Научная статья на тему 'ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ'

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3836
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / STATE / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / ДИАЛОГОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / DIALOGUE COMMUNICATION / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА / POLITICAL SPHERE / ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ / PUBLIC LIFE / ФОРМЫ / FORMS / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фетюков Ф.В.

Предметом исследования являются формы взаимодействия государства и гражданского общества в политической сфере общественной жизни. Цель исследования состоит теоретической систематизации обозначенных форм взаимодействия на основе анализа общественно-политической практики и системы законодательства Российской Федерации. Автор исходит из идеи диалоговой коммуникации, практическая реализация которой обусловливает эффективность взаимодействия государства и гражданского общества на современном этапе развития общественных отношений. В результате исследования автор приходит к выводу о том, взаимодействие государства и гражданского общества в политической сфере проявляется: в процессе формирования законодательных (представительных) органов государственной власти всех уровней и выборов президента, в процессе осуществления государственными органами своих функций и в процессе контроля со стороны гражданского общества за осуществлением функций государственных органов. Взаимодействие государства и гражданского общества в ходе каждого из приведенных процессов проявляется в специфических формах. При этом экспертно-консультационная форма взаимодействия является самостоятельной. Самостоятельными направлениями (видами) взаимодействия государства и гражданского общества в политической сфере выступают информационное взаимодействие и взаимодействие в процессе обеспечения национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Фетюков Ф.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF INTERACTION BETWEEN STATE AND CIVIL SOCIETY IN THE POLITICAL SPHERE OF PUBLIC LIFE

The subject of the research is the forms of interaction between the state and civil society in the political sphere of public life. The purpose of the research is the theoretical systematization of the specified forms of interaction on the basis of the analysis of social and political practice and the system of legislation of the Russian Federation. The author proceeds from the idea of dialogue communication, the practical implementation of which determines the effectiveness of interaction between the state and civil society at the present stage of development of social relations. As a result of the study, the author comes to the conclusion that the interaction of the state and civil society in the political sphere is manifested: in the process of formation of legislative (representative) bodies of state power at all levels and presidential elections, in the process of implementation of their functions by state bodies and in the process of control by civil society over the implementation of the functions of state bodies. The interaction of the state and civil society in each of these processes is manifested in specific forms. At the same time, the expert Advisory form of interaction is independent. Independent directions (types) of interaction between the state and civil society in the political sphere are information interaction and interaction in the process of ensuring national security.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ»

УДК 34.096

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Фетюков Ф.В., Уральский государственный юридический университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация, fetukov@inbox. ru

Предметом исследования являются формы взаимодействия государства и гражданского общества в политической сфере общественной жизни. Цель исследования состоит теоретической систематизации обозначенных форм взаимодействия на основе анализа общественно-политической практики и системы законодательства Российской Федерации.

Автор исходит из идеи диалоговой коммуникации, практическая реализация которой обусловливает эффективность взаимодействия государства и гражданского общества на современном этапе развития общественных отношений.

В результате исследования автор приходит к выводу о том, взаимодействие государства и гражданского общества в политической сфере проявляется: в процессе формирования законодательных (представительных) органов государственной власти всех уровней и выборов президента, в процессе осуществления государственными органами своих функций и в процессе контроля со стороны гражданского общества за осуществлением функций государственных органов. Взаимодействие государства и гражданского общества в ходе каждого из приведенных процессов проявляется в специфических формах. При этом экс-пертно-консультационная форма взаимодействия является самостоятельной. Самостоятельными направлениями (видами) взаимодействия государства и гражданского общества в политической сфере выступают информационное взаимодействие и взаимодействие в процессе обеспечения национальной безопасности.

Ключевые слова: государство, гражданское общество, диалоговая коммуникация, взаимодействие, политическая сфера, общественная жизнь, формы, национальная безопасность, информация.

DOI: 10.21779/2224-0241-2018-25-1-35-42

UDC 34.096

FORMS OF INTERACTION BETWEEN STATE AND CIVIL SOCIETY IN THE POLITICAL SPHERE

OF PUBLIC LIFE

Fetyukov F.V., Ural State Law University, Yekaterinburg, Russian Federation, fetukov@inbox.ru

The subject of the research is the forms of interaction between the state and civil society in the political sphere of public life. The purpose of the research is the theoretical systematization of the specified forms of interaction on the basis of the analysis of social and political practice and the system of legislation of the Russian Federation.

The author proceeds from the idea of dialogue communication, the practical implementation of which determines the effectiveness of interaction between the state and civil society at the present stage of development of social relations.

