Научная статья на тему 'ЕС - ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА: ПЕРЕХОД НА КОНСТРУКТИВНУЮ МОДЕЛЬ СОТРУДНИЧЕСТВА'

ЕС - ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА: ПЕРЕХОД НА КОНСТРУКТИВНУЮ МОДЕЛЬ СОТРУДНИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
702
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЕВРОСОЮЗ / ЛАТИНО-КАРИБСКАЯ АМЕРИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / МЕРКОСУР / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / EUROPEAN UNION / LATIN-CARIBBEAN AMERICA / REGIONAL INTEGRATION / EU-MERCOSUR TRADE AGREEMENT / SUSTAINABLE DEVELOPMENT GOALS 2030

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тайар Виолетта Макариосовна

В статье проанализированы перспективные формы межрегионального сотрудничества между Евросоюзом и странами Латино-Карибской Америки (ЛКА). Рассмотрены изменения в региональной интеграции по обе стороны Атлантики, уделено внимание геоэкономическим и геостратегическим интересам сторон при заключении договора между ЕС и Меркосур. Сделан вывод, что Евросоюзу необходим обновленный подход в построении конструктивного диалога с Латинской Америкой. В связи с этим перспективной формой сотрудничества стало совместное следование Целям устойчивого развития на период до 2030 г. В статье показано, что важной составляющей диалога со стороны ЕС является официальная помощь развитию и экологические программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EU-LATIN AMERICA: TOWARDS A CONSTRUCTIVE MODEL OF PARTNERSHIP

The article deals with the future-oriented forms in the bi-regional partnership between the European Union and Latin America and the Caribbean (LAC). The author analyses changes in the cooperation on both sides of the Atlantic Ocean with special attention to the geo-economic and geo-strategic interests of the parties due to the signing of the EU-Mercosur Trade Agreement. The author holds that the EU currently needs a renewed approach to its dialogue with the LAC. In this regard a promising form of cooperation is the joint implementation of the Sustainable Development Goals (agenda 2030). The author argues that the official development assistance and environmental programmes might be an important component of a constructive EU-LAC partnership. The EU currently implements a wide range of initiatives in sustainable development. Thus, the members of European Union seek to move forward to a new pattern of reproduction in the world economic system, based on the SDG agenda, both within the EU and in the interregional North-South cooperation. In this context, the significance of the EU and the LAC interaction in three dimensions of sustainable development - economic, social and ecological - is growing.

Текст научной работы на тему «ЕС - ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА: ПЕРЕХОД НА КОНСТРУКТИВНУЮ МОДЕЛЬ СОТРУДНИЧЕСТВА»

Современная Европа, 2020, № 6, с. 90-100

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ - ЛА ТИНСКАЯ АМЕРИКА

УДК 339.9, 327 Виолетта ТАЙАР

ЕС - ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА: ПЕРЕХОД НА КОНСТРУКТИВНУЮ МОДЕЛЬ СОТРУДНИЧЕСТВА

Статья поступила в редакцию 14.09.2020

Аннотация. В статье проанализированы перспективные формы межрегионального сотрудничества между Евросоюзом и странами Латино-Карибской Америки (ЛКА). Рассмотрены изменения в региональной интеграции по обе стороны Атлантики, уделено внимание геоэкономическим и геостратегическим интересам сторон при заключении договора между ЕС и Меркосур. Сделан вывод, что Евросоюзу необходим обновленный подход в построении конструктивного диалога с Латинской Америкой. В связи с этим перспективной формой сотрудничества стало совместное следование Целям устойчивого развития на период до 2030 г. В статье показано, что важной составляющей диалога со стороны ЕС является официальная помощь развитию и экологические программы.

Ключевые слова: Евросоюз, Латино-Карибская Америка, региональная интеграция, Меркосур, устойчивое развитие.

Переживая внутреннюю трансформацию и фактор брекзита, Евросоюз нуждается в новой повестке дня в диалоге со своими внешними партнерами. Изменен характер трансатлантических связей: переход к торговым войнам и протекционизму со стороны администрации Д. Трампа может привести к корректировке стратегии ЕС на трансатлантическом направлении, на котором есть перспективные ниши для европейского бизнеса и капитала именно в латиноамериканском регионе. Этому может способствовать ратификация договора о свободной торговле между ЕС и Меркосур. На международном уровне сотрудничество между ЕС и Латино-Карибской Америкой (ЛКА) стало углубляться благодаря Парижскому соглашению по климату и соглашению о Целях устойчивого развития (ЦУР) ООН.

