация взаимных поставок на небольшой группе стран по обе стороны Атлантики. Всего на шесть стран региона, четыре из которых имеют договоры о зоне свободной торговли (ЗСТ) с ЕС, - Мексику, Бразилию, Чили, Аргентину, Колумбию и Перу - приходилось в 2020 г. 79% импорта и 81,5% экспорта в торговых потоках между Евросоюзом Латинской Америкой (см. табл. 2). Причем страны МЕРКОСУР заняли 37% в товарообороте ЕС с регионом. В то же время по итогам 2020 г. шесть европейских стран -Германия, Испания, Италия, Нидерланды, Франция, Бельгия -стали основными поставщиками и покупателями товаров из ЛКА, на них приходится свыше 80% взаимных экспортно-импортных поставок.

Особую роль ЕС играет в качестве инвестора в ЛКА с того времени, когда в конце 1990-х годов фирмы с участием европейского капитала приняли активное участие в процессах приватизации, осуществляемых в большинстве стран региона [Латинская Америка ..., 2020]. В 2017 г. прямые иностранные инвестиции (ПИИ) ЕС в ЛКА достигли уровня 784,6 млрд евро [Unión Europea ..., 2020]. В 2019 г. ЕС занимал лидирующие позиции в качестве

инвестора, оттуда поступило 55% ПИИ, полученных латиноамериканским регионом [La inversión extranjera ..., 2020]. Одновременно в последние годы наблюдалось развитие обратного феномена -рост инвестиций транснациональных латиноамериканских компаний, так называемых «мультилатинас» в странах ЕС, в особенности в Португалии и Испании [Тайар, 2016]. Однако, по оценке ЭКЛАК, пандемия негативно сказалась на инвестиционных потоках: в 2020 г. поступления прямых иностранных инвестиций в ЛКА снизились на 45-55% [La inversión extranjera ..., 2020].

Таблица 2

Внешняя торговля ЕС-27 с отдельными странами ЛКА в 2020 г.

(млрд евро)

Экспорт Импорт Товарооборот Торговый баланс

ЕС с ЛКА 93,42 88,16 181,58 5,26

ЕС с МЕРКОСУР 33,28 34,4 67,68 -1,12

в т.ч. по странам:

Бразилия 25,81 25,85 51,66 -0,04

Мексика 30,12 21,53 51,65 8,59

Аргентина 5,62 6,95 12,57 -1,33

Чили 7,28 6,14 13,42 1,14

Колумбия 4,42 3,82 8,24 0,6

Перу 2,85 5,42 8,27 -2,57

Панама 1,77 0,88 2,65 0,89

Эквадор 1,56 3,21 4,77 -1,65

Куба 1,42 0,35 1,77 1,07

Уругвай 1,27 1,20 2,47 0,07

Парагвай 0,58 0,40 0,98 0,18

Источник: составлено автором по данным Trade Map. - URL: www.trademap.org (дата обращения: 15.06.2021).

Сейчас речь идет о консолидации финансовых ресурсов, направленных на выход из кризиса, вызванного пандемией. Так, чилийский сенатор Хорхе Писарро, сопредседатель Евро-Латиноамериканской парламентской ассамблеи (EuroLat), заявил, что «нам нужны механизмы финансового сотрудничества, которые позво-

лят совместно и более солидарно решать проблемы, стоящие перед Латинской Америкой и Европейским союзом» [цит. по: Banchón, 2020]. В частности, такие финансовые учреждения, как Межамериканский банк развития (МАБР), Латиноамериканский банк развития и Центральноамериканский банк экономической интеграции (ЦБЭИ), призваны играть важную роль в финансировании инвестиций, необходимых для восстановления экономик ЛКА, остро необходимого после пандемии коронавируса. По всей видимости, финансирование экономического восстановления и роль международных организаций будут центральными в ходе европейско-латиноамериканского диалога. По оценке директора испанского фонда «Каролина» Хосе Антонио Санауха, необходимо признать в качестве императива процесс обновления межрегиональных отношений ЕС - ЛКА, а также использовать те возможности, которые открываются в новой региональной геополитике [Sanahuja, 2020].