As a result of the study, the author comes to the conclusion that the interaction of the state and civil society in the political sphere is manifested: in the process of formation of legislative (representative) bodies of state power at all levels and presidential elections, in the process of implementation of their functions by state bodies and in the process of control by civil society over the implementation of the functions of state bodies. The interaction of the state and civil society in each of these processes is manifested in specific forms. At the same time, the expert Advisory form of interaction is independent. Independent directions (types) of interaction between the state and civil society in the political sphere are information interaction and interaction in the process of ensuring national security.

Key words: state, civil society, dialogue communication, interaction, political sphere, public life, forms, national security, information.

DOI: 10.21779/2224-0241-2018-25-1-35-42

Анализ практики взаимодействия государства и гражданского общества на современном этапе развития общественных отношений показывает, что это взаимодействие строится на основе диало-

говой коммуникации между государственными органами, учреждениями, иными государственными организациями, с одной стороны, и гражданами, общественными объединениями, институтами

гражданского общества, с другой стороны, в каждой из сфер общественной жизни.

Практическая реализация идеи диалоговой коммуникации является условием эффективности взаимодействия государства и гражданского общества на современном этапе развития общественных отношений. Эффективность взаимодействия состоит в достижении целей и решении задач государства и гражданского общества, при которых удовлетворяются интересы государственной власти, а также частные и корпоративные интересы гражданского общества. Реализация идеи диалоговой коммуникации в правотворчестве и в процессе реализации права позволяет добиться эффективности взаимодействия государства и гражданского общества за счет взаимопонимания и готовности к ограничению взаимных притязаний участников коммуникации, совместного поиска и реализации оптимального варианта решения тех или иных задач.

Поскольку и государство, и гражданское общество являются сторонами (срезами) общества в целом, постольку они оказываются вовлеченными во все сферы общественной жизни. В науке принято выделять экономическую, социальную, политическую и духовную сферы общественной жизни. Однако предмет настоящего исследования ограничивается формами взаимодействия государства и гражданского общества лишь в политической сфере общественной жизни.

Как правило, взаимодействие государства и гражданского общества в политической сфере проявляется:

- в процессе формирования законодательных (представительных) органов государственной власти всех уровней и выборов президента;

- в процессе осуществления государственными органами своих функций;

- в процессе контроля со стороны гражданского общества за осуществлением функций государственных органов.

В процессе формирования законодательных (представительных) органов государственной власти всех уровней и выборов президента взаимодействие государства гражданского общества осуществляется в двух формах: 1) подготовки и проведения выборов и 2) совместномконтроле за их подготовкой и проведением.

В рамках первой формы взаимодействие проявляется в привлечении граждан к работе избирательных комиссий на время выборов (на возмездной основе), а также в непосредственном голосовании граждан.

Вместе с тем на ход и результат выборов напрямую влияет контроль за соблюдением избирательного законодательства, как во время предвыборной кампании, так и во время проведения выборов. Усилия в этом направлении предпринимаются не только избирательными комиссиями, но и представителями гражданского общества. Так, Федеральный закон от 26.11.1996 г. №138-ФЗ [1] устанавливает право на общественный контроль за подготовкой и проведением выборов членами избира-

тельных комиссий с правом совещательного голоса (они направляются кандидатами, избирателями, избирательными и иными общественными объединениями), а также общественными наблюдателями (глава IV Федерального закона).

Взаимодействие государства и гражданского общества в процессе осуществления функций государственных органов проявляется в различных формах участия в этом процессе граждан (как лично, так и в составе общественных объединений) и негосударственных организаций.

Взаимодействие государства и гражданского общества в процессе контроля за деятельностью государственных органов становится возможным благодаря развитию форм общественного контроля, предусмотренных Федеральным законом «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» [2]: общественный мониторинг, общественная проверка, общественная экспертиза, общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания (часть 1 статьи 18). Одним из принципов общественного контроля (статья 6) является принцип многообразия его форм, поэтому общественный контроль может осуществляться и в иных формах, не противоречащих указанному Федеральному закону. К примеру, выше мы упоминали об общественном контроле за подготовкой и проведением выборов.

