УДК 327 А. С. Равняго
аспирант кафедры политологии Института международных отношений и социально-политических МГЛУ; e-maiL: gaL_sid@maiL.ru
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ США В ОТНОШЕНИИ АФРИКИ
В статье рассматривается политика США в отношении Африки, начиная со времен правления Р. Рейгана до сегодняшнего дня; анализируется внешнеполитическая стратегия каждого из президентов США - от Р. Рейгана до Д. Трампа; исследуются причины стратегического интереса США в Африке в различные временные периоды; приводятся оценки экспертов. Особое внимание уделяется военным операциям США в Африканском регионе, а также миротворческим миссиям СБ ООН; делается вывод о неослабевающем интересе США к африканскому континенту как основному поставщику энергетических ресурсов; рассматривается появление новых игроков-конкурентов на африканской арене, таких как Китай, Бразилия, Индия.
Ключевые слова: Африка; США; Китай; Индия; Бразилия; внешняя политика; стратегический интерес; военная операция; интервенция; терроризм; гуманитарная помощь; торгово-экономическое сотрудничество; инвестиции; энергетические ресурсы.
A.C. Ravnyago
Post-graduate student of the Department of PoLiticaL Science of the Institute of InternationaL ReLations and SociaL-PoLiticaL Sciences of MSLU; e-maiL: gaL_sid@maiL.ru.
US CONCEPTUAL APPROACHES TOWARDS AFRICA
The articLe deaLs with the US poLicy towards Africa, since the reign of R. Reyhan to the present day. The author anaLyzes the foreign poLicy strategies of each of the US presidents, from R. Reagan to D. Trump, examines the reasons of the US strategic interest in Africa during different time periods, and presents the assessments of experts. ParticuLar attention is paid to US miLitary operations in Africa, as weLL as to the UNSC peacekeeping missions. The author concLudes that the US has a continuing interest in the African continent as the main suppLier of energy resources. Moreover in recent time emerge new competitors in the African arena, such as China, BraziL, India.
Key words: Africa; USA; China; India; BraziL; foreign poLicy; strategic interest; miLitary operation; intervention; terrorism; humanitarian assistance; trade and economic cooperation; investments; energetic resources.
В условиях глобальной нехватки ресурсов, в первую очередь энергетических, страны Африки выступают тем партнером,
сотрудничество с которым является стратегически необходимым. В связи с этим, интерес мировых держав, в том числе и США, к странам африканского континента не ослабевает. Африканская политика США претерпевала изменения в зависимости от исторического периода, однако Африка всегда занимала одну из ключевых позиций в интересах США.
Во времена холодной войны 40-м американским президентом Р. Рейганом была выдвинута доктрина неоглобализма, подразумевающая поддержку движений, выступающих за свержение прокоммунистических и просоветских сил в странах третьего мира, в том числе и в Африке [Stephen, Rosenfeld 1986]. В октябре 1986 г. в Рейкъявике состоялся саммит, ставший второй встречей Генерального секретаря ЦК КПСС М. Горбачева и президента США Р. Рейгана. Не смотря на то что встреча была прервана без заключения каких-либо договоров, именно ее принято считать первым шагом к завершению эпохи холодной войны. Позднее, на основе соглашений, достигнутых в Рейкъявике, был заключен ряд договоров, позволивших сверхдержавам совместно решить проблему достижения независимости Намибии, способствовать стабилизации обстановки в Анголе, Мозамбике и Эфиопии, активно содействовать началу переговорного процесса в Южно-Африканской Республике, который привел к ликвидации системы апартеида и созданию многорасового государства [A review of Reagan at Reykjavik...].
Приход к власти Дж. Буша-старшего в 1988 г. совпал с периодом значительных изменений на мировой арене: падение Берлинской стены, перестройка и близящийся распад СССР. Будучи вице-президентом в кабинете Р. Рейгана, Дж. Буш-старший считался его преемником, однако политика 41-го президента США все же отличалась от предшественника. Администрацией Дж. Буша-старшего была разработана стратегия национальной безопасности, получившая название «новый мировой порядок» [Журбей]. Госсекретарь США в администрации Дж. Буша-старшего Дж. Бейкер внешнеполитическим приоритетом США назвал американское участие в урегулировании региональных конфликтов в качестве составной части создания безопасных военно-политических условий для развития демократии и рыночной экономики [Baker 1991].
