Юриспруденция
УДК 34
DOI 10.21661/r-519121
Цыганков Д.С., Буряков В.Н.
Россия в современном мире. Значение Федеральной службы войск национальной гвардии в поддержании мира и безопасности
Аннотация
В статье рассматривается российская нормативная направленность поддержания международного мира и безопасности, формирование профиля многополярного мира, сотрудничества и совместного планирования стратегической стабильности, формат обеспечения общественной безопасности и общественного порядка Росгвардией.
Ключевые слова: межнациональное согласие, социальная стабильность, поддержание межгосударственной безопасности, формирование профиля многополярного мира, внешняя политика РФ, внутреннее единство российского общества, религиозная терпимость, сбалансированная деятельность органов исполнительной власти, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации..
Tsygankov D. S., Buryakov V. N.
Russia in the Modern World. The Importance of the Federal National Guard Service in Maintaining Peace and Security
Abstract
The article deals with the Russian normative orientation towards maintaining international peace and security, formation of a multipolar world model, cooperation and joint planning of strategic stability, and the forms of ensuring public security and public order by Rosgvardiya.
I Keywords: maintenance of interstate security, formation of a multipolar world model, foreign policy of Russia, internal unity of the Russian society, social stability, international harmony, religious tolerance, balanced activity of Executive authorities, Federal service of the national guard troops of the Russian Federation.
Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории [1, п. 3 ст. 4]. Являясь правовым государством, Российская Федерация реализует собственные национальные интересы и объективно значимые потребности личности и общества путем обеспечения их защищенности и устойчивого развития [6, п. 2 п. 6]. Российское правовое поле и его особый нормативный инструментарий ориентирован на поддержание межгосударственной безопасности, формирование профиля многополярного мира, сбалансированное применение эффективных мер для предотвращения и устранения угрозы мира [2, п. 1 ст. 1]. Российская Федерация -ключевой и надежный участник международных от-
ношений, о чем свидетельствует наличие широкого спектра международных договоров и соглашений, основанных на взаимном уважении и согласии, сотрудничестве и совместном планировании стратегической стабильности, а также системном совершенствовании и позитивной трансформации межгосударственных форм диалога на всех уровнях.
О наиболее характерных примерах позитивной направленности российских государственных взглядов свидетельствует ее особый статус, статус в качестве участника в 21 международной организации, например:
- Объединённых Наций (созданной в благородных целях поддержания международных мира и безопасности с 24 октября 1945 года);
Legal studies
- Договора о коллективной безопасности (ключевые цели - укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита независимости, целостности и суверенитета с 15 мая 1992 года);
- Шанхайская организация сотрудничества (функционирует с 14 июня 2001 года, сущность - формирование акватории межгосударственных:
доверия и добрососедства;
беспрецедентного сотрудничества во всех областях;
демократизации и справедливости;
- Содружество Независимых Государств (регулятивные функции на уровне межгосударственных отношений некоторых бывших участников СССР, функционирует с 8 декабря 1991 года);
- и другие.
В целях защиты национальных интересов Россия проводит открытую, рациональную и прагматичную внешнюю политику, исключающую затратную конфронтацию [6, п. 27]. Системная трансформация российского правового поля направлена на реализацию и постоянное совершенствование механизмов обеспечения, соблюдения, защиты прав и свобод человека и гражданина в целях улучшения качества жизни и приумножения человеческого капитала. Для предотвращения угроз национальной безопасности Российская Федерация сосредоточивает усилия на укреплении внутреннего единства российского общества, обеспечении социальной стабильности, межнационального согласия и религиозной терпимости, устранении структурных дисбалансов в экономике и ее модернизации, повышении обороноспособности страны [6, п. 26].
В Российской Федерации функционирует совершенная, независимая и самостоятельная структура исполнительной власти, наделенная государственно-властными полномочиями, позволяющая успешно реализовывать политические, военные, организационные, социально-экономические, информационные, правовые и иные меры, направленные на противодействие угрозам национальной безопасности и удовлетворение национальных интересов [6, аб. 4 ст. 6], иными словами, осуществлять оборону и все виды государственной безопасности. Конституционный инструментарий закрепления фундаментальных основ разделения властей и множественность трактовок понятия «исполнительной власти» как в отечественных, так и зарубежных источ-никовых ресурсах не содержит общего понимания и сущности исполнительной власти. Многоуровневый формат и нормативная логика деятельности российской исполнительной власти позволяют реализовывать функции государственного управления во всех сферах общественной жизнедеятельности (культура, национальная безопасность, социальная, экономика и т. п.) с выражением государственных интересов, воли. Базовый характер исполнительной власти заключается в действиях от имени государства, применении в рамках собственной компетенции властных полномочий. Особый характер сбалансированной деятельности органов исполнительной власти регламентирует возможность реализации управленческих функций путем издания и принятия
административно-правовых актов, а также применению беспрецедентной легитимной архитектуры государственных мер административного принуждения.
Еще в 2016 году, в целях совершенствования государственного управления в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, Президентом РФ была одобрена обновленная динамическая архитектура исполнительной власти, содержащая уникальную и беспрецедентную структуру - Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности, в сфере частной детективной деятельности и в сфере вневедомственной охраны [5, ст. 1], ставшей правопреемником внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации [3, п. 1] с особым нормативным форматом обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина.
Системообразующие характеристики Росгвардии как мощнейшего Федерального органа исполнительной власти, предопределяют реализацию собственно беспрецедентного потенциала войсками национальной гвардии, путем формирования:
- подразделений центрального аппарата Росгвардии;
- территориальных органов Росгвардии;
- воинских частей войск национальной гвардии;
- подразделений (органов) войск национальной гвардии, в которых проходят службу лица, имеющие специальные звания полиции;
- организаций войск национальной гвардии [5, ст. 2].
