Legal studies
УДК 34
DOI 10.21661/r-519251
Рабданов А.Б.
Регулятивные функции административного законодательства в системе общественных отношений
Аннотация
В статье рассматривается направленность развития российской государственной правовой системы, управленческий характер деятельности государственной власти, способной обеспечивать векторы развития российского государства на современном этапе, а также особую регламентацию норм административного права.
Ключевые слова: гражданское общество, правовое государство, нормативные правовые акты, легитимная деятельность органов государственной власти, нормы административного права, единство российского общества, административное законодательство России, процессуальные вектора управленческой деятельности, Федеральная служба войск национальной гвардии РФ.
Rabdanov A.B.
Regulatory Functions of Administrative Legislation
in the System of Public Relations
Abstract
The article discusses the direction of development of the Russian legal system, the managerial character of state power, which is able to provide a development vector of Russian state at the present stage, and a particular regulation of administrative law.
I
Keywords: civil society, constitutional state, normative legal acts, legitimate activities of public authorities, norms of administrative law, unity of the Russian society, administrative legislation of Russia, procedural vectors of administrative activity, Federal service of troops of national guard of the Russian Federation.
Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления [1, п. 1 ст. 1]. Российское правовое поле отражает наличие множества юридических норм, регламентирующих легитимную деятельность органов государственной власти. Современное развитие российской государственной правовой системы связано с признанием приоритета прав человека, формированием основных институтов гражданского общества и правового государства. Конституционное закрепление статуса Российской Федерации как социального, демократического и правового государства, провозглашение независимости, определение стратегического курса на реализацию механизмов обеспечения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина предопределили объективную необходимость изучения процесса создания источников норм административного права, их системообразующих ха-
рактеристик, способных обеспечивать вектора развития российского государства на современном этапе.
Сформированная позитивная архитектура административного законодательства является базовым управленческим фундаментом деятельности беспрецедентной и эффективной системы - исполнительной власти Российской Федерации, независимого и самостоятельного публичного сегмента, осуществляющего весь массив исполнительно-распорядительной деятельности. Наличие особых управленческих полномочий исполнительной власти во внешнеполитическом представительстве, подзаконодательного характера, административном контроле, формирует устойчивую основу полноформатного наращивания экономического, политического, военного и духовного потенциалов, повышения государственной значимости, в международном формате трансформирующегося полицентричного мира. Россия продемонстрировала способность к обе-
Юриспруденция
спечению суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности, защиты прав соотечественников за рубежом [2, п. 8]. Управленческий характер деятельности государственной власти основан на нормах административного законодательства, регулирующих порядок образования, реорганизации и их ликвидации, компетенции и полномочия должностных лиц, их взаимоотношения с иными участниками общественных отношений (физическими и юридическими лицами), общественными объединениями, определяют механизмы организации и прохождения государственной службы, правовой статус государственных служащих, а также устанавливают формы и методы государственного управления путём обеспечения законности в государственном управлении и регулируют управленческие отношения в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах. Особого внимания заслуживает процедурная деятельность компетентных управленческих органов по созданию нормативной правовой базы, квалифицируемую как целенаправленная деятельность особых субъектов, наделённых административными нормотворческими полномочиями. Правовой формат этой деятельности состоит из взаимосвязанных элементов и стадий, направленных на урегулирование общественных отношений путём познания и оценки правовых потребностей российского общества и государства.
Процесс создания источников норм административного права России, по своему социальному назначению, призван давать жизнь социальным административно-нормативным регуляторам, порождая и оформляя их [3, абз. 2]. Этот процесс зачастую системно становится ареной противостояния в различных сферах: политической, экономической и иных. Именно эти факторы должны планомерно изучаться учены-ми-административистами и всеми, по нашему мнению, субъектами, с благородными целями проведения ключевого анализа зарубежного и отечественного опыта применения процедур административно-правового нормотворчества, определения научных основ оптимизации существующей источников нормативной системы административного права Российской Федерации [3].
Административное законодательство России - системообразующая взвешенная форма правотворческой деятельности, ориентированная на повседневную деятельность существующей архитектуры звеньев государственной администрации в контексте динамического разрешения жизненно важных для общества проблем, в рамках общественных отношений, при осуществлении исполнительной и распорядительной деятельности органов государственного управления. Именно эта деятельность должна формировать леги-
тимный и обновлённый тип взаимоотношений между государственным аппаратом, должностными лицами, руководителями всех рангов и гражданами, предполагая взаимную юридическую ответственность. Характерная направленность реформирования административного реформирования должна иметь особую направленность на совершенствование организации и функционирования государственного управления, обеспечение эффективности деятельности государственных служащих и военнослужащих.