Были предприняты меры по улучшению отношений с СССР: в 1989 г. состоялся Мальтийский саммит, в 1990 г. - встреча
М. Горбачева и Дж. Буша-старшего в Хельсинки, в 1991 г. был подписан Договор о сокращении стратегических и наступательных вооружений СССР и США (СНВ-I).
В то же время правление Дж. Буша-старшего ознаменовалось и значительными военными интервенциями США, крупнейшей из которых стала операция «Буря в пустыне», вызванная вторжением иракских войск в Кувейт. В результате операции иракские войска потерпели сокрушительное поражение и были вынуждены освободить территорию Кувейта.
В конце 1992 г. в Сомали была развернута миротворческая операция Совета Безопасности ООН под названием «Возрождение надежды», возглавляемая США. В 1993 г. операция была признана успешной и прекращена, на смену ей была развернута операция «Продолжение надежды» [Security Council Resolution 1992].
Также США оказывали поддержку проамериканским кандидатам на выборах в Зимбабве, Эритрее, Судане, Анголе и Намибии. По мнению экспертов, в начале 1990-х г. США потеряли стратегический интерес к Африке, поскольку с распадом СССР и падением коммунистического лагеря в целом исчезла угроза перехода стран Африки под влияние враждебного социалистического блока [Белевцева 2011].
Новая страница в истории политики США в Африке связана с приходом к власти в 1993 г. администрации Б. Клинтона. В 1991 г., с распадом СССР, мир стал фактически «однополярным». США, с одной стороны, становились единственной военной сверхдержавой, не имеющей равных по силе противников, но в то же время возникла проблема преодоления конкуренции на мировом торгово-экономическом рынке. В связи с этим, вопросы внешней политики были далеко не главными на президентских дебатах на выборах 1993 г. Однако администрация Б. Клинтона не могла полностью вычеркнуть вопрос внешней политики из повестки дня: нарастающий кризис на Балканах, ситуация на Гаити и в Сомали, смена власти в России требовали реакции со стороны Соединенных Штатов [Сидорова 2010].
В результате в 1990-е г. США применяли военную силу в шести крупных военных операциях, в том числе в Афганистане, Ираке, Сомали и др. Операция в Сомали оказалась неудачной для США, испортив при этом отношения США с ООН, которую Америка
обвинила в провале операции. Кроме того, провал США в Сомали вызвал на мировой арене дебаты о вмешательстве во внутренние дела других государств под предлогом «гуманитарных целей» [Сучков].
Весной 1998 г. Б. Клинтон совершил ряд визитов в африканские государства, в ходе которых была конкретизирована новая африканская политика США. Ее основные положения можно свести к следующему [Торкунов, Мальгин 2012]:
1) события на континенте затрагивают национальные интересы США;
2) необходимо предотвращать распад африканских государств, который может привести к распространению по всему миру терроризма, наркотиков, незаконной миграции, повлияет на ухудшение экологической ситуации и потребует более значительных объемов гуманитарной помощи;
3) интересы укрепления американских позиций в ООН и других международных организациях требуют установления более дружеских и прочных отношений с африканскими странами.
Хотя США в тот период были наиболее активным игроком в Африке, выбор был сделан, главным образом, на сотрудничество с Нигерией (крупным экспортером нефти), Южной Африкой, Анголой (богатой минералами) и государствами, окружающими Судан, т. е. преследовались цели соблюдения собственных экономических интересов и поддержания стабильности на континенте [Сучков].
В 2000 г. геополитические и экономические приоритеты США в Африке были оформлены в принятом законе «Об экономическом росте и торговых возможностях в странах Африки» («African Growth and Opportunity Act», AGOA). Данный закон, срок действия которого в июне 2015 г. был продлен еще на 10 лет, является одним из ключевых документов, определяющих торгово-экономический вектор политики США в регионе. В рамках реализации AGOA США создали в Африке три центра поддержки конкурентоспособности американских товаров; был учрежден специальный «Форум торгово-экономического сотрудничества США со странами Африки южнее Сахары»; Корпоративный совет по Африке, расположенный в Вашингтоне, координирует деятельность частного американского бизнеса на континенте [Алимов, Нестерова 2017].
