Россия—НАТО: история взаимоотношений в рамках реализации практических мероприятий сотрудничества на море
АА МИХЛИН Капитан 1 ранга В.В. МОЛОЧНЫЙ Капитан 2 ранга ЯА БАЛАНДИН
АННОТАЦИЯ
SUMMARY
Проанализирован сложный путь развития отношений России и НАТО в исторической ретроспективе и на современном этапе, проведен анализ основных тенденций в области международного терроризма как одного из составных компонентов единой системы новых вызовов и угроз современности, дан краткий ретроспективный обзор практических мероприятий, осуществленных по линии Россия—НАТО в области сотрудничества в борьбе с новыми вызовами и угрозами на море.
А сопл:
I — Russia
nplicated way of NATO relations development is analysed in the historical retrospect and at the current stage, a uniform system key tendencies in ana around the international terrorism as one of the integ and threats <
tical activities within the 1 cooperation against new challenges and threats at sea are reviewed.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
KEYWORDS
Единая система новых вызовов и угроз XXI столетия, международный терроризм, транснациональные организованные преступные конгломераты, борьба с новыми вызовами и угрозами на море, международные отношения, сотрудничество по линии Россия—НАТО, системно-структурный подход.
Uniform system of new challenges and threats of the 21st century, international terrorism, transnational organized criminal conglomerates, fighting new challenges ana threats at sea, international affairs, within the NATO — Russia cooperation, structured and systematic approach.
Взаимоотношения России—НАТО: сложный путь от конфронтации к необходимости сотрудничества
Вся история XX столетия — это нескончаемая череда войн, кровопролитных послевоенных локальных конфликтов в разных частях планеты, крушение социалистической системы и, как следствие, глобальных геополитических сдвигов, до основания встряхнувших всю мировую политическую систему того времени. С политической карты мира исчез целый ряд стран, бывших некогда членами различных военно-политических блоков. Наивысшим геополитическим потрясением прошлого столетия стал распад Советского Союза, вместе с которым канула в Лету вся ялтин-ско-потсдамская система послевоенного мирового порядка.
Развал огромной страны породил массу проблем не только во внутренней, но и во внешней политике Российской Федерации, ставшей правопреемницей СССР. Крушение Советского Союза сопровождалось возникновением многочисленных локальных конфликтов в бывших союзных республиках, в том числе на межэтнической и межконфессиональной почве, невиданным ранее всплеском транснациональной организованной преступности, терроризмом во всех его чудовищных проявлениях и огромным потоком всевозможных наркотиков, хлынувшим в Россию через образовавшиеся бреши в границах.
Современный мир в целом характеризуется стремительным ростом уровня, расширением характера и географии таких имеющих трансграничную природу вызовов и угроз, как незаконное распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки, неконтролируемый трафик оружия, нелегальная миграция, торговля
людьми, незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, коррупция, морское пиратство, киберпре-ступность, глобальная бедность, изменение климата, а также угрозы в области продовольственной, экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности1.
Главной, знаковой чертой современного этапа развития международных отношений являются глубинные сдвиги в геополитическом ландшафте, мощным катализатором которых стал глобальный финансово-экономический кризис. Международные отношения переживают сложный переходный период, сущность которого заключается в формировании полицен-тричной международной системы. Этот процесс проходит весьма непросто, сопровождается повышением турбулентности экономического и политического развития на глобальном и региональном уровнях. Международные отношения продолжают усложняться, их развитие становится все более труднопредсказуемым2.
Процесс формирования новой, полицентричной модели мироустройства сопровождается ростом глобальной и региональной нестабильности. Обостряются противоречия, связанные с неравномерностью мирового развития, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран, борьбой за ресурсы, доступом к рынкам сбыта, контролем над транспортными артериями. В борьбе за влияние на международной арене задействован весь спектр политических, финансово-экономических и информационных инструментов.
По взглядам военного руководства России, развитие военно-политической обстановки на период до 2025 года будет связано с процессом коренного переустройства всей системы международных отношений, затрагивающим основы глобальной безопасности. Этот сложный процесс будет характеризоваться, с одной стороны, углублением международной интеграции, формированием глобального информационного, экономического и экологического пространств, а с другой — резким обострением соперничества мировых и региональных экономических и военно-политических центров за расширение сфер влияния, в том числе на постсоветском пространстве, являющемся одним из приоритетов Российской Федерации в сфере внешней политики3.
В Евро-Атлантическом регионе накопилось большое количество проблем системного характера, выразившихся в осуществляемой НАТО и Европейским союзом геополитической экспансии, в том числе в Средиземноморском регионе, при явном нежелании данных организаций реализовывать политические заявления о формировании общеевропейской системы безопасности. Большую озабоченность военно-политического руководства России вызывает решение НАТО относительно увеличения военных расходов. И это при том, что совокупный военный бюджет государств альянса составляет более 900 миллиардов долларов США и в десятки раз превосходит оборонные расходы России.
Череда развязанных США и НАТО войн за ресурсы в регионе Северной Африки и Ближнего Востока, плохо замаскированных под войны против терроризма, вызвала небывало жесткую реак-
цию со стороны исламских политиков-фундаменталистов. Такая реакция, по замыслу вашингтон-ско-натовских стратегов, словно гигантская волна, должна была накрыть весь исламский мир, мусульман в Евразии, а также за ее пределами. События кровавой «арабской весны» 2011—2014 годов, произошедшие в Тунисе, Ливии, Египте, ознаменовали собой начало эпохи крушения старой системы миропорядка, сложившегося в субафриканском регионе после Второй мировой войны. По словам У.Ф. Энгдаля: «Протесты с требованиями реформ, смены режима или тотальной революции вспыхнули в Йемене, Ливии, Бахрейне, Кувейте, Иордании, Марокко и даже в далекой китайской провинции Синьцзян. Там, где народные протесты не давали желаемых результатов, подключалась НАТО, демонстрируя свою ранее скрываемую причастность. Так, для свержения Муамара Каддафи потребовалось введение бесполетной зоны над Ливией, которое обернулось массовыми бомбардировками мирных жителей...»4. Именно в Ливии НАТО впервые опробовала методы гибридной войны5.
Рост военного присутствия США и НАТО, в том числе в регионе Северной Африки и Ближнего Востока, распространение волны нестабильности, хаоса, затронувшее весь исламский мир, оказывали и продолжают оказывать на исламских радикалов всех мастей негативное воздействие, подобное эффекту красной тряпки для разъяренного быка. Теракты последних лет в Париже, Берлине и Лондоне, мощные миграционные потоки из ряда североафриканских и ближневосточных стран, серьезный рост преступности и наблюдаемая в последние годы тенденция,
связанная со смещением акцента при осуществлении преступной деятельности именно со стороны этнических преступных группировок, тесно связанных с транснациональными преступными синдикатами, — яркие тому подтверждения.
