Перспективы развития военного сотрудничества России со странами Африканского континента
A.A. МИХЛИН Капитан 1 ранга В.В. МОЛОЧНЫЙ
АННОТАЦИЯ
Анализируются новые вызовы и угрозы безопасности стран Африканского континента и показана роль России в их нейтрализации. Обосновывается необходимость укрепления военного сотрудничества с африканскими государствами и предлагаются некоторые направления его развития.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Тропическая Африка, Панафриканская война, страны Гвинейского залива, Сахаро-Сахельская зона, военно-техническое сотрудничество.
ABSTRACT
The paper analyzes new challenges and threats to the security of countries in Africa, showing the role of Russia in their neutralization; it also justifies the need to consolidate military cooperation with African states and suggests certain development lines for it.
KEYWORDS
Tropical Africa, Pan-African War, Gulf of Guinea countries, Sahara-Sahel zone, military-technological cooperation.
ПЕРВЫЕ десятилетия XXI века характеризуются глобальными потрясениями в международных отношениях, резким всплеском локаль-
ных и региональных конфликтов на межэтнической, расовой и межконфессиональной основе, невиданными масштабами миграции, разгулом
терроризма и транснациональном организованной преступности. Особенно это касается Африки — огромного континента площадью более 30 млн кв. км с населением свыше миллиарда человек, которую еще называют «материком ресурсного проклятия». В данном регионе расположено 55 государств, составляющих более четверти членов ООН. По подсчетам экспертов ООН, к 2050 году в Африке будет проживать примерно четверть мирового населения — 2,4 млрд человек.
Африка подразделяется на Северную, преимущественно мусульманскую, и Тропическую или Черную Африку, где проживают в основном христиане. Граница между ними — величайшая пустыня Сахара. Северная Африка имеет двойную идентичность, являясь одновременно частью и арабского, и африканского миров. Ей приходится отвечать на вызовы и угрозы, с которыми сталкивается и та и другая цивилизация. На Северную Африку все большее влияние оказывает Европейский союз (ЕС), а Черная Африка стала полем весьма сильной конкуренции сразу нескольких мировых центров силы1.
Окончание блоковой конфронтации и крушение социалистической системы весьма сильно затронуло недавних союзников СССР в Африке. Несмотря на то что страны Тро-
Рис. 1. Солдаты Панафриканской войны на боевой позиции
пической Африки — неотъемлемая часть глобального мира, подавляющее большинство из них оказались не готовы принять новые политико-экономические реалии, рыночные отношения и стандарты, повсеместно навязываемые Западом. Многие из них с большим трудом осваиваются в жесткой конкурентной реальности. По мнению некоторых экспертов, это следствие мучительного разложения традиционных систем отношений и тяжкого созидания современных обществ, способных выдержать нагрузки и перегрузки глобального мира2.
Коллапс общественно-политического устройства во многих странах Африки на рубеже веков, уничтожение семейных и иных традиций, падение уровня жизни населения, геноцид, рост коррупции и разгул транснациональной организованной преступности, тесно связанной с новыми вызовами и угрозами XXI столетия в качестве единой системы, многопартийность с этноплеменной спецификой — все это нередко приводит к кровавым межэтническим и межконфессиональным конфликтам. Самый кровопролитный из них, в котором приняли участие 15 государств и погибло около 5,4 млн человек, произошел в Демократической Республике Конго (1998— 2002)3. Он получил название «Панафриканская война» (рис. 1).
Страшной «визитной карточкой» той войны стала невероятная жестокость, которую и повстанцы, и правительственные солдаты, и иностранные военнослужащие проявляли к мирным жителям4. Африка с трудом залечивает раны Панафриканской войны, отголоски которой звучат и сегодня.
По оценке ряда ученых-демографов, Африка — рекордсмен по темпам роста населения. В среднем на каждую
женщину приходится порядка пяти деторождений. Это самый молодой континент, обеспечивающий около 21 % прироста мировых трудовых ресурсов, а в следующем десятилетии этот показатель достигнет 30 %. Африка богата и природными ресурсами — там имеются огромные запасы минерального сырья, редкоземельных металлов, золота, алмазов, платины, энергоносителей, древесины ценных пород, производятся кофе, какао, хлопок и другие продукты тропического земледелия.
Среди африканских стран есть нефтедобывающие (Нигерия, Ангола, Габон) и поставщики уникальной продукции (Гвинея, Гана, Мадагаскар, Кот-д'Ивуар, Заир, Замбия). На Черном континенте находится половина необрабатываемых, но пригодных для использования в сельском хозяйстве земель планеты. По разным оценкам, природные богатства Африки составляют 30—40 % всех минеральных запасов планеты. Вместе с тем уровень развития самого континента по крайней мере в последние 500 лет значительно ниже, чем в окружающих его европейских и азиатских странах5.
Несмотря на огромные запасы природных ресурсов, сегодняшняя Африка в целом — это зона бедности и нищеты, 40 % населения неграмотны, из 32 беднейших стран мира 25 находятся в Африке. Нищие крестьяне пополняют ряды городских люмпенов, 290 млн человек голодают. К тому же африканцев преследуют страшные болезни: малярия (90 % всех умирающих), ВИЧ/СПИД (диагностирован у 43 млн человек), туберкулез (4 млн человек). Из 600 млн человек, проживающих южнее пустыни Сахара, около 100 млн страдают разного рода умственными расстройствами.
Государства Африки существенно отстают от развитых стран в технико-
экономическом отношении, что является одной из причин миграции огромных масс населения. Из 200 млн трудовых мигрантов в мире 35 млн — африканцы. Более 10 млн из них живут и работают в странах ЕС.
Огромную роль в жизни Африки играет религия. Доля христиан в Тропической Африке увеличилась с 9 до 63 %. В то же время ислам, а вместе с ним и исламская культура сухопутными и морскими путями попадали в Африку на протяжении столетий. Сегодня 22 страны Африки южнее Сахары являются членами Организации исламского сотрудничества6.