Через полгода после прихода к власти Дж. Буша-младшего, 11 сентября 2001 г., в США произошел крупнейший террористический акт, который вынес на повестку дня вопрос борьбы с международным терроризмом, незаконным оборотом оружия и наркотиков. Африка вновь приобрела стратегическое значение для США по двум направлениям: борьбы с распространением терроризма и возникшей конкуренцией с Китаем за доступ к нефти и другим минеральным ресурсам. В 2002 г. в Джибути была создана военная база США в «Кэмп-Лемоньер», на которой разместилась Объединенная оперативная группа Африканского Рога с задачей вести борьбу против ячеек «Аль-Каиды» и ее сторонников в Сомали, Судане и других странах Восточной Африки [Урнов 2010].
В 2008 г. Дж. Буш заявил: «Африка становится жизненно важной для наших стратегических интересов» [Вишневский 2011]. Осенью того же года в Африке было образовано региональное командование американских вооруженных сил АФРИКОМ. Задача АФРИКОМ определялась в следующем: «оказании помощи африканским государствам и региональным организациям в укреплении их обороноспособности, с тем, чтобы они могли лучше противостоять угрозам собственной безопасности и ослаблять угрозы интересам США» [Fact Sheet...].
Администрация Дж. Буша-младшего продолжила создавать более благоприятную конкурентную среду для деятельности американских компаний на африканском континенте. При 43-м президенте США размер финансовой помощи странам Африки вырос в четыре раза [СМИ: Трамп сведет к минимуму. 2017].
Пришедшая к власти в 2009 г. администрация Б. Обамы в целом продолжила курс своих предшественников в африканском направлении. Несмотря на свое кенийское происхождение, первый темнокожий президент США не ставил Африку на первое место внешнеполитической повестки, а был более сосредоточен на внутренних экономических проблемах Соединенных Штатов, что объясняется грянувшим в 2008 г. всемирным экономическим кризисом. Однако на втором сроке своего правления Б. Обама вынужден был вновь обратиться к проблемам Африки. Это было вызвано резким ростом позиций потенциальных конкурентов США в регионе - Китая, Индии и Бразилии, что представляло угрозу для экономических и геополитических интересов США в Африке. При
Б. Обаме были сокращены программы финансирования Африки, созданные при его предшественнике, Дж. Буше-младшем, Чрезвычайный план президента по борьбе со СПИДом (PEPFAR) и корпорация «Вызовы тысячелетия» [Nicolas van de Valle 2015___].
Представляется интересным, что воинский контингент ВС США в Африке в годы правления Б. Обамы был увеличен, в то время как дипломатическое присутствие, напротив, было сокращено. К примеру, около двух лет у США не было посла в Нигерии, а также они не имели представительства в северной части страны, в 2012 г. в Центрально-Африканской Республике было закрыто посольство США [Nicolas van de Valle 2015_].
Продолжая линию борьбы с терроризмом своего предшественника, Б. Обама направлял усилия США на борьбу с радикальным исламизмом в Африке, в частности с сомалийской группировкой Аль-Шабаб, нигерийской террористической организацией Боко Харам [22].
США оказывали гуманитарную помощь южносуданскому Дарфуру, Демократической Республике Конго, участвовали в борьбе с Господней армией сопротивления в Уганде. Администрация США ежегодно выделяла около 2 млрд долл. на преодоление кризиса в Южном Судане [Nicolas van de Valle 2015_].
В марте 2011 г. при участии США и под командованием генерала ВС США К. Хэма была развернута операция миротворческого контингента СБ ООН «Odyssey Dawn» в Ливии, направленная на свержение джамахирии под руководством М. Каддафи. В октябре 2011 г., после убийства М. Каддафи, операция была названа успешной и завершена [Security Council Resolution 2011].
Что касается экономического участия США в жизни африканского континента, то здесь администрацией Б. Обамы в качестве приоритета ставилось скорее развитие взаимовыгодного торгового партнерства, нежели увеличение односторонних инвестиций. В частности, в 2012 г. американским правительством была провозглашена «Стратегия США к Югу от Сахары», направленная на углубление коммерческих связей с регионом и установление эффективного партнерства с африканскими странами для ответа на наиболее сложные вызовы безопасности. Стратегия реализуется через такие ключевые инициативы, как «Энергия Африки» / «Power Africa», «Накорми Будущее» / «Feed the Future»,
«Инициатива глобального здоровья» / «Global health initiative» и «Инициатива молодых африканских лидеров» / «Young African Leaders Initiative» [Толстухина]. В ходе своего визита в Южную Африку летом 2013 г. Б. Обама обнародовал программу «Сильная Африка», направленную на увеличение электрогенерирующих мощностей в регионе; в 2014 г. эта программа была расширена [Nicolas van de Valle 2015].