Все эти проблемы не могли не вызвать серьезный кризис в отношениях между Россией и странами Запада. Плюс к этому намеренно проводимый США и их союзниками курс на сдерживание России, оказание на нее политического, экономического, информационного, санкционного и иного давления, направленные на подрыв региональной и глобальной стабильности. Такой курс наносит непоправимый ущерб долгосрочным интересам всех сторон, противоречит возрастающей в современных условиях потребности в сотрудничестве и противодействии транснациональным вызовам и угрозам6.
Стоит отметить, что в настоящее время, несмотря на все усилия США по демонизации России, внутри блока НАТО нарастает все усиливающееся недовольство политикой США не только по отношению к России, но и к самим союзникам США по НАТО. Более того, поступление на вооружение российской армии и флота новейших образцов первоклассного вооружения, не имеющих аналогов в мире и по многим параметрам серьезно превосходящих вооружения блока НАТО, проводимые на постоянной основе Вооруженными Силами Российской Федерации и Военно-Морским Флотом широкомасштабные учения ясно дают понять альянсу, что в случае возникновения гипотетического конфликта у блока нет и не будет шанса выиграть противостояние с великой державой, коей является
Российская Федерация. Становится очевидным, что боевая мощь Североатлантического альянса, что бы там ни пытались заявлять сторонники НАТО, сегодня нивелируется растущей быстрыми темпами военной и экономической мощью России.
Кроме того, необходимо отметить две важные тенденции, которые определяют сегодняшние отношения США и их союзников по НАТО в Европе.
Первая тенденция — отсутствие единства взглядов по многим ключевым политическим (геополитическим) вопросам. В последнее время отношения между США и их партнерами по альянсу трудно назвать дружескими вследствие сильного разброда и шатания в руководстве блока, которые стало уже невозможно скрывать за натянутыми дежурными улыбками официального руководства НАТО и расплывчатыми формулировками пресс-релизов альянса. Принимать ключевые решения на основе консенсуса всех 29 государств блока становится все трудней, в том числе по вопросу расходов на оборону. Далеко не все страны НАТО могут позволить себе тратить пресловутые 2 % от ВВП в данной сфере. Немаловажной во взаимоотношениях между США и НАТО является проводимая США агрессивная экспансионистская политика в различных регионах планеты. Ярким примером стало резкое осуждение вторжения США в Ирак в 2003 году со стороны Германии и Франции — ключевых союзников США по НАТО в Европе и отказ этих государств принять участие в интервенции. Более того, в той же Германии у все большего числа немцев вызывает откровенное возмущение и неприязнь политика диктата, проводимая США по отношению
к их стране (беспардонное и наглое поведение спецслужб США, в том числе Агентства национальной безопасности США, на территории ФРГ и т. д.). Еще одним ярким примером является череда протестов в ряде стран Европы — в Чехии в 2009 году и Польше в 2016 году — против размещения элементов американской системы ПРО в Европе7. Кроме того, введение в эксплуатацию радара системы ПРО США в г. Деве-селу (Румыния) и в обозримом будущем подобного радара в г. Редзиково (Польша) может послужить причиной того, что оба эти государства станут возможными объектами ответных действий со стороны России в случае размещения на их территориях новых вооружений США. По словам военного эксперта генерал-лейтенанта Ю.М. Неткачева, постановка на боевое дежурство американских ракет ПРО в Румынии повлечет перенацеливание российских оперативно-тактических ракет и иного высокоточного оружия на эти новые цели. По мнению бывшего директора Департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД РФ М.И. Ульянова, решение США запустить систему противоракетной обороны на территории Румынии ошибочно: оно нарушает баланс стратегических сил в Европе и реализуется вразрез с положениями Договора о ракетах средней и меньшей дальности8.
Вторая тенденция — передающаяся из поколения в поколение в целом ряде европейских стран — членов НАТО историческая (генетическая) память о поражениях армий этих стран от русской (советской) армии в различные исторические эпохи. Например, во Франции хорошо помнят разгром Наполеона в России во времена Отечественной войны 1812 года
и Освободительного похода русской армии в Европу в 1813—1814 годах, в Британии помнят колоссальные потери, понесенные английской армией во времена Крымской войны (1853—1856), в Германии помнят разгром прусской армии во времена Семилетней войны (1756—1763) и немецко-фашистских захватчиков в ходе Второй Мировой войны (1939—1945) и т. д. В своих мемуарах видные военачальники, к примеру, Франции и Германии в качестве основных причин поражения в войне с Россией называют суровые русские зимы, невиданную стойкость и несгибаемое мужество русских (советских) солдат и офицеров, высочайший уровень их воинского мастерства9.
В данной связи необходимо сказать о том, что, несмотря на всю антироссийскую истерию, царящую в настоящее время в политическом истеблишменте стран Запада, никому из союзников США по НАТО не хочется умирать за защиту американских интересов, тем более в случае возникновения гипотетического глобального конфликта с Россией, которая в состоянии поставить точку не только на блоке НАТО как таковом, но и на самих США10. В январе 2018 года немецкое издание Contra Magazin опубликовало статью под заголовком «НАТО против России: любой, кто мечтает о войне с Россией, мечтает о самоубийстве», в которой ее автор Эрнст Пленер (Ernst Plener) говорит о том, что любые военные действия, направленные против России, являются самоубийством для Запада. Автор статьи напоминает о размещенных в Калининградской области Российской Федерации комплексах «Искан-дер-М», ракеты которых способны за несколько минут долететь до Варшавы и Берлина11.
Сегодня вероятность широкомасштабных военных действий против России с применением не только обычных, но и ядерных средств поражения в ближайшей перспективе остается весьма низкой. Тем не менее это не исключает возможности обострения существующих и возникновения новых конфликтов в региональном и глобальном масштабах, способных вызвать дестабилизацию обстановки в Европе и в мире в целом, затронуть национальные интересы Российской Федерации.
Сегодня вероятность широкомасштабных военных действий против России с применением ядерных средств поражения остается весьма низкой.
В настоящее время Россия выстраивает отношения со странами НАТО, исходя из реальных усилий, предпринимаемых альянсом в целях обеспечения общего пространства мира, безопасности и стабильности в Евро-Атлантическом регионе. Они основываются на принципах взаимного доверия, транспарентности и предсказуемости, выполнения всеми членами альянса взятого на себя в рамках Совета Россия—НАТО обязательства по необеспечению своей безопасности за счет безопасности других государств, а также обязательств по военной сдержанности в соответствии с Основополагающим актом о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора от 27 мая 1997 года.