Перспективные формы сотрудничества

В апреле 2019 г. Европейская комиссия совместно с Европейской службой внешних связей представили совместный доклад под названием «Европейский союз, Латинская Америка и Карибы: объединить силы для общего будущего», в котором выразили стратегический подход к отношениям между двумя регионами [Comunicación conjunta ..., 2019]. Новый подход ЕС к отношениям с ЛКА сконцентрировался на четырех инициативах:

- партнерство в интересах процветания с целью поддержки создания рабочих мест, сокращения социально-экономического неравенства, содействие экологическому переходу и углубление деловых отношений;

- сотрудничество в развитии демократии, направленное на укрепление системы уважения прав человека, расширение прав и возможностей гражданского общества, утверждение верховенства права и обеспечение эффективности и авторитета государственных учреждений;

- взаимодействие в целях содействия устойчивому развитию, адаптации к изменению климата, окружающей среде и биологи-

ческому разнообразию, борьба с неравенством, а также с организованной преступностью и углубление диалога и сотрудничества в области миграции и мобильности в целях предотвращения нелегальной иммиграции;

- партнерство в интересах эффективного глобального управления, обеспечивающего защиту окружающей среды, а также укрепление мира и безопасности и реализация Повестки устойчивого развития.

Можно сделать вывод, что официальная позиция ЕС в 2019 г. заключалась в следовании ряду принципов с упором на устойчивое развитие, базирующихся на прочной международной системе и соответствующем уровне экономической интеграции и межрегионального взаимодействия. Нынешний состав Еврокомиссии, избранный на период 2019-2024 гг., столкнулся с новыми вызовами, главным из которых стала пандемия коронавируса, что до известной степени снизило интерес к ЛКА. Но назначение испанца Жозепа Борреля на ключевой внешнеполитический пост породило определенные ожидания по сохранению преемственности европейского курса в отношении Латинской Америки на ближайшую перспективу.

В феврале 2021 г. Еврокомиссия определила свою торговую стратегию на ближайшие годы, которая опирается на стремление ЕС внести вклад в посткризисное восстановление экономики путем поддержки «зеленых» и цифровых преобразований с акцентом на укрепление многосторонности и реформирование правил глобальной торговли. При этом Еврокомиссия ставит устойчивость в центр своей новой торговой стратегии, поддерживая фундаментальное преобразование европейской экономики в климатически нейтральную. Отвечая на текущие вызовы, эта стратегия ставит во главу угла реформу ВТО, включая глобальные обязательства по торговле и климату, а также новые правила цифровой торговли для поддержки цифрового и климатического перехода [Commission sets ..., 2021]. Очевидно, новая торговая стратегия распространится и на торговые соглашения, заключенные между ЕС и ЛКА.

По оценке Анны Аюсо, исследователя Центра международных отношений Барселоны (СГООВ), Евросоюзу необходимо сделать качественный скачок в отношениях с Латинской Америкой, включив в межрегиональный диалог цели европейской «зеленой повестки» в соответствии с Целями устойчивого развития [Ау^о, 2021]. Представляется, что такой качественный переход в межрегиональном сотрудничестве сопряжен с решением ряда задач со стороны ЕС.

Во-первых, необходимо облегчить передачу технологий для преодоления латиноамериканской экстрактивистской экономической модели. В частности, в латиноамериканском энергетическом секторе европейские компании могут внести свой вклад в изменение существующей матрицы и инвестировать средства в возобновляемые источники энергии. Например, крупные запасы лития в регионе - это возможность для развития аккумуляторной промышленности.

Во-вторых, стратегическим сектором является автомобильная промышленность, которая нуждается в преобразованиях как в Европе, так и в Латинской Америке, что может быть достигнуто с помощью соглашений о технологическом сотрудничестве.

В-третьих, необходимо мобилизовать ресурсы для инвестиций в инфраструктуру, неудовлетворительное состояние которой -тормоз на пути экономического роста ЛКА.