Диалог в области устойчивого развития становится важным звеном в контексте межрегионального взаимодействия по линии Север-Юг между ЕС и ЛКА. По

© Тайар Виолетта Макариосовна - к.э.н., заместитель директора Института Латинской Америки РАН. Адрес: 115035, Россия, Москва, ул. Б. Ордынка, д. 21/16. E-mail: [email protected] DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope6202090100

оценкам зарубежных экспертов, такое сотрудничество, помимо содействия в достижении национальных целей, должно содействовать глобальному партнерству в рамках 17 ЦУР повестки 2030, включая договоренности экономического характера [Ayuso, 2019]. Для этого необходим новый подход к сотрудничеству посредством диалога на различных уровнях (локальном, национальном и международном) с образованием мультисекторальных альянсов, которые объединили бы государственный и частный сектор, а также гражданское общество [Ayuso, 2019: 69].

Метаморфозы региональной интеграции по обе стороны Атлантики

Пространственную организацию хозяйственной деятельности по обе стороны Атлантики характеризуют глобализация и фрагментация. Первый процесс определяют рост взаимозависимости и интернационализация финансового капитала и производства, деятельность ТНК, формирование трансграничных цепочек создания добавленной стоимости и пр. Второй процесс воплощен в различных формах интеграции, особенно в латиноамериканском регионе, что во многом отличает его от европейской интеграционной модели.

С одной стороны, в преддверии третьего десятилетия XXI века объединенная Европа столкнулась с трансформацией и рядом вызовов структурного и институционального характера [Громыко, Фёдоров, 2019]. Брекзит умеренно повлиял на позиции ЕС в мировой торговле, а также лишил Евросоюз примерно пятой части своего сегмента на глобальном рынке прямых зарубежных капиталовложений [Буто-рина, 2020]. При этом Брюссель вступил в новое десятилетие с четким видением своего развития до 2050 г. Речь идет прежде всего о европейской «зеленой сделке» [European Commission, 2019].

С другой стороны, Латинская Америка вступила в фазу торможения региональных процессов. Экономическое пространство ЛКА фрагментировано, отдельные субрегиональные интеграционные союзы пока не способны преодолеть внутренние центробежные силы и внешние воздействия. Поэтому ключевая задача в развитии региона на перспективу - придать новый импульс интеграционным процессам [Peña, 2020], обеспечить рост взаимодействия существующих интеграционных объединений и соединить усилия по созданию общего латиноамериканского рынка товаров, услуг и капиталов [Яковлев, 2017].

Особое значение приобретают взаимовыгодные связи стран ЛКА с их внешними партнерами. Надо отметить, что 2019 г. стал знаковым для взаимоотношения региона с ЕС. Исполнилось двадцать лет межрегиональному уровню взаимодействия, который стартовал в июне 1999 г. в Рио-де-Жанейро в формате регулярных саммитов глав государств ЕС и ЛКА, которые проводились на постоянной основе раз в два года. Начиная с 2013 г. межрегиональный диалог приобрел новый формат саммитов между ЕС и СЕЛАК, объединяющих все страны ЛКА. Всего было проведено восемь саммитов - последний прошел в Брюсселе в 2015 г. Можно сделать вывод, что в отношениях со своими партнерами в ЛКА Евросоюз использует важный уровень в системе международных отношений - межрегионализм или интеррегионализм. Европейский интеррегионализм многоуровневый и подразумевает двустороннее сотрудничество, сотрудничество между интеграционными объединениями и межрегиональный диалог в режиме саммитов. Однако на межрегиональ-

ной переговорной площадке наблюдается заметное торможение: очередной саммит в формате ЕС-СЕЛАК в 2017 г. так и не состоялся и был перенесен на неопределенный срок из-за экономического и политического кризиса в Венесуэле и в связи с неоднозначной позицией по этому вопросу в обоих регионах. В июле 2018 г. министры иностранных дел ЕС и СЕЛАК встретились в Брюсселе для обсуждения вопросов в сфере миграции, изменения климата, устойчивого развития и интеграции, а также вопросов торговой политики и инвестиций. Такая встреча под председательством высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерики Могерини и министра иностранных дел Сальвадора Карлоса Ка-станеды продемонстрировала готовность сторон вновь подтвердить важность сходства интересов ЛКА и ЕС на международной арене. Надо отметить, что испанец Жозеп Боррель, новый высокий представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности и новый состав Еврокомиссии намерены возобновить проведение саммитов в формате ЕС-СЕЛАК, чтобы восстановить политический диалог на межрегиональном уровне [Casanueva, 2020]. Вступив в должность, Боррель призвал европейцев уделять больше внимания Латинской Америке [Borrell, 2019].