Российская Федерация весьма негативно относится к расширению НАТО, приближению во-
енной инфраструктуры альянса к нашим границам и наращиванию его военной активности в приграничных с Россией регионах как к действиям, нарушающим принцип равной и неделимой безопасности и ведущим к углублению старых и появлению новых разделительных линий в Европе12. В Министерстве иностранных дел Российской Федерации полагают, что размещение военного контингента и боевой техники НАТО на территории сопредельных с Россией государств оказывает негативное влияние на уровень безопасности в этих же государствах. В российском внешнеполитическом ведомстве также призвали «быть настороже» страны, которые позволили обосноваться на своих территориях контингенту НАТО. По мнению МИД России, негативные последствия военных приготовлений альянса должны вызывать серьезную озабоченность у всех стран. Подобная тактика действий НАТО лишь ведет к ухудшению ситуации в области безопасности «применительно к тем государствам, территории которых используются для размещения натовских сил и средств»13.
Тем не менее следует отметить тот факт, что в настоящее время среди стран — членов НАТО все чаще звучат здравые заявления о необходимости восстановления конструктивных отношений с Россией. Например, в той же Германии открыто раздаются голоса тех, кто требует выхода страны из состава альянса и скорейшей нормализации отношений с Россией14. Несмотря на то, что ФРГ является союзницей США по НАТО, в Америке стремятся любой ценой не допустить сближения Германии с Россией и образования мощного экономического союза двух государств, поскольку это автоматиче-
ски приведет к утере Вашингтоном геополитического и экономического влияния на территории ЕС. К слову сказать, политика санкций, введенных Евросоюзом в отношении России под давлением США, полностью провалилась вследствие продуманной и всесторонне взвешенной политики, проводимой военно-политическим руководством нашей страны, принесла европейцам убытков в размере более юо млрд евро15. 40 % от этих потерь приходится на Германию, теряющую от санкций в месяц 727 млн евро, в год — более 9 млрд евро16, и Италию — более ю млрд евро в год17.
В основе этих позитивных устремлений руководства целого ряда стран — членов альянса лежит понимание несомненно важной роли нашей страны в решении наиболее острых ключевых проблем в сфере обеспечения региональной и международной безопасности, урегулировании международных конфликтов различной степени интенсивности, обеспечении стратегической стабильности и верховенства права в формирующемся многополярном мире. Многие страны блока положительно оценили возобновление в 2016 году работы по линии Совета Россия—НАТО, особо отметили важность наполнения повестки дня конкретными вопросами, ориентированными в первую очередь на предотвращение инцидентов в ходе военной деятельности и повышение взаимной транспарентности. Министр иностранных дел Российской Федерации C.B. Лавров указал на возможность восстановления отношений между Россией и НАТО «...исключительно на основе равноправия и выполнения договоренностей, касающихся обеспечения неделимой безопасности
для всех стран на евро-атлантическом пространстве...»18.
Совокупный потенциал России и НАТО позволил бы успешно решать задачи различной сложности не только в ближайшей, но и в средне- и дальнесрочных перспективах (при наличии, разумеется, желания со стороны альянса) по нескольким важным, на наш взгляд, направлениям:
• борьба с терроризмом (морским терроризмом);
• противодействие морскому пиратству в различных районах Мирового океана;
• борьба с незаконным оборотом наркотиков, в том числе на морских акваториях, на двусторонней и многосторонней основе;
возможное сотрудничество в борьбе с другими вызовами и угрозами современности, в том числе с нелегальной миграцией. К слову сказать, в 2017 году по так называемому средиземноморскому маршруту в Европу прибыли более 170 тыс. нелегальных мигрантов19. О том, что представляет собой данный вызов, каковы его последствия, наглядно видно из событий, происходящих в настоящее время в данной сфере в странах Центральной и Западной Европы, а также в Средиземноморском регионе20.
Деятельность террористических и экстремистских группировок, преступных организаций и группировок, в том числе транснациональных, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организацией незаконной миграции и торговлей людьми, относится к основным угрозам государственной и общественной безопасности Российской Федерации21. Формирование нового направления угроз от пиратства (тер-
роризма) на море оказывает весьма негативное воздействие на уровень безопасности и стабильности доставки энергоресурсов потребителям по морским коммуникациям и в конечном счете на стабильность военно-политической и стратегической обстановки в мире.
Глобальное распространение пиратства (морского терроризма), его резкая активизация в последнее время и рост наносимого морской преступностью экономического и политического ущерба привели к тому, что борьба с указанными преступными действиями в Мировом океане стала реальной задачей военно-морских сил ведущих государств мира, в том числе и ВМФ России.
Такие формы противоправных действий на море, как пиратство и терроризм на море, их суть, содержание и направленность преступной деятельности, тенденции развития, отличия и взаимосвязь длительное время находились вне зоны внимания экспертного сообщества, военно-политического руководства ведущих государств мира, а также соответствующих структур ООН. И только в начале 8о-х годов XX века в данном вопросе произошли определенные положительные сдвиги.
Актуальность рассматриваемой проблемы состоит в раскрытии механизмов взаимодействия России с НАТО при реализации целого ряда практических мероприятий по противодействию новым вызовам и угрозам XXI столетия, в том числе на море. Несмотря на наличие серьезных и в большинстве своем непреодолимых геополитических противоречий и трений в весьма непростых отношениях России с блоком НАТО, подчас диаметрально противоположные позиции сторон по целому ряду за-
дач глобального характера (обеспечение европейской и глобальной безопасности), Россия остается одним из влиятельнейших полюсов в многополярном мире и ведущим геополитическим игроком на международной арене.
В 2002 году в соответствии с Римской декларацией о новых отношениях между РФ и НАТО был создан Совет Россия—НАТО (далее — СРН), в рамках которого Россия и все страны — члены НАТО представлены в качестве равноправных партнеров, а решения принимаются на основе консенсуса. В структуре СРН создано более 25 рабочих групп и комитетов по конкретным вопросам, в том числе по борьбе с терроризмом, контролю над вооружениями и нераспространению, по афганской проблематике, а также в области миротворчества. За время, прошедшее с момента начала функционирования СРН, была проделана большая работа по реализации ряда совместных российско-натовских проектов.
С появлением СРН были усилены механизмы связи и взаимодействия между военными, как в командованиях НАТО — командовании по операциям и командовании по трансформации, — так и в Москве. Основная цель военного сотрудничества — укрепление доверия, уверенности и транспарентности, а также повышение способности сил России и НАТО к взаимодействию при подготовке к возможным совместным военным операциям в будущем. Сотрудничество было сосредоточено на таких направлениях, как тыловое обеспечение, борьба с терроризмом, поиск и спасание на море, борьба с пиратством, ПРО ТВД/ПРО, мероприятия в военной сфере22.