В 2015 г. Б. Обама совершил турне по Восточной Африке, посетив Кению и Эфиопию. В ходе визитов были заключены договоренности по вопросам обеспечения безопасности, борьбы с терроризмом и коррупцией. Президент США также выступил в штаб-квартире Африканского союза, сделав акцент в своей речи на вопросах демократии и соблюдении прав человека в Африке. Кроме того, Б. Обама призвал африканских лидеров к проведению экономических реформ в государствах континента с целью развития бизнеса, международной торговли и увеличения инвестиций [Толстухина].
После избрания на пост президента США в 2017 г. Д. Трамп заявил, что намерен свести к минимуму программы оказания гуманитарной помощи странам Африки и сделать упор на конкуренции американского бизнеса с китайским в данном регионе.
Еще на этапе предвыборной гонки команду Д. Трампа в Африке прежде всего интересовали ход конкурентной борьбы с Китаем, уровень коррупции и размер хищений гуманитарной помощи из США, а также целесообразность объемов ассигнований Вашингтона на эти цели. В плане борьбы с терроризмом помощников избранного президента волновало, почему радикальная группировка «Боко харам» до сих пор не разгромлена и почему связные террористической сети «Аль-Каида» (запрещена в РФ) из африканских стран беспрепятственно проникают и живут в Соединенных Штатах [СМИ: Трамп сведет к минимуму. 2017].
В ноябре 2017 г. во время своего визита в Японию президент США Д. Трамп провел совещание с премьер-министром Японии Синдзо Абэ по поводу проекта открытой и свободной зоны в Тихом и Индийском океанах. Изначально идея создания такой зоны была предложена японским премьером в 2016 г. Тогда, выступая в Кении на конференции по вопросам развития Африки, С. Абэ предложил
сделать область от Тихого океана до Персидского залива «зоной свободы, верховенства права и рыночной экономики». Основное внимание при создании такой зоны было предложено сосредоточить на торговле, инвестициях, развитии инфраструктуры и обеспечении безопасности судоходства. Предполагается, что проект будет включать «два континента и два океана». Имеются в виду Азия и Африка, Индийский и Тихий океаны [Волков 2017].
Представляется очевидным, что подобные проекты являются инструментом сдерживания Китая и Индии, имеющих наиболее растущее влияние в Африке. Политика так называемой азиатской «мягкой силы» является более конкурентоспособной по сравнению с «Soft Power» США и стран ЕС, так как азиатские партнеры предлагают странам Африки крупные проекты, не требуя взамен исполнения каких-либо жестких политических условий и предпочитают не вмешиваться во внутренние дела государств [Алимов, Нестерова 2017].
В январе 2018 г. произошел скандал, спровоцированный тем, что президент США Д. Трамп в ходе совещания по вопросам эмиграции в Овальном кабинете якобы назвал страны третьего мира, в том числе и Африки, «грязными дырами». Однако вскоре в официальном письме, адресованном лидерам стран Африканского союза, Д. Трамп подчеркнул, что «с глубоким уважением» относится к африканским народам и намерен в ближайшем будущем направить на континент госсекретаря Р. Тиллерсона «с продолжительным визитом» [AP: Трамп заявил... 2018].
В апреле 2018 г. Белый дом с официальным визитом посетил президент Нигерии М. Бухари, ставший, таким образом, первым африканским президентом, посетившим Вашингтон после избрания Д. Трампа. В ходе встречи обсуждалась угроза терроризма и проблемы экономического роста в Нигерии. В ходе совместной пресс-конференции Д. Трамп также заявил, что США предоставят Нигерии помощь в размере 1 млрд долл. [Трамп обсудил с лидером Нигерии. 2018].