При упоминании «межрегионализма» нельзя обойти стороной развитие регионализма. Как показывает анализ, эволюция концепций регионализма в Латинской Америке (переход от открытого к постлиберальному регионализму и конец постлиберального) во многом определяет динамику и характер межрегионального взаимодействия между ЕС и ЛКА [Тайар, 2019]. Регионализм в Латинской Америке стал приобретать ряд новых характеристик: наметился кризис в региональных организациях (УНАСУР, АЛБА); поляризация в СЕЛАК; создание альтернативного блока ПРОСУР - Форума за прогресс Южной Америки (Foro para el Progreso de América del Sur, PROSUR); укрепление тех, кто связан с гегемонией США (Организация американских государств, Тихоокеанский альянс). Кроме того, в последние годы происходит процесс внешнеполитической перестройки латиноамериканского региона (сотрудничество Колумбии с НАТО, усиление давления на Венесуэлу и ее блокада, смена внутриполитического курса в Аргентине и финансовый кризис в этой стране, новый политический курс в Бразилии при Ж. Болсонару, приостановление участия Бразилии в СЕЛАК и УНАСУР). Пока это говорит о стагнации региональных интеграционных процессов в Латинской Америке и их фрагментации.

Соглашение с МЕРКОСУР: геоэкономические интересы

Важно отметить: хотя латиноамериканский регион сегодня не занимает первые строчки в экономических приоритетах ЕС, можно констатировать, что в новой геополитической обстановке Союз стремится сохранить свои позиции в регионе, а точнее в Южной Америке. В свою очередь, латиноамериканские страны заинтересованы в развитии сотрудничества с Евросоюзом как важным рынком сбыта в целях диверсификации своих экономических и политических связей [Тайар, 2016].

По данным Евростата, доля стран ЛКА в общем объеме внешнеторговых операций ЕС в 2019 г. составляла всего лишь 5,3%. В экспортных поставках ЕС доля ЛКА составляет 5,9%, а в импортных - 4,8%. За десятилетний период - с 2009 г. по 2019 г. - стоимость экспортных поставок ЕС в ЛКА увеличилась на 87,2%, а евро-

пейский импорт из региона возрос на 36,9%. При этом 38% торгового оборота ЕС с ЛКА приходится на страны Меркосур (см. таблицу 1).

Таблица 1.

Внешняя торговля ЕС-28 с МЕРКОСУР (млрд евро)

2009 2016 2017 2018 2019 2019/2009 %

Экспорт

ЕС всего* 1094,35 1745,28 1878,57 1958,12 2039,13 +86,3

ЕС в ЛКА 63,92 106,33 114,53 118,37 119,66 +87,2

ЕС в Меркосур 27,26 41,63 45,31 45,01 44,06 +61,6

В том числе:

Бразилия 21,58 30,95 32,19 33,56 34,46 +59,7

Аргентина 4,77 8,49 9,89 9,33 7,51 +57,4

Парагвай 0,23 0,57 0,68 0,69 0,64 +178

Уругвай 0,68 1,62 1,55 1,43 1,45 +113

Импорт

ЕС всего* 1236,47 1706,61 1854,27 1980,23 2053,59 +66,1

ЕС из ЛКА 72,17 90,93 98,59 101,0 98,81 +36,9

ЕС из Меркосур 35,55 40,63 42,0 42,57 39,51 +11,1

В том числе:

Бразилия 26,06 29,67 31,16 31,75 29,46 +13

Аргентина 8,21 8,22 8,18 8,39 7,82 -4,8

Парагвай 0,36 1,21 1,15 0,74 0,58 +61,1

Уругвай 0,92 1,53 1,51 1,69 1,65 +79,3

* - внерегиональная торговля ЕС-28.

Источник: составлено автором на основе данных EUROSTAT. Extra-EU trade by partner. URL: https://appsso.eurostat.ec.europa.eu/nui/submitViewTableAction.do (дата обращения: 01.09.2020).

Важный фактор, способный в краткосрочной перспективе влиять на построение трансатлантического моста, - торговые договоренности между ЛКА и ЕС, которые интенсифицировались в качестве ответа на протекционистскую политику Д. Трампа. Евросоюз участвует в соглашениях о сотрудничестве с большинством стран латиноамериканского региона. Важно, что на саммите G20 в Осаке в июне 2019 г. завершились затяжные переговоры между ЕС и Меркосур, и было достигнуто соглашение, которое вступит в силу после одобрения парламентами всех стран-участниц [Тайар, 2019: 24]. Соглашение стало прежде всего политическим решением сторон при активном участии Испании и Аргентины. Такое решение было важно принять на фоне предстоящих новых выборов в Европарламент, до ухода с поста высокого представителя по иностранным делам Ф. Могерини и до президентских осенних выборов в Аргентине. При этом процесс ратификации этого соглашения будет длительным и непростым. При ратификации договора с Меркосур в стороне от еврола-тиноамериканских экономических связей останутся только Боливия, Куба и Венесуэла. В сближении с ЕС и в либерализации торговли заинтересованы крупные страны Меркосур - Аргентина и Бразилия. Однако конвергенция между Аргентиной и Мексикой и их дистанцирование от Бразилии усиливает фрагментацию в Южноамериканском союзе [Molina, 2020]. Многое будет зависеть от готовности

Бразилии договариваться с Евросоюзом либо на межрегиональном, либо на двустороннем уровне. Не исключено реформирование Меркосур и придание ему большей гибкости в ведении двусторонних торговых переговоров с третьими странами.