Таким образом, процессуальные вектора управленческой деятельности в России предопределяют и требуют научного переосмысления и позитивной трансформации в целях совершенствования формата государственной управленческой деятельности. Административная нормативная риторика оказывает беспрецедентное влияние на формирование заданных уровней общественных отношений в формате обеспечения государственной и общественной безопасности, оборонительных мероприятий в целях защиты прав человека и гражданина от негативного воздействия, охрану собственности. На современном этапе весомым элементом проблематики является отсутствие общепризнанных взглядов на то, являются ли судебные акты, административные прецеденты «формой права» или «источником права». Нормы административного права регламентируют ключевые права и обязанности общественных отношений, формируют заданные уровни общественных порядка и безопасности, формируют гарантии правовой защиты физических и юридических лиц от незаконных действий и решений органов государственного управления и их должностных лиц, что доказывает актуальность темы исследования [5]. Нормы административного права, нормативные правовые акты пронизывают все сферы общественной жизнедеятельности, регламентируя нормативную риторику функционирования, охватывая различные общественные отношения. Создание системы эффективного исполнения государственных функций, обеспечивающей высокие темпы общественного развития, возможно посредством административной реформы, которая в узком смысле может быть определена как процесс пересмотра функций исполнительной власти, закрепления необходимых и упразднения избыточных субъектов применения административно-правовых норм, создания адекватной системы органов исполнительной власти. Кроме этого, точная и полная регламентация компетенции органов и должностных лиц, осуществляющих административную легитимную функцию, создаст необходимую правовую основу для их деятельности, гарантируя при этом соблюдение прав физических и юридических лиц [6].
Литература
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 дек. 2008 г. №6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. №7-ФКЗ, от 05 февр. 2014 г. №2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. №11-ФКЗ) // СЗ РФ, 2014.
2. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 дек. 2015 №683 // СЗ РФ. - 2016. - №1 (ч. II). - Ст. 212.
50 Интерактивная наука | 12 (46) • 2019
Legal studies
3. Тарасов Д.Ю. Концептуализация военного профессионального образования в изменяющемся пространстве России // Д.Ю. Тарасов, В.Н. Буряков, Е.С. Герман [и др.] // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - №1 (56). -С. 208-211.
4. Саенко С.И. Классификация факторов, влияющих на процесс создания источников норм административного права Российской Федерации // С.И. Саенко // Вестник академии внутренних дел имени Э.А. Дидоренко. -2017. - №1 (2). - С. 57-65.
5. Лысенко В.В. Административное право. Общая часть: учебное пособие // В.В. Лысенко, Э.Г. Липатов, С.Е. Чан-нов. - М.: Ось-89, 2015. - С. 303.
6. Труфанов М.Е. Некоторые выводы об актуальности современного исследования применения норм административного права / М.Е. Труфанов // Юридическая мысль. - 2006. - №4 (35). - С. 80-83.
References
1. (2014). Konstitutsiia Rossiiskoi Federatsii (priniata vsenarodnym golosovaniem 12 dek. 1993 g.) (s uchiotom popravok, vnesionnykh Zakonami RF o popravkakh k Konstitutsii RF ot 30 dek. 2008 g. 6-FKZ, ot 30 dek. 2008 g. 7-FKZ, ot 05 fevr. 2014 g. 2-FKZ, ot 21 iiulia 2014 g. SZ RF.
2. (2016). O Strategii natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii: ukaz Prezidenta RF ot 31 dek. 2015 683. SZ RF, 1 (ch. II).
3. Tarasov, D. Iu. (2016). Kontseptualizatsiia voennogo professional'nogo obrazovaniia v izmeniaiushchemsia prostranstve Rossi. D.Iu. Tarasov, VN. Buriakov, E.S. German [i dr.], 1 (56), 208-211.
4. Saenko, S. I. (2017). Klassifikatsiia faktorov, vliiaiushchikh na protsess sozdaniia istochnikov norm administrativnogo prava Rossiiskoi Federatsii. S.I. Saenko, 1 (2), 57-65.
5. Lysenko, V. V. (2015). Administrativnoe pravo. Obshchaia chast': uchebnoe posobie. V.V. Lysenko, E.G. Lipatov, S.E. Channov, 303. M.: Os'-89.
6. Trufanov, M. E. (2006). Nekotoiye vyvody ob aktual'nosti sovremennogo issledovaniia primeneniia norm administrativnogo prava. Iuridicheskaia mysl', 4 (35), 80-83.