Взаимодействие государства и гражданского общества в процессе контроля за деятельностью государственных органов осуществляется в форме рассмотрения государственными органами, осуществляющими контрольную функцию, результатов общественного контроля и принятия на их основе определенных мер реагирования. Следует отметить, что механизм взаимодействия в такой форме получил закрепление в ст. 6, 16 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Как показывает практика, такая форма взаимодействия весьма эффективна. К примеру, в последнее время активно обсуждается деятельность Общероссийской общественной организации «Общероссийский народный фронт» (ОНФ) , лидером которой является Президент Российской Федерации В. В. Путин. В ежегодном Послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года Президент отметил: «На недавнем форуме Общероссийского народного фронта приводились примеры, когда деньги вкладываются в помпезные здания или когда стоимость однотипных объектов, хочу это подчеркнуть, именно однотипных, отличается в разы даже в соседних регионах» [4]. Проверка Счетной палаты РФ инвестиционных трат Пенсионного фонда России на строительство и ремонт зданий региональных отделений подтвердила многочисленные факты неэффективного расходо-

* По мнению Г.А. Чупиной, создание ОНФ запускает механизм реального народовластия: общество приобретает возможность быть источником властных решений и контролировать их осуществление [3].

вания средств, выявленные активистами Общероссийского народного фронта [5].

Самостоятельной формой взаимодействия государства и гражданского общества в политической сфере общественной жизни выступает экс-пертно-консультационная форма. Взаимодействие государства и гражданского общества в этой форме реализуется за счет создания и деятельности общественных советов при государственных органах, научно-консультативных советов, экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи, а также за счет привлечения общественных экспертов или экспертных комиссий к проведению общественной экспертизы.

Деятельность общественных советов направлена на учет потребностей и интересов граждан, защиту прав и свобод граждан и прав общественных объединений при осуществлении государственной власти теми государственными органами, при которых они действуют. Достижение этих целей обеспечивается привлечением граждан и общественных объединений к обсуждению наиболее актуальных вопросов деятельности государственных органов, в том числе к разработке и обсуждению проектов нормативных правовых актов, связанных с их деятельностью. Общественные советы являются связующим звеном между гражданами, общественными объединениями и государственными органами. С одной стороны, они обеспечивают доведение общественных инициатив до государственных органов, с другой - информируют граждан и общественные организации о деятельности государственных органов (в том числе о результатах общественного контроля).

К примеру, Общественный совет при МВД (и общественные советы при территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации) [6; 7] сформирован на основе добровольного участия в его деятельности граждан, членов общественных объединений и организаций, является совещательным органом, решения которого носят рекомендательный характер. Целями деятельности Общественного совета при МВД, в частности, являются обеспечение согласования общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, а также решение наиболее важных вопросов деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, в том числе полиции (ч. 1 Положения об Общественном совете МВД). Подобные общественные советы созданы и действуют при Министерстве финансов Российской Федерации [8], Федеральной таможенной службе [9], Министерстве спорта Российской Федерации [10] и других органах государственной власти федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации.

Научно-консультативные советы созданы при судебных органах [11; 12; 13], государственных органах исполнительной власти [14; 15], Генеральной прокуратуре Российской Федерации [16]. Они призваны разрабатывать научно-обоснованные

рекомендации по вопросам совершенствования деятельности соответствующих государственных органов, предложения по совершенствованию законодательства, а также содействовать их деятельности в иных формах на основе использования специальных знаний.

Одним из условий повышения качества судебной деятельности является высокая квалификация судей. В связи с этим особое внимание должно уделяться процедуре приема квалификационного экзамена на должность судьи. Естественно, что без привлечения представителей высококвалифицированного юридического сообщества, обладающих глубокими теоретическими знаниями и опытом практической деятельности, определить профессиональную компетентность кандидата на должность судьи невозможно. Поэтому в состав экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи наряду с представителями судебной системы входят преподаватели юридических дисциплин образовательных организаций высшего образования, научные работники, имеющие ученую степень кандидата юридических наук или доктора юридических наук, а также представители общероссийских общественных объединений юристов [17].

Вместе с тем, взаимодействие гражданского общества и государства в экспертно-консультационной форме проявляется также при проведении общественной экспертизы актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов, действий (бездействия) государственных органов на предмет их законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. В случаях, когда проведение общественной экспертизы является обязательным в соответствии с требованием Федерального закона, государственный орган (организатор общественной экспертизы) привлекает к ее проведению специалиста в соответствующей области знаний (общественного эксперта) либо формирует экспертную комиссию и поручает проведение экспертизы ей [18].

Отдельного рассмотрения заслуживает информационное взаимодействие государства и гражданского общества в политической сфере общественной жизни.