Военно-Морской Флот, будучи составным компонентом
Вооруженных Сил Российской Федерации, также принимал активное участие в мероприятиях, проводившихся по линии взаимодействия России с блоком НАТО. С момента подписания в феврале 2003 года рамочного соглашения о сотрудничестве в области поиска и спасания экипажей аварийных подводных лодок работа в данной области постоянно развивалась. С 2005 по 2011 годы Россия приняла участие в трех учениях по поиску и спасанию под
руководством НАТО. Корабли ВМФ России принимали участие в операции НАТО «Активные усилия» (2006—2008), а также в операции ВМС Турции по предотвращению угрозы терроризма и распространения оружия массового уничтожения «Черноморская гармония» (2007—2015, возобновление — в 2017 г.), проводившихся на акваториях Средиземного и Черного морей с целью противодействия новым вызовам и угрозам XXI столетия.
Россия—НАТО: ретроспективный анализ практических мероприятий в области сотрудничества в борьбе с новыми вызовами и угрозами XXI столетия на море
Окончание «холодной войны» и противостояния двух мировых систем, международная политика подавления и господства, проводимая большинством стран Европейского Союза и США, стремительное распространение глобализации, наблюдаемое резкое расслоение государств на очень богатых и очень бедных, очень сильных и очень слабых, рост социальной напряженности, безработицы и недовольства, вызванных глобальным экономическим кризисом — все это открывает новейшую и отнюдь не радужную страницу в истории человечества.
Современные вызовы и угрозы, и в первую очередь терроризм во всех его проявлениях, представляют собой сложное, многомерное и многоплановое явление со всеми своими субъективными и объективными факторами, требующими тщательного изучения, в основе которого лежит всеобъемлющий системно-структурный подходу предполагающий одновременное использование всего имеющегося теоретико-методологического, логико-математиче-
ского и международно-правового инструментария в их совокупности с целью выявления причин появления новых вызовов и угроз современности, составляющих их основу, взаимосвязи и осуществления прогнозирования деятельности различных нарко-, террористических, пиратских и иных транснациональных преступных группировок на ближайшую, средне- и дальнесрочную перспективы. В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция, связанная с тем, что ни один из существующих глобальных вызовов или угроз современности не рассматривается по отдельности, они рассматриваются только в комплексной взаимосвязи друг с другом. Применительно к терроризму можно сказать о том, что он постоянно претерпевает серьезные изменения, в том числе под воздействием научно-технического прогресса, растет быстрыми темпами интеллектуальный потенциал террористов.
Для современного терроризма как одного из составных компонентов единой системы новых вызовов
и угроз современности характерны следующие тенденции.
Первая тенденция. Международный терроризм пытается оказывать все более активное влияние на формирование политической (и в том числе геополитической) ситуации в различныхрегионах планеты. Характерным примером является Европейский Союз, большинство членов которого параллельно являются членами НАТО. В ходе теракта 4 июня 2017 года в Лондоне террористы «заявили» властям страны о полном неуважении к закону и к стране в целом23.
Еще одним ярким примером является деятельность запрещенной в России международной террористической группировки «Исламское государство» (ИГ). В эпоху своего «расцвета» ИГ контролировало до 70 % территории Сирии и в настоящее время контролирует порядка 30 % территории Ирака24. Во время войны в Сирии американцы потратили около 2 миллиардов долларов США для поставок оружия силам так называемой сирийской демократической оппозиции. Оружие закупалось советского образца на Украине и в Грузии25. По словам начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации генерала армии В.В. Герасимова, на вооружении «Исламского государства» находилось до 1500 танков, около 1200 орудий и минометов. За 2 последних года уничтожено порядка 6о тыс. террористов, из них свыше 2800 — выходцев из Российской Федерации26.
Действия, осуществляемые террористами, могут вызвать, во-первых, предельно жесткую реакцию со стороны официальных властей той или иной страны ЕС не только в отношении мигрантов — выходцев из мусульманских стран,
прибывающих в поиске политического убежища, но и в отношении собственных граждан — потомков выходцев из указанных стран во втором и последующем поколениях, поддерживающих террористов. Во-вторых, действия террористов могут спровоцировать полномасштабные столкновения на межэтнической и межконфессиональной почве со всеми вытекающими отсюда непредсказуемыми последствиями, которые, в свою очередь, могут вылиться в полномасштабную гражданскую войну в Европе.
О том, насколько сильно Европа пострадала от рук террористов в различные исторические периоды, говорят следующие цифры: в период с 1970 по 1988 год от рук английских, испанских, французских, итальянских и немецких террористических группировок погибло более 4800 человек, в период с 1993 по 2017 год — около 1200 европейцев27.
Вторая тенденция. Четкое разделение террористов в ряде регионов мира по специфике совершаемых преступных деяний на сухопутных и морских, имеющих, в свою очередь, тесные связи с различными пиратскими и иными транснациональными преступными синдикатами, действующими в разных регионах мира. Морские террористы, используя все более современные суда и боевые средства, стали переносить свои операции к берегам наиболее цивилизованных и развитых в военном и экономическом отношении государств, вторгаясь порой в их территориальные воды, нанося внезапные удары в портах и на рейдах, провоцируя вооруженные силы этих государств на жесткие ответные действия. В настоящее время морской терроризм и пиратские действия охватывают все новые и новые регионы мира. Атаки террористов становят-
ся все более интенсивными, изощренными и жестокими, вызывают значительные материальные и людские потери, наносят серьезный экономический ущерб морскому торговому и транспортному судоходству, а также контролирующим его кораблям ВМФ и береговой охраны целого ряда стран. И если в открытом море корабли более или менее защищены от атак террористов, то на рейдах, в портах, реках, каналах, где возможность для маневрирования сильно ограничена, у террористов имеются потенциально высокие возможности для совершения атак. При этом все чаще морские террористы прибегают к наиболее удачно зарекомендовавшей себя тактике нападения на судно с воды — использованию небольших скоростных лодок под управлением команд смертников28.
Согласно данным британского страхового агентства «Ллойд» в недавнем прошлом более чем 90 % терактов приходилось на акватории морей у побережья развивающихся стран, руководители которых были некомпетентны и бессильны в борьбе с экстремистами, не обладали необходимыми навыками, силами и средствами. Плюс к этому свою негативную роль играла и продолжает играть коррупция, особенно в африканских странах, разросшаяся до чудовищных размеров, замешанная на поставках наркотиков, оружия, боеприпасов, незаконной миграции, торговле людьми, человеческими органами и т. д.
Уязвимость военно-морского и торгового судоходства от морского терроризма убедительно была доказана в ходе событий, прои-
зошедших 12 октября 2000 года в йеменском порту Аден, где в ходе атаки, предпринятой членами террористической группировки «Аль-Каида» на американский эсминец УРО «Коул», находившийся в то время на стоянке, погибли 17 и получили ранения различной степени тяжести 42 американских моряка, а сам корабль получил серьезные повреждения, повлекшие его дальнейший вывод из строя. Данный инцидент стал своего рода детонатором, запустившим незамедлительную цепную реакцию со стороны других террористических группировок по всему миру, в том числе действующих в регионах Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока, подтолкнул их к организации других, схожих по характеру диверсионно-террори-стических актов на море.
