Научная статья на тему 'Институционально-правовая основа европейско-латиноамериканского сотрудничества в контексте международной конкуренции'

Институционально-правовая основа европейско-латиноамериканского сотрудничества в контексте международной конкуренции Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
286
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА И СТРАНЫ КАРИБСКОГО БАССЕЙНА / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / EUROPEAN UNION / LATIN AMERICA AND THE CARIBBEAN / INTERNATIONAL COOPERATION / INTERNATIONAL COMPETITION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Якубова Э. Р.

В статье рассматриваются основные этапы становления и развития сотрудничества между Европейским Союзом и странами Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛКА) в контексте международной конкуренции. Выделены ключевые документы, составляющие правовую базу межрегионального взаимодействия, показаны обеспечивающие его механизмы и магистральные направления сотрудничества. Дана оценка современного характера взаимодействия Евросоюза и стран ЛКА, отмечены основные проблемы, возникающие в ходе построения межрегиональной ассоциации. Раскрывается значимость отношений между ЛКА и ЕС в контексте международной конкурентной диспозиции. В этом контексте также рассматриваются перспективы сотрудничества ЛКА и России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional and legal foundation of European-Latin American cooperation in context of international competition

The paper examines the main stages in the development of cooperation between the European Union and the countries of Latin America and the Caribbean in context of international competition. The paper highlights the key documents that constitute the legal framework for interregional cooperation, mechanisms of cooperation and the main areas for competition. Marked the main problems arising in the course of constructing the interregional association. Despite the differences in views on a number of key issues in international relations, the European Union and Latin America share a common system of democratic values, based on the principle of multipolarity. The author reveals the importance of the relations between the LCA and the EU in the context of international competitive disposition. In this context, the article also discusses the perspectives of cooperation LCA and Russia.

Текст научной работы на тему «Институционально-правовая основа европейско-латиноамериканского сотрудничества в контексте международной конкуренции»

Якубова Э. Р., магистрант кафедры теории и истории международных отношений факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов, Москва, [email protected]

институционально-правовая

основа европейско-латиноамериканского сотрудничества в контексте

международной конкуренции

В статье рассматриваются основные этапы становления и развития сотрудничества между Европейским Союзом и странами Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛКА) в контексте международной конкуренции. Выделены ключевые документы, составляющие правовую базу межрегионального взаимодействия, показаны обеспечивающие его механизмы и магистральные направления сотрудничества. Дана оценка современного характера взаимодействия Евросоюза и стран ЛКА, отмечены основные проблемы, возникающие в ходе построения межрегиональной ассоциации. Раскрывается значимость отношений между ЛКА и ЕС в контексте международной конкурентной диспозиции. В этом контексте также рассматриваются перспективы сотрудничества ЛКА и России.

Ключевые слова: Европейский Союз, Латинская Америка и страны Карибского бассейна, международное сотрудничество, международная конкуренция.

Введение

Международное сотрудничество государств в сложных условиях современности, характеризующихся предельной экономической и политической конкуренцией, позволяет решать задачи, которые не могут быть решены в одиночку даже крупным высокоразвитым государством.

В контексте межгосударственной конкуренции международное сотрудничество государств следует рассматривать как конкурентную стратегию, значительно укрепляющую политические позиции кооперирующихся государств, расширяющую их возможности в конкурентной борьбе на мировом рынке и увеличивающую их спо-

собность противостояния глобальным вызовам.

Однако переход от конкурентной кооперации к интеграции может быть неодинаково выгоден для экономик интегрирующихся стран. Ярким примером такой интеграции является Европейский Союз, который за шесть десятилетий прошел путь от сугубо экономических объединений (ЕОУС, ЕЭС, Евратом) шести европейских государств (Франция, Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург) до региональной организации из 28 стран-членов, обладающей наднациональными органами управления и международной правосубъектностью. Пройдя поэтапно основные стадии региональной интеграции, страны Европейского Сообщества вышли к началу 1990-х гг.

на новый уровень — формирование политического союза, который предполагает добавление к экономическому и валютному союзу выработку общей внешней и внутренней политики1.

Появление Латинской Америки во внешнеполитической повестке дня объединенной Европы ознаменовало попытку европейцев ослабить конкурентные позиции США в регионе, чье геополитическое и экономическое влияние здесь долгое время оставалось неоспоримым. Предложив латиноамериканцам проекты сотрудничества, конкурирующие с американскими, европейцы сумели вернуться на континент, сорвав грандиозные планы Вашингтона по созданию мощнейшего мегаблока от Аляски до Огненной Земли2. Сегодня Латино-Карибская Америка (ЛКА) — это арена экономической и политической конкуренции уже трех сил: к началу нового столетия США и Евросоюз обрели на этом рынке нового конкурента в лице КНР. И хотя сам Китай демонстрирует большую активность в Африке, нежели в ЛКА, у него есть мощное политико-идеологическое конкурентное преимущество: в отличие от США и ЕС, он не вмешивается во внутренние дела партнеров и не увязывает характер сотрудничества с соблюдением ими прав человека.

Будучи, с одной стороны, не в силах конкурировать с североамериканскими ТНК, надежно закрепившимися в странах ЛКА, и с колоссальными инвестициями, направляемыми Соединенными Штатами в регион, и, с другой стороны, испытывая растущее влияние Китая, Европейский Союз на протяжении последних двадцати лет работает над конструированием такой модели отношений с Латино-Карибским регионом, которая не только отвечала бы экономическим

1 Европейская интеграция: учебник / под ред. О. В. Буториной. М.: Изд. Дом «Деловая литература», 2011. С. 429.

2 Латинская Америка в современной мировой политике / [отв. ред. В. М. Давыдов]. Ин-т Латинской Америки РАН. М.: Наука, 2009. С. 21.

интересам обоих, но и способствовала установлению стратегического партнерства на долгосрочную перспективу.