Информация в современном мире - продукт массового потребления: производство, распространение и обмен информацией обусловливают социальное развитие, обеспечивают взаимодействие граждан и организаций с государственными органами. Средства массовой информации, рассматриваемые в институциональном аспекте как часть гражданского общества, играют одну из ключевых ролей в политической сфере общественной жизни: они обеспечивают диалог граждан, общества и государства [19, с. 12]. Как было отмечено в одной из научных статей, такой диалог представляет собой непрерывный, постоянно развивающийся и совершенствующийся коммуникативный про-

цесс, в который вовлечены как представители всех уровней власти, так и рядовые граждане [20, с. 137].

Универсальной средой, в которой осуществляется коммуникация между государством и гражданским обществом, выступает информационно-телекоммуникационная сеть Интернет. Использование Интернета позволяет повысить степень доверия граждан к государственной власти за счет обеспечения информационной прозрачности (транспарентности) деятельности государственных органов, а также внедрять новые формы контроля деятельности государственных органов со стороны гражданского общества.

Информационно-телекоммуникационные технологии, применяемые в Интернете, в настоящее время широко используются также в процессе государственного управления. Их использование преобразует односторонний процесс властного воздействия государства на общественные отношения в двусторонний процесс взаимодействия государства и гражданского общества, который принято обозначать терминами «электронное правительство», «электронное государство» или «электронная демократия». Например, О.Н. Демушина определила электронное государство как совокупность методов воздействия государственных органов на общество с помощью информационно-телекоммуникационных технологий и обратную связь общества, его реакцию на действия власти с помощью электронных средств коммуникации [21, с. 115].

Идея основанной на развитии информационно-телекоммуникационных технологий коммуникации между государством и гражданским обществом прослеживается в ряде программных документов Российской Федерации. Так, целью подпрограммы «Информационное государство» государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» [22] является повышение уровня взаимодействия граждан, организаций и государства на основе информационных и телекоммуникационных технологий. Достигнуть этой цели планируется за счет повышения качества предоставления государственных услуг посредством их перевода в электронный вид, развития сервисов на основе информационных технологий для упрощения процедур взаимодействия и коммуникации общества и государства, создания и развития электронных сервисов в области здравоохранения, образования, науки и культуры, а также за счет решения ряда иных задач. Вместе с тем, одним из принципов развития информационного общества, изложенных в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации [23], выступает партнерство государства, бизнеса и гражданского общества. Кроме того, доктриной информационной безопасности Российской Федерации [24] предусмотрены мероприятия по привлечению граждан, организаций и общественных объединений к оказанию содействия государственным органам в решении проблем обеспечения

информационной безопасности Российской Федерации.

Как представляется, информационное взаимодействие государства и гражданского общества в политической сфере общественной жизни осуществляется в следующих формах:

1. Информирование общества о ходе и результатах деятельности государственных органов. Со стороны гражданского общества субъектами взаимодействия в данном случае выступают представители различных средств массовой информации (радио, телевидение, пресса, интернет-издания), со стороны государства - официальные представители, руководители государственных органов, пресс-секретари и руководители пресс-служб государственных органов. Информирование о ходе и результатах деятельности государственных органов может иметь различные формы: интервьюирование, пресс-релизы, пресс-конференции, выступления в прямом эфире по радио и телевидению, размещение информации на официальных сайтах государственных органов и др. Особо важным является предоставление гражданам правовой информации. На решение этой задачи направлено функционирование официального интернет-портала правовой информации http://www.pravo.gov.ru, являющегося источником официального опубликования нормативных правовых актов, а также размещение на официальных сайтах судебных органов принимаемых ими судебных актов.

2. Участие гражданского общества в выработке государственными органами управленческих решений, совершенствовании деятельности государственных органов, а также в обсуждении проектов нормативных правовых актов посредством информационно-телекоммуникационных технологий. Эффективность данной формы информационного взаимодействия обусловлена активностью граждан, поскольку именно она инициирует это взаимодействие.

В настоящее время существуют два интернет-проекта, позволяющие гражданскому обществу участвовать в выработке государственными органами управленческих решений, совершенствовании деятельности государственных органов. Причем первый создан и функционирует за счет частных средств граждан и организаций, а второй - за счет средств государственного бюджета.

Интернет-проект «Демократор» позволяет гражданам (пользователям) заявить на соответствующем сайте о социально-значимой проблеме или инициативе, публично обсуждать их важность. При поддержке заявленной проблемы, инициативы более чем одной тысячью пользователей, оформляется коллективное обращение (петиция) в компетентный государственный орган. Подготовленный ответ размещается на интернет-ресурсе http://democrator.ru. При этом пользователи имеют возможность оценить ответ на петицию. Эти оценки учитываются при формировании рейтинга государственных органов.