Реальные возможности морских террористов не только на тактическом (региональном), но и на стратегическом (глобальном) уровнях создают всестороннюю комплексную угрозу международной безопасности. Ряд морских террористических групп, осуществляющих противоправную деятельность в различных прибрежных регионах планеты, основной упор делает на использовании мин либо местного производства, либо импортируемых из-за границы. Например, небезызвестные «Революционные вооруженные силы Колумбии» (FARC) получили их, как считают аналитики в целом ряде западных стран, с помощью коррумпированных представителей государственных структур стран, расположенных в регионе Средне-
Возможности морских террористов не только на тактическом (региональном), но и на стратегическом (глобальном) уровнях создают всестороннюю комплексную угрозу международной безопасности.
го Востока, террористические же группы ЬТТЕ («Тигры освобождения Тамил Илама») производят собственные минные средства. Латиноамериканские и азиатские террористы широко применяют как контактные мины, так и управляемые по проводам29.
Необходимо отметить, что сегодня мировой рынок вооружений изобилует самыми разными технологиями для строительства любых подходящих для осуществления террористических целей судов, а также соответствующим оборудованием, оружием и боеприпасами различных типов, были бы деньги. Распространение оружия, боеприпасов, наркотических средств, психотропных веществ, боевых отравляющих веществ приобрело в настоящее время грандиозный размах. Так, в 2000 году в руки колумбийской полиции попала целая подводная лодка, которую местные наркобароны предполагали использовать для транспортировки наркотиков. Лодка вмещала в себя от 150 до 200 тонн зелья и имела 12 человек команды30.
Третья тенденция. Сращивание терроризма, в том числе морского, с другими вызовами и угрозами современности, всесторонняя поддержка его со стороны целого ряда стран мира свидетельствует о превращении терроризма в хорошо подготовленного во всех отношениях противника, объединяющего в своем составе целый ряд террористических группировок различного политического спектра и направленности, в серьезную, организованную, вооруженную и оснащенную по последнему слову техники силу, располагающую многочисленными ячейками по всему миру, насчитывающими в своем составе большое
количество адептов, способную вести масштабные террористические, в том числе гибридные войны регионального и глобального характера, включая активное использование глобальной сети Интернет, в тесном взаимодействии с различными транснациональными преступными синдикатами, чутко и гибко реагируя на малейшие изменения геополитической обстановки и экономической конъюнктуры в отдельно взятой стране или регионах, расположенных в разных частях мира. Беря на вооружение новейшие передовые технологии, получаемые с помощью коррупции, международный терроризм способен действовать практически во всех физических средах, в том числе и в киберпространстве, с далеко идущими политически ангажированными целями и непредсказуемыми последствиями.
Четвертая тенденция. Крепнущая год от года взаимосвязь терроризма, в том числе морского, с другими вызовами и угрозами современности и транснациональной организованной преступностью в целом. Гигантские денежные суммы, полученные в результате реализации наркотиков в разных частях планеты, идут на финансирование различных нарко-, террористических, пиратских и иных транснациональных преступных группировок по всему миру. В данной связи стоит сказать о том, что, к примеру, только на территории Европейского Союза действует порядка 5000 транснациональных преступных группировок, объединяющих в своих рядах представителей более 180 национальностей, в отношении которых проводятся расследования Европейской полицейской организацией (Европол). Что касается непосредственно незаконного оборота наркотиков, то он оцени-
вается в Европе в размере порядка 24 млрд евро31.
Таким образом, создаются предпосылки для образования глобальных по масштабу, многоуровневых по структуре и многопрофильных по направленности транснациональных преступных конгломератов, имеющих схожие цели, способных одновременно и скоординированно действовать сразу по нескольким направлениям, влияющих на формирование политических и в том числе геополитических процессов в различных странах и регионах планеты, создания в связи с этим колоссальных по своим масштабам «глобальных дуг нестабильности», протянувшихся от Центральной и Южной Америки до Африки и от Индийского океана до стран и территорий, расположенных в акватории Тихого океана.
Для Российской Федерации противодействие международному терроризму остается одним из важнейших приоритетов внешней и внутренней политики, тесно связанных с предпринимаемыми усилиями по строительству новой системы международной безопасности. При этом военно-политическое руководство страны выступает за объединение усилий всех заинтересованных стран в борьбе с новыми вызовами и угрозами современности, но никак не за конкуренцию между ними, в том числе по линии Россия — НАТО в интересах формирования новой, более надежной и отвечающей современным требованиям архитектуры международной безопасности. И виды деятельности по преодолению таких угроз, как терроризмом, контрабанда наркотиков, нелегальная миграция и т. д., зафиксированы в основополагающих документах Россия—НАТО.
В этом контексте и с учетом того факта, что основные маршруты грузооборота по направлению в Черное море начинаются в Средиземноморском регионе, подключение России (до 2008 г.) к проводившейся под эгидой НАТО операции «Активные усилия» в Средиземном море и к антитеррористической операции ВМС Турции «Черноморская гармония», проводимой в Черном море, имело и продолжает иметь большую значимость.
Говоря об операции «Активные усилия», необходимо сказать о том, что своим появлением она обязана событиям п сентября 2001 года в США. Для проведения данной операции было сформировано специальное многонациональное соединение кораблей, в состав которого до июля 2016 года на ротационной основе входили до 12 кораблей класса эсминец, фрегат постоянных соединений объединенных военно-морских сил НАТО в Средиземном море и Атлантическом океане, подводные лодки, самолеты разведывательной и патрульной авиации. Ротация кораблей осуществлялась через з—4 месяца, отдельные корабли и подводные лодки сменялись через 2—6 месяцев.
Основными целями операции «Активные усилия» являлись:
• борьба против терроризма;
• ведение морских операций в восточной части Средиземного моря, а также в зоне Гибралтарского пролива для обеспечения безопасного прохода невоенных судов стран НАТО;
• развитие сотрудничества с государствами, не являющимися членами НАТО.
Для более эффективного проведения операции все Средиземное море условно было поделено на районы. В зависимости от специфики района задачи, решавшиеся
кораблями операции, различались, вот лишь некоторые из них:
• восточная часть Средиземного моря: присутствие и сдерживание, наблюдение, досмотр судов при добровольном согласии капитана;
• Гибралтарский пролив: конвоирование определенных судов с опасными и особо важными грузами при прохождении проливной зоны и др.
ВМФ России начал подготовку к участию в операции с момента подписания д декабря 2004 года (в форме обмена письмами) Соглашения между Российской Федерацией и НАТО об участии сил и средств Военно-Морского Флота Российской Федерации в антитеррористической операции НАТО «Активные усилия», которое продолжалось до 2008 года. В разное время от ВМФ России участие в данной операции принимали: гвардейский ракетный крейсер «Москва», сторожевой корабль «Пытливый».