Его стратегическая значимость для европейской экономики очевидна: из этого объединения продолжает поступать 40% продукции, импортируемой ЕС из стран ЛКА. Начиная с 2012 г. отрицательные значения торгового баланса Европейского союза с Меркосур сменились на положительные. Основной торговый партнер ЕС -Бразилия. Ее доля в 2019 г. составила 78% в экспорте и 75% в импорте ЕС из этого объединения. На Аргентину же приходится 17% в экспорте и 20% в импорте Евросоюза из стран общего рынка. Крупнейшими статьями экспорта в ЕС в 2019 г. была сельскохозяйственная продукция: продовольствие, напитки и табак (21,2%), овощи, соя и кофе (17,4%), а также мясо и другие продукты животного происхождения (6,5%). Экспорт ЕС в Меркосур включает автомобили (28,6% от общего объема экспорта), транспортное оборудование (12,7%), химикаты и фармацевтическую продукцию (24,2%). Одним из важных факторов, замедляющих процесс сближения между двумя региональными объединениями, является сохраняющаяся долгое время асимметричность в структуре экспортных и импортных поставок [Тайар, 2019].

В случае ратификации торгового соглашения с Брюсселем страны Меркосур получат больше возможностей для подключения к новым технологиям и глобальным цепочкам создания стоимости, что может привести к пересмотру модели участия стран-членов Южноамериканского союза в международном разделении труда и к корректировке стратегий экономического роста. Так, участие в глобальных цепочках стоимости может повысить степень интернационализации компаний из стран общего рынка. Повышается роль крупных латиноамериканских транснациональных компаний («мультилатинас»), и уже заметен рост объема их инвестиций в странах ЕС.

Как отмечает немецкий исследователь Д. Нольте, Меркосур нуждается во внешней привязке к ЕС, в противном случае существует повышенный риск дезинтеграции этого южноамериканского блока [Un acuerdo..., 2020]. Соглашение также сбалансирует влияние Китая, который является важным торговым партнером Ме-рокосур, основным покупателем его сырья, поставщиком промышленной продукции, конкурирующей с национальными производителями в странах Южной Америки. Кроме того, соглашение позволит ЕС заявить о себе геоэкономически в условиях конкуренции в этом регионе с США и Китаем, а также способствует расширению и углублению связей в сфере охраны окружающей среды, содействует применению европейских экологических стандартов для продуктов, экспортируемых в ЕС [Nolte, 2019]. Кроме торговых договоренностей, закреплены обязательства стран Меркосур следовать Парижскому соглашению по климату. Так, в августе 2019 г. внимание мировой общественности и политиков было приковано к лесным пожарам в тропических лесах бразильской Амазонии. Серьезная критика тогда звучала в адрес президента Бразилии Ж. Болсонару со стороны французского лидера Э. Макрона, который указывал, что Бразилия не выполняет своих климатических обязательств, и это фактически поставило под удар договоренности, достигнутые между ЕС и Меркосур [Macron..., 2020].

По мнению аналитиков, в краткосрочной перспективе важным фактором в трансатлантических отношениях станет санитарный, экономический, социальный кризис, вызванный коронавирусом, который внесет свои коррективы в международные отношения и глобализацию [Olivié, Gracia, 2020]. Власти Аргентины в апреле 2020 г. решили приостановить свое членство в переговорах Меркосур с третьими странами о создании новых зон свободной торговли, мотивируя это тем, что сейчас не время открывать экономику в связи с кризисом, вызванным пандемией COVID-19 [Argentina..., 2020].

Нужно признать, что постпандемический мир внесет определенные коррективы в мирохозяйственные связи, что проявится в краткосрочной перспективе прежде всего в резком снижении макроэкономических показателей по обе стороны Атлантики. В новых условиях в обозримом будущем могут проявиться тенденции отказа основных игроков от глобализации, все отчетливее может стать стремление отдельных стран к импортозамещению и их возврат к протекционизму, возможно усиление фрагментации региональной интеграции и увеличение роли государства в национальной экономике.

Сотрудничество на пути к устойчивому развитию

Начиная с 2015 г., в связи с апробацией на платформе ООН Парижского соглашения по климату и Повестки устойчивого развития на период до 2030 г. («Повест-ка-2030»), тематика «устойчивого развития» стала более широко интегрироваться в проблематику международных отношений. Она стала своего рода общим знаменателем для политически разнородных сил и режимов и у нее есть шанс стать стержнем международных связей [Давыдов, 2020: 12].