Позднее во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 4 марта 2013 года № 183 [25] был создан интернет-проект «Российская общественная инициатива». На соответствующем портале размещаются общественные инициативы граждан Российской Федерации: предложения по вопросам социально-экономического развития страны, совершенствования государственного и муниципального управления. Если общественная инициатива набирает в поддержку необходимое количество голосов (на федеральном уровне и в субъектах РФ, численностью населения более 2 млн. человек - не менее ста тысяч голосов, на уровне субъектов РФ, численностью населения менее 2 млн. человек, и муниципальном уровне - не менее 5% от численности зарегистрированного населения), то она направляется для рассмотрения в экспертную рабочую группу федерального, регионального или муниципального уровня. В срок не более двух месяцев со дня направления общественной инициативы соответствующая рабочая группа принимает мотивированное решение о реализации или отклонении инициативы, которое размещается на портале [26].

Участие гражданского общества в обсуждении проектов нормативных правовых актов также обусловлено использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Общественное обсуждение проекта нормативного правового акта предполагает ознакомление граждан с его текстом (а также с текстами пояснительной записки и финансово-экономического обоснования) на специальном портале. В настоящее время действует федеральный портал проектов нормативных правовых актов (http://regulation.gov.ru/), на котором размещается информация о подготовке федеральными государственными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения. По результатам ознакомления гражданам предоставляется возможность направить замечания и предложения по проекту нормативного правового акта.

Чрезвычайно важным направлением взаимодействия государства и гражданского общества в политической сфере общественной жизни выступают общественные отношения, возникающие в процессе обеспечения национальной безопасности. Особенность этого направления взаимодействия обусловлена разнообразием внешних и внутренних угроз, содержание и количество которых время от времени меняются. Обобщение однородных угроз позволяет классифицировать национальную безопасность на виды: экологическая, продовольственная, информационная, экономическая, духовно-нравственная, военная и др.

Разумеется, определяющая роль в процессе обеспечения национальной безопасности принадлежит государству. Однако многообразие и активность угроз требуют участия в процессе обеспечения национальной безопасности гражданского общества. Непосредственная включенность гражданского общества в общественные отношения внутри

различных областей позволяет эффективно оценивать, предупреждать или устранять угрозы. Поэтому одним из принципов обеспечения безопасности является взаимодействие органов государственной власти с общественными объединениями и гражданами [27].

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (далее - стратегия) [28], являющаяся базовым документом планирования системы мер обеспечения национальной безопасности, также исходит из необходимости конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства (п. 4).

Участие гражданского общества в процессе обеспечения национальной безопасности может иметь различные формы. Так, например, участие в процессе обеспечения экологической безопасности проявляется в форме деятельности международных общественных объединений («Гринпис», Фонд дикой природы, «Зеленый Крест»), которые получают средства международных неправительственных организаций, активно выступающих против антиэкологических международных и внутригосударственных действий и при необходимости сигнализирующих о них миру [29, с. 241]. Вместе с тем, в Российской Федерации одной из задач, обеспечивающих достижение стратегической цели государственной политики в области экологического развития, также является эффективное участие граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности [30].

Немаловажной формой участия гражданского общества в процессе обеспечения экологической безопасности является общественная экологическая экспертиза [31]. Наряду с государственной экологической экспертизой общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных объединений, а также по инициативе органов местного самоуправления зарегистрированными в установленном законом порядке общественными объединениями, основным направлением деятельности которых, в соответствии с их уставами, является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы. При этом подготовленное по результатам общественной экологической экспертизы заключение направляется федеральному органу исполнительной власти в области экологической экспертизы или органу государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему государственную экологическую экспертизу, и получает юридическую силу (учет при проведении государственной экологической экспертизы, предъявление заключения в органы государственной власти, заинтересованным лицам и др.) после регистрации его соответствующим органом государственной власти.

Участие гражданского общества в процессе обеспечения информационной безопасности заключается в принятии мер по защите информации и информационных систем, представляющих коммерческую ценность, самими владельцами информации. Дело в том, что угроза информационной безопасности государства может возникнуть даже тогда, когда она направлена на частные структуры (например, банковский сектор экономики). Вполне естественно, что государство не в состоянии и не

должно брать абсолютно все аспекты информационной безопасности под свой контроль. Государство призвано обеспечить информационную безопасность государственных и муниципальных структур, прав и свобод граждан и структур гражданского общества, создать правовые условия для обеспечения информационной безопасности предпринимательской деятельности [29, с. 342].