Стоит также отметить и то немаловажное обстоятельство, что поддержание безопасности оживленных торговых путей в районе Средиземного моря принципиально важно для НАТО. Только в области энергоресурсов по Средиземному морю ежегодно переправляется 65 % от общего числа потребляемых в Западной Европе нефти и газа, здесь же проходят главные трубопроводы, соединяющие Ливию с Италией и Марокко с Испанией. Поэтому «Активные усилия» были направлены на обеспечение безопасных и бесперебойных поставок энергоресурсов в Европу32.
В период с 2001 до окончания операции в июле 2016 года было отслежено порядка 128 тыс. судов. Осуществлялся непрямой, но от этого не менее жесткий контроль за черным рынком миграции в Средиземном море, спасение
гражданских лиц на различных нефтяных платформах и тонущих судах. Так, 23 марта 2006 года при проведении антитеррористической операции в Средиземном море силы НАТО оповестили береговую охрану Греции относительно судна M/V Crystal. Силы береговой охраны перехватили судно, арестовали капитана и экипаж, пытавшихся контрабандным путем переправить через Средиземное море 126 нелегальных мигрантов. Эта операция имела еще один сопутствующий эффект — укрепление безопасности судоходства в регионе в целом33.
Вследствие своего выгодного геополитического положения Черноморский регион был, есть и в течение длительного времени останется в фокусе пристального внимания стран Запада и Востока, особенно после событий Крымской весны 2014 года и последующего вхождения Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации. Черное море играет исключительно важную роль в безопасности и экономике не только государств, непосредственно расположенных в Причерноморье, но и государств, имеющих выход к морю через речные системы Дуная и Днестра.
Стратегическое положение Черного моря, расположенного на пересечении путей, соединяющих Европу, Азию и Ближний Восток, а также тот факт, что оно представляет собой важный транзитный маршрут, делает его уязвимым с точки зрения угроз со стороны международных террористических группировок. По Черному морю пролегает один из главных маршрутов перевозки нефти, пассажиров и контейнерных грузов. Оно остается жизненно важным транзитным путем и для поставки энергоносителей на мировые рынки. Нестабильность
в Черноморском регионе имела бы широкомасштабные и не поддающиеся прогнозам последствия для безопасности и стабильности в Средиземноморском и Евроатлантиче-ском регионах в целом.
Руководство НАТО неоднократно предпринимало попытки распространить проведение операции «Активные усилия» на весь Черноморский регион. Однако эти попытки наталкивались на активное противодействие ряда государств Причерноморья, в первую очередь России и Турции, считающих, что государства Черноморского бассейна обладают достаточными силами и средствами, чтобы самим обеспечить региональную безопасность и стабильность без вмешательства других стран НАТО и прежде всего США.
С целью доказать правоту данного утверждения ВМС Турции начиная с 1 марта 2004 года и до настоящего времени проводят в Черном море операцию по предотвращению угрозы терроризма и распространения оружия массового уничтожения «Черноморская гармония» в соответствии с основными принципами, закрепленными в Уставе ООН, и целями, изложенными в резолюциях Совета Безопасности ООН № 1373 (2001), 1540 (2004) и 1566 (2004).
Основными целями операции «Черноморская гармония» являются:
• обеспечение военно-морского присутствия на маршрутах торгового судоходства и регулярное ведение наблюдения в морских районах, находящихся под юрисдикцией Турции, и в воздушном пространстве над ними;
• отслеживание в пределах прямой видимости либо скрытое отслеживание судов, вызывающих подозрение и др.
Еще одним военно-морским компонентом сил противодействия терроризму в Черноморском регионе является Черноморская военно-морская группа оперативного взаимодействия (ВЬАСКБЕАГОК), соглашение о создании которой было подписано в Стамбуле 2 апреля 2001 года.
В дальнейшем данное соглашение было ратифицировано всеми государствами-участниками. В числе основных задач «Блэксифор» — поисково-спасательные и гуманитарные операции, морское разминирование, экологический мониторинг, совместные учения, визиты доброй воли. «Блэксифор» может использоваться для выполнения упомянутых задач и в рамках миротворческих операций, проводимых по мандату ООН или ОБСЕ, в случае соответствующего обращения этих организаций к черноморским государствам.
Район действия группы — Черное море, однако предусмотрена возможность выхода за его пределы при условии согласия на это всех государств-участников. Состав группы — 4—6 кораблей (по одному от каждого государства). Созыв — при возникновении необходимости для выполнения конкретных задач, а в их отсутствие — не реже одного раза в год на один-полтора месяца в рамках плановой активации для отработки учебных упражнений. В основе деятельности «Блэксифор» лежат принципы консенсусного принятия решений и добровольности участия. По мнению ряда экспертов, в недалеком будущем уровень подготовки «Блэксифор» позволит ему самостоятельно осуществлять антитеррористические действия по типу операции «Черноморская гармония». Однако, с учетом событий «Крымской весны», связанных
с вхождением Крыма и Севастополя в состав России, недружественной и откровенно русофобской политики, проводимой рядом государств Причерноморья (Болгарией, Румынией — членами НАТО, Грузией и Украиной, в НАТО стремящимися) по отношению к Российской Федерации, увеличения количества и качества учений стран НАТО на акватории Черного моря, дальнейшая деятельность «Блэксифор» находится под большим вопросом.
Тем не менее борьба с международным терроризмом и связанными с ним новыми вызовами и угрозами современности может и должна стать частью усилий по поддержанию цивилизованного характера международных отношений на всех уровнях, в принципе не допускающих использование нелегитимных методов пусть даже для достижения, казалось бы, благородных целей.
В связи с вышесказанным, несмотря на существующие разногласия, и у России, и у НАТО есть понимание необходимости взаимодействия в данной сфере, тем более с учетом событий последних лет, когда международным терроризмом все настойчивее предпринимаются попытки расшатать существующие устои международного правопорядка посредством направления ударов против мирного населения стран континентальной Европы не в последнюю очередь вследствие провальной миграционной политики, проводимой руководством ряда европейских стран в угоду США.
Важно также учитывать, что опасность для мирового сообщества представляет не только сам феномен терроризма и связанные с ним другие вызовы и угрозы современности, но и неадекватная реакция на их проявление со
стороны различных легитимных структур, призванных сражаться с ним. В условиях нагнетаемого в ряде европейских стран антитеррористического/антиисламского угара происходит размывание некоторых важных понятий, глубокая эрозия системы международных отношений. Государство, объявленное «изгоем», «входящим в ось Зла» или «пособником террористов», в отличие от любой национальной, региональной или глобальной террористической организации является иным, а если говорить более конкретно, легитимным субъектом глобальной политики и полноправным членом международного сообщества.