Далее постараемся раскрыть конкурентные интересы, направления, институциональную основу и основные инструменты построения новой модели отношений ЕС и ЛКА.

Евросоюз: Общая внешняя политика и политика безопасности

В 1992 г. в Маастрихте участниками Европейского Сообщества был подписан Договор о Европейском Союзе, закрепивший трансформацию Сообщества в политический союз, а также формирование «трех опор интеграции»:

1) экономический и валютный союз (ЭВС);

2) общая внешняя политика и политика безопасности ЕС (ОВПБ);

3) сотрудничество государств-членов в области внутренних дел и правосудия3.

Главными задачами ОВПБ являются координация действий стран ЕС на международной арене, формулирование единых для ЕС целей и их осуществление. Значение Маастрихтского договора определяется тем, что этот документ впервые содержал понятие «Внешнеэкономическая политика»4, что существенно расширило «единую торговую политику» — формулировку, использованную в Договоре о создании ЕЭС5. В отличие от единой торговой политики, ОВПБ предусматривает «общие позиции» и «совместные действия» стран-членов ЕС на арене международной конкуренции. Под «общи-

3 Euro-Latin American Parliamentary Assembly. January 2009. URL: http://www.europarl.europa.eu/intcoop/eu-rolat/key_documents/flyer_eurolat_en.pdf.

4 Европейская интеграция: учебник / под ред. О. В. Буториной. М.: Изд. Дом «Деловая литература», 2011. С. 429.

5 Treaty establishing the European Economic Community, Rome, 25 March 1957 // Hellenic Resources Network. URL: http://www.hri.org/docs/Rome57/.

ми позициями» понимаются решения, принимаемые в отношении актуальных международных вопросов, а под «совместными действиями» — гуманитарные миссии и военные операции членов ЕС в третьих странах. На данном этапе страны-члены ЕС обязались воздерживаться от действий, не соответствующих интересам Союза и способных ослабить его сплоченность, но сохраняли суверенитет в области внешней политики.

Дальнейшее развитие внешнеполитической деятельности Евросоюза нашло свое отражение в последующих договорах:

• Амстердамском (подписан 2 октября 1997 г., вступил в силу 1 мая 1999 г.);

• Ниццком (подписан 26 февраля 2001 г., вступил в силу 1 февраля 2003 г.);

• Лиссабонском (подписан 13 декабря 2007 г., вступил в силу 1 декабря 2009 г.).

В настоящее время выработка и проведение общей внешней политики Евросоюза в отношении третьих стран, регионов и международных организаций является важным направлением деятельности органов ЕС: в первую очередь межправительственных — Европейского совета и Совета, а также наднациональных — Комиссии и Евро-парламента (их функции ограничены).

Латинская Америка в конкурентной диспозиции на международной арене

Долгое время Латинская Америка не относилась к объектам особого интереса Европейского Экономического Сообщества, приоритетными направлениями внешнеполитической деятельности которого являлись трансатлантические связи, а также страны Африки, Карибского бассейна и Тихоокеанского региона (АКТ).

Первые торгово-экономические соглашения ЕЭС с группой стран АКТ были подписаны уже в 60-е гг. (Яундские соглашения с 18 странами Африки, Ломейские соглашения, Соглашения Котону) с целью сохранить

«особые отношения» европейцев со своими бывшими колониями и способствовать включению молодых государств в мировую хозяйственную систему. Сегодня страны АКТ — это в большинстве своем наиболее отсталые государства мира. Освободившись от колониальной зависимости преимущественно во второй половине ХХ века, они оказались прочно привязанными к экономике и финансам Европы, которая предоставляет им различные виды помощи через многочисленные институты.

Иная ситуация сложилась в Латинской Америке, где большинство государств обрели независимость в первой четверти Х!Х века, и с тех пор роль европейцев в регионе стремительно сокращалась. В 1823 г. в США была принята доктрина Монро, подразумевавшая невмешательство европейских стран в дела Западного полушария, и Латинская Америка постепенно превратилась в зону политических и экономических интересов США, чей бизнес здесь, по сути, не имел сколь-нибудь значимых конкурентов. В 1960-е гг. в разных частях Латинской Америки появляются первые интеграционные объединения, главная цель которых — ослабить зависимость от США посредством развития внутрирегионального сотрудничества. К концу XX века большинство стран Латинской Америки сумели выстроить демократические институты власти6 и поставить национальное хозяйство на рельсы экономической либерализации. Успехи, демонстрируемые крупнейшими экономиками региона (Бразилией, Мексикой, Аргентиной и пр.) в последнее десятилетие, подтвердились в ходе мирового экономического кризиса 2008 г., который Латинская Америка перенесла достаточно стойко7. Если верить про-

6 Латинская Америка: испытания демократии. Вопросы политической модернизации. В 2-х частях. Часть 1. М.: ИЛА РАН, 2009. С. 33.

7 Яковлев П. П. «Эффект джаза»: мировой кризис и Латинская Америка // Перспективы. 16.12.2009. URL: http://www.perspektivy.info/oykumena/amerika/effekt_ dzhaza_mirovoj_krizisJJatinskaja_amerika_2009-12-16.htm.

гнозам экспертов, то в течение нескольких десятилетий ряд стран Латинской Америки обгонит некоторые государства Западной Европы по ключевым экономическим показателям (такого мнения придерживаются, например, В. М. Давыдов и А. В. Бобровников), хотя необходимо признать, что социальные проблемы, первоочередная из которых — бедность, значительно омрачают образ динамично развивающихся стран региона.

Регион Латинской Америки и Карибского бассейна включает 35 суверенных государств с населением более 550 млн человек и совокупным ВВП, составляющим около 9% мирового ВВП8. Государства данного региона существенно отличаются друг от друга по размерам территорий и обеспеченности природными ресурсами, по количеству и этническому составу населения, по уровню экономического развития. Однако волна демократизации политических режимов, охватившая в конце прошлого века большинство стран Латино-Карибской Америки, способствовала усилению однородности региона, а также повлияла на внешние связи государств, сблизив их подходы к ключевым международным проблемам9.