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что интерес США к африканскому континенту не ослабевает с течением времени, невзирая на экономические трудности внутри страны. Число игроков на африканской арене возрастает, свое «место» в регионе
хотят завоевать такие глобальные конкуренты США, как Китай, Индия, Бразилия. Африка представляет собой основного поставщика энергетических и минеральных ресурсов для США, в связи с чем обеспечение стабильности на континенте и укрепление роли Соединенных Штатов в регионе остается на повестке дня американских лидеров.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алимов А. А., Нестерова И. Е. Интересы США в современных африканских
государствах. // Общество. Среда. Развитие. 2017. № 2. С. 29-33. Associated Press: Трамп заявил, что с глубоким уважением относится к народам Африки. Международная панорама, 27.01.2018. URL: htass. ru/mezhdunarodnaya-panorama/4908507 Белевцева С. Н. Подходы администрации Дж. Буша-старшего к решению региональных конфликтов // Курский государственный университет, 2011. URL: cyberleninka.ru/article/v/podhody-administratsii-dzh-busha-starshego-k-resheniyu-regionalnyh-konfliktov Вишневский М. Л. Реакция африканских стран на современную политику США на континенте // Африка в современных международных отношениях.М. : ИАфр РАН, 2011. С. 190-201. Волков К. Трамп и Абэ обсудят создание новой супер-зоны развития. Российская газета, 03.11.2017. URL: rg.ru/2017/11/03/tramp-i-abe-obsudiat-sozdanie-novoj-super-zony-razvitiia.html Журбей Е. В. Внешняя политика и внешнеполитический процесс администрации Дж. Буша-старшего. URL: ojkum.ru/arc/lib/2011_01_16.pdf Сидорова Г. М. Африканская действительность в контексте нового мирового порядка. Вестник Российской академии наук. 2010. Т. 80. № 10. С. 898-904.
Сидорова Г. М. Вооруженные конфликты в практике внешнеполитических отношений государств Великих африканских озер: дис. ... д-ра политических наук. М. : 2016. 450 с. СМИ: Трамп сведет к минимуму оказание гуманитарной помощи странам Африки. Международная панорама. 15. 01. 2017. URL: tass.ru/ mezhdunarodnaya-panorama/3941704 Современные международные отношения: учебник / под ред. А. В. Торку-
нова, А. В. Мальгина. М. : Аспект Пресс, 2012. 688 с. Сучков М. А. Внешняя политика США при Б. Клинтоне. URL: docplayer.
ru/39729883-M-a-suchkov-vneshnyaya-politika-ssha-pri-b-klintone.html Толстухина А. Африка: последний шанс для Обамы. Российский совет по международным делам. URL: russiancouncil.ru/analytics-and-comments/ analytics/afrika-posledniy-shans-dlya-obamy/?sphrase_id=3111568#1
Трамп обсудил с лидером Нигерии проблемы экономики и борьбы с терроризмом. Служба новостей «Голоса Америки», 30. 04. 2018. URL: www.golos-ameriki.ru/a/cn-us-nigeria/4370851.html Урнов А. Ю. Политика США в Африке на фоне президентских выборов 2012 года. URL: inafran.ru/sites/default/files/page_file/urnov_-_politika_ ssha.pdf
A review of Reagan at Reykjavik: Forty-Eight Hours That Ended the Cold War. The Reagan Vision. URL: www.thereaganvision.org/a-review-of-reagan-at-reykjavik-forty-eight-hours-that-ended-the-cold-war/ Baker J. U.S. Foreign Policy Priorities and Fiscal Year 1991 Budget Request. Statement by Secretary of. State. 1 Febr. 1990 // American Foreign Policy. Current Documents. 1990. U.S. By Ariel Cohen, Ph.D. and Helle C. Dale Russian Anti-Americanism: A Priority Target for U.S. Public Diplomacy. Fact Sheet: United States Africa Command. U.S. Africom Public Affairs
Office. URL: www.africom.mil/getArticle.asp?art=1644&blog=all. Nicolas van de Valle. Obama and Africa. Foreign Affairs. September / October
2015. URL: www.foreignaffairs.com/articles/africa/obama-and-africa Security Council Resolution 794. О создании контингента ООН Unified
Task Force (UNITAF) в Сомали (1992). Security Council Resolution 1973. О санкционировании военного вмешательства иностранных государств в гражданскую войну в Ливии (2011).
RosenfeldS. The Reagan Doctrine: The Guns of July. Foreign Affairs, Spring 1986. URL: www.foreignaffairs.org/19860301faessay7785/stephen-s-rosenfeld/the-reagan-doctrine-the-guns-of-july.html