Негативные коррективы в развитие Африканского континента, безусловно, вносит глобализация. Бурное развитие научно-технического прогресса и невозможность для подавляющего числа африканцев воспользоваться его благами, высокая коррумпированность неповоротливой африканской бюрократии и правоохранительных органов, высокий уровень безработицы, структурно-демографические проблемы, отсутствие верховенства закона, груз колониального прошлого, наличие тлеющих пограничных, межнациональных и межэтнических конфликтов, стремление ряда западных держав к неоколониальной экспансии — все это создает условия для расцвета терроризма и наркотрафика, нелегальной миграции и работорговли, роста морского пиратства в Гвинейском заливе и его возможного реванша в районе Африканского Рога (рис. 2).
Большинство международных конфликтов в Африке — по сути, гражданские войны, что связано с незавершенностью процесса формирования государственности в ряде стран в постколониальный период. Именно поэтому нередко участниками конфликта наряду с внутренними политическими движениями стано-
ЭРИТРЕЯ
ДЖИБУТИ
ЙЕМЕН
о. Сокотра (Йемен)
Харп
ЭФИОПИЯ
ГароуЭ* —у ^Эйль
Г)вк1ра СОМАЛИ
—4«.
ИНДИЙСКИЙ
ОКЕАН
Рис. 2. В районе Африканского Рога возможен пиратский реванш
вятся бывшие метрополии, имевшие там колонии: Португалия, Испания, Нидерланды, Франция, Великобритания, Бельгия, Италия, Германия. Их колонизаторская роль, равно как и жестокость, проявленная европейцами по отношению к местному населению, не будут забыты еще долгое время. А США как мировой жандарм и крупнейшее государство Запада, в основу внешней политики которого положен государственный терроризм, серьезно скомпрометировали себя после Второй мировой войны участием в событиях в Конго, Ливии и Сомали, а также неприкрытым стремлением поставить под финансовый контроль значительную часть Африки7.
Геостратегическое значение Африканского континента трудно переоценить. Оно обусловлено выгодным географическим расположением на стыке Средиземного и Красного
морей, Суэцкого канала, Аденского и Гвинейского заливов, Индийского и Атлантического океанов, пересечением здесь интересов крупнейших геополитических игроков мира, в том числе России, а также тем обстоятельством, что США и НАТО рассматривают данный континент в качестве важного южного фланга альянса и плацдарма для реализации неоколониальных экспансионистских устремлений путем использования в этих целях проблемных репер-ных точек ряда африканских стран.
После распада колониальных империй старые члены НАТО в той или иной степени сохранили и продолжают сохранять значительные военно-политические и военно-стратегические позиции на Африканском континенте не только в плане прямого военного присутствия в виде баз и контин-гентов (табл.), но и путем развития военно-технического сотрудничества, оказания помощи в создании национальных армий по западным лекалам, поставок им вооружения и военной техники (ВВТ) и подготовки лояльных Западу военных кадров.
По заявлениям военно-политического руководства НАТО, данные базы нужны для защиты критических важных элементов коммуникаций альянса, поддержания мира, предотвращения конфликтов, подобных геноциду в Руанде (1993—1994), борьбы с терроризмом и пиратством. Не преуменьшая роль западных военных контингентов в решении некоторых подобных задач, в частности борьбы с пиратством, необходимо отметить, что для всех вышеуказанных
Таблица
Военные базы стран — членов НАТО в Африке
№ пп Страны — члены НАТО Государства Африки, где размещены военные базы
1 США Полноценная военная база в Джибути (рис. 3,4). Сеть из более 60 форпостов и пунктов размещения на территории 34 государств Африки, которые формально считаются «точками сотрудничества» в области безопасности и служат якобы для временного базирования в основном провизии и амуниции8
2 Франция Джибути (рис. 3), Габон, Кот-д'Ивуар, Реюньон, коморский остров Майотт, Сенегал
3 Великобритания Кения, остров Вознесения, Британские территории в Индийском океане
4 Италия Джибути (рис. 3)
5 Турция Сомали
мира возникли и динамично развиваются новые геополитические центры силы, такие как ОДКБ, БРИКС, ЕАЭС, ШОС и др. На авансцену мировой геополитики вышел и другой глобальный игрок, до недавнего времени с читавшийся лишь региональной державой — Китайская Народная Республика (КНР), которая также проявляет Рис. 3. Иностранные военные базы в Джибути9 большой интерес к Африке, но делает это пу-
геополитических игроков истинные тем применения политики «мягкой» цели в Африке совершенно другие — силы», включающей направление утверждение своей геополитической медицинских работников, предо-значимости, международное прое- ставление стипендий африканским цирование традиционной военной студентам, строительство инфра-силы10, возврат к политике неоколо- структуры и т. п. ниальной экспансии и вмешательства Вопрос о том, как изменится
в суверенные дела африканских госу- политика китайского проникнове-дарств с применением технологий так ния в Африку после ее первичного называемых новых войн11. освоения, остается открытым. Ис-
Однако времена меняются, и мо- пользование для работы в Африке нополярный мир во главе с США ухо- исключительно китайской рабочей дит в прошлое. В различных регионах силы вызывает определенное недо-
База ВС Франции
(контингент -1100 чел. На ней располагаются также военнослужащие Испании и Германии)
КРАСНОЕ МОРЕ
в перспективе - до 2000 чел.)
Правительство Джибути
районе аэропорта базы Японии и
Посольство РФ Ж/д вокзал
Посольство США
Международный аэропорт АтЬоиК
отпора со стороны США и идущего у них в фарватере ЕС, но с учетом возросшей агрессивной политики Вашингтона и развязанной им торговой войны ситуация в любой момент может кардинально измениться. В этой связи не случаен тот факт, что форпо-
сты США в Африке в основном Рис. 4. Военнослужащий армии США предназначены для наблюдения
в Джибути
верие к оказываемой КНР помощи со стороны африканских государств. Естественное желание китайского правительства — вытеснение западных компаний с африканского континента12, но оно проявляет интерес к Африке и с военной точки зрения. В 2016 году КНР приступила к строительству своей первой африканской военной базы в Джибути стоимостью примерно 600 млн долларов, а в середине 2017 года уже состоялось ее открытие13 (рис. 5).