В. М. Давыдов, директор Института Латинской Америки, оценивает место региона в мировой системе следующим образом: в экономическом смысле ЛКА занимает «среднюю ступень» (что обусловлено высокими показателями бедности, с одной стороны, и динамичным развитием ряда стран региона — с другой), а для внешнеполитической деятельности региона характерна «ограниченная автономность» (акцент на внутрирегиональные или локальные проблемы, отсутствие доступа в «клуб» глобального ре-

8 Европейская интеграция: учебник / под ред. О. В. Буториной. М.: Изд. Дом «Деловая литература», 2011. С. 495.

9 Современные международные отношения и ми-

ровая политика: учебник / [А. В. Торкунов, И. Г. Тюлин,

А. Ю. Мельвиль и др.]. Моск. гос. ин-т междунар. отно-

шений (МГИМО — Университет) МИД России. Отв. ред. А. В. Торкунов. М.: Просвещение, 2005. С. 672.

гулирования). Тем не менее, многие исследователи полагают, что латиноамериканская цивилизация, находящаяся в процессе становления и ведомая страной-гигантом Бразилией, способна не только адекватно вписаться в грядущий миропорядок, но и, при условии сохранения и приумножения присущих ей характеристик и ценностей, усилить позитивные явления современности и оказать благоприятное воздействие на формирование будущего миропорядка10.

Высокая вероятность усиления конкурентных позиций Латинской Америки на мировой арене объясняется наличием у нее следующих ресурсов:

• политического (стабильное развитие демократических институтов, отсутствие долговременных конфликтных ситуаций);

• экономического (богатые природными ресурсами территории, динамичное развитие национальных хозяйств, в том числе инновационных отраслей, широкоформатное внутрирегиональное и межрегиональное сотрудничество);

• дипломатического (активная коллективная деятельность на различных международных площадках, где латиноамериканские государства выступают с общих, согласованных позиций).

Такая эволюция политического и экономического развития региона побудила Европейское Сообщество взглянуть на Лати-но-Карибскую Америку как на выгодного и надежного партнера. Немаловажную роль в процессе сближения двух регионов сыграла Испания, которая уже во время своего первого председательства в ЕС в 1989 г. продемонстрировала умение сочетать национальные интересы с интересами ЕС и сумела привлечь внимание европейских партнеров к Латинской Америке. В частности, в рамках Европейской Комиссии был создан Комитет, отвечающий за латиноамериканское на-

10 Латинская Америка в современной мировой политике / [отв. ред. В. М. Давыдов]. Ин-т Латинской Америки РАН. М.: Наука, 2009. С. 8.

правление внешней политики ЕС (до этого действовал лишь Комитет по связям со странами Карибского бассейна). Таким образом, Испания взяла на себя роль «неформального представителя» ЕС в ЛКА11 и в дальнейшем продолжила курс на продвижение межрегионального взаимодействия.

Так были заложены основы европейско-латиноамериканского диалога, который за два десятилетия стал основой для разностороннего и многоуровневого сотрудничества. Существующее сегодня тесное взаимодействие ЕС и ЛКА объясняется рядом причин.

Во-первых, ЕС и ЛКА имеют общую позицию по ряду ключевых проблем международных отношений, выступают за поли-центричное мироустройство, за примат международного права и снижение силового фактора, за развитие демократии, уважение прав и свобод человека, за более внимательное отношение к проблемам окружающей среды.

Во-вторых, обоим регионам сотрудничество выгодно экономически: ЕС является крупным инвестором в хозяйства стран ЛКА. Только в 2010 г. ЕС вложил в экономику ЛКА 385 млрд евро (больше, чем в Россию, Китай и Индию вместе взятые), что составило 43% от общего объема прямых иностранных инвестиций в регионе. Для Лати-но-Карибской Америки Евросоюз является вторым по важности (после США) торговым партнером, на который в 2010 г. пришлось 13% товарооборота региона12. Во внешней торговле Евросоюза страны ЛКА занимают достаточно скромные позиции: их доля на протяжении последних пяти лет колеблется в пределах 5,7-6,1% от совокупного импорта и 5,6-6,5% от экспорта Евросоюза.

11 Давыдов В. М. Ветер перемен в Латинской Америке // Россия в глобальной политике. № 6. Ноябрь — декабрь 2006. URL: http://www.globalaffairs.ru/ number/n_7756.

12 EU relations with Latin America. European Union external action official page. URL: http://www.eeas.europa.eu/la/.

Тем не менее, за период 2000-2010 гг. партнеры сумели добиться более чем двукратного увеличения объема взаимной торговли, перейдя отметку в 202 млн евро, а в 2012 г. этот показатель составил уже 220,275 млн евро13.

В-третьих, важным фактором взаимодействия ЕС и ЛКА является историко-культурное родство (общность) регионов, о чем регулярно заявляют представители обеих сторон14. Общие ценности европейской и латиноамериканской цивилизаций, лингвистический и религиозный фактор обусловливают прогрессивное развитие межрегионального диалога (хотя следует заметить, что среди как европейцев, так и латиноамериканцев существуют сторонники альтернативных концепций, отвергающие какое-либо родство или общность ценностей между двумя цивилизациями15.

Наконец, определенную роль в развитии отношений между Евросоюзом и странами ЛКА играют США. Так, В. М. Тайар подчеркивает, что стратегия нового партнерства с Латинской Америкой разрабатывалась Ев-рокомиссией в первой половине 1990-х гг., когда активно велись переговоры между США и рядом стран Латино-Карибского региона о создании зоны свободной торговли, в результате чего была достигнута договоренность о создании Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) в составе США, Канады и Мексики, и шла речь о построении к 2005 г. Межамериканской Зоны Свободной Торговли (АЛКА), которая включала бы территории от Аляски до Огненной

13 Latin American Countries, 23.05.2013. EU Bilateral Trade and Trade with the World. URL: http://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2006/september/ tradoc_113483.pdf.