В-четвертых, особое значение приобретают программы официальной помощи развитию (ОПР), охватывающие сферу устойчивого развития. Так, в соответствии с ЦУР европейская специализированная программа ЕиКОСЬ1МА+ является основным инструментом поддержки политики в области охраны окружающей среды и смягчения последствий изменения климата в ЛКА.

В-пятых, цифровизация - это еще одна возможность совершить технологический скачок, основанный на инновациях, и тем самым открыть новые возможности для межрегионального сотрудничества.

Безусловно, сотрудничество на указанных направлениях должно предусматривать целевое финансирование совместных проектов. Примером может служить прокладка волоконно-

оптического подводного кабеля проекта BELLA, соединяющего Португалию и Бразилию, а также наземные и подводные узлы связи ЕС и ЛКА. Важным направлением является включение аспектов устойчивого развития в соглашения о партнерстве, в частности с Мексикой, Чили и МЕРКОСУР.

Представляется, что в среднесрочной перспективе оба региона могут рассчитывать на созданную базу торговых соглашений, заключенных ЕС с отдельными латиноамериканскими странами и интеграционными блоками ЛКА. Возможно, будет сделан переход к более обоснованному и прагматичному подходу к регулированию торговли и к разработке торговых соглашений нового поколения. Такое взаимодействие может способствовать усилению конвергенции между механизмами экономической интеграции самого латиноамериканского региона. В свою очередь, торговые договора в среднесрочной перспективе должны быть адаптированы к глобальным цепочкам стоимости, экологическим требованиям и задачам цифровизации. А это послужит смещению акцентов с традиционных вопросов сотрудничества Евросоюза и Латинской Америки в сторону таких областей, как климат, услуги, цифровая торговля, защита интеллектуальной собственности [Perspectivas del comercio ..., 2021].

В заключение важно отметить, что Евросоюз в начале третьего десятилетия XXI в. находится на переходном этапе межрегионального партнерства и в поиске модели нового лидерства в латиноамериканском регионе. Дальнейшее сотрудничество латиноамериканских стран с ЕС способно стать для них источником технологий, ноу-хау и инвестиций. Скорее всего, Евросоюз сосредоточится на новых финансовых программах и инструментах сотрудничества с ЛКА на период 2021-2027 гг. В Евросоюзе растет понимание того, что те ниши в латиноамериканском регионе, где будет ослаблено присутствие ЕС, займет Китай и другие международные конкуренты. В частности, ЛКА предоставляет носителям европейского «зеленого курса» возможность расширять свое внешнее влияние.

Нельзя недооценивать устойчивость Евросоюза, его умение приспосабливаться к меняющимся условиям развития. Новый

формирующийся миропорядок побуждает Брюссель искать новые инструменты и механизмы решения стоящих перед объединением проблем. Нужно признать, что постпандемический мир внесет определенные коррективы в мирохозяйственные связи, что проявляется в краткосрочной перспективе, прежде всего в процессе восстановления после резкого снижения макроэкономических показателей по обе стороны Атлантики. В новых условиях в обозримом будущем возможно усиление фрагментации региональной интеграции и увеличение роли государства в национальной экономике. При этом на европейском и латиноамериканском треке возможно расширение гуманитарного сотрудничества между странами, в особенности в области здравоохранения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

Буторина О.В. Сужение Европейского союза и потенциал интеграции / / Современная Европа. - 2020. - № 2. - С. 20-32.

Европейский союз в мировом хозяйстве : проблемы конкурентоспособности / под общей ред. Е.С. Хесина. - Москва : ИМЭМО РАН, 2020. -317 с.

Латинская Америка в системе международных экономических отношений / отв. ред. Л.Н. Симонова. - Москва : ИЛА РАН, 2020. - 486 с.

Перспектива устойчивого развития. Апелляция к общемировым и латиноамериканским реалиям / под общей ред. В.М Давыдова. - Москва : Весь Мир, 2022. - 448 с.

Тайар В.М. Европейский союз и Латинская Америка : межрегиональное экономическое взаимодействие в XXI веке / / Актуальные проблемы Европы. - 2018. - № 3. - С. 23-43.