Активное проникновение Китая в Африку во многих областях весьма раздражает США и их союзников по НАТО, ревниво следящих за вторжением в их «традиционные» сферы влияния. Пока Китай не встречает скоординированного вооруженного
(за исключением Джибути, где на постоянной военной базе США насчитывается более 4 тыс. военнослужащих) с использованием беспилотных летательных аппаратов, что дает широкие возможности для сбора и анализа информации о степени проникновения Китая в Африку15 и в случае необходимости неприкрытого вмешательства Вашингтона в дела суверенных африканских государств.
В условиях обостряющегося геополитического противостояния и продолжающейся торговой войны США и Китая следует, на наш взгляд, ожидать, что подобная деятельность Вашингтона в Африке будет лишь усиливаться, равно как будет расширяться и вмешательство ЕС в дела африканских стран, и это с высокой вероятностью может превратить Африку в новую арену геополитическо-
Рис. 5. Церемония открытия военной базы КНР в Джибути1
го противостояния мировых держав, дать импульс к возобновлению старых и возникновению новых региональных конфликтов с перспективой их выхода на глобальный уровень.
Европейский союз и США отнюдь не настроены делить с кем бы то ни было сферы влияния в Африке и оказывать помощь правительствам африканских стран в решении острых насущных проблем. Их интересуют исключительно природные ресурсы континента, их бесперебойная добыча и поставка в свои страны, обеспечение и сохранение контроля над ними в интересах крупнейших транснациональных корпораций путем применения грязных и бесчестных приемов и методов: подкупа управленческих элит и компетентных органов в различных странах Африки; организации беспорядков и государственных переворотов; подтасовки итогов выборов различного уровня, физического устранения неугодных лидеров; проведения политики двойных стандартов, в том числе в борьбе с новыми вызовами и угрозами и др.
Помимо Китая серьезным сдерживающим фактором для деструктивных действий США и их союзников в Африке становится также растущее быстрыми темпами всестороннее присутствие России в регионе, в том числе и военное, в сочетании с умелым использованием «мягкой силы». Немалую роль в этом играют наработанный еще во времена СССР огромный потенциал, реализуемый находящимися на руководящих постах африканцами, которые обучались в советских высших учебных заведениях. В то время для стран Африки было подготовлено около 5 тыс. специалистов.
Общая проблема для всех без исключения заинтересованных геополитических игроков на Африканском континенте — появление новых вызовов и угроз как единой системы,
имеющей свою определенную специфику, вызванную в том числе и географическим положением. Однако вопрос заключается в том, как и в чьих интересах они будут использоваться. Между данными вызовами и угрозами существует реальная связь, они перестали быть только криминальными проблемами и напрямую влияют на развитие военно-политической ситуации на Черном континенте в целом.
После событий печально известной «Арабской весны» (2011—2014) и начала кровавой гражданской междоусобицы в Ливии наряду с имеющимися тяжелыми проблемами в Африке в целом отмечается активизация действий различных международных нарко-, террористических, пиратских и иных экстремистских группировок, а также транснациональных преступных синдикатов, деятельность которых дестабилизирует обстановку в регионе. По данным Центра глобальных и стратегических исследований Института Африки РАН, в настоящее время общее число боевиков, принадлежащих к разного рода террористическим организациям и структурам на континенте, может составлять до 70 тыс. человек. При этом на подконтрольных террористам территориях проживает около миллиона человек. Самые большие пространства контролируются террористами в Нигерии и Камеруне, а также в Южном Судане, добившемся независимости в 2011 году (рис. 6).
Непосредственную угрозу для западных стратегических интересов представляют также террористические структуры в северо-западной Африке (прежде всего в Мали, Алжире и Марокко), Ливии, на Синае (Египет), Африканском Роге и скорее в силу масштабов вызова, чем опасности для поставок стратегических ресурсов или коммуникаций, — в Нигерии.
ЛИВИЯ
ЕГИПЕТ
ЧАД
, Вади-Хальфа
СЕВЁРНЫЙ СУДАН • ^
Порт-Судан
"сАтбара
Омдурман
ХАРТУМ* КассалаУЭРитРЕЯ
СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Столица — Хартум Площадь — 1 886 065 кв. км Население — 29 853 670 человек Валюта — суданский фунт
Нефть —15% от всех суданских запасов Слюда, гранит, железная руда, медь Развита гидроэнергетика
ЮЖНЫЙ СУДАН
Столица — Джуба Площадь—619 745 кв. км Население — 8 260 490 человек Валюта — суданский фунт
Нефть—85% от всех суданских заласов Железная руда, медь, серебро, золото, лес
Рис. 6. Северный и Южный Судан1'
Не утихает в прибрежных районах Африканского континента разгул пиратства и морского терроризма. По мнению эксперта в области морской безопасности В. Кузнецова, в настоящее время пиратство и терроризм (в том числе морской), будучи наиболее важными компонентами единой системы новых вызовов и угроз в Африке, пересекаются в двух важнейших плоскостях: юридической (пираты и террористы, являясь незаконными вооруженными формированиями, объединяются и создают экстерриториальные союзы) и финансовой (пираты финансируют террористов, в частности, по некоторым данным — в Сомали и в Индонезии). В то же время между пиратством и терроризмом есть существенное различие: у первых мотив — нажива, у вторых — создание атмосферы страха, парализация действий органов власти и т. п. Дестабилизирующее влияние на обстановку в Африке также оказывает
транснациональный наркотрафик кокаина, героина и других наркотиков.
В последнее время грань между пиратством и терроризмом стирается и становится все более размытой. Современные морские террористы стремятся распространить свой джихад, используя тактику пиратов. В Сомали и некоторых странах Гвинейского залива между пиратами и террористическими организациями установились прочные связи (рис. 7). Ряд международных морских организаций считает пиратство составной частью терроризма. Охрана морских путей становится одной из приоритетных задач правоохранительных органов прибрежных государств, и в первую очередь стран, контролирующих основные морские каналы и проливы.