14 Латинская Америка в современной мировой политике / [отв. ред. В. М. Давыдов]. Ин-т Латинской Америки РАН. М.: Наука, 2009. С. 251.

15 Подробнее см.: Латинская Америка в современной мировой политике / [отв. ред. В. М. Давыдов]. Ин-т Латинской Америки РАН. М.: Наука, 2009. С. 252-256.

земли16. Именно в этот период ЕС поспешил предложить латиноамериканским партнерам конкурентную альтернативу североамериканскому влиянию в регионе, и эта инициатива пришлась как нельзя кстати, ведь лидеры латиноамериканских государств хорошо понимали опасность экономической экспансии США (с которой боролись весь предыдущий век) и осознавали преимущества диверсификации внешнеполитических и внешнеэкономических связей.

Институционально-правовые рамки межрегионального взаимодействия

Взаимодействие Евросоюза со странами Латино-Карибской Америки вписано в рамки европейской политики сотрудничества, цели и механизмы реализации которой закреплены в Договоре ЕС от 1992 года17. Согласно ст. 177, политика Сообщества в области развития кооперации направлена на содействие устойчивому экономическому и социальному развитию развивающихся государств, особенно наиболее слабых и уязвимых из них, безболезненное и постепенное включение их в мировое хозяйство, борьбу с бедностью, а также развитие и укрепление демократии, верховенство закона, уважение прав и свобод человека. Меры экономического, финансового и технического характера, принимаемые Европейским Сообществом в отношении третьих стран для достижения поставленных целей дополняют реализуемые членами ЕС программы сотрудничества. Основной финансовый инструмент европейско-латиноамерикан-ского сотрудничества (DCI — Development Cooperation Instrument) создан Постановле-

16 Тайар В. М. ЕС — ЛКА: тенденции межрегионального сотрудничества // Латинская Америка. № 8. 2005. С. 24-34.

17 Treaty on European Union (The Maastricht Treaty), Maastricht, 7 February 1992 // Eurotreaties. URL:

http://www.eurotreaties.com/maastrichteu.pdf.

нием Европарламента и Совета ЕС в соответствии со ст. 179. В 2009 г. было принято решение о создании другого механизма финансирования — Latin America Investment Facility (LAIF), главная задача которого — поиск дополнительных источников инвестирования в государства Латинской Америки.

Стратегия ЕС в отношении Латинской Америки отражена в таких документах Ев-рокомиссии, как Региональный стратегический документ (РСП) и Региональный программный документ (РПД) на 2007-2013 гг., где содержится анализ изменений, происходящих в регионе под воздействием внутренних и внешних факторов, определены приоритетные направления политики Евросоюза в данном регионе и прописаны конкретные меры, которые должны быть приняты на указанном этапе по каждому из направлений.

Так, Комиссия ЕС выделила три приоритетные сферы для взаимодействия на ближайшие годы:

1) социальное развитие через сокращение уровня бедности, неравенства и социальной исключенности, а также сотрудничество в борьбе с незаконным оборотом наркотиков (программы URB-AL, EUROsociAL);

2) региональная интеграция и экономическая кооперация (AL-INVEST, @LIS);

3) человеческие ресурсы и укрепление взаимопонимания между ЕС и Латинской Америкой (ALFA, ERASMUS MUNDUS).

На реализацию данных программ (на период с 2007 по 2013 гг.) выделено 556 млн евро, распределенные следующим образом:

• 35% средств направлено на решение проблем социального развития (первый блок задач);

• 25% — на реализацию экономических программ,

• 40% — на развитие сотрудничества в сфере высшего образования18.

18 Latin America Regional Programming Document, 2007-2013. European Commission, 12.07.2007. URL: http://www.eeas.europa.eu/la/rsp/07_13_en.pdf.

На базе РПД составляется так называемая Региональная Индикативная Программа (Regional Indicative Programme) на краткосрочную перспективу (в настоящее время действует РСП на 2011-2013 гг.), которая может подвергаться корректировке по итогам Промежуточного Обзора (Mid-Term Review of the Regional Strategy Paper).

На современном этапе взаимодействие Евросоюза со странами ЛКА осуществляется на четырех уровнях:

1) межпарламентском (межпарламентские конференции, проводимые с 1974 г. каждые два года);

2) региональном (встречи на уровне Министров между ЕС и участниками Группы Рио);

3) субрегиональном (двусторонние переговоры между ЕС и интеграционными объединениями ЛКА);

4) межрегиональном (саммиты ЕС-ЛКА).

Отдельно можно обозначить и такое немаловажное направление внешнеполитической деятельности ЕС, как развитие партнерских отношений с отдельными странами Латинской Америки. Яркий пример — диалог с Бразилией, которая сегодня рассматривается Евросоюзом не только с точки зрения лидерства в субрегиональной организации Меркосур (Mercado Común del Sur — Южноамериканский общий рынок), но и как один из ключевых партнеров в регионе, что было документально и институционально оформлено в 2007 г. в Лиссабоне в ходе первого саммита ЕС — Бразилия.

Начиная с 1974 г. проходят регулярные встречи Парламентов ЕС и Латинской Америки (Парлатино). С развитием интеграционных процессов в Латино-Карибской Америке и появлением здесь новых наднациональных институтов, взаимодействие законодательного органа Европейского Сообщества было расширено за счет контактов с Парламентами латиноамериканских субрегиональных организаций: АСН (Parlandino), Центральной Америки (Parlacen), Меркосур (Parlasur).