Литература

1. Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления: федер. закон Рос. Федерации от 26нояб.1996 г. № 138-ФЗ: в ред. от 4 июня 2014 г. // Рос. газ. 1996. № 232. 4 дек.

2. Об основах общественного контроля в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ // Рос. газ. 2014. № 163. 23 июля.

3. Чупина Г.А. Народ и власть: от оппозиции к диалогу // На пороге XXI века. Актуальные проблемы современной России: сб. ст. / под ред. проф. Г.А. Чупиной. Екатеринбург: Уральский рабочий, 2012. С. 103-110.

4. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 дек. 2014 г. // Рос. газ. 2014. № 278. 5 дек.

5. URL: http://onf.ru/category/results/ (дата обращения: 23.08.2015).

6. Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах: указ Президента Рос. Федерации от 23 мая 2011 г. № 668 // Рос. газ. 2011. № 113. 27 мая.

7. Об утверждении Положения об Общественном совете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации: указ Президента Рос. Федерации от 28 июля 2011 г. № 1027 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 31, ст. 4712.

8. Об Общественном совете при Министерстве финансов Российской Федерации: приказ Минфина России от 8 апр. 2011 г. № 139: в ред. от 25 нояб. 2014 г.: документ опубликован не был.

9. Об утверждении Положения об Общественном совете при ФТС России: приказ ФТС России от 10 дек. 2014 г. № 2410: документ опубликован не был.

10. Об Общественном совете при Министерстве спорта Российской Федерации: приказ Минспор-та России от 2 июля 2013 г. № 514: в ред. от 10 нояб. 2014 г.: документ опубликован не был.

11. О Верховном Суде Российской Федерации: федер. конституционный закон Рос. Федерации от 5 февр.2014 г. № 3-ФКЗ: в ред. от 4 нояб. 2014 г. // Рос. газ. 2014. № 27. 7 февр.

12. Положение о научно-консультативном совете при Суде по интеллектуальным правам: утв. приказом Председателя Суда по интеллектуальным правам от 20 марта 2013 г. № СП-18/7.

13. Положение о Научно-консультативном совете при Арбитражном суде Поволжского округа: утв. приказом председателя Арбитражного суда Поволжского округа от 29 нояб. 2014 г. № 04-04/370-1.

14. Об утверждении Положения о Научно-консультативном совете при Министерстве юстиции Российской Федерации по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма: приказ Минюста РФ от 22 июля 2009 г. № 224 // Рос. газ. 2009. № 141. 31 июля.

15. О Научно-консультативном совете при Федеральной службе судебных приставов: приказ ФССП России от 11 февр.2013 г. № 43: в ред. от 7 нояб. 2014 г. // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. 2013. № 3.

16. Об образовании при Генеральной прокуратуре Российской Федерации Научно-консультативного совета: приказ Генпрокуратуры Рос. Федерации от 3 янв. 1996 г. № 1 // Сб. основных приказов и указаний Генерального прокурора РФ. М., 1999.

17. Об органах судейского сообщества в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ: в ред. от 8 июня 2015 г. // Рос. газ. 2002. № 48. 19 марта.

18. Об основах общественного контроля в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ // Рос. газ. 2014. № 163. 23 июля (п. 7 ст. 22).

19. Орлов К.А. Правовое регулирование и средства массовой информации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2006.

20. Зайцев А.В. Диалогический дефицит в сфере коммуникации и связей с общественностью государства и гражданского общества в современной России // Вестник СВФУ. 2014. №1. С. 134-141.

21. Демушина О.Н. Электронное участие граждан как форма взаимодействия власти и общества //

Карельский научный журнал. 2015. №1. С. 114-117.

22. Информационное общество (2011-2020 годы): государственная программа Российской Федерации: утв. постановлением Правительства Рос. Федерации от 15 апр.2014 г. № 313: в ред. от 17 июня 2015 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. №18, ч. II, ст. 2159.

23. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации: утв. Президентом Рос. Федерации от 7 февр. 2008 г. № Пр-212 // Рос. газ. № 34. 2008. 16 февр.

24. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации: утв. Президентом Рос. Федерации от 9 сент. 2000 г. № Пр-1895 // Рос. газ. 2000. № 187. 28 сент.