ЕС нужен обновленный подход в построении конструктивного диалога с ЛКА, и в этом направлении уже делаются определенные шаги. В апреле 2019 г., спустя десять лет после принятия последней стратегии ЕС по латиноамериканскому региону, в Брюсселе была представлена новая стратегия, приоритетами которой стали устойчивые рост и развитие, а также укрепление демократии [Mogherini, 2019].

В докладе высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ф. Могерини «Объединяя усилия для общего будущего» сказано, что Латинскую Америку и Европу связывают тесные социальные, культурные и экономические связи, опыт совместной работы во имя мира и процветания, оба региона разделяют приверженность к многостороннему сотрудничеству. Новая стратегия, разработанная Ф. Могерини и Еврокомиссией, констатирует, что межрегиональное взаимодействие должно концентрироваться на четырех приоритетных направлениях. Во-первых, на обеспечении экономического процветания через поддержание устойчивого роста и соответствующей занятости, сокращении социального и экономического неравенства, возможности перехода к цифровой экономике, «зеленой» экономике и развитии торговых связей и инвестиций. Во-вторых, Евросоюз выступает в защиту демократии, за укрепление международного режима защиты прав человека и гражданского общества, за консолидацию правового государства, за обеспечение гарантий чистоты выборов и за эффективность государственных институтов. В-третьих, в своей новой стратегии ЕС выступает за улучшение устойчивости перед климатическими изменениями, за принятие срочных мер по борьбе с

изменением климата, призывает совместно со странами ЛКА бороться против неравенства, против организованной преступности и углублять диалог и сотрудничество в сфере миграции. В-четвертых, Брюссель призывает ЛКА к объединению в деле укрепления средств достижения ЦУР и активизации работы механизмов глобального регулирования в интересах устойчивого развития и «Повестки-2030». В новой стратегии ЕС подчеркивается, что борьба с неравенством и построение модели устойчивого развития являются серьезными вызовами. Торговые соглашения, по которым ЕС и ЛКА ведут переговоры, - не просто договоры о свободной торговле, они включают механизмы защиты прав трудящихся, здоровья граждан и защищают традиционные сектора экономик. ЕС не только международный инвестор в регионе, он - важный актор, который систематически инвестирует в «зеленую» экономику, в цифровизацию, в создание новых рабочих мест. Таким образом, новая стратегия ЕС в отношении ЛКА содержит серию конкретных предложений для устойчивого развития латино-карибских стран - от инвестиций в возобновляемые источники энергии до сотрудничества между университетами и исследовательскими институтами в наиболее передовых секторах экономик. В новой стратегии ЕС заложен интерес не только к усилению торгового сотрудничества с ЛКА, но также к кооперации на международном политическом поле.

В декабре 2019 г. председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен представила свою стратегию развития ЕС под названием «Европейский зеленый курс», предполагающую сокращение вредных выбросов в атмосферу одновременно с созданием новых рабочих мест и повышением качества жизни. В рамках «зеленого курса» Брюссель планирует инвестировать в чистую энергетику, стимулируя при этом развитие экономики замкнутого цикла и сохраняя биологическое разнообразие европейской природы [European Commission, 2019].

В докладе ЮНКТАД о финансировании «глобального зеленого курса» сказано, что «Повестка-2030» влечет за собой беспрецедентные потребности в инвестициях, особенно в развивающихся странах [UNCTAD, 2019]. При этом Латиноамериканский регион продолжает быть привлекательным местом размещения европейского капитала. Перспективным сектором для инвестиций стала энергетика и возобновляемые источники энергии, их доля в период 2005-2017 гг. увеличилась с 3% до 26% в общем объеме капиталовложений европейских фирм. Такая тенденция является значимой на пути к устойчивому развитию и реализации ЦУР 7 (недорогостоящая и чистая энергия). Можно констатировать, что сфера экологии и достижение ЦУР как приоритет в диалоге ЕС с ЛКА станет тем императивом, который объединяет и способствует конструктивному диалогу.

Официальная помощь развитию и экологические программы

Важным механизмом государственного сотрудничества и финансирования со стороны ЕС, охватывающего сферу устойчивого развития, является официальная помощь развитию (ОПР). Следует назвать такие двусторонние программы сотрудничества, как Al-Invest (малые и средние предприятия), ALFA (университеты), @lis (новые технологии), URBAL (города), Euro-Solar (возобновляемые источники энергии), EuroSocial (социальная политика) и др. В период 2014-2020 гг. на программы ОПР со стороны ЕС с ЛКА заложено финансирование в размере 3,6 млрд

евро, а также 1,2 млрд евро на гуманитарную помощь. Европейский банк инвестиций вложил 3,4 млрд евро в период 2014-2018 гг. в цели устойчивого развития в ЛКА, уделяя особое внимание ослаблению последствий изменения климата [European Investment Bank, 2019].