Пиратские нападения нередко рассматриваются компетентными органами прибрежных государств как реальная подготовка или прикрытие
САН-ТОМЕ И ПРИНСИПИ
ейский
ж
АТЛАНТИЧЕСКИЙ ОКЕА
Рис. 7. Страны Гвинейского залива
подготовки к проведению масштабного террористического акта. На суше в различных пиратоопасных районах Мирового океана активно действует ряд террористических организаций, в том числе радикального исламистского толка. В Сомали — это группировка «Аш-Шабаб» (Движение молодых моджахедов), проявляющая активность и на территории соседней Кении, и в ряде других африканских стран. В Йемене, в северной части Аденского залива, растет влияние Аль-Каиды, а в Нигерии — террористической группировки «Бо-ко Харам», которая, по некоторым данным, развивает сотрудничество с сомалийской «Аш-Шабаб»17. Все эти организации запрещены в РФ.
В последнее время в политике ведущих государств Запада все отчетливей и тревожней прослеживается тенденция использования невоенных средств оказания воздействия на некоторые страны Африки в целях достижения желаемого результата. Такими средствами нередко становятся новые вызовы и угрозы XXI столетия в их совокупности в качестве первого или второго ударного эшелона «новых войн» в зависимости от складывающейся ситуации в том или ином районе континента. Так, пиратство, имеющее
тесные связи с терроризмом, нередко становится эффективным средством в многоходовой геополитической игре, когда необходимо организовать надежные каналы тайной переброски денежных средств и оружия в «горячие точки» в обход существующих международных санкций и ограничений18. Против кого может быть задействован весь потенциал и спектр приемов и методов в рамках единой системы новых вызовов и угроз XXI века, становится понятно по стремительно набирающему силу геополитическому противостоянию России и Запада в различных регионах планеты, в том числе и в Африке.
Большинство экспертов в области безопасности сходятся во мнении, что в случае возможной дестабилизации обстановки в ряде стран Африки Европу может накрыть еще более мощная волна нелегальной миграции. Преступный бизнес на миграции из Африки все теснее сращивается с транснациональными преступными синдикатами, специализирующимися на незаконном обороте наркотиков, подделке документов, имущественных преступлениях, торговле людьми и человеческими органами19.
С началом второй миграционной волны ряд стран ЕС по примеру Италии может закрыть свои порты для судов с африканскими мигрантами на борту, а в перспективе — сухопутные и воздушные маршруты, не обращая внимания на окрики из Брюсселя, поскольку печального опыта, связанного с приемом мигрантов, более чем достаточно.
В зависимости от развития ситуации претерпит изменения и тойторегагкИ транснациональных
преступных синдикатов, специализирующихся в том числе на контрабанде мигрантов. Не вызывает сомнений, что африканские мигранты будут пользоваться их услугами для достижения цели любой ценой. Предсказать дальнейшее развитие событий не представляется возможным вследствие серьезного раскола ЕС на сторонников жесткой линии в отношении мигрантов (по некоторым данным, они уже составляют большинство) и их не менее твердо настроенных оппонентов.
Ряд международных морских
организаций считает пиратство составной частью терроризма. Охрана морских путей становится одной из приоритетных задач правоохранительных органов прибрежных государств, и в первую очередь стран, контролирующих основные морские каналы и проливы.
Несмотря на вышеизложенные проблемы, воспринимать сегодняшнюю Африку только в негативном ключе не совсем правильно, поскольку с 2000 по 2013 год экономики стран, расположенных южнее пустыни Сахары, демонстрировали ежегодный прирост валового внутреннего продукта в среднем на 5,2 %, а также существенное увеличение среднего класса, что создает новый огромный потребительский рынок, в том числе и для российских товаров и услуг. Только рынок стран Гвинейского залива оценивается в 470 млн потребителей различных товаров. Их валовый внутренний продукт составляет 950 млрд долларов, из которых 180,5 млрд приходится на экспорт африканских товаров и 105,7 млрд — на
импорт20. И конечно, Африка остается источником важнейших ресурсов и сырья, в том числе для инновационных производств, цветных, редких и редкоземельных металлов, золота и платины. Среди этих ресурсов есть и те, по которым у России дефицит, и добывать их в африканских странах вполне экономически обоснованно.
Сегодня Россия уверенно восстанавливает позиции в Африке, утраченные с распадом Советского Союза. На Черном континенте у нашей страны есть собственные интересы во многих областях, в том числе и в военной. Она является желанным гостем в этом регионе, за ней не тянется шлейф темного колонизаторского прошлого и связанных с ним многочисленных преступлений. Однако самостоятельная и независимая политика России в качестве влиятельного геополитического центра силы и мощной державы раздражает правительства ведущих государств Запада. На волне растущей русофобии при поддержке олигархических и иных реакционных кругов они прилагают немало усилий для выдавливания России из Африки.
Показательным примером недальновидной политики двойных стандартов в борьбе с пиратством, терроризмом и другими угрозами, проводимой правящими кругами стран Запада, следует считать создание организации «Друзей Гвинейского залива» без участия России. Более того, под предлогом борьбы с новыми вызовами и угрозами страны НАТО и прежде всего США активно наращивают военно-морское присутствие в Африке, что может еще больше дестабилизировать и без того неспокойный регион. Все это грозит подорвать едва наметившийся процесс восстановления Африканского континента после многолетних гражданских войн и кровопролитных региональных конфликтов.
В XXI веке РФ строит свою внешнюю политику исходя из специфики исторических, геополитических, экономических и иных интересов, в рамках цивилизационных межгосударственных отношений. Ее приоритеты в отношении стран Африканского континента переместились в сферу всестороннего взаимовыгодного сотрудничества, свободного от идеологического и военно-политического давления21. В условиях обостряющегося противостояния с Западом Россия нуждается в Африке не меньше, чем Африка в России. В настоящее время можно говорить о политическом, торгово-экономическом и военном аспектах развития взаимоотношений России и стран Африки.