25. О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива»: указ Президента Рос. Федерации от 4 марта 2013 г. № 183: в ред. от 23 июня 2014 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. №10, ст. 1019.

26. URL: https://www.roi.ru/ (дата обращения: 12.10.2015).

27. О безопасности: федер. закон Рос. Федерации от 28 дек.2010 г. № 390-ФЗ // Рос. газ. 2010. № 295. 29 дек. (п.5. ст. 2).

28. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: указ Президента Рос. Федерации от 12 мая 2009 г. № 537: в ред. от 1 июля 2014 г. // Рос. газ.2009. № 88. 19 мая.

29. Правовое обеспечение безопасности Российской Федерации / под ред. В.Г. Вишнякова. М.: Юрид. лит., 2005.

30. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года: утв. Президентом Рос. Федерации от 30 апр. 2012 г. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

31. Об экологической экспертизе: федер. закон Рос. Федерации от 23 нояб.1995 г. № 174-ФЗ: в ред. от 13 июля 2015 г. // Рос. газ. 1995. № 232. 30 нояб.

References

1. Ob obespechenii konstitutsionnykh prav grazhdan Rossiiskoi Federatsii izbirat' i byt' izbrannymi v or-gany mestnogo samoupravleniya: feder. zakon Ros. Federatsii ot 26noyab.1996 g. № 138-FZ: v red. ot 4 iyunya 2014 g. // Ros. gaz. 1996. № 232. 4 dek.

2. Ob osnovakh obshchestvennogo kontrolya v Rossiiskoi Federatsii: feder. zakon Ros. Federatsii ot 21 iyulya 2014 g. № 212-FZ // Ros. gaz. 2014. № 163. 23 iyulya.

3. Chupina G.A. Narod i vlast': ot oppozitsii k dialogu // Na poroge XXI veka. Aktual'nye problemy sov-remennoi Rossii: sb. st. / pod red. prof. G.A. Chupinoi. Ekaterinburg: Ural'skii rabochii, 2012. S. 103-110.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Poslanie Prezidenta Rossiiskoi Federatsii Federal'nomu Sobraniyu Rossiiskoi Federatsii ot 4 dek. 2014 g. // Ros. gaz. 2014. № 278. 5 dek.

5. URL: http://onf.ru/category/results/ (data obrashcheniya: 23.08.2015).

6. Ob obshchestvennykh sovetakh pri Ministerstve vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii i ego territori-al'nykh organakh: ukaz Prezidenta Ros. Federatsii ot 23 maya 2011 g. № 668 // Ros. gaz. 2011. № 113. 27 maya.

7. Ob utverzhdenii Polozheniya ob Obshchestvennom sovete pri Ministerstve vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii: ukaz Prezidenta Ros. Federatsii ot 28 iyulya 2011 g. № 1027 // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. 2011. № 31, st. 4712.

8. Ob Obshchestvennom sovete pri Ministerstve finansov Rossiiskoi Federatsii: prikaz Minfina Rossii ot 8 apr. 2011 g. № 139: v red. ot 25noyab.2014 g.: dokument opublikovan ne byl.

9. Ob utverzhdenii Polozheniya ob Obshchestvennom sovete pri FTS Rossii: prikaz FTS Rossii ot 10 dek.2014 g. № 2410: dokument opublikovan ne byl.

10. Ob Obshchestvennom sovete pri Ministerstve sporta Rossiiskoi Federatsii: prikaz Minsporta Rossii ot 2 iyulya 2013 g. № 514: v red. ot 10 noyab. 2014 g.: dokument opublikovan ne byl.

11. O Verkhovnom Sude Rossiiskoi Federatsii: feder. konstitutsionnyi zakon Ros. Federatsii ot 5 fevr.2014 g. № 3-FKZ: v red. ot 4 noyab. 2014 g. // Ros. gaz. 2014. № 27. 7 fevr.

12. Polozhenie o nauchno-konsul'tativnom sovete pri Sude po intellektual'nym pravam: utv. prikazom Predsedatelya Suda po intellektual'nym pravam ot 20 marta 2013 g. № SP-18/7.

13. Polozhenie o Nauchno-konsul'tativnom sovete pri Arbitrazhnom sude Povolzhskogo okruga: utv. prikazom predsedatelya Arbitrazhnogo suda Povolzhskogo okruga ot 29 noyab. 2014 g. № 04-04/370-1.