Программы регионального сотрудничества, такие как EuroSocial, являются примером следования курсу к достижению ЦУР в межрегиональном диалоге между ЕС и ЛКА. Так, EuroSocial призвана уменьшить неравенство, повысить уровень социальной сплоченности в 19 латиноамериканских странах посредством поддержки реформ в государственной политике, уделяя особое внимание вопросам тендерного равенства, демократического управления и социальной политики. Программа, финансируемая Еврокомиссией, реализовывалась в три этапа. Первый этап программы (EuroSocial I, 2005-2010 гг.) начался в рамках саммита стран членов ЕС-ЛКА, состоявшегося в Гвадалахаре в 2005 г., на котором было заявлено о значении социальной сплоченности как одного из приоритетных направлений стратегического межрегионального партнерства. На втором (EuroSocial II, 2011-2016 гг.) и третьем (EuroSocial+, 2016-2021 гг.) этапах обеспечена преемственность по содействию социальной сплоченности в соответствии с достигнутыми результатами, уделено особое внимание социальной политике (ЦУР № 1, 3, 4, 8, 10, 16) и гендерной проблематике (ЦУР № 5) [Eurosocial, 2020]. Основные направления действий: политика социальной интеграции и борьба с нищетой, активная политика в области занятости, а также политика в отношении молодежи, подростков и детей.

Отметим важное направление межрегионального сотрудничества - изменение климата [Sánchez, 2018]. На этом направлении в 2010 г. начала действовать европейская программа EUROCLIMA. В настоящее время - с 2018 г. - действует более широкая программа EUROCLIMA+ с бюджетом в размере 88 млн евро, которая охватывает восемнадцать стран ЛКА. В рамках этой программы акцент сделан на шести компонентах: 1) сохранение лесов, биоразнообразие и экосистемы; 2) возобновляемая энергетика и энергосбережение; 3) управление водными ресурсами в городах; 4) сокращение риска стихийных бедствий; 5) устойчивая городская мобильность с низкими выбросами углекислого газа; 6) экологически чистое производство продуктов (агроэкология, агролесные системы). Соискатели европейской программы в ЛКА - это общественные организации, технические институты, частный и государственный сектор [Euroclimaplus, 2020].

Еще одно ключевое направление межрегионального сотрудничества между ЕС и ЛКА в области устойчивого развития - возобновляемые источники энергии. На этом направлении действовала программа EURO-SOLAR, которая концентрировалась на общественном развитии и улучшении качества жизни в основном в сельских областях через доступ к возобновляемым источникам энергии, преимущественно солнечным батареям. В программу были интегрированы восемь стран ЛКА, срок реализации программы - семь лет (2007-2013 гг.), финансирование со стороны ЕС составило 27,8 млн евро.

Важное направление европейских программ в сфере экологии - водные ресурсы. Водный сектор в ЛКА стоит перед необходимостью улучшения качества воды и ее пригодности для использования. С целью достижения этих задач была создана программа RALCEA - латиноамериканская сеть центров улучшения качества воды. В проект были интегрированы восемнадцать стран ЛКА, финансирование со сторо-

ны ЕС составило 2,25 млн евро, срок реализации - пять лет (2010-2015 гг.). Другой проект - WATERCLIMA по управлению бассейнами рек и прибрежными территориями в контексте изменения климата охватил 33 страны ЛКА, финансирование со стороны ЕС составило 7 млн евро на период с 2014-2018 гг.

В течение последних десяти лет экологические проекты включены в программу официальной помощи развитию странам ЛКА со стороны ЕС, а тема экологии неизменно входила в повестку дня регулярных саммитов ЕС и ЛКА на высшем уровне. Таким образом, общей повесткой дня как для ЕС, так и для стран ЛКА стали экологическое взаимодействие и достижение 17 Целей в области устойчивого развития (ЦУР) на период до 2030 г. Так, в апреле 2019 г. в рамках третьего Форума стран ЛКА по устойчивому развитию в Чили в штаб-квартире ЭКЛАК состоялся межрегиональный диалог между ЛКА и ЕС, и были обсуждены вопросы осуществления повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. В ходе работы форума отмечалось, что для достижения изменений в существующих моделях производства и потребления нужны совместные усилия всего международного сообщества. При этом речь также шла о межрегиональном уровне взаимодействия между ЕС и ЛКА, в котором не должна подчеркиваться только роль доноров и получателей помощи в целях устойчивого развития, а диалог должен базироваться на равноправии в рамках взаимного сотрудничества [CEPAL, 2019].

ЕС также оказывает своим партнерам поддержку в области здравоохранения. В 2020 г. принято решение немедленно переориентировать программы технического и финансового сотрудничества с ЛКА на борьбу с пандемией COVID-19. Европейская комиссия выделила на это в общей сложности 918 млн евро, а Европейский инвестиционный банк еще 325 млн евро [European Union, 2020].