Тайар В.М. Евросоюз и Латинская Америка в контексте межрегионального взаимодействия // Современная Европа. - 2019. - № 4(90). -С. 16-26.

Тайар В.М. Евросоюз - Меркосур : стратегическое партнерство // Латинская Америка. - 2007. - № 5. - С. 28-36.

Тайар В.М. ЕС - Латинская Америка : переход на конструктивную модель сотрудничества / / Современная Европа. - 2020. - № 6(99). - С. 90100.

Тайар В.М. Латиноамериканский регионализм и торговые соглашения с Евросоюзом : опыт и подходы / / Вестник российского университета дружбы народов. Серия Экономика. - 2021. - Т. 29, № 2. - С. 413-425.

Тайар В.М. Трансатлантическое партнерство и Латинская Америка : возможности и риски / / Латинская Америка. - 2016. - № 6. - С. 18-29.

Яковлева Н.М., Яковлев П.П. Три волны системного кризиса в Латинской Америке / / Латинская Америка. - 2020. - № 10. - С. 6-20.

Ayuso A. Claves para reactivar la asociación UE - CELAC y encauzar la globalización del futuro / / CIDOB notes internacionals / Barcelona centre for international affairs (CIDOB). - 2021. - N 247, marzo. - URL: https://www.cidob.org/publicaciones/ serie_de_publicacion/ notes_internacio nals_cidob/247/claves_para_reactivar_la_asociacion_ue_celac_y_encauzar_la_ globalizacion_del_futuro (date of access: 22.05.2022).

Banchón M. Finanzas y vacunas : o Europa coopera con Latinoamérica, o todo irá peor // Deutsche Welle. - 2020. - 06.11. - URL: https://www. dw.com/es/finanzas-y-vacunas-o-europa-coopera-con-latinoamérica-o-todo-irá-peor/a-55512751 (date of access: 22.05.2022).

Borrell J. América Latina - Europa : la «otra» relacion transatlántica / / Servicio europeo de Acción Exterior. - 2020. - 19.10. - URL: https://www. eeas.europa.eu/ eeas/américa-latina-europa-la-«otra»-relación-transatlántica_es (date of access: 22.05.2022).

Commission sets course for an open, sustainable and assertive EU trade policy / European Commission. - 2021. - 18.02. - URL: https://ec.europa.eu/ commission/presscorner/detail/ en/ip_21_644 (date of access: 22.05.2022).

Comunicación conjunta al Parlamento Europeo y al Consejo. La Unión Europea, América Latina y el Caribe : aunar fuerzas para un futuro común / EEAS. - Brussels, 2019. - Abril. - 19 p. - URL: https://eeas.europa.eu/sites/ default/files/2_es_with_banner.pdf (date of access: 22.05.2022).

España en el mundo en 2020 : perspectivas y desafíos para el año del coronavirus / / Elcano Policy Paper / Molina I. (coord.) ; Real Instituto Elcano. -Madrid, 2020. - Marzo. - URL: https://www.realinstitutoelcano.org/policy-paper/espana-en-el-mundo-en-2020-perspectivas-y-desafios-para-el-ano-del-co ronavirus/ (date of access: 22.05.2022).

La inversión extranjera directa en América Latina y el Caribe 2020 / CEPAL. - Santiago, 2020. - 198 p.

La UE y América Latina y el Caribe : aunar esfuerzos frente a la COVID-19 / EEAS. - 2020. - 24.04. - URL: https://www.eeas.europa.eu/eeas/la-ue-y-américa-latina-y-el-caribe-aunar-esfuerzos-frente-la-covid-19_ru (date of access: 22.05.2022).

Perspectivas del comercio internacional de América Latina y el Caribe 2021 / CEPAL. - Santiago, 2021. - 218 p.

Sanahuja J.A. América Latina, el Caribe y la Unión Europea en 2020 : perspectivas y oportunidades // FIIAPP. - 2020. - 09.01. - URL:

https://www.fiiapp.org/america-latina-el-caribe-y-la-union-europea-en-2020-perspectivas-y-oportunidades/ (date of access: 22.05.2022).