Политическое сотрудничество предполагает оказание активного противодействия любым попыткам установления единоличной гегемонии какой-либо страны в Африке. Интересы России в этом регионе напрямую сталкиваются не только с амбициями промышленно развитых стран Запада во главе с США, но и с растущими интересами Китая и Японии. Вполне очевидно, что Россия, будучи великой державой, не может допустить установления единоличного контроля какого-либо из указанных государств над столь богатым ресурсами континентом. В противном случае существует высокий риск потери Африки если не навсегда, то на весьма длительную перспективу.
Важное направление политического сотрудничества со странами континента — обеспечение поддержки позиций России по многим ключевым вопросам международной жизни, например, в рамках ООН, где африканские страны составляют значительную и сплоченную влиятельную группу.
Политическое взаимодействие с африканскими странами необходимо развивать не только в двусторон-
нем, но и в многостороннем формате, в том числе в рамках БРИКС. Сегодня в данное объединение входит только ЮАР, но есть перспективы включения в него и других государств Африки. Политические интересы России в этом регионе тесно связаны с обеспечением ее национальной безопасности, в связи с чем полноценное и всестороннее присутствие нашей страны в Африке более чем необходимо. Сегодня для этого есть все условия.
Поскольку более 40 % африканцев и 22 страны континента исповедуют ислам в качестве официальной религии, Россия должна также направлять свои усилия на нейтрализацию возможной политической радикализации различных исламских течений в регионе, так как в перспективе это может угрожать и безопасности РФ, принимая во внимание, что значительная часть населения нашей страны мусульмане.
Торгово-экономическое сотрудничество предусматривает использование наработанных десятилетиями политических дивидендов для усиления своих позиций на весьма важных и перспективных рынках газа, алмазов и редкоземельных металлов, в том числе платиновой группы. Африканские запасы урана имеют крайне важное стратегическое значение для Росатома. Поскольку структура мирового потребления будет смещаться в сторону развития атомно-газовой энергетики, важность российско-африканского сотрудничества в добыче газа и урана существенно возрастает, что поможет России упрочить свое положение в качестве мировой энергетической сверхдержавы22.
Российские компании активно работают в сфере разведки и извлечения полезных ископаемых во многих странах Африки, в том числе расположенных на Африканском Роге и в районе Гвинейского залива.
Так, в Зимбабве российские предприятия осваивают одно из крупнейших в мире месторождений металлов платиновой группы «Дарвендейл» (рис. 8), а в Анголе группа «Алро-са» добывает алмазы. Также ведутся
Немаловажное значение придается увеличению поставок в Россию продукции тропического земледелия (фруктов, овощей, кофе, какао и др.), которая во многом заменила импорт из ЕС, а также экспорту в страны Африки российских сельскохозяйственных товаров, в частности зерна, удобрений, техники, предоставление услуг и технологий, например, в области проведения экспертиз при строительстве АЭС и других объектов инфраструктуры, запуска космических спутников, нефтепереработки, прокладки трубопроводов и т. п.24.
Торгово-экономическое взаимодействие России со странами Африке не ограничиваются только добычей стратегических видов сырья. Наша страна заинтересована в повышении значимости стран-экспортеров на мировых рынках. Сотрудничество с государствами Черного континента в данной сфере непременно упрочит позиции России по экспорту сырья на мировой арене.
Новый импульс развитию сотрудничества с африканскими странами
переговоры с Центрально-Африканской Республикой (ЦАР) о разработке золотоносных и алмазных месторождений. Важное значение имеет извлечение редкоземельных металлов в Конго23.
придал Экономический форум «Россия—Африка», прошедший 23—24 октября 2019 года в Сочи. Президент РФ В.В. Путин, выступая на пленарном заседании саммита (рис. 9), отметил, что в 2018 году внешнеторговый оборот России с Африкой составил более 20 млрд долларов и в ближайшие годы можно его довести как минимум до 40 млрд25. Москва на системной основе оказывает содействие развитию Африканского континента, констатировал Президент РФ. «Наша страна участвует в инициативе по облегчению долгового бремени стран Африки. К настоящему времени общая сумма списания задолженности (африканских стран перед Россией.— Прим. авт.) превышает 20 млрд долларов», — заявил В.В. Путин26.
Экономические интересы РФ в Африке, безусловно, должны подкрепляться интересами военными исходя из того, насколько жесткая и бескомпромиссная конкуренция развернулась за влияние на данном континенте. Понимая, что прямое военное столкновение с Россией в каком
Ботсвана
Запасы платины
1 Прогноз 1300 т
| Подтверждённые 550 т
Мозамбик 1
юзомбикскии пролив
Инвестиции
До 2055 года 2,8 млрд 5
Г
да аомлряэ I
Рис. 8. Российские компании осваивают крупнейшее платиновое месторождение «Дарвендейл» в Зимбабве
Рис. 9. Выступление Президента Российской Федерации на экономическом форуме «Россия—Африка» в Сочи
бы то ни было регионе мира чревато весьма тяжелыми последствиями, США и НАТО в борьбе за Африку будут, на наш взгляд, делать ставку на дестабилизацию ситуации и использование технологий «новых войн» против любой из африканских стран, сотрудничающих с Россией.
Военное сотрудничество России с государствами Африки в настоящее время развивается в основном в военно-технической сфере. Обусловлено это тем фактором, что сегодня Черный континент становится весьма весомым игроком на мировом рынке ВВТ. На его долю приходится до 10 % мирового экспорта оружия. Если в 1990—1999 годах военные поставки в африканские государства составили 6,4 млрд долларов, то в 2000—2013 годах — почти 20 млрд. По темпам роста военных расходов (5,9 %) в 2014 году континент вышел на первое место в мире. С 2005 по 2014 год военные расходы африканских государств увеличились на 91 % и в 2014 году составили 50,2 млрд долларов27. На Африку приходится 11 % российского экспорта тяжелого вооружения, доля российских поставок ВВТ в страны к югу от Сахары составляет 27 %, а в страны Северной Африки — 30 %28. На этом континенте знают, любят и высоко ценят российское оружие.