Борьба с международным терроризмом, новыми вызовами и угрозами может стать частью усилий по поддержанию цивилизованного характера международных отношений.
Установление фактов причастности тех или иных государств к различным аспектам террористической и иной противоправной деятельности, определения степени виновности официальных властей этих государств, разработка и реализация соответствующих мер по оказанию воздействия на них с использованием всего имеющегося международно-правового и иного инструментария, а также ряд других, относящихся к данной сфере вопросов, являются прерогативой ряда авторитетных международных организаций, в первую очередь ООН и его структурных подразделений, таких как Совет Безопасности и Международный уголовный суд. Абсолютно недопустимым является обвинение в терроризме
целых народов, наций, государств, а также религиозных конфессий для продвижения геополитических планов блока НАТО или отдельных его членов, основанное на подверженной постоянным изменениям политической конъюнктуре.
Пример агрессии НАТО против Югославии в 1998—1999 годах и деятельность так называемого Международного трибунала по бывшей Югославии, действовавшего с 1993 по 2017 годы, судившего и приговаривавшего к длительным срокам за мнимые военные преступления только сербов и никого из руководителей со стороны США и НАТО за отдание заведомо преступных приказов, приведших к совершению реальных военных преступлений против мирного гражданского населения бывшей Югославии, — яркое тому подтверждение.
Выводы
Отношения России и НАТО должны строиться исключительно на равноправной основе, в строгом соответствии с положениями Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора от 27 мая 1997 года.
Оценивая позитивные или негативные тенденции в отношениях России и НАТО, нельзя обойти вопрос дальнейшего расширения блока и связанную с этим обстоятельством проблему его дальнейшей трансформации. Наша страна выразила свое отношение к происходящему процессу, которое можно охарактеризовать как «спокойно-отрицательное». Президент Российской Федерации В.В. Путин неоднократно комментировал активность НАТО у границ России.
В ходе выступления на октябрьском заседании клуба «Валдай» в 2017 году В.В. Путин заявил о том, что России «известен каждый шаг» западных сил34.
Вместе с тем, выступая на коллегии Министерства обороны Российской Федерации по итогам 2017 года, Президент России назвал «правильным и своевременным» укрепление российской армии и Военно-Морского Флота с учетом складывающейся военно-политической ситуации в мире. По словам В.В. Путина, наша страна должна быть готова своевременно и эффективно ответить на любую угрозу, поскольку страны Запада делают попытки изменить глобальный баланс сил35.
Очевидно, что расширение НАТО на восток осуществляется в рамках проводимого альянсом военно-политического курса на глобализацию функций и закрепления за ним роли ведущей военно-политической силы не только в Европе, но и в мире в целом. Саму логику расширения НАТО трудно воспринимать иначе как стремление добиться дальнейшего ослабления позиций и роли России в международных делах. Продвижение военных структур блока к российским границам — это весьма очевидный и ничем не оправданный рецидив «холодной войны», какими бы аргументами оно ни обосновывалось. Очередное расширение Североатлантического союза за счет новых членов негативно сказалось на геополитическом и геостратегическом положении России, что вынуждает ее предпринимать определенные меры для парирования этих действительно «новых» угроз36.
Вместо усилий по нагнетанию в западных СМИ безосновательной антироссийской истерии и бряцания оружием возле российских
границ, которое в случае гипотетического конфликта ничего, кроме поражения со всеми вытекающими отсюда последствиями, альянсу не принесет, стороны должны быть нацелены на поиск путей сотрудничества в борьбе с новыми вызовами и угрозами современности, действительно представляющими угрозу миру, в строгом соответствии с нормами международного права, имеющимся международно-правовым и иным инструментарием, с использованием не только двустороннего, но и многостороннего форматов сотрудничества. Несмотря на наличие в Европе русофобски настроенных элит, прагматично настроенная их часть все же осознает, что Россия является важнейшим соседом (к тому же лежащим на кратчайшем пути к Китаю), а у Европейского Союза сейчас столько внутренних проблем, что бессмысленные ссоры с Россией лишь усугубляют ситуацию37.
С учетом стремительного развития научно-технического прогресса в первой половине XXI столетия и существенных различий в растущем вследствие глобализации технологическом разрыве между про-мышленно развитыми странами Запада и развивающимися странами в разных частях планеты, стороны должны принять во внимание, что терроризм не стоит на месте, постоянно подвергается трансформации под воздействием научно-технического прогресса. Растет его интеллектуальный потенциал, меняется структура террористических организаций, в их составах помимо сухопутного появился и морской компонент.
Таким образом, терроризм превращается в хорошо подготовленного во всех отношениях, в том числе финансовом, противника, объединяющего в своем составе
целый ряд террористических группировок различного политического спектра, в серьезную, хорошо организованную, вооруженную и оснащенную по последнему слову техники силу, способную вести масштабные террористические, в том числе гибридные войны регионального и глобального характера в тесном взаимодействии с различными транснациональными преступными синдикатами по всему миру, чутко реагируя на малейшие изменения геополитической обстановки и экономической конъюнктуры в отдельно взятой стране или регионе в разных частях мира. Беря на вооружение передовые технологии, международный терроризм способен действовать практически во всех физических средах, в том числе в киберпро-странстве, с далеко идущими политически ангажированными целями и непредсказуемыми последствиями.
С учетом изложенного большое значение имеет сотрудничество в формате Россия—НАТО по борьбе с новыми вызовами и угрозами на море, а именно: участие Российской Федерации в проводимых международным сообществом мероприятиях, направленных на борьбу с терроризмом (морским терроризмом), морским пиратством, нелегальной миграцией, незаконным оборотом наркотиков, уничтожение морской инфраструктуры террористов, подрыв их экономической основы. Кроме того, перспективной областью сотрудничества, в том числе по линии Россия—НАТО, смог бы стать возможный обмен информацией о лицах, подозреваемых в осуществлении противоправной деятельности на морских коммуникациях.
В современных условиях также становится важной консолидация усилий субъектов борьбы с терро-
ризмом, в том числе и по линии Россия—НАТО. Основные усилия должны быть сосредоточены на согласованных действиях заинтересованных стран на всех этапах борьбы с новыми вызовами и угрозами современности, при которых деятельность различных нарко-, террористических, пиратских и иных транснациональных преступных группировок, в том числе построенных по этническому признаку, стала бы невозможной. Без устойчивого оперативного взаимодействия и общего понимания перспектив развития ситуации
в Афганистане, в регионах Ближнего Востока, Северной Африки и Средиземноморья в целом успешная борьба с новыми вызовами и угрозами современности невозможна в принципе.
Что же касается применения силы в международных отношениях, то санкцию на него дает только Совет Безопасности ООН в строгом соответствии с главой VII Устава ООН. Ни НАТО, ни какая-либо иная организация не имеют права подменять собой механизм принятия решения ООН на применение силы.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Концепция внешней политики Российской Федерации, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. № 640.