Unión Europea y América Latina : una asociación estratégica para los desafíos globales / Casanueva H. (coord.). - Madrid ; Barcelona ; Buenos Aires ; Sao Paulo : Marcial Pons ed., 2020. - 136 p.

DOI: 10.312249/ape/2022.03.02

© Tayar V.M. \ 2022 European Union and Latin America: the main forms and trends of interregional cooperation

Abstract. The article observes the evolution of bi-regional cooperation between the EU and Latin-Caribbean America (LCA). The author pays special attention to the obstacles that impede the interregional interaction in recent years. Some other difficulties and prospects in concluding new bi-regional agreements, including «EU-MERCOSUR» Treaty are analyzed. Also, the dynamics of economic cooperation during the first two decades of the 21 st century are traced. The article focuses on the specific characters of mutual foreign trade during the pandemic period. At the same time the author explores the promising forms of interregional «EU-LCA» interaction in the near future. The article shows that during the pandemic a wide range of interregional communication remained within the framework of common economic interests, among them the cooperation in the healthcare, in solving climate problems, investing in renewable energy sources, in protection of the multilateral trade system and searching synergies between the trade policy and the global Agenda 2030. The inclusion of challenges of sustainable development is the important task for partnership agreements with Mexico, Chile, and MERCOSUR - EU format. The European Union remains its status of a leading investor and the donor in the framework of official development assistance (ODA) programs for LCA countries. The author concludes that the post-pandemic period will be characterized by the certain adjustments in the

1 Tayar Violetta Makariosovna - Ph.D. in Economic Sciences, Deputy Director of Institute of Latin American Studies RAS, Head of the Center for Iberian Studies ILA RAS (vtayar@mail.ru).

global economic relations in a short-term perspective, especially in the recovery process from a sharp decline in the macroeconomic indicators on both sides of the Atlantic. Under the new conditions, the fragmentation of regional integration may intensify in the foreseeable future, and the role of the state in national economies may increase. At the same time, in the European and Latin American directions there may be an expansion of humanitarian ties between countries.

Keywords: Latin America, European Union, interregional cooperation, trade and economic relations, MERCOSUR, sustainable development.

References

Ayuso A. (2021). Claves para reactivar la asociación UE - CELAC y encauzar la globalización del futuro // CIDOB notes internacionals / Barcelona centre for international affairs (CIDOB). - N 247, marzo. - URL: https://www.cidob.org/publicaciones/serie_de_publicacion/notes_internacio nals_cidob /247/claves_para_reactivar_la_asociacion_ue_celac_y_encauzar_la_ globalizacion_del_futuro (date of access: 22.05.2022).

Banchón M. (2020). Finanzas y vacunas : o Europa coopera con Latinoamérica, o todo irá peor // Deutsche Welle. - 06.11. - URL: https://www.dw.com/es/finanzas-y-vacunas-o-europa-coopera-con-latino américa-o-todo-irá-peor/a-55512751 (date of access: 22.05.2022).

Borrell J. (2020). América Latina - Europa : la «otra» relacion transatlántica // Servicio europeo de Acción Exterior. - 19.10. - URL: https://www.eeas.europa.eu/eeas/américa-latina-europa-la-«otra»-relación-transatlántica_es (date of access: 22.05.2022).

Butorina O.V. (2020). The shrinking of the European Union and its integration capability [Suzhenie Evropejskogo sojuza i potencial integracii] // Contemporary Europe. - N 2. - P. 20-32.

Commission sets course for an open, sustainable and assertive EU trade policy. (2021) / European Commission. - 18.02. - URL: https://ec.europa.eu/ commission/presscorner/detail/ en/ip_21_644 (date of access: 22.05.2022).

Comunicación conjunta al Parlamento Europeo y al Consejo. La Unión Europea, América Latina y el Caribe : aunar fuerzas para un futuro común. (2019) / EEAS. - Brussels. - Abril. - 19 p. - URL: https://eeas.europa.eu/ sites/ default/files/2_es_with_banner.pdf (date of access: 22.05.2022).