Со странами, расположенными к северу от Сахаро-Сахельской зоны, военное сотрудничество осуществляется довольно успешно и имеет тенденцию к расширению, особенно с Арабской Республикой Египет — одним из крупнейших государств Африканского континента. Министр обороны РФ генерал армии С.К. Шойгу во время переговоров с министром обороны Египта генерал-полковником Седки Собхи (Москва, май 2018 года) констатировал: «Наблюдается устойчивая положительная динамика расширения сотрудничества в военной сфере. С удовлетворением отмечаем стремление Египта оснащать вооруженные силы современным вооружением и военной техникой российского производства»29.
В 2017 году Россия выиграла тендер на поставку в Египет новейших вертолетов Ка-52К «Катран» на ранее предназначавшиеся для Военно-Морского Флота (ВМФ) России вертолетоносцы типа «Мистраль», а также реализует контракт на поставку в эту страну зенитных ракетных систем С-300ВМ30 (рис. 10).
На встрече с президентом Египта Абделем Фаттахом ас-Сиси, прошедшей в Каире 12 ноября 2019 года (рис. 11), глава российского военного ведомства в очередной раз заявил, что Москва готова помочь в укреплении египетских вооруженных сил и обороны страны в целом31.
Военно-техническое сотрудничество России не ограничивается только Северной Африкой. По состоянию на 2019 год оно развивается также с 25 из 39 стран, расположенных к югу от Сахаро-Сахельской зоны, причем с рядом государств, в частности с Анголой, Мозамбиком, ЦАР —
ЙЙЙ i
Рис. 11. Встреча Министра обороны РФ с президентом Етипта в Каире
весьма успешно32. Так, в ходе выступления на заседании Совета Безопасности ООН по обстановке в Африке (сентябрь 2019), отдельной темой которого стала ситуация в ЦАР, министр иностранных дел РФ C.B. Лавров сообщил: «В Центрально-Африканской Республике российские инструкторы за последние полтора года подготовили свыше 3 тыс. военнослужащих для армии этой суверенной страны. С ведома комитета Совета Безопасности для нужд армии поставлено уже две партии российского оружия, последняя поступила в нынешнем месяце (сентябре. — Прим. авт.)»33.
По данным советника по национальной безопасности президента ЦАР Валерия Захарова, в соответствии с официальным контрактом, заключенным между министерствами обороны ЦАР и РФ, в Африку прилетели 170 российских инструкторов для обучения личного состава вооруженных сил этой республики34. В Уганде, Эфиопии и Анголе действуют постоянные представительства Рособоронэкспорта, с большинством государств подписаны межправительственные соглашения о военно-техническом сотрудничестве35. Россия и Мозамбик пла-
Вертолет Ка-52 «Катран» Зенитная ракетная система С-300ВМ
Рис. 10. Российская военная техника, поставляемая в Египет в рамках военно-технического сотрудничества
нируют совместно разрабатывать и производить продукцию военного назначения36.
Большим достижением современной России на африканском направлении внешней политики стало заключение Конвенции о военном сотрудничестве между РФ и Демократической Республикой Конго (1999). До недавнего времени документ считался практически «мертвым» по политическим соображениям, поскольку на тот момент правительство Конго придерживалось прозападной ориентации. Однако в мае 2018 года конвенция была успешно реанимирована. Новым договором предусматриваются поставки российского ВВТ и различного специфического оборудования. Также оговаривается присутствие российских военных советников и обучение военных специалистов из Конго в России. Как отметил один из конголезских политиков, «сегодня мы находимся в новой парадигме, в противостоянии с Западом, и раз Россия интересуется Африкой, мы видим ее присутствие в ЦАР, мы обновляем старый документ»37.
Одним из важнейших направлений военного сотрудничества России с африканскими странами следует считать наращивание присутствия ВМФ РФ в данном регионе в целях создания и поддержания условий по обеспечению безопасности морской деятельности, участия в борьбе с пиратством и проводимых мировым сообществом военных, миротворческих и гуманитарных акциях, отвечающих интересам РФ38. В связи с этим целесообразно, на наш взгляд, предпринять меры по созданию (воссозданию) сети пунктов материально-технического обеспечения (ПМТО) кораблей и судов ВМФ России, действующих у африканских берегов, по аналогии с теми, что функционировали во времена СССР, но с учетом послед-
них достижений научно-технического прогресса и внедрения новейших технологий.
Как известно, в советское время существовала целая сеть обустроенных по последнему для того времени слову техники ПМТО ВМФ СССР, разбросанных по всему миру, которые могли принимать корабли и самолеты всех типов. Существовала такая сеть и на Африканском континенте: в Гвинее (п. Конакри, 1971—1980), Египте (пп. Александрия и Марса-Матрух, 1956—1976), Анголе (п. Луанда 1977—1992), Сомали (п. Бербера, 1964—1977), Сейшельских островах (п. Виктория, 1984—1990) и Эфиопии (о. Нокра, 1977—1990)39.
Следует также расширять договорно-правовую базу, касающуюся упрощенного захода кораблей и судов ВМФ России в порты африканских стран (рис. 12). В настоящее время такие соглашения имеются с Арабской Республикой Египет, Экваториальной Гвинеей и Республикой Мозамбик. В перспективе вместе с увеличением количества африканских стран, дружественно настроенных по отношению к нашей стране, возможно серьезное усиление военно-морского присутствия России в Африке, что позволит в полной мере обеспечить защиту ее национальных интересов в данном регионе.
Российская Федерация, являясь великой военно-морской державой, умело использующей солидный политико-дипломатический, экономический и военный потенциалы, обладая громадным влиянием на процессы, происходящие в Африке в настоящее время, становится одним из серьезных центров противодействия новым вызовам и угрозам международной безопасности в XXI веке, с которым приходится считаться всем заинтересованным геополитическим игрокам. Возможности России в ре-
Рис. 12. Большой противолодочный корабль «Маршал Шапошников» ВМФ России в порту Дар-эс-Салам (Танзания)
гионе весьма велики, принимая во внимание наработанный еще во времена СССР громадный потенциал во многих областях.