Применение легитимного правового и силового
инструментария в рамках реализации возлагаемых задач и полномочий Росгвардия осуществляет в целях упрочения позиций Российской Федерации как одного из влиятельных центров современного мира [4, ст. 3], во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти [7]. При осуществлении форматов обеспечения общественной безопасности и общественного порядка Росгвардией создан и осуществляется комплекс мероприятий по обеспечению взаимодействия с органами исполнительной власти, координации и обмена информацией, а также обмена опытом при проведении совместных мероприятий различного характера. Центральный аппарат - высокоорганизованная профессиональная структура, безальтернативная деятельность которой позволяет устойчиво балансировать государству как в рамках международных отношений при реализации функций обеспечения международного мира и безопасности, так и во внутригосударственных секторах формирования архитектуры национальной безопасности. Радиальная деятельность Росгвардии позволяет успешно противодействовать:
- введению «новых политических тяжеловесов»-оп-позиционеров (часто под прикрытием негосударствен-
Interactive science | 12 (46) • 2019
53
Юриспруденция
ных фондов) и финансирования их деятельности для планомерного вовлечения населения регионов в противостояние действующей государственной власти;
- созданию «дорожных карт» распределения финансовых потоков для поддержания сектора общественных объединений, фондов и иных структур, формирующих «фальшивое», «нужное» представление граждан для западных игроков, с изменчивой, протест-но выраженной идейной траекторией восприятия;
- динамическому вовлечению протестно настроенного населения, контингента с низким доходом, освободившихся из мест лишения свободы, наркозависимых, радикально настроенной молодёжи и иных социальных слоев в экстремистскую и террористическую деятельность с прогнозируемым социально-негативным результатом;
- планомерному воздействию на иерархию исполнительной власти путём негласного стимулирования,
поощрения принимаемых непопулярных и негативных решений в сферах образовательной деятельности и фундаментальных научных исследований и, наоборот, полного отрицания осуществления конструктивной политики в указанных отраслях [8];
- и иным.
Таким образом, особый характер выполняемых функций регулятивного характера исполнительной властью предопределяет необходимость изучения и постоянной системной оптимизации всей структуры федеральных органов исполнительной власти, совершенствования правовой основы ее организации, широкоформатной деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации в целях реализации вопросов стратегического планирования и развития, гармонизации межгосударственных и внутрисистемных отношений, а также формирования заданных уровней государственной безопасности.
Литература
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 дек. 2008 г. №6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. №7-ФКЗ, от 5 февр. 2014 г. №2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. №11-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2014. - №31.
2. Устав Организации Объединенных Наций // Действующее международное право: в 3 т. / сост. Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. - Т. 1. - М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1999.
3. Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации: указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г. №157 // СЗ РФ. - 2016. - №157.
4. Концепция внешней политики Российской Федерации: утв. Указом Президента РФ от 30 ноя. 2016 г. №640 // СЗ РФ. - 2016. - №6.
5. О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации: указ Президента РФ от 30 сент. 2016 г. №510 // Собрание законодательства РФ. - 2016. - №41.
6. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 дек. 2015 №683 // СЗ РФ. - 2016. - №1 (ч. II).
7. О системе федеральных органов исполнительной власти: указ Президента РФ от 15 мая 2018 №215 // СЗ РФ. -2004. - №11.
8. Тарасов Д.Ю. Концептуализация военного профессионального образования в изменяющемся пространстве России / Д.Ю. Тарасов, В.Н. Буряков, Е.С. Герман [и др.] // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - №1 (56). - С. 208-211.
References
1. (2014). Konstitutsiia Rossiiskoi Federatsii (priniata vsenarodnym golosovaniem 12 dek. 1993 g.) (s uchetom popravok, vnesennykh Zakonami RF o popravkakh k Konstitutsii RF ot 30 dek. 2008 g. 6-FKZ, ot 30 dek. 2008 g. 7-FKZ, ot 5 fevr. 2014 g. 2-FKZ, ot 21 iiulia 2014 g. 11-FKZ). SZ RF, 31.
2. (1999). Ustav Organizatsii Obedinennykh Natsii. Deistvuiushchee mezhdunarodnoe pravo, T. 1.
3. (2016). Voprosy Federal'noi sluzhby voisk natsional'noi gvardii Rossiiskoi Federatsii: ukaz Prezidenta RF ot 5 aprelia 2016 g. 157. SZ RF, 157.
4. (2016). Kontseptsiia vneshnei politiki Rossiiskoi Federatsii: utv. Ukazom Prezidenta RF ot 30 noia. 2016 g. 640. SZ RF, 6.
5. (2016). O Federal'noi sluzhbe voisk natsional'noi gvardii Rossiiskoi Federatsii: ukaz Prezidenta RF ot 30 sent. 2016 g. 510. Sobranie zakonodatel'stva RF, 41.
6. (2016). O Strategii natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii: ukaz Prezidenta RF ot 31 dek. 2015 g. 683. SZ RF, 1 (ch. II).
7. (2004). O sisteme federal'nykh organov ispolnitel'noi vlasti: ukaz Prezidenta RF ot 15 maia 2018 215. SZ RF, 11.
8. Tarasov, D. Iu., Buriakov, V. N., & German, E. S. (2016). Kontseptualizatsiia voennogo professional'nogo obrazovaniia v izmeniaiushchemsia prostranstve Rossii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniia, 1 (56), 208-211.