España en el mundo en 2020 : perspectivas y desafíos para el año del coronavirus. (2020) / / Elcano Policy Paper / Molina I. (coord.) ; Real Instituto Elcano. - Madrid. - Marzo. - URL: https://www.realinstitutoelcano.org/ policy-paper/espana-en-el-mundo-en-2020-perspectivas-y-desafios-para-el-ano-del-coronavirus/ (date of access: 22.05.2022).

La inversión extranjera directa en América Latina y el Caribe 2020. (2020) / CEPAL. - Santiago. - 198 p.

Latin America in international economic relations. (2020) [Latinskaja Amerika v sisteme mezhdunarodnyh jekonomicheskih otnoshenij] / Simonova L.N. (ed.). - Moscow : ILA RAN. - 486 p.

La UE y América Latina y el Caribe : aunar esfuerzos frente a la COVID-19. (2020) / EEAS. - 24.04. - URL: https://www.eeas.europa.eu/eeas/la-ue-y-américa-latina-y-el-caribe-aunar-esfuerzos-frente-la-covid-19_ru (date of access: 22.05.2022).

Perspectivas del comercio internacional de América Latina y el Caribe 2021. (2021) / CEPAL. - Santiago. - 218 p.

Perspective of sustainable development. Appeal to global and Latin American realities. (2022) [Perspektiva ustoichivogo razvitiya. Apellyatsiya k obshchemirovym i latinoamerikanskim realiyam] / V.M. Davydov (ed.). - Moscow : «Ves Mir», 2022. - 448 p.

Sanahuja J.A. (2020). América Latina, el Caribe y la Unión Europea en 2020 : perspectivas y oportunidades // FIIAPP. - 09.01. - URL: https://www.fiiapp.org/america-latina-el-caribe-y-la-union-europea-en-2020-perspectivas-y-oportunidades/ (date of access: 22.05.2022).

Tayar V.M. (2020). EU - Latin America : transition to a constructive model of cooperation [ES - Latinskaja Amerika: perehod na konstruktivnuju model' sotrudnichestva] // Contemporary Europe. - N 6 (99). - P. 90-100.

Tayar V.M. (2007). EU - Mercosur : strategic partnership [Evrosojuz-Merkosur: strategicheskoe partnerstvo] // Latin America. - N 5. - P. 28-36.

Tayar V.M. (2018). European Union and Latin America : interregional economic cooperation in the XXI century [Evropejskij Sojuz i Latinskaja Amerika : mezhregional'noe jekonomicheskoe vzaimodejstvie v XXI veke] // Current problems of Europe. - N 3. - P. 23-43.

Tayar V.M. (2019). European Union and Latin America in the context of interregional cooperation [Evrosojuz i Latinskaja Amerika v kontekste mezhre-gional'nogo vzaimodejstvija] // Contemporary Europe. - N 4 (90). - P. 16-26.

Tayar V.M. (2021). Latin American regionalism and trade agreements with the European Union : experience and approaches [Latinoamerikanskij regionalizm i torgovye soglashenija s Evrosojuzom: opyt i podhody] // RUDN j. of economics. - Vol. 29, N 2. - P. 413-425.

Tayar V.M. (2016). Transatlantic partnership and Latin America : opportunities and risks [Transatlanticheskoe partnerstvo i Latinskaja Amerika : vozmozhnosti i riski] // Latin America. - N 6. - P. 18-29.

The European Union in the world economy : competitiveness issues. (2020) [Evropejskij sojuz v mirovom hozjajstve : problemy konkurentosposobnosti] / E.S. Khesin (ed.). - Moscow : IMEMO. - 317 p.

Unión Europea y América Latina : una asociación estratégica para los desafíos globales. (2020) / Casanueva H. (coord.). - Madrid, Barcelona, Buenos Aires, Sao Paulo : Marcial Pons ed. - 136 p.

Yakovleva N.M., Yakovlev P.P. (2020). Three waves of systemic crisis in Latin America [Tri' volny sistemnogo krizisa v Latinskoj Amerike] // Latin America. - N 10. - P. 6-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.