В октябре 2006 г. в Брюсселе состоялась Учредительная Сессия нового законодатель-

ного органа Межрегиональной Стратегической Ассоциации ЕС — ЛКА — Европейско-латиноамериканской Парламентской Ассамблеи (Еигс^). ЕвроЛат состоит из 150 человек: по 75 представителей от каждой стороны, в том числе члены вышеобозна-ченных субрегиональных группировок (Пар-ландино, Парласен, Парласур), а также присутствуют конгрессы Мексики и Чили ввиду существования Совместных Парламентских Комитетов ЕС — Мексика и ЕС — Чили. Возглавляют Ассамблею два сопредседателя: от европейской и латиноамериканской стороны, а вице-председатели (всего 14 человек) образуют Исполнительное Бюро, которое координирует работу Ассамблеи, обеспечивает надзор за ее деятельностью и поддерживает контакты с саммитами ЕС — ЛКА, Группой Рио, Процессом Сан-Хосе, министерскими конференциями, группами высокого уровня, послами19.

Кроме того, в работе ЕвроЛат могут принимать участие другие институты, призванные развивать и укреплять Межрегиональное Стратегическое Партнерство: представители от саммита ЕС — ЛКА, Совета Министров и Европейской Комиссии, других региональных групп и конференций, включая Группу Рио и Процесс Сан-Хосе.

Основные направления европейско-ла-тиноамериканского партнерства отражают три постоянных комитета:

1) по вопросам политики, безопасности и правам человека;

2) по вопросам экономики, финансов, торговли;

3) по социальным вопросам, взаимному обмену людьми, вопросам окружающей среды, образования и культуры.

В 1990 г. Европейское Сообщество оформило диалог с Группой Рио — политико-консультативным органом Латино-Карибской Америки. До того как в 1999 г. было положе-

19 Euro-Latin American Parliamentary Assembly. Janu-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ary 2009. URL: http://www.europarLeuropa.eu/inteoop/eu-rolat/key_documents/flyer_eurolat_en.pdf.

но начало межрегиональным саммитам ЕС — ЛКА, встречи представителей Евросоюза и Группы Рио оставались единственной площадкой для политического диалога по ключевым вопросам. Сегодня министерские встречи в рамках ЕС — Группа Рио проходят раз в два года в промежутках между саммитами. Состав участников Группы Рио позволяет осуществлять двусторонние контакты ЕС с субрегиональными интеграционными объединениями или отдельными государствами.

Саммиты как инструмент межрегиональной кооперации

В июне 1999 г. в Рио-де-Жанейро состоялся первый в истории саммит ЕС — ЛКА, в котором приняли участие главы 48 государств. В итоговом документе стороны объявили друг друга стратегическими партнерами, определили три магистральных направления сотрудничества: политический диалог, экономика и торговля, финансирование ряда программ, и обозначили сферы взаимного интереса: борьба с бедностью и социальным неравенством, охрана окружающей среды, развитие образования, противодействие преступности, наркобизнесу и террориз-му20. Главная цель, поставленная Евросоюзом и странами ЛКА — формирование межрегиональной Стратегической Ассоциации.

Саммиты ЕС — ЛКА, которым предшествует ряд конференций и встреч на различном уровне, представляют собой площадку для диалога Евросоюза с латиноамериканскими партнерами в многостороннем и двустороннем формате.

Решения саммита 1999 г. способствовали оживлению европейско-латиноамерикан-ского диалога, что отразилось на процессе поэтапной либерализации торгового обмена. Так, в числе важнейших следствий этого саммита необходимо отметить подписание

20 Европейская интеграция: учебник / под ред. О. В. Буториной. М.: Изд. Дом «Деловая литература», 2011. С. 501.

договоров о создании зон свободной торговли между Евросоюзом и Мексикой (2000 г.), а потом между ЕС и Чили (2002 г.).

Второй саммит приняла столица Испании в 2002 г. На повестку дня было вынесено два основных вопроса: экономические кризисы в странах Латинской Америки и проблема международного терроризма. Кроме того, в итоговом документе саммита — «Мадридском обязательстве» — было обозначено намерение сторон сотрудничать в области защиты прав человека в странах ЛКА, в области информационных технологий, в борьбе с социальным неравенством в ЛКА, развивать региональную кооперацию. В частности, было объявлено о создании Ассоциации ЕС — Чили, была запущена образовательная программа ALBAN (до 2010 г.) и дан старт формированию Общего образовательного пространства ЕС — ЛКА.

Третий саммит прошел в Гвадалахаре в мае 2004 г. Особенностью этой встречи стал новый расширенный состав Евросоюза. Однако повышенную активность на саммите проявили представители латиноамериканской стороны, так как в этот период существенно возросло давление со стороны США по поводу создания межамериканской зоны свободной торговли, и это подтолкнуло латиноамериканцев к диверсификации внешнеэкономических связей. В этом контексте углубление сотрудничества с ЕС рассматривалось как один из путей обеспечения большей независимости региона ЛКА от северного соседа21. Однако прорыва снова не произошло ввиду неготовности Евросоюза упразднить протекционистские меры в отношении европейской аграрной продукции. Одним из наиболее заметных достижений саммита в Гвадалахаре стало принятие образовательной программы «Горизонт 2015», которая предусматривала укрепление совместимости образователь-

21 Тайар В. М. ЕС — ЛКА: тенденции межрегиональ-

ного сотрудничества // Латинская Америка. № 8. 2005.

С. 24-34.

ных программ и документов, обмен студентами и преподавателями и т. д.

В ходе следующих двух саммитов (Вена, 2006 г.; Лима, 2008 г.) центральными темами дискуссии по-прежнему оставались меры по укреплению межрегионального сотрудничества и борьба с социальным неравенством, организованной преступностью, наркобизнесом и терроризмом;обсуждались проблемы охраны окружающей среды. В числе значимых итогов венского саммита следует отметить принятие решения о начале переговоров об Ассоциации ЕС — Центральная Америка и ЕС — Андское Сообщество Наций, а также создание Европейско-латино-американского Парламента22.