Чтобы выиграть соперничество с западными странами за влияние в Африке, России в ближайшей перспективе необходимо создать все условия, при которых геополитические противники нашей страны, в первую очередь США и их союзники, были бы полностью лишены поддержки в Африке со стороны правительств и народов континента, а также любой возможности усилить свои позиции и играть против РФ на данном геополитическом пространстве. Что это за условия, какие меры следует предпринять, какие силы и средства потребуется привлечь для их реализации — покажет время.
На основании проведенного анализа военно-политической ситуации, вызовов и угроз безопасности стран Африканского континента можно сделать следующие основные выводы.
Первый. В настоящее время Африка занимает одно из центральных мест во внешней политике не только РФ, но и стран Запада во главе с США.
На Черном континенте обостряется конкуренция за влияние, грядет новый возможный передел сфер влияния. В борьбе за него будет использоваться весь спектр политико-дипломатических, экономических и военных инструментов для вытеснения конкурентов из данного региона любыми путями. В условиях нарастающего геополитического противостояния США и ЕС с Россией в Африке становится очевидно, что страны Запада не намерены делить с кем бы то ни было традиционные сферы влияния, оказывать помощь африканцам в решении острых насущных проблем. Их интересуют исключительно природные ресурсы Африки, их бесперебойная поставка в свои страны, обеспечение и сохранение контроля над ними в интересах крупнейших транснациональных корпораций.
Целесообразно, на наш взгляд, предпринять меры по созданию (воссозданию) сети пунктов материально-
технического обеспечения кораблей и судов ВМФ России, действующих у африканских берегов, по аналогии с теми, что функционировали во времена СССР, но с учетом последних достижений научно-технического прогресса и внедрения новейших технологий.
Второй. В ближайшей перспективе будет нарастать противодействие стран Запада во главе с США китайской ползучей экспансии в Африке. Пока Китай не встречает скоординированного вооруженного противодействия с их стороны, но ситуация может кардинально измениться в любой момент. Использование для
Российская Федерация, являясь великой военно-морской державой, умело
использующей солидный политико-дипломатический, экономический и военный потенциалы, обладая громадным влиянием на процессы, происходящие в Африке в настоящее время, становится одним из серьезных центров противодействия новым вызовам и угрозам международной безопасности в XXI веке, с которым приходится считаться всем заинтересованным геополитическим игрокам. Возможности России в регионе весьма велики, принимая во внимание наработанный еще во времена СССР громадный потенциал во многих областях.
работы в Африке исключительно китайской рабочей силы вызывает определенное недоверие к оказываемой КНР помощи и со стороны африканских правительств, что может в перспективе иметь далеко идущие последствия.
Третий. Анализ современной ситуации, связанной с резким ростом морского пиратства и терроризма в Африке в качестве составного элемента и объекта новых вызовов и угроз XXI века, позволяет утверждать, что ведущие страны Запада для усиления своего влияния на данном континенте широко прибегают к двойным стандартам в борьбе с ними для достижения своих, далеко идущих целей. Кроме того, в их планах — использование стратегий и технологий «новых войн» наряду с войнами традиционными и их «обкатка» в условиях Черного континента. В зависимости от развития ситуации в качестве либо первого, либо второго «ударного эшелона» США и их сателлиты по НАТО будут использовать новые вызовы и угрозы XXI века в качестве единой системы для дестабилизации ситуации в странах, сотрудничающих с Россией.
Четвертый. Самостоятельная и независимая политика России в Африке в качестве влиятельного геополитического центра силы и мощной державы раздражает правительства ведущих государств Запада. На волне растущей быстрыми темпами русофобии при поддержке олигархиче-
ских и иных реакционных кругов они прилагают серьезные усилия для выдавливания России из Африки.
Пятый. В отличие от стран Запада, за которыми тянется широкой шлейф темного колониального прошлого и связанных с ним многочисленных преступлений, РФ имеет статус государства, не имеющего колониального прошлого и проводящего антиколониальную политику с опорой на богатое советское наследие. Сегодня благодаря накопленному еще во времена СССР потенциалу Россия должна уверенно восстанавливать свои позиции в Африке и отстаивать собственные интересы в различных областях, в том числе и в военной.
Следует, на наш взгляд, продолжать активно развивать военное сотрудничество со странами Африки, расширять присутствие ВМФ РФ в данном регионе в целях создания и поддержания благоприятных условий для безопасности морской экономической деятельности России, участия в борьбе с пиратством и другими новыми вызовами и угрозами в качестве единой системы, а также в осуществляемых мировым сообществом военных, миротворческих и гуманитарных акциях, отвечающих интересам РФ.
Помимо расширения договорно-правовой базы со странами Африканского континента, касающейся упрощенного захода кораблей и судов ВМФ России в их порты, целесообразно принять меры по созданию
(воссозданию) сети ПМТО кораблей и судов ВМФ, действующих у африканских берегов, на основе последних достижений научно-технического прогресса и внедрения новейших технологий. Такая сеть в сочетании с увеличением количества африканских стран, дружественно настроенных к нашей стране, позволит серьезно усилить военно-морское присутствие России в Африке, обеспечить защиту национальных интересов в данном регионе и коренным образом изменить расклад сил в свою пользу.
В заключение необходимо подчеркнуть, что России как великой державе следует предпринимать
энергичные усилия по скорейшему возвращению и закреплению своих позиций на Африканском континенте, в том числе и в военной сфере, создавать условия для противодействия политике неоколониальной экспансии, проводимой государствами Запада, недопущения установления их безраздельного контроля над богатейшими природными ресурсами Африки, лишения их любой возможности усилить свои позиции и играть против РФ на геополитическом пространстве Африки. Для этого имеются все средства, но главное — политическая воля руководства Российской Федерации.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Кувалдин В.Б. Глобальный мир. Политика. Экономика. Социальные отношения. М.: Издательство «Весь Мир», 2017. С. 355.
2 Там же. С. 356.
3 Внешняя политика России: теория и практика: учебное пособие. М.: Книга и бизнес, 2013. С. 296.