Выводы

Важно отметить, что Евросоюз в начале третьего десятилетия XXI века находится на переходном этапе межрегионального партнерства и в поиске модели нового лидерства в Латиноамериканском регионе. Можно констатировать, что между ЕС и ЛКА сохраняется широкий диапазон межрегионального сотрудничества в рамках реализации общих экономических интересов. Среди них - защита системы многосторонней торговли, поиск синергии между торговой политикой и повесткой в области устойчивого развития на период до 2030 г. Дальнейшее сотрудничество латиноамериканских стран с Брюсселем способно стать источником технологий, ноу-хау и инвестиций.

После выхода США из Парижского соглашения по климату ЕС является для стран ЛКА основным проводником государственных программ по линии Север-Юг, нацеленных на решение глобальных проблем, в том числе охраны окружающей среды. В этом контексте сотрудничество ЕС и ЛКА по всем трем компонентам устойчивого развития - экономического, социального и экологического -приобретает намного большее значение, чем раньше. Таким образом, ЕС нацелен на переход к новому воспроизводству мирохозяйственной системы, опираясь на цели устойчивого развития как внутри ЕС, так и в развитии межрегионального сотрудничества по линии Север-Юг, в частности, с ЛКА.

Список литературы

Буторина О.В. (2020) Сужение Европейского союза и потенциал интеграции, Современная Европа, № 2. С. 20-32. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope220202032.

Европа между трех океанов (2019) Под ред. Громыко Ал.А., Фёдоров В.П. Нестор-История, Москва, Россия, 608 с.

Давыдов В.М. (2020) Перспектива устойчивого развития в новом глобальном и региональном контексте. ИЛА РАН. Москва, Россия. 68 с.

Тайар В.М. (2016) Трансатлантическое партнерство и Латинская Америка: возможности и риски, Латинская Америка, № 9. С. 18-29.

Тайар В.М. (2018) Европейский союз и Латинская Америка: межрегиональное экономическое взаимодействие в XXI веке, Актуальные проблемы Европы, № 3. С. 23-43.

Тайар В.М. (2019) Евросоюз и Латинская Америка в контексте межрегионального взаимодействия, Современная Европа, № 4. С. 16-26. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope420191626.

Яковлев П.П. (2017) Интеграция в Латинской Америке: центростремительные и центробежные тренды, Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. Т. 10, № 4. С. 86-100.

References

Ayuso A. (2019) 20 años después. Hacia dónde va la asociación estratégica? Pensamiento propio, volumen doble 49-50, pp. 53-86.

Argentina to exit Mercosur trade talks to focus on problems at home (2020). URL: https://www.reuters.com/article/us-argentina-mercosur-idUSKCN2270TA (accessed: 28.05.2020).

Borrell, J. (2019) Josep Borrell: "América Latina está incendiada" URL: https://www.dw.com/es/josep-borrell-américa-latina-está-incendiada/a-51534915 (accessed: 20.11.2020).

Butorina O.V. (2020) Suzhenie Evropejskogo soyuza i potencial integracii, Sovremennaya Evropa, № 2, pp. 20-32. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope220202032.

Casanueva, Héctor (2020) Unión Europea y América Latina: ¿un futuro común? URL: https://www.americaeconomia.com/analisis-opinion/union-europea-y-america-latina-un-futuro-comun (accessed: 10.06.2020).

CEPAL (2019) Tercera Reunión del Foro de los Países de América Latina y el Caribe sobre el Desarrollo Sostenible. Resumen de la Presidencia. Santiago. URL: https://www.fundacioncarolina.es/wp-content/uploads/2019/06/CEPAL-Resumen-de-la-Presidencia-de-la-III-Reunio%CC%81n-del-Foro-ALC-sobre-desarrollo-sostenible-2019.pdf (accessed: 20.11.2020).

Davydov V.M. (2020) Perspektiva ustojchivogo razvitija v novom global'nom i regional'nom kontekste [The perspective of sustainable development in a new global and regional context]. ILA RAS, Moscow, Russia, 68 p.

Euroclimaplus (2020) URL: http://euroclimaplus.org/ (accessed: 20.11.2020).

European Investment Bank (2019). URL: http://www.eib.org/en/infocentre/publications/all/index.htm (accessed: 20.11.2020).

European Commission (2019). A European Green Deal. URL: https://ec.europa.eu/info/strategy/priorities-2019-2024/european-green-deal_en (accessed: 20.11.2020).

European Union (2020). External Action. La UE y América Latina y el Caribe: aunar esfuerzos frente a la COVID-19. Brussels. URL: https://eeas.europa.eu (accessed: 20.11.2020).

Eurosocial (2020) Programa para la Cohesión social en América Latina. URL: http://eurosocial.eu (accessed: 20.11.2020).