Отличительными чертами саммита 2008 г. стало повышенное внимание сторон к вопросам глобального управления, миграции и реформирования международной валют-но-финансовой системы. Была запущена экологическая программа ЕигоСЫМА и принято решение о начале структурированного и всеобъемлющего диалога по проблемам миграции23.

Последние две встречи глав государств и правительств Евросоюза и стран Латино-Карибской Америки состоялись в Мадриде (май 2010 г.) и Сантьяго (январь 2013 г.). К традиционным темам дискуссии добавились такие направления, как развитие информационной экономики и борьба с информационным неравенством. Более пристальное внимание стало уделяться сотрудничеству в области высшего образования, науки и технологий, что неразрывно связано с решением проблем социально-экономического характера (в первую очередь в странах ЛКА) и отвечает интересам миграционной политики Европейского Союза.

22 The European Union and Latin America: Global Players in Partnership. Communication from the Commission to the European Parliament and the Council. Brussels, 30.09.2009. URL: http://www.eeas.europa.eu/la/docs/ com09_495_en.pdf.

23 Там же.

Многолетний опыт взаимодействия в рамках саммитов и прочих форматов встреч высоких представителей позволил Евросоюзу и его латиноамериканским партнерам выстроить тематический диалог по целому ряду вопросов. Промежуточные результаты межрегионального сотрудничества показали, что реализация совместных программ принесла определенные плоды. В частности, было отмечено, что ЕС, направив через специально созданные финансовые механизмы (LAIF, Европейский фонд развития) на развитие региона около 3 млрд евро (в период с 2007 по 2013 гг.), способствовал сокращению бедности и социального неравенства в странах Латинской Америки и Карибского региона24.

Итоги саммита в Сантьяго

Новый Совместный план действий, принятый в Сантьяго и рассчитанный на 20132015 гг., предусматривает дальнейшее развитие сотрудничества в сферах, указанных в аналогичном Мадридском плане (был принят в ходе саммита 2010 г.): наука и инновации, устойчивое развитие и окружающая среда, региональная интеграция и социальная включенность, миграции, образование и трудоустройство, проблема наркотиков. Кроме того, План 2013 года содержит два новых направления для взаимодействия: проблема гендерного неравенства, инвестиции и предпринимательство (в этой связи в рамках саммита ЕС — CELAC в Сантьяго прошла широкомасштабная встреча представителей власти и бизнеса обоих регионов)25.

Особую роль в достижении общих целей стороны отводят сотрудничеству по трем следующим направлениям:

1) совместная инициатива в области исследований и инновации (нацелена на про-

24 Relations de l'UE avec l'Amérique latine et les Caraïbes. European Union external action official page. URL: http://eeas.europa.eu/lac/index_fr.htm.

25 Там же.

движение стабильности и социальной включенности посредством развития научно-исследовательской деятельности, технологий и инноваций);

2) структурированный диалог ЕС — CELAC по вопросам миграции (представляет собой структуру, обеспечивающую обмен опытом и способствующую укреплению возможностей сторон по противостоянию вызовам, связанным с процессами межрегиональной миграции);

3) механизм координации и сотрудничества по проблеме наркотиков (политический диалог, направленный на борьбу с глобальной проблемой наркомании и отражает общую ответственность сторон)26.

Саммит в Сантьяго стал вехой в развитии межрегиональных отношений, что связано с новым форматом его проведения. Начиная с 2013 г. партнером Европейского Союза на саммитах выступает CELAC (аббревиатура от испанского Comunidad de Estados Latinoamericanos y Caribeños — Сообщество латиноамериканских и карибских государств). Это интеграционное объединение, созданное на общем саммите Группы Рио, Латинской Америки и Карибов по интеграции и развитию (Cumbre de América Latina y el Caribe sobre Integración y Desarrollo (CALC) в феврале 2010 г., впервые включает все 33 государства Америки, за исключением США и Канады27. В контексте взаимодействия с Евросоюзом новообразованное Сообщество призвано играть роль регулярной площадки для согласования позиций стран Латинской Америки и Карибского бассейна на международной арене. Это означает, что теперь Европейский Союз будет вести диалог не с совокупностью стран Латино-Карибского региона, как это было ранее, а с единым партнером, выражающим общую позицию этих стран.

26 Relations de l'UE avec l'Amérique latine et les Caraïbes. European Union external action official page. URL: http://eeas.europa.eu/lac/index_fr.htm.

27 Там же.

Отношения России и Латинской Америки в конкурентной диспозиции на международной арене

Регион Латино-Карибской Америки, по понятным причинам, никогда не являлся приоритетным направлением во внешней политике России. Во второй половине XX века присутствие Советского Союза в регионе ограничивалось тесными отношениями с Кубой, контактами с рядом про-социалистических режимов, а также, начиная с 70-х гг., нерегулярными поставками машинно-технической продукции и реализацией отдельных проектов научно-технического сотрудничества.

После распада СССР руководство Российской Федерации предпринимало неоднократные попытки восстановления торгово-экономических и научно-технологических связей со странами ЛКА, однако успехом увенчалась лишь малая часть предложенных проектов. Тем не менее, к концу 1990-х гг. (благодаря, в частности, активной дипломатии Е. М. Примакова) удалось доказать заинтересованность России в развитии партнерских отношений с государствами региона. По мере укрепления позиций России на международной арене менялось общее восприятие ее латиноамериканцами: отныне Россию, как возрождающийся центр силы, рассматривали в качестве потенциального противовеса влиянию США, способного содействовать достижению равновесия в мире и движению к полицентричной системе международных отношений28.

В настоящее время российские корпорации работают в 20 странах региона29 (наибольшую активность проявляют «Роснефть», «Зарубежнефть», «РусГидро», «ИнтерРАО»,

28 Латинская Америка в современной мировой политике / [отв. ред. В. М. Давыдов]. Ин-т Латинской Америки РАН. М.: Наука, 2009. C. 529, 533.

29 В Латинской Америке растет спрос на российские

инвестиции и технологии // Медиагруппа Вся Россия.