4 Великая Африканская война. За что погибли 5 млн человек // Военное обозрение. URL: https://topwar.ru/145332-velikaya-afrikanskaya-voyna-za-chto-pogibli-pyat-millionov-chelovek.html (дата обращения: 02.09.2019).
5 Сергеев В.М. Борьба за влияние в Африке. URL: http://www.geopolitics. ru/2014/01/borba-za-vliyanie-v-afrike/ (дата обращения: 02.09.2019).
6 Кувалдин В.Б. Глобальный мир...
7 Сергеев В.М. Борьба за влияние в Африке.
8 Фитуни Л. Военно-стратегическое значение Африки в постмонополярном мире // Национальная оборона. 2019. № 8. URL: http://www.oborona.ru/includes/ periodics/geopolitics/2017/0227/210520646/ detail.shtml (дата обращения: 08.09.2019).
9 Страна пяти баз. URL: http:// newsland.com/community/politic/content/
strana-piati-baz/6272197 (дата обращения: 20.09.2019).
10 Там же.
11 Попов ИМ.у Хамзатов М.М. Война будущего. Концептуальные основы и практические выводы. Очерки стратегической мысли. М.: Кучково поле, 2017. С. 227—228.
12 Сергеев В.М. Борьба за влияние в Африке.
13 Китай открыл в Джибути свою первую зарубежную военную базу // Известия, 1 августа 2017. URL: https://iz.ru/626920/2017-08-01/ kitai-otkryl-v-dzhibuti-svoiu-pervuiu-zarubezhnuiu-voennuiu-bazu (дата обращения: 12.09.2019).
14 URL: https://bmpd.livejournal.com/ 2763659.html (дата обращения: 12.09.2019).
15 Фитуни Л. Военно-стратегическое значение Африки в постмонополярном мире.
16 URL: http://www.russarabbc.ru/rusarab/ index.php?ELEMENT_ID=37857 (дата обращения: 12.09.2019).
17 Кузнецов В. Морское пиратство сегодня // Морфлот. 2016. № 4. URL: http:// www.morvesti.ru/tems/detail.php?ID=63142 (дата обращения: 08.09.2019).
18 Сомалийские пираты: много вопросов без ответов // ИА «Оружие России». URL: https://www.arms-expo.ru/news/ archive/somaliyskie-piraty-mnogo-voprosov-bez-otvetov07-07-2011-17-03-00/ (дата обращения: 08.09.2019).
19 Ларина Е.С., Овчинский B.C. Криминал будущего уже здесь. М.: Книжный мир, 2018. С. 197.
20 Материалы глобальной конференции по морской безопасности (Абуджа, Нигерия, 7—9 октября 2019). С. 13. URL: http:// www.globalmaritimesecurityconf.com (дата обращения: 02.09.2019).
21 Внешняя политика России: теория и практика: учебное пособие. М.: Книга и бизнес, 2013. С. 300.
22 Наш интерес в Африке: Зачем Россия вступает в борьбу за влияние на самом жарком континенте. URL: https:// yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2 Ftsargrad.tv%2Farticles%2Fnash-interes-v-afrike-zachem-rossija-vstupaet-v-borbu-za-vlijanie-na-samom-zharkom-kontinente_146540&d=l (дата обращения: 12.09.2019).
23 Россия в Африке: Интересы и противоречия. URL: https://yandex.ru/ turbo?text=https%3A%2F%2Ftsargrad. tv%2Farticles%2Frossija-v-afrike-interesy-i-protivorechija_l78291 &d= 1 (дата обращения: 12.09.2019).
24 Кулъкова О. Поворот России к Африке: каковы перспективы? URL: http:// ru.valdaiclub.com/a/highlights/povorot-rossii-k-afrike-kakovy-perspektivy/ (дата обращения: 12.09.2019).
25 Выход на континент. В Сочи прошел первый саммит «Россия—Африка» // Российская газета. URL: https://rg.ru/2019/10/24/ v-sochi-proshel-pervyj-sammit-rossiia-afrika. html (дата обращения: 25.10.2019).
26 Путин заявил о списании долгов Африки на $20 млрд. URL: https://www.finanz. ru/novosti/aktsii/putin-zayavil-o-spisanii-dolgov-afriki-na-$20-mlrd-1028622328 (дата обращения: 25.10.2019).
27 Фитуни Л. Военно-стратегическое значение Африки в постмонополярном мире.
28 Абрамова И.О. Потенциал Африканского континента в обновленной стратегии развития Российской Федерации // Пленарный доклад на XIV Международной конференции африканистов (Москва, 17—20 октября 2017). С. 16.
URL: https://inafran.ru/sites/default/ files/news_file/abramova-doklad-rus.pdf (дата обращения: 25.10.2019).
29 Шойгу сообщил о расширении военных связей с Египтом // РИА Новости. URL: https://ria.ru/ 20180514/1520513916.html?in=t (дата обращения: 13.11.2019).
30 Там же.
31 Шойгу в Египте: региональные державы предпочитают Россию, а не США // РИА Новости. URL: https://ria. ru/20191113/1560855798.html (дата обращения: 13.11.2019).
32 Крутиков Е. Россия без боя занимает Африку // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20180601/1521817838.html (дата обращения: 02.10.2019).
33 Лавров заявил, что Россия в сентябре безвозмездно поставила в ЦАР партию оружия // ТАСС. URL: https:// tass.ru/politika/6935314 (дата обращения: 02.10.2019).
34 Репортаж специального корреспондента ВГТРК А.Г. Рогаткина, посвященный ситуации в ЦАР, для программы «Вести недели» на канале Россия-1. 29 сентября 2019.
35 Фитуни Л. Военно-стратегическое значение Африки в постмонополярном мире.
36 Кулъкова О. Поворот России к Африке: каковы перспективы?
37 Крутиков Е. Россия без боя занимает Африку.
38 Морская доктрина Российской Федерации 2015 года. URL: http://docs. cntd.ru/document/555631869 (дата обращения: 12.09.2019).
39 Сеть зарубежных баз ВМФ СССР. URL: https://topwar.ru/27392-set-zarubezhnyh-baz-vmf-sssr.html (дата обращения: 12.09.2019).