2 URL: http://www.mid.ru/bdomp/ ns-osndoc.nsf/e2f2 89bea62097f-9c325787a0034c255/c32577ca00174349442 57b 16005 lbf7f!OpenDocument
3 Карякин В.В., Козин В.П. Военная политика и стратегия США в геополитической динамике XXI века: монография. М.: Граница, 2014.
4 Энгдаль У.Ф. Священные войны Западного мира. М.: Селадо, 2016.
5 Программа «Изнасилованные Америкой» на канале РЕН-ТВ от 15 сентября 2017 г.
6 Концепция внешней политики Российской Федерации, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. № 640.
7 В Польше началась акция протеста против создания базы ПРО США. URL: http://so-l.ni/news/y/2016_05_13_v_polshe_ nachalas_akciya_protesta_protiv (дата обращения: 11.08.2018).
8 Мухин В. Американская ПРО в Европе уже под прицелом Москвы // Независимая газета. 2016. 13 мая. URL: http:// www.ng.ru/politics/2016-05-13/l_pro.html (дата обращения: 11.08.2018).
9 Программа «Военная тайна» на канале «РЕН-ТВ» от 13 января 2018 г.
10 Программа «Вести недели» на канале «Россия-1» от 18 марта 2014 г.
11 Пленер Э. НАТО против России: любой, кто мечтает о войне с Россией, мечтает о самоубийстве (Plener Е. NATO gegen Russland: Wer von einer militärischen Lösung gegen Russland träumt, träumt vom Selbstmord). URL: https:// www. contra-magazin. com/2018/01/na-to-gegen-russland-wer-von-einer-mili-taerischen-loesung-gegen-russland-trae-umt-traeumt-vom-selbstmord/ (дата обращения: 11.08.2018).
12 Совет Россия—НАТО. Досье ТАСС. URL: http://tass.ru/info/2492025 (дата обращения: 11.08.2018).
13 Россия призывает страны, позволившие силам НАТО обосноваться, быть настороже. URL: https://tsargrad.tv/news/ rossija-prizyvaet-strany-pozvolivshie-silam-nato-obosnovatsja-byt-nastorozhe_103628 (дата обращения: 11.08.2018).
14 Фирсова Т. Члены партии «Альтернатива для Германии» поддержали выход ФРГ из НАТО // РИА-Новости. URL: https://ria.ru/world/20160421/1416423436. html (дата обращения: 11.08.2018).
15 Программа «60 минут» на канале «Россия-1» от 1 ноября 2017 г.
16 Программа «Итоги недели» на канале «НТВ» от 17 декабря 2017 г.
17 Программа «Вести» на канале «Россия-1» от 16 января 2018 г.
18 Совет Россия—НАТО. Досье ТАСС. URL: http://tass.ru/info/2492025 (дата обращения: 11.08.2018).
19 Программа «Вести» на канале «Россия 24» от 19 декабря 2017 г.
20 Михлин A.A. Нелегальная миграция: вызовы и угрозы безопасности на Европейском континенте // Военная Мысль. 2017. № 11. С. 5-14.
21 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683.
22 Останков В.И., Анастасии A.B. Россия и НАТО в современном мире: проблемы взаимоотношений и перспективы партнерства.
23 Программа «Вести» на канале «Рос-сия-24» от 4 июня 2017 г.
24 Программа «Документальный фильм» на канале «Россия-24» от 17 декабря 2017 г.
25 Программа «Служу России» на канале «Звезда» от 16 сентября 2017 г.
26 Баранец В. «Мы переломили хребет ударным силам терроризма», — начальник Генштаба рассказал подробности операции в Сирии. URL: http://rusvesna. su/news/1514327778 (дата обращения: 11.08.2018).
27 Аббас Джума «Террористы в Европе сегодня и 40 лет назад: Было больше крови, но меньше паники». URL: https://www. kp.ru/daily/26725/3751728/ (дата обращения: 11.08.2018).
28 Чертанов В. Морской аспект международного терроризма // Зарубежное военное обозрение. 2002. № 2.
29Там же.
30 Штыбликов Д. Морской терроризм как составляющая современного терроризма. Современные угрозы и вызовы. URL: http://silovik.net/forum/ index.php?topic=9548.0 (дата обращения: 12.08.2018).
31 Доклад Европола (Оценка тяжких преступлений и угрозы со стороны организованной преступности) за 2017 г. (European Union. Serious and organized crime threat assessment (SOCTA) 2017. Crime in the age of technology).
32 Лященко А. Активные усилия // Красная звезда. 2005. 17 февраля.
33 Operation Active Endeavour. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Opera-tion Active Endeavour (дата обращения: 19.08.2018).
34 Егоров Г. «Напомните, у кого базы по всему миру?»: в Германии отказались поддержать усиление НАТО на Балтийском море в ответ на «экспансию» России. URL: https://cont.ws/@sam8807/824398 (дата обращения: 19.08.2018).
35 «Пора отвечать за наглость США в девяностых»: в России отреагировали на планы НАТО усилить ВМС в Британии из-за подводной активности РФ. URL: https://rueconomics.ru/300620-po-ra-otvechat-za-naglost-ssha-v-devya-nostyh-v-rossii-otreagirovali-na-pla-ny-nato-usilit-vms-v-britanii-iz-za-pod-vodnoi-aktivnosti-rf#from_copy (дата обращения: 19.08.2018).
36 Останков В.И., Анастасии А.В. Россия и НАТО в современном мире: проблемы взаимоотношений и перспективы партнерства.
37 Мирзаяи Г. Русским стало наплевать на НАТО. URL: https://ru.sputniknewslv. com/analytics/20180116/7047190/Russ-kim-stalo-naplevat-NATO.html (дата обращения: 19.08.2018).
34 Егоров Г. «Напомните, у кого базы по всему миру?»: в Германии отказались поддержать усиление НАТО на Балтийском море в ответ на «экспансию» России. URL: https://cont.ws/@sam8807/824398 (дата обращения: 19.08.2018).
35 «Пора отвечать за наглость США в девяностых»: в России отреагировали на планы НАТО усилить ВМС в Британии из-за подводной активности РФ. URL: https://rueconomics.ru/300620-po-ra-otvechat-za-naglost-ssha-v-devya-nostyh-v-rossii-otreagirovali-na-pla-ny-nato-usilit-vms-v-britanii-iz-za-pod-vodnoi-aktivnosti-rf#from_copy (дата обращения: 19.08.2018).
36 Останков В.И., Анастасии А.В. Россия и НАТО в современном мире: проблемы взаимоотношений и перспективы партнерства.
37 Мирзаяи Г. Русским стало наплевать на НАТО. URL: https://ru.sputniknewslv. com/analytics/20180116/7047190/Russ-kim-stalo-naplevat-NATO.html (дата обращения: 19.08.2018).