URL: http://www.allrussia.ru/inworld/131205120510.html (дата обращения: 05.12.2013).

«Газпром», РЖД). В последние годы наблюдается значительный рост не только объемов торговли, но и финансовых вложений в хозяйство стран Латино-Карибской Америки. В качестве ключевых партнеров России выступают Аргентина, Бразилия и Венесуэла, товарооборот с которыми колеблется от 1,2 млрд долл. (с Аргентиной) до 5,7 млрд долларов (с Бразилией)30.

Основными направлениями взаимодействия, помимо торговли, являются развитие политического диалога на высшем уровне, а также научно-техническое сотрудничество в таких сферах, как энергетика (в том числе ядерная), космос, авиастроение, строительство объектов транспортной инфраструктуры, горнодобывающая промышленность и металлургия, химическая промышленность и сельское хозяйство. Интерес к российским технологиям проявляют и другие страны региона, например, Мексика, Никарагуа, Чили, Эквадор31.

Немаловажным аспектом взаимодействия становится продвижение академических связей; хотя на данном этапе российские предложения по сотрудничеству в области науки и образования не могут конкурировать с западноевропейскими или североамериканскими, но при определенных условиях данный компонент может стать гораздо более востребованным латиноамериканцами.

Заключение

Проведенный анализ отношений между Европейским Союзом и регионом Латино-Карибской Америки позволяет сделать выводы о том, что к настоящему моменту сторонам удалось выстроить прочную институционально-правовую основу, которая позво-

30 Россия — Латинская Америка // Министерство иностранных дел Российской Федерации: официальный сайт. URL: http://www.mid.ru/bdomp/ns-rlat.nsf/strana (дата обращения: 12.10.2013).

31 В Латинской Америке растет спрос на российские инвестиции и технологии // Медиагруппа Вся Россия. URL: http://www.allrussia.ru/inworld/131205120510.html (дата обращения: 05.12.2013).

ляет не только поддерживать политический диалог и обеспечивать торгово-экономические связи, но также эффективно реали-зовывать совместные гуманитарные и социальные программы. Несмотря на существующие противоречия и проблемы финансирования проектов, стороны не прекращают поиски компромиссов и развивают сотрудничество, взаимодействуя на самых разных уровнях, от экспертного и бизнес-сообщества до глав государств и правительств.

Запустив в 1999 г. механизм многосторонних встреч на высшем уровне, Евросоюз и Латинская Америка, безусловно, совершили значительное продвижение в развитии отношений, подтвердив свое намерение расширить и углубить взаимодействие, переведя его на уровень Межрегиональной Стратегической Ассоциации. Однако следует отметить, что оценки эффективности европейско-латиноамериканского сотрудничества существенно разнятся. Так, в противовес оптимистичным прогнозам, коллектив авторов Центра исследований отношений между ЕС и Латинской Америкой считает, что с момента подписания Декларации в Рио-де-Жанейро в 1999 г. и провозглашения цели построения Межрегиональной Стратегической Ассоциации сторонам так и не удалось наполнить партнерство реальным содержанием, а многочисленные программы сотрудничества не вполне эф-фективны32. Существует мнение, что Европе требуется выработать новую стратегию в отношении Латинской Америки и Карибского бассейна, а пока все более очевидна тенденция отхода от многосторонности в пользу двусторонних отношений ЕС с региональными интеграционными объединениями и отдельными странами33.

32 Le partenariat stratégique Union Européenne Amérique Latine dans un monde en mutation: quelles évolutions et perspectives? Coordonné par Sébastian Santander. CERCAL. № 2. 2007.

33 Malamud Carlos. La Cumbre ALCUE de Madrid y el estado de la relación birregional Europa-América Latina // Real Instituto Elcano. 16.06.2010.

Тем не менее, механизм саммитов представляется важным дипломатическим механизмом сотрудничества двух регионов, который позволяет обеспечить непосредственный контакт между первыми лицами государств, что часто способствует укреплению доверия между странами. Подобным мероприятиям всегда предшествуют многочисленные встречи экспертов, представителей деловых кругов и гражданского общества, в ходе которых обсуждается и согласовывается широкий спектр вопросов, отвечающих взаимным интересам. Более того, саммиты ЕС — ЛКА (а ныне ЕС — CELAC) представляют удобную площадку для двусторонних переговоров между Евросоюзом и отдельными странами или интеграционными объединениями региона ЛКА.

Таким образом, Европейский Союз стремится укрепить свои позиции в Латинской Америке и ограничить проникновение в регион конкурентов в лице бурно развивающегося Китая и России, которая пока, в силу особенностей своей экономики, не входит в число значимых торговых партнеров латиноамериканских государств, но располагает востребованными технологиями и представляет (особенно в рамках Евразийского союза) емкий рынок сбыта продовольственных товаров, что делает ее потенциально перспективным партнером для стран Латинской Америки и Карибского бассейна.

Следует полагать, что возможность дальнейшей реализации Россией своих интересов в регионе Латинской Америки и Карибского бассейна будет зависеть от ее политического веса на мировой арене и занимаемых ею позиций по ключевым вопросам международных отношений, а также от динамики и качества экономического развития страны. Представляется, что положительным тенденциям в указанных областях будет содействовать укрепление Евразийского и Та-

URL: http://www.realinstitutoelcano.org/wps/portal/rielcano/ contenido?WCM_GLOBAL_CONTEXT=/elcano/elcano_es/ zonas_es/ari98-2010.

моженного союзов, что, несомненно, повысит внешнеполитический статус РФ и, как следует ожидать, поспособствует раскрытию ее экономического потенциала. Несмотря на то что на настоящем этапе данное интеграционное объединение сосредоточено, главным образом, на решении внутренних вопросов, уже есть прогнозы, согласно которым в ближайшие годы не исключено появление зоны свободной торговли между ТС и рядом стран Латино-Карибской Америки34.