14. Ob utverzhdenii Polozheniya o Nauchno-konsul'tativnom sovete pri Ministerstve yustitsii Rossiiskoi Federatsii po izucheniyu informatsionnykh materialov religioznogo soderzhaniya na predmet vyyavleniya v nikh priznakov ekstremizma: prikaz Minyusta RF ot 22 iyulya 2009 g. № 224 // Ros. gaz. 2009. № 141. 31 iyulya.

15. O Nauchno-konsul'tativnom sovete pri Federal'noi sluzhbe sudebnykh pristavov: prikaz FSSP Rossii ot 11 fevr.2013 g. № 43: v red. ot 7 noyab. 2014 g. // Byulleten' Federal'noi sluzhby sudebnykh pristavov. 2013. № 3.

16. Ob obrazovanii pri General'noi prokurature Rossiiskoi Federatsii Nauchno-konsul'tativnogo soveta: prikaz Genprokuratury Ros. Federatsii ot 3 yanv. 1996 g. № 1 // Sb. osnovnykh prikazov i ukazanii General'nogo prokurora RF. M., 1999.

17. Ob organakh sudeiskogo soobshchestva v Rossiiskoi Federatsii: feder. zakon Ros. Federatsii ot 14 marta 2002 g. № 30-FZ: v red. ot 8 iyunya 2015 g. // Ros. gaz. 2002. № 48. 19 marta.

18. Ob osnovakh obshchestvennogo kontrolya v Rossiiskoi Federatsii: feder. zakon Ros. Federatsii ot 21 iyulya 2014 g. № 212-FZ // Ros. gaz. 2014. № 163. 23 iyulya (p. 7 st. 22).

19. Orlov K.A. Pravovoe regulirovanie i sredstva massovoi informatsii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Ekaterinburg, 2006.

20. ZaitsevA.V. Dialogicheskii defitsit v sfere kommunikatsii i svyazei s obshchestvennost'yu gosudarst-va i grazhdanskogo obshchestva v sovremennoi Rossii // Vestnik SVFU. 2014. №1. S. 134-141.

21. Demushina O.N. Elektronnoe uchastie grazhdan kak forma vzaimodeistviya vlasti i obshchestva // Karel'skii nauchnyi zhurnal. 2015. №1. S. 114-117.

22. Informatsionnoe obshchestvo (2011-2020 gody): gosudarstvennaya programma Rossiiskoi Federatsii: utv. postanovleniem Pravitel'stva Ros. Federatsii ot 15 apr.2014 g. № 313: v red. ot 17 iyunya 2015 g. // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. 2014. №18, ch. II, st. 2159.

23. Strategiya razvitiya informatsionnogo obshchestva v Rossiiskoi Federatsii: utv. Prezidentom Ros. Federatsii ot 7 fevr. 2008 g. № Pr-212 // Ros. gaz. № 34. 2008. 16 fevr.

24. Doktrina informatsionnoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii: utv. Prezidentom Ros. Federatsii ot 9 sent. 2000 g. № Pr-1895 // Ros. gaz. 2000. № 187. 28 sent.

25. O rassmotrenii obshchestvennykh initsiativ, napravlennykh grazhdanami Rossiiskoi Federatsii s ispol'zovaniem internet-resursa «Rossiiskaya obshchestvennaya initsiativa»: ukaz Prezidenta Ros. Federatsii ot 4 marta 2013 g. № 183: v red. ot 23 iyunya 2014 g. // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. 2013. №10, st. 1019.

26. URL: https://www.roi.ru/ (data obrashcheniya: 12.10.2015).

27. O bezopasnosti: feder. zakon Ros. Federatsii ot 28 dek.2010 g. № 390-FZ // Ros. gaz. 2010. № 295. 29 dek. (p.5. st. 2).

28. O Strategii natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii do 2020 goda: ukaz Prezidenta Ros. Federatsii ot 12 maya 2009 g. № 537:v red. ot 1 iyulya 2014 g. // Ros. gaz.2009. № 88. 19 maya.

29. Pravovoe obespechenie bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii / pod red. V.G. Vishnyakova. M.: Yurid. lit., 2005.

30. Osnovy gosudarstvennoi politiki v oblasti ekologicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2030 goda: utv. Prezidentom Ros. Federatsii ot 30 apr. 2012 g. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tant Plyus».

31. Ob ekologicheskoi ekspertize: feder. zakon Ros. Federatsii ot 23 noyab.1995 g. № 174-FZ: v red. ot 13 iyulya 2015 g. // Ros. gaz. 1995. № 232. 30 noyab.

Поступила в редакцию 27 февраля 2018 г.

Received27February, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.