Evropa mezhdu trekh okeanov. [Europe between Three Oceans]. (2019) Pod red. Gromyko Al.A., Fyodorov V.P. Nestor-Istoriya, Moscow, Russia, 608 p.

Macron acusa a Bolsonaro de mentir sobre el clima y anuncia oposición al acuerdo con Mercosur (2019). URL: https://www.france24.com/es/20190823-crisis-diplomatica-francia-brasil-amazonas (accessed: 03.05.2020).

Mogerini, F. (2019) Unión Europea, América Latina y el Caribe-Uniendo fuerzas para un Futuro común. European Union. External Action. Bruxelles. URL: https://eeas.europa.eu/delegations/chile_mt (accessed: 05.04.2020).

Molina, I. (2020) España en el mundo en 2020: perspectivas y desafíos para el año del coronavirus. Elcano Policy Paper, Real Instituto Elcano. URL: http://www.realinstitutoelcano.org (accessed: 15.04.2020).

Nolte D. (2019) Mercosur-Abkommen. Europas geookonomische und -strategidche interessen. DGAP kompakt. Nr. 16, September. URL: https://www.researchgate.net/publication/335653587_Mercosur-Abkommen_Europas_geookonomische_und_-

strategische_Interessen_DGAPkompakt_Nr_16_September_2019 (accessed: 20.11.2020).

Olivié I., Gracia M. (2020) El fin de la globalización? Una reflexión sobre los efectos de la crisis del COVID-19 desde el Índice Elcano de Presencia Global. ARI 43/2020 - 14/4/2020. URL: http://www.realinstitutoelcano.org (accessed: 19.05.2020).

Peña F. (2020) La construcción de América Latina como región organizada: Una tarea necesaria, con objetivos de muy largo plazo y con resultados inciertos. URL: http://www.felixpena.com.ar (accessed: 20.11.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sánchez, L. (2018) La economía del cambio climático en América Latina y el Caribe: una visión gráfica, CEPAL. URL: https://www.cepal.org/es/publicaciones/42228-la-economia-cambio-climatico-america-latina-caribe-vision-grafica (accessed: 18.08.2020).

Tajar V.M. (2016) Transatlanticheskoe partnerstvo i Latinskaya Amerika: vozmozhnosti i riski, Latinskaya Amerika, № 9, pp. 18-29.

Tayar V.M. (2018) Evropejskij soyuz i Latinskaya Amerika: mezhregional'noe ekonomicheskoe vzai-modejstvie v XXI veke, Aktual'nyeproblemyEvropy, № 3, pp. 23-43.

Tayar V.M. (2019) Evrosoyuz i Latinskaya Amerika v kontekste mezhregional'nogo vzaimodejstviya, Sovremennaya Evropa, № 4, pp. 16-26. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope420191626.

Un acuerdo, dos miradas. Perspectivas divergentes sobre el acuerdo entre el Mercosur y la Unión Europea (2020). Nueva Sociedad. Opinión, Julio. URL: https://nuso.org/articulo/mercosur-union-europea (accessed: 20.11.2020).

UNCTAD (2019) Trade and Development. Report. Financing a global green new deal. New York. URL: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/tdr2019_en.pdf (accessed: 20.11.2020).

Yakovlev P.P. (2017) Integraciya v Latinskoj Amerike: centrostremitel'nye i centrobezhnye trendy, Kontury global'nyh transformacij: politika, ekonomika, pravo, T. 10, № 4, pp. 86-100.

EU-Latin America: Towards a Constructive Model of Partnership

Received 14.09.2020

Author: Tayar V., Candidate of Sciences (Economics), Deputy Director of Institute of Latin America, Russian Academy of Sciences. Address: 21/16, Bolshaya Ordynka Street, Moscow, Russia, 115035. E-mail: [email protected]

Abstract. The article deals with the future-oriented forms in the bi-regional partnership between the European Union and Latin America and the Caribbean (LAC). The author analyses changes in the cooperation on both sides of the Atlantic Ocean with special attention to the geo-economic and geo-strategic interests of the parties due to the signing of the EU-Mercosur Trade Agreement. The author holds that the EU currently needs a renewed approach to its dialogue with the LAC. In this regard a promising form of cooperation is the joint implementation of the Sustainable Development Goals (agenda 2030). The author argues that the official development assistance and environmental programmes might be an important component of a constructive EU-LAC partnership. The EU currently implements a wide range of initiatives in sustainable development. Thus, the members of European Union seek to move forward to a new pattern of reproduction in the world economic system, based on the SDG agenda, both within the EU and in the interregional North-South cooperation. In this context, the significance of the EU and the LAC interaction in three dimensions of sustainable development - economic, social and ecological - is growing.

Key words: European Union, Latin-Caribbean America, regional integration, EU-Mercosur Trade Agreement, Sustainable Development Goals 2030.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope6202090100

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.