Список литературы

1. В Латинской Америке растет спрос на российские инвестиции и технологии // Медиа-группа Вся Россия. URL: http://www.allrussia.ru/ inworld/131205120510.html (дата обращения: 05.12.2013).

2. Давыдов В. М. Ветер перемен в Латинской Америке // Россия в глобальной политике, № 6. 2006. URL: http://www.globalaffairs.ru/number/n_7756 (дата обращения: 15.08.2013).

3. Европейская интеграция: учебник / под ред. О. В. Буториной. М.: Изд. Дом «Деловая литература», 2011. — 720 с.

4. Латинская Америка в современной мировой политике / [отв. ред. В. М. Давыдов]. Ин-т Латинской Америки РАН. М.: Наука, 2009. — 581 с.

5. Латинская Америка: испытания демократии. Вопросы политической модернизации. В 2-х частях. Часть 1. М.: ИЛА РАН, 2009. — 264 с.

6. Россия — Латинская Америка // Министерство иностранных дел Российской Федерации: официальный сайт. URL: http://www.mid.ru/bdomp/ns-rlat.nsf/strana (дата обращения: 12.10.2013).

7. Современные международные отношения и мировая политика: учебник / А. В. Торкунов, И. Г. Тюлин, А. Ю. Мельвиль и др.]. Моск. гос. ин-т международных отношений (МГИМО — Университет) МИД России. Отв. ред. А. В. Торкунов. М.: Просвещение, 2005. — 990 с.

34 Malamud Carlos. La Cumbre ALCUE de Madrid y el estado de la relación birregional Europa-América Latina // Real Instituto Elcano. 16.06.2010. URL: http://www.realinstitutoelcano.org/wps/portal/rielcano/ contenido?WCM_GLOBAL_CONTEXT=/elcano/elcano_ es/zonas_es/ari98-2010.

8. Тайар В. М. ЕС — ЛКА: тенденции межрегионального сотрудничества // Латинская Америка. № 8. 2005. С. 24-34.

9. Яковлев П. П. «Эффект джаза»: мировой кризис и Латинская Америка // Перспективы. Фонд исторической перспективы. 16.12.2009. URL: http://www.perspektivy.info/oykumena/ amerika/effekt_dzhaza_mirovoj_krizis_i_latinskaja_ amerika_2009-12-16.htm (дата обращения: 01.08.2013).

10. Cumbre de Cancun 2010 // CELAC: página official. URL: http://www.celac.gob.ve/index.php? option=com_content&view=article&id=27&Itemid =3&lang=es (дата обращения: 16.09.2013).

11. Euro-Latin American Parliamentary Assembly // European Parliament official page. January 2009. URL: http://www.europarl.europa.eu/intcoop/eu-rolat/key_documents/flyer_eurolat_en.pdf (дата обращения: 15.08.2013).

12. EU relations with Latin America // European Union external action official page. URL: http://www.eeas. europa.eu/la/ (дата обращения: 20.07.2013).

13. European Union, Trade in goods with Latin American Countries // European Commission official page. URL: http://trade.ec.europa.eu/doclib/ docs/2006/september/tradoc_113483.pdf (дата обращения: 20.07.2013).

14. Latin America Regional Programming Document 2007-2013 // European Commission official page. 12.07.2007. URL: http://www.eeas.eu-ropa.eu/la/rsp/07_13_en.pdf (дата обращения: 14.08.2013).

15. Le partenariat stratégique Union Européenne Amérique Latine dans un monde en mutation: quelles évolutions et perspectives? Coordonné par Sébastian Santander. — Bruxelles: Centre d'Etude des Relations entre l'Union Européenne et l'Amérique Latine (CERCAL). № 2. 2007.

16. Malamud Carlos. La Cumbre ALCUE de Madrid y el estado de la relación birregional Europa-América Latina // Real Instituto Elcano página oficial. 16.06.2010. URL: http://www.realinstitutoelcano. org/wps/portal/rielcano/contenido?WCM_GLOBAL_ CONTEXT=/elcano/elcano_es/zonas_es/ari98-2010 (дата обращения: 14.07.2013).

17. Relations de l'UE avec l'Amérique latine et les Caraïbes // European Union external action official page. URL: http://eeas.europa.eu/lac/index_fr.htm (дата обращения: 18.07.2013).

18. The European Union and Latin America: Global Players in Partnership. Communication from the Commission to the European Parliament and the Council. Brussels, 30.09.2009 // European Union external action official page. URL: http://www. eeas.europa.eu/la/docs/com09_495_en.pdf (дата обращения: 16.08.2013).

Treaty establishing the European Economic Community, Rome, 25 March 1957 // Hellenic Resources Network. URL: http://www.hri.org/docs/Ro-me57/ (дата обращения: 02.05.2013). Treaty on European Union (The Maastricht Treaty), Maastricht, 7 February 1992 // Eurotreaties. URL: http://www.eurotreaties.com/maastrichteu. pdf (дата обращения: 02.05.2013).

19

20

E. Yakubova, Undergraduate of Theory and History of the international Relations Chair, Humanities and Social Science Faculty, Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, [email protected]

INSTITUTIONAL AND LEGAL FOUNDATION OF EUROPEAN-LATIN AMERICAN COOPERATION IN CONTEXT OF INTERNATIONAL COMPETITION

The paper examines the main stages in the development of cooperation between the European Union and the countries of Latin America and the Caribbean in context of international competition. The paper highlights the key documents that constitute the legal framework for interregional cooperation, mechanisms of cooperation and the main areas for competition. Marked the main problems arising in the course of constructing the interregional association. Despite the differences in views on a number of key issues in international relations, the European Union and Latin America share a common system of democratic values, based on the principle of multipolarity. The author reveals the importance of the relations between the LCA and the EU in the context of international competitive disposition. In this context, the article also discusses the perspectives of cooperation LCA and Russia. Keywords: European Union, Latin America and the Caribbean, international cooperation, international competition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.