Научная статья на тему 'США и противодействие террористическим организациям в Африке в начале XXI в'

США и противодействие террористическим организациям в Африке в начале XXI в Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
198
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА США / АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА США / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ / ИСЛАМСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ / USA / US FOREIGN POLICY / US ANTI-TERRORISM POLICY / INTERNATIONAL TERRORISM / ISLAMIC EXTREMISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кудрин Григорий Михайлович

В данной статье рассматривается антитеррористическая политика США в Африке, условия и специфика противодействия угрозе международных террористических организаций на африканском континенте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USA and counter terrorist organizations in Africa at the beginning of the XXI century

This article discusses the US counterterrorism policy in Africa, the conditions and specifics of countering the threat of international terrorist organizations on the African continent.

Текст научной работы на тему «США и противодействие террористическим организациям в Африке в начале XXI в»

США и противодействие террористическим организациям в Африке в начале XXI в USA and counter terrorist organizations in Africa at the beginning of the XXI century

Кудрин Григорий Михайлович

Студент 1 курса Факультет Политологии СПбГУ

Россия, Санкт-Петербург, ул. Смольного д. 1/3 e-mail: st068642@student.spbu.ru

Kudrin Grigory Mikhailovich

Student 1 term Faculty of Political Science SPbU

Russia, Saint Petersburg, Smolnii Str., 1/3 e-mail: st068642@student.spbu.ru

Аннотация.

В данной статье рассматривается антитеррористическая политика США в Африке, условия и специфика противодействия угрозе международных террористических организаций на африканском континенте.

Annotation.

This article discusses the US counterterrorism policy in Africa, the conditions and specifics of countering the threat of international terrorist organizations on the African continent.

Ключевые слова: США, внешняя политика США, антитеррористическая политика США, международный терроризм, исламский экстремизм.

Key words: USA, US foreign policy, US anti-terrorism policy, international terrorism, Islamic extremism.

Внимание США к африканскому континенту имеет весомые причины. Большинство стран Африки отличаются рядом проблем комплексного характера: авторитарная модель политического режима, высокий уровень коррупции, фиктивность или слабое развитие демократических институций, социально-экономическая отсталость, быстрый рост население в условиях сохранения экономического кризиса, сложная гуманитарная ситуация. Все это создает условия для роста экстремизма, распространения идей радикального ислама и активизации международных террористических организаций в регионе, что и обуславливает повышение внимания официального Вашингтона к Африке.

Свидетельством увеличения значения Африки для внешней и военной политики США стало формирование 1 октября 2008 г. нового регионального командования - Объединенного командования вооруженных сил США в Африканской зоне [2]. Раннее африканский континент был разделен на зоны ответственности между Объединенным командованием ВС США в Европейской зоне, Объединенным центральным командованием ВС США и Объединенным командованием ВС США в зоне Тихого океана. Создание Объединенного командования в Африканской зоне происходило на базе Европейского командования, так личный состав новой структуры до сих пор комплектуется за счет кадров Европейского командования ВС США [5]. Общая численность военного и гражданского персонала Африканского командования - 2 тысячи человек [10]. Зона ответственности нового командования распространилась на государства континентальной Африки, а также страны акватории Гвинейского залива и западной части Индийского океана (Мадагаскар, Маврикий, Коморские и Сейшельские острова). В зону ответственности командования не входит Египет в силу специфики географического положения и военно-стратегического значения страны для Ближневосточного

региона. С созданием данной командной структуры Пентагон получил возможность более эффективного мониторинга ситуации в регионе и координации военных акций.

Штаб-квартира Африканского командования (АФРИКОМа) располагается в Штутгарте и включает следующие штабные подразделения:

- сухопутные войска США в Африке (штаб-квартира в Винченце, Италия);

- ВМС США в Африке (штаб-квартира в Неаполе, Италия);

- ВВС США в Африке (авиабаза Рамштайн, ФРГ);

- Корпус морской пехоты США в Африке (штаб-квартира в Штутгарте);

- Объединенная межведомственная тактическая группа "Африканский Рог" (Джибути);

- командование специальными операциями в Африке (штаб-квартира в Штутгарте) [2].

Важное значение для АФРИКОМа имеет межведомственная координация и функциональное сотрудничество с другими государственными структурами, такими как Государственный департамент, ЦРУ, ФБР. Всего 27 представителей американских правительственных органов работают в аппарате Африканского командования. Помощь в решении задач АФРИКОМа оказывает Национальная гвардия США. Военнослужащие Национальной гвардии участвуют в межведомственной тактической группе «Африканский Рог».

С самого создания основополагающим и структурообразующим направлением деятельности АФРИКОМа являлось противодействие террористической активности в регионе. Помимо противодействия исламским экстремистским и иным террористическим организациям, деятельность АФРИКОМа направлена на борьбу с организованной преступностью. В речи перед сенатским Комитетом по делам вооруженных сил командующий АФРИКОМом генерал Д. Родригез выделил такие цели политики безопасности в регионе, как ликвидация исламистских экстремистских организаций («Аль-Шабаб» в Сомали, «Боко харам» в Нигерии, «Аль-Каида» в Магрибе и «Исламское государство» в Ливии), делегирование полномочий миссии Африканского союза в Сомали правительству этой страны, пресечение деятельности международных криминальных и террористических структур по незаконной торговли оружием, укрепление миротворческого и гуманитарного потенциала [7]. Реализация поставленных целей будет опираться не на размещение крупного воинского контингента США в регионе, а на расширение сотрудничества с африканскими странами в сфере безопасности.

Мирные протесты в Ливии в феврале 2011 г., развивавшиеся на фоне протестной волны «Арабской весны» и свержения режимов соседних Туниса и Египта, быстро переросли в вооруженное гражданское противостояние между режимом Муаммара Каддафи и силами Переходного национального совета Ливии, созданного 5 марта 2011 г. Эскалация конфликта в Ливии не могла оставить без реакции мировое сообщество и США. 17 марта 2011 г. Совет безопасности ООН с целью защиты мирного населения Ливии принял резолюцию 1973, санкционировавшую гуманитарную интервенцию без размещения на территории Ливии оккупационных войск иностранных государств [1]. В серии заявлений по ливийскому вопросу президент США Барак Обама подчеркнул, что операция в Ливии «полностью соответствует интересам национальной безопасности и внешней политики США» [11]. Также Обама отметил, что США рассматривают данную операцию как «малозатратную», а нанесения основных авиаударов по объектам противника возьмут на себя Великобритания и Франция [11]. Благодаря авиаударам США, Великобритании и Франции по военным объектам ливийской армии, к концу августа 2011 г. баланс сил в Ливии окончательно изменился в пользу оппозиции. 22 августа 2011 г. повстанцы вошли в Триполи. Взятие повстанцами городов Бени-Валид и Сирт в октябре 2011 г., в ходе которого были захвачены, а затем убиты Муаммар Каддафи и его сын Муттазим, ознаменовало окончание войны. Положительный для США и их союзников исход ливийской операции и свержение режима Каддафи обернулись

разрушением государственных институций Ливии, ростом внутриполитического хаоса, эскалацией напряженности между различными военно-политическими силами, участвовавшими в свержении режима. Как правило, военно-политические структуры, участвовавшие в гражданской войне в Ливии, формировались по территориально-племенному принципу, и, после ослабления центральной власти, они стали осуществлять реальный политический контроль над отдельными территориями страны. Ливия как единое государство перестала существовать. Ливийский кризис привел к дестабилизации политической ситуации в Мали, куда иммигрировали беженцы из племен туарегов, провозгласив там независимое государства Азавад. Все это создавало условия для укрепления позиций исламских радикалов в регионе и развития террористической активности.

Террористическая исламистская организация «Исламское государство - Ливия», являющаяся подразделением «Исламского государства Ирака и Леванта», попыталась расширить сферу своего влияния, пользуясь внутриполитической нестабильностью страны. К концу 2015 г. она контролировала значительный участок побережья Ливии в районе города Сирт, а в начале 2016 г. боевики предприняли попытку захвата нефтяных терминалов с использованием тяжелых вооружений. Ливия стала базой международного терроризма. Из Ливии идет поток вооружений и иностранных боевиков, пополняющих ряды военизированных исламистских радикальных группировок в Сирии и Ираке [2]. Министерство обороны США использует спецназ и ВВС для ликвидации главарей организации «Исламское государство - Ливия». В декабре 2016 года, после 7-месячной битвы за Сирт, силы «Исламского государства» в городе были ликвидированы ливийской армией при поддержке авиаударов США.

Также в странах Магриба и Сахеля АФРИКОМ столкнулся с активностью «Аль-Каиды». В речи перед сенатским Комитетом по делам вооруженных сил генерал Родригез отметил важность сотрудничества с союзниками в сфере антитеррористической деятельности и политики безопасности и охарактеризовал основные методы противодействия террористическим организациям в Северной Африке: «мы продолжаем сотрудничать в Сахале в рамках многосторонней группы планирования - Соединенные штаты, Великобритания, Франция, Канада и Италия - для синхронизации нашей активности в Сахельском регионе Магриба, укрепления многосторонних связей в борьбе против экстремистских организаций. В Тунисе мы оказываем содействие антитеррористической подготовке, помогаем ВВС страны, разведке и пограничной охране. Мы также помогаем Тунису в установке электронных средств наблюдения на ключевых объектах на границе с Ливией с целью пресечения нелегального потока боевиков, оружия и контрабанды. В Алжире сухопутные войска США обучают военнослужащих обнаруживать и обезвреживать самодельные взрывные устройства» [7].

В Западной Африке основную угрозу представляет исламистская террористическая группировка «Боко харам», после ассоциации с «Исламским государством» также именующая себя «Западноафриканская провинция "Исламского государства"» [2]. Ее активность сосредоточена на севере территории Нигерии. Африканский союз выступает с инициативой формирования Многонациональной объединенной межведомственной тактической группы с целью противодействия силам «Боко харам» в Нигерии. США заявили об оказании финансовой поддержки странам, которые примут участие в деятельности данной антитеррористической межведомственной тактической группы. АФРИКОМ оказывает поддержку в налаживании разведывательной деятельности и подготовке на тактической и оперативном уровнях военных Нигерии и других стран, находящихся в зоне действия «Боко харам» (Нигер, Чад, Камерун).

Беспокойство США вызывает безопасность в районах Гвинейского и Аденского заливов, где наблюдается высокий уровень пиратства, разбойные нападения, похищение людей и судов с целью выкупа,

браконьерство. ВМС США оказывают содействие африканским государствам в укреплении безопасности в открытом море [7].

АФРИКОМ оказывает содействие ряду центральноафриканских государств - Уганде, Южному Судану, Демократической республики Конго - угрозу которым представляет экстремистская организация «Божья армия сопротивления» (БАС). При поддержке США национальные вооруженные силы этих стран смогли добиться успехов в противодействии БАСу. Наблюдается снижение террористической активности БАС вследствие ареста лидеров этой организации и сокращения ее численного состава. По данных разведки США, к началу 2016 г. БАС насчитывала не более 200 боевиков [7].

Нестабильность внутриполитической ситуации и активизация деятельности террористических организаций в Сомали стали причиной роста внимания США к этой стране. Соединенные штаты потратили на поддержку миссии Африканского союза в Сомали 355 млн. долл. [2]. Финансовая помощь, поставки военной техники и контртеррористическая подготовка миротворцев создали условия для перелома военно-политической ситуации в стране в пользу миротворческих сил Африканского союза и правительственных войск Сомали.

Важным элементом взаимодействия Вашингтона и его африканских партнеров является помощь Государственного департамента и АФРИКОМа правоприменяющим органам Ганы, Кении, Мали, Нигера, Нигерии и Туниса в рамках Инициативы управления безопасностью (Security Governance Initiative) [8].

Важным шагом на пути сотрудничества США и африканских государств в сфере безопасности стало создание Фонда контртеррористического сотрудничества (Counter-Terrorism Partnership Fund) [9]. Деятельность фонда направлена на финансирование укрепления антитеррористического потенциала африканских государств (подготовку кадров, совершенствование системы управления, совершенствование организации разведывательной деятельности) [7].

Согласно директивному документу «Приоритеты и альтернативы оборонного бюджета», вооруженные силы США должны эффективно отразить потенциальную агрессию в приоритетных для Соединенных штатов регионов Азии - Азиатско-Тихоокеанском регионе и на Ближнем Востоке, сохраняя при этом способность реализации обязательств в сфере безопасности перед Европой и другими союзниками [9]. Африка не является важнейшим приоритетным регионом для Пентагона, но значение региона в мировой политики, мировой экономики и глобальной системе безопасности не позволяет США игнорировать процессы, протекающие в нем. Важнейшими вызовами для США в Африке являются рост террористической активности и международная преступность, развивающиеся в условиях эскалации локальных конфликтов.

Важнейшими инструментами антитеррористической политики США в Африки являются военная дипломатия, оказание военно-технической и финансовой помощи и развитие сотрудничества с национальными силовыми структурами африканских стран в сфере безопасности. В качестве характерной черты Африканского командования, созданного для обеспеченья безопасности и национальных интересов США на африканском континенте, можно выделить ограниченность воинского контингента. Действия США в отношении кризисов в Ливии, Мали и Сомали демонстрируют, что Вашингтон не намерен принимать прямого участия в локальных конфликтах и масштабных контртеррористических операциях в Африке, но он готов поддержать союзников, участвующих в контртеррористических операциях и гуманитарных интервенциях на африканском континенте. Расширение военно-политического сотрудничества США со странами Африки и улучшение межведомственной координации отражает стремление Пентагона сохранить военно-политическое присутствие на африканском континенте в условиях бюджетных и кадровых ограничений.

Список используемой литературы:

1. Резолюция Совета безопасности ООН 1973 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://undocs.org/pdf?symbol=ru/s/res/1973(2011) (дата обращения 03.09.2019).

2. Афанасьев С. В., Ладыгин Ф. И. Военно-доктринальный базис внешней политики США. -М.: Кучково поле, 2017, - 208 с.

3. Печатнов В.О., Маныкин А.С. История внешней политики США. - М.: Международные отношения, 2012. - 672 с.

4. А. И. Шумилин. Политика США на Ближнем Востоке в контексте "Арабской весны" - М.: Международные отношения, 2015. - 336 с.

5. Локальная война в военно-политической стратегии США в начале XXI века / Отв. ред. В. И. Батюк; Институт США и Канады РАН. М.: Издательство "Весь мир", 2017. - 328 с.

6. Defense Budget Priorities and Choices. - Department of Defense. January 2012 [Электронный ресурс] -Режим доступа: file:///C:/Users/st068642/Downloads/703254.pdf (дата обращения 05.09.2019).

7. Statement of General David M. Rodriguez, USA, Commander, United States Africa Command before the Senate Armed Services Committee, 8 March 2016. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.govinfo.gov/content/pkg/CHRG-114shrg25682/html/CHRG-114shrg25682.htm (дата обращения 03.09.2019).

8. Security Governance Initiative - State.gov. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://2009-2017. state. gov/documents/organization/254115.pdf (дата обращения 05.09.2019).

9. U.S. Department of State. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.state.gov/bureau-of-counterterrorism-and-countering-violent-extremism-programs-and-initiatives/ (дата обращения 04.09.2019).

10. About the Command. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.africom.mil/ (дата обращения: 05.09.2019).

11. Curry T. Obama, Libya and the Authorization Conflict // NBC News. com. Mar. 22, 2011. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.nbcnews.com/id/42201792/ns/politics/t/obama-libya-authorization-conflict/#.XYd7WigzbIU (дата обращения